Научная статья на тему 'Мониторинг реализации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся в гоу субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждениях'

Мониторинг реализации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся в гоу субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
56
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кучма В. Р., Рапопорт И. К., Горелова Ж. Ю.

В статье подчеркивается, что для оценки эффективности осуществляемых экспериментальных проектов необходимо проведение мониторинга состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, участвующих в проектах. Кроме того, необходим систематический анализ заболеваемости данного контингента учащихся, связанной с алиментарными факторами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кучма В. Р., Рапопорт И. К., Горелова Ж. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING THE REALIZATION OF OF EXPERIMENTAL PROJECTS AIMED AT IMPROVEMENT OF SCHOOL ALIMENTATION IN SECONDARY SCHOOL INSTITUTIONS IN THE REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION AND IN MUNICIPAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article underlines that for efficiency evaluation of experimental projects there need to be a constant monitoring of children and adolescent health level in schools participating in the project. Moreover, a systematic analysis of pupils' morbidity tied with alimentary factors needs to be carried out.

Текст научной работы на тему «Мониторинг реализации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся в гоу субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждениях»

АВГУСТ №8 (197) ЗНиСО

27

МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ГОУ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В.Р. Кучма, И.К. Рапопорт, Ж.Ю. Горелова

MONITORING THE REALIZATION OF OF EXPERIMENTAL PROJECTS AIMED AT IMPROVEMENT OF SCHOOL ALIMENTATION IN SECONDARY SCHOOL INSTITUTIONS IN THE REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION AND IN MUNICIPAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

V.R. Kuchma, I.K. Rapoport, Zh.Yu. Gorelova НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН

В статье подчеркивается, что для оценки эффективности осуществляемых экспериментальных проектов необходимо проведение мониторинга состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, участвующих в проектах. Кроме того, необходим систематический анализ заболеваемости данного контингента учащихся, связанной с алиментарными факторами.

The article underlines that for efficiency evaluation of experimental projects there need to be a constant monitoring of children and adolescent health level in schools participating in the project. Moreover, a systematic analysis of pupils' morbidity tied with alimentary factors needs to be carried out.

Здоровье детей — это важнейший вопрос будущего нации. Рациональное питание в детском и подростковом возрасте способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию, создает условия для адаптации подрастающего поколения к факторам окружающей среды, оказывает существенное влияние на состояние здоровья человека на протяжении всей последующей жизни. Нарушение питания в период получения основного общего образования может привести к расстройствам жизнедеятельности организма, в т. ч. к возникновению и про-грессированию различных заболеваний желудочно-кишечного тракта, органов кровообращения и кроветворения, изменениям со стороны эндокринной, иммунной, костно-мышечной систем, различных отделов нервной системы, кожи и подкожной клетчатки, органа зрения. На сегодняшний день продолжает расти число алиментарно-зависимых заболеваний у учащихся, напрямую связанных с нарушением рационального питания.

В период получения общего образования организм школьника испытывает повышенные нагрузки как умственные, так и физические, что связано с большим расходом энергии и высоким потреблением пищевых веществ. Дети и подростки, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях, проводят в них от 4 до 11—12 ч, воспитанники школ-интернатов находятся круглосуточно, поэтому от организации и рациона питания в значительной степени зависит здоровье подрастающего поколения.

Результаты проведенного Министерством образования и науки России мониторинга организации питания в общеобразовательных учреждениях большинства регионов страны показали, что средств, выделяемых из региональных и муниципальных бюджетов на укрепление материально-технической базы школьных столовых, в большинстве случаев явно недостаточно. Технологическое оборудование пищеблоков образовательных учреждений обновляется крайне медленно, его износ составляет от 80 до 90 %. Около 9 % общеобразова-

20

мусту (10/)

тельных учреждений не имеют условий для организации школьного питания. Как показывают результаты мониторинга, низкий уровень материального достатка многих семей не позволяет родителям обеспечить детей полноценным питанием дома и оплачивать их питание в образовательных учреждениях. Срочное решение проблемы доступности здорового питания в общеобразовательных учреждениях для детей и подростков напрямую связано с сохранением здоровья нации и задачами улучшения демографической ситуации в стране.

В настоящее время в 21 регионе страны начата реализация экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях. Для оценки эффективности осуществляемых экспериментальных проектов необходимо проведение мониторинга состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, участвующих в проектах. Кроме того, необходим систематический анализ заболеваемости данного контингента учащихся, связанной с алиментарными факторами.

Для осуществления централизованного мониторинга состояния здоровья обучающихся была необходима разработка концепции мониторинга, определение информативных показателей и методов для слежения за состоянием здоровья учащихся. Кроме того, в целях практического осуществления мониторинга в ближайшее время потребуется подготовка специалистов в регионах, для чего необходимо проведение обучающих семинаров по специально разработанной программе. Все вышеуказанное определило актуальность и основные направления выполнения работы.

Концепция мониторинга состояния здоровья обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений предполагает комплексный подход к оценке состояния здоровья детей и подростков с использованием чувствительных показателей, отражающих состояние органов пищеварения, сердечно-сосудистой, нервной, костно-мышечной, иммунной и эндокринной систем, кожных покровов, зрительного анализатора. В концепции мониторинга состояния здоровья обучающихся предусмотрена систематическая оценка изменений показателей состояния здоровья учащихся в ходе реализации экспериментальных проектов: при успешном осуществлении проектов будет наблюдаться тенденция к улучшению показателей состояния здоровья детей и подростков,

при неэффективности проектов — состояние здоровья останется без изменений.

Разработан комплекс показателей, по которым проводится мониторинг, включающий: балльную оценку результатов анкетирования учащихся с целью выявления нарушений здоровья, связанных с алиментарными факторами; оценку физического развития учащихся; оценку их физической подготовленности; определение распространенности нарушений артериального давления; анализ заболеваемости по пропускам занятий в школах в связи с болезнями, а также комплексную оценку состояния здоровья путем распределения обучающихся на группы здоровья.

Особое место в мониторинге будет занимать систематический анализ заболеваемости по обращаемости детей в амбулаторно-поликли-нические учреждения. Для этого будет использоваться статистическая отчетная форма № 12 — «Отчет о числе заболеваний, зарегистрированных у больных, проживающих в районе обслуживания лечебного учреждения». Из всего спектра учитываемых в данной статистической форме нозологических форм, групп и классов заболеваний отобраны только группы заболеваний, наиболее тесно связанные с алиментарными факторами: патология органов пищеварения; анемии, связанные с алиментарными факторами; патология щитовидной железы, обусловленная йодной недостаточностью; эндокринная патология и нарушения обмена веществ, в частности ожирение.

Предлагаются обоснованные показатели состояния здоровья обучающихся и методы получения указанных показателей с инструкциями по реализации каждого метода, рабочие и заключительные протоколы, необходимые приложения. Кроме того, разработан протокол, отражающий сводные данные о состоянии здоровья обучающихся, воспитанников и их заболеваемости, связанной с алиментарными факторами, по годам наблюдения — с 2008 по 2012 гг. включительно. Предусмотрено, что предлагаемые методы могут быть реализованы медицинским персоналом, работающим в общеобразовательных учреждениях, — медицинской сестрой под руководством школьного врача, за исключением анализа заболеваемости по обращаемости. Данные об обращаемости детей по поводу заболеваний, связанных с алиментарными факторами, должны быть представлены детским поликлиниками (детскими отделениями общих поликлиник), причем исключительно на детей и подростков, обучаю-

ЖУПУ (107) ЗЯч&О 20

щихся в общеобразовательных учреждениях, участвующих в экспериментальных проектах. Приводятся рабочий и заключительный протоколы, необходимые для анализа динамики показателей частоты случаев алиментарно-зависимых болезней по возрастам учащихся (младший, средний, старший школьный). Сводные данные о состоянии здоровья обучающихся, воспитанников и их заболеваемости, связанной с алиментарными факторами, по годам наблюдения позволят оценить в целом эффективность реализуемых экспериментальных проектов.

Разработана программа обучающего семинара для специалистов регионов по методологии централизованного мониторинга состояния здоровья детей и подростков в процессе реализации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся и воспитанников в общеобразовательных учреждениях. В программе семинара сформулированы цель и задачи обучающего семинара, основные темы лекций, семинарских и практических занятий. Предполагается прочтение 3 лекций (6 акад. ч), проведение 4 семинарских занятий (8 акад. ч) и 2 практических занятий (4 акад. ч). Общая продолжительность обучающего семинара 18 акад. ч. В программе семинара также перечисляются наименования документов, которые будут использоваться в качестве раздаточного матери-

ала для выработки практических навыков у слушателей семинара.

Таким образом, разработанная методология мониторинга состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в школах, участвующих в реализации экспериментальных проектов, позволит провести наблюдение за состоянием здоровья значительного числа учащихся в различных регионах России по единым методикам и объективно оценить успешность мероприятий по совершенствованию организации питания в общеобразовательных учреждениях.

Результаты первого этапа эксперимента выявили трудности невыполнения блока по мониторингу состояния здоровья и питания школьников при изменившихся условиях системы питания, который является главным индикатором оценки результата эффективности проводимых экспериментальных проектов.

В связи с вышеизложенным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН предлагает осуществить для субъектов Российской Федерации (участников эксперимента) проект по проведению мониторинга, оценки и оптимизации питания детей и подростков, проживающих в регионе в рамках проводимого экспериментального проекта по совершенствованию организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.