Научная статья на тему 'Концепция мониторинга состояния здоровья учащихся в ходе реализации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания в школах'

Концепция мониторинга состояния здоровья учащихся в ходе реализации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания в школах Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
175
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кучма В. Р., Рапопорт И. К., Горелова Ж. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция мониторинга состояния здоровья учащихся в ходе реализации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания в школах»



КОНЦЕПЦИЯ МОНИТОРИНГА С ОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ

В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ В ШКОЛАХ

В.Р. Кучма, И.К. Рапопорт. Ж.К). Горелова НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦ1Д РАМН. Москва

Здоровье детей - это важнейший вопрос будущего нации. Рациональное питание в детском и подростковом возрасте способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию, создаст условия для адаптации подрастающего поколения к факторам окружающей среды, оказывает существенное влияние на состояние здоровья человека на протяжении всей последующей жизни. Нарушение питания в период получения основного общего образования может привести к расстройствам жизнедеятельности организма, в том числе к возникновению и ирогрессиро-ванию различных заболеваний желудочно-кишечного тракта, органов кровообращения и кроветворения, изменениям со стороны эндокринной, иммунной, костно-мышечной систем, различных отделов нервной системы, кожи и подкожной клетчатки, органа зрения.

На сегодняшний день продолжает расти число алиментарно-зависимых заболеваний у учащихся, напрямую связанных с нарушением рационального питания.

К" алиментарно-зависимым заболеваниям в первую очередь принято относить функциональные нарушения и хронические болезни органов пищеварения. С конца 80-х годов прошлого века болезни органов пищеварения занимают лидирующее положение в структуре детской заболеваемости. По данным официальной статистики, основанной на показателях заболеваемости по обращаемости, в 2006 г. распространенность болезней органов пищеварения среди детей в возрасте от 0 до 14 лет включительно составила 162 %о, а среди подростков 15-17 лет включительно 177,7 %о. При этом с 2001 по 2006 г. обращаемость детей по поводу гастроэнтерологических заболеваний возросла на 19,3 % (с 135,8 до 162 %о), а

подростков на 20,1 % (с 147,9 до 177,7%о). Болезни системы пищеварения устойчиво занимают 2-е ранговое место в структуре заболеваемости по обращаемости как среди контингента детей в возрасте до 15 лет, так и среди старших подростков. По данным научных публикаций, распространенность гастроэнтерологической патологии существенно возросла в Москве и Московской области. Нижнем Новгороде. Самаре. Ярославле, Омске, Омской и Белгородской областях и других регионах [3-6].

На протяжении почти полувека НИИ гаги-сны и охраны здоровья детей и подростков проводит углубленные медицинские обследования школьников и динамическое наблюдение за состоянием их здоровья в процессе получения общего образования - так называемые лонгитудинальные исследования. Исследования. проводившиеся на протяжении 90-х годов прошлого столетия и вновь начатые в 2005 г., свидегельствуют о том. что для детей младшего школьного возраста характерна высокая распространенность функциональных расстройств системы пищеварения. Функциональные отклонения в большинстве случаев имеют благоприятное течение, но в ряде случаев могут явиться основой для формирования хронической патологии. Лонгитудинальные исследования 2005 2008 гг. позволили выявить значительное увеличение (на 71,6%) по сравнению с 1999 2000 гг. частоты встречаемости функциональных нарушений желудочно-кишечного факта у учащихся младших классов (611.6 против 356,4 %о).

В процессе обучения в школе среди учащихся средних и старших классов уменьшается распространенность функциональных нарушений, но увеличивается частота хронических заболеваний органов пищеварения. Гак, среди учащихся младших классов, обучавшихся в московских школах в конце 90-х

июль № 7 /184/ годов, распространенность функциональных нарушений системы пищеварения составляла 356,4 %о. а хронических заболеваний - 144,5 %о; среди учащихся 9-11 классов - соответственно 207,0 и 241,5 %о. Следует отметить, что сопоставление показателей заболеваемости учащихся старших классов, обследованных сотрудниками НИИ ГиОЗДиП в 1991 и 2002-2004 гг. по единой методике, позволило выявить рост распространенности функциональных нарушений системы пищеварения на 37,8% (с I 12,3 до 154,8 %о), а хронических заболеваний на 145% (с 85,9 до 210,2 %«).

Таким образом, установлено, что в динамике обучения в школе функциональные нарушения системы пищеварения у учащихся в структуре функциональных отклонений постепенно перемещаются со 2-3-го ранговых мест на 4-е место, в то время как хронические болезни органов пищеварения начинают прочно занимать к концу обучения 1-е ранговое место в структуре хронической патологии. Полученные данные свидетельствуют о том. что в течение периода обучения в школе ухудшается функционирование желудочно-кишечного тракта, развиваются воспалительные процессы и их осложнения у значительного процента учащихся.

И.И. Новиковой, Г.А. Оглезневым с соавт. в 2007 г. было показано, что заболеваемость школьников находится в прямой корреляционной зависимости от показателя охвата учащихся горячим питанием (г >0,81) [6]. Вместе с тем в период с 2003 по 2006 г. охват учащихся горячим питанием значительно сократился. Так, если в 2002 г., по данным органов управления здравоохранением 60 субъектов Российской Федерации, охват горячим питанием школьников в среднем составлял 58,2 %, причем в 14% регионов получали горячее питание менее 40 % учащихся, а в 86 % регионов

от 41 до 80%, то в 2006/2007 учебном году, по данным Минздравсоцразвития России, показатель в целом по стране снизился до 15 20 %. Необходимо подчеркнуть, что, по данным Мин-обрнауки России, охват учащихся горячим питанием составлял 50-55 %. однако выборочные научные исследования [5, 6] свидетельствуют о том. что горячее питание получают только 23,9 % школьников. Кроме того, установлено, что даже в тех школах, в которых организовано горячее питание, его систематически получают только 28,3 % учащихся. Согласно мнению родителей, ведущей причиной отказа от организованного питания служит недостаточное разнообразие и качество предлагаемого школьникам рациона.

В период получения общего образования организм учащегося испытывает повышенные нагрузки, как умственные, так и физические, что связано с большим расходом энергии и высоким потреблением пищевых веществ. Нарушение питания в этот период может привести не только к функциональным расстройствам и хроническим заболеваниям желудочно-кишечного тракта, но и к отклонениям в функционировании практически всех систем организма.

Особенно большое значение для растущего организма имеет достаточное содержание в пище белка. 11ри дефиците белка могут возникать переутомление, снижение работоспособности. ухудшение успеваемости. Учащимся образовательных учреждений необходимы полноценные жиры животного и растительного происхождения. Потребность в углеводах у детей и подростков значительно выше, чем у взрослых. Энергозатраты организма ребенка увеличиваются при интенсивной умственной деятельности, усиленных занятиях физкультурой и спортом, совмещении учебы с физической работой. Энергетический баланс зави-

7

сит от пола и возраста учащегося: в подростковом периоде потребность в энерг ии увеличивается в связи с усилением деятельности желез внутренней секреции, интенсивными процессами роста и развития организма.

При формировании рациона питания обучающихся, закупках пищевых продуктов образовательными учреждениями и предприятиями школьного питания, составлении меню и приготовлении пищи, предназначенной для обучающихся, должны соблюдаться принципы адекватного, рационального, сбалансированного, щадящего питания, подразумевающего удовлетворение потребности детей в пищевых веществах и энерг ии, в том числе в мак-ронутриентах (белки, жиры, углеводы) и микронутриентах (минеральные вещества: йод, кальций, магний, железо и др., витамины) в соответствии с возрастными физиологическими потребностями.

В настоящее время в стране начата реализация экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях. В соответствии с решением Рабочей группы по сопровождению экспериментальных проектов предполагается проведение мониторинга состояния здоровья детей и подростков в ходе их реализации.

Предлагаемая концепция мониторинга состояния здоровья учащихся предполагает комплексный подход к оценке состояния здоровья детей и подростков с использованием чувствительных индикаторов, отражающих состояние органов пищеварения, сердечно-сосудистой, нервной, костно-мышечной, иммунной и эндокринной систем, кожных покровов, зрительного анализатора. В комплекс показателей будет включена оценка физического развития учащихся и оценка их физической подготовленности, а также комплексная

8

оценка состояния здоровья путем распределения обучающихся на группы здоровья. Кроме того, на основании анкетирования учащихся и их родителей будет оцениваться организация и качество питания детей и подростков в образовательных учреждениях.

Для установления причинно-следствен-ных связей мониторинг может дополнительно включать оценку микронутриентной обеспеченности организма, химического состава среднесуточного рациона питания (нутриент-ный состав) и фактического выполнения норм продуктового набора.

Мониторинг состояния здоровья обучающихся будет основан на следующих методах и группах показателей:

I группа показателей будет получена путем анкетирования (по стандартизованной анкете) родителей учащихся младших классов и самостоятельного анкетирования учащихся средних и старших классов для выявления жалоб, отражающих наличие у детей функциональных нарушений и хронических заболеваний органов пищеварения, центрального и вегетативного отделов нервной системы, органа зрения, опорно-двигательного аппарата, а также явлений анемии, пищевой аллергии, сниженных иммунобиологических свойств организма. Все указанные нарушения здоровья могут возникнуть при нарушениях режима и качества питания, неполном удовлетворении потребности детей и подростков в пищевых веществах и энергии, в том числе в макро- и микронутриентах.

II группа - показатели физического развития обучающихся. Систематическое наблюдение за ростом и развитием является важным звеном в системе контроля за состоянием здоровья учащихся. Нарушения физического развития - дефицит массы тела, избыток массы тела, низкий рост - во многих случаях

июль № 7 /184/ обусловлены нарушениями сбалансированности рациона по всем пищевым веществам, в том числе по аминокислотному составу белков, жирно-кислотному составу жиров, обеспеченности углеводами, относящимися к различным классам, достаточности содержания витаминов, минеральных веществ.

III группа показатели заболеваемости учащихся по количеству случаев и дней пропусков занятий по болезни - позволит получить, в первую очередь, данные о состоянии иммунной системы у большинства детей и подростков, а также будет отражать частоту встречаемости выраженных функциональных отклонений и обострений хронических заболеваний системы пищеварения, центральных и вегетативных отделов нервной системы, эндокринной системы и обмена веществ, т. е. тех нарушений здоровья, которые относятся к числу алиментарно-зависимых заболеваний, напрямую связанных с нарушением здорового, рационального питания.

IV группа показателей - частота отклонений артериального давления от возрастно-половых нормативов - отражает состояние сердечно-сосудистой и эндокринной систем, центральных и вегетативных отделов нервной системы, нормальное функционирование которых зависит от удовлетворения потребности детей и подростков в пищевых веществах и энергии, в том числе в макро- и микронутриентах.

V группа показателей - оценка физической подготовленности учащихся общеобразовательных учреждений позволит оценить энергетический баланс питания детей и подростков и сбалансированность питания по основным макро- и микронутриентам. Оценка физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ проводится по результатам выполнения тестовых заданий, изложен-

ных в методических рекомендациях «Единые требования к проведению общероссийского мониторинга физического развития и физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ» (2002), разработанных Всероссийским НИИ физической культуры и Центром организационно-методического обеспечения физического воспитания Комитета образования Правительства Москвы.

VI группа показателей - комплексная оценка состояния здоровья детей - позволит получить интегральный показатель состояния здоровья и физического развития каждого ребенка и всех учащихся в образовательном учреждении путем распределения детей на группы здоровья. При этом учитываются функциональное состояние организма, частота острых заболеваний и обострений хронической патологии, физическое и психическое развитие обучающихся. Определение группы здоровья учащихся проводится школьным врачом или педиатром прикрепленной к образовательному учреждению детской поликлиники но завершении профилактических медицинских осмотров.

VII группа показателей - на основании результатов анкетирования учащихся и их родителей (по стандартизованной анкете) будет оцениваться организация н качество питания детей и подростков в образовательных учреждениях.

Организацию мониторинга состояния здоровья обучающихся в ходе реализации экспериментальных проектов, сбор и обработку данных может осуществлять средний медицинский работник под руководством школьного врача (при отсутствии школьного врача под руководством педиатра прикрепленной к школе детской поликлиники). Сбор данных о физической подготовленности может

проводить преподаватель физкультуры совместно со средним медицинским работником.

Анализ и обобщение данных, подготовка отчетной документации в период проведения эксперимента будет проводиться Рабочей группой, а в дальнейшем может осуществляться школьным врачом или врачом-педиатром в образовательных учреждениях.

Обьем предлагаемых обследований и тестирований основан на действующей в настоящее время нормативно-правовой и методической базе [1.2].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баранов A.A., Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Ра-попорт И.К. и др. Проведение мониторинга состояния здоровья детей и подростков и организация их оздоровления: Методические рекомендации (Утв. зам. министра здравоохранения и социального развития В.И. Стародубовым 7.12.2005).

2. Баранов A.A.. Кучма JI.M., Сухарева Л.М„ Рапопорт И.К., Горелова Ж.Ю. и др. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: Руководство для врачей. Издательство ГЭОТАР-Медиа, 2008. 424 с. (изд. 2-е).

3. Кучма В.Р., Горелова Ж.Ю., Рапопорт И.К. Организация рационального питания как одно из важнейших направлений оздоровительной работы в образовательных учреждениях // Вопросы детской диетологии. 2004. Т. 2. С. 33-35.

4. Лебедькова С.Е., Кацова Г.Б.. Евстифеева Г.Ю. и др. Распространенность и структура неинфекционных заболеваний у детей и подростков, проживающих в регионах с различной антропогенной нагрузкой // Гигиена и санитария. 2003. № 2. С. 43 45.

5. Леонов A.B., Поздеева Т.В., Кузьмичев Ю.Г., Матвеева H.A. Выборочное медицинское обследование как инструмент определения состояния здоровья детей и подростков // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2004. № 5. С. 14-17.

6. Новикова И.П., Оглезнев Г.А., Ляпин В.А. и др. Социально-гигиеническая оценка и экологические проблемы сохранения и укрепления здоровья детей и подростков / Материалы X Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. 2007. Книга I. С. 630-633.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.