Научная статья на тему 'Концепция оздоровительной направленности интеллектуального развития и физического воспитания учащихся: интеграция умственных и физических нагрузок в системе учебной и внеучебной работы'

Концепция оздоровительной направленности интеллектуального развития и физического воспитания учащихся: интеграция умственных и физических нагрузок в системе учебной и внеучебной работы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
193
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / УМСТВЕННЫЕ НАГРУЗКИ / ПОВЕРХНОСТНАЯ РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / PSYCHOPHYSIOLOGICAL DEVELOPMENT / MENTAL STRESS / SURFACE REFLEXOLOGY / MOTOR ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Быков Е. В., Чипышев А. В., Куравина И. А.

Представлены результаты оценки влияния повышенного уровня умственных нагрузок на психофизиологическое развитие учащихся и немедикаментозные методы укрепления здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Быков Е. В., Чипышев А. В., Куравина И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of health-improving of intellectual development and physical education of students: the integration of mental and physical loads in the system of educational and extracurricular work

The paper presents the results of the evaluation of the impact of increased levels of mental loads on psychophysiological development of students and non-medication methods of health strengthening.

Текст научной работы на тему «Концепция оздоровительной направленности интеллектуального развития и физического воспитания учащихся: интеграция умственных и физических нагрузок в системе учебной и внеучебной работы»

Оздоровительные технологии в образовательном процессе

УДК 616.12+612.6+796.01

КОНЦЕПЦИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ: ИНТЕГРАЦИЯ УМСТВЕННЫХ И ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК В СИСТЕМЕ УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Е.В. Быков, A.B. Чипышев, И.А. Куравина*

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск; *Министерство образования и науки Челябинской области, МОУ гимназия № 100, г. Челябинск

Представлены результаты оценки влияния повышенного уровня умственных нагрузок на психофизиологическое развитие учащихся и немедикаментозные методы укрепления здоровья.

Ключевые слова: психофизиологическое развитие, умственные нагрузки, поверхностная рефлексотерапия, двигательная активность.

Актуальность. В последние годы сохраняется негативная тенденция к ухудшению здоровья детского контингента, особенно при переходе от условий дошкольного учреждения к обучению в школе, а затем в период обучения, особенно в условиях инновационных педагогических технологий, повышения информационных нагрузок [7]. Проведенные нами ранее исследования показали, что около 50 % детей имеют различные отклонения от нормы показателей системы внешнего дыхания; 30 % □ уровень физического состояния и 40 % □ уровень физической работоспособности ниже среднего; более 25 % детей □ выраженную симпатикотонию и напряжение механизмов адаптации (индекс напряжения более 180 ед.) [3]. У 31,6 % обследованных детей имеют место проявления вегетососудистой дистонии, 22 % учащихся имели дисгармоничное развитие. Особое внимание уделяется состоянию здоровья детей, обучающихся по инновационным программам, имеющих более высокий уровень умственных нагрузок, чем их сверстники [4, 6], что обусловило цель нашего исследования □ оценить психофизиологическое состояние и физическое развитие учащихся -участников интеллектуально-игрового всеобуча (ИИВ). В исследовании приняло участие более 300 учащихся младших классов (основная группа □ учащиеся, обучающиеся по программе ИИВ, п = 148, сверстники, обучающиеся по стандартной программе □ контрольная группа, п = 163).

Результаты исследования. У учащихся младших классов нами выявлен высокий уровень

школьной тревожности (ШТ) (более 50 % детей имеют уровень тревожности повышенный и высокий, а 70-80 % □ высокий уровень личностной тревожности). По шкале «настроение □ теста САН его уровень расценивается как средний и ниже среднего, самочувствие и активность □ на среднем уровне. Установлено, что у мальчиков с нормальным уровнем тревожности ОМС ритма сердца был средним по сравнению с лицами с повышенным и высоким уровнем тревожности. Различия выявлены при анализе вклада уровней регуляции: так, при высокой ШТ наиболее низкие значения ОМС определялись низкой величиной высокочастотной составляющей спектра □ значит, имеет место напряжение механизмов адаптации. Выявлен ряд особенностей влияния ИИВ на психофизиологические аспекты развития детей. Так, у детей с повышенной и высокой ШТ отмечается наибольшее количество ошибок запаздывания и опережения в тестах: «оценка внимания» ПЗМР, «помехоустойчивость □ Высокая ШТ негативно сказывается на психофизиологических качествах ребенка, определяет низкие показатели концентрации и устойчивости внимания. Выявлено положительное влияние занятий по программе ИИВ: повышение уровня помехоустойчивости у шахматистов 4-х классов (данные теста «Помехоустойчивость») по сравнению с учащимися-шахматистами 2-х классов позволяет считать младший школьный возраст (8П10 лет) сенситивным для развития данной характеристики внимания. В то же время повышенный уровень умственных нагрузок и психоэмоционального

Быков Е.В., Чипышев А.В., Куравина И.А.

Концепция оздоровительной направленности интеллектуального развития и физическогоП

напряжения у учащихся младших классов в связи с занятиями шахматами и участием в соревнованиях ведет к напряжению адаптационных механизмов. Нами была выявлена у них более высокая психофизиологическая «Цена адаптации»] у мальчиков-шахматистов 4-х классов был наиболее высокий средний балл (13,29 ± 1,41 балла) и наибольший процент лиц с вегетативными изменениями (45 %) (анкетирование по А.М. Вейну). Полученные результаты подтверждают имеющиеся данные о том, что современная система обучения в условиях возрастания уровня интеллектуальных нагрузок, наличия высокой личностной и школьной тревожности, нарастающей гипокинезии детей требует перехода к новым, более эффективным технологиям. В этой связи рядом исследователей предлагаются концепции интенсификации, спортизации и СконверсииП технологий спортивной подготовки в процессе физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста [1, 4, 5, 8]. Однако нами было установлено, что только повышение двигательной активности ситуацию не улучшает [3], что определило интерес к поиску других немедикаментозных средств укрепления здоровья. Данные литературы убеждают в высокой эффективности средств поверхностной рефлексотерапии и восточных оздоровительных систем, спортивных игр, однако отсутствует оценка физиологических эффектов их применения [2].

В этой связи нами предпринята попытка физиологического обоснования комплексного подхода к реализации оздоровительной направленности процесса обучения, включающей динамичное поступательное умственное и физическое развитие детей, начиная с детского сада и в дальнейшем при переходе в школу. Были отработаны различные организационные формы такой работы □ например, создание в МОУ центров здоровья, в том числе оснащение центра и разделение его работы □ по обучению диагностике здоровья, по использованию средств поверхностной рефлексотерапии (ПРТ) (таких, как иппликаторы, массажные кольца, а также занятия гимнастикой ушу, цигун), а также методические подходы к динамической оценке состояния здоровья и успешности обучения в школе, включавшие несколько блоков. В своей работе мы руководствовались следующими основополагающими принципами] биологическая целесообразность; учет потребностей и интересов (досуговая деятельность по интересам □ плавательный, игровой, интеллектуально-игровой всеобуч); систематичность; постепенность и последовательность увеличения нагрузок; учет пола и возраста занимающихся, биоритмов, психологического типа личности (экстраверт, интроверт, сильный, слабый тип нервной системы); симпатико-, парасимпати-котония; уровень личностной тревожности; безвредность; использована интеграция воздействий, базирующаяся на научно-обоснованном подходе, доказательности позитивных изменений в орга-

низме (статистические методы анализа), учитывалась их доступность. Важным положительным итогом внедряемых в учебный процесс таких занятий являлось изменение уровня вегетативной регуляции и связанное с ним снижение напряжения адаптационных механизмов (по величине индекса напряжения): в основной группе большая часть детей «мигрировала □ из группы с исходным сим-патотоническим вегетативным тонусом в группу с балансом отделов ВНС (эйтония).

Существенное положительное влияние на состояние здоровья учащихся выявлено при использовании ПРТ. Применение массажных колец приводило к повышению умственной работоспособности и повышению настроения детей. Физиологические эффекты «тонизации» прилива сил выявлены при использовании двух вариантов ПРТ: кратковременное воздействие на стопы (3П5 мин) и более длительное □ на область спины (10П15 мин). При длительном воздействии ПРТ (иппликаторы на область спины в течение 25 -30 мин) наблюдался своеобразный «гармонизирующий» эффект» □ относительные (в %) величины очень низкочастотных, ультранизкочастотных, низкочастотных и высокочастотных колебаний имели близкие значения, снижался повышенный и увеличивался до нормы сниженный индекс напряжения (в состоянии вялости, утомления) адаптационных процессов. Увеличение периферического кровотока при использовании иппликатора носили не локальный, а системный характер: при воздействии ПРТ на область спины регистрировались изменения кровотока в периферических сосудах пальцев стопы. Выявленные нами положительные гемодинамиче-ские эффекты ПРТ снижались к 20-й процедуре. В этой связи нами было рекомендовано ограничивать курсовое применение иппликатора в оздоровительных целях тремя неделями и возобновлять его использование через 10П14 дней. При сочетании применения расширенного двигательного режима и ПРТ выявлено наличие достоверно менее выраженных вегетативных изменений по сравнению с группой контроля, а также значительно меньшее число нарушений вегетативного обеспечения деятельности. Сравнительный анализ особенностей вегетативного статуса лиц основной группы позволяет констатировать, что дополнительное применение ПРТ у занимающихся в спортивной секции детей обусловило наличие у них в 2 раза меньшего процента лиц с вегетативными изменениями и нарушениями ВОД (соответственно 8 % против 16 % и 12 % против 20 %).

Таким образом, современная система физического воспитания в условиях нарастающей гипокинезии детей требует перехода к новым, более эффективным технологиям. Такие программы должны быть дифференцированными, учитывать индивидуальные особенности детей, гендерные особенности психофизиологического развития. Наши исследования позволяют сделать заключение о том, что

Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 28

7

Оздоровительные технологии в образовательном процессе

сочетание занятий в спортивной секции с использованием средств ПРТ является эффективным вариантом интегративного оздоровительного воздействия на организм детей, приводящим к нормализации вегетативного статуса детей, снижению заболеваемости в условиях воздействия повышенных умственных и информационных нагрузок.

Работа выполнена при поддержке гранта Министерства образования и науки РФ М10929.

Литература

1. Бальсевич, В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. □ 1993. □ № 4. □ С. 1Ш.

2. Бугров, С.Л. Саногенетический механизм вытяжения позвоночника / С.Л. Бугров, В.В. Волков, Е. С. Бугрова // Науч. тр. I съезда физиологов СНГ. □ М.: Медицина-Здоровье, 2005. □ Т. 1. □ С. 133.

3. Быков, Е.В. Влияние уровня двигательной активности на функциональное состояние здоровых учащихся 12Н7 лет и физиологическое обоснование оздоровительных программ: дис. □ д-ра мед. наук /Е.В. Быков. □ Курган, 2002. □ 316 с.

4. Волобуева, H.A. Физическое развитие и состояние здоровья учащихся начальных классов за 10 лет / H.A.Волобуева // Рос. физиол. журн. им. И.М. Сеченова, 2004. □ Т. 90, № 8. □ С. 358.

5. Лубышева, ЛИ. Спортивная физическая культура в школе / Л.И. Лубышева. □ М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта» 2006. □ 174 с.

6. Психофизиологические и физиологические аспекты адаптации к умственным нагрузкам учащихся младших классов: моногр. / Е.В. Быков, A.B. Рязанцев, A.B. Чипышев и др. □ Челябинск: Издат. центр ЮУрГУ, 2010. □ 159 с.

7. Реализация инновационных подходов к управлению состоянием здоровья детей на «переходном» этапе «детский сад □ школа»/ Е.В. Быков, А.Т. Тутатчиков, И.А. Куравина, С.Н. Ерохина // Педагогическое сопровождение развития человеческих ресурсов: Междунар. науч.-практ. конф. □ Челябинск: Издат. центр ЮУрГУ, 2010. □ Ч. /.□ С. 38«44.

8. Спортизация общеобразовательной школы как новый вектор взаимодействия олимпийского массового и юношеского спорта / В.К. Бальсевич, А.И. Корунец, Ю.Н. Марков и др. // Молодежь □ Наука □ Олимпизм: материалы Междунар. форума. □М., 1998. □ С. 46Ш8.

Поступила в редакцию 30 мая 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.