Научная статья на тему 'Принципы мониторинга региональной институциональной среды'

Принципы мониторинга региональной институциональной среды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
249
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / УПРАВЛЕНИЕ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / МОНИТОРИНГ / REGIONAL ECONOMICS / MANAGEMENT / INSTITUTIONAL ENVIRONMENT / MONITORING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зекох Аскер Ахмедович

В статье анализируются возможности, условия и предпосылки применения мониторингового подхода к исследованию и управлению региональной институциональной средой, определяется совокупность принципов мониторинга и проверяется выполнение и интерпретируются основные положения теории управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of regional institutional environment monitoring

The article analyzes the possibilities, conditions and prerequisites for the application of the monitoring approach to the study and management of regional institutional environment, a set of principles for monitoring has been identified and the basic tenets of the theory of management have been interpreted.

Текст научной работы на тему «Принципы мониторинга региональной институциональной среды»

УДК 332.1 ББК 65.9(2) З-47

Зекох Аскер Ахмедович, аспирант кафедры менеджмента и региональной экономики Майкопского государственного технологического университета, т.: 8(8772)570660.

ПРИНЦИПЫ МОНИТОРИНГА РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ

(рецензирована)

В статье анализируются возможности, условия и предпосылки применения мониторингового подхода к исследованию и управлению региональной институциональной средой, определяется совокупность принципов мониторинга и проверяется выполнение и интерпретируются основные положения теории управления.

Ключевые слова: региональная экономика, управление, институциональная среда, мониторинг.

Zekokh Asker Akhmedovich, postgraduate of the Department of Management and Regional Economics, Maikop State Technological University, tel: 88772570660.

PRINCIPLES OF REGIONAL INSTITUTIONAL ENVIRONMENT MONITORING

(reviewed)

The article analyzes the possibilities, conditions and prerequisites for the application of the monitoring approach to the study and management of regional institutional environment, a set ofprinciples for monitoring has been identified and the basic tenets of the theory of management have been interpreted.

Keywords: regional economics, management, institutional environment, monitoring.

Основным направлением возможной активизации развития региональных социально-экономических систем является их переориентация на расширенную реализацию инноваций. Качественные характеристики результатов реализации такого сценария существенно зависят от того, насколько подготовлена соответствующая институциональная среда [1]. На уровне государства наблюдаются определенные изменения в исследуемой сфере в лучшую сторону:

- инновационный путь принят в качестве базового стратегического ориентира социальноэкономического развития России;

- формируются экономические кластеры, представляющие собой центры инновационного роста (например, Сколково);

- наблюдаются изменения в правовой сфере, призванные повсеместно активизировать инновационные процессы.

Несмотря на это, темпы инновационного развития не в полной мере отвечают ожиданиям. Так, например, анализ двух документов «Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года», «Стратегия социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года» свидетельствует о выборе инновационного сценария в качестве стратегической основы. Вместе с тем, анализ предлагаемых механизмов и инструментов реализации стратегий не позволяет идентифицировать точки такого инновационного роста. Причиной такого положения является несовершенство существующей организационной основы и принятых в обществе правил и норм, в той или иной мере отвечающих за реализацию инноваций. То есть, речь идет о необходимости формирования и совершенствования соответствующей институциональной среды.

Из теории управления известно [3], что для целенаправленного изменения свойств объекта необходимо выполнение трех основных требований:

1. Объект должен быть выделен из среды. В случае выбора в качестве объекта управления институциональной сферы региона достаточно трудно говорить о наличии ее четких границ. В первую очередь данное положение относится к правовой основе, регламентирующей процессы в инновационной сфере. Требование единства правовой базы для всей территории России вместе с принятой ориентацией на инновационный путь социально-экономического развития создают благоприятные условия для формирования нормативно-правовой составляющей институциональной среды, однако не позволяют указать ее границы. Другая составляющая - организационная, напротив, имеет четкую территориальную привязку, что дает основания говорить о возможности выделения из внешнего окружения. Кроме того, даже, несмотря на различную подчиненность институтов, влияющих на качественные характеристики инновационных процессов, практически в каждом случае можно четко установить границы возможных управляющих воздействий для каждого из рассматриваемых иерархических уровней: муниципальное образование, субъект федерации, регион, экономический кластер, федеральный округ и др.

2. Объект должен быть наблюдаемым. Результаты наблюдений, как правило, используются для организации так называемой обратной информационной связи в общей схеме управления. Проблема сбора информации об объекте исследования и управления является одной из наиболее актуальных и трудноразрешимых. Связано это со сложностью рассматриваемых региональных социально-экономических систем. Причем эта сложность часто оказывается даже выше, чем для систем макроуровня - народного хозяйства в целом. Связано это с большей открытостью региональных систем, невозможностью обеспечить собственную систему сбора информации в соответствии с многочисленными решаемыми задачами управления. Трудности сбора информации о состоянии институциональной среды региона обусловлены также и нечеткостью самого объекта исследования. В настоящее время нет четкого представления о том, что считать инновациями, как их измерять, проводить сопоставления и сравнения. Скорее можно сказать, что термин «инновации» характеризует нечеткое множество, элементы которого могут различаться степенью принадлежности к нему: есть разработки, которые однозначно являются инновационными, другие не могут быть отнесены к данному множеству, третьи могут считаться инновациями лишь отчасти. Учитывая предлагаемую в предыдущем пункте сегментацию региональной институциональной среды на две составляющих - организационную и нормативную, можно распространить требования наблюдаемости и на данные сегменты. С точки зрения наблюдаемости они также неодинаковы. Оба сегмента достаточно хорошо могут быть представлены информационно, однако организационная подсистема при этом может характеризоваться количественно с использованием легко измеряемых показателей (количество организаций, работающих в инновационной сфере, объемы продукции и пр.), в то время как нормативная чаще лишь качественно. Количественные показатели для нее могут быть получены на основе экспертных опросов.

3. Объект должен реагировать на внешние воздействия (так называемая «управляемость»). Рассматриваемые объекты управления - региональная институциональная среда, инновационная сфера являются достаточно хорошо управляемыми в тех областях, которые относятся к правовому полю, формированию различных организационных структур. Вместе с тем, в институциональной среде можно выделить формальную и неформальную стороны. Указанные организационно-правовые аспекты относятся к формальной составляющей. Однако, значительное влияние на поведение системных элементов региональной экономики оказывают неформальные институтц, закрепленные в виде обычаев, традиций, сложившихся стереотипов поведения и принятия решений, морально-этических норм, принятых на определенной территории.

Обобщение результатов анализа свойств региональной институциональной среды, существенных с точки зрения управления, представлены в таблице 1. Как следует из таблицы, региональная институциональная среда в процессах управления должна рассматриваться как сложный объект, в котором необходимо выделить однородные по свойствам подсистемы. Усложнение объекта управления требует адекватных мер в отношении структуры и характеристик управляющей подсистемы. В настоящей работе для этих целей предлагается применить мониторинговый подход.

Таблица 1 - Анализ свойств региональной институциональной среды

Региональная институциональная среда

Организационная подсистема Нормативно-правовая подсистема

формальная неформальная

Выделение объекта управления из среды Всегда имеется возможность четкого выделения совокупности объектов из среды Практически не выделяется из среды, поскольку цель ее формирования -единство правовой базы для всех территорий России Выделение из среды возможно, однако территориальные границы не являются четкими, определяя область распространения определенных традиций, обычаев, стереотипов поведения.

Наблюдаемость. Возможность формирования информационной модели Качественные характеристики Имеются практически по любым аспектам функционирования, отличаясь при этом значительным варьированием смыслового наполнения.

Количественные характеристики Имеются в достаточном для организации аналитической обработки количестве. Практически отсутствуют. Могут использоваться в случае незначительной детализации отдельных качественных характеристик подсистемы Практически отсутствуют

Управляемость прямая Управление представляет собой непосредственное формирование Отличается хорошей управляемостью на федеральной уровне Может Подсистема отличается значительной инерционностью и

специальных организационных единиц в региональной системе

косвенная Управление может быть организовано как формирование определенных условий функционирования системных элементов

целенаправленно модифицироваться посредством согласованных с федеральным центром решений

трудно поддается изменениям.

Мониторинг - циклически повторяющиеся измерения ряда величин. Среди базовых принципов организации систем мониторинга, сгруппированных по интересующим сферам, можно указать [4]:

1. Принципы, определяющие наблюдаемость объекта управления:

A) Принцип научной обоснованности. Данный принцип определяет необходимость научного обоснования системы используемых индикаторов и их взаимосвязи с решаемыми задачами и аналитическим инструментарием.

Б) Принцип объективности, предъявляющий к системе сбора информации не только требования обеспечения точности и полноты отражения ситуации, но и независимости результатов измерений от мнений отдельных субъектов. Данное требование в социально-эконо-мических системах выполняется не всегда. Отметим, что, как указано в таблице 1, не все составляющие региональной институциональной среды могут быть описаны количественными параметрами, что делает неизбежным привлечение экспертов. Очевидно, это привносит в информационную модель исследуемого объекта значительную долю субъективизма. С другой стороны, сфера концентрации таких субъективных оценок ранее уже была локализована, что позволяет учесть ее в процедурах обработки информации, аналитическом инструментарии.

B) Принцип реалистичности призван обеспечить соответствие измеряемых параметров фактическому состоянию системы. Он достигается применением специальных индикаторов и аналитического инструментария, отвечающих требованиям точности и валидности. Другие свойства информационного обеспечения определяются следующим принципом.

Г) Принцип репрезентативности и адекватности информационного обеспечения.

2. Принципы, определяющие особенности реализации системы управляющих воздействий в региональных социально-экономических системах:

А) Принцип целенаправленности. Необходимость согласованных с процессами управления этапов получения информации о состоянии региональной институциональной среды требует координации отдельных процедур как во времени, так и по содержанию. В первую очередь это относится к особенностям решаемых задач. Весь их спектр может подразделяться по целевой направленности. Целеполагание - первый и наиболее важный из этапов управления, поскольку определяет все последующие процедуры. Данный принцип, тем самым, определяет необходимость построения мониторинговой системы в соответствии с целями решения конкретных задач.

3. Принципы, отражающие особенности организации и качественные характеристики самой мониторинговой системы:

A) Принцип синергичности, определяющий сонаправленность процессов мониторинга и управления, возникающую вследствие их самоорганизации. Кроме того, данный принцип означает взаимозависимость этапов сбора информации, разработки и реализации управляющих воздействий.

Б) Принцип организационного единства процессов мониторинга и управления социальноэкономическим развитием региона, являющийся продолжением предыдущего принципа в организационной сфере. В настоящее время система информационной поддержки процессов разработки и принятия решений в региональном управлении еще не сложилась в виде, отвечающем потребностям. Существующие институты информационного обеспечения процессов управления ориентированы (и организационно подчинены) на удовлетворение интересов макроуровня. Специфика решения задач управления региональной институциональной средой требует формирования специализированных функционально-ориентированных организационных единиц, отвечающих за качество информационного обеспечения [2].

B) Принцип системности и комплексности. Объект управления - региональная институцио-нальная среда, - является сложной системой. Это требует адекватного учета ее особенностей в процедурах сбора информации (мониторинга) и управления. В отношении первых процедур (мониторинг) данный принцип означает необходимость разработки и использования в аналитической подсистеме некоторой совокупности индикаторов, системно отражающих ситуацию. В отношении вто-рых (управление) - необходимость реализации управляющих воздействий, учитывающих системность объекта управления. Комплексность объединяет мониторинг и управление в единый процесс.

Г) Принцип максимальной анизотропности, независимости от различных особенностей территории. Данный принцип призван обеспечить возможность переноса базовых положений и элементов системы мониторинга и управления институциональной средой в различные регионы. Необходимость его учета обусловлена значительной разнородностью территориальных условий функционирования и особенностей

регионов.

Д) Принцип сочетания преемственности и периодичности, определяющий особенности функционирования механизма мониторинга и управления. В соответствии с ним, формирование региональной институциональной среды должно рассматриваться не как совокупность каких-либо действий, локализованных в пространстве и времени, но как непрерывный процесс, не завершающийся даже в том случае, если такая среда обладает желаемыми характеристиками.

Е) Принцип обеспечения высоких качественных показателей функционирования мониторинговой системы. Нет смысла создавать систему, которая не обеспечит достаточное приращение качества реализации процессов управления. В соответствии с данным принципом, имеется некоторая минимально допустимая граница качества функционирования, достижение которой является необходимым условием, отвечающем за возможность решения задач регулирования региональной институциональной среды. Сама граница может определяться как некоторый набор минимально допустимых характеристик системы мониторинга (периодичность сбора информации, скорость ее получения по сравнению с быстротой изменения ситуации в институциональной сфере, точность, полнота и др.).

Ж) Принцип рациональности (эффективности). Ограниченность региональных ресурсов требует их рационального использования. Данный принцип определяет необходимость сопоставления получаемых в результате управления эффектов преобразования региональной институциональной среды с возможными затратами на их достижение. Необходимо отметить, что данные эффекты могут носить не единовременный характер, трудно поддаются измерениям.

З) Принцип адаптации и развития. Долговременность функционирования систем мониторинга и управления региональной институциональной среды требует определенного внимания к возможным модификациям и совершенствованиям самой рассматриваемой системы. Таким образом, необходимо предусмотреть возможность ее расширения и дополнения как на уровне используемых индикаторов, аналитических инструментов, так и на уровне функциональных блоков. Это также означает, что на этапе проектирования системы желательно выделить такие функциональные блоки с тем, чтобы в последующем не менять всю систему целиком, а ограничиться рядом локальных модификаций для обеспечения актуальных характеристик системы.

Литература:

1. Галинская Н.Н., Чефранов С.Г. Принципы и условия самоорганизации региональных экономических систем // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. Специальный выпуск. Ростов н/Д: Изд-во МГТУ, 2006.

2. Зарубин В.И., Чефранов С.Г., Тхакушинов Э.К. Концептуальные основы разработки механизма мониторинга и управления АПК. Ростов н/Д: СКНЦ ВШ, 2002. 110 с.

3. Кунц Г., О'Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций: пер. с англ. М.: Прогресс, 1981. Т. 1. 439 с.

4. Рисин И.Е., Шлеките И.А. Принципы мониторинга социально-экономического развития региона // Актуальные проблемы развития территорий и систем регионального и муниципального управления: материалы междунар. науч.-практ. конф. Воронеж: ВГУ, 2007. С. 29-32.

References:

1.Galinskaya N.N., Chefranov S.G. The principles and conditions for self-organization of regional economic systems / / Proceedings of the universities. North-Caucasian region. Social Sciences. Special Issue. Rostov-on-Don: MSTUPub. House, 2006.

2. Zarubin V.I., Chefranov S.G., Tkhakushinov E.K. The conceptual basis for developing a mechanism for monitoring and management of AIC. Rostov-on-Don: NCSC HS, 2002. 110 p.

3. Kunz G., O 'Donnell C. Management: a situational and system analysis management functions: transl. from English. M.:Progress, 1981. V.l. 439p.

4. Risin I.E., Schleckite I.A. Principles for monitoring socio-economic development of the region / / Actual

problems of territorial development and systems of regional and municipal administration: materials of the

scientific-practical conference. Voronezh: VSU, 2007. P. 29-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.