УДК 332.1 ББК 65.9(2)
Т-92
Тхакушинов Асланчерий Китович, доктор социологических наук, профессор,
профессор кафедры философии, социологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Майкопский государственный технологический университет», г. Майкоп, ул. Первомайская, 191, тел.: 8(8772)525124.
МОНИТОРИНГ УСТОЙЧИВОСТИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ: МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ
(рецензирована)
Исследование проблемы управления региональной экономикой требует привлечения комплекса методологических подходов, которые позволят сформировать полное представление о механизме и методах мониторинга в системе управления устойчивостью региона. Концепция построения системы мониторинга на основе многовариантного ситуационного анализа позволяет решать комплекс задач по управлению экономикой территории.
Ключевые слова: социально-экономическая система, мониторинг, устойчивость региональной экономики, индикаторы-показатели, стратегия развития.
Tkhakushinov Aslancheriy Kitovich, Doctor of Social Sciences, professor, professor of the Department of Philosophy, Sociology and Pedagogy of FSBEIHPE “Maikop State Technological University”, Maikop, 191 Pervomayskaya Str., tel.: 8 (8772) 525124.
MONITORING OF THE REGIONAL ECONOMIC STABILITY:
METHODS AND TOOLS
(Reviewed)
Investigation of the problem of management of regional economies requires the use of complex methodological approaches that will form a complete understanding of the mechanism and methods of monitoring in the system of stability control in the region. The concept of building a monitoring system based on multivariate situation analysis allows us to solve complex tasks of managing the economy of the territory.
Keywords: socio-economic system, monitoring, stability of the regional economy, indicators, metrics, strategy development.
На современном этапе развития для России характерна активизация процессов реструктуризации социально-экономического устройства общества и экономических отношений. «Приоритетные» векторы развития определяются принципами устойчивости и эффективности функционирования экономических систем.
Четкая, сбалансированная и целеориентированная система управления, направленная на реализацию поступательного движения социальных и экономических систем, позволяет достичь желаемых результатов.
Высокая степень динамичности развития характерна для современной российской экономики, поэтому достаточно сложно с большой долей вероятности спрогнозировать состояние ключевых элементов этой системы через определенный промежуток времени. Целенаправленное изменение свойств экономической системы затруднено открытостью, хаотичностью, нечеткостью многих ее составляющих. Менеджеры вынуждены решать нетривиальные задачи управления, опираясь на личный опыт. Решения, как правило, принимаются интуитивно, поскольку инструментарий планирования в условиях нечеткости и динамичности, как объектов управления, так и влияющих на них факторов, недостаточно разработан и адаптирован.
Любая система, в том числе и экономическая, представляет собой набор определенных элементов и совокупность связей между ними. Анализ подобных систем предполагает определение того, как система будет развиваться, какими в некоторый следующий момент
времени будут ее показатели и т.д. Для экономической системы закономерен вопрос - а эффективно ли она работает (обеспечивает ли устойчивый экономический рост)? В данном случае следует определить критерий устойчивого роста и оценивать работу системы, основываясь на этом критерии.
В развитии экономики следует выделить два этапа. Для эволюционного этапа характерны незначительные изменения компонентов и связей в масштабе экономики, а, следовательно, ее структура и функционирование остаются практически неизменными. Революционный этап занимает гораздо меньше времени, чем эволюционный. Но именно он обеспечивает переход экономики на качественно иной уровень развития. В результате происходит резкое изменение структуры экономики и механизма ее функционирования.
Учитывая все вышеизложенное, необходимо разделять способы управления устойчивостью региональной экономики. Они напрямую зависят от этапа ее развития. Данный принцип применим и при переходе на меньшие масштабы рассмотрения объектов, то есть в отношении подсистем региональной экономики. Возможность определения ограниченного количества способов управления практически исключена, ввиду множественности факторов развития экономических систем, тем более при их исследовании как сложных иерархических структур. Таким образом, актуализируется потребность в определении некоторой совокупности принципов, позволяющих осуществлять генерацию управляющих воздействий, адекватных сложившейся ситуации. Данные принципы следует подразделить на две группы в зависимости от характера развития территориальной социально-экономической системы.
Эффективную организацию мониторинга призваны обеспечить следующие основные принципы:
1. Принцип научной обоснованности, являясь универсальным, определяет порядок разработки и постоянного совершенствования системы мониторинга.
2. Принцип объективности предполагает отражение реальных условий функционирования социально-экономической системы региона, а также факторов, которые определяют ее состояние и перспективы развития в формируемой информационной базе.
3. Принцип репрезентативности и адекватности информационного обеспечения. Соблюдение данного принципа обеспечивает «настройку» системы мониторинга на сбор статистически значимых данных, что позволяет получить адекватную оценку изучаемых условий, процессов, результатов.
4. Принцип синергичности основан на проявлении дополнительных эффектов в результате взаимодействия отдельных элементов системы. Синергические эффекты возникают непосредственно в объекте управления - региональной социально-экономической системе; в системе управления и в процессах взаимодействия объекта и системы управления.
5. Принцип системности и комплексности подразумевает учет действия условий и факторов различной природы - социальной, экономической, институциональной, организационно-правовой и др., а также выявление их взаимосвязей, и как следствие, привлечение и анализ различных видов информации.
6. Принцип максимальной анизотропности, независимости от различных особенностей территории. При соблюдении данного принципа система мониторинга способна функционировать на различных территориях, в условиях меняющихся социальноэкономических характеристик (природно-климатических условий, состояния производственной базы, характеристик трудового потенциала и пр.). Указанный принцип предъявляет определенные требования к методическим основам работы с информационными массивами, составу и характеристикам используемых индикаторов.
7. Принцип сочетания преемственности и периодичности предусматривает осуществление регулярного наблюдения за региональным развитием и его результатами, а также расчет и анализ показателей через определенные промежутки времени. Выбор интервалов наблюдения определяется не возможностями и удобством организации работы мониторинговой подсистемы, а задачами управления.
8. Принцип рациональности (эффективности) подразумевает высокую прогнозноаналитическую ценность информации, определяемую не только результатами мониторинга, но и эффективностью всего контура управления, с учетом затрат на ее получение.
9. Принцип адаптации и развития предусматривает приведение системы мониторинга (ее масштабов, используемых показателей, состава оцениваемых характеристик, инструментов анализа и др.) в соответствие с возможностями его организаторов, требованиями пользователей, изменяющимися задачами, внутренними и внешними условиями проведения мониторинга. При этом в результате изменений не должно происходить усложнение системы мониторинга и ключевых показателей, результаты и направления должны оставаться доступными и понятными пользователям информации на различных уровнях. Инновационная составляющая данного принципа проявляется в осуществлении систематического поиска альтернативных информационных источников, организационных схем движения информации и др.
Для своевременной выработки корректирующих воздействий во всех сферах региональной экономики необходимо постоянно отслеживать изменения в социальноэкономической ситуации.
В системе мониторинга базовыми являются показатели-индикаторы, которые характеризуют динамику экономических и социальных процессов сравнительно с аналогичными показателями других регионов, со сходными социально-экономическими, географическими и природно-климатическими условиями.
Значения показателей-индикаторов определяются как целевые ориентиры. При этом используются информационные ресурсы федерального, окружного и регионального уровней. Показатели-индикаторы позволяют оценить текущие изменения в социально-экономической ситуации с последующей корректировкой плановых решений и принятием согласованных оперативных мер, которые обеспечат реализацию стратегии социально-экономического развития региона.
Существует большое число показателей-индикаторов. Нами выделены основные, позволяющие отслеживать неблагоприятные тенденции и наиболее значимые отклонения от стратегии развития. Особое внимание следует обратить на сопоставление фактического уровня данных индикаторов с их целевыми значениями, а также на своевременное применение регулирующих воздействий.
Используемые в системе мониторинга показатели-индикаторы распределены по блокам и характеризуют:
1. Производство и использование валового регионального продукта;
2. Динамику развития производства и результатов хозяйственной деятельности в основных отраслях;
3. Общую экономическую активность и инвестиционный климат (макроэкономические показатели);
4. Динамику развития социальной сферы, уровня и качества жизни населения;
5. Динамику развития налогово-бюджетной системы - важного инструмента государственного управления социально-экономическим развитием.
В современных условиях особо значимым является вопрос эффективности использования информационных ресурсов. Для оценки эффективности системы мониторинга в качестве методологического базиса следует использовать макроанализ общих экономических закономерностей информатизации. Необходимо накапливать и обобщать результаты анализа эффективности конкретных информационных технологий и систем. Оценка основана на анализе социально-экономических показателей развития регионов и отдельных стран; направлений эффективного использования технико-экономических показателей конкретных информационных технологий; технико-экономических эффектов и факторов, определяющих их по опыту применения. Применяются также гипотетические оценки направлений наиболее эффективного использования информационных технологий, основанные на качественном и количественном анализе возможных вариантов систем мониторинга.
Определение степени влияния эффективного использования информационных ресурсов на результаты управления региональной системой, что является сложной задачей, предопределяет применение следующих методологических принципов:
- системный подход предполагает объединение основных экономических и информационных блоков в единое целое;
- кибернетический подход подразумевает рассмотрение прямых и обратных связей между структурными элементами региональной экономики;
- использование как количественных, так и качественных методов анализа при недостаточности эмпирических данных;
- дескриптивно-нормативный подход предполагает направленность мониторинга на выявление объективных свойств информационных ресурсов;
- адаптивный подход требует открытости информационных технологий для оперативной настройки на специфические задачи.
Таким образом, значение использования системы мониторинга и информационных технологий не исчерпывается только экономическим эффектом. Система мониторинга, выполняющая важные хозяйственные функции, выступает в качестве среды функционирования и динамического развития экономических систем региона, а также их управления.
Литература:
1. Николаев, М. Эволюция государственной политики России / М. Николаев, М. Махотаева // Мировая экономика и международные отношения. - 2003. - №5. - С. 65-69.
2.Проблемы интеграции России и Республики Беларусь в союзное государство (экономика и энергетика) / Под науч. ред. А.И. Татаркина, А.А. Куклина. - Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та. - 2002. - 300 с.
З.Чефранов, С.Г. Методическое обеспечение процессов прогнозирования регионального развития / С.Г. Чефранов // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. - 2003. - С. 76-79.
References:
1. Nikolaev M., Makhotaeva M. Evolution of Russian state policy // World Economy and International Relations. 2003. № 5. P. 65-69.
2. Tatarkina A.I., Kuklina A.A. Problems of integration of Russia and Belarus in a federal state (economy and energy). Ekaterinburg: Ural univ. Press, 2002. 300 p.
3. Chefranov S.G. Methodological support of the processes of regional development prediction // Proceedings of high schools. The North Caucasus region. Social Sciences. 2003. P. 76-79.