Научная статья на тему 'Мониторинг присутствия на потребительском рынке республики Адыгея специфичных функциональных напитков, предназначенных для профилактики алиментарно-зависимых заболеваний'

Мониторинг присутствия на потребительском рынке республики Адыгея специфичных функциональных напитков, предназначенных для профилактики алиментарно-зависимых заболеваний Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
120
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / АЛИМЕНТАРНО-ЗАВИСИМЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / МЕДИКО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / БЕЗАЛКОГОЛЬНЫЕ НАПИТКИ / НЕТРАДИЦИОННОЕ РАСТИТЕЛЬНОЕ СЫРЬЕ / ФИТОКОМПОЗИЦИОННЫЕ СМЕСИ / ЭКСТРАКТЫ / MONITORING / ALIMENTARY-DEPENDENT DISEASES / MEDICAL AND DEMOGRAPHIC INDICATORS / NON-ALCOHOLIC BEVERAGES / UNCONVENTIONAL VEGETABLE RAW MATERIALS / PHYTOCOMPOSITE MIXTURES / EXTRACTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чич C.K., Мугу И.Г., Схаляхов А.А., Тазова З.Т., Лунина Л.В.

Современный уровень потребления продовольствия населением Республики Адыгея выше уровня недостаточного питания, однако не соответствует рекомендуемым объемам потребления. Уровень потребления зависит от экономической доступности пищевых продуктов, от темпов роста денежных доходов населения н цен на продовольственные товары. Низкий уровень потребления полноценного белка, витаминов, ряда минеральных веществ, несбалансированность питания, обусловливают рост алиментарно-зависимых состояний, в том числе анемии, сахарного диабета, гастрита, сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний обмена веществ, в том числе ожирения. Анализ алиментарно-зависимых заболеваний населения Республики Адыгея показывает, что в 2016 г. в сравнении с 2015 г. отмечается рост заболеваний: у подростков 15-17 лет анемии на 13,8 %, у взрослого населения: анемии на 12,3 %, ожирения на 12,6 %, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки на 16,1 %. Профилактика алиментарных заболеваний основана на рациональной организации питания с соблюдением рекомендуемой калорийности рациона, использованием разнообразных наборов продуктов, применением в необходимых случаях препаратов витаминов, перед производителями стоит задача поиска новых технологических и продуктовых решений, одним из которых является создание продуктов питания нового поколения «функциональных напитков». В Республике Адыгея рынок функциональных напитков как сектор безалкогольных напитков достаточно нов и представлен довольно узким ассортиментом, и возможности его развития трудно переоценить. Исследование рынка безалкогольных напитков проводили методом моментных наблюдений на предприятиях розничной торговой сети Республики Адыгея. Этот метод отличается простотой и небольшой продолжительностью, а полученная информация достаточно достоверная и подвергается статистической обработке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чич C.K., Мугу И.Г., Схаляхов А.А., Тазова З.Т., Лунина Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monitoring of the presence in the consumer market of the Republic of Adygea specific of functional beverages intended for the prevention of alimentary-dependent diseases

The modern level of consumption of food the population of the Republic of Adygea is higher than malnutrition level, however doesn't correspond to the recommended consumption volumes. The consumption level depends on economic availability of foodstuff, on growth rates of monetary income of the population and the prices of food products. The low level of consumption of full-fledged protein, vitamins, a series of mineral substances, imbalance of a delivery, cause body height of nutritional and dependent states, including anemias, a diabetes mellitus, gastritis, cardiovascular diseases, metabolism diseases, including an obesity. The analysis of nutritional and dependent diseases of the population of the Republic of Adygea shows that in 2016 in comparison with 2015 body height of diseases becomes perceptible: teenagers have 15-17 years of anemia for 13,8 %, at adult population: anemias for 12,3 %, obesities for 12,6 %, a peptic ulcer of a stomach and a duodenum for 16,1 %. Prophylaxis of nutritional diseases is © Чич C.K., Мугу И.Г., Схаляхов А.А., Тазова З.Т., Лунина Л.В., Сиюхов Х.Р., 2018 based on the rational organization of a delivery with keeping of the recommended ration caloric content, use of various sets of products, use in necessary cases of drugs of vitamins, producers are faced by a problem of search of new technology and grocery solutions, one of which is creation of food of new generation -"functional drinks". In the Republic of Adygea the market of functional drinks as the sector of soft drinks is rather new and presented by quite narrow range, and it is difficult for possibility of its development to overestimate. The research of the market of soft drinks was conducted by method of moment observations at the enterprises of retail retail chain stores of the Republic of Adygea. This method differs in simplicity and small duration, and the obtained information rather reliable and is exposed to statistical processing.

Текст научной работы на тему «Мониторинг присутствия на потребительском рынке республики Адыгея специфичных функциональных напитков, предназначенных для профилактики алиментарно-зависимых заболеваний»

УДК 663

Мониторинг присутствия на потребительском рынке Республики Адыгея специфичных функциональных напитков, предназначенных для профилактики алиментарно-зависимых заболеваний

Monitoring of the presence in the consumer market of the Republic of Adygea specific of functional beverages intended for the prevention of alimentary-dependent diseases

Доцент С.К. Чич, доцент И.Г. Мугу, профессор А.А. Схаляхов, доцент З.Т. Тазова, доцент А.В. Лунина, профессор Х.Р. Сиюхов

(Майкопский государственный технологический университет) тел. 8(877) 57-08-71 E-mail: tchitch.saida@yandex.ru

Associate Professor S.K. Chich, Associate Professor I.G. Mugu, Professor A.A. Shalyahov, Associate Professor Z.T. Tazova, Associate Professor L.V. Lunina, Professor H.R. Siyuhov

(Maikop state technological University) tel. 8(877) 57-08-71 E-mail: tchitch.saida@yandex.ru

Реферат Современный уровень потребления продовольствия населением Республики Адыгея выше уровня недостаточного питания, однако не соответствует рекомендуемым объемам потребления. Уровень потребления зависит от экономической доступности пищевых продуктов, от темпов роста денежных доходов населения и цен на продовольственные товары. Низкий уровень потребления полноценного белка, витаминов, ряда минеральных веществ, несбалансированность питания, обусловливают рост алиментарно-зависимых состояний, в том числе анемии, сахарного диабета, гастрита, сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний обмена веществ, в том числе ожирения. Анализ алиментарно-зависимых заболеваний населения Республики Адыгея показывает, что в 2016 г. в сравнении с 2015 г. отмечается рост заболеваний: у подростков 15-17 лет анемии на 13,8 %, у взрослого населения: анемии - на 12,3 %, ожирения - на 12,6 %, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки - на 16,1 %. Профилактика алиментарных заболеваний основана на рациональной организации питания с соблюдением рекомендуемой калорийности рациона, использованием разнообразных наборов продуктов, применением в необходимых случаях препаратов витаминов, перед производителями стоит задача поиска новых технологических и продуктовых решений, одним из которых является создание продуктов питания нового поколения - «функциональных напитков». В Республике Адыгея рынок функциональных напитков как сектор безалкогольных напитков достаточно нов и представлен довольно узким ассортиментом, и возможности его развития трудно переоценить. Исследование рынка безалкогольных напитков проводили методом моментных наблюдений на предприятиях розничной торговой сети Республики Адыгея. Этот метод отличается простотой и небольшой продолжительностью, а полученная информация достаточно достоверная и подвергается статистической обработке.

Summary. The modern level of consumption of food the population of the Republic of Adygea is higher than malnutrition level, however doesn't correspond to the recommended consumption volumes. The consumption level depends on economic availability of foodstuff, on growth rates of monetary income of the population and the prices of food products. The low level of consumption of full-fledged protein, vitamins, a series of mineral substances, imbalance of a delivery, cause body height of nutritional and dependent states, including anemias, a diabetes mellitus, gastritis, cardiovascular diseases, metabolism diseases, including an obesity. The analysis of nutritional and dependent diseases of the population of the Republic of Adygea shows that in 2016 in comparison with 2015 body height of diseases becomes perceptible: teenagers have 15-17 years of anemia for 13,8 %, at adult population: anemias - for 12,3 %, obesities - for 12,6 %, a peptic ulcer of a stomach and a duodenum - for 16,1 %. Prophylaxis of nutritional diseases is

© Чич С.К., Мугу И.Г., Схаляхов А.А., Тазова З.Т., Лунина Л.В., Сиюхов Х.Р., 2018

based on the rational organization of a delivery with keeping of the recommended ration caloric content, use of various sets of products, use in necessary cases of drugs of vitamins, producers are faced by a problem of search of new technology and grocery solutions, one of which is creation of food of new generation -"functional drinks". In the Republic of Adygea the market of functional drinks as the sector of soft drinks is rather new and presented by quite narrow range, and it is difficult for possibility of its development to overestimate. The research of the market of soft drinks was conducted by method of moment observations at the enterprises of retail retail chain stores of the Republic of Adygea. This method differs in simplicity and small duration, and the obtained information rather reliable and is exposed to statistical processing.

Ключевые слова: мониторинг, алиментарно-зависимые заболевания, медико-демографические показатели, безалкогольные напитки, нетрадиционное растительное сырье, фитокомпозиционные смеси, экстракты.

Keywords: monitoring, alimentary-dependent diseases, medical and demographic indicators, nonalcoholic beverages, unconventional vegetable raw materials, phytocomposite mixtures, extracts.

Современный уровень потребления продовольствия населением Республики Адыгея (РА) выше уровня недостаточного питания, однако не соответствует рекомендуемым объемам потребления, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 02.08.2010 г. № 593. Уровень потребления зависит от экономической доступности пищевых продуктов, от темпов роста денежных доходов населения и цен на продовольственные товары.

Низкий уровень потребления полноценного белка, витаминов, ряда минеральных веществ, несбалансированность питания, обусловливают рост алиментарно-зависимых состояний, в том числе анемии, сахарного диабета, гастрита, сердечнососудистых заболеваний, заболеваний обмена веществ, в том числе ожирения.

О неблагоприятной ситуации с питанием населения свидетельствует число заболеваний, ассоциированных с алиментарным фактором - болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ, болезни системы кровообращения, болезни органов пищеварения, болезни, связанные с микронут-риентной недостаточностью.

Анализ алиментарно-зависимых заболеваний населения РА показывает, что в 2016 г. в сравнении с 2015 г. отмечается рост заболеваний: у подростков 15-17 лет анемии на 13,8 %, у взрослого населения: анемии - на 12,3 %, ожирения -на 12,6 %, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки - на 16,1 % (табл. 1).

Таблица 1

Общая заболеваемость населения по данным обращаемости в медицинские организации РА по классам болезни (на 100 тыс. чел.)

Классы болезней в пересмотре МКБ Годы

2014 2015 2016

Всего 122085,3 121729,6 123930,8

Некоторые инфекционные паразитарные болезни 35953,2 3528,5 3394,2

Новообразования 3992,6 4308,4 4510,9

Болезни крови, кроветворных органов 471,1 494,7 462,0

Болезни эндокринной системы 5984,7 6075,9 6389,4

Психические расстройства и расстройства поведения 5519,0 5385,0 5216,8

Болезни нервной системы 6224,8 6107,3 5882,4

Болезни глаза и его придаточного аппарата 8102,5 8368,3 8102,2

Болезни уха и сосцевидного отростка 3880, 84096,7 5554,2

Болезни системы кровообращения 15267,9 15224,5 15254,5

Болезни органов дыхания 22564,2 22951,2 24608,8

Болезни органов пищеварения 7858,3 7812,8 7851,3

Болезни кожи, подкожной клетчатки 5429,6 5561,1 5492,8

Окончание таблицы 1

Классы болезней в пересмотре МКБ Годы

2014 2015 2016

Болезни костно-мышечной системы 11139,9 10517,8 10044,1

Болезни мочеполовой системы 9045,1 8859,0 9130,9

Врожденные аномалии 509,4 498,0 433,0

Симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, неклассифицированные в других рубриках 1188,6 545,2 409,8

Травмы, отравления 7900,0 8292,8 8253,7

* Данные предоставлены Министерством здравоохранения РА.

Среди заболеваний, основную роль в этиопатогенезе которых играет фактор питания, составляют

61 % - сердечно-сосудистые расстройства,

32 % - новообразования,

5 % - сахарный диабет II типа (инсулиннезависимый),

2 % - алиментарные дефициты (йо до дефицит, железодефицит и т.д.).

Среди алиментарных заболеваний, обусловленных недостатком пищевых веществ, наибольшее практическое значение имеют:

- белково-энергетическая недостаточность,

- витаминная недостаточность,

- заболевания, вызываемые нехваткой ряда минеральных веществ (кальция, железа, йода и др.).

Нарушения в структуре питания населения РА, в первую очередь недостаток полноценных белков, потребление жиров и сахара выше физиологической нормы, снижение по сравнению с рекомендуемыми нормами потребления овощей, фруктов и ягод, являющихся важными источниками биологически ценных компонентов, не могут не отразиться на составе рационов и развитии заболеваний, связанных с мик-ронутриентной недостаточностью.

Профилактика алиментарных заболеваний основана на рациональной организации питания с соблюдением рекомендуемой калорийности рациона, использованием разнообразных наборов продуктов, применением в необходимых случаях препаратов витаминов. Важную роль в борьбе с алиментарными заболеваниями играет обучение населения принципам и навыкам рационального питания.

Стремление вести здоровый образ жизни формирует интерес потребителей к правильному сбалансированному питанию, повышает спрос на продукты с природными натуральными компонентами и диктует отказ от искусственных добавок. Однако дефицит времени, нарушение здорового режима дня, большая загруженность на работе не всегда позволяют человеку уделять должное внимание своему здоровью, физическому состоянию и даже питанию. Нарушение ритмичного поступления в организм питательных веществ приводит к качественному и количественному нарушению рациона питания и, как следствие, к энергетическому дисбалансу.

У современного потребителя постепенно формируется новый подход к выбору продуктов питания: многие сегодня стремятся питаться и одновременно получать не только необходимые для организма белки, жиры, углеводы, но и сохранять и укреплять свое здоровье, уменьшать риск развития заболеваний, повышать жизненный тонус, и даже снижать вес. Стабильное увеличение спроса на напитки функционального назначения обусловлено ростом интереса россиян к здоровому образу жизни.

Следовательно, перед производителями стоит задача поиска новых технологических и продуктовых решений, одним из которых является создание продуктов питания нового поколения - «функциональных напитков».

Медициной многих стран безалкогольный напиток определен как оптимальная форма пищевого продукта, используемого для обогащения организма человека биологически активными веществами, применяемыми для любого контингента потребителей.

Рынок функциональных напитков в России переживает этап активного развития. За период с 2013 по 2016 гг. спрос на функциональные напитки в стране увеличился на 17,8 %: с 1,6 до 1,9 млрд л.

В РА рынок функциональных напитков как сектор безалкогольных напитков достаточно нов и представлен довольно узким ассортиментом, и возможности его развития трудно переоценить.

Поэтому, учитывая значимость функциональных безалкогольных напитков в пищевом рационе в РА, представляло интерес проведение маркетингового исследования регионального рынка безалкогольных напитков, включая оценку потребительских мотиваций и предпочтений на нем, поскольку это позволит предугадать ожидания потребительского рынка и определить оптимальное соотношение между спросом и предложением.

В целях исследования и анализа регионального рынка безалкогольных напитков и потребительских предпочтений в отношении функциональных напитков были проведены маркетинговые исследования анкетным методом с элементами собеседования среди населения РА.

Исследование рынка безалкогольных напитков проводили методом момент-ных наблюдений на предприятиях розничной торговой сети РА. Этот метод отличается простотой и небольшой продолжительностью, а полученная информация достаточно достоверная и подвергается статистической обработке.

Для проведения исследования была разработана специальная анкета, которая состояла из 10 вопросов, включающая социально-демографический характер респондентов (пол, возраст, доход и т.д.). Анкета была использована для проведения опроса для жителей муниципальных округов РА.

При ответах на вопросы давались разъяснения участникам анкетирования о том, что такое функциональные или обогащенные напитки и их роль в организации питания. В результате обработки анкет респонденты распределились следующим образом: 66 % респондентов составили женщины и 34 % респондентов мужчины (рис. 1).

■ Мужчины ■ Женщины

Рис. 1. Половозрастная пирамида респондентов, чел.

Анализ респондентов по возрастным группам показал, что наибольшую группу потребителей безалкогольных напитков составляет население в возрасте от 30-40 лет (24,4 %) и 40-50 лет (25,3 %). Это связано с основной пропагандой здорового образа жизни. Далее респонденты были распределены по уровню образования в зависимости от пола (рис. 2).

ш

. гзвддлпн здорового //

¡Женщины ■ Мужчины

Среднее

Среднеспециаль ное

ь

5% 4,00%

Рис. 2. Уровень образования респондентов, %

В соответствии с данными, приведенными на рис. 2 и 3, можно сделать следующий вывод, что большинство опрошенных респондентов - это женщины с высшим образованием (48 %). Это связано с отзывчивостью женского населения и неравнодушием в вопросах здорового питания в семье.

Далее нами было исследовано распределение респондентов по доходам (рис. 3).

9% з% в%

я до 5000

■ 5000,1-7000,0 17000,1-10000,0

■ 10000,1 14000,0

■ 14000,1-19000,0 19000,1-27000,0 27000,1-45000,0

-свыше - 45000,0

Рис. 3. Уровень доходов респондентов, %

Из данных, представленных на рис. 4 видно, что большинство опрошенных имеют доход на человека от 19 до 27 тыс. р. (19 %). Самую малую долю из опрошенных занимает люди с доходом до 5 тыс. р. (3 %).

Ответы на вопрос анкеты, какие безалкогольные напитки покупались за последний месяц, представлены на рис. 4.

Рис. 4. Покупка безалкогольных напитков по видам, % от числа опрошенных

Как видно из рис. 4, обычную бутилированную питьевую воду, сладкие газированные напитки и соки покупали практически все респонденты - от 89 до 96 % опрошенных. Несколько реже жители республики приобретают лечебно-столовую и лечебную минеральную воду, холодный чай, а также квас - 80-65 % ответов. Энергетические напитки за последний месяц покупали 56 % опрошенных. На фоне пропаганды здорового образа жизни потребительские предпочтения смещаются в сторону более полезных напитков - функциональных напитков лечебно-профилактического назначения их приобрели 28 % опрошенных (рис. 5).

Рис. 5. Предпочтения потребителей безалкогольных напитков по местам покупки, % от числа опрошенных

Более 75 % респондентов покупают безалкогольные напитки в супермаркетах. Скорее всего это связано с тем, что на территории РА рассредоточено множество супермаркетов сети Магнит, Пятерочка, Централь, Батыр, Светофор и т.д.

Значительно меньшая часть опрошенных приобретает безалкогольные напитки в ларьках и обычных продуктовых магазинах. Исключение составляют лишь энергетические напитки - примерно одинаково востребованы как в крупных, так и в мелких точках продаж (рис. 6).

лечебно-стоповая'

энергетические функциональные

кзвдый или почти каждый деиь

2-3 разэ н

нецелю

питьевая вода сокиГнектары „^ч^моя вода квас газированные холодный чай н»пмтеи нвпитки

ЦЦ 26'?

1 раз в

неделю

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2-3 раза в

месяц

1 раз в

месяц

594

I ЭК | вм

напиши

ПК

| в» | 11« | | ^

454 57% 414

554 Н 254

I I

1 294 | 414 Щ 444 1 284 И 554

Щ 21% | 15* 1 32» | 15*

| 6К | 2* | 244 1 17 М

Рис. 6. Частота покупки безалкогольных напитков, % от числа опрошенных

Функциональные напитки лечебно-профилактического действия покупают преимущественно в супермаркетах, очевидно это связано с широтой представленного ассортимента.

На вопрос о частоте покупки безалкогольных напитков мнения людей распределились следующим образом: большая часть респондентов (33 %) покупают функциональные напитки 1 раз в неделю, 28 % респондентов приобретают такие напитки 2-3 раза в неделю. Возможно, это связано с уровнем цен на данную группу напитков. Среди факторов, вызывающих интерес к обогащенным напиткам, многие респонденты отметили «любопытство попробовать».

Далее вызвало интерес мнение респондентов об источниках обогащения безалкогольных напитков с целью придания им функциональной направленности (рис. 7).

■ Растительное сырье ■ Пищевые дозаки ■ Витамины

15% 10%

Рис. 7. Источник полезных веществ в функциональных напитках

Как показали результаты опроса (рис. 7), функциональность безалкогольным напиткам, по мнению респондентов, придают пищевые добавки - это 75 % опрошенных, 15 % считают, что налитки обогащают путем добавления витаминных комплексов и лишь 10 % опрошенных считают источником полезных веществ растительное сырье.

Анализ регионального рынка безалкогольных напитков позволил выделить ряд тенденций. Основной тренд рынка - это повышение требований потребителей к качеству и информации о предлагаемых напитках. Растет число потребителей, которые уделяют внимание ингредиентному состав}^. Напитки, позиционирующие себя в качестве натуральных, обладают повышенным спросом, поэтому современное производство при формировании образа напитка для потребителя акцентирует внимание на натуральных компонентах и полезных свойствах своей продукции. Другой не менее важный тренд - это следование здоровому образу жизни, в том числе и в питании. Современный напиток должен передать потребителю образ свежести, хорошего самочувствия, высокого качества потребляемой продукции. В основном это напитки, обладающие благоприятным эффектом в отношении улучшения пищеварения или диетические компоненты. Следовательно, современные производители напитков должны настраиваться на нужды и потребности различных групп населения, сохраняя при этом оптимальное соотношение «цена-качество».

Поиск новых вкусовых решений, ориентация на особенности местной сырьевой базы открывают широкие перспективы для региональных производителей безалкогольных напитков.

В связи с вышесказанным необходимо широко и комплексно использовать свою местную сырьевую базу для производства фитокомпозиционных смесей в виде экстрактов из нетрадиционного сырья Северо-Кавказского региона, которые могут являться источниками функциональных биологически активных веществ, а полученные экстракты применять при производстве функциональных напитков, предназначенных для профилактики алиментарно-зависимых заболеваний специфичных для РА.

В результате проведения научно-исследовательской работы установлено следующее.

1. Анализ алиментарно-зависимых заболеваний населения РА показывает

рост.

2. Среди алиментарных заболеваний, обусловленных недостатком пищевых веществ, большое практическое значение имеют:

- белково-энергетическая недостаточность,

- витаминная недостаточность,

- заболевания, вызываемые нехваткой ряда минеральных веществ (кальция, железа, йода и др.).

3. Рынок функциональных напитков в России переживает этап активного развития, а РА это рынок как сектор безалкогольных напитков достаточно нов и представлен узким ассортиментом.

4. При анализе респондентов по возрастным группам установлено, что наибольшую группу потребителей безалкогольных напитков составляет население в возрасте от 30-50 лет, что связано с пропагандой здорового образа жизни.

5. Анализ респондентов по уровню образования и в зависимости от пола показал 48 % от опрошенных - это женщины с высшим образованием. Это связано с отзывчивостью женского населения и ответственностью в вопросах здорового питания в семье.

6. Анализ регионального рынка безалкогольных напитков показал, что обычную бутилированную питьевую воду, сладкие газированные напитки и соки покупали практически все респонденты. Несколько реже жители республики приобрели лечебно-столовую и лечебную минеральную воду, холодный чай, а также квас.

7. Безалкогольные налитки в основном реализуются в ларьках и обычных продуктовых магазинах, исключение составили энергетические напитки, которые одинаково востребованы как в крупных, так и в мелких точках продаж.

8. Функциональные напитки на потребительском рынке РА востребованы всего лишь 1 раз в неделю, что связано с уровнем цен на данную группу напитков. Среди факторов, вызывающих интерес к обогащенным напиткам, многие респонденты отметили «любопытство попробовать».

9. По мнению респондентов, функциональность безалкогольным напиткам придают пищевые добавки, витаминные комплексы, а также полезные вещества растительного сырья.

Исследование выполнено в рамках Федеральной целевой программы «Исследование и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» по теме «Разработка технологий производства качественных и безопасных напитков функционального назначения с использованием биологически активных компонентов нетрадиционного растительного сырья Северо-Кавказского региона», соглашение № 14.574.21.0174

ЛИТЕРАТУРА

1. http://01.rospotrebnadzor.ru - О профилактике алиментарно-зависимых заболеваний в Республике Адыгея.

2. http://krsdstat.gks.ru/ - Управление федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея.

3. Оперативные данные Управления Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея [Электронный ресурс]. -URL: http://krsdstat.gks.ru (дата обращения 20. 11. 2017).

4. Концепция демографической политики в Республике Адыгея на период до 2025 года [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/439033168 (дата обращения 20. 11. 2017).

5. Косарева О.И. Функциональные напитки, обогащенные пребиотиком [Электронный ресурс]// Молодой ученый. — 2015. — № 24. — С. 266-269. — URL https://moluch.ru/archive/ 104/24168/ (дата обращения: 07.01.2018).

6. Беседин А.С. Рынок безалкогольных напитков: тенденции и перспективы. 2015 [Электронный ресурс] URL.:http://ercons.ru/publ/ehkspertnoe_mnnie_v_smi/ iynok_bezalkogolnykh_napitkov_tendencii_i_perspektivy/1-1-0-11 (дата обращения 12.03.2016)

REFERENCES

1. http://01.rospotrebnadzor.ru - On the prevention of alimentary-dependent diseases in the Republic of Adygea.

2. http://krsdstat.gks.ru/ - Office of the Federal State Statistics Service for the Krasnodar Territory and the Republic of Adygea

3. Operational data of the Office of the Federal State Statistics Service for the Krasnodar Territory and the Republic of Adygea. [Electronic resource]. - URL: http:// krsdstat.gks.ru (date of circulation is 20. 11. 2017).

4. The concept of demographic policy in the Republic of Adygea for the period until 2025. [Electronic resource]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/439033168 (date of circulation is 20. 11. 2017).

5. Kosareva OI Functional drinks enriched with prebiotic / / Young scientist. -2015. - № 24. - P. 266-269. - URL https://moluch.ru/archive/104/24168/ (reference date: 01/07/2018).

6. Besedin A.S. Soft drinks market: trends and prospects. 2015. URL.:http:// ercons.ru/ publ / ehkspertnoe_mnnie_v_smi /

iynok_bezalkogolnykh_napitkov_tendencii_i_perspektivy/1-1-0-11 (reference date is 12/03/2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.