Научная статья на тему 'Мониторинг профессионального педагогического воспитания студентов в образовательном процессе вуза'

Мониторинг профессионального педагогического воспитания студентов в образовательном процессе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МОНИТОРИНГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНИТОРИНГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ / UPBRINGING POTENTIAL OF TEACHER EDUCATION / MONITORING PROFESSIONAL PEDAGOGICAL UPBRINGING / TECHNOLOGICAL FOUNDATIONS OF MONITORING PROFESSIONAL PEDAGOGICAL UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярмакеев Искандер Энгелевич

В данной статье на основе системно-функционального анализа места и роли процесса реализации воспитательного потенциала педагогического образования рассматривается функция мониторинга профессионального педагогического воспитания, определена его структура, состоящая из трех основных подфункций: диагностической, аналитической и коррекционной. Характерные особенности мониторинга профессионального педагогического воспитания, определяемые его местом в общей структуре практической реализации воспитательного потенциала педагогического образования, а также спецификой структуры и содержания данного процесса, позволили обозначить его принципы, а также подходы к осуществлению данного процесса, его основные этапы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING PROFESSIONAL PEDAGOGICAL UPBRINGING OF STUDENTS IN HIGHER EDUCATION

This article discusses a monitoring function of professional pedagogical upbringing based on a systemic-functional analysis of its place and the role which realization of upbringing potential of teacher education plays. The article also defines its structure, consisting of three major sub-functions: diagnostic, analytical, and corrective. The characteristic features of monitoring in the sphere of professional pedagogical upbringing are determined by their place in the overall structure of the practical realization of upbringing potential of teacher education, as well as by the specifics of the structure and content of this process. These all allowed us to determine its principles and approaches to the implementation of this process and its main stages.

Текст научной работы на тему «Мониторинг профессионального педагогического воспитания студентов в образовательном процессе вуза»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2015. №3(41)

УДК 378.147

МОНИТОРИНГ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

© И.Э.Ярмакеев

В данной статье на основе системно-функционального анализа места и роли процесса реализации воспитательного потенциала педагогического образования рассматривается функция мониторинга профессионального педагогического воспитания, определена его структура, состоящая из трех основных подфункций: диагностической, аналитической и коррекционной. Характерные особенности мониторинга профессионального педагогического воспитания, определяемые его местом в общей структуре практической реализации воспитательного потенциала педагогического образования, а также спецификой структуры и содержания данного процесса, позволили обозначить его принципы, а также подходы к осуществлению данного процесса, его основные этапы.

Ключевые слова: воспитательный потенциал педагогического образования, мониторинг профессионального педагогического воспитания, технологические основы мониторинга профессионального педагогического воспитания студентов.

Современное профессиональное образование представляет собой неразрывное единство процессов профессионального обучения и воспитания, является важным фактором развития не только профессиональной компетентности, но и соответствующей направленности личности, формирования гуманистического мировоззрения, ценностных ориентаций, профессионально значимых нравственных и деловых качеств будущего специалиста, его разнообразных духовных потребностей, вкусов и т.д. В свою очередь, необходимым условием формирования подлинной профессиональной компетентности, отличающейся глубиной, осознанностью, прочностью, целостностью, действенностью и способностью к саморазвитию, является восприятие и усвоение содержания профессионального образования сквозь призму его ценностного осмысления, субъективного переживания.

В первую очередь это касается профессионального педагогического образования. В силу самой специфики педагогической профессии духовные начала, нравственно-эстетический потенциал учителя традиционно являются ключевыми факторами достижения профессиональных успехов, способствуя эффективной реализации педагогического мастерства. Поэтому задачи профессионального педагогического воспитания будущего учителя должны быть неразрывно связаны с задачами его профессионального обучения, способствовать их успешному решению, обеспечивать важнейшую духовную составляющую профессиональной деятельности, а также полноценную реализацию и развитие личностного потенциала студентов как важнейшего фактора их

дальнейшего профессионально-личностного саморазвития. Невозможно искусственно отделить процесс воспитания будущего учителя от общего процесса педагогического образования. Воспитание будущего учителя с этих позиций должно рассматриваться как процесс реализации воспитательной функции педагогического образования в тесной взаимосвязи с другими его функциями.

Нами было предпринято масштабное научно-теоретическое и опытно-экспериментальное исследование, посвященное теоретико-методологическому обоснованию и технологическому обеспечению процессов актуализации и реализации воспитательного потенциала педагогического образования на базе Казанского федерального университета. Было определено, в частности, что процесс реализации воспитательного потенциала педагогического образования представляет собой специально организованный и целенаправленный процесс планирования, организации, практического осуществления и мониторинга профессионального педагогического воспитания студентов на основе системного использования актуализированных воспитательных ресурсов педагогического образования, а также соответствующего практического воплощения заложенных в них воспитательных возможностей.

Системно-функциональный анализ места и роли процесса реализации воспитательного потенциала педагогического образования позволил определить три основные его педагогические функции, одной из которых является функция мониторинга профессионального педагогического воспитания, в состав которой входят три основные подфункции:

• диагностическая подфункция, в соответствии с которой процесс профессионального педагогического воспитания сопровождается и завершается комплексной диагностикой уровня воспитанности студентов - будущих учителей;

• аналитическая подфункция, в соответствии с которой процесс мониторинга профессионального педагогического воспитания сопровождается комплексным анализом полученных результатов;

• коррекционная подфункция, в соответствии с которой процесс мониторинга профессионального педагогического воспитания завершается разработкой программ текущей коррекции процессов актуализации и реализации воспитательного потенциала педагогического образования.

Исходя из общих понятийных и структурных представлений о реализации воспитательного потенциала педагогического образования, а также анализа структурно-содержательной и функциональной моделей самого этого потенциала и процесса его актуализации, была сконструирована структурно-содержательная модель процесса практической реализации воспитательного потенциала педагогического образования. Одной из важнейших подсистем данной модели является мониторинг профессионального педагогического воспитания студентов на основе системного использования воспитательного потенциала педагогического образования.

Содержательно-функциональный анализ данного процесса показал, что в нем находят место все общие принципы и подходы к реализации воспитательного потенциала педагогического образования, в частности принципы систематичности и последовательности, единства воспитания и самовоспитания, рефлексивный и творческий подходы. В то же время характерные особенности мониторинга профессионального педагогического воспитания, определяемые его местом в общей структуре практической реализации воспитательного потенциала педагогического образования, а также спецификой структуры и содержания данного процесса, позволяют определить его специфические принципы:

1. Принцип коррекционно-воспитательной направленности.

Данный принцип детерминирован системным подходом к реализации воспитательного потенциала педагогического образования, который определяет его понимание как целостного и управляемого процесса, построенного на принципе обратной связи, характерном для сложных саморазвивающихся систем. В соответствии с этим подходом, процесс реализации воспитательного потенциала педагогического образования должен

быть организован как самонастраивающийся и самоизменяющийся процесс, что означает необходимость постоянной коррекции профессионального педагогического воспитания студентов на основе его мониторинга.

В процессе исследования мы опирались на труды В.И.Андреева [1], С.А.Иванова [2], А.Н.Майорова [3], Д.Ш.Матроса [4], Н.Н.Мельниковой [4], Н.И.Очеретиной [5], Д.М.Полева [4], С.А.Фадеевой [6], А.А.Шаталова [7] и других исследователей, заложивших основательный методологический и технологический фундамент мониторинга в образовании. Однако в педагогической практике мониторинг рассматривается, как правило, только лишь как форма получения, передачи и накопления информации, что значительно снижает его эффективность. Прежде всего необходимо учитывать, что мониторинг является необходимым элементом системы эффективного управления и выступает в качестве важнейшего компонента таких управленческих функций, как анализ, контроль и коррекция.

Поэтому под мониторингом профессионального педагогического воспитания студентов, на наш взгляд, следует понимать целостную систему сбора, анализа и использования необходимой и достаточной для управления воспитательным процессом информации, которая позволяет судить о его состоянии в любой момент времени и прогнозировать его развитие, обеспечивает необходимую информационную основу для принятия обоснованных управленческих решений. Соответственно, мониторинг должен быть направлен на определение текущих и итоговых результатов данного процесса для разработки программ его текущей коррекции, а также программ саморазвития и самовоспитания будущего учителя, которые также можно трактовать как способы личностной самокоррекции.

Исходя из этого, процессы диагностирования (самодиагностирования) студентов, выявляющие динамику развития и изменения их ценностно-смыслового потенциала, а также анализа (самоанализа) полученных количественных и качественных результатов должны быть прежде всего ориентированы на определение круга изменений и уточнений, которые необходимо внести в процессы актуализации и реализации воспитательного потенциала педагогического образования, в рабочие программы и планы учебно-воспитательной работы по различным учебным дисциплинам, производственной (педагогической) практике, на совместное определение круга необходимых мероприятий в области саморазвития и самовоспитания студентов.

2. Принцип доступности.

Данный принцип детерминирован общим принципом приоритетной реализации личностного потенциала студентов, а также личностно-деятельностным подходом к реализации воспитательного потенциала педагогического образования. Принцип доступности означает необходимость такого подбора и построения диагностических, аналитических и прогностических методик, вопросов, заданий, которые были бы рассчитаны на реальный уровень развития студентов, их опыт.

Студенты должны четко представлять, чем им будет полезна объективная картина изучения их ценностно-смысловой сферы, объективный анализ уровня личностного развития; они призваны стать не пассивными объектами изучения, а полноправными сотрудниками преподавателей. Такая активизация студентов при педагогической диагностике призвана стимулировать их интерес к самопознанию, позволяет обучить их самодиагностике, развить их способности к самонаблюдению, самоанализу и, в конечном счете, к самоопределению и самоуправлению. Этот аспект педагогической диагностики может дать большой нравственно-психологический эффект.

Реализация принципа доступности методик и процедур мониторинга профессионального педагогического воспитания применительно к анализу результатов диагностирования (самодиагностирования) означает такой подбор методик педагогического анализа, чтобы они были не только понятны студентам, но и могли использоваться ими самостоятельно, в качестве методик самоанализа. По отношению к проективному этапу мониторинга данный принцип означает способность студентов под руководством преподавателя самостоятельно освоить методики и процедуры планирования процессов своего собственного развития и воспитания.

Наряду с важнейшими принципами мониторинга процесса профессионального педагогического воспитания на основе системного использования воспитательного потенциала педагогического образования, в ходе исследования были определены и основные подходы к осуществлению данного процесса. В первую очередь это технологический подход, требующий особой четкости и строгости в планировании и осуществлении различных методик и процедур мониторинга. В качестве основных характеристик технологичности данного процесса можно выделить научность (концептуальность); системность (целостность, логичность, интегративность); высокий уровень информационного и инструментального обеспечения; управляемость (прогно-

стичность, диагностичность и т.д.); эффективность (гарантированность планируемого результата, его качества); воспроизводимость (возможность широкого применения).

Технологический подход требует прежде всего подробной формулировки задаваемых целей и детального описания планируемых результатов мониторинга, а также разработки четких критериев и показателей оценки этих результатов для их точного измерения. Среди важных достоинств технологического подхода к данному процессу -его высокая эффективность, четкость и конкретность, увеличение производительности педагогического труда и высвобождение времени преподавателя и т.д.

Вместе с тем мониторинг процесса профессионального педагогического воспитания студентов на основе системного использования воспитательного потенциала педагогического образования требует применения и общих подходов к реализации воспитательного потенциала педагогического образования. Среди них: личностно-деятельностный, комплексный, системный, вероятностно-вариативный подходы. Так, например, в соответствии с комплексным подходом, процесс мониторинга профессионального педагогического воспитания предполагает комплексное использование самых разнообразных методов психолого-педагогической диагностики, различающихся по степени стандартизированности, валидности и надежности, на двух основных уровнях (уровне диагностируемых признаков и уровне «латентных переменных»).

Разработка технологических основ мониторинга профессионального педагогического воспитания студентов на основе системного использования воспитательного потенциала педагогического образования потребовала поэтапного научно-технологического анализа данного процесса с выделением на каждом из этапов конкретных задач мониторинга, соответствующих научно-педагогических принципов и подходов, а также методов. В соответствии со структурно-содержательной моделью процесса реализации воспитательного потенциала педагогического образования, целью мониторинга является определение текущих и итоговых результатов процесса профессионального педагогического воспитания для разработки программ текущей коррекции данного процесса, а также программ саморазвития и самовоспитания будущих учителей. Субъектами данного процесса должны стать как преподаватели, реализующие функции педагогического управления и проектирования, так и студенты, реализующие функции профессионально-личностного самосовершенствования.

В рамках мониторинга процесса профессионального педагогического воспитания можно выделить три основных этапа: диагностический, аналитический и проективный этапы.

Диагностический этап направлен на последовательное решение задачи выявления динамики развития и изменения ценностно-смыслового потенциала студентов - будущих учителей. Объектом диагностической деятельности является личность студентов, предметом - происходящие в ней изменения. Ориентиром для практического осуществления данного этапа выступают диагностические компоненты технологии актуализации индивидуально-личностного компонента воспитательного потенциала педагогического образования, в частности разработанные нами критерии, показатели и индикаторы уровня развития ценностно-смыслового потенциала будущего учителя, соответствующие диагностические методы и оценочные шкалы:

I. Ориентационный критерий:

Показатели:

1. Уровень сформированности базовых социокультурных и профессионально-педагогических ценностей. Индикаторы: ценностные суждения и предпочтения.

2. Уровень сформированности профессионально-педагогических взглядов (образов действительности) и убеждений (устойчивых внутренних профессионально-личностных позиций). Индикаторы: мировоззренческие суждения и предпочтения.

3. Уровень сформированности основ профессионально-личностного самоотношения. Индикаторы: самооценки собственных профессионально-педагогических способностей, профессионально-значимых качеств и возможностей.

4. Уровень сформированности базовых профессионально-опосредованных смысложизнен-ных ориентаций. Индикаторы: смысложизнен-ные суждения и предпочтения.

Методы диагностирования: беседа, анкетирование и тестирование.

Оценочная шкала:

1. Практически не сформированы.

2. В начальной стадии формирования.

3. Средний уровень сформированности.

4. В основном сформированы.

5. Сформированы на высоком уровне.

II. Оценочно-аналитический критерий:

Показатели:

1. Уровень развития способности к ценностно-смысловому анализу окружающей действительности, своей учебной и учебно-профессиональной деятельности и себя как личности, будущего профессионала. Индикаторы: выделен-

ные студентом аксиологические и мировоззренческие аспекты конкретной профессионально-значимой ситуации; их обоснованность.

2. Уровень развития способности к ценностно-смысловой оценке явлений и процессов окружающей действительности, своей учебной и учебно-профессиональной деятельности и себя как личности, будущего профессионала. Индикаторы: наличие профессионально-смысловых оценочных шкал на основе личностных ценностей, взглядов, убеждений; результаты их использования для оценки профессионально-значимых ситуаций.

3. Уровень развития способности к ценностно-смысловому прогнозированию последствий своих и чужих действий, поступков. Индикаторы: наличие ценностно-смыслового прогноза в конкретной профессионально-опосредованной ситуации; его обоснованность с аксиологической и мировоззренческой точек зрения.

4. Уровень развития способности к выработке собственной ценностно-смысловой позиции. Индикаторы: наличие собственной ценностно-смысловой позиции в конкретной профессионально-опосредованной ситуации; ее обоснованность с точки зрения личностных ценностей, взглядов и убеждений.

Методы диагностирования: решение проблемных ценностно-смысловых задач (ситуативного характера) и экспертная оценка.

Оценочная шкала:

1. Практически не развита.

2. В зачаточном состоянии.

3. Средний уровень развития.

4. В основном развита.

5. Развита на высоком уровне.

III. Деятельно-практический критерий:

Показатели:

1. Уровень развития способности к ценностно-смысловому выбору возможных альтернатив профессиональных действий и поступков. Индикаторы: ценностно-смысловые характеристики результатов выбора студента в практической профессионально-опосредованной ситуации проблемного характера.

2. Уровень развития способности к практической реализации избранных ценностно-ориентированных смыслов деятельности и поведения. Индикаторы: ценностно-смысловые характеристики деятельности и поведения студента в практической профессионально-опосредованной ситуации проблемного характера.

Методы диагностирования: наблюдение, естественный эксперимент (метод организации практических педагогических ситуаций проблемного характера), беседа.

Оценочная шкала: такая же, как по предыдущему критерию.

На основании уровневой дифференциации данных показателей в соответствии с оценочными пятибалльными шкалами были определены пять уровней развития ценностно-смыслового потенциала будущего учителя: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего и низкий, характеризующий фактическое отсутствие ценностно-смыслового потенциала. Такой подход позволяет вывести средние арифметические числа по каждому из критериев в отдельности, а также в целом, отражающие общий уровень развития ценностно-смыслового потенциала будущего учителя.

Критерием завершенности данного этапа является получение комплекса диагностических данных о динамике уровня развития ценностно-смыслового потенциала студентов.

Аналитический этап воспитательного мониторинга связан с определением противоречий и проблем, возникающих в процессе профессионального педагогического воспитания. Объектом аналитической деятельности являются полученные диагностические данные о динамике уровня развития ценностно-смыслового потенциала студентов. Ориентиром для практического осуществления данного этапа выступают модельные представления об ориентировочном уровне развития ценностно-смыслового потенциала будущего учителя. Соответственно с этим, реализация аналитического этапа требует применения таких методов, как метод системно-функционального анализа, сравнительно-сопоставительный метод. Критерием завершенности данного этапа является получение целостного представления о динамике процесса профессионального педагогического воспитания.

Проективный этап мониторинга процесса профессионального педагогического воспитания направлен на решение двух основных задач:

- определить круг изменений и уточнений, которые необходимо внести в процессы актуализации и реализации воспитательного потенциала педагогического образования, в рабочие программы и планы учебно-воспитательной работы по различным учебным дисциплинам, производственной (педагогической) практике;

- определить круг необходимых мероприятий в области саморазвития и самовоспитания студентов.

Объектом деятельности проектирования является система коррекционных воспитательных мероприятий. Ориентиром для практического осуществления данного этапа выступают результаты двух предшествующих этапов. Результатом данного этапа должна стать разработка программ текущей коррекции процесса профессионального педагогического воспитания, а также программ саморазвития и самовоспитания будущих учителей. Соответственно с этим, реализация проективного этапа требует применения таких методов проектирования, как методы идеализации, моделирования, поискового прогнозирования, синтетический метод. Критерием завершенности данного этапа является наличие программ коррекции, саморазвития и самовоспитания будущих учителей.

Ниже приведена структурная схема технологии мониторинга профессионального педагогического воспитания студентов на основе системного использования воспитательного потенциала педагогического образования.

Выявленные в ходе исследования научно-теоретические и технологические основы мониторинга профессионального педагогического воспитания студентов в образовательном процессе вуза были успешно апробированы в работе Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета.

Структурная схема технологии мониторинга профессионального педагогического воспитания Цель - определение текущих и итоговых результатов процесса профессионального педагогического воспитания

3 Основ- Научно- Научно-

та ные Основные задачи педагогические педагогические под- Методы

т объекты принципы ходы

• Определить динамику • Принцип систе- • Личностно- • Беседа

ап а развития и изменения матичности и по- деятельностный • Анкетирование

Диагностический эт нта е д удт с Л т с о чн ценностно-смыслового потенциала студентов следовательности • Принцип единства воспитания и самовоспитания • Принцип доступности • Рефлексивный • Индивидуально-дифференцированный • Тестирование • Решение проблемных ценностно-смысловых задач • Экспертная оценка • Наблюдение

• Естественный эксперимент

«

S

<i

s

<D

и и

<D

еч

о

с

• Определить основные противоречия и проблемы процесса профессионального педагогического воспитания

• Принцип систематичности и последовательности

• Принцип про-гностичности

• Вероятностно-вариативный

• Системно -функциональный анализ

• Сравнительно-сопоставительный метод

т m

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

й ы н в и

кти

е о

Про

р

п

о р

е

X

ы н н о и

цм к

I § я

§ е н

е

ате

т

и п с о в

• Определить необходимые изменения и уточнения процессов актуализации и реализации ВППО, рабочих программ и планов УВР

• Определить необходимые мероприятия в области саморазвития и самовоспитания студентов

• Принцип коррек-ционно-

воспитательной направленности

• Принцип единства воспитания и самовоспитания

• Личностно-деятельностный

• Комплексный

• Системный

• Вероятностно-вариативный

• Творческий

Метод идеализации Метод моделирования Метод экстраполяции Синтетический метод

1. Мониторинг качества воспитания в контексте педагогического образования / Под ред. В.И.Андреева. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2004. - 137 с.

2. Иванов С.А. и др. Мониторинг и статистика в образовании. - М.: АПКиППРО, 2007. - 128 с.

3. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании: Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Интеллект-Центр, 2005. -432 с.

4. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образова-

тельного мониторинга. - Изд. 2-е, испр. и доп. -М.: Педагогическое общество России, 2001. - 128 с.

5. Очеретина Н.И. Системный мониторинг качества профессионального образования // Методист. -2008. - № 2. - С. 50 - 53.

6. Фадеева С.А. Мониторинг воспитания: содержание и организация. - Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2006. - 152 с.

7. Шаталов А. А. Мониторинг и диагностика качества образования / [А.А.Шаталов и др.]. - М.: НИИ школьных технологий, 2008. - 322 с.

MONITORING PROFESSIONAL PEDAGOGICAL UPBRINGING OF STUDENTS IN HIGHER EDUCATION

I.E.Yarmakeev

This article discusses a monitoring function of professional pedagogical upbringing based on a systemic-functional analysis of its place and the role which realization of upbringing potential of teacher education plays. The article also defines its structure, consisting of three major sub-functions: diagnostic, analytical, and corrective. The characteristic features of monitoring in the sphere of professional pedagogical upbringing are determined by their place in the overall structure of the practical realization of upbringing potential of teacher education, as well as by the specifics of the structure and content of this process. These all allowed us to determine its principles and approaches to the implementation of this process and its main stages.

Key words: upbringing potential of teacher education, monitoring professional pedagogical upbringing, technological foundations of monitoring professional pedagogical upbringing.

1. Monitoring kachestva vospitaniya v kontekste peda-gogicheskogo obrazovaniya / Pod red. V.I.Andreeva. -Kazan': Izd-vo Kazan. un-ta, 2004. - 137 s. (in Russian)

2. Ivanov S.A. i dr. Monitoring i statistika v obrazovanii. - M.: APKiPPRO, 2007. - 128 s. (in Russian)

3. Majorov A.N. Monitoring v obrazovanii: Izd. 3-e, ispr. i dop. - M.: Intellekt-Centr, 2005. - 432 s. (in Russian)

4. Matros D.Sh., Polev D.M., Mel'nikova N.N. Upravlenie kachestvom obrazovaniya na osnove novyx informa-cionnyx texnologij i obrazovatel'nogo monitoringa. -Izd. 2-e, ispr. i dop. - M.: Pedagogicheskoe obshhestvo Rossii, 2001. - 128 s. (in Russian)

5. Ocheretina N.I. Sistemnyj monitoring kachestva pro-fessional'nogo obrazovaniya // Metodist. - 2008. - № 2. - S. 50 - 53. (in Russian)

6. Fadeeva S.A. Monitoring vospitaniya: soderzhanie i 7. Shatalov A.A. Monitoring i diagnostika kachestva organizaciya. - N.Novgorod: Nizhegorodskij gumani- obrazovaniya / [A.A.Shatalov i dr.]. - M.: NII tarnyj centr, 2006. - 152 s. (in Russian) shkol'nyx texnologij, 2008. - 322 s. (in Russian)

Ярмакеев Искандер Энгелевич - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и технологий гуманитарно-художественного образования Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета.

420008, Россия, Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: ermakeev@mail.ru

Yarmakeev Iskander Engelevich - Doctor of Pedagogy, Professor, Head of the Department of Theory and Technology of Humanities and Arts Education, Institute of Philology and Intercultural Communication, Kazan Federal University.

18 Kremlyovskaya Str., fâzan, 420008, Russia E-mail: ermakeev@mail.ru

Поступила в редакцию 12.05.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.