массовой информации (пресса, радио, телевидение) вопросов о правах граждан при получении медицинской помощи: информация есть, но она недостаточна (60,5%), ее практически нет (22,6%), она достаточна (12,1%), не нужна (4%). При этом 38,7% респондентов отметили, что информация о правах пациента должна находиться на видном месте в медицинском учреждении или предоставляться врачом (34,7%).
Таким образом, уровень информированности больных наркоманией о правах пациента достаточно высок. Однако имеют место факты нарушения медицинскими работниками прав больных наркоманией на информацию о предполагаемом методе лечения, на сохранение врачебной тайны, то есть невыполнение требований законодательства. Факты подобного рода свидетельствуют о необходимости повышения правовой грамотности медицинских работников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Введение в биоэтику / Под ред. Б. Г. Юдина, П.Д. Тищенко. - М., 1998. - 384 с.
2. Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании (№ 3185-1 от 2 июля 1992 г.).
3. Зыятдинов К.Ш. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. -
2000. - № 2. - С. 22-25.
4. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (№ 5487-1 от 22 июля 1993 г.).
Поступила 03.09.04.
INFORMATION ON RIGHTS OF PATIENTS IN DRUG ADDICTS
R.G. Sadykova
S u m m a г у
The level of information on rights of patients in drug addicts is shown. It proved to be quite high. Most of drug addicts know their right to choose medical institution and doctor. The analysis of quality of medical service from the point of view of patient showed that 51,6% of respondents are satisfied by it, 36,3% of them are not quite satisfied by it and 4,8% of them are not satisfied. There are facts of violating rights on information on the suggested treatment method, on keeping medical secret.
УДК 615. 1 : 614. 27/. 28 : 614. 2
МОНИТОРИНГ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СТРАНАХ СРЕДНЕАЗИАТСКОГО РЕГИОНА
Т.С. Иургожин, А.Е. Гуляев, Л.Е. Зиганшина
Кафедра фармакологии и клинической фармакологии (зав. - проф А. Е. Гуляев) Казахстанского медицинского института, г. Алматы, кафедра клинической фармакологии и фармакотерапии (зав. - проф. Л. Е. Зиганшина) Казанской государственной медицинской
академии последипломного образования
Несмотря на глобальное увеличение производства и потребления фармацевтической продукции, в большинстве стран мира наблюдаются серьезные проблемы в лекарственном обеспечении граждан. ВОЗ констатирует недостаточную доступность основных лекарственных средств для значительной части населения многих стран [11]. В ряде регионов отмечается неудовлетворительное качество препаратов [5, 6], а степень рациональности фармакотерапии продолжает оставаться ниже желаемой для большинства систем здравоохранения [2, 8, 9].
В последние десятилетия правительства многих стран осознали, что нескоордини-рованные действия различных государственных и частных организаций, имеющих отношение к фармацевтическому сектору, не приводят к улучшению ситу-
ации с обеспечением населения лекарственными средствами (ЛС). Стала широко распространяться стратегия, названная национальной лекарственной политикой (НЛП), использование которой дает возможность подойти к решению ряда важнейших задач по обеспечению ЛС [7]. Для многих стран НЛП стала путем выхода из тяжелого кризиса в фармацевтическом секторе и оказала решающее влияние на улучшение системы здравоохранения в целом, особенно в Австралии, Бангладеш, Колумбии и Филиппинах. Более 50 стран в мире имеют в настоящий момент собственную НЛП, основанную на рекомендациях ВОЗ и региональном опыте [4, 10].
После глубоких экономических и политических преобразований большинство среднеазиатских стран приступило к проведению рыночных реформ. Система здра-
Таблица 1
Нормативно-правовая база по вопросам лекарственной политики
Критерии оценки Казахстан Кыргызстан Узбекистан Таджикистан
Наличие законодательных
актов и правил — Закона о Имеются — Имеются — Имеются — Имеются —
лекарственных средствах 1995—2003 гг. 1996 г. 1997 г. 2000 г.
Регламентирующие органы Имеются — Имеются — Имеются — Имеются
1992 г., реоргани- 1996 г. 1995 г. 1996 г.
зация — 2001 г.
Система контроля качества Имеется Имеется — Имеется — Имеется —
1992 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г.
Надзор за использова- Имеется —
нием ЛС Нет 1997 г. Нет Нет
Таблица 2
Система отбора лекарственных средств
Критерии оценки Казахстан Кыргызстан Узбекистан Таджикистан
Наличие списка основ- 1995 г. — первая 1996 г. — первая 1998 г. — первая 1994 г. — первая
ных ЛС публикация публикация публикация публикация
Соответствие списка
основных ЛС модели ВОЗ Нет Да Нет Нет
Использование МНН
названий Да Да Да Да
Использование традици-
онных ЛС Да Да Да Да
воохранения подвергается модификации * распределение и логистика в госу-
практически во всех государствах, причем в качестве ведущей концепции с учетом международного опыта принята НЛП. Основные положения этой стратегии декларированы в законах среднеазиатских государств и в различной степени реализуются на практике [1].
Сравнение кардинальных параметров НЛП в регионах, имеющих довольно много сходных или близких этно-социально-политических характеристик, позволило бы представить перспективы развития ситуации и предложить варианты ее коррекции.
Настоящее сообщение содержит результаты анализа основных проявлений и признаков НЛП в странах среднеазиатского региона.
Для оценки структур НЛП была использована анкета «Индикаторы для мониторинга национальной лекарственной политики», составленная по методике ВОЗ [3]. В анкете затронуты семь главных компонентов НЛП:
. законодательство и регулирование; . отбор основных ЛС лекарств и их регистрация;
. ассигнования ЛС в бюджете здравоохранения, финансовая политика государственного сектора;
. закупочные процедуры в государственном секторе;
дарственном секторе;
. ценовая политика;
. распространение информации и непрерывное обучение по вопросам лекарственного применения.
В 2002-2003 гг. в Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане, Таджикистане были проведены интервью. Во всех странах анкету раздали учреждениям и департаментам, ответственным за лекарственное законодательство, поставки, финансирование, ценообразование, лекарственное информирование и обучение, министерствам здравоохранения, соответствующим департаментам по лекарственным средствам и финансам, фондам медицинского страхования, медицинским и фармацевтическим факультетам медицинских вузов. Ответы экспертов послужили основным материалом данной статьи.
Как видно из табл. 1, во всех изученных регионах существует Закон об ЛС, который в той или иной форме базируется на принципах НЛП. Во всех странах созданы органы, регламентирующие обращение ЛС и осуществляется контроль качества препаратов в периоде регистрации. Однако оценка использования ЛС (ОИЛС) проводится только в одной стране - Кыргызстане, где внедрена система ОИЛС в стационарах и амбулаторных условиях.
Табл. 2 позволяет представить ситуации с отбором АС для практического использования.
Список основных лекарственных средств (СОАС) существует в какой-либо форме во всех странах. Однако только в Кыргызстане он соответствует большинству критериев модельного списка ВОЗ. В других случаях в списке основных стран при отборе препаратов не использованы
Таблица 3
Сердечно-сосудистые средства в СОАС
Организация/страна АС, взятые из МСОАС ВОЗ Другие АС Общее количество АС
ВОЗ-99 27 0 27
Казахстан 14 15 29
Кыргызстан 12 4 16
Таджикистан 18 6 24
Узбекистан 10 25 35
Система лекарственного обеспечения
Таблица 4
Критерии оценки
Казахстан
Кыр
Узб.
екистан
Тад;
„жикистан
Число зарегистрированных наименований АС, тыс. Местное производство, % Финансирование приобретения АС, % бюджет частное
гуманитарная помощь, %
Наличие
государственного сектора на фарм. рынке, % частного сектора, % Механизм закупок АС
7
3—7
10
Нет Есть Нет
Есть до 2 98
3,5 5
10
9,7 Нет 49,6
Нет 100
Тендер республи- Тендер республи
канский и областные
канский и областные
5
7-10
10
3 Нет
4
Есть
Тендер, децентрализованные закупки
Показатели рациональности использования лекарств
2
нет
10 2
Нет 10
Нет
Таблица 5
Кр
итерии оценки
Кыр
Узб
екистан
Тад
жикистан
Доступность объективной информации Нет
Наличие программы ОИАС Нет
Наличие системы рецептурного и безрецептурного отпуска АС Нет
Мониторинг побочных эффектов Нет Наличие системы подготовки кадров Есть Международное сотрудничество Есть
Есть — 1997 г. Нет
Есть Есть Есть Есть
Нет Нет
Нет Нет Есть Есть
Нет Нет
Нет Нет Есть Есть
данные доказательной медицины, в результате, присутствуют АС с сомнительной эффективностью и недостаточным уровнем безопасности. В списках Казахстана и Таджикистана широко применяются, кроме международных непатентованных наименований, и торговые названия, в других странах этого нет.
В качестве примера можно рассмотреть ситуацию с препаратами группы сердеч-
но-сосудистых средств в модельном СОАС (табл 3).
Наиболее полно рекомендациям ВОЗ следуют в Кыргызстане и Таджикистане, в наименьшей степени придерживаются модельного списка в Узбекистане. Во всех странах поощряется применение традиционных фитопрепаратов и рецептов народной медицины. Есть и принципиальное отличие от модели ВОЗ - в азиатских странах
СОЛС носит жестко ограничительный, а не рекомендательный характер, проведение тендеров по закупкам ЛС проводится только на препараты, входящие в списки.
Система лекарственного обеспечения характеризуется и параметрами, приведенными в табл. 4.
Можно видеть, что наибольшее количество ЛС, как видно в табл. 4, регистрируется в Казахстане, наименьшее - в Таджикистане. Все формы оплаты за лекарства присутствуют во всех странах: часть медикаментозного лечения оплачивается из государственного бюджета, часть - из личного бюджета граждан. Соотношение этих долей постоянно меняется с тенденцией к увеличению государственного финансирования.
Характеристики степени рациональности использования лекарств приведены в табл. 5.
Результаты исследования позволяют утверждать, что во всех среднеазиатских странах только врачи Кыргызстана имеют доступ к объективной информации об ЛС через государственный информационный лекарственный центр, поддерживаемый ВОЗ. В других странах получение такой информации затруднено, хотя в Казахстане, Узбекистане и Таджикистане созданы негосударственные информационные центры, но деятельность их носит локальный характер. Оценка использования ЛС в виде программы ОИЛС пока внедрена только в Кыргызстане; формулярная система на уровне государства не разработана и не функционирует в других странах. Это же относится и к системе мониторинга побочных эффектов ЛС: в Кыргызстане она функционирует пять лет. Декларировано начало процесса формирования государственных структур в Казахстане и предприняты первые шаги в этом направлении в Таджикистане.
Таким образом, можно считать, что элементы НЛП присутствуют во всех странах Средней Азии. Очевидна тенденция к регулированию вопросов лекарственного обеспечения в соответствии с международным опытом и рекомендациями ВОЗ. Однако в Казахстане, Узбекистане и Таджикистане эти элементы находятся в зачаточном состоянии, и пока кардинально не меняется ситуация с доступностью ЛС для населения. В Кыргызстане эта кон-
цепция воплощена в наиболее полной степени, и доступность лекарств выше. Для всех стран региона в этом направлении вероятно дальнейшее продвижение. Особую ценность, видимо, может представлять внедрение программ ОИЛС и мониторинга побочных эффектов лекарств в рамках формулярной системы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Фокус на пациента. ВОЗ. EUR/IC/QCPH 06 22 02. WHO/DAP/98.8. 1998.
2. Andom Е. (1999) Drug Use Studies in Eritrean Health Facilities, http://dcc2.bumc.bu.edu/richardl/ IH820/Embaye concentration paper. htm. -Accessed March 1, 2002.
3. Burdob-Jakobowicz P., Rainhom J.D., Reich V.R.: Indicators for monitoring national drug policies. A practical manual. -Geneva, WHO/DAP/94.12, 1994.
4. Carballo M, Serdarevic D, Zulic I.//]. R. Soc. Med.-1997. -Vol. 90 (6).-P.3-331.
5. FIP Guidelines for Dissolution Testing of Solid Oyrae Products//Final Draft.— 1995.// Pharmaceutical Forum.— 1995.—V. 21.—P. 1371-1379.
6. Guidelines for Good Clinical Practice for Trials on Pharmaceutical Products//Wno Technical Report Series 850. World Health Afion. -Geneva, 1995.
I. How to develop and implement a national drug policy. -WHO, Geneva, 2001.
8. Hutin Y.J, Chen R.T. // Bulletin of The World Health Organization. -1999.-Vol. 77.-P. 787-788.
9. Pavin M., Nurgozhin T. et al. // Tropical Medicine and International Health.- 2003.-Vol. 8.-P. 182-190.
10. Stobbelaar F.// Монитор основных лекарственных средств.-1997. -№ 6(22). -С. 11-12.
II. WHO medicine strategy. Framework for action in essential drugs and medicines policy 2002-2003. Geneva: World Health Organization; 2000. -WHO/ EDM/2000.1.
Поступила 25.06.04.
MONITORING OF NATIONAL DRUG POLICIES IN COUNTRIES OF THE MIDDLE ASIA REGION
T.S. Nurgozhin, A.E. Gulyaev, L.E. Ziganshina
S u m m a r y
Results of the analysis of basic manifestations and signs of national drug policy in countries of the Middle Asia region are given. Its elements are present in all these countries. However in Kyrgyzstan this tendency is realized in the most full degree and availability of drugs is higher. Introduction of programs of estimating the use of drugs and monitoring their side effects within the limits of formular system can be of particular value.