Научная статья на тему 'Мониторинг регионального продовольственного рынка: социально-экономические аспекты современного взаимодействия его основных сил'

Мониторинг регионального продовольственного рынка: социально-экономические аспекты современного взаимодействия его основных сил Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
26
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / INFORMATION SYSTEMS MANAGEMENT: STATE / ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / СТАТИСТИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / РЕГИОН / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ / КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА НАБЛЮДЕНИЙ И ИССЛЕДОВАНИЙ / ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ / МАССОВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / МЕНЕДЖМЕНТ: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ / КОРПОРАТИВНЫЙ / РЫНОК СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО СЫРЬЯ / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ / TRANSFORMATION OF THE ECONOMY / STATISTICAL MONITORING / REGION / ECONOMIC FACILITIES / THE COMPLEX SYSTEM OF OBSERVATION AND RESEARCH / OWNERSHIP / MASSIVE ECONOMIC PROCESSES / MANAGEMENT SOLUTIONS / MARKETING / MUNICIPAL / CORPORATE / MARKET AGRICULTURAL COMMODITIES / INDUSTRIAL PRODUCTS / CONSUMER FOOD MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клюкач В. А., Седова Н. М., Нарижний И. Ф., Демченко А. Ф.

В статье рассматриваются основные направления развития социально экономического мониторинга регионального продовольственного рынка. Основное внимание при этом уделено информации и методологии анализа развития социально-экономических процессов и явлений, их измерениям, экономико-статистическому анализу, моделированию и прогнозированию систем статистических наблюдений и обработке данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Клюкач В. А., Седова Н. М., Нарижний И. Ф., Демченко А. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF THE REGIONAL FOOD MARKET: THE SOCIO-ECONOMIC ASPECTS OF MODERN INTERACTION OF ITS MAIN FORCES

The article discusses the main directions of development of socio-economic monitoring of the regional food market. The main attention is paid to information and the methodology of the analysis of socio-economic processes and phenomena, their measurements, economic and statistical analysis, modeling and prediction of statistical observations and data processing.

Текст научной работы на тему «Мониторинг регионального продовольственного рынка: социально-экономические аспекты современного взаимодействия его основных сил»

УДК 338.439

В. А. Клюкач,

H. М. Седова, И. Ф. Нарижний,

А. Ф. Демченко

МОНИТОРИНГ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЕГО ОСНОВНЫХ СИЛ

В статье рассматриваются основные направления развития социально — экономического мониторинга регионального продовольственного рынка. Основное внимание при этом уделено информации и методологии анализа развития социально-экономических процессов и явлений, их измерениям, экономико-статистическому анализу, моделированию и прогнозированию систем статистических наблюдений и обработке данных.

Ключевые слова: трансформация экономики, статистический мониторинг, регион, экономические объекты, комплексная система наблюдений и исследований, формы собственности, массовые экономические процессы, управленческие решения, маркетинговые информационные системы, менеджмент: государственный, муниципальный, корпоративный; рынок сельскохозяйственного сырья, промышленная продукция, потребительский продовольственный рынок.

UDK 338.439

V. A. Klyukach, N. M. Sedovа,

I. F. Narizhny, A. F. Demchenko

MONITORING OF THE REGIONAL FOOD MARKET: THE SOCIO-ECONOMIC ASPECTS OF MODERN INTERACTION OF ITS MAIN FORCES

The article discusses the main directions of development of socio-economic monitoring of the regional food market. The main attention is paid to information and the methodology of the analysis of socio-economic processes and phenomena, their measurements, economic and statistical analysis, modeling and prediction of statistical observations and data processing.

Keywords: transformation of the economy, statistical monitoring, region, economic facilities, the complex system of observation and research, ownership, massive economic processes, management solutions, marketing, information systems management: state, municipal, corporate, market agricultural commodities, industrial products, consumer food market.

Трансформация экономики России, как показывают исследования, происходит на народнохозяйственном и региональном уровнях. При этом формирование цивилизованного рынка и социально ориентированных товарно-денежных отношений обусловливает необходимость всестороннего исследования механизма формирования рынка и взаимодействия его структур. Это, с одной стороны.

С другой. В настоящее время опубликовано достаточно много отечественных научных трудов, посвящённых макро — и ми-

кроэкономическим проблемам формирования и развития рынка и его инфраструктур. Тем не менее считаем, что проблемы формирования и развития региональных рынков в условиях переходного периода достаточно полно отражают лишь отдельные публикации. В целом формирование и развитие рынков на региональном уровне изучено недостаточно. Поэтому в администрациях всех уровней, а также на корпоративном уровне объективно растет значение регулярной и достоверной информации о текущем состоянии рынка. Общая цель одна —

усиливать значение контроля, анализа и прогнозирования развития социально-экономических процессов, а также принятия адекватных управленческих решений, направленных на стабилизацию экономической обстановки. Тем самым лишь только обостряется проблема сбора информации о конъюнктуре хозяйственной жизни общества, измерение и оценивание которой призвано в конечном итоге давать реальную картину состояния и развития рыночных процессов.

В связи со сказанным отметим: в основе улучшения состояния информации и методологии анализа развития социально-экономических процессов и явлений, их измерениях, а также совершенствования экономико-статистического анализа, моделирования и прогнозирования исключительно важное значение имеет система статистических наблюдений и обработки данных, то есть так называемый статистический мониторинг рынка.

Чтобы оценить научную и прикладную сущность понятия «статистический мониторинг», необходимо уточнить сам термин «мониторинг» применительно к экономическим исследованиям, так как от этого зависит характер определения статистического мониторинга.

Значимо то, что в научной, учебной и прикладной литературе довольно часто встречаются понятия «мониторинга», связанные в основном с экологическими исследованиями и природоохранной деятельностью. Однако в последнее время данный термин стал использоваться и в области экономических исследований. Взять, к примеру, такой популярный источник, как «Современная энциклопедия». Он определяет мониторинг как «комплексную систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния биосферы или её отдельных частей, главным образом под влиянием человеческой деятельности» [1]. По определению «Экономического словаря», мониторинг — »это комплекс наблюдений и исследований, определяющих изменения в окружающей среде, вызываемые деятельностью человека» [2]. «Популярный словарь иностранных слов» под редакцией И. В. Нечаевой двояко определяет мониторинг, как: «1) постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемо-

му результату или первоначальным предположениям; 2) наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека» [3].

Что касается «Современного экономического словаря», то он толкует понятие мониторинга (от латинского monitor — напоминающий, надзирающий) как «непрерывное наблюдение за экономическими объектами, анализ их деятельности как составная часть управления». При этом концептуальная сущность мониторинга обусловлена взаимодействием следующих аспектов: отслеживание тенденции изменения величины оценки финансовой устойчивости предприятий различных форм собственности и видов их деятельности в течение длительного времени; сравнение финансово-экономического состояния предприятия с состоянием отрасли в целом; выявление особенностей и динамики развития отдельных отраслей экономики отдельного региона и страны в целом.

В «Большом энциклопедическом словаре» сказано, что «мониторинг — это наблюдение за состоянием окружающей среды (атмосферы, гидросферы, почвенно-раститель-ного покрова, а также техногенных систем) с целью её контроля, прогноза и охраны» [4]. И еще. Фундаментальный труд П. Мил-грома и Дж. Робертса «Экономика, организация, менеджмент» определяет мониторинг как проверку выполнения контрактных обязательств другой стороной [5].

В то же время российский исследователь Т. Н. Агапова полагает, что мониторинг — «это информационно-аналитическая постоянно действующая система наблюдений за динамикой показателей, характеризующих безопасность страны» [6]. Интересной также считаем точку зрения, высказанную А. П. Киреевым. Суть ее в том, что в мониторинге заключена система всестороннего наблюдения с возможностью формулирования и обнародования официальной точки зрения на те или иные проблемы. Формирование тем самым актуально значимого способа создания общественного мнения и оказания реального воздействия на экономическую политику [7].

Общие выводы следующие. Как видно из проведенного анализа литературных источников, главная цель мониторинга направлена на сбор информации. В результа-

те выполнения мониторинговых действий следует ожидать получения информации, устранения неопределенности или выявление дефицита информации. В данных взаимосвязях разумно предположить, что цель программы мониторинга обусловлена, во-первых, насущными интересами получения информации, связанной с той или иной конкретной проблемой. Во-вторых, представления информации для различных типов аудитории (к примеру, заинтересованной общественности, администрации предприятия, государственных органов) и её распространения между самими получателями.

Как видим, главная цель мониторинга формирует его приоритеты, то есть объекты мониторинга и определяемые параметры (объекты понимаются в данном случае в широком смысле — в качестве антропогенных и природных).

При этом опыт и проблемы установления регулярных программ мониторинга находятся в самых тесных взаимосвязях с предшествующими рекогносцировочными, другими словами — предварительными исследованиями. Общее для них заключено в следующем. На этом подготовительном этапе важен сбор всей уже полученной ранее информации по проблеме и анализу аккумулированных факторов. Использование же всех имеющихся в распоряжении данных должно быть максимально продуктивным (даже в тех случаях, когда они содержат доказанные ранее помехи или отклонения). Словом, в той или иной ситуации предпочтительным является выбор приоритетов путем картирования источников с последующим составлением предварительной картины ожидаемого результата. Сформированный таким образом пакет информации может использоваться в целях описания и комментирования полученных, а затем и оперативно обработанных данных. Последние особенно важны по широте охвата исследуемого проблемного поля и внедрения полученных результатов в реальный процесс менеджмента и его взаимосвязей с маркетинговой деятельностью и отношениями логистики. В конечно итоге описание полученных результатов целесообразно сформулировать как анализ информации для получения максимального количества знаний о событиях, являющихся предметом мониторинга.

С учетом ранее сделанных авторами выводов анализ процессов развития рынка заключается, прежде всего, в квалифицированной статистической обработке данных. Именно статистика как методологический базис всякого социально-экономического мониторинга, включая мониторинг рынка, широко истолковывается как «наука, область учета и анализа, фиксирующая, систематизирующая и изучающая показатели наиболее типичных массовых экономических процессов и их изменение во времени (так называемые динамические ряды показателей)» [4].

Как видим, статистический мониторинг социально-экономических процессов и явлений представляет собой динамичный процесс непрерывного наблюдения за экономическими объектами, измерения их показателей, а затем проведения статистического анализа полученных данных с целью объективных оценок, моделирования, прогнозирования на предстоящие периоды и доведения информации до заинтересованных аудиторий: в первую очередь до — администраций различного уровня для принятия адекватных управленческих решений.

Активная позиция мониторинга в условиях становления и развития рыночных структур в социально-экономической среде осмыслена нами в виде модели-схемы, приведенной на рисунке.

Общие оценочные положения авторов следующие. Собранные данные от разнообразных (и даже антагонистических порою между собой) объектов мониторинга важно аккумулировать, анализировать и прогнозировать на перспективу. В дальнейшем же имеет место передача соответствующим уровням менеджмента полученных результатов для принятия значимых решений, в интересах необходимого управляющего воздействия. Словом, статистический мониторинг продовольственного рынка востребован широкой практикой, так как он является регулярно функционирующей системой статистического наблюдения, обработки информации, анализа для информационного обеспечения систем менеджмента и обоснования управленческих решений с учетом внешних и внутренних связей и отношений на рыночных принципах, для которых не являются исключением также негативные факторы, как «хаос», «анархия», «непредсказуемость» и ряд других.

Рис. Взаимодействие маркетинговой информационной системы продовольственного рынка

с элементами внешней среды

Не случайно, к примеру, Папа Франциск, обращаясь в мае 2013 года к дипломатам в Ватикане, вынужден был осудить тиранию так называемого «свободного рынка», в котором люди ценятся только как потребители. «Деньги должны служить, а не править», — заявил Папа Римский. В целом же свою речь Папа впервые посветил

финансовому кризису, поразившему Европу. Естественно, в таких нелицеприятных оценках современной экономики на значительной мировой территории есть большая доля истины. Истины, которая в полной мере относится и к нашей стране, где за последние двадцать с лишним лет отечественные либералы (по точному опреде-

лению В. В. Путина в ходе его последней «прямой линии») изменили «всю структуру российской экономики и, по сути, изменили бренд развития»). А раз так, то объективно растущим оказывается значение всей совокупности факторов в интересах всесторонней оценки реальной постреформенной практики, включая концептуальные положения и статистического мониторинга применительно к продовольственной безопасности нашей страны в условиях ВТО.

Исходя из таких общих, актуально значимых положений, находим возможным подробнее рассмотреть и оценить роль и значение базовых концептуальных положений статистического мониторинга, в том числе рыночных брендов. При этом конечную дробность подачи мониторинговой информации видеть в разрезе рыночных сегментов, способных отражать реальные картины актов не только самого рыночного обмена, но и поведения реальных их участников (конкретных производителей и потребителей).

В задачи мониторинга продовольственного рынка должны входить: сбор исходной информации, её обработка, анализ, выявление ошибок, подготовка сводок, аналитических докладов и прогнозов. Источниками исходной информации должны служить сплошные и выборочные наблюдения, обследования, опросы, бухгалтерская, таможенная и иная отчетность, данные анкетирования и регулярно составляемые обзоры. Конкретные предложения следующие.

Первое. Методически важно, чтобы статистический мониторинг продовольственного рынка был направлен на эффективное достижение следующих практических целей:

— обеспечивать системы менеджмента всех уровней, включая государственный, общественный, муниципальный и корпоративный, достоверной, оперативной и регулярно актуализируемой информацией о конъюнктуре продовольственного рынка и процессах происходящих в нем;

— устанавливать базовые тенденции, связи зависимости и одновременно квалифицированно выявлять причины, вызывающие те или иные сдвиги в сложившейся рыночной конъюнктуре;

— определять на системной, комплексной основе картину будущего состояния

рынка посредством анализа ведущих тенденций и относительно их формирования скоростей, экстраполяции установленных закономерностей на обоснованное соотношение рыночных сил (внешних и внутренних) в прогнозируемом будущем;

— создавать постоянно действующие условия информационной обеспеченности принятия управленческих решений для направленных на сохранение целостности продовольственных систем и их основных свойств, включая свойство воспроизводить самих себя, что определяет степень годности систем к поддержанию надежной безопасности.

Второе. Главные цели мониторинга видеть в своевременном, экономически грамотном сборе, обработке и распространении данных в разрезе нижеследующих структур:

— базовые участники и сегменты рынка — поставщики продовольствия (отрасли агропродовольственного сектора экономики, поставщики, производители, покупатели, потребительские группы);

— балансы продовольствия на всех уровнях его трансформации из сырья в конечный продукт;

— состояние конъюнктуры окружающей среды продовольственного рынка, в том числе динамики цен на потребляемые ресурсы, а также финансовой и нефинансовой инфраструктур с учетом степени государственного регулирования экономики. В этом плане своевременно и четко анализировать причины изменения конъюнктуры в разрезе первого, второго и последующих уровней, то есть отслеживать не только последствия изменения (например, уровня цен на состояние рынка), но и выявлять базовые условия, предполагающие подобные сдвиги в прогнозируемом будущем. Экономически грамотно измерять спрос на продовольствие, в том числе с учетом данных об уровне жизни населения, реально располагаемых доходах, ценовой политике основных операторов рынка;

Всесторонне оценивать конъюнктуру инвестиционной инфраструктуры рынка, потенциалы вложений и привлечения инвестиций, инвестиционную привлекательность территорий и отдельных участников продовольственной системы.

Третье. Желательной формой предоставления данных о продовольственном

рынка рассматривать подборку данных по основным видам продукции, включая уровни ресурсов, сырья, промежуточных продуктов, конечной продукции и рыночных брендов.

Исходя из таких общих, актуально значимых положений, находим возможным подробнее рассмотреть и оценить роль и значение следующих базовых концептуальных положений статистического мониторинга, в том числе рыночных брендов.

Конечную дробность подачи мониторинговой информации видеть в разрезе рыночных сегментов, способных отражать реальные картины актов не только рыночного обмена, но и поведения реальных их участников (конкретных производителей и потребителей).

Четвертое. Постоянно держать в центре внимания корректировки помех, возникающих осложнений при поступлении неточных результатов сплошных статистических наблюдений. (Так, действующая система мониторинга рынка продовольствия может испытывать дефицит в информации об объемах производства сельскохозяйственной продукции в хозяйствах населения). В реальной действительности данная категория сельскохозяйственных производителей по некоторым видам продукции (картофель, овощи и др.), рассматривается как преобладающая на большинстве территорий. При этом значительная часть продукции поступает на продовольственный рынок по неорганизованным каналам реализации, а именно: через уличную, надомную торговлю и другие формы. Часть продовольственных товаров производится в домашних условиях и это также не всегда учитывается органами статистики. Все эти данные, по нашему мнению, должны поступать в систему мониторинга наравне с другими. И, естественно, требовать определенных методологических, технических и управленческих решений.

Любые стремления решить эти проблемы путем «оценок» и «досчёта» нельзя признать удачными, так как оценки производятся не профессиональными экспертами, а работниками статистических органов (без должной иногда подготовки и специализации), что может обусловить сознательное или несознательное искажение истинной картины продовольственного рынка. С

учетом всего этого системы статистического мониторинга должны «уметь» находить искажения в исходной информации и исправлять их (к примеру, использовать методы распознавания образов. В частности, машинные методы обнаружения закономерностей, в том числе алгоритмы заполнения эмпирических таблиц ^ЕТ-алгоритм), многократно апробированных при выполнении расчетов по заказам федеральных и региональных органов государственной власти.

Пятое. Принимая во внимание многомерный и сложный характер объектов мониторинга, информационные системы продовольственных рынков должны не только «сообщать» факты, но и объяснять причины происходящего, что требует соответствующей трансформации методологии сбора маркетинговой информации и некоторой переквалификации персонала, работающего со статистическими данными. В данных взаимосвязях разумным является существенное усиление роли и значения методов экономико-статистического моделирования, позволяющего определять связи и объективные зависимости, (в том числе множественные, частные, парные) и прогнозировать будущее состояние продовольственных рынков страны и ее регионов.

Шестое. В мониторинге продовольственных рынков должны найти свое место экспертные системы, основанные на использовании базы знаний и блоков логического вывода, а также объяснения (доказательства) выводов. Современные экспертные системы, кроме того, призваны содержать базы данных, из которых с помощью специальных модулей извлекаются знания.

Эти знания, сформулированные на основе базы данных, сопоставляются с базой знаний экспертов и выявляются противоречия, которые следует устранять на этапе экспериментальной эксплуатации экспертных систем. Лучшие из них позволяют делать выводы на основе не полных, не точных, вероятностных знаний.

Седьмое. Данные, получаемые в ходе статистического мониторинга продовольственных рынков, предоставляют потребителям огромный массив информации, что затрудняет оперативный анализ и принятие решений. Поэтому целесообразно использовать географические информационные системы (геоинформационные системы —

ГИС) для визуализации данных. Наглядно отображать тем самым разнообразную информацию, использовать её выборочно для конкретных ситуаций и решаемых прикладных задач. В дальнейшем геоинформационные системы можно использовать не только для наглядного отображения информации, но и для её генерации. Эффективными являются гибридные, интегрированные мониторинговые системы, объединяющие традиционные статистические методы наблюдения и обработки информации с экономико-статистическим моделированием, базы данных с распределённым доступом, экспертными системами и ГИС.

ГИСы представляют собою современные компьютерные технологии для картирования и анализа объектов реального мира. Эти технологии объединяют традиционные операции работы с базами данных, такими, как: запрос и статистический анализ, с преимуществами полноценной визуализации и географического (пространственного) анализа, которые предоставляет карта. Эти возможности отличают ГИС от других информационных систем и обеспечивают уникальные возможности для её применения в широком спектре задач, связанных с анализом и прогнозом явлений и событий окружающего мира. С осмыслением и выделением главных факторов и причин, а также их возможных последствий, с планированием стратегических решений и текущих последствий предпринимаемых действий.

Как показывает анализ, в цивилизованном мире геоинформационные системы используются во многих областях человеческой деятельности. При этом исследователи отмечают, что ГИС помогает сберечь время, повысить эффективность управленческого труда и функционирования фирм, сэкономить финансовые средства. С помощью ГИС можно автоматизировать сбор, хранение и доступ к данным, управление ресурсами, создавать самые современные информационные базы данных многократного использования, повышать точность и производительность работы с информацией. Геоинформационные системы могут использоваться не только в регулировании продовольственных рынков, но и в процессе формировании бюджетов, улучшения управления проектами.

Особенно эффективным является использование ГИС для принятия решении по развитию сельскохозяйственного производства, его рациональному размещению по территории субъекта Федерации, оптимизации транспортных потоков, прогнозу агроклиматических ресурсов и фитосанитар-ного состояния посевов, почв и земельных ресурсов. Территории обладают определенной спецификой.

Инструменты же ГИС помогают определять, какие продукты и услуги наилучшим образом соответствуют образу жизни и доходам жителей конкретной местности. Можно получить многомерный срез местного рынка для оптимального планирования торговых площадей, прогноза объемов продаж, проведения маркетинговых мероприятий и д.р. ГИС помогает превратить статистические и географические данные в информацию в виде карт, имеющих глубокий смысл и простые одновременно для восприятия, а затем и использования в процессе принятия управленческих решений (для органов управления всех уровней информацию важно доводить дозировано и ту, которая касается их непосредственно). При этом ГИС продовольственного рынка целесообразно разрабатывать как составные части единых информационных пространств административно-территориальных образований. Давать тем самым правильные представления о проблемах региона на уровне Правительства России.

Кроме того, главные пути формирования и реализации геоинформационной системы мониторинга социально-экономического состояния администр ативно - терр иториально -го образования для органов государственной власти могут и должны заключаться в выполнении следующих функций:

- направленная аналитическая обработка учётно-статистических данных в системе государственного регулирования экономического развития региона;

- формирование баз данных о продовольственных рынках в разрезе территориальных единиц, корпораций и рыночных сегментов: — адаптация знаний о текущем состоянии продовольственных рынков к условиям распределения населения по территориям, миграционных процессов, социального статуса населения, его структуры и динамики;

— осуществление перманентного оценивания, прогнозирования и планирования комплексного развития территорий с использованием параметрических данных о сценарии развития рыночных конъюнктур, особенностях ценообразования и инвестиционной политики;

— выполнение задач информационного обеспечения государственного управления собственностью и корпоративной политики в сфере агропродовольственного и смежных секторов региональной экономики.

Формирование баз данных и проведение сравнительного анализа состояния региона с другими субъектами Российской Федерации и состояния страны в целом для принятия обоснованных решений по управлению в составе ГИС целесообразно организовывать в условиях обеспеченности менеджмента следующими блоками информации:

— состояние различных рынков России и ее экономики;

— оперативные обзоры экономической и рыночной конъюнктуры;

— блоки социальных и экономических показателей официальной статистики;

— данные мониторинга социально-экономического положения территорий и страны в целом;

— геоинформационное сообщение о состоянии продовольственного рынка страны;

— данные статистики субъектов Российской Федерации и региональных рыночных обзоров;

— данные о населении, бюджете домохо-зяйств и потреблении продовольствия;

— регулярная аналитика продовольственного рынка;

— ценовая политика на продовольственных рынках регионов и т.д.

В результате вышеизложенного можно заключить: рыночный мониторинг локальных продовольственных рынков является целенаправленной, самоорганизованной комплексной системой формирования показателей их состояния, добычи необходимых данных и последующей их трансляции, специального квалифицированного анализа в целях формирования наиболее реальных и оперативных представлений о состоянии продовольственных рынков. Дальнейшее использование результатов рыночного мониторинга системами государственного,

общественного, муниципального и корпоративного менеджмента исключительно важно для принятия управленческих и предпринимательских решений в соответствии с интересами конечных потребителей продовольственных товаров, а также устойчивого развития агропродовольственного сектора в динамичных системах территориальной экономики страны в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Современная энциклопедия (Текст) — М.: Инфа —М, 1999. — 512 с.

2. Экономический словарь (Текст). — М.: Инфа, 2000. — 714 с.

3. Мурзукова, Т. Г. Популярный словарь иностранных слов около 5000 слов (Текст) / Т. Г. Мурзукова, И. В. Нечаева. — под ред. И. В. Нечаевой. — М: Азбуковник, 2001. — 628 с.

4. Большой энциклопедический словарь (Текст) — М.: Энциклопедия, 2000. — 836 с.

5. Милгпром, П. Экономика, организация, менеджмент (Текст) / П. Милгпром, Дж. Робертс. — В 2 т. — Т.2. — СПб.: Экономическая школа, 1999. — 422 с.

6. Агапова, Т. Н. Методика и инструментарий для мониторинга экономической безопасности региона (Текст) / Т. Н. Агапова // Вопросы статистики. — 2001. — № 2 — С. 44—48.

7. Киреев, А. П. Международная экономика (Текст) / А. П. Киреев. — В 2-х ч. — Ч. II. — М.: Международные отношения, 1999. — 488 с.

8. Вертакова Ю. В. Воспроизводственные пропорции устойчивого регионального развития — объективные характеристики экономического состояния региона [текст] / Ю. В. Вертакова, А. В. Точко // Регион: системы, экономика, управление, № 3 (14). — Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2011. — С. 8—15.

9. Блок М. А. Влияние глобализации на региональное обеспечение экономической доступности продовольствия в современных условиях [текст] / М. А. Блок //Регион: системы, экономика, управление, № № 1 (12). — Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2011. — С. 12—15.

10. Совик Л. Е. Целеполагание в системах мониторинга бизнес-деятельности региональных пищевых производств [текст] / Л. Е. Совик // Регион: системы, экономика, управление, № 4 (19). — Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2011. — С. 122—131.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.