Оздоровительные технологии в образовательном процессе
УДК 616.12+612.6+796.01
МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ И ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Е.В. Быков, А.В. Рязанцев, А.В. Чипышев, Е.А. Мекешкин Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск
Представлены результаты анализа психофизиологических и физиологических аспектов адаптации учащихся младших классов к умственным нагрузкам, предложена методика поверхностной рефлексотерапии для коррекции состояния здоровья.
Ключевые слова: образовательный процесс, адаптация, умственные нагрузки, физическое развитие, учащиеся младших классов, успеваемость, поверхностная рефлексотерапия.
Актуальность. Начало обучения в школе относится к наиболее стрессогенному периоду жизнедеятельности, когда формирующиеся механизмы мозгового обеспечения познавательной деятельности приходятся на период резкой смены социальных условий. Данные о состоянии здоровья детей, обучающихся по инновационным программам, разноречивы: выявлено как ухудшение показателей [2, 4, 11], так и отсутствие негативных изменений показателей [8, 10], либо преобладание средних значений показателей физического развития среди обследованных учащихся [5, 7, 9]. Рост различных функциональных расстройств и хронических заболеваний среди школьников в основном связывается с образовательным процессом и введением инновационных программ обучения [1, 3, 6].
Вышеуказанное определило цель исследования: провести мониторинг морфофункционального развития учащихся младших классов с различным уровнем умственных нагрузок и дать оценку немедикаментозным методам коррекции состояния их здоровья.
Исследования проводились в течение 20072011 гг. на базе МОУ СОШ № 98 и 100 г. Челябинска, детско-юношеской школы олимпийского резерва № 9 г. Челябинска и научной лаборатории факультета физической культуры и спорта ЮжноУральского государственного университета. Основную группу составили учащиеся - мальчики и девочки 1-4-х классов (7-11 лет) со стажем занятий по программе шахматного всеобуча не менее 2 лет. Группу контроля составили учащиеся аналогичного возраста.
Методы исследования. В указанных группах был проведен комплекс лонгитюдных исследований, включающих оценку физического развития, активность различных уровней нейровегетативной регуляции деятельности ССС, анкетирование для
выявления признаков и степени выраженности вегетативных изменений, успеваемости и уровня заболеваемости в днях и количестве случаев на основе анализа медицинских карт учащихся.
Результаты исследования. Проведенный мониторинг физического развития показал, что среднегрупповые значения длины тела учащихся младших классов (7-11 лет) обоего пола в целом соответствовали возрастно-половым стандартам. Мальчики имели более высокие показатели длины тела в возрасте 8-10 лет, в 11 лет девочки были незначительно выше своих сверстников (все различия на уровне тенденции), что было обусловлено различными темпами прироста длины тела. Наиболее значимый прирост установлен у девочек
10-11 лет (учениц 4-х классов по сравнению с третьеклассницами): длина тела увеличилась в среднем от 7,5 см до 10 см (от 5,5 до 7,8 % против
3.4-3,6 % - у мальчиков). Указанные изменения характеризуют начало предпубертатного созревания у девочек. В сравнительном аспекте длина тела мальчиков в возрасте 7 лет (г. Челябинск) не имела существенных различий с детьми соседних регионов.
Прирост массы тела был неравномерным на различных возрастных отрезках у детей разного пола независимо от принадлежности к основной или контрольной группе. У мальчиков наиболее значимый прирост был на возрастном отрезке 8-9 лет (около 4,5 кг, 16,5-17 %), у девочек, - с 10 до 11 лет (более чем на 8 кг, что составило 27-29 %), в результате 11-летние девочки имели массу тела на
1.5-2,5 кг больше, чем их сверстники. Выявлено, что во всех возрастных группах преобладают ученики со средним уровнем анализируемых показателей (55-65 %). Следует отметить отсутствие гендерных различий, однако от первого к четвертому классу количество мальчиков с «высоким уровнем» длины тела и уровнем массы тела ниже
Быков Е.В., Рязанцев А.В., Чипышев А.В., Мекешкин Е.А.
Мониторинг состояния здоровья учащихся младших классов и подходы к реализации здоровьесберегающих технологий
среднего увеличивается на 5 %, девочек с уровнем массы тела ниже среднего - на 7 %, а количество девочек с уровнем массы тела выше среднего -на 5 % независимо от принадлежности к основной или контрольной группе.
Среднегрупповая величина показателя окружности грудной клетки во всех изученных группах соответствовала возрастной норме. Наиболее существенный прирост наблюдался на возрастных отрезках 9-10 (мальчики и девочки - на 4,8-5,5 %) и 10-11 лет (девочки - на 4,5-5,5 %).
Обследование 7-летних детей в начале первого года обучения показало, что число гармонично развитых мальчиков по сравнению со сверстницами было на 4,5 % больше, среди девочек также больше лиц с резко дисгармоничным развитием (по признаку дефицита массы тела). К концу обучения в младших классах (11-летние дети) установлена тенденция к увеличению доли учащихся с дисгармонией в развитии (дисгармоничное и резко дисгармоничное развитие), в большей степени также среди девочек (около 28 % - у мальчиков и около 32 % - у девочек).
Исходное распределение 7-летних учащихся по группам здоровья показало, что преобладают дети со II группой здоровья - от 58,3 % среди девочек основной группы до 61,2 % среди мальчиков основной группы, а количество учащихся младших классов, относящихся к III группе здоровья, в первом классе составляло от 23,3 до 23,9 %. В динамике 4 лет произошло уменьшение числа учащихся обоего пола, отнесенных к первой группе здоровья, до 13,7-14,1 %, аналогичная тенденция наблюдалась с количеством детей второй группы здоровья. Доля детей, у которых наблюдалось ухудшение здоровья при обучении с 1-го по 4-й класс (переход из I во II и из II в III группу), составила суммарно около 28 %: от 26,6 % - у девочек контрольной группы до 29,2 % —девочек основной группы. При этом количество детей, сохранивших группу здоровья, составило около 70 %: от 66,9 % -у девочек основной группы до 69,3 % у мальчиков контрольной группы. С возрастом удельный вес относительно здоровых детей снижается.
В 7-летнем возрасте число лиц, отнесенных к основной группе для занятий физической культурой, составило от 66,2 % (девочки основной группы) до 70,0 % (мальчики контрольной группы), к
11-летнему возрасту снижение количества детей этой группы составило около 5 %. В то же время возрос процент лиц, отнесенных к подготовительной и специальной группе.
Отдельного внимания заслуживают результаты изучения успеваемости учащихся 4-х классов как один из интегральных показателей адаптации к условиям образовательной деятельности. Было установлено, что по ряду предметов средние баллы по итогам учебного года в основной группе были достоверно выше, чем в контрольной группе. Так, по математике мальчики основной группы имели 4,19 ± 0,10, а девочки 4,25 ± 0,13 против 3,60 ± 0,22 и 3,64 ± 0,20 соответственно (р < 0,05);
по русскому языку - 4,25 ± 0,11 у мальчиков основной группы против 3,30 ± 0,15 контрольной (р < 0,05), у девочек основной группы 4,26 ± 0,17 против 3,73 ± 0,19 (р < 0,05).
Таким образом, оценка современного состояния и тенденции здоровья детей свидетельствует о наличии отклонений в физическом развитии, динамики развития физических качеств, что в целом ведет к снижению уровня здоровья. Анализ заболеваемости, проведенный по данным амбулаторных карт, показал, что ее уровень повышался к 4-му классу. Нами установлено, что у первоклассников основной группы в течение года число случаев заболеваний составило в среднем 3,14 ± 0,29 раза, контрольной - 3,24 ± 0,31; в 4-х классах различия также были недостоверны - соответственно 3,19 ± 0,30 и 3,06 ± 0,32 раза. Число пропущенных по болезни дней выше у первоклассников по сравнению с учащимися 4-х классов, а также у мальчиков обеих групп по сравнению с девочками. Наиболее низкий уровень заболеваемости выявлен у девочек 4-го класса контрольной группы (3,70±0,55 дней), высокий - у мальчиков основной группы (13,86 ± 2,15 дней).
Исследование признаков «вегетативных изменений», выявленных путем анкетирования по А.М. Вейну, показало следующее. Средний балл по основной группе первоклассников составил 12,15 ± 1,40; 35 % детей имеют сумму баллов более 15, что трактуется А.М. Вейном как наличие признаков вегетососудистой дистонии. Из анализируемых в данной анкете признаков «вегетативных изменений» (данные субъективной оценки самочувствия) наиболее часто дети отмечают: повышенную утомляемость - 40 %, раздражительность - 31 %, головные боли - 25 %, плохой сон -20 % респондентов. В группе контроля получены аналогичные результаты. Девочки обеих групп имели несколько более высокие баллы (на правах тенденции). В 4-м классе величина показателя «вегетативных изменений» в основной группе составила 12,70 ± 1,45 балла, при этом 40 % детей имеют сумму баллов более 15; в контрольной соответственно - 12,60 ± 1,55 и 40 %. Наибольшее число лиц с вегетативными изменениями было у мальчи-ков-четвероклассников основной группы (более 45 %), средний балл у них составлял 13,29 ± 1,41, что характеризует наличие напряжения адаптационных процессов
Подводя итог, можно сделать заключение о том, что уже при поступлении в школу значительный процент детей имеет различные отклонения в состоянии здоровья (более 60 %), зачастую с сочетанной патологией. В процессе обучения в младших классах состояние здоровья детей имеет тенденцию к ухудшению, что требует, во-первых, более детальной оценки степени напряжения адаптационных процессов и, во-вторых, целенаправленной работы по психолого-педагогическому и медико-биологическому сопровождению учащихся. Нами было предложено для снижения выраженности процессов утомления детей, повышения
Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 30
7
Оздоровительные технологии в образовательном процессе
умственной работоспособности использовать устройства для проведения поверхностной рефлексотерапии (ПРТ): массажные кольца, иппликаторы).
Результаты исследования спектральных характеристик ритма сердца (РС) учащихся с наличием вегетативных изменений показали, что у них исходные показатели ЧСС выше, а общая мощность спектра (ОМС) ниже в группе лиц с нормальным вегетативным статусом до ПРТ по сравнению с итоговыми цифрами (на правах тенденции), также у них были низкими значения мощности ВЧ-колебаний в начале исследований, на завершающем этапе достоверно возросли и были сопоставимы с показателями в группе лиц с нормальной тревожностью. Более существенные различия нами были выявлены при анализе относительной мощности (доли) колебаний в спектре ритма сердца. В частности, до проведения курса ПРТ значения НЧ и ОНЧ на 15 % больше, а ВЧ на 20 % ниже, чем в конце наблюдения.
Нами наблюдались положительные изменения не только в целом по группе, но и у большинства из учащихся, прошедших не менее двух курсов ПРТ. Процент лиц с дезадаптивными реакциями снизился с 32,3 % до ПРТ до 15 % после. Выявлены также положительные изменения при анкетировании для определения признаков вегетативных изменений и нарушений. В исследуемой группе средний балл до проведения курса ПРТ составлял 16,31 ± 1,13 балла, более 15 баллов имели 65 % учащихся. После ПРТ средний балл составлял 13,14 ± 1,16 балла (снижение достоверное), более 15 баллов - 8 учащихся из 38 (21,5 %).
Заключение. Уровень умственных нагрузок (занятия по основной программе и по программе интеллектуально-игрового всеобуча) не оказывает существенного влияния на физическое развитие учащихся младших классов: у мальчиков и девочек основной и контрольной группы отсутствуют достоверно значимые различия антропометрических показателей (длина тела, масса тела, окружность грудной клетки). Учащиеся, занимающиеся по программе шахматного всеобуча, имеют достоверно более высокие показатели успеваемости по предметам «математика» и «информатика», но у них выше показатели заболеваемости, больше число лиц с признаками вегетативных изменений (45 %) и наиболее высокие средние баллы по анкете А.М. Вейна, что требует проведения коррекционных мероприятий. Применение устройств ПРТ (массажные кольца, иппликаторы различных модификаций) способствует снижению напряжения адаптационных процессов, приводит к снижению уровня симпатикотонии (документируется увеличением общей мощности спектра ритма сердца, высокочастотных и очень низкочастотных колебаний при уменьшении доли низкочастотных флюктуаций), повышению уровня периферического кровотока, сопровождается субъективным ощущением повышения умственной работоспособности, что позволяет их рекомендовать для профилактики
переутомления учащихся с повышенным уровнем умственных нагрузок.
Литература
1. Айзман, Р.И. Мониторинг здоровья учащихся и преподавателей: теоретические и прикладные аспекты / Р.И. Айзман // Мониторинг здоровья и физической подготовленности молодежи: материалы Респ. науч.-практ. конф. с ме-ждунар. участием. - Новосибирск, 2009. - С. 10-17.
2. Баландин, В.А. Возрастные особенности динамики показателей физического развития, физической подготовленности и психических процессов детей 6-10 лет в период подготовки и адаптации к обучению в школе / В.А. Баландин, Ю.К. Чернышенко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2001. - № 3. -С. 39-42.
3. Быков, Е.В. Адаптация к школьным нагрузкам учащихся образовательных учреждений нового типа /Е.В. Быков, А.П. Исаев // Физиология человека. - 2001. - Т. 27, № 5. - С. 76-81.
4. Гринене, Э.Ю. Некоторые аспекты физического развития 6-7-летних детей г. Каунас / Э.Ю. Гринене, А.В. Пятраускене // Альманах «Новые исследования». - 2004. - № 1-2. - С. 114.
5. Изаак, С.И. Характеристика физического развития школьников различных регионов России / С. И. Изаак, Т. В. Панасюк // Материалы пленума научного совета по экологии человека и гигиене окружающей среды РАМН и МЗ РФ. - М., 2003. -С. 61-64.
6. Кучма, В.Р. Оценка физиологического развития детей и подростков в гигиенической диагностике системы / В.Р. Кучма // Здоровье населения - среда обитания. - М., 2003. - С. 74-80.
7. Макунина, О.А. Динамика морфофункциональных показателей учащихся 7-10 лет в зависимости от профиля обучения: дис. ... канд. биол. наук / О.А. Макунина. - Челябинск, 2005. - 145 с.
8. Сонькин, В.Д. Здоровье и школа / В.Д. Сонь-кин // Альманах «Новые исследования». - 2002. -№ 1. - С. 6-12.
9. Шибкова, Д.З. Психофизиологические и морфофункциональные особенности учащихся 7-10 лет в зависимости от профиля обучения / Д.З. Шибкова, О.А. Макунина // Человек как субъект социально-экономического развития общества: материалы междунар. науч.-практ. конф. -Челябинск; Аркаим, 2005. - С. 75-79.
10. Якубовская, И.А. Гендерные особенности морфофункционального развития и психофизиологического статуса учащихся г. Челябинска: дис. . канд. биол. наук / И.А. Якубовская. - Челябинск, 2008. - 135 с.
11. Ямпольская, Ю.А. Физическое развитие школьников г. Москвы к началу XXI века / Ю.А. Ямпольская // Альманах «Новые исследования». -2004. - № 1-2. - С. 441.
Поступила в редакцию 16 октября 2011 г