Научная статья на тему 'Мониторинг самостоятельной работы студентов'

Мониторинг самостоятельной работы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
502
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лучинина Инна Геннадьевна, Тихомирова Татьяна Владимировна, Ворошилова Ирина Сергеевна, Романов Дмитрий Александрович

Систему высшего образования рассматривают как главный фактор формирования мобильной творческой личности, готовой к постоянному личностно-профессиональному росту (самосовершенствовавнию). Образовательный процесс должен быть ориентирован, прежде всего, на формирование готовности обучающегося к самостоятельной работе: без неё немыслимы реализация идеи непрерывного образования (“образования через всю жизнь”), постоянное пополнение банка знаний и умений в будущей профессиональной деятельности. Формирование готовности обучающегося к самостоятельной работе может осуществляться в компетентностной модели образовательного пространства. Суть инновационного образования: «Не догонять прошлое, а создавать будущее». Образование должно быть ориентировано не столько на передачу знаний, которые постоянно устаревают в условиях “информационного взрыва”, сколько на овладение базовыми компетенциями, позволяющими приобретать знания самостоятельно. Инновационное образование направлено на сохранение и развитие личностного потенциала человека. Анализ новейших образовательных стандартов показал, что при освоении большинства учебных дисциплин доминирующей является самостоятельная работа студентов (время, отводимое на самостоятельную работу, превосходит объём аудиторных занятий). Главная задача высшего образования – научить человека самостоятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лучинина Инна Геннадьевна, Тихомирова Татьяна Владимировна, Ворошилова Ирина Сергеевна, Романов Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students independent activity monitoring

Higher education system is considered as the main factor of creative person upbringing, prepared to continuous personal and professional growth. Educational process should be oriented at students preparedness for the independent activity, because it is necessity for continuous education idea realization and continuous knowledge and skills growth. Student’s preparedness formation to independent activity is realized thanks to the competence approach. The innovative education essence: “Not catch past but create the future”. The education should be oriented at knowledge accumulation and basic competencies development, which may be considered as knowledge growth factor. New educational standards analysis has shown what for many subjects the students independent activity is a dominated component of educational process. The main purpose of higher education is independent person formation.

Текст научной работы на тему «Мониторинг самостоятельной работы студентов»

Обобщая изложенное, необходимо отметить, что подготовка квалифицированных сотрудников для службы в органах внутренних дел, развитие личности сотрудника как представителя органа исполнительной власти, наделенного полномочиями правоприменительной и правоохранительной деятельности, в настоящее время может быть реализована в рамках компетентностно ориентированного подхода к образованию. Представленная компетентностная модель сотрудника МВД России, а также компетентностная модель подготовки сотрудника МВД России отражают требования к уровню подготовленности современного специалиста, содержание образовательного процесса, целевые ориентиры, а также средства и методы достижения необходимых результатов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иванов, Д. А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Д.А. Иванов. - М. : Чистые пруды, 2007. - 32 с.

2. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М. : Педагогика, 1989. - 560 с.

REFERENCES

1. Ivanov, D.A. (2007), Competence and competence-based approach in modern education, publishing house “Chistie prudi”, Moscow, Russian Federation.

2. Elkonin, D.B. (1989), Selected psychological works, publishing house “Pedagogic”, Moscow.

Контактная информация: kupava@buimvd.ru

Статья поступила в редакцию 19.11.2013.

УДК 378.147:378.018.43

МОНИТОРИНГ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Инна Геннадьевна Лучинина, старший преподаватель,

Татьяна Владимировна Тихомирова, старший преподаватель,

Ирина Сергеевна Ворошилова, старший преподаватель,

Дмитрий Александрович Романов, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

Аннотация

Систему высшего образования рассматривают как главный фактор формирования мобильной творческой личности, готовой к постоянному личностно-профессиональному росту (самосо-вершенствовавнию). Образовательный процесс должен быть ориентирован, прежде всего, на формирование готовности обучающегося к самостоятельной работе: без неё немыслимы реализация идеи непрерывного образования (“образования через всю жизнь”), постоянное пополнение банка знаний и умений в будущей профессиональной деятельности. Формирование готовности обучающегося к самостоятельной работе может осуществляться в компетентностной модели образовательного пространства. Суть инновационного образования: «Не догонять прошлое, а создавать будущее». Образование должно быть ориентировано не столько на передачу знаний, которые постоянно устаревают в условиях “информационного взрыва”, сколько на овладение базовыми компетенциями, позволяющими приобретать знания самостоятельно. Инновационное образование направлено на сохранение и развитие личностного потенциала человека. Анализ новейших образовательных стандартов показал, что при освоении большинства учебных дисциплин доминирующей является самостоятельная работа студентов (время, отводимое на самостоятельную работу, превосходит объём аудиторных занятий). Главная задача высшего образования - научить человека самостоятельности.

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, педагогический мониторинг, образовательный процесс.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.11.105.p90-93

STUDENTS INDEPENDENT ACTIVITY MONITORING Inna Gennadievna Luchinina, the senior teacher,

Tatiana Vladimirovna Tikhomirova, the senior teacher,

Irina Sergeevna Voroshilova, the senior teacher,

Dmitry Alexandrovich Romanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State Technological University, Krasnodar

Annotation

Higher education system is considered as the main factor of creative person upbringing, prepared to continuous personal and professional growth. Educational process should be oriented at students preparedness for the independent activity, because it is necessity for continuous education idea realization and continuous knowledge and skills growth. Student’s preparedness formation to independent activity is realized thanks to the competence approach. The innovative education essence: “Not catch past but create the future”. The education should be oriented at knowledge accumulation and basic competencies development, which may be considered as knowledge growth factor. New educational standards analysis has shown what for many subjects the students independent activity is a dominated component of educational process. The main purpose of higher education is independent person formation.

Keywords: student’s independent activity, pedagogical monitoring, educational process.

Одной из важнейших задач образовательного процесса, детерминированных ком-петентностным подходом, является формирование готовности у обучающегося к самостоятельной работе (умений профессиональной самоорганизации). В новейших государственных образовательных стандартах для большинства направлений подготовки бакалавров отражены такие общекультурные компетенции, как “умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков”, “стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства”, “способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность”. Однако по-прежнему не в должной мере используется потенциал трансдисциплинарного образовательного процесса для формирования готовности студентов к самостоятельной работе. Цель исследования - разработка моделей и методов диагностики самостоятельной работы студентов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Мотивирование обучающихся к самостоятельной работе и формирование умений профессиональной самоорганизации должно происходить в рамках преподавания каждой учебной дисциплины. В ходе педагогического контроля (обязательной составляющей мониторинга учебно-профессиональной деятельности студентов) при оценке выполнения работы должна учитываться степень самостоятельности её выполнения: К = Ксам • К вып, где Ксам и Квып - соответственно коэффициент самостоятельности и коэффициент выполненности работы. Если оценивание производят по пятибалльной системе, то оценку “отлично” выставляют, если K е [0.8; 1.0], “хорошо”, если K е [0.6; 0.8],“удовлетворительно”, если K е [0.4; 0.6] (на старших курсах требования могут быть выше). При рейтинговой системе D = K • M, где М - балльность рейтинговой шкалы, D - зачтённый обучающемуся балл рейтинга (за выполнение работы) в индивидуальный кумулятивный индекс. Предложенная модель пригодна для оценки любых видов работ: контрольных работ, рефератов, курсовых работ, лабораторных работ и т.д. В физическом воспитании студентов также следует оценивать учебно-тренировочную деятельность студентов в соответствии с данной моделью. Например, при подготовке к соревнованиям “постановка номеров” по аэробике может быть выполнена как самостоя-

тельно, так и под руководством педагога.

Представим модель расчёта указанных коэффициентов. Пусть Ь - число этапов выполнения работы,Л - оценка (по линейной шкале) качества выполнения /-го этапа, Р -максимально возможная оценка, ■1 - значимость (нормированный весовой коэффициент)

1-го этапа. Тогда Кььт =^Г | |. Если Кеьт > 1, то работу считают перевыполнении /=1 ^ р j

ной. Например, если при подготовке реферата о значении аэробики в физическом воспитании студентов обучающемуся была поставлена задача раскрыть влияние аэробики на укрепление здоровья (функциональной работоспособности), а он, помимо этого, раскрыл её влияние на формирование физических качеств, то объём выполненной работы превышает заданный.

Коэффициент самостоятельности оценивают следующим образом. Пусть 7^ - общее число действий, связанных с выполнением /-го этапа, 7^ - число действий, для выполнения которых обучающимся потребовалось вмешательство педагога, тогда

Ь Ь

К = V 7 / V 7 . Более точная модель оценки предполагает учёт действий (количество

сам /

/=1 /=1

дг), предполагающих обязательное вмешательство педагога:

Ь Ь

К = - д.)/^7 - д.). Возможна также оценка коэффициента самостоятельности

/=1 /=1

Ь Ь

с позиций затрат времени: к = V1 /V Т.. Здесь: Т. - общее время выполнения 1-го

сам /

/=1 /=1

этапа, и - время работы обучающегося при непосредственном руководстве педагога.

В образовательном процессе (особенно на младших курсах) неизбежно противоречие между степенью самостоятельности выполнения работы и качеством её выполнения (коэффициентом выполненности). Пути его разрешения: применение инновационных дидактических технологий, установление приоритетов (чем труднее этап выполнения работы, тем выше степень педагогической помощи), снижение требований к интегральному коэффициенту (изменение градаций оценок).

Согласно образовательным стандартам и учебным планам, самостоятельная работа студентов - обязательная составляющая образовательного процесса. Коэффициент доминирования самостоятельной работы при освоении учебной дисциплины аУД = ТСР /(Т - ТСР), для трансдисциплинарного образовательного процесса

N N

= ^тср . /^1Т. -ТСР . I, где N - число учебных дисциплин, Ti - трудоёмкость /-й

/=1 1=1

учебной дисциплины, ТСР.) - объём часов для самостоятельной работы при освоении .-й учебной дисциплины. Но эффективность образовательного процесса, прежде всего, в том, что сформированные в ходе аудиторных занятий знания и умения (в физическом воспитании - также двигательные умения, здоровье и физические качества) - база для личностно-профессионального саморазвития. Коэффициент взаимосвязи между аудиторной и самостоятельной работой при освоении учебной дисциплины = р {зунср )/ Р {ЗУНауд |, для трансдисциплинарного образовательного процесса

р = р ^у зун {.^ / р ^у ЗУН {|, где и - символ объединения множеств, Р - мощность множества, ЗУНСР() и ЗУНаудо - соответственно множество сформированных у обучающегося знаний, умений и навыков при освоении .-й учебной дисциплины в ходе самостоятельной работы и аудиторных занятий. В более общем виде коэффициент взаимосвязи между аудиторной и самостоятельной работой у = цср / {- цср |, где ЯСР и

атДОП

Яобщ - соответственно рейтинг обучающегося за виды учебной деятельности, связанной с самостоятельной работой и аудиторными занятиями. Например, если при освоении учебной дисциплины общий рейтинг обучающегося за все виды учебной деятельности 90 баллов, из них 60 баллов - за результаты при выполнении самостоятельной работы, то

у = 2.

К сожалению, доминирование трудоёмкости (в академических часах) самостоятельной работы над аудиторной не всегда означает доминирование результативности самостоятельной работы. Для конкретного обучающегося эффективность использования

В у

потенциала самостоятельной работы ^ =— и Е — . Если оба коэффициента не менее

а а

1, то это свидетельствует об эффективном использовании потенциала самостоятельной работы.

Приобщение обучающегося к самостоятельной работе необходимо и в ходе аудиторных занятий. Для этого необходимо дидактическое моделирование предметной области (преподаваемого материала) для разделения учебного материала, осваиваемого под руководством педагога, и знаний, приобретаемых самостоятельно. Например, при изучении темы “Менеджмент качества” (при освоении учебной дисциплины

“Метрология, стандартизация и сертификация”) педагог представляет на лекционном занятии общие сведения о системе управления качеством на предприятиях, а принципы менеджмента качества, их сущность и содержание студенты осваивают при написании самостоятельной работы (например, при выполнении задания в тестовой форме, в котором необходимо расставить соответствие принципов менеджмента качества и их сущности).

Заключение. Готовность студентов к самостоятельной работе должна быть одним из главных критериев качества образовательного процесса: образование не может считаться успешным, если не созданы условия для саморазвития личности, если обучающийся не превратился из объекта в субъект педагогического управления.

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда № 13-06-00350 от 13.06.2013 по теме “Мониторинг качества непрерывного образования”.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мониторинг качества образовательного процесса / Е.С. Киселева, Л.Н. Караванская, Д.А. Романов, А.М. Доронин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 11 (93). - С. 44-48.

REFERENCES

1. Kiseleva, E.S., Karavanskaya, L.N., Romanov D.A. and Doronin, A.M. (2012), “Educational process quality control”, Uchenyie zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 93, No 11, pp. 44-48.

Контактная информация: romanovs-s@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 18.11.2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.