разования и науки РФ) каталога образовательных стандартов, включающего помимо оценки качества ОС сведения о его разработчиках и рецензентах, сроке действия, методическом обеспечении и т. п. Все это позволит сделать процесс разработки и реализации образовательных стандартов более открытым и информативным.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Байденко В. И. Образовательный стандарт. Опыт системного исследования : моногр. /
В. И. Байденко. Новгород, 1999.
2 Там же.
* Там же.
4 См.: Квалиметрия человека и образования: методология и практика : материалы симпоз. М., 1995— 2000 ; Образовательный стандарт высшей школы: сегодня и завтра : моногр. / под ред.
B. И. Байденко, Н. А. Селезневой. 2-е изд. М., 2002 ; Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высш. образование сегодня. 2003. № 5. С. 34—42.
*'См.: Шихова О. Ф. Система показателей качества образовательного стандарта для втузовского курса физики / О. Ф. Шихова // Квалиметрия человека и образования: методология и практика : тез. докл. 7-го симпоз. М., 1998. Кн. 2. Ч. 2.
C. 39—42.
6 См.: Черепанов В. С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях / В. С. Черепанов. М., 1989.
Поступила 16.06.05.
МОНИТОРИНГ СТАНОВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ: ОПЫТ РАЗРАБОТКИ КРИТЕРИЕВ
Е. Л. Ходырева, декан социально-гуманитарного факультета Вятского государственного гуманитарного университета, доцент
Автор обращается к проблеме педагогического мониторинга как системы наблюдения, отслеживания и исследования хода и результатов процесса становления индивидуальности школьника. Определяются принципы и основные направления исследования этого процесса. В качестве основных критериев развития индивидуальности рассматриваются ее интегративные характеристики — рефлексивность,
способность к самоопределению и креативность.
В XXI в. проблема человека, раскрытия и развития его сущностных сил приобретает первостепенное значение. Результатом образования сегодня должна выступать личность, способная ориентироваться во всем многообразии противоречий современного мира, а не только в конкретном пространстве социальнохозяйственной системы, осознающая свою уникальность и неповторимость, реализующая себя в творчестве, т. е. индивидуальность.
Индивидуальность школьника мы рассматриваем как интегральное понятие, выражающее особую форму его бытия, в рамках которой он обладает внутренней целостностью и относительной самостоятельностью, что дает ему возможность самобытно, активно и творчески проявлять себя в окружаю-
щем мире на основе раскрытия своих возможностей и в соответствии с индивидуальными и общественными потребностями. Каждый ученик уникален, и в образовательном процессе необходимо создать такие условия, которые бы обеспечивали проявление и развитие его индивидуальности. Развитие индивидуальности школьников, по нашему мнению, будет осуществляться эффективно только в том случае, если педагоги, родители и сами учащиеся будут обладать своевременной и качественной информацией о динамике этого процесса, данными, которые бы служили основой для его грамотного педагогического регулирования, коррекции и прогнозирования. Такая информация может быть получена в результате педагогического мониторинга развития индивидуальности.
© Е. А. Ходырева, 2005
Педагогический мониторинг в психо-лого-педагогической литературе рассматривается как метод сбора, обработки, хранения и распространения информации о деятельности педагогических систем, обеспечивающий непрерывное слежение за их состоянием и прогнозирование развития1. Следовательно, мониторинг индивидуальности школьника можно определить как систему наблюдения, отслеживания и исследования хода и результатов процесса становления индивидуальности с целью обеспечения его анализа, оценки, планирования, прогноза и коррекции.
Исходной причиной построения мониторинга индивидуальности как системы в нашей опытно-экспериментальной работе явилось недостаточное качество имеющейся у субъектов образования информации, необходимой для эффективного осуществления процесса индивидуализации, который связан прежде всего с разработкой индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
При проведении мониторинга индивидуальности были использованы следующие основные принципы:
— стратегической направленности, реализация которого предполагает рассмотрение развития индивидуальности как важнейшей цели и ценности образовательного процесса;
— нормативности, реализация которого связана с наличием четких и объективных критериев оценки индивидуальности, отражающих ее сущностные стороны, а не только внешние признаки;
— обратной связи, требующий установления соответствия фактических результатов развития индивидуальности планируемым, а также рефлексивной позиции всех заинтересованных в развитии индивидуальности субъектов;
— действенности, обеспечивающий выявление рассогласований, осуществление корректировки, грамотное прогнозирование условий развития индивидуальности;
— своевременности, предполагающий определенную периодичность на-
блюдений за ходом и результатами процесса становления индивидуальности;
— простоты и экономичности (эффективности), реализация которого требует, чтобы методики, используемые для оценки индивидуальности, были удобными в использовании, носили проективный характер и легко вписывались в образовательный процесс.
Объектом мониторинга в нашем случае являлись процесс и результаты становления индивидуальности школьника.
Мониторинг осуществлялся по двум основным направлениям:
— сбор информации, отражающей динамику процесса становления индивидуальности (наблюдение и оценка);
— учет полученных данных в принятии управленческих решений и корректировке содержательных и процессуальных характеристик образования для повышения эффективности процесса становления индивидуальности (коррекция и прогнозирование).
Отправным пунктом при построении модели мониторинга развития индивидуальности школьников стала разработка его критериев.
Критерий (от греч. кгкепоп) — это признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо2. При определении критериев становления индивидуальности мы руководствовались ее сущностными характеристиками, т. е. исходили из необходимости выделения в ее структуре тех составляющих, развитие которых может служить признаком индивидуальности в целом.
Говоря об индивидуальности школьника, прежде всего имеют в виду неповторимое своеобразие каждого ребенка. Однако неповторимость, уникальность — это внешнее проявление индивидуальности, ее формальная характеристика. Мы полагаем, что сущность индивидуальности можно раскрыть лишь через диалектику общего и единичного, особенного, личностного, социального и уникального, самобытного. Философ И. И. Резвицкий понимает целостность
индивидуальности как взаимосвязь общего, особенного и единичного в человеке. «Как целостная система, — пишет он, — индивидуальность включает в себя, во-первых, общие черты, свойственные индивиду как представителю биологического вида и человеческого общества; во-вторых, особенные признаки, которые присущи ему как члену определенной общественно-экономической формации; в-третьих, единичные признаки, обусловленные специфичностью его биологической организации и социальной микросреды»3. Эти черты и свойства, взятые во внутренней взаимосвязи и целостности, образуют индивидуальность человека, характеризуют его как конкретное существо.
Если рассматривать индивидуальность как системную целостность, то при выделении критериев ее проявления акцент следует делать на изучении видов связей между более или менее полными наборами свойств индивидуальности, относящихся к различным ее уровням. Очевидно, лишь совокупность индивидуальных особенностей может дать более полное представление об индивидуальности человека. В данном контексте нам близка позиция Б. Г. Ананьева, который под индивидуальностью понимает «интеграцию всех свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности»4.
Следовательно, характеристика индивидуальности как целостности предполагает изучение таких ее подструктур, которые вносят наиболее существенный вклад в функционирование целого и являются высшими формами интеграции свойств индивидуальности, создают ее неповторимый, уникальный, облик. В качестве подобных подструктур мы рассматриваем рефлексивность, самоопределение и креативность. Всем им присущ набор показателей, позволяющих провести замеры и сравнить данные мониторинга применительно к каждому школьнику через определенный промежуток времени.
Рассмотрим подробнее критерии развития индивидуальности и определим соответствующие им показатели и диагностический инструментарий.
1. Рефлексивность в психолого-пе-дагогических исследованиях увязывается с проблемой внутреннего мира личности, с ее самопониманием, постижением собственного Я. Этот критерий во многом определяет индивидуальное поведение школьника, его индивидуальные качества. По мнению В. И. Слободчико-ва, индивидуальность — это встреча с самим собой5. Следовательно, она предполагает обращение школьника вглубь себя, выработку критического отношения к способу своей жизни. Индивидуальный выбор ребенок может сделать только на основе ответа на вопросы: «Кто я? Какой я? В чем мои сильные стороны? В чем моя уникальность и самобытность?» Рефлексивность, кроме того* характеризует способность школьника к интегрированию своих индивидуальных качеств в единую, неповторимую структуру, способность сбалансировать структуры собственной индивидуальности на основе самоанализа, само- и взаимооцен-ки. Она позволяет ребенку сохранять свою целостность и неповторимость в развивающих видах деятельности. Признаками развитого самопознания можно считать уверенность в своих силах, целеустремленность, активность.
Для определения особенностей рефлексивности школьника в опытно-экспе-риментальной работе мы использовали следующие методики: сочинение «Какой (какая) я?», интервьюирование, индивидуальные беседы, а также проективные методики. Последние были связаны с созданием в образовательном процессе ситуаций интрадиалога, характеризующихся внутренним осмыслением школьником своих индивидных характеристик, обеспечивающим формирование готовности к расширенному воспроизводству своего индивидуального потенциала.
2. Самоопределение отражает способность индивидуальности на основе
оценки собственного потенциала осуществлять выбор содержания и способов взаимодействия в образовательном процессе. Самоопределение — это выбор школьником позиции по тем или иным вопросам, касающимся социального, профессионального, нравственного аспектов6. Ученик, проанализировав свои возможности и способности, осознанно сопоставляет их с желаниями и на этой основе под руководством или при помощи педагога осуществляет индивидуальный выбор. Насколько этот выбор адекватен индивидуальным особенностям, а также общественным условиям, настолько индивидуальность подготовлена к принятию самостоятельных решений, соотнесению своих желаний и возможностей с общественными нормами жизни и деятельностью других людей.
Таким образом, характеризуя способность к самоопределению как критерий индивидуальности школьника, важно выявить ценностные ориентации и мотивы («хочу»), сопоставить их с реальным Я («могу»), после чего определить возможности для самоутверждения («делаю выбор») в процессе соотнесения с требованиями образовательного сообщества («требуют»). Все это позволит понять, в чем заключается для учащегося смысл обучения в школе, смысл получения образования, входит ли в его систему ценностей общение со взрослыми и сверстниками, видит ли он в контексте взаимодействия с другими ценность собственной индивидуальности.
Для исследования самоопределения школьника в опытно-экспериментальной работе мы использовали анкету для учащихся «Самоопределение», метод экспертных оценок, а также проективные методики, связанные с созданием ситуаций интердиалога, характеризующихся осуществлением с учетом оценки собственной индивидуальности реального или предполагаемого социального, ролевого, профессионального самоопределения в процессе активного, деятельностного общения.
3. Креативность, по нашему мнению, может рассматриваться как концентрированное выражение индивидуальности школьника. Выделение себя из школьного сообщества посредством осознания своей неповторимости, автономности ведет к творчеству, поиску особого, оригинального способа деятельности. Не случайно С. Л. Рубинштейн считал, что индивидуальность есть форма непрерывного выхода человека за пределы самого себя, когда, реализуя индивидуальные потенции, он вносит элементы субъективно или объективно нового в практическую деятельность. Творчество является интегральной характеристикой развития индивидуальности школьника, так как отражает его способность, ориентируясь в изменяющихся условиях, преобразовывать, творчески изменять усвоенный социальный опыт в соответствии с собственными целями, имеющими социальную и общественную направленность.
В качестве показателей креативности мы рассматриваем направленность на творчество, чувство новизны, критичность7. Направленность на творчество отражает устойчивую потребность личности проявлять свою активность в деятельности по созданию нового оригинального продукта, индивидуальную значимость творческой деятельности в системе ценностных ориентаций, предпочтение осуществлять деятельность на творческом уровне. Чувство новизны связано со способностью школьников проявлять творческое воображение, обнаруживать новые связи объекта, рассматривать явление разносторонне, «предвидеть» несколько вариантов решения проблемы, «просчитывать» эти варианты с учетом индивидуальных возможностей. Критичность свидетельствует об умении школьника объективно оценивать процесс и результаты творческой деятельности, свои творческие возможности.
Для оценки креативности в опытно-экспериментальной работе мы использо-
вали анкетирование, наблюдение, обобщение независимых характеристик, изучение продуктов творческой деятельности, а также проективные методики, связанные с реализацией в различных сообществах (школьных и внешкольных) имеющегося у обучающихся и педагогов как носителей различных индивидуальных культур творческого потенциала.
При построении модели мониторинга диагностические методики разрабатывались и объединялись в значимую совокупность, а их результаты заносились в предложенную нами «Карту развития индивидуальности», в которой результаты оценки по тому или иному критерию сопоставлялись между собой. Выбор методов мониторинга осуществлялся с учетом необходимости как количественного, так и качественного анализа каждого явления и факта, а также формирующего характера педагогических методов диагностики.
Индивидуальность, как уже подчеркивалось выше, относится к чрезвычайно сложным системным образованиям и поэтому имеет черты многомерного явления. Естественно, что все связи в ней отличаются многозначной зависимостью. Анализ этих зависимостей дает возможность составить целостное представление о динамике индивидуальности школьника, что, в свою очередь, обеспечит организацию ее целенаправленной педагогической поддержки и коррекции развития.
Выявление зависимостей позволяет сделать корреляционный анализ. Как правило, в педагогических исследованиях подсчитывают парные коэффициенты корреляции8. Однако в нашем исследовании мы используем многомерный статистический анализ на основе корреляционной матрицы. Предметом корреляционного анализа в данном случае является взаимосвязь между рефлексивностью, самоопределением и креативно-
стью. О развитии индивидуальности как целостности мы сможем судить, если корреляционный анализ покажет увеличение тесноты связи между критериями индивидуальности.
Мониторинг индивидуальности не только дает субъектам образования информацию о динамике индивидуальности школьников, позволяет отслеживать изменение ее сущностных характеристик* но и обеспечивает включение результатов исследования в педагогическую поддержку, коррекцию и в проектирование развития. На основе данных проведенного нами мониторинга осуществлялась корректировка образовательного процесса. Исходя из индивидуальных особенностей учеников им предлагалась возможность выстраивать собственную образовательную траекторию как на уровне содержания (перечень факультативов, курсов по выбору, индивидуальных и групповых консультаций, уровень освоения содержания материала по тому или иному предмету), так и на уровне методов и форм организации обучения, которая позволила бы каждому раскрыть и развить свою индивидуальность.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Гролюва С. Ф. Мониторинг образовательного процесса в школе / С. Ф. Громова, Г. А. Лысогор. М., 1999.
- См.: БСЭ, 3-е изд. М., 1970. Т. 13. С, 450.
3 Резвицкий И. И. Личность. Индивидуальность. Общество : Проблема индивидуализации в ее социально-философском смысле /И. И. Резвицкий. М., 1984. С. 38.
* Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. Л , 1969. С. 111.
4 См.: Слободчиков В. И. Психология Личности / В. И. Слободчиков. М., 1998.
6 См.: Машарова Т. В. Социальное самоопределение учащейся молодежи в условиях современного общества : моногр. ( Т. В. Машарова, М. И. Рожков, Е. А. Ходырева. Киров, 2003.
1 Волович Л. Инициатива, творчество, поиск / Л, Волович, Ж. Зайцева, М. Рожков // Учит. газ. 1993. № 40. С, 3.
-См.: ГласеДж. Статистические методы в педагогике и психологии / Дж. Гласс, Дж. Стэнм. М., 1976.
Поступила 27.07.05.