Научная статья на тему 'Критерии качества образовательного стандарта для высшей школы'

Критерии качества образовательного стандарта для высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
375
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шихова О. Ф.

В статье рассматриваются функции и критерии качества образовательных стандартов высшего профессионального образования. Предлагается система критериев для оценки качества вузовского образовательного стандарта по конкретной учебной дисциплине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quality Criteria of Higher School Educational Standards

The article touches upon the functions and quality criteria of higher schools educational standards. The system of criteria for quality evaluation of higher schools educational standards is offered.

Текст научной работы на тему «Критерии качества образовательного стандарта для высшей школы»

диаграммы обученности, частотной характеристики теста, диаграммы формирования структуры знаний на ответы тестовых заданий І, II и III уровней сложности дает дополнительную информацию о качестве формирования структуры знаний обучаемых8.

Применение тестовых материалов, разработанных на основе тезаурусного и квалиметрического подходов, для диагностики «нормативной» структуры знаний позволяет:

— определить полноту отображения материала образовательной программы в содержании тестовых материалов;

— установить соответствие содержания тестовых материалов требованиям ГОС по изучаемой дисциплине;

— выявить пригодность тестовых заданий для оценки сформированности у обучаемых определенных видов знаний по классификации Б. Блума — Р. Гаг-на — В. С. Аванесова;

— определить уровень формирования «нормативной» структуры знаний обучаемых;

— выявить пробелы при формировании структуры знаний студентов;

— наметить дальнейшие пути для повышения качества и эффективности учебного процесса.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Аванесов В. С. Композиция тестовых заданий / В. С. Аванесов. М., 2002.

г См.: Гинецинский В. И. Знание как категория педагогики : Опыт педагогической когнитологии / В. И. Гинецинский, Л., 1989.

3 См.: Субетто А. И. Введение в нормологию и стандартологию образования / А. И. Субетто. СПб. ; М., 2001.

4См.: Аванесов В. С. Указ. соч,,НетшнЮ. М. Введение в теорию моделирования и параметризации педагогических тестов / Ю. М. Нейман,

B. А. Хлебников. М., 2000 ; Челышкова М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов : учеб. пособие/М. Б. Челышкова. М., 2001.

* См.: Снигирева Т. А. Диагностика структуры знаний обучаемых на основе тезаурусного и квалиметрического подходов : дне. ... канд. пед, наук / Т. А. Снигирева. Ижевск, 2001.

6 См.: Черепанов В. С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях / В. С. Черепанов. М.,1989.

7 См.: Шихова О. Ф. О сертификации качества педагогических тестовых материалов / О. Ф. Шихова//Образование и наука : вестн. теорет. и приклад. исслед.:Екатеринбург, 2004. № 4. С. 50—55.

* См.: Снигирева Т. А. О формировании структуры знаний обучаемых ,/ Т. А. Снигирева,, Е. В. Ворсина // Вопросы тестирования в образовании : всерос. науч.-метод, журн. 2004. № 9.

C. 82—90.

Поступила 25.04.05.

КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

О. Ф. Шихова, докторант кафедры профессиональной педагогики Ижевского государственного технического университета

В статье рассматриваются функции и критерии качества образовательных стандартов высшего профессионального образования. Предлагается система критериев для оценки качества вузовского образовательного стандарта по конкретной учебной дисциплине.

Согласно Федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.) государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ГОС ВПО) предназначены для обеспечения:

— качества высшего профессионального образования;

— единства образовательного пространства Российской Федерации;

— основы для объективной оценки деятельности высших учебных заведений;

€) О. Ф. Шихова, 2005

— признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании.

В связи с этим стандарт играет роль юридически оформленной нормы и выполняет следующие функции: организационно-управленческую, развивающую и прогностическую, диагностическую, преемственности, конвертирующую1.

Организационно-управленческая функция обусловлена тем, что стандарт призван установить сбалансированную цель, удовлетворяющую запросам как общества в целом, так и отдельной личности. При этом социальное регулирование и управление образованием могут осуществляться через критерий достижения цели и параметры качества, заложенные в стандарте.

Образовательный стандарт (ОС) призван содействовать развитию обучающейся личности, самой образовательной практики и общества в целом. Иными словами, в нем должны быть заложены требования, ориентированные на перспективу развития научно-техничес-кого прогресса, создание новых технологий, появление новых специальностей и т. п. Этим обусловлена развивающая и прогностическая функция ГОС ВПО.

Диагностическая функция образовательного стандарта требует, чтобы ОС был в достаточной мере технологичным, т. е. содержал возможность оптимальной инструментальной проверки и включал в качестве обязательной составной части методы измерения и интерпретации результатов обучения.

Функция преемственности подразумевает обеспечение взаимосвязи и взаимозависимости всех звеньев и ступеней образования в условиях диверсифицированной образовательной системы.

И наконец, конвертирующая функция образовательного стандарта предполагает интернационализацию качества образования, которая гарантировала бы личности географическую мобильность в рамках ее компетентности.

Таким образом, функции образовательного стандарта фиксируют меру его необходимости и выражают роль ОС в жизнеобеспечении образовательной системы. Очевидно, что полноценное исполнение этих функций требует проектирования таких моделей образовательных стандартов, которые удовлетворяли бы определенным критериям качества, позволяющим анализировать и сравнивать различные варианты ОС.

Критерии качества, по В. И. Байден-ко, — это требования, предъявляемые к новому проекту ОС и его существенным параметрам. Предлагается шесть таких критериев.

Первый — критерий степени системности, отражающий меру представленности существенных параметров, «...характеризующих „входы“ в систему образования, „выходы“ из нее (результаты), процессуальные условия и условия функционирования и развития образовательной системы»2. Этот критерий может быть применим как к образовательным стандартам того или иного уровня образования, так и к совокупности взаимодействующих и преемственных ОС непрерывной образовательной системы.

Второй критерий В. И. Байденко называет критерием преемственности.

Третий характеризует степень ориентации образовательного стандарта на «выходные» и процессуальные параметры.

Четвертый — отражение в ОС количественных и качественных взаимодействий системы образования с надсисте-мой (например, со сферой использования выпускников и т. п.). Анализ образовательного стандарта по этому критерию «...позволит усилить интеграцию образования и образовательной политики, с одной стороны, и экономической, социальной, культурной, научной сфер жизни — с другой»3.

Пятый критерий представляет ориентацию ОС на интересы обучающихся, что может выражаться, например, в оптимизации посильности требований и объ-

емов, задаваемых стандартом, установке на развитие обучающихся и т. п.

Шестой критерий характеризует учет в образовательных стандартах специфических интересов пользователей ОС, что предполагает транспарентность стандарта, однозначность его интерпретаций, узнаваемость в системе образования и т. п.

Таким образом, модель образовательного стандарта должна быть выполнена в определенных параметрах качества, которые устанавливаются разработчиками федеральных компонентов ГОС ВГ10 еще на предпроектном этапе, т. е. на этапе системного анализа ОС.

Созданные в России модели ГОС ВПО не удовлетворяют в достаточной мере ни их разработчиков, ни педагогическую вузовскую общественность, Это подчеркивается в публикациях на страницах ведущих отечественных изданий, посвященных проблемам высшей школы, в докладах на всероссийских научно-практических конференциях по квалимет-рии образования4.

Российские и европейские эксперты (Всемирный банк) указывают на то, что действующие стандарты определяются не как достигнутые студентами результаты, а как исходные характеристики процесса обучения, отражая скорее количественный, чем качественный взгляд на образование. В связи с этим актуальной представляется проблема выбора критериев — показателей качества ОС на региональном и вузовском уровнях, система которых могла бы стать методологически корректным инструментом анализа и сравнения образовательных стандартов. Для оценки качества ОС по конкретной учебной дисциплине такими критериями могут быть5:

1) полнота целеполагания (Ц), т. е. соответствие ОС целям высшего профессионального образования;

2) фундаментальность ОС (Ф), обеспечивающая подготовку специалистов, как минимум, для направления или для группы специальностей;

3) гуманистичность и гуманитар-ность ОС (Г), ориентированная на развитие личности специалиста и способствующая расширению его кругозора;

4) структурность ОС (С), предусматривающая выделение в ОС федерального, регионального и вузовского компонентов;

5) политехничность ОС (77) — для естественно-научных дисциплин;

6) экологичность ОС (Э);

7) методическая полнота ОС (М), предусматривающая, например, включение в ОС педагогических контрольных материалов;

8) технологичность ОС (Г), т. е. наличие способов и средств диагностичной постановки учебных целей (например, наличие тезауруса дисциплины), системы мониторинга ОС и т. п.

В зависимости от специфики учебной дисциплины число показателей может изменяться, а их содержание — конкретизироваться. В качестве оценочной шкалы можно принять 10-балльную, присваивая образовательному стандарту разное количество баллов:

— 10—9 — если он в полной мере (или почти) удовлетворяет данному критерию;

— 8—6 — в основном удовлетворяет;

— 5—2 — требует существенной доработки;

— 1—0 — если ОС (по мнению экспертов) совершенно неприемлем.

Конкретизируем содержание вышеназванных критериев применительно к оценке качества вузовского образовательного стандарта по физике.

Для критерия «полнота целеполагания» введем следующие три градации: соответствие ОС основным положениям Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996 г. (Т(-1); соответствие ОС модели специалиста, например инжене-ра-радиотехника (7|-2); соответствие ОС квалифицированной характеристике, так называемому функционалу, например тре-

бованиям, предъявляемым к инженеру по проектированию и разработке радиоаппаратуры (Д-3).

Для критерия «фундаментальность ОС» можно ввести пять градаций: «гарантированность» получения фундаментальных знаний (в нашем случае по физике) для специалиста, работающего в одной из отраслей знаний, например в области техники (Ф-1); то же — для одного из направлений подготовки, например приборостроения (Ф-2); то же — для группы специальностей, например по работе с ЭВМ (Ф-3); то же — для группы специализаций конкретной специальности (Ф-4); то же — для одной специальности (Ф-5). Конкретизация показателей типа Ф должна производиться исходя из действующего классификатора направлений подготовки специалистов в высшей школе.

Для критерия «гуманистичность и гуманитарность ОС» введем четыре градации: ориентация ОС на развитие личности (.Г-1); связь ОС (по естественнотехническим дисциплинам) с гуманитарным циклом (Г-2); ориентация ОС на развитие научного мировоззрения (Г-3); ориентация ОС на усвоение методологии научного познания (Г-4).

Для критерия «структурность ОС» возможны четыре градации: выделение в ОС федерального, регионального и вузовского компонентов (С-1); выделение в ОС отраслевого (или для группы специальностей) компонента (С-2); наличие в ОС тезауруса специалиста (С-3); формулировка в ОС общих требований к специалисту (С-4).

Для критерия «методическая полнота ОС» введем четыре градации: наличие приложений к ОС, содержащих типовые учебные программы (М-1); наличие педагогических контрольных материалов для диагностики степени достижения требований ОС типа фонда комплексных квалификационных заданий или тестовых заданий (М-2); наличие списка изданной специально для реализации данного ОС учебно-методической литерату-

ры (М-3); наличие разработанных для реализации ОС компьютерных программ (обучающих, контролирующих) и других TCO (М-4).

Для критерия «технологичность ОС» можно предусмотреть четыре градации: согласование ОС с действующими учебными планами (Г-1); наличие реальной сетки часов для усвоения ОС (Г-2); наличие тезауруса дисциплины (Г-3); наличие рекомендаций по организации мониторинга ОС (Г-4).

Кроме рассмотренных выше шести критериев для оценки качества любых ОС возможно введение дополнительных, например: «экологичность ОС» (с градациями: экологичность мировая (Э-1), российская (Э-2), региональная (Э-3), местного уровня (Э-4)); «политехничность ОС» (для естественно-научных дисциплин) и др.

Если для оценки качества ОС применить 10-балльную шкалу, то при использовании 6 перечисленных основных критериев, содержащих 24 градации, и при условии, что ОС должен в основном им удовлетворять (~ 7 баллов), «приемлемый» ОС может быть оценен в 170 баллов. Эта оценка может быть дифференцированной для ОС различного уровня (федерального, регионального, вузовского), различных дисциплин, а также при введении для них различных весовых коэффициентов, учитывающих различную значимость критериев ОС. Весовые коэффициенты устанавливаются методом групповых экспертных оценок6.

В качестве экспертов для оценки качества образовательного стандарта могут привлекаться профессорско-преподавательский состав вузов и работники соответствующей отрасли как потребители выпускников вузов.

Таким образом, проблема оценки качества образовательного стандарта, реализуемого в вузе, может быть решена положительно в рамках квалиметриче-ского подхода. Способствовать решению этой проблемы будет, по нашему мнению, и создание (по линии Министерства об-

разования и науки РФ) каталога образовательных стандартов, включающего помимо оценки качества ОС сведения о его разработчиках и рецензентах, сроке действия, методическом обеспечении и т. п. Все это позволит сделать процесс разработки и реализации образовательных стандартов более открытым и информативным.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Байденко В. И. Образовательный стандарт. Опыт системного исследования : моногр. /

В. И. Байденко. Новгород, 1999.

2 Там же.

* Там же.

4 См.: Квалиметрия человека и образования: методология и практика : материалы симпоз. М., 1995— 2000 ; Образовательный стандарт высшей школы: сегодня и завтра : моногр. / под ред.

B. И. Байденко, Н. А. Селезневой. 2-е изд. М., 2002 ; Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высш. образование сегодня. 2003. № 5, С. 34—42.

*'См.: Шихова О. Ф. Система показателей качества образовательного стандарта для втузовского курса физики / О. Ф. Шихова // Квалиметрия человека и образования: методология и практика : тез. докл. 7-го симпоз. М., 1998. Кн. 2. Ч. 2.

C. 39—42.

6 См.: Черепанов В. С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях / В. С. Черепанов. М., 1989.

Поступила 16.06.05.

МОНИТОРИНГ СТАНОВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ: ОПЫТ РАЗРАБОТКИ КРИТЕРИЕВ

Е. Л. Ходырева, декан социально-гуманитарного факультета Вятского государственного гуманитарного университета, доцент

Автор обращается к проблеме педагогического мониторинга как системы наблюдения, отслеживания и исследования хода и результатов процесса становления индивидуальности школьника. Определяются принципы и основные направления исследования этого процесса. В качестве основных критериев развития индивидуальности рассматриваются ее интегративные характеристики — рефлексивность,

способность к самоопределению и креативность.

В XXI в. проблема человека, раскрытия и развития его сущностных сил приобретает первостепенное значение. Результатом образования сегодня должна выступать личность, способная ориентироваться во всем многообразии противоречий современного мира, а не только в конкретном пространстве социальнохозяйственной системы, осознающая свою уникальность и неповторимость, реализующая себя в творчестве, т. е. индивидуальность.

Индивидуальность школьника мы рассматриваем как интегральное понятие, выражающее особую форму его бытия, в рамках которой он обладает внутренней целостностью и относительной самостоятельностью, что дает ему возможность самобытно, активно и творчески проявлять себя в окружаю-

щем мире на основе раскрытия своих возможностей и в соответствии с индивидуальными и общественными потребностями. Каждый ученик уникален, и в образовательном процессе необходимо создать такие условия, которые бы обеспечивали проявление и развитие его индивидуальности. Развитие индивидуальности школьников, по нашему мнению, будет осуществляться эффективно только в том случае, если педагоги, родители и сами учащиеся будут обладать своевременной и качественной информацией о динамике этого процесса, данными, которые бы служили основой для его грамотного педагогического регулирования, коррекции и прогнозирования. Такая информация может быть получена в результате педагогического мониторинга развития индивидуальности.

© Е. А. Ходырева, 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.