Научная статья на тему 'Мониторинг условий воспроизводства социально-трудового потенциала как инструмент модернизации экономики региона'

Мониторинг условий воспроизводства социально-трудового потенциала как инструмент модернизации экономики региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
200
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / РЕГИОН / СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНДИКАТОРЫ / ОЦЕНКА / УПРАВЛЕНИЕ / MODERNIZATION / REGION / SOCIO-LABOUR POTENTIAL / INDICATORS / ASSESSMENT / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Агузарова Л. А.

В статье предлагается авторский подход к разработке подсистемы мониторинга социальнотрудового потенциала территории, интегрированной в систему управления модернизационным развитием региональной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monitoring conditions of reproduction of social and labor potential as a tool for modernizing the region's economy

The article suggests the author's approach to the elaboration of the system of the territory's sociolabour potential monitoring, while the territory itself is integrated into the system of the management of the regional economics modernized development.

Текст научной работы на тему «Мониторинг условий воспроизводства социально-трудового потенциала как инструмент модернизации экономики региона»

МОНИТОРИНГ УСЛОВИЙ ВОСПРОИЗВОДСТВА СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК ИНСТРУМЕНТ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

АГУЗАРОВА Л.А.,

кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономики и управления, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л.Хетагурова (Владикавказ),

e-mail: aguzarova.larisa@yandex.ru

В статье предлагается авторский подход к разработке подсистемы мониторинга социальнотрудового потенциала территории, интегрированной в систему управления модернизационным развитием региональной экономики.

Ключевые слова: модернизация; регион; социально-трудовой потенциал; индикаторы; оценка; управление.

The article suggests the author's approach to the elaboration of the system of the territory's sociolabour potential monitoring, while the territory itself is integrated into the system of the management of the regional economics modernized development.

Keywords: modernization; region; socio-labour potential; indicators; assessment; management.

Коды классификатора JEL: J11, J24, J44, O11.

Задачи модернизации национальной экономики обусловливают необходимость повышения управляемости процессами воспроизводства социально-трудового потенциала регионов. Важная роль в этом процессе отводится созданию информационно-аналитической базы как основы мониторинга развития потенциала, она будет содержать данные о значении его количественных и качественных параметров. Управление развитием человеческого капитала на региональном уровне, как более высоком по сравнению с отдельной отраслью или предприятием, существенно отличается своим содержанием и требует больших объемов информации с точки зрения полной и объективной информационной поддержки системы принятия соответствующих решений. При этом обязательным условием формирования системы мониторинга является обеспечение периодичности получения информации и ее своевременное обновление. Это позволяет обеспечить реализацию принципа чувствительности применяемых индикаторов от изменений в состоянии региональной экономики.

Современное состояние системы мониторинга социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, ежемесячно осуществляемого Министерством экономического развития РФ, акцентировано на выявление динамики изменения макроэкономических показателей [3], в то время как аспекты, касающиеся условий развития трудового потенциала, не получили должного отражения. Кроме того, существующая система мониторинга характеризует региональную ситуацию преимущественно через динамику количественных показателей, в то время как пропорции развития отдельных сфер (например, соотношение демографических показателей и показателей, характеризующих сферу образования), определяющие устойчивость и внутреннюю самодостаточность территории, не отслеживаются.

Трудности в создании системы мониторинга условий развития социально-трудового потенциала региона носят, в первую очередь, объективный характер и обусловлены неразвитостью статистической информации (особенно на уровне муниципальных образований). Например, весьма важные показатели структуры внутирегиональной трудовой миграции, отраслевая структура занятости населения на уровне муниципальных образований, а также ряд других вообще не входят в число показателей традиционной статистики. В связи с этим представляется, что моделируемая система должна рассматриваться как проблемный мониторинг, нацеленный на решение стратегических задач регионального развития. Поэтому такая система должна быть встроена в региональные Программы социально-экономического развития и содержать следующее элементы: перечень измеряемых показателей (индикаторов); источники информации для проведения мониторинга; методы сбора информации; частота и график сбора информации; ответственные за получение и обработку информации; формы представления результатов

© Л.А. Агузарова, 2012

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 2

мониторинга; расходы, необходимые для проведения мониторинга [2]. В таком случае она будет направлена на оценку отдельных компонент потенциала и представлена индикаторами, достаточно широкими по сфере охвата, чтобы, отражая специфику региональных детерминант, не коррелировать между собой (табл. 1). Такие индикаторы являются чувствительными к изменениям в региональной среде, позволяя получать оперативную информацию о возможностях и угрозах развития трудового потенциала территории. Для получения объективных оценок региональных условий воспроизводства социально-трудового потенциала могут быть использованы методы информативно-целевого анализа данных официальной статистики и документальных источников. На основе сравнений полученных значений индикаторов с критическими значениями, а также в результате анализа динамики изменения показателей формируются оценочные суждения и принимаются соответствующие управленческие решения.

Таблица 1

Индикаторы регионального развития в обеспечении воспроизводства социально-трудового потенциала региона

Сфера деятельности Основные показатели

Экономическая сфера - ВРП; - индекс промышленного производства; - численность занятых; - объем инвестиций в основной капитал; - уровень занятости; - среднемесячная заработная плата; - размер прожиточного минимума; - доля лиц с доходом ниже прожиточного минимума; - средняя площадь жилья на душу населения; - объем платных услуг, предоставляемых населению; - коэффициенты миграционного прироста; - удельный вес городского и сельского населения

Социальная сфера - демографические показатели: численность населения, коэффициенты естественного прироста населения, состав населения и т.п.; - показатели, характеризующие выпуск специалистов по уровням образования; - число образовательных учреждений; - показатели здравоохранения: численность врачей, заболеваемость населения и т.д.

Культурная сфера - число спортивных сооружений; - общедоступные библиотеки и др.

Предложенная система интегральных и частных показателей (индикаторов) выбрана таким образом, чтобы их можно было оценить по данным Федеральной службы государственной статистики. Для получения субъективных оценок предлагается использование методов социологического опроса. С этой целью для сбора, обработки и анализа данных используется анкетирование. Важно подчеркнуть, что учет степени удовлетворенности жителей региона предоставляемыми возможностями и условиями развития и реализации своего потенциала позволяет выявить уровень соответствия объективных показателей социальным стандартам, а также определить наиболее проблемные, по мнению населения, сферы жизнедеятельности с целью последующей разработки управленческих решений, направленных на достижение баланса субъективных и объективных оценок.

Решение о периодичности мониторинга представляет хорошо продуманный компромисс между потребностью в свежих данных и затратами на их сбор [4]. Поскольку оценка восприятия населением условий воспроизводства социально-трудового потенциала является трудоемким процессом, важно, чтобы ее проведение было синхронизировано с изменениями в региональной среде. Например, при реализации целевых программ, в том числе для оценки их эффекта и уровня соответствия реализуемой политики поставленным целям. Данные об индикаторах условий воспроизводства потенциала отслеживаются органами государственной статистики и являются доступными раз в год. Сведения о восприятии населением условий и возможностей развития человеческого капитала также желательно иметь ежегодно. Однако из-за трудоемкости получения такой информации, а также сравнительно медленной скорости индикаторов периодичность сбора информации может составлять каждые 3-5 лет.

Рассматривая методологический базис формирования системы мониторинга региональных условий воспроизводства социально-трудового потенциала, отметим, что доминантным требованием будет удовлетворение информационных потребностей для принятии управленческих решений в отношении стратегического развития территории пользователей различного уровня и категорий (рис. 1). В информации о состоянии социально-трудового потенциала территории и имеющихся условиях его развития заинтересованы, прежде всего, органы государственной власти различных уровней, которые осуществляют диагностику состояния регионального развития на основе выявления основных тенденций. Для органов государственной власти необходимо формирование общего представления о состоянии социально-трудового потенциала, проблемных «точках» осуществления его воспроизводства на территории региона, а также об эффективности его использования в разрезе отдельных отраслей и муниципальных образований.

МОНИТОРИНГ УСЛОВИЙ ВОСПРОИЗВОДСТВА.

135

/ \

Органы государственной власти ч________________

Г-----------------\

Бизнес-

сообщество

/-----------------\

Население ч_____________,__

Рис. 1. Содержание информационных потоков по категориям пользователей

Следующей группой пользователей результатов мониторинга является бизнес-сообщество, для которого представляет интерес получение информации о потенциальных резервах повышения эффективности деятельности на основе совершенствования кадровой политики, включая возможности целевой подготовки необходимых специалистов. Население региона также может быть заинтересовано в получении результатов мониторинга в части информации о состоянии местного рынка труда, наличии вакантных мест, возможности получения основного и дополнительного образования в соответствии с личными потребностями и требованиями работодателя. В частности, благодаря данной информации, как отмечает Р.В. Еремин, население принимает решение относительно дальнейшего проживания в данной местности, а также выборе места и сферы приложения труда [1]. При определении величины расходов на проведение мониторинга следует учитывать, что получение объективных данных основано на статистической отчетности и не предполагает значительных затрат.

В общем виде методика оценки условий воспроизводства социально-трудового потенциала региона представлена на рис. 2. Первоначально необходимо произвести оценку комплекса результативных показателей, определяющих условия воспроизводства социально-трудового потенциала (профиль региональных условий). Анализ их соответствия целеориентирующей модели позволяет определить специфические для данного региона детерминанты, выявить лимитирующие элементы, ограничивающие способность и возможности региональной системы к воспроизводству социально-трудового потенциала.

Рис. 2. Последовательность этапов проведения оценки условий воспроизводства социально-трудового потенциала региона

Исследование профиля региональных условий осуществляется путем сопоставления фактических значений интегральных показателей с оптимальными, определяющими целеориентирующую модель регионального развития. Если данную модель описать множеством целевых показателей {В.}, I = 1,п, описывающих желаемое состояние региональной экономической системы, тогда процедура сопоставления профиля региональных условий с целеориентирующей моделью будет сведена к сопоставлению множества {А}, I = 1,п с множеством {В.}, I = 1,п. Показатель релевантности может быть определен как индекс 1р. Тогда полученные в результате сравнения индексы образуют

Макроэкономические тенденции развития региональных детерминант, в том числе уровень безработицы, трудовая миграция, производительность труда, занятость по отраслям и др.

< Состояние регионального рынка труда, предложение

трудовых ресурсов по специальностям (профессиям), возможности целевой подготовки дефицитных специалистов

Состояние рынка основных и дополнительных образовательных услуг, состояние рынка труда (потребность в специалистах), наличие вакантных рабочих мест

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 2

матрицу релевантности, каждый элемент которой представляет собой оценку релевантности региональных условий воспроизводства социально-трудового потенциала региона целеориентирующей модели: [Ip1 I I ]. Для получения субъективных оценок условий воспроизводства потенциала предполагается использование анкеты, содержащей закрытые вопросы, ответы на которую представлены в виде шкалы с оценкой степени важности характеристики: «достаточный уровень» и «недостаточный уровень».

Анализ соответствия региональных условий воспроизводства социально-трудового потенциала региона целеориентирующей модели позволяет определить специфические для данного региона детерминанты, выявить лимитирующие элементы, ограничивающие способность и возможности региональной системы к воспроизводству социальнотрудового потенциала в силу недостаточного своего развития по сравнению с остальными составляющими. Исследование того, в какой мере региональные факторы и условия обеспечивают воздействие на каждую составляющую социально-трудового потенциала, позволяет разработать региональную социально-экономическую стратегию, нацеленную на формирование, сохранение и активизацию трудового потенциала, обеспечивая полный цикл его воспроизводства.

Оценка частных (факторных) индикаторов может быть проведена с использованием той же логики исследования. При этом лимитирующие факторы могут быть выявлены при анализе динамики изменения данных показателей: к лимитирующим будут отнесены те факторы, которые характеризуются отрицательной динамикой.

Важным этапом является дезагрегирование полученных данных по муниципальным образованиям, но одной из проблем является недоступность и/или неточность показателей, что предполагает необходимость совершенствования муниципальной статистики в части характеристик уровня и качества жизни населения. Дезагрегирование показателей позволяет не только проводить сравнительный анализ территорий, но и определить их проблемные «узкие» места для последующего стимулирования трудовых потоков.

Таким образом, оценка условий воспроизводства социально-трудового потенциала региона представляет собой полиаспектную задачу, заключающуюся в формировании такой информационной системы, которая будет содержать достаточный объем сведений для принятия решений отдельными субъектами региональной экономики (властных структур, населения, хозяйствующих субъектов, образовательных учреждений и т.д.) в отношении характера и степени своего участия в развитии человеческого капитала территории. Основными субъектами проведения мониторинга являются Министерство экономического развития регионов, органы статистики, администрации муниципальных образований, рейтинговые агентства, которые представляют его результаты в виде докладов и отчетов Минрегионразвития, статистических сборников, информационных бюллетеней, материалов периодической печати. Важно, чтобы при выборе формы и содержательного объема представления информации по результатам мониторинга учитывалось, для кого данная информация предназначена.

ЛИТЕРАТУРА

1. Еремин Р.В. Особенности проведения мониторинга социально-экономического развития региона для различных групп пользователей // Управление экономическими системами.(Электронный ресурс). Режим доступа: http:// уэкс.рф/index.phpToption =com_flexicontent&view=items&cid=10&id=412&Itemid=15.

2. Никитина П.Ш. Мониторинг и оценка качества // Университетское управление: практика и анализ. 2007.

3. Официальный сайт Министерства регионального развития Российской Федерации. (Электронный ресурс). Режим доступа: http://www.minregion.ru/activities/monitor/region_dev_monitor/.

4. Преннучи Дж., Рубио Г., Суббарао К. Мониторинг и оценка. (Электронный ресурс). Режим доступа: http:// siteresources.worldbank.org/INTPRS1/Resources/383606-1205334112622/4768783-1205337114531/11386_ moneval_ru.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.