Научная статья на тему 'Мониторинг состояния здоровья учащихся младших классов и подходы к реализации здоровьесберегающих технологий'

Мониторинг состояния здоровья учащихся младших классов и подходы к реализации здоровьесберегающих технологий Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
521
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / АДАПТАЦИЯ / УМСТВЕННЫЕ НАГРУЗКИ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / УЧАЩИЕСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ / УСПЕВАЕМОСТЬ / ПОВЕРХНОСТНАЯ РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ / EDUCATIONAL PROCESS / ADAPTATION / INTELLECTUAL LOADINGS / PHYSICAL DEVELOPMENT / PUPILS OF ELEMENTARY GRADES / PROGRESS / SUPERFICIAL REFLEXOTHERAPY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Быков Е. В., Рязанцев А. А., Чипышев А. В., Мекешкин Е. А.

Представлены результаты анализа психофизиологических и физиологических аспектов адаптации учащихся младших классов к умственным нагрузкам, предложена методика поверхностной рефлексотерапии для коррекции состояния здоровья

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Быков Е. В., Рязанцев А. А., Чипышев А. В., Мекешкин Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monitoring of the state of health of pupils of elementary grades and approaches to realization health improvement of technologies

In work results of the analysis of psychophysio-logical and physiological aspects of adaptation of pupils of elementary grades to intellectual loadings are presented, the technique of superficial reflexotherapy for correction of a state of health is offered.

Текст научной работы на тему «Мониторинг состояния здоровья учащихся младших классов и подходы к реализации здоровьесберегающих технологий»

Оздоровительные технологии в образовательном процессе

УДК 616.12+612.6+796.01

МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ И ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Е.В. Быков, А.В. Рязанцев, А.В. Чипышев, Е.А. Мекешкин Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

Представлены результаты анализа психофизиологических и физиологических аспектов адаптации учащихся младших классов к умственным нагрузкам, предложена методика поверхностной рефлексотерапии для коррекции состояния здоровья.

Ключевые слова: образовательный процесс, адаптация, умственные нагрузки, физическое развитие, учащиеся младших классов, успеваемость, поверхностная рефлексотерапия.

Актуальность. Начало обучения в школе относится к наиболее стрессогенному периоду жизнедеятельности, когда формирующиеся механизмы мозгового обеспечения познавательной деятельности приходятся на период резкой смены социальных условий. Данные о состоянии здоровья детей, обучающихся по инновационным программам, разноречивы: выявлено как ухудшение показателей [2, 4, 11], так и отсутствие негативных изменений показателей [8, 10], либо преобладание средних значений показателей физического развития среди обследованных учащихся [5, 7, 9]. Рост различных функциональных расстройств и хронических заболеваний среди школьников в основном связывается с образовательным процессом и введением инновационных программ обучения [1, 3, 6].

Вышеуказанное определило цель исследования: провести мониторинг морфофункционального развития учащихся младших классов с различным уровнем умственных нагрузок и дать оценку немедикаментозным методам коррекции состояния их здоровья.

Исследования проводились в течение 20072011 гг. на базе МОУ СОШ № 98 и 100 г. Челябинска, детско-юношеской школы олимпийского резерва № 9 г. Челябинска и научной лаборатории факультета физической культуры и спорта ЮжноУральского государственного университета. Основную группу составили учащиеся - мальчики и девочки 1-4-х классов (7-11 лет) со стажем занятий по программе шахматного всеобуча не менее 2 лет. Группу контроля составили учащиеся аналогичного возраста.

Методы исследования. В указанных группах был проведен комплекс лонгитюдных исследований, включающих оценку физического развития, активность различных уровней нейровегетативной регуляции деятельности ССС, анкетирование для

выявления признаков и степени выраженности вегетативных изменений, успеваемости и уровня заболеваемости в днях и количестве случаев на основе анализа медицинских карт учащихся.

Результаты исследования. Проведенный мониторинг физического развития показал, что среднегрупповые значения длины тела учащихся младших классов (7-11 лет) обоего пола в целом соответствовали возрастно-половым стандартам. Мальчики имели более высокие показатели длины тела в возрасте 8-10 лет, в 11 лет девочки были незначительно выше своих сверстников (все различия на уровне тенденции), что было обусловлено различными темпами прироста длины тела. Наиболее значимый прирост установлен у девочек

10-11 лет (учениц 4-х классов по сравнению с третьеклассницами): длина тела увеличилась в среднем от 7,5 см до 10 см (от 5,5 до 7,8 % против

3.4-3,6 % - у мальчиков). Указанные изменения характеризуют начало предпубертатного созревания у девочек. В сравнительном аспекте длина тела мальчиков в возрасте 7 лет (г. Челябинск) не имела существенных различий с детьми соседних регионов.

Прирост массы тела был неравномерным на различных возрастных отрезках у детей разного пола независимо от принадлежности к основной или контрольной группе. У мальчиков наиболее значимый прирост был на возрастном отрезке 8-9 лет (около 4,5 кг, 16,5-17 %), у девочек, - с 10 до 11 лет (более чем на 8 кг, что составило 27-29 %), в результате 11-летние девочки имели массу тела на

1.5-2,5 кг больше, чем их сверстники. Выявлено, что во всех возрастных группах преобладают ученики со средним уровнем анализируемых показателей (55-65 %). Следует отметить отсутствие гендерных различий, однако от первого к четвертому классу количество мальчиков с «высоким уровнем» длины тела и уровнем массы тела ниже

Быков Е.В., Рязанцев А.В., Чипышев А.В., Мекешкин Е.А.

Мониторинг состояния здоровья учащихся младших классов и подходы к реализации здоровьесберегающих технологий

среднего увеличивается на 5 %, девочек с уровнем массы тела ниже среднего - на 7 %, а количество девочек с уровнем массы тела выше среднего -на 5 % независимо от принадлежности к основной или контрольной группе.

Среднегрупповая величина показателя окружности грудной клетки во всех изученных группах соответствовала возрастной норме. Наиболее существенный прирост наблюдался на возрастных отрезках 9-10 (мальчики и девочки - на 4,8-5,5 %) и 10-11 лет (девочки - на 4,5-5,5 %).

Обследование 7-летних детей в начале первого года обучения показало, что число гармонично развитых мальчиков по сравнению со сверстницами было на 4,5 % больше, среди девочек также больше лиц с резко дисгармоничным развитием (по признаку дефицита массы тела). К концу обучения в младших классах (11-летние дети) установлена тенденция к увеличению доли учащихся с дисгармонией в развитии (дисгармоничное и резко дисгармоничное развитие), в большей степени также среди девочек (около 28 % - у мальчиков и около 32 % - у девочек).

Исходное распределение 7-летних учащихся по группам здоровья показало, что преобладают дети со II группой здоровья - от 58,3 % среди девочек основной группы до 61,2 % среди мальчиков основной группы, а количество учащихся младших классов, относящихся к III группе здоровья, в первом классе составляло от 23,3 до 23,9 %. В динамике 4 лет произошло уменьшение числа учащихся обоего пола, отнесенных к первой группе здоровья, до 13,7-14,1 %, аналогичная тенденция наблюдалась с количеством детей второй группы здоровья. Доля детей, у которых наблюдалось ухудшение здоровья при обучении с 1-го по 4-й класс (переход из I во II и из II в III группу), составила суммарно около 28 %: от 26,6 % - у девочек контрольной группы до 29,2 % —девочек основной группы. При этом количество детей, сохранивших группу здоровья, составило около 70 %: от 66,9 % -у девочек основной группы до 69,3 % у мальчиков контрольной группы. С возрастом удельный вес относительно здоровых детей снижается.

В 7-летнем возрасте число лиц, отнесенных к основной группе для занятий физической культурой, составило от 66,2 % (девочки основной группы) до 70,0 % (мальчики контрольной группы), к

11-летнему возрасту снижение количества детей этой группы составило около 5 %. В то же время возрос процент лиц, отнесенных к подготовительной и специальной группе.

Отдельного внимания заслуживают результаты изучения успеваемости учащихся 4-х классов как один из интегральных показателей адаптации к условиям образовательной деятельности. Было установлено, что по ряду предметов средние баллы по итогам учебного года в основной группе были достоверно выше, чем в контрольной группе. Так, по математике мальчики основной группы имели 4,19 ± 0,10, а девочки 4,25 ± 0,13 против 3,60 ± 0,22 и 3,64 ± 0,20 соответственно (р < 0,05);

по русскому языку - 4,25 ± 0,11 у мальчиков основной группы против 3,30 ± 0,15 контрольной (р < 0,05), у девочек основной группы 4,26 ± 0,17 против 3,73 ± 0,19 (р < 0,05).

Таким образом, оценка современного состояния и тенденции здоровья детей свидетельствует о наличии отклонений в физическом развитии, динамики развития физических качеств, что в целом ведет к снижению уровня здоровья. Анализ заболеваемости, проведенный по данным амбулаторных карт, показал, что ее уровень повышался к 4-му классу. Нами установлено, что у первоклассников основной группы в течение года число случаев заболеваний составило в среднем 3,14 ± 0,29 раза, контрольной - 3,24 ± 0,31; в 4-х классах различия также были недостоверны - соответственно 3,19 ± 0,30 и 3,06 ± 0,32 раза. Число пропущенных по болезни дней выше у первоклассников по сравнению с учащимися 4-х классов, а также у мальчиков обеих групп по сравнению с девочками. Наиболее низкий уровень заболеваемости выявлен у девочек 4-го класса контрольной группы (3,70±0,55 дней), высокий - у мальчиков основной группы (13,86 ± 2,15 дней).

Исследование признаков «вегетативных изменений», выявленных путем анкетирования по А.М. Вейну, показало следующее. Средний балл по основной группе первоклассников составил 12,15 ± 1,40; 35 % детей имеют сумму баллов более 15, что трактуется А.М. Вейном как наличие признаков вегетососудистой дистонии. Из анализируемых в данной анкете признаков «вегетативных изменений» (данные субъективной оценки самочувствия) наиболее часто дети отмечают: повышенную утомляемость - 40 %, раздражительность - 31 %, головные боли - 25 %, плохой сон -20 % респондентов. В группе контроля получены аналогичные результаты. Девочки обеих групп имели несколько более высокие баллы (на правах тенденции). В 4-м классе величина показателя «вегетативных изменений» в основной группе составила 12,70 ± 1,45 балла, при этом 40 % детей имеют сумму баллов более 15; в контрольной соответственно - 12,60 ± 1,55 и 40 %. Наибольшее число лиц с вегетативными изменениями было у мальчи-ков-четвероклассников основной группы (более 45 %), средний балл у них составлял 13,29 ± 1,41, что характеризует наличие напряжения адаптационных процессов

Подводя итог, можно сделать заключение о том, что уже при поступлении в школу значительный процент детей имеет различные отклонения в состоянии здоровья (более 60 %), зачастую с сочетанной патологией. В процессе обучения в младших классах состояние здоровья детей имеет тенденцию к ухудшению, что требует, во-первых, более детальной оценки степени напряжения адаптационных процессов и, во-вторых, целенаправленной работы по психолого-педагогическому и медико-биологическому сопровождению учащихся. Нами было предложено для снижения выраженности процессов утомления детей, повышения

Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 30

7

Оздоровительные технологии в образовательном процессе

умственной работоспособности использовать устройства для проведения поверхностной рефлексотерапии (ПРТ): массажные кольца, иппликаторы).

Результаты исследования спектральных характеристик ритма сердца (РС) учащихся с наличием вегетативных изменений показали, что у них исходные показатели ЧСС выше, а общая мощность спектра (ОМС) ниже в группе лиц с нормальным вегетативным статусом до ПРТ по сравнению с итоговыми цифрами (на правах тенденции), также у них были низкими значения мощности ВЧ-колебаний в начале исследований, на завершающем этапе достоверно возросли и были сопоставимы с показателями в группе лиц с нормальной тревожностью. Более существенные различия нами были выявлены при анализе относительной мощности (доли) колебаний в спектре ритма сердца. В частности, до проведения курса ПРТ значения НЧ и ОНЧ на 15 % больше, а ВЧ на 20 % ниже, чем в конце наблюдения.

Нами наблюдались положительные изменения не только в целом по группе, но и у большинства из учащихся, прошедших не менее двух курсов ПРТ. Процент лиц с дезадаптивными реакциями снизился с 32,3 % до ПРТ до 15 % после. Выявлены также положительные изменения при анкетировании для определения признаков вегетативных изменений и нарушений. В исследуемой группе средний балл до проведения курса ПРТ составлял 16,31 ± 1,13 балла, более 15 баллов имели 65 % учащихся. После ПРТ средний балл составлял 13,14 ± 1,16 балла (снижение достоверное), более 15 баллов - 8 учащихся из 38 (21,5 %).

Заключение. Уровень умственных нагрузок (занятия по основной программе и по программе интеллектуально-игрового всеобуча) не оказывает существенного влияния на физическое развитие учащихся младших классов: у мальчиков и девочек основной и контрольной группы отсутствуют достоверно значимые различия антропометрических показателей (длина тела, масса тела, окружность грудной клетки). Учащиеся, занимающиеся по программе шахматного всеобуча, имеют достоверно более высокие показатели успеваемости по предметам «математика» и «информатика», но у них выше показатели заболеваемости, больше число лиц с признаками вегетативных изменений (45 %) и наиболее высокие средние баллы по анкете А.М. Вейна, что требует проведения коррекционных мероприятий. Применение устройств ПРТ (массажные кольца, иппликаторы различных модификаций) способствует снижению напряжения адаптационных процессов, приводит к снижению уровня симпатикотонии (документируется увеличением общей мощности спектра ритма сердца, высокочастотных и очень низкочастотных колебаний при уменьшении доли низкочастотных флюктуаций), повышению уровня периферического кровотока, сопровождается субъективным ощущением повышения умственной работоспособности, что позволяет их рекомендовать для профилактики

переутомления учащихся с повышенным уровнем умственных нагрузок.

Литература

1. Айзман, Р.И. Мониторинг здоровья учащихся и преподавателей: теоретические и прикладные аспекты / Р.И. Айзман // Мониторинг здоровья и физической подготовленности молодежи: материалы Респ. науч.-практ. конф. с ме-ждунар. участием. - Новосибирск, 2009. - С. 10-17.

2. Баландин, В.А. Возрастные особенности динамики показателей физического развития, физической подготовленности и психических процессов детей 6-10 лет в период подготовки и адаптации к обучению в школе / В.А. Баландин, Ю.К. Чернышенко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2001. - № 3. -С. 39-42.

3. Быков, Е.В. Адаптация к школьным нагрузкам учащихся образовательных учреждений нового типа /Е.В. Быков, А.П. Исаев // Физиология человека. - 2001. - Т. 27, № 5. - С. 76-81.

4. Гринене, Э.Ю. Некоторые аспекты физического развития 6-7-летних детей г. Каунас / Э.Ю. Гринене, А.В. Пятраускене // Альманах «Новые исследования». - 2004. - № 1-2. - С. 114.

5. Изаак, С.И. Характеристика физического развития школьников различных регионов России / С. И. Изаак, Т. В. Панасюк // Материалы пленума научного совета по экологии человека и гигиене окружающей среды РАМН и МЗ РФ. - М., 2003. -С. 61-64.

6. Кучма, В.Р. Оценка физиологического развития детей и подростков в гигиенической диагностике системы / В.Р. Кучма // Здоровье населения - среда обитания. - М., 2003. - С. 74-80.

7. Макунина, О.А. Динамика морфофункциональных показателей учащихся 7-10 лет в зависимости от профиля обучения: дис. ... канд. биол. наук / О.А. Макунина. - Челябинск, 2005. - 145 с.

8. Сонькин, В.Д. Здоровье и школа / В.Д. Сонь-кин // Альманах «Новые исследования». - 2002. -№ 1. - С. 6-12.

9. Шибкова, Д.З. Психофизиологические и морфофункциональные особенности учащихся 7-10 лет в зависимости от профиля обучения / Д.З. Шибкова, О.А. Макунина // Человек как субъект социально-экономического развития общества: материалы междунар. науч.-практ. конф. -Челябинск; Аркаим, 2005. - С. 75-79.

10. Якубовская, И.А. Гендерные особенности морфофункционального развития и психофизиологического статуса учащихся г. Челябинска: дис. . канд. биол. наук / И.А. Якубовская. - Челябинск, 2008. - 135 с.

11. Ямпольская, Ю.А. Физическое развитие школьников г. Москвы к началу XXI века / Ю.А. Ямпольская // Альманах «Новые исследования». -2004. - № 1-2. - С. 441.

Поступила в редакцию 16 октября 2011 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.