Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ НЕКОТОРЫХ НОРМ УГОЛОВНОГО КОДЕКСА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА УГОЛОВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

МОНИТОРИНГ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ НЕКОТОРЫХ НОРМ УГОЛОВНОГО КОДЕКСА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА УГОЛОВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
90
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН / УГОЛОВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рахметов Саттар Муканович

Предупреждение уголовных правонарушении, согласно ст. 2 Уголовного кодекса Республики Казахстан, является одной из основных задач уголовного законодательства. Достижение этой задачи зависит от ряда факторов, в том числе от правильной организации работы правоохранительных органов, от состояния уголовного законодательства и практики его применения. Все это охватывается понятием уголовной политики. В настоящее время в связи с мировым экономическим кризисом, который распространился на экономику нашей страны, общественная опасность уголовных правонарушений в сфере экономической деятельности возросла. Известно, что указанные уголовные правонарушения подрывают экономическую безопасность страны. Поэтому в ст. 6 Закона Республики Казахстан от 6 января 2012 года «О национальной безопасности Республики Казахстан» в качестве угроз национальной безопасности указываются нанесение ущерба экономической безопасности государства, неконтролируемый вывоз капитала и товаров за пределы страны, рост теневой экономики, снижение устойчивости финансовой системы. В связи с этим возникает необходимость укрепления экономической безопасности нашей страны, в том числе путем повышения эффективности противодействия уголовным правонарушениям в сфере экономической деятельности. В статье рассматриваются некоторые причины совершения уголовных правонарушений в сфере экономической деятельности, а также меры борьбы с ними. Имеются предложения по совершенствованию норм уголовного законодательства, предусматривающих ответственность за совершение уголовных правонарушений в сфере экономической деятельности. Указаны недостатки правоприменительной практики и пути их устранения. В работе использованы статистические данные о преступности, автором дается сравнительный анализ уголовного законодательства некоторых зарубежных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рахметов Саттар Муканович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF THE PRACTICE OF APPLYING CERTAIN NORMS OF THE CRIMINAL CODE ON LIABILITY FOR CRIMINAL OFFENSES IN THE FIELD OF ECONOMIC ACTIVITY

Prevention of criminal offenses, according to Article 2 of the Criminal Code of the Republic of Kazakhstan, is one of the main tasks of criminal legislation. The achievement of this task depends on a number of factors, including the proper organization of the work of law enforcement agencies, the state of criminal legislation and the practice of its application. All this is covered by the concept of criminal policy. Currently, due to the global economic crisis that has spread to the economy of our country, the public danger of criminal offenses in the field of economic activity has increased. It is known that these criminal offenses undermine the economic security of the country. Therefore, in art. 6 of the Law of the Republic of Kazakhstan dated January 6, 2012 «On National Security of the Republic of Kazakhstan», as threats to national security, damage to the economic security of the state, uncontrolled export of capital and goods outside the country, the growth of the shadow economy, a decrease in the stability of the financial system are indicated. In this regard, there is a need to strengthen the economic security of our country, including by increasing the effectiveness of countering criminal offenses in the field of economic activity. The article discusses some of the reasons for committing criminal offenses in the field of economic activity, as well as measures to combat them. There are proposals to improve the norms of criminal legislation providing for liability for committing criminal offenses in the field of economic activity. The shortcomings of law enforcement practice and ways to eliminate them are indicated. The paper uses statistical data on crime, the author gives a comparative analysis of the criminal legislation of some foreign countries.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ НЕКОТОРЫХ НОРМ УГОЛОВНОГО КОДЕКСА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА УГОЛОВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

К.ЫЛМЫСТЫК, К.УК.ЫК, Ж6НЕ К.ЫЛМЫСТЫК, ПРОЦЕСС

УДК 343.2

МОНИТОРИНГ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ НЕКОТОРЫХ НОРМ УГОЛОВНОГО КОДЕКСА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА УГОЛОВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рахметов Саттар Муканович

Доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан; Республика Казахстан, г. Астана; e-mail: rasattar@mail.ru

Аннотация. Предупреждение уголовных правонарушении, согласно ст. 2 Уголовного кодекса Республики Казахстан, является одной из основных задач уголовного законодательства. Достижение этой задачи зависит от ряда факторов, в том числе от правильной организации работы правоохранительных органов, от состояния уголовного законодательства и практики его применения. Все это охватывается понятием уголовной политики. В настоящее время в связи с мировым экономическим кризисом, который распространился на экономику нашей страны, общественная опасность уголовных правонарушений в сфере экономической деятельности возросла. Известно, что указанные уголовные правонарушения подрывают экономическую безопасность страны. Поэтому в ст. 6 Закона Республики Казахстан от 6 января 2012 года «О национальной безопасности Республики Казахстан» в качестве угроз национальной безопасности указываются нанесение ущерба экономической безопасности государства, неконтролируемый вывоз капитала и товаров за пределы страны, рост теневой экономики, снижение устойчивости финансовой системы.

В связи с этим возникает необходимость укрепления экономической безопасности нашей страны, в том числе путем повышения эффективности противодействия уголовным правонарушениям в сфере экономической деятельности.

В статье рассматриваются некоторые причины совершения уголовных правонарушений в сфере экономической деятельности, а также меры борьбы с ними. Имеются предложения по совершенствованию норм уголовного законодательства, предусматривающих ответственность за совершение уголовных правонарушений в сфере экономической деятельности. Указаны недостатки правоприменительной практики и пути их устранения. § В работе использованы статистические данные о преступности, автором дается

сравнительный анализ уголовного законодательства некоторых зарубежных стран. о Ключевые слова: Уголовный кодекс Республики Казахстан, уголовные правонарушения о в сфере экономической деятельности, уголовная политика, совершенствование уголовного законодательства, совершенствование правоприменительной практики.

< СП

ь

с;

ш £

Ч О X

о <

СП

X

ь

ЭКОНОМИКАЛЫК КЫЗМЕТ САЛАСЫНДАГЫ КЫЛМЫСТЫК К¥КЫК Б¥ЗУШЫЛЫКТАР УШ1Н ЖАУАПКЕРШ1Л1К ТУРАЛЫ КЫЛМЫСТЫК КОДЕКСТЩ КЕЙБ1Р НОРМАЛАРЫН КОЛДАНУ ПРАКТИКАСЫНЫЦ МОНИТОРИНГ

Саттар М^кан^лы Рахметов

Зац гылымдарыныц докторы, профессор, Цазацстан Республикасы Зацнама жэне цуцыцтыц ацпарат институтыныц бас гылыми цызметкерi; Цазацстан Республикасы, Астана ц., e-mail: rasattar@mail.ru

Аннотация. Казацстан Республикасы Кылмыстыц кодекс1н1ц 2-бабына сэйкес цылмыстыц цуцыц бузушылыцтардыц алдын алу цылмыстыц зацнаманыц неггзгг мтдеттертщ 6ipi болып табылады. Бул мтдетке цол жетюзу б1рцатар факторларга, оныц 1ш1нде цуцыц цоргау органдарыныц жумысын дурыс уйымдастыруга, цылмыстыц зацнаманыц жай-куй1не жэне оны цолдану практикасына байланысты. Муныц бэрг цылмыстыц са-ясат тужырымдамасымен цамтылган. Казгргг уацытта б1зд1ц елгмгздгц экономикасына таралган элемдгк экономикалыц дагдарысца байланысты экономикалыц цызмет саласындагы цылмыстыц цуцыц бузушылыцтардыц цогамдыц цаут артты. Аталган цылмыстыц цуцыц бузушылыцтар елдгц экономикалыц цаугпсгздгггне нуцсан келтгретш белгглг. Сон-дыцтан внерде. «Казацстан Республикасыныц ¥лттыц цаутЫздт туралы» 2012 жылгы 6 цацтардагы Казацстан Республикасы Зацыныц 6-бабында улттыц цаутЫздтке цатер реттде мемлекеттщ экономикалыц цаутЫздтне нуцсан келт1ру, капитал мен тауарлар-ды елден тысцары жерлерге бацылаусыз экету, квлецкелг экономиканыц всуг, царжы ЖYй-ес1 турацтылыгыныц твмендеу1 кврсет1лед1.

Осыган байланысты елгмгздгц экономикалыц цаутЫздтн ныгайту, оныц гшгнде экономикалыц цызмет саласындагы цылмыстыц цуцыц бузушылыцтарга царсы гс-цимылдыц тшмдштн арттыру арцылы ныгайту цажеттшт туындайды.

Мацалада экономикалыц цызмет саласындагы цылмыстыц цуцыц бузушылыцтардыц кейб1р себептер1, сондай-ац оларга царсы курес шаралары царастырылады. Экономикалыц цызмет саласында цылмыстыц цуцыц бузушылыцтарды жасаганы Yшiн жауаптылыцты квздейтгн цылмыстыц зацнама нормаларын жетiлдiру бойынша усыныстар бар. Куцыц цолдану практикасыныц кемшiлiктерi жэне оларды жою жолдары кврсетшген.

Жумыста цылмыс туралы статистикалыц мэлiметтер цолданылады, автор кейбiр шет елдердщ цылмыстыц зацнамасына салыстырмалы талдау жасайды.

TYÜiH свздер: Казацстан Республикасыныц Кылмыстыц кодекс, экономикалыц цызмет саласындагы цылмыстыц цуцыц бузушылыцтар, цылмыстыц саясат, цылмыстыц зацна-маны жетiлдiру, цуцыц цолдану практикасын жетiлдiру.

MONITORING OF THE PRACTICE OF APPLYING CERTAIN NORMS OF THE CRIMINAL CODE ON LIABILITY FOR CRIMINAL OFFENSES IN THE FIELD OF ECONOMIC ACTIVITY

Rakhmetov Sattar Mukanovich

Doctor of Law, Professor, Chief Researcher of the Institute of Legislation and Legal Information of the Republic of Kazakhstan;

X

Republic of Kazakhstan, Astana; e-mail: rasattar@mail.ru a

Abstract. Prevention of criminal offenses, according to Article 2 of the Criminal Code of the Republic of Kazakhstan, is one of the main tasks of criminal legislation. The achievement of 0 this task depends on a number of factors, including the proper organization of the work of law enforcement agencies, the state of criminal legislation and the practice of its application. All this

>

>

is covered by the concept of criminal policy. Currently, due to the global economic crisis that 0

o

has spread to the economy of our country, the public danger of criminal offenses in the field of o

economic activity has increased. It is known that these criminal offenses undermine the economic s

security of the country. Therefore, in art. 6 of the Law of the Republic of Kazakhstan dated January o

6, 2012 «On National Security of the Republic of Kazakhstan», as threats to national security, M

damage to the economic security of the state, uncontrolled export of capital and goods outside jz

the country, the growth of the shadow economy, a decrease in the stability of the financial system s are indicated.

In this regard, there is a need to strengthen the economic security of our country, including by 4

increasing the effectiveness of countering criminal offenses in the field of economic activity. 1

The article discusses some of the reasons for committing criminal offenses in the field of 00 economic activity, as well as measures to combat them. There are proposals to improve the norms

of criminal legislation providing for liability for committing criminal offenses in the field of economic activity. The shortcomings of law enforcement practice and ways to eliminate them are indicated.

The paper uses statistical data on crime, the author gives a comparative analysis of the criminal legislation of some foreign countries.

Keywords: The Criminal Code of the Republic of Kazakhstan, criminal offenses in the sphere of economic activity, criminal policy, improvement of criminal legislation, improvement of law enforcement practice.

DOI: 10.52026/2788-5291 2022 71 4 124

CL

< z

CL

О

e

X

о

CO

О

in <

< CO

ь

с;

ш £

Ч О X

о <

СП

X

ь

Введение

Одной из задач уголовного законодательства, согласно ст. 2 Уголовного кодекса Республики Казахстан 2014 года (далее-УК) \ является предупреждение уголовных правонарушении. Достижение предупредительной функции уголовного законодательства зависит от ряда факторов, в том числе от правильной организации работы правоохранительных органов, от состояния уголовного законодательства и практики его применения. Все это охватывается понятием уголовной политики, от которой зависит эффективность противодействия уголовным правонарушениям [1, с. 297].

Опасность уголовных правонарушений в сфере экономической деятельности заключается в их способности подрывать экономическую безопасность нашей страны. В настоящее время общественная опасность указанных уголовных правонарушений возрастает в связи со сложной международной обстановкой, нарастающим мировым экономическим кризисом. Недаром в ст. 6 Закона Республики Казахстан от 6 января 2012 года «О национальной безопасности Республики Казахстан» в числе угроз национальной безопасности указываются нанесение ущерба экономической безопасности государства, неконтролируемый вывоз капитала и товаров за пределы страны, рост теневой экономики, снижение устойчивости финансовой системы2.

Введение

Уголовная политика Республики Казахстан в части противодействия уголовным правонарушениям в сфере экономической деятельности отличается проявлением особого гуманизма к лицам, совершающим эти правонарушения. Мониторинг норм УК, предусматривающих ответственность за указанные уголовные правонарушения, по-

зволяет прийти к выводу о том, что они в нынешнем состоянии не могут обеспечить успешную борьбу с уголовными правонарушениями в сфере экономической деятельности.

Материалы и методы

Основными материалами для проведенного исследования явились труды известных российских и казахстанских ученых. Правовой основой исследования стали: действующие Уголовный кодекс Республики Казахстан, иные законодательные акты Республики Казахстан, а также статистические данные о преступности. При подготовке публикации были использованы общенаучные и частно-научные методы исследования, а также методы сравнительно-правового исследования.

Результаты и обсуждение

В нашей стране не уделяется достаточного внимания уголовной политике, в том числе политике по противодействию уголовным правонарушениям в сфере экономической деятельности. Этим можно объяснить наличие серьезных недостатков по борьбе с указанными уголовными правонарушениями.

Государство уделяет огромное внимание развитию предпринимательства [2, с. 32]. На эти цели выделяются огромные денежные средства из бюджета страны, объявлен мораторий на проверку предпринимательской деятельности, декриминализирован ряд деяний в этой сфере, предусмотрено большое количество мер, направленных смягчение или освобождение от уголовной ответственности лиц, совершивших уголовные правонарушения в сфере экономической деятельности. Все это привело к ухудшению криминогенной обстановки, к росту общественно опасных деяний в указанной сфере: к многократному увеличению оттока капи-

1 Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 226-У ЗРК// https://adilet.zan.kz/rus/docs/K1400000226

2 Закон Республики Казахстан от 6 января 2012 года «О национальной безопасности Республики Казахстан».

тала за пределы страны, легализации имущества, добытого преступным путем, увеличению количества финансовых пирамид, росту теневой экономики, массовому уклонению от налогов, недополучению многомиллиардных таможенных пошлин и иных поступлений в бюджет3.

Одной из причин случившегося является нестабильность законодательства по регулированию порядка формирования, подчиненности и деятельности органа, который должен координировать деятельность по противодействию уголовным правонарушениям в сфере экономической деятельности.

В июне 1994 года было создано Агентство Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция), которое в течение нескольких десятилетий довольно успешно функционировало: выявляло, раскрыло и расследовало немало громких дел, по которым виновные лица, в том числе ряд высокопоставленных чиновников были осуждены. Этот орган стал представлять угрозу для некоторых чиновников, действия которых рассматривались как основание для возбуждения новых уголовных дел. Поэтому эти чиновники убедили бывшего президента нашей страны ликвидировать набирающий силу государственный орган и 6 августа 2014 года Агентство Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью было распущено после 20 лет своей успешной деятельности. Вместо этого органа были созданы два органа: Агентство по противодействию коррупции и Служба экономических расследований при Министерстве финансов Республики Казахстан. С тех пор происходила неоднократная реорганизация Службы экономических расследований - органа, который должен был

заниматься выявлением и расследованием уголовных правонарушений в сфере экономической деятельности, бороться с теневой экономикой.

С 2015 года эффективность борьбы с уголовными правонарушениями в сфере экономической деятельности существенно снизилась в связи со снижением эффективности работы Службы экономических расследований. О недостаточно эффективной работе этого органа можно судить по следующим статистическим данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан. Например, если в предыдущие годы в производстве органов службы экономических расследований находилось от 5859 (в 2012 году)4 до 6952 уголовных дел (в 2001 году)5, то в 2017 году этот государственный правоохранительный орган в масштабе всей страны занимался досудебным расследованием всего лишь 527 уголовных дел6, а в 2019 году - 243 дел по уголовным правонарушениям в сфере экономической деятель-ности7. То есть в отдельные годы нагрузка на этот орган упала в 15-20 раз по сравнению с показателями 2001 года.

В настоящее время большинство уголовных дел не доходит до суда, потому что прекращают их как органы досудебного расследования, так и прокурор. Даже после поступления в суд прекращается немало уголовных дел. Из находившихся в производстве в 2015 году уголовных дел по 8857 уголовным правонарушениям в сфере экономической деятельности окочено расследование по 2289 правонарушениям, направлены в суд уголовные дела по 1914 правонарушениям, прекращены уголовные дела по нереабилитирующим основаниям по 375 правонарушениям, по реабилитирующим

Н

X

ы А

о х о Д А

сг

В

СП А

3 Токаев обеспокоен снижением налоговых поступлений в бюджет. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// ru.sputnik.kz/20220121/Tokaev-prizval-biznes-byt-neterpimymi-k-mutnym-partneram-19191881.html. Дата обращения: 10.06.2022 г.

4 Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК. Форма отчета 1-М. Статистический отчет о зарегистрированных преступлениях и результатах деятельности органов уголовного преследования за 12 месяцев 2012 года.

5 Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК. Форма отчета 1-М. Статистический отчет о зарегистрированных преступлениях и результатах деятельности органов уголовного преследования за 12 месяцев 2001 года.

6 Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК. Форма отчета 1-М. Статистический отчет о зарегистрированных преступлениях и результатах деятельности органов уголовного преследования за 12 месяцев 2017 года.

7 Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК. Форма отчета 1-М. Статистический отчет о зарегистрированных преступлениях и результатах деятельности органов уголовного преследования за 12 месяцев 2019 года.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А го О го О

X

е о

2 А

П.

-ъ 7

IX

<

IX

о в

X

о

со

о

СП <

< СП

ь .0

ш £

Ч О X

0 <

т

1

х

Ь

основаниям по 3633 правонарушениям8. Осуждено всего лишь 161 человек9, то есть один из 55 совершивших уголовные правонарушения в сфере экономической деятельности.

Из уголовных дел по 1707 уголовным правонарушениям в сфере экономической деятельности, по которым досудебное расследование производилось органами службы экономических расследовании в 2021 году, направлены в суд уголовные дела по 872 уголовным правонарушениям, то есть меньше, чем по половине находившихся в производстве10. Осуждено 332 человека11, то есть один из 5 совершивших уголовные правонарушения в сфере экономической деятельности.

Такая практика применения уголовного законодательства негативно влияет на достижение указанной выше цели уголовного законодательства. Здесь будет уместным привести мнение авторов «Еще раз об экономическом подходе к изучению преступности», которые, ссылаясь на экономическую теорию преступности лауреата Нобелевской премии американского Г.Беккера, пишут, что «если человек что-то делает, значит, ему выгодно делать это. Он «взвешивает», сколько ему принесет жизнь добропорядочного гражданина, а сколько - преступление. Если выгоды от преступления перевешивают, то появляется реальная возможность стать преступником». «Чтобы заставить человека, задумавшего совершить преступление, отказаться от его намерений, нужно увеличить вероятность того, что он будет пойман, либо увеличить наказание, которое он понесет. И то, и другое снизит ожидаемую полезность от совершения преступления - значит, потенциальный правонарушитель скорее откажется от своего намерения» [3, с. 40-41].

Следует также отметить, чтобы потенциальный правонарушитель отказался от своего намерения совершить уголовное правонарушение, необходимо также свести к минимуму возможность ухода от ответ-

ственности в случае совершения правонарушения. Лица, совершающие уголовные правонарушения в сфере экономической деятельности, в настоящее время имеют широкие возможности ухода от ответственности и наказания.

Результаты

Довольно низкий показатель работы Службы экономических расследований можно объяснить разными причинами, в том числе частыми изменениями в задачах, которые ставились перед органом, в структуре, которая периодически менялась и передачей этого органа под руководство Министерства финансов. Успешное руководство данным правоохранительным органом, играющим важную роль в противодействии одному из опасных видов преступности - уголовным правонарушениям в сфере экономической деятельности, не могло обеспечить Министерство финансов. Правоохранительные органы, куда относилась Служба экономических расследований, имеют специфику своей деятельности. Поэтому было неправильным решение о передаче ее в подчинение Министерства финансов.

В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 28 января 2021 года вместо Службы экономических расследований образовано Агентство Республики Казахстан по финансовому мониторингу - государственный орган, непосредственно подчиненный и подотчетный Президенту Республики Казахстан, с передачей ему функций и полномочий Министерства финансов Республики Казахстан в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию экономических и финансовых преступлений и правонару-

шений12.

Это, без сомнения, привело к повышению эффективности борьбы с уголовными

8 Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК. Форма №10. Форма отчета 1-М. Статистический отчет о зарегистрированных преступлениях и результатах деятельности органов уголовного преследования за 12 месяцев 2015 года.

9 Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК. Форма №10. О числе лиц, в отношении которых вынесены судебные акты (за 12 месяцев 2015 года).

10 Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК. Форма отчета № 1-М. Статистический отчет о зарегистрированных преступлениях и результатах деятельности органов уголовного преследования за 12 месяцев 2021 года.

11 Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК. Форма №10. О числе лиц, в отношении которых вынесены судебные акты (за 12 месяцев 2021 года).

12 В Казахстане создано Агентство по финансовому мониторингу. Эл. ресурс: https://eurasiangroup.org/ru/kazakhstan-establishes-financial-monitoring-agency. Дата обращения: 10.05.2022 г. Уровень «теневой» экономики в Казахстане снизился до 20 процентов. Эл. ресурс:

правонарушениями в сфере экономической деятельности. Проведенные преобразования в системе правоохранительных органов сказались на результатах деятельности нового органа по противодействию уголовным правонарушениям в сфере экономической деятельности. За 8 месяцев 2021 года выявлено 1 508 экономических правонарушений, 803 из которых носят тяжкий и особо тяжкий характер. Пресечена деятельность 36 организованных преступных групп. Ликвидировано 26 подпольных цехов по производству алкогольной продукции, 224 нелегальных игорных заведения13.

За истекший период текущего года (с января по апрель 2022 года) выявлено 727 экономических правонарушений и возмещен ущерб на 67 млрд тенге. В 3 раза сокращены сроки расследования, на треть - количество прекращенных по реабилитирующим основаниям дел14.

Обсуждение

Недостатки законодательного регулирования ответственности за уголовные правонарушения в сфере экономической деятельности можно показать на примере норм УК, предусматривающих ответственность за совершение действий по выписке счета-фактуры без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров (ст. 216 УК) и создание и руководство финансовой (инвестиционной) пирамидой (ст. 217 УК). Статистические данные Комитета по

правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан свидетельствуют о недостаточно высокой эффективности использования уголовно-правовых мер в противодействии указанным преступлениям. Например, в 2013 году в производстве органов досудебного расследования по ст. 192-1 Уголовного кодекса Республики Казахстан 1997 года (Совершение субъектом частного предпринимательства сделки (сделок) без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность) находилось 190 уголовных дел15. Осуждено по ним 30 человек16, то есть по одному из 6,3 дел, находившихся в производстве. В 2015 году в производстве органов досудебного расследования по ст. 216 УК (Совершение действий по выписке счета-фактуры без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров) находилось 357 уголовных дел17. Осуждено по ним 16 человек18, то есть по одному из 22,3 дел, находившихся в производстве. В 2016 году в производстве органов досудебного расследования по указанной статье УК находилось 571 уголовное дело19, но никто не был осужден20. В 2021 году в производстве органов досудебного расследования по указанной статье УК находилось 607 уголовных дел21, по ним осуждено 138 человек22, то есть по одному из 4,4 дел, находившихся в производстве.

Не лучшим образом сложилась правоприменительная практика по ст. 217 УК.

13 Уровень «теневой» экономики в Казахстане снизился до 20 процентов. Эл. ресурс: https://www.aa.com.tr/ru/%D0%B C%D0%B8%D1%80/%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%8C-%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0 %B5%D0%B2%D0%BE%D0%B9-%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D0%B2-%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%85%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B5-%D1%81%D0% BD%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BB%D1%81%D1%8F-%D0%B4%D0%BE-20-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86 %oD0%oB5%oD0%oBD%oD1%o82%oD0%oBE%oD0%oB2/2369689. Дата обращения: 10.05.2022 г.

14 С начала года выявлено 727 экономических правонарушений. Эл. ресурс: https://kapital.kz/economic/105622/s-nachala-goda-vyyavleno-727-ekonomicheskikh-pravonarusheniy.html. Дата обращения: 10.05.2022 г.

15 Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК. Форма отчета № 1-М. Статистический отчет о зарегистрированных преступлениях и результатах деятельности органов уголовного преследования за 12 месяцев 2013 года.

16 Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК. Форма №10. О числе лиц, в отношении которых вынесены судебные акты (за 12 месяцев 2013 года).

17 Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК. Форма отчета № 1-М. Статистический отчет о зарегистрированных преступлениях и результатах деятельности органов уголовного преследования за 12 месяцев 2015 года.

18 Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК. Форма №10. О числе лиц, в отношении которых вынесены судебные акты (за 12 месяцев 2015 года).

19 Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК. Форма отчета № 1-М. Статистический отчет о зарегистрированных преступлениях и результатах деятельности органов уголовного преследования за 12 месяцев 2016 года.

20 Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК. Форма №10. О числе лиц, в отношении которых вынесены судебные акты (за 12 месяцев 2016 года).

21 Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК. Форма отчета № 1-М. Статистический отчет о зарегистрированных преступлениях и результатах деятельности органов уголовного преследования за 12 месяцев 2021 года.

22 Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК. Форма №10. О числе лиц, в отношении которых вынесены судебные акты (за 12 месяцев 2021 года).

Н

X

ы А

о х о

Д А

сг

В

СП А

> СП

О

СП

О

X

е о

2 А

С

7

IX

<

IX

о в

X

о

со

о

СП <

< СП

ь .0

ш £

Ч О X

0 <

т

1

х

Ь

В 2015 году по данной статье в производстве органов досудебного расследования находилось 9 уголовных дел23, по которым осужден 1 человек24, то есть по одному из 9 дел, находившихся в производстве; в 2016 году в производстве находилось 360 уголовных дел25, по которым никто не был осужден26; в 2017 году в производстве находилось 415 уголовных дел27, по которым были осуждены 10 человек28, то есть по одному из 41,5 дел, находившихся в производстве; в 2021 году в производстве находилось 353 уголовных дел29, по которым были осуждены 38 человек30, то есть по одному из 9,3 дел, находившихся в производстве.

Из приведенных данных видно, что немногие из числа лиц, совершивших рассматриваемые преступления, осуждаются. Это свидетельствует о недостатках правоприменительной практики, которая не обеспечивает уголовно-правовое противодействие рассматриваемым преступлениям. Усилия правоохранительных органов по выявлению, раскрытию и досудебному расследованию указанных преступлений в большинстве случаев оказываются напрасными, соответственно немалые затраты из бюджета страны на досудебное расследование оказываются бесполезными, так как нарушается один из важных принципов уголовного права - принцип неотвратимости ответственности и наказания.

Известно, что в юридической литературе по поводу этого принципа существуют разные мнения. Одни ученые считают, что не следует выделять этот принцип отдельно, он охватывается принципом законности [4, с. 243; 5, с. 8]. Более предпочтительным считаем мнение другой группы ученых, которые считают, что принцип неотвратимости от-

ветственности и наказания в уголовном праве играет важную роль в противодействии преступности и должен рассматриваться самостоятельно [6, с. 14; 7, с. 96].

Сравнение состава преступления, ответственность за которое предусмотрена в статье 216 УК, с составом мошенничества, свидетельствует о наличии следующих сходств: лицо, совершающее мошенничество или действия по выписке счета-фактуры без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров использует обман, действует с корыстной целью и причиняет имущественный ущерб физическому лицу, организации или государству. То есть по этим признакам указанные составы преступлений совпадают. Еще больше сходств имеется между созданием и руководством финансовой (инвестиционной) пирамидой и мошенничеством. Не зря действия лица, совершившего данное преступление, правоприменительными органами первоначально квалифицируется как мошенничество [8, с. 91]. Такое мнение высказывалось и некоторыми другими российскими учеными [9, с. 73].

Следует отметить, что указанные выше два преступления в сфере экономической деятельности более опасны, чем мошенничество. Их повышенная опасность заключается в том, что они способны причинить ущерб гораздо большему количеству потерпевших, чем при мошенничестве. Но условия наступления уголовной ответственности по указанным статьям УК совершенно разные. Например, лицо привлекается к ответственности за мошенничество по части 1 или части 2 ст. 190 УК (при отсутствии признаков крупного размера), если похищено имущество, принадлежащее физическому

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23 Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК. Форма отчета № 1-М. Статистический отчет о зарегистрированных преступлениях и результатах деятельности органов уголовного преследования за 12 месяцев 2015 года.

24 Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК. Форма №10. О числе лиц, в отношении которых вынесены судебные акты (за 12 месяцев 2015 года).

25 Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК. Форма отчета № 1-М. Статистический отчет о зарегистрированных преступлениях и результатах деятельности органов уголовного преследования за 12 месяцев 2016 года.

26 Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК. Форма №10. О числе лиц, в отношении которых вынесены судебные акты (за 12 месяцев 2016 года).

27 Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК. Форма отчета № 1-М. Статистический отчет о зарегистрированных преступлениях и результатах деятельности органов уголовного преследования за 12 месяцев 2017 года.

28 Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК. Форма №10. О числе лиц, в отношении которых вынесены судебные акты (за 12 месяцев 2017 года).

29 Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК. Форма отчета № 1-М. Статистический отчет о зарегистрированных преступлениях и результатах деятельности органов уголовного преследования за 12 месяцев 2021 года.

30 Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК. Форма №10. О числе лиц, в отношении которых вынесены судебные акты (за 12 месяцев 2021 года).

лицу, в размере от двух (3063 Х 2=6126 тенге) до пятисот месячных расчетных показателей (3063X500=1 млн. 531500 тенге) или имущество организации на сумму в пределах от десяти (3063 X 10=30630 тенге) (до пятисот месячных расчетных показателей (3063 X 500=1 млн. 531500 тенге).

По ст. 216 УК наступает ответственность за совершение субъектом частного предпринимательства действий по выписке счета-фактуры без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров с целью извлечения имущественной выгоды, причинивших крупный ущерб гражданину, организации или государству. Согласно пункту 38) ст. 3 УК применительно к ст. 216 УК ущерб, причиненный гражданину, признается крупным на сумму свыше двух тысяч месячных расчетных показателей (3063 х 2000 = 6 млн. 126 тыс. тенге) до пяти тысяч месячных расчетных показателей (3063 х 5000 = 15 млн. 315 тыс. тенге), либо ущерб, причиненный организации или государству на сумму свыше двадцати тысяч месячных расчетных показателей (3063 X 20 000 = 61 млн. 260 тыс. тенге) до пятидесяти тысяч месячных расчетных показателей (3063 X 50 000 = 153 млн. 150 тыс. тенге).

Таким образом, порог наступления уголовной ответственности за похищение имущества физического лица путем мошенничества установлен в одну тысячу раз ниже, чем для привлечения к уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ст. 216 УК (6126 тенге и 6 млн. 126 тыс. тенге). Порог наступления уголовной ответственности за похищение имущества организации путем мошенничества установлен в две тысячи раз ниже, чем для привлечения к уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ст. 216 УК (30630 тенге и 61 млн. 260 тыс. тенге).

Для гармонизации норм уголовного законодательства следует исключить такую большую разницу и приблизить нижний и верхний пределы наступления уголовной ответственности по сходным по характеру и степени общественной опасности преступлениям, к которым можно отнести преступление, ответственность за которое предусмотрена ст. 190 УК (Мошенничество) и преступление, ответственность за которое предусмотрена ст. 216 (Совершение дей-

ствий по выписке счета-фактуры без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров).

Повышенная опасность преступления, ответственность за которое предусмотрена в ст. 217 УК, связана с количеством жертв и размером причиняемого этим преступлением ущерба. Со слов начальника следственного департамента МВД РК, число пострадавших от действий финансовых пирамид в Казахстане с начала 2021 года до марта 2022 года превысило 31 тыс. человек, а сумма ущерба составила более 54 млрд тенге31(по курсу на май 2022 года S125581395).

Согласно примечанию к ст. 217 УК, лицо, кроме организатора финансовой (инвестиционной) пирамиды, добровольно заявившее о пособничестве созданию финансовой (инвестиционной) пирамиды или руководстве ею или ее структурным подразделением, а также активно способствовавшее раскрытию или пресечению ее деятельности, подлежит освобождению от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится состава иного преступления. Следует отметить, что в ст. 172.2. УК Российской Федерации и других зарубежных стран такого примечания нет.

Заключение

Из материалов резонансных дел мы знаем, что у организаторов финансовой пирамиды и руководителей ее структурным подразделением к моменту их разоблачения и осуждения не оказывается средств для возмещения причиненного потерпевшим ущерба. В случае освобождения финансового мошенника от уголовной ответственности, без сомнения, ущерб, причиненный потерпевшим, останется не возмещенным. Финансовый мошенник может скрыться, уехав за пределы нашей страны. В примечании к ст. 217 УК ничего не говорится о необходимости возмещения ущерба, причиненного потерпевшим, как условии освобождения от уголовной ответственности. Наличие такого примечания, позволяющего уйти от ответственности за столь опасное преступление, может вызвать социальную напряженность, так как число жертв финансовых пирамид с каждым годом растет. Благодаря этому примечанию финансовые мошенники, обманувшие десятки тысяч граждан, могут избежать ответственности. Это подтверждается при-

Н

X

ы А

о х

о Д

А

сг

В

СП А

> СП

О

СП

О

X

е о

2 А

С

7

31 Ущерб от финансовых пирамид превысил 54 млрд тенге - МВД. Эл. ресурс: https://vlast.kz/novosti/48530-userb-ot-finansovyh-piramid-prevysil-54-mlrd-tenge-mvd.html. Дата обращения: 16.05.2022 г.

веденными выше статистическими данными: в 2017 году осужден только один человек по 415 уголовным делам, возбужденным по ст. 217 УК. В некоторые годы этот показатель был еще хуже: по находившимся в 2016 году в производстве органов досудебного расследования 360 уголовным делам в суд было направлено всего лишь 3 уголовных дела, но никто не был осужден. Таким образом, наличие в указанной статье примечания играет негативную роль. Поэтому следует исключить примечание из ст. 217 УК.

С учетом повышенной опасности данного преступления, возможности причинения ущерба большому числу потерпевших по примеру УК некоторых зарубежных стран следует усилить ответственность и наказание за его совершение [10, с. 77-79]. Например, в Германии предусмотрено пожизненное лишение свободы для организаторов инвестиционной пирамиды. Закон запрещает «вербовать» участников в структуры, где доход формируется за счет взносов других участников, и предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет или штрафа. Предусмотрено наказание и за попытку создать такую структуру. В Китае наказание следует только за организацию финансовой пирамиды и руководство ею, а ™ срок заключения в тюрьме может варьиро-¡3 ваться от трех до десяти лет, не исключена £ также смертная казнь [11, с. 60].

Кроме того, представляется не совсем 1 удачной диспозиция ст. 217 УК. В связи с этим предлагаем следующую редакцию 1 абзаца 1 части 1 ст. 217 УК: «1. Создание ^ финансовой (инвестиционной) пирамиды,

0 то есть организация деятельности по извле-

1 чению дохода (имущественной выгоды) от привлечения денег или иного имущества

§ либо права на него физических и (или) юри-

< дических лиц, а равно руководство финансы совой (инвестиционной) пирамидой или ее

< структурным подразделением, - ».

(З Статью 3 УК предлагаем дополнить опре-

^ делением финансовой пирамиды в следую-

^ щей редакции: «Финансовая (инвестицион-

о ная) пирамида - организация, созданная по

о извлечению дохода (имущественной выго-

т ды) от привлечения денег или иного имуще-

^ ства либо права на него физических и (или)

5 юридических лиц без использования при-

Ь влеченных средств (полностью или частич-

^ но) на предпринимательскую деятельность,

^ обеспечивающую принятые обязательства,

Ь путем создания видимой привлекательного

сти денежных вложений в такую пирамиду с обещанием высокой доходности без приложения каких-либо усилий, несмотря на то, что такую доходность невозможно поддерживать длительное время, а погашение обязательств пирамиды перед всеми ее участниками становится заведомо невыполнимым».

Большую роль в функционировании финансовой пирамиды играет реклама, содержание которой не соответствует реальной действительности. Она способствует привлечению к пирамиде большого количества жертв. В статье 198 УК Республики Казахстан 1997 года предусматривалась ответственность за заведомо ложную рекламу. В момент принятия действующего УК эта статья была декриминализирована.

Законом Республики Казахстан от 12 июля 2022 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия деятельности финансовых (инвестиционных) пирамид» Уголовный кодекс РК дополнен статьей 217-1, предусматривающей ответственность за рекламу финансовой (инвестиционной) пирамиды

Недостаток данной статьи УК заключается в том, что указанная статья УК охватывает узкий круг деяний: рекламу финансовой (инвестиционной) пирамиды. По ст. 217-1 УК нельзя привлекать к ответственности, например, за заведомо ложную рекламу услуг мошенника. В нашей стране пострадали сотни тысяч человек, обманутых мошенниками с помощью ложной рекламы при реализации недоброкачественных товаров, например, фальсифицированных лекарственных средств. Кроме того, в ст. 217-1 УК не указано, что предметом преступления является не просто реклама, а ложная реклама. Реклама любой организации, в том числе финансовой (инвестиционной) пирамиды, в которой не содержится ложная информация, не должна квалифицироваться по данной статье УК, так как в таких действиях будет отсутствовать признак общественной опасности. Поэтому в ст. 217-1 следовало предусмотреть ответственность за заведомо ложную рекламу.

С учетом опасности ложной рекламы не только финансовой (инвестиционной) пирамиды, но и при реализации других товаров и услуг, следует установить уголовную ответственность за заведомо ложную рекламу. Поэтому название и содержание ст. 217-1 предлагаем в следующей редакции:

«Статья 217-1. Заведомо ложная реклама

Использование рекламодателем в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их производителей, исполнителей или продавцов, а также запрещенная реклама, повлекшие вовлечение в нее двух и более лиц и причинившие крупный ущерб или совершенные в крупных размерах, -

наказываются штрафом в размере до двух тысяч месячных расчетных показателей, либо привлечением к общественным работам на срок до шестисот часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные:

1) неоднократно;

2) группой лиц по предварительному сговору;

3) в отношении товаров и услуг, опасных для жизни и здоровья человека;

4) в отношении товаров и услуг для несовершеннолетних;

5) лицом с использованием своего служебного положения;

6) ложная реклама финансовых (инвестиционных) пирамид, -

наказывается штрафом в размере от двух до трех тысяч месячных расчетных показателей, либо привлечением к общественным работам на срок до восьмисот часов, либо ограничением свободы на срок от двух до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.».

Определение запрещенной рекламы дано в Законе Республики Казахстан от 19 декабря 2003 года «О рекламе».

Статьи 217-1 УК в предложенной редакции будет способствовать более эффективному противодействию целого ряда уголовных правонарушении, в том числе создания, руководства финансовой (инвестиционной) пирамидой, а равно руководство ее структурным подразделением.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пинкевич Т.В. Особенности российской уголовной политики: структура и состояние //Вестник Нижегородской академии МВД России, 2016, № 3 (35). - С. 295-298.

2. Щербаков В.Ф. Уголовная политика Республики Казахстан в области противодействия преступности в сфере экономики // Законодательство и экономика, 2004, N 3. С

3. Рысмагамбетова Г.М., Лакбаев К.С., Манапов К.Б. Еще раз об экономическом под- Н ходе к изучению преступности // Вестник Института законодательства. - 2016. - №3. - S С. 39-46. С

4. Энциклопедия уголовного права. Том 1. Понятие уголовного права. -СПб., 2005. -792 с.

5. Малаш Т.А. Принцип неотвратимости юридической ответственности: дисс.... канд. юрид. наук. - М., 1996. - С. 8. К

6. Потапкин С.С. Принцип неотвратимости юридической ответственности и пробле- О мы его реализации в правоприменительной практике. Автореф. дисс. Канд. юрид. наук. - а Москва, 2009. - С.14. Е

7. Горелова Г.И. Принцип неотвратимости ответственности в уголовном праве Рос- г сийской Федерации // « Черные дыры» в Российском законодательстве. - 2006. - N 4. - С. 96. А

8. Мошенничество на финансовом рынке: «Финансовые пирамиды»: Информация феде- s рального фонда по защите прав вкладчиков и акционеров. -М., 2016. А

9. Белицкий В.Ю. Формирование понятия мошенничеств, совершенных по принципу О «финансовых пирамид» // Известия Алтайского государственного университета. - 2010. о Т. 1. - № 2. - С. 73-76. Н

10. Давыдова А.Е. Финансовые пирамиды как вид теневой экономики // Арктика: обще- о ство и экономика. - 2011. - № 5. - С. 77-79. М

11. Финансовые пирамиды: Монография / [Коллектив авторов]. Под общ. ред. Г.К. Шу-шиковой. - Косшы: Академия правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан, 2022.

REFERENCES

ы

> JZ

"U

7

i-1 2

1. Pinkevich T. V. Osobennosti rossijskoj ugolovnoj politiki: struktura i sostojanie // Vestnik 2 Nizhegorodskoj akademii MVD Rossii, 2016, № 3 (35). - S. 295-298.

X

o <

en

i

X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

b

2. Shherbakov V.F. Ugolovnaja politika Respubliki Kazahstan v oblasti protivodejstvija prestupnosti v sfere jekonomiki //Zakonodatel'stvo i jekonomika, 2004, N 3.

3. Rysmagambetova G.M., Lakbaev K.S., Manapov K.B. Eshhe raz ob jekonomicheskom podhode k izuchenijuprestupnosti // Vestnik Instituta zakonodatel'stva. - 2016. - №3. - S. 39-46.

4. Jenciklopedija ugolovnogoprava. Tom 1. Ponjatie ugolovnogoprava. —SPb., 2005. - 792 s.

5. Malash T.A. Princip neotvratimosti juridicheskoj otvetstvennosti: diss. ... kand. jurid. nauk. - M., 1996. - S. 8.

6. Potapkin S.S. Princip neotvratimosti juridicheskoj otvetstvennosti i problemy ego realizacii vpravoprimenitel'noj praktike. Avtoref. diss. Kand. jurid. nauk. - Moskva, 2009. - S.14.

7. Gorelova G.I. Princip neotvratimosti otvetstvennosti v ugolovnomprave RossijskojFederacii // "Chernye dyry" v Rossijskom zakonodatel'stve. - 2006. - N 4. - S. 96.

8. Moshennichestvo na finansovom rynke: «Finansovye piramidy»: Informacija federal'nogo fondapo zashhiteprav vkladchikov i akcionerov. -M., 2016.

9. Belickij V.Ju. Formirovanie ponjatija moshennichestv, sovershennyhpoprincipu «finansovyh piramid» //Izvestija Altajskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2010. T. 1. - № 2. - S. 73-76.

10. Davydova A.E. Finansovye piramidy kak vid tenevoj jekonomiki // Arktika: obshhestvo i jekonomika. - 2011. - № 5. - S. 77-79.

11. Finansovye piramidy: Monografija / [Kollektiv avtorov]. Pod obshh. red. G.K. Shushikovoj. Kosshy: Akademija pravoohranitel'nyh organov pri General'noj prokurature Respubliki Kazahstan, 2022.

ZQAI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.