Оздоровительные технологии в образовательном процессе
УДК 616.12+612.6+796.01
КОНЦЕПЦИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ: ИНТЕГРАЦИЯ УМСТВЕННЫХ И ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК В СИСТЕМЕ УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Е.В. Быков, A.B. Чипышев, И.А. Куравина*
Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск; *Министерство образования и науки Челябинской области, МОУ гимназия № 100, г. Челябинск
Представлены результаты оценки влияния повышенного уровня умственных нагрузок на психофизиологическое развитие учащихся и немедикаментозные методы укрепления здоровья.
Ключевые слова: психофизиологическое развитие, умственные нагрузки, поверхностная рефлексотерапия, двигательная активность.
Актуальность. В последние годы сохраняется негативная тенденция к ухудшению здоровья детского контингента, особенно при переходе от условий дошкольного учреждения к обучению в школе, а затем в период обучения, особенно в условиях инновационных педагогических технологий, повышения информационных нагрузок [7]. Проведенные нами ранее исследования показали, что около 50 % детей имеют различные отклонения от нормы показателей системы внешнего дыхания; 30 % □ уровень физического состояния и 40 % □ уровень физической работоспособности ниже среднего; более 25 % детей □ выраженную симпатикотонию и напряжение механизмов адаптации (индекс напряжения более 180 ед.) [3]. У 31,6 % обследованных детей имеют место проявления вегетососудистой дистонии, 22 % учащихся имели дисгармоничное развитие. Особое внимание уделяется состоянию здоровья детей, обучающихся по инновационным программам, имеющих более высокий уровень умственных нагрузок, чем их сверстники [4, 6], что обусловило цель нашего исследования □ оценить психофизиологическое состояние и физическое развитие учащихся -участников интеллектуально-игрового всеобуча (ИИВ). В исследовании приняло участие более 300 учащихся младших классов (основная группа □ учащиеся, обучающиеся по программе ИИВ, п = 148, сверстники, обучающиеся по стандартной программе □ контрольная группа, п = 163).
Результаты исследования. У учащихся младших классов нами выявлен высокий уровень
школьной тревожности (ШТ) (более 50 % детей имеют уровень тревожности повышенный и высокий, а 70-80 % □ высокий уровень личностной тревожности). По шкале «настроение □ теста САН его уровень расценивается как средний и ниже среднего, самочувствие и активность □ на среднем уровне. Установлено, что у мальчиков с нормальным уровнем тревожности ОМС ритма сердца был средним по сравнению с лицами с повышенным и высоким уровнем тревожности. Различия выявлены при анализе вклада уровней регуляции: так, при высокой ШТ наиболее низкие значения ОМС определялись низкой величиной высокочастотной составляющей спектра □ значит, имеет место напряжение механизмов адаптации. Выявлен ряд особенностей влияния ИИВ на психофизиологические аспекты развития детей. Так, у детей с повышенной и высокой ШТ отмечается наибольшее количество ошибок запаздывания и опережения в тестах: «оценка внимания» ПЗМР, «помехоустойчивость □ Высокая ШТ негативно сказывается на психофизиологических качествах ребенка, определяет низкие показатели концентрации и устойчивости внимания. Выявлено положительное влияние занятий по программе ИИВ: повышение уровня помехоустойчивости у шахматистов 4-х классов (данные теста «Помехоустойчивость») по сравнению с учащимися-шахматистами 2-х классов позволяет считать младший школьный возраст (8П10 лет) сенситивным для развития данной характеристики внимания. В то же время повышенный уровень умственных нагрузок и психоэмоционального
Быков Е.В., Чипышев А.В., Куравина И.А.
Концепция оздоровительной направленности интеллектуального развития и физическогоП
напряжения у учащихся младших классов в связи с занятиями шахматами и участием в соревнованиях ведет к напряжению адаптационных механизмов. Нами была выявлена у них более высокая психофизиологическая «Цена адаптации»] у мальчиков-шахматистов 4-х классов был наиболее высокий средний балл (13,29 ± 1,41 балла) и наибольший процент лиц с вегетативными изменениями (45 %) (анкетирование по А.М. Вейну). Полученные результаты подтверждают имеющиеся данные о том, что современная система обучения в условиях возрастания уровня интеллектуальных нагрузок, наличия высокой личностной и школьной тревожности, нарастающей гипокинезии детей требует перехода к новым, более эффективным технологиям. В этой связи рядом исследователей предлагаются концепции интенсификации, спортизации и СконверсииП технологий спортивной подготовки в процессе физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста [1, 4, 5, 8]. Однако нами было установлено, что только повышение двигательной активности ситуацию не улучшает [3], что определило интерес к поиску других немедикаментозных средств укрепления здоровья. Данные литературы убеждают в высокой эффективности средств поверхностной рефлексотерапии и восточных оздоровительных систем, спортивных игр, однако отсутствует оценка физиологических эффектов их применения [2].
В этой связи нами предпринята попытка физиологического обоснования комплексного подхода к реализации оздоровительной направленности процесса обучения, включающей динамичное поступательное умственное и физическое развитие детей, начиная с детского сада и в дальнейшем при переходе в школу. Были отработаны различные организационные формы такой работы □ например, создание в МОУ центров здоровья, в том числе оснащение центра и разделение его работы □ по обучению диагностике здоровья, по использованию средств поверхностной рефлексотерапии (ПРТ) (таких, как иппликаторы, массажные кольца, а также занятия гимнастикой ушу, цигун), а также методические подходы к динамической оценке состояния здоровья и успешности обучения в школе, включавшие несколько блоков. В своей работе мы руководствовались следующими основополагающими принципами] биологическая целесообразность; учет потребностей и интересов (досуговая деятельность по интересам □ плавательный, игровой, интеллектуально-игровой всеобуч); систематичность; постепенность и последовательность увеличения нагрузок; учет пола и возраста занимающихся, биоритмов, психологического типа личности (экстраверт, интроверт, сильный, слабый тип нервной системы); симпатико-, парасимпати-котония; уровень личностной тревожности; безвредность; использована интеграция воздействий, базирующаяся на научно-обоснованном подходе, доказательности позитивных изменений в орга-
низме (статистические методы анализа), учитывалась их доступность. Важным положительным итогом внедряемых в учебный процесс таких занятий являлось изменение уровня вегетативной регуляции и связанное с ним снижение напряжения адаптационных механизмов (по величине индекса напряжения): в основной группе большая часть детей «мигрировала □ из группы с исходным сим-патотоническим вегетативным тонусом в группу с балансом отделов ВНС (эйтония).
Существенное положительное влияние на состояние здоровья учащихся выявлено при использовании ПРТ. Применение массажных колец приводило к повышению умственной работоспособности и повышению настроения детей. Физиологические эффекты «тонизации» прилива сил выявлены при использовании двух вариантов ПРТ: кратковременное воздействие на стопы (3П5 мин) и более длительное □ на область спины (10П15 мин). При длительном воздействии ПРТ (иппликаторы на область спины в течение 25 -30 мин) наблюдался своеобразный «гармонизирующий» эффект» □ относительные (в %) величины очень низкочастотных, ультранизкочастотных, низкочастотных и высокочастотных колебаний имели близкие значения, снижался повышенный и увеличивался до нормы сниженный индекс напряжения (в состоянии вялости, утомления) адаптационных процессов. Увеличение периферического кровотока при использовании иппликатора носили не локальный, а системный характер: при воздействии ПРТ на область спины регистрировались изменения кровотока в периферических сосудах пальцев стопы. Выявленные нами положительные гемодинамиче-ские эффекты ПРТ снижались к 20-й процедуре. В этой связи нами было рекомендовано ограничивать курсовое применение иппликатора в оздоровительных целях тремя неделями и возобновлять его использование через 10П14 дней. При сочетании применения расширенного двигательного режима и ПРТ выявлено наличие достоверно менее выраженных вегетативных изменений по сравнению с группой контроля, а также значительно меньшее число нарушений вегетативного обеспечения деятельности. Сравнительный анализ особенностей вегетативного статуса лиц основной группы позволяет констатировать, что дополнительное применение ПРТ у занимающихся в спортивной секции детей обусловило наличие у них в 2 раза меньшего процента лиц с вегетативными изменениями и нарушениями ВОД (соответственно 8 % против 16 % и 12 % против 20 %).
Таким образом, современная система физического воспитания в условиях нарастающей гипокинезии детей требует перехода к новым, более эффективным технологиям. Такие программы должны быть дифференцированными, учитывать индивидуальные особенности детей, гендерные особенности психофизиологического развития. Наши исследования позволяют сделать заключение о том, что
Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 28
7
Оздоровительные технологии в образовательном процессе
сочетание занятий в спортивной секции с использованием средств ПРТ является эффективным вариантом интегративного оздоровительного воздействия на организм детей, приводящим к нормализации вегетативного статуса детей, снижению заболеваемости в условиях воздействия повышенных умственных и информационных нагрузок.
Работа выполнена при поддержке гранта Министерства образования и науки РФ М10929.
Литература
1. Бальсевич, В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. □ 1993. □ № 4. □ С. 1Ш.
2. Бугров, С.Л. Саногенетический механизм вытяжения позвоночника / С.Л. Бугров, В.В. Волков, Е. С. Бугрова // Науч. тр. I съезда физиологов СНГ. □ М.: Медицина-Здоровье, 2005. □ Т. 1. □ С. 133.
3. Быков, Е.В. Влияние уровня двигательной активности на функциональное состояние здоровых учащихся 12Н7 лет и физиологическое обоснование оздоровительных программ: дис. □ д-ра мед. наук /Е.В. Быков. □ Курган, 2002. □ 316 с.
4. Волобуева, H.A. Физическое развитие и состояние здоровья учащихся начальных классов за 10 лет / H.A.Волобуева // Рос. физиол. журн. им. И.М. Сеченова, 2004. □ Т. 90, № 8. □ С. 358.
5. Лубышева, ЛИ. Спортивная физическая культура в школе / Л.И. Лубышева. □ М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта» 2006. □ 174 с.
6. Психофизиологические и физиологические аспекты адаптации к умственным нагрузкам учащихся младших классов: моногр. / Е.В. Быков, A.B. Рязанцев, A.B. Чипышев и др. □ Челябинск: Издат. центр ЮУрГУ, 2010. □ 159 с.
7. Реализация инновационных подходов к управлению состоянием здоровья детей на «переходном» этапе «детский сад □ школа»/ Е.В. Быков, А.Т. Тутатчиков, И.А. Куравина, С.Н. Ерохина // Педагогическое сопровождение развития человеческих ресурсов: Междунар. науч.-практ. конф. □ Челябинск: Издат. центр ЮУрГУ, 2010. □ Ч. /.□ С. 38«44.
8. Спортизация общеобразовательной школы как новый вектор взаимодействия олимпийского массового и юношеского спорта / В.К. Бальсевич, А.И. Корунец, Ю.Н. Марков и др. // Молодежь □ Наука □ Олимпизм: материалы Междунар. форума. □М., 1998. □ С. 46Ш8.
Поступила в редакцию 30 мая 2011 г.