Научная статья на тему 'Мониторинг управления ликвидностью кредитных организаций в России'

Мониторинг управления ликвидностью кредитных организаций в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
485
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ЛИКВИДНОСТЬЮ / КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / БАНКОВСКИЙ НАДЗОР / НОРМАТИВЫ ЛИКВИДНОСТИ / РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шелкунова Т.Г., Гасиева Д.К.

В статье рассмотрены различные подходы к управлению ликвидностью, предполагающие как управление активами, так и управление пассивами кредитной организации. Раскрыто содержание теорий управления ликвидностью данных организаций. Проведен мониторинг и анализ основных показателей управления ликвидностью коммерческих банков в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг управления ликвидностью кредитных организаций в России»

ние. Однако уже с 7 в. хараджем назывался поземельный налог, который платило (в основном натурой) население завоёванных территорий, даже если оно принимало ислам.

Джизья (араб.) - подушный налог, который платило немусульманское население в арабском Халифате, а затем в др. мусульманских государствах. Обложению подвергались мужчины, достигшие зрелого возраста (от него освобождались женщины, дети, старики, рабы, нищие, монахи). Вносился преимущественно деньгами, а также натурой. В Османской империи существовал до конца 18 в., когда слился с Хараджем [4, с. 244].

Это налог, который платили немусульмане в счет мусульманского государства в обмен на их защиту и неприкосновенность имущества. Этот вид налога начал применяться еще в период жизни пророка Мухаммада, и о нем говорится в Коране: «Сражайтесь с теми из людей Писания, кто не верует ни в Аллаха, ни в Судный день, кто не считает запретным то, что запретили Аллах и Его Посланник, кто не следует истинной религии, пока они не станут униженно платить джизью собственноручно» (9: 29). Джизья выплачивалась один, или два раза в год. Джизья могла быть выплачена мирным путем на основании договора мусульман с немусульманами, либо же в результате боевых действий, когда мусульманские войска захватывали территории населенные немусульманами. История джизьи восходит к пророку Мухам-маду, который договорился с христианами Наджрана о размере налога, который они обязались выплачивать мусульманскому государству, взамен на свою защиту [1, с. 78].

Список литературы:

1. Васильев Л.С. История религий Востока. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.

2. Исак Ф. Быть мусульманином. - М., 2010.

3. Максуд Р. Ислам. - М., 2011.

4. Религиоведение: учебное пособие / Под ред. М.М. Шахнович. - СПб.: Питер, 2009. - 432 с.

МОНИТОРИНГ УПРАВЛЕНИЯ ЛИКВИДНОСТЬЮ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ

© Шелкунова Т.Г., Гасиева Д.К.*

Северо-Кавказский горно-металлургический институт (Государственный технологический университет), г. Владикавказ

В статье рассмотрены различные подходы к управлению ликвидностью, предполагающие как управление активами, так и управление

* Магистрант кафедры «Финансы и кредит».

пассивами кредитной организации. Раскрыто содержание теорий управления ликвидностью данных организаций. Проведен мониторинг и анализ основных показателей управления ликвидностью коммерческих банков в России.

Ключевые слова: управление ликвидностью, кредитные организации, банковский надзор, нормативы ликвидности, регулирование и контроль.

Современное состояние мировой банковской системы характеризуется высокой степенью неопределенности и неустойчивости. На сегодняшний день проблема обеспечения ликвидности кредитных организаций является одной из важнейших в составе экономической политики развитых стран.

В Российской Федерации актуальность стабильного развития банковской системы особенно проявилась во время финансового кризиса 1998 г., «кризиса доверия» лета 2004 г. и финансового кризиса 2008 г. В Российской Федерации число банков до 1998 г. превышало 2 тыс., за 2008 г. - снизилось с 1136 до 1108. Такое количество банков слишком велико для проведения регулярного и оперативного инспекторского надзора за состоянием ликвидности кредитных организаций со стороны Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ, Банк России) или Агентства по страхованию вкладов (АСВ) [1].

Количество кредитных организаций в России за последние годы постоянно снижается. В соответствии с данными Банка РФ по состоянию на 01.01.2014 года количество коммерческих банков и небанковских организаций в России составляет - 923. За последние 7 лет (с 2008 по 2014 гг.) количество банков сократилось на 213 (с 1136 до 923), что составляет 18,75 %.

Динамика снижения общего количества банков в России изображена на рис. 1.

Рис. 1. Динамика снижения количества банков в РФ

Необходимо также отметить, что сокращение банков быстрыми темпами происходит практически по всем Федеральным округам Российской Федерации [2].

Динамика снижения общего количества банков России, в том числе в разрезе Федеральных округов, за последние 7 лет представлена в табл. 1.

Таблица 1

Количество действующих банков России

01.01. 01.01. 01.01. 01.01. 01.01. 01.01. 01.01.

2008 г 2009 г 2010 г 2011 г 2012 г 2013 г 2014 г

Центральный федеральный округ 632 621 598 585 572 564 547

г. Москва 555 543 522 514 502 494 498

Северо-Западный федеральный округ 81 79 75 71 69 70 70

Южный федеральный округ 118 115 113 47 45 46 46

Северо-Кавказский федеральный округ - - - 57 56 50 43

Приволжский федеральный округ 134 131 125 118 111 106 102

Уральский федеральный округ 63 58 54 51 45 44 42

Сибирский федеральный округ 68 68 62 56 54 53 51

Дальневосточный федеральный округ 40 36 31 27 26 26 22

Всего по РФ 1136 1108 1058 1012 978 956 923

Проведем ранжирование банков по снижению их количества в период с 2008 по 2014 гг., которое представлено в табл. 2.

Наибольший процент снижения количества банков в обозначенный период наблюдался в Южном федеральном округе: со 118 банков в 2008 году до 46 банков в 2014 году, что составляет 61,02 %.

Таблица 2

Ранжирование банков по снижению их количества

№ Федеральные округа Снижение количества банков, %

1 Южный федеральный округ 61,02

2 Дальневосточный федеральный округ 45

3 Уральский федеральный округ 33,34

4 Сибирский федеральный округ 25

5 Северо-Кавказский федеральный округ 24,57

6 Приволжский федеральный округ 23,89

7 Северо-западный федеральный округ 13,59

8 Центральный федеральный округ 13,45

9 г. Москва 10,28

За последние несколько лет в России обозначилась тенденция к снижению ликвидности в российском банковском секторе, что является основной причиной уменьшения количества банков.

Рассмотрим основные факторы формирования ликвидности кредитных организаций.

Одним из инструментов управления текущей ликвидностью является корреспондентский счет кредитной организации, отражающий остаток его

ликвидных средств. Проанализируем график, показывающий сведения об остатках средств на корреспондентских счетах кредитных организаций в Банке России, представленный на рис. 2.

Рис. 2. Сведения об остатках средств на корреспондентских счетах кредитных организаций в Банке России

На основе графика, представленного на рис. 2, можно сделать вывод о том, что остатки средств на корреспондентских счетах кредитных организаций в Банке России за период с 01.01.2012 по 01.01.2014 остаются достаточно стабильными.

Следующим фактором, влияющим на управление текущей ликвидности является объем депозитов кредитных организаций, привлеченных Банком России. За последние три года совокупная величина депозитов значительно снижается. В 2011 году значение данного показателя составило 70122 720,6 млн. руб. В 2012 году наблюдается снижение объема депозитов почти в 3 раза и их величина составила 25 995 966,3 млн. руб. В 2013 г. продолжилось сокращение суммы депозитов и достигло величины, равной 20555452,4 млн. руб. [3].

Далее рассмотрим объемы операций кредитования Банка России, которые представлены в таблице 3.

Таблица 3

Объемы операций кредитования Банка России (в млн. руб.)

Год Объем предоставленных внутридневных кредитов Объем предоставленных кредитов овернайт Объем предоставленных ломбардных кредитов Объем предоставленных кредитов, обеспеченных активами или поручительства

Итог за 2011 г. 38 189 240, 89 208 961, 12 112 742, 68 431 310, 64

Итог за 2012 г. 52 673 666, 64 172 283, 56 211 227, 47 1 520 368, 91

Итог за 2013 г. 57 773 132, 34 146 482, 55 224 889, 78 1 904 104, 42

По данным из табл. 3 видно, что значительно увеличились объемы выдаваемых Банком России кредитов кредитным организациям (внутридневных кредитов). Их величина выросла с 38189240, 89 млн. руб. в 2011 году до 57773132,34 млн. руб. в 2013 году.

Если раньше Банк России применял инструменты, позволяющие абсорбировать излишнюю ликвидность, то сейчас растет выдача различных кредитов в системе рефинансирования.

Другим фактором формирования ликвидности банков является задолженность кредитных организаций перед Центральным банком по операциям РЕПО. Величина данного показателя возросла за исследуемый период в 4 раза. В конце 2011 года задолженность кредитных организаций составила 723 315,7 млн. руб., в 2012 году произошел рост данного показателя до величины - 1 795 032,4 млн. руб., а в 2013 году задолженность достигла 2 897 446,8 млн. руб.

Задолженность кредитных организаций перед Центральным банком по операциям РЕПО представлена на рис. 3.

Рис. 3. Задолженность кредитных организаций перед Банком России по операциям РЕПО

Приведенные статистические данные свидетельствуют о наличии негативной тенденции состояния банковской ликвидности.

Сложившаяся ситуация показывает, что нормативные методы управления ликвидностью и оценки риска ликвидности зачастую являются недостаточно эффективными. В современной экономической литературе всё большее внимание уделяется научным методам управления ликвидностью.

Применяя различные методы управления ликвидностью, кредитная организация стремится найти наиболее эффективное соотношение активов и

пассивов, которое обеспечивало бы необходимый уровень доходности и не ставило под угрозу способности банка отвечать по своим обязательствам.

Повседневная работа коммерческого банка по управлению ликвидностью направлена на самосохранение банка, условием которого выступает бесперебойное выполнение обязательств перед клиентами.

Управление ликвидностью в коммерческом банке является сложным, многофакторным процессом, требующим необычайной взвешенности и обоснованности применяемых управленческих решений, проведения всестороннего анализа и прогнозирования тенденций развития, оценки рисков, знания формальных методов и математических процедур [4].

Управление ликвидностью коммерческого банка в России осуществляется на двух уровнях: на уровне Банка России (централизованное управление), на уровне коммерческого банка (децентрализованное управление).

В настоящее время Банк России применяет три индикативных показателя, регулирующие риск ликвидности: коэффициент мгновенной ликвидности (Н2), коэффициент текущей ликвидности (Н3), коэффициент долгосрочной ликвидности (Н4).

Кроме того, Банк России регулирует концентрацию кредитного риска посредством таких индикативных показателей, как: Н6 (норматив максимального риска на одного или группу заемщиков), Н7 (норматив максимального размера крупных кредитных рисков), Н9.1 (норматив максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам) и Н10.1 (норматив совокупной величины риска по инсайдерам банка) нарушение которых может отразиться на ликвидности банка.

Наряду с организацией мониторинга и контроля за соблюдением показателей ликвидности Банк России располагает рядом других инструментов для её регулирования. К ним относятся: определение нормы и порядок обязательного резервирования и система рефинансирования.

Обязательные резервы, формируемые каждой кредитной организацией в Банке России, исходя из суммы привлеченных ресурсов и установленного норматива обязательного резервирования, создают специальный ресурс Банка России, который может использоваться для поддержания ликвидности отдельных банков.

В последние годы для регулирования ликвидности банков стал применяться новый инструмент, использующий широко известный в зарубежной практике принцип усреднения. Использование этого инструмента доступно только для финансово-устойчивых кредитных организаций. Таким коммерческим банкам предоставлено право оставлятьна своих корсчетах часть нормативной суммы обязательных резервов для использования их при совершении текущих платежей.

В рамках надзорной функции Банк России осуществляет также издание нормативных документов, в которых сформулированы требования по орга-

низации системы управления ликвидностью на уровне каждой кредитной организации.

Управление ликвидностью на уровне отдельной кредитной организации представляет собой сложную систему мероприятий по измерению, анализу, контролю и регулированию ликвидности [5].

Целями управления ликвидностью на уровне конкретной кредитной организации являются:

1. Обеспечение своевременного и полного удовлетворения банком обязательств перед кредиторами, т.е. предотвращение рисков ликвидности и неплатежеспособности;

2. Поддержание такой структуры активов и пассивов, которая обеспечила бы оптимальное сочетание ликвидности и прибыльности коммерческого банка, т.е. не допускала бы сверхликвидности и потери некоторой доходности.

В этой связи задачи управления ликвидностью сводятся к следующему:

- определение текущей потребности кредитной организации в ликвидных средствах, обеспечивающих выполнение имеющихся обязательств перед кредиторами и вкладчиками, поддержание их на соответствующем уровне;

- обеспечение сопряженности сроков движения активов и пассивов для поддержания среднесрочной и долгосрочной ликвидности;

- организация внутрибанковского контроля за соблюдением требований Банка России к уровням экономических нормативов, регулирующих ликвидность кредитной организации, а также полноте и срокам формирования фонда обязательных резервов;

- создание системы краткосрочного прогноза;

- разработка процедур принятия решений в части управления ликвидностью;

- создание внутрибанковской информационной системы для сбора и анализа состояния ликвидности в кредитной организации.

Достижение названных целей и задач предполагает создание в кредитной организации четкой системы управления ликвидностью, включающей:

- комплекс организационных мер по анализу, оценке и контролю;

- обоснование методов и инструментов управления ликвидностью; выбор способа регулирования ликвидности.

Управление ликвидностью во многом обусловлено общей стратегией и моделью поведения, которую выбирает для себя коммерческий банк. Выделяют два основных направления к управлению ликвидностью, а именно: направление, в рамках которого акцент делается на управление активами банка, и направление, связанное с управлением пассивами с целью поддержания ликвидности на достаточном уровне [6].

Мировая практика современного управления ликвидностью коммерческого банка выработала следующие теории:

1. теория коммерческих ссуд;

2. теория перемещения активов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. теория ожидаемых доходов;

4. теория управления пассивами.

Теория коммерческих ссуд утверждает, что банк сохраняет свою ликвидность при условии размещения активов в краткосрочные кредиты, которые могут быть своевременно погашены при нормальном состоянии деловой активности. Иначе говоря, банкам необходимо финансировать последовательные стадии движения товаров от производства к потреблению. Сторонники данной теории предполагают, что именно вложения в краткосрочные ссуды, а не инвестирование в ценные бумаги или недвижимость, создают определенные условия для быстроты превращения активов в денежную форму. Однако она не учитывает в полной мере кредитных потребностей развивающейся экономики. Данная теория управления демонстрирует хорошие результаты в условиях высокой деловой активности предприятий, заемщиков кредита. Однако в период падения производства коэффициенты оборачиваемости товаров, дебиторских долгов замедляются и тем самым заемщики сталкиваются с проблемой своевременного погашения полученных кредитов [7].

Теория перемещения основана на утверждении, что банк обеспечивает свою ликвидность на должном уровне при условии, ели его активы возможно переместить или продать другим кредиторам или инвесторам за наличные. В случае, если кредиты не погашаются в срок, переданные в обеспечение ссуды товароматериальные ценности могут быть проданы, а при наличии потребности в средствах ссуды могут быть рефинансированы в центральном банке. Таким образом, банк должен всегда поддерживать определенную долю своих активов в высоколиквидном состоянии. Однако,в условиях кризиса ликвидные активы могут обесцениться из-за резкого падения котировок фондового рынка, а высоколиквидные активы в виде ценных бумаг имеют низкую доходность и, таким образом, банк сталкивается с некоторыми проблемами в обеспечении своей ликвидности.

Сторонники теории ожидаемого дохода связывают банковскую ликвидность с кредитоспособностью заемщиков, обеспеченной их будущей выручкой. Согласно данной теории посредством изменения структуры сроков погашения кредитов и инвестиций можно воздействовать на ликвидность банка. Краткосрочные кредиты промышленности обладают большей ликвидностью, чем срочные ссуды, а кредиты потребителям на оплату покупок в рассрочку более ликвидны, чем ипотечные ссуды под жилые строения. Портфель, значительную часть которого составляют кредиты, предусматривающие ежемесячные и ежеквартальные платежи в счет погашения основного долга и процентов, ликвиден, поскольку регулярные потоки наличных средств легко планировать. В случае необходимости ликвидных средств можно использо-

вать наличные средства, либо в противном случае они могут быть реинвестированы для поддержания ликвидности в будущем.

Теория управления пассивами базируется на том, что банк:

- может решать проблему ликвидности путем привлечения дополнительных денежных средств, покупая их на рынке капитала;

- может обеспечить свою ликвидность, прибегая к обширным займам денежных средств в центральном банке либо у банков-корреспондентов, а также к займам, получаемым на рынке евровалют.

Коммерческие банки широко привлекают заемные средства. За счёт них формируется больше 80 % общей суммы активов. Управление пассивными операциями представляет собой деятельность, связанную с привлечением средств вкладчиков и других источников средств для данного банка. В управлении пассивными операциями необходимо учитывать отношение между расходами на привлечение средств и доходом, который можно получить от вложения этих средств в займы или ценные бумаги. Следовательно, взаимосвязь между управлением активами и пассивами имеет решающее значение для прибыльности банка [7].

Как показывает практика децентрализованного управления ликвидностью кредитных организаций в России, в настоящее время получают развитие и применение все вышеназванные теории.

Базельским комитетом по банковскому надзору разработаны международные стандарты по оценке и мониторингу риска ликвидности. Комитет пришел к выводу о слабости систем банковского надзора за управлением банковскими рисками. Было заявлено о необходимости:

- создания эффективной системы банковского надзора за состоянием управления риском ликвидности в банках;

- разработки мер реагирования и устранения недостатков в управлении рисками в кризисных ситуациях.

Базельский комитет подготовил два международных стандарта по уровню ликвидности банков, которые должны использовать органы банковского надзора и которые лягут в основу глобальной системы повышения эффективности управления риском ликвидности. Стандарты ликвидности предусмотрены в первую очередь для транснациональных банков и являются минимальными уровнями ликвидности [8].

В российской банковской практике стандарты ликвидности будут применяться:

- в качестве обязательных по краткосрочной ликвидности - с 01.01.2015 г.;

- по показателю чистого стабильного фондирования - с 01.01.2018 г.

Основным стандартом является показатель краткосрочной ликвидности,

определяемый как отношение не обремененных высоколиквидных активов, которые можно конвертировать в денежные средства в течение 30 дней, к чистому оттоку денежных средств за 30 дней.

Смысл этого показателя состоит в том, что банки должны постоянно поддерживать запас высоколиквидных активов в размере не менее величины вероятного чистого оттока средств в течение 30 дней. Вероятный отток средств рассчитывается с учетом возникновения стрессовой ситуации. Сценарные параметры стрессовой ситуации будут определяться органами банковского надзора.

Предлагаемый стандарт ликвидности не заменяет действующих нормативов краткосрочной ликвидности, установленных Банком России и обязательных для выполнения кредитными организациям.

По динамике фактических значений нормативов ликвидности органы банковского надзора могут давать оценку уровню управления ликвидностью в банке, а сами банки принимать решения для поддержания определенного уровня ликвидности в будущем. Базельский стандарт краткосрочной ликвидности отличается от применяемой некоторыми банками системы оценки уровня ликвидности по денежному потоку. Оценка ликвидности «по денежному потоку» основана на сравнении ожидаемых поступлений средств в банке и ожидаемых оттоков средств из банка. Результат сравнения позволяет:

- выявить дефицит или излишек средств в горизонте планирования;

- управлять ликвидностью в предстоящем периоде.

Однако этот метод не содержит оценку потребности в ликвидных средствах в будущем периоде при стрессовых ситуациях на финансовых рынках. Базельский стандарт характеризует соотношение запаса высоколиквидных средств и чистого оттока средств, что делает его более надежным показателем оценки уровня ликвидности банка, основанным на денежном потоке в предстоящем периоде и критериях необходимой величины запаса высоколиквидных средств с учетом стресс-факторов в кризисной ситуации.

Вместе с тем, в целях обеспечения эффективного функционирования банковского сектора необходимо создать сбалансированную систему управления ликвидностью банковской системы, в которой главная роль должна отводиться Банку России:

- как органу надзора за эффективностью систем управления рисками в кредитных организациях;

- как кредитору последней инстанции, организующему систему рефинансирования в целях поддержания ликвидности банковского сектора и защиты интересов вкладчиков и кредиторов [8].

В сложившихся условиях дефицита ликвидности механизм обеспечения ликвидности Банка России является ключевым стабилизирующим фактором, позволяющим коммерческим банкам страны эффективно выполнять свои функции.

Список литературы:

1. Пересецкий А.А. Эконометрические методы в дистанционном анализе деятельности российских банков [Текст] / А.А. Пересецкий; Нац. исслед.

университет «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. - 235 c.

2. Количество банков в России - динамика за 2007-2014 годы, уставной капитал и количество банков в разрезе регионов [Электронный ресурс] // Информационный ресурс «Банкирша.ком». - Режим доступа: http://bankir-sha.com'koHchestvo-bankov-v-rossii-m-konec-goda-fimnsovyi-krizis-ustavnoi-kapital-i-chislennost-bankov.html (дата обращения: 08.05.2014).

3. Информационный ресурс «Цетральный банк Рооссийской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru (дата обращения: 08.05.2014).

4. Управление деятельностьюкоммерческого банка(банковский менеджмент) / Под ред. д-ра экон. наук, проф. О.И. Лаврушина. - М.:Юристъ, 2005. -251 с.

5. Банковское дело: учебник / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроли-вецкой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 559 с.

6. Банковское дело / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. -СПб.: Питер, 2008. - 240 с.: ил. - (Серия «Краткий курс»).

7. Деньги. Кредит. Банки: учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, А.В. Печникова и др.; под ред. проф. Е.Ф. Жукова. - М.: Юнити, 2009. -339 с.

8. Мартыненко Н.Н., Лялькова Е.Ю. Обеспечение ликвидности банков в условиях становления Банка России в качестве мегарегулятора // Банковское дело. - 2013. - № 10. - 70 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.