Научная статья на тему 'Мониторинг развития государственной поддержки сельского хозяйства: методический инструментарий'

Мониторинг развития государственной поддержки сельского хозяйства: методический инструментарий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
168
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мониторинг / государственная поддержка / субсидии / регион / ВТО / «корзины» / анкета / воспроизводственные условия. / Monitoring / state support / subsidies / region / WTO / «baskets» / profile / reproductive conditions.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Р С. Шепитько, Т А. Дугина

Разработана и апробирована на региональном уровне методика проведения мониторин-га развития государственной поддержки сельского хозяйства, содержательную основу которойформируют оценочные показатели, сгруппированные в три блока (количественный, качествен-ный, оценочный), а также анкетирование, опрос сельхозтоваропроизводителей по предложен-ным вопросам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Р С. Шепитько, Т А. Дугина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Agricultural support development monitoring: methodical toolkit.

The method of the state support development monitoring for agriculture, which form the basis of meaningful performance indicators, grouped into three blocks (quantitative, qualitative, evaluative), as well as questionnaires, agricultural goods producers survey on proposed issues was developed and tested at the regional level.

Текст научной работы на тему «Мониторинг развития государственной поддержки сельского хозяйства: методический инструментарий»

***** ИЗВЕСТИЯ *****

№ 3 (39), 2015

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА:

НАУКА И ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

5. Маркс, К. Капитал [Текст] /К. Маркс. - М.: Политиздат, 1983. - Т. I. - С. 211.

6. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстат) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/portal.

7. Постановление Правительства РФ № 717 от 14 июля 2012 года «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» [Электронный ресурс]// СПС Консуль-тантПлюс.

8. Попова, Л.В. Противоречия и этапы развития механизма государственного финансового регулирования АПК [Текст]/ Л.В. Попова // Финансы и кредит. - 2008. - № 28. - С. 42-46.

9. Попова, Л.В. Мониторинг финансовых рисков сельских кредитных кооперативов [Текст] / Л.В. Попова, Д.А. Коробейников, Ю.В. Ремез // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование. - 2013. - № 2 (30). -С. 227-232.

10. Саломатин, В. А. Инновационные процессы в АПК: сущность и направления развития [Текст]/ В. А. Саломатин // Теория и практика общественного развития: научный журнал. -2011. - № 8. - С. 295-299.

E-mail: [email protected]

УДК 338

МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА: МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Р.С. Шепитько, доктор экономических наук, профессор Т.А. Дугина, кандидат экономических наук, доцент

Волгоградский государственный аграрный университет

Разработана и апробирована на региональном уровне методика проведения мониторинга развития государственной поддержки сельского хозяйства, содержательную основу которой формируют оценочные показатели, сгруппированные в три блока (количественный, качественный, оценочный), а также анкетирование, опрос сельхозтоваропроизводителей по предложенным вопросам.

Ключевые слова: мониторинг, государственная поддержка, субсидии, регион, ВТО, «корзины», анкета, воспроизводственные условия.

В условиях экономической нестабильности и дефицита бюджетного финансирования возникает необходимость формирования новой парадигмы государственного воздействия на сельское хозяйство. В этой связи мониторинг развития государственной поддержки становится важным инструментом совершенствования мер государственного регулирования аграрного сектора, направленных на инновационное развитие отрасли.

Мониторинг целесообразно осуществлять как на отраслевом и региональном уровнях, так и на уровне хозяйствующего субъекта. При этом на каждом уровне важно выделить базовые составляющие, воздействие которых наиболее значимо отражается на результатах хозяйственной деятельности. При проведении мониторинга задействованы количественные и качественные характеристики государственного регулирования и государственной поддержки сельского хозяйства, индикаторы их оценки, которые сгруппированы в три блока: количественный, качественный, оценочный (табл. 1).

Количественный блок характеризует объемы господдержки по формированию общих условий функционирования сельского хозяйства, соотношение центра и регионов в регулировании условий воспроизводства в отрасли, а также соотношение государственных субсидий с изъятыми из сельского хозяйства доходами через налоги и платежи.

221

***** ИЗВЕСТИЯ *****

№ 3 (39), 2015

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА: НАУКА И ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Качественный блок отражает структуру господдержки в рамках условий ВТО и стимулирования импортозамещения посредством соотношения и характеристик «желтой» и «зеленой» корзин, продуктово-специфических и продуктово-неспецифических мер, финансирования социальной и производственной инфраструктуры.

Таблица 1 - Индикаторы оценки государственного регулирования _______________и поддержки сельского хозяйства_______________

Блок оценочных показателей Показатель

Количественный Бюджетные ресурсы на 1 га с.-х. угодий (пашни); доля бюджетных ресурсов в выручке, в полных и производственных затратах; коэффициент окупаемости затрат с субсидиями, без субсидий; фактический и нормативный коэффициенты господдержки; соотношение федерального и регионального блоков господдержки; ввод мелиорируемых земель

Качественный Соотношение «зеленой» и «желтой корзин» в структуре господдержки; доля продуктово-специфических и продуктово-неспецифических мер в объеме господдержки; доля финансирования социальной и производственной инфраструктуры, импортозамещения

Оценочный Ресурсообеспеченность, ресурсовооруженность труда; коэффициенты обновления, выбытия, годности, износа основных производственных фондов; коэффициенты использования пашни, с.-х. угодий, земли; обеспеченность социальной, производственной инфраструктурой; доходы работников, уровень рентабельности, производительность труда, продуктивность земли и животных; кредиторская задолженность, финансовая обеспеченность; доля прибыльных предприятий в общем их количестве

Оценочная система показателей определяет факторные условия обеспечения расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве и оценивает эффективность их использования в сельскохозяйственном производстве через результаты хозяйственной деятельности.

Следует помнить, что хозяйствующий субъект (предприятие) является первичным, базовым звеном экономики. По его деятельности оценивается эффективность государственной поддержки в сельском хозяйстве и отдельных её инструментов. В этих целях представленный спектр оценочных показателей целесообразно дополнить анкетированием, интервьюированием, опросом сельхозтоваропроизводителей. Для этих целей нами разработана анкета, где предлагается ответить на 17 вопросов (табл. 2).

Исходя из того, что в условиях членства России ВТО крен финансирования смещается в регионы, мониторинг государственной поддержки приобретает особую актуальность: во-первых, проведение мониторинга на региональном уровне позволяет учесть особенности функционирования сельского хозяйства в регионе; во-вторых, оценить эффективность использования бюджетных средств; в-третьих, выявить слабые стороны государственного воздействия на отрасль в части стимулирования импортозамещения, повышения продуктивности земли и животных, эффективного использования бюджетного финансирования.

На региональном уровне оценочные показатели, используемые на уровне страны, могут корректироваться за счет включения дополнительных показателей или исключения последних в силу затрудненности расчета отдельных из-за отсутствия данных, либо нецелесообразности.

222

***** ИЗВЕСТИЯ *****

№ 3 (39), 2015

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА: НАУКА И ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Таблица 2 - Вопросы, включенные в анкету мониторинга развития государственной поддержки в регионе

Категория хозяйства: -СХО -К(Ф)Х -ЛПХ 10. Изменение государственной поддержки относительно предыдущего периода (рост, снижение),%

Совокупный почвенный балл 11. Увеличение/сокращение произошло за счет:

Площадь сельскохозяйственных угодий, в т.ч. пашни, посевов, га 12. Какие из существующих форм господдержки наиболее эффективны в современных условиях:

Поголовье скота по видам, гол. 13. Следует ли увязывать уровень господдержки с продуктивностью земли и животных (да, нет)

Урожайность с.-х. культур по видам, ц/га 14. Следует ли усилить региональную составляющую в объеме господдержки (да, нет)

Продуктивность животных по видам 15. Как Вы оцениваете поддержку госпрограмм, ведомственных программ по развитию сельского хозяйства (эффективно, неэффективно)

Общая сумма господдержки, в т. ч. по направлениям, тыс. руб. 16. Какие формы господдержки Вы считаете приоритетными

Выручка, тыс. руб. 17. Налоги и платежи на 1 руб. государственной поддержки

Доля государственной поддержки в выручке, в полных, производственных издержках, %

Предложенный методический подход проведения мониторинга выполнен в рамках принятой ВТО методологии деления инструментов государственной поддержки на корзины по степени их воздействия на торговлю и конкуренцию на мировых рынках [1]. При этом количественная и качественная оценка государственного воздействия на сельское хозяйство при использовании рекомендуемого базового инструментария осуществляется в разрезе составляющих, оговоренных в соглашении по сельскому хозяйству ВТО правил организации внутренней поддержки сельхозтоваропроизводителей [3].

Апробация данной методики на уровне Волгоградской области выявила структурные сдвиги в направлениях и инструментах государственной поддержки сельского хозяйства и позволила структурировать её содержательное направление в рамках «зеленой» и «желтой» корзин., а также в рамках продуктово-специфических и продуктовонеспецифических мер поддержки.

С вступлением России в ВТО (2013-2014 гг.) значительно расширился крен «зеленой корзины» (64,9 %), на долю «желтой» приходилось лишь 35,1 %. Основная нагрузка разрешенных инструментов государственного воздействия падает на несвязанную поддержку в растениеводстве (31,0 %) и социальное развитие села (16,8 %).

Субсидии на страхование урожая и животных, как наиболее перспективных направлений минимизации рисков в агропроизводстве, составляют 12,1 %, а на программы регионального развития - около 8 %.

Содержательную часть «желтой козины» на всех уровнях финансирования составляют субсидии на возмещение процентной ставки по кредитам (краткосрочные, инвестиционные), превращая тем самым банки в главных бенефициаров. В целом по данному направлению расходуется 20,3 % бюджетных средств, но особенно высока их доля на федеральном уровне (64,9 %).

Следует отметить разнонаправленность приоритетов по линии федерального и регионального бюджетов. Так, соотношение «зеленой» и «желтой корзин» в федеральном финансировании находится на уровне 60:40, а в региональном - на уровне 74 : 26. По-прежнему основу всех государственных расходов на аграрную сферу в регионе со-

223

***** ИЗВЕСТИЯ *****

№ 3 (39), 2015

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА: НАУКА И ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ставляет федеральный бюджет (63,1 %), а одной из главных его особенностей в условиях импортозамещения является доминирование продуктово-неспецифических мер господдержки, к которым следует отнести субсидирование входных ресурсов. Структурирование государственной поддержки по признаку продуктово-специфические и продуктово-неспецифические меры показало их соотношение как 6 : 94, а в поддержке непосредственно сельскохозяйственного производства продуктово-специфическая часть составляет около 7 %.

Первый год функционирования России в ВТО совпал с началом реализации программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции,сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» [2], которая направлена на адаптацию отечественного агропроизводства к условиям ВТО и импортозамещение. Однако размер бюджетного субсидирования остался на уровне предшествующей программы (2008-2012 гг.) - 645,7 руб./га, а доля субсидий в выручке, полных и производственных затратах даже уменьшилась по причине опережающего роста цен на ресурсы, потребляемые селом, относительно цен на сельскохозяйственную продукцию (табл. 3).

Таблица 3 - Оценка уровня государственной поддержки агропроизводства

Волгоградской области

Показатель 2008-2012 гг. 2013 г.

Бюджетные средства на 1 га пашни, руб. 643,2 645,7

Доля бюджетных средств, %: в выручке 8,8 7,4

в полных издержках 10,7 8,7

в производственных издержках 8,4 6,5

Налоги и платежи на 1 руб. господдержки, руб. 1,37 1,44

Коэффициент окупаемости затрат на основное производство: без субсидий 1,21 1,18

с субсидиями 1,32 1,26

Коэффициент господдержки на основное производство: фактический 0,11 0,08

нормативный 0,19 0,22

Возросло и изъятие из сельского хозяйства средств через налоги и платежи. Если в предшествующей пятилетке налоги и платежи на 1 рубль бюджетных средств составляли 1,37, то в 2013 г. - 1,44.

Оценка воспроизводственных условий сельскохозяйственной деятельности Волгоградской области позволила количественно измерить недостаточность бюджетного финансирования. Чтобы обеспечить конкурентные преимущества сельского хозяйства, способного в ближайшие годы осуществить импортозамещение, в аграрный сектор региона необходимо влить бюджетных средств, в 2,6 раза превышающих их существующий уровень (с учетом инфляционного ожидания), что соответствует коэффициенту поддержки 0,22, против 0,08 фактического. К сожалению, и в 2014 г. не отмечено значительных сдвигов в сторону увеличения размера бюджетной поддержки сельского хозяйства, а осложнившаяся политическая и экономическая ситуация не дают оснований к изменению сложившегося положения.

Не менее интересной представляется позиция сельхозтоваропроизводителей по оценке задействованных в регионе мер господдержки. В этой связи считаем целесообразным выделить наиболее интересные ответы, полученные в ходе проведенного анкетирования, в котором приняли участие 139 специалистов в 33 районах области.

224

***** ИЗВЕСТИЯ *****

№ 3 (39), 2015

НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА: НАУКА И ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

На вопрос «Какие формы господдержки наиболее эффективные в современных условиях» 79 (57 %) отметили субсидии, несвязанную поддержку, льготное кредитование; 17 (12 %) - регулирование цен на ресурсы и сельскохозяйственную продукцию; другое - 26 (19 %); затруднились с ответом 17 (12 %).

На вопрос «Следует ли увязывать уровень поддержки с продуктивностью земли и животных» - 95 (68 %) ответили «да», отрицательно - 19 (14 %), не определились с ответом - 25 (18 %).

На вопрос «Следует ли усилить региональную составляющую в объемах господдержки» 129 человек ответили «да» (93 %) и только 7 - «нет», 3 человека считают «не имеет значения».

На вопрос «Как Вы оцениваете поддержку госпрограмм, ведомственных программ, по развитию сельского хозяйства» только 19 (14 %) человек оценивают положительно, 95 (68 %) отрицательно и 25 (18 %) не определились.

На вопрос «Какие формы господдержки Вы считаете приоритетными» 44 человека (32 %) ответили «прямые субсидии», 63 (45 %) «поддержание цены» и 32 (19 %) человека ответили «не имеет значения».

В условиях низкой конкурентоспособности отечественного агропроизводства крен государственного воздействия на сельское хозяйство необходимо нацелить на стимулирование технологических прорывов и инновационную модернизацию, что сопряжено не только с большими инвестициями в аграрный сектор, но и совершенствованием инструментов государственной поддержки. Данные проведенного мониторинга мы рассматриваем как информационную базу, которая позволяет оперативно реагировать на изменение объема и структуры государственной поддержки, адекватной современным вызовам.

Библиографический список

1. ВТО: механизм взаимодействия национальных экономик. Угрозы и возможности в условиях выхода на международный рынок [Текст]/ Под ред. С.Ф. Сутырина. - М.: ЭКСМО, 2008. - 400 с.

2. Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.mcx.ru

3. Сутырин, С.Ф. Присоединение России к ВТО: основные обязательства, возможные последствия [Текст] / С.Ф. Сутырин. - М.: Международный торговый центр, 2012. - 35 с.

E-mail: [email protected]

УДК: 657:658

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОРОЖНОЙ КАРТЫ

ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОТЧЕТНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ХОЛДИНГОВОГО ТИПА

В.А. Мелихов, кандидат экономических наук Волгоградский государственный аграрный университет

Представлены аспекты методологии и стратегия разработки плана действий и процедур по организации системы интегрированной отчетности, определены особенности «дорожного картирования», разработана «дорожная карта» по реализации проекта единой когерентной отчетности, составлена и проанализирована методологическая база проекта формирования интегрированных отчетов агропромышленных холдингов.

Ключевые слова: интегрированная отчетность; дорожная карта; холдинги; методология формирования отчетности; организация единого унифицированного учета.

225

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.