Научная статья на тему 'Информированность больных наркоманией о правах пациента'

Информированность больных наркоманией о правах пациента Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
154
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОМАНИЯ / БОЛЬНОГО ПРАВОЗАЩИТА / ВРАЧ-БОЛЬНОЙ ОТНОШЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / АНКЕТИРОВАНИЕ / ТАТАРСТАН / ЧЕЛОВЕК / ЮРИСПРУДЕНЦИЯ / OPIOID-RELATED DISORDERS / PATIENT ADVOCACY / PHYSICIAN-PATIENT RELATIONS / INFORMATION SERVICES / QUESTIONNAIRES / TATARSTAN / HUMAN / JURISPRUDENCE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Садыкова Р. Г.

The level of information on rights of patients in drug addicts is shown. It proved to be quite high. Most of drug addicts know their right to choose medical institution and doctor. The analysis of quality of medical service from the point of view of patient showed that 51,6% of respondents are satisfied by it, 36,3% of them are not quite satisfied by it and 4,8% of them are not satisfied. There are facts of violating rights on information on the suggested treatment method, on keeping medical secret.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION ON RIGHTS OF PA

The level of information on rights of patients in drug addicts is shown. It proved to be quite high. Most of drug addicts know their right to choose medical institution and doctor. The analysis of quality of medical service from the point of view of patient showed that 51,6% of respondents are satisfied by it, 36,3% of them are not quite satisfied by it and 4,8% of them are not satisfied. There are facts of violating rights on information on the suggested treatment method, on keeping medical secret.

Текст научной работы на тему «Информированность больных наркоманией о правах пациента»

СОЦИАЛЬНАЯ ГИГИЕНА

УДК 616. 89 - 008. 441. 13 : 614. 253. 83

ИНФОРМИРОВАННОСТЬ БОЛЬНЫХ НАРКОМАНИЕЙ О ПРАВАХ ПАЦИЕНТА

Р.Г. Садыкова

Отдел координации антинаркотической работы аппарата Кабинета министров Республики Татарстан, г. Казань

Фундаментальные правила взаимоотношений медицинских работников и пациентов - правдивость, конфиденциальность, информированное согласие -основаны на ведущих принципах биомедицинской этики: “не навреди”, “делай благо”, уважении автономии пациента и справедливости [1]. Названные правила и принципы биомедицинской этики определили круг основополагающих прав пациента, нашедших юридическое обеспечение в “Конвенции о защите прав и достоинств человека в связи с использованием достижений биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине”, принятой Советом Европы.

Нами изучен уровень информированности больных наркоманией о правах пациента. В исследовании приняли участие 124 человека, больных наркоманией (мужчин - 94, женщин - 30), находившихся на стационарном лечении в наркологических учреждениях Республики Татарстан. Большинство респондентов (75%) были в возрасте от 20 до 29 лет, имели среднее специальное образование (29%) и по профессии являлись рабочими (29,8%). Значительная часть респондентов (42,7%), участвовавших в исследовании, не сталкивалась с ущемлением их прав со стороны медицинских работников, хотя 39,5% утверждали обратное.

Расширение прав пациента в получении медицинской помощи предоставило потребителям медицинских услуг возможность свободного выбора медицинского учреждения и лечащего врача. Большинство больных наркоманией знают о своем праве выбирать лечебное учреждение и врача, 68,5% из них довольны лечащим их врачом. 2,4% респондентов было отказано в выборе врача. Осведомлены пациенты и в том, что имеют право на консультацию другого врача, если сомневаются в компетенции своего (81,5%).

Право на получение достойной медицинской помощи, зафиксированное в Европейской декларации прав пациента, подразумевает прежде всего его высокое качество. Анализ качества медицинской помощи с позиции пациента показал, что вполне удовлетворены качеством меди-

цинского обследования и лечения в наркологическом учреждении 51,6% респондентов, не вполне - 36,3%, не удовлетворены совсем - 4,8%, затруднялись

в ответе - 7,3%.

Среди причин неудовлетворительного качества медицинской помощи наиболее значимы наличие очереди (20%), отсутствие условий для приватной беседы (18,5%), незаинтересованное отношение медицинских работников (15,4%). Далее следовали такие причины, как плохое санитарное состояние (10,8%), долгое отсутствие врача в кабинете (3,1%), прочее

(32,2%).

В некоторой степени провокационным был вопрос о мнении больных наркоманией по поводу лечащего врача: 75,8% вполне им довольны, и отнюдь не случайно 74,2% опрошенных оценили своего врача как специалиста высокой и средней квалификации. Лишь 1,6% пациентов были недовольны врачом из-за недостаточного к себе внимания (51,6%) и излишней торопливости при осмотрах (19,4%).

Таким образом, отношения больных наркоманией с лечащим врачом можно оценить как удовлетворительные, и это позитивный факт, поскольку характер заболевания подразумевает длительное лечение и наблюдение, благоприятную почву для которого создает позитивная атмосфера межличностных отношений между врачом и пациентом. Более того, 46% больных наркоманией обсуждали вопросы дальнейшей своей жизни с врачом.

Здесь хотелось бы привлечь внимание к одной любопытной детали. Давая оценку лечащему врачу, лишь 46,8% опрошенных знали его имя и профессиональный статус, 41,9% - только имя, 4,8% - только профессиональный статус, а 6,5% - ни того, ни другого. Приведенная информация, на наш взгляд, свидетельствует не только о низкой культуре взаимоотношений врача и пациента, но и о нарушении прав последнего, ибо до него должны быть доведены имя и статус лечащего врача. О наличии терапевтического сотрудничества между врачом и пациентом наиболее красноречиво свидетельствуют факты информированности больного о своем забо-

левании. В случае наркомании это особенно важно, так как это заболевание социально значимо, и в его лечении большую роль играет не только медицинский, но и поведенческий фактор.

В отношении самого процесса лечения следует отметить следующее: 68,5% больных наркоманией утверждали, что будут строго соблюдать предписания лечащего врача, а каждый четвертый (25%) по поводу назначенного врачом лечения ответил, что поступит по своему усмотрению. В соблюдении схемы лечения 39,5% респондентов рассчитывали на помощь врачей, 37,1% - на членов семьи, а 45,2% считали, что справятся самостоятельно. Каждый гражданин имеет право на информацию о состоянии своего здоровья

[2, 4].

Анализ уровня информированности больных наркоманией о вопросах прав пациентов показал, что 87,9% опрошенных знали о своем праве на полную информацию о предполагаемом лечении и выбор (вплоть до отказа) метода. Однако на вопрос “Спрашивает ли Ваш врач согласия при выборе методов исследования и лечения?” лишь 43,5% опрошенных ответили утвердительно. У каждого третьего (31,5%) больного наркоманией врач спрашивает согласия только в некоторых случаях, у 22,6% - никогда не спрашивает, 2,4% - затруднились в ответе. Иными словами, право пациента на информацию соблюдается далеко не всегда.

Что касается информации о состоянии здоровья, 78,2% пациентов хотели бы получить полную характеристику своего здоровья, связанного с наркоманией, 12,1% ответили, что им достаточно части информации. Среди вопросов, наиболее интересующих больных наркоманией, следует назвать методы лечения (71%), его длительность (25,8%), стоимость (26,6%), а также побочное действие препаратов

(34,7%).

Одним из важнейших законодательно закрепленных прав пациента является его право на отказ от лечения [2, 4]. По данным нашего исследования, 67,7% из них приходилось отказываться от медицинского вмешательства. Интересен факт, что в числе причин отказа ведущее место занимают “другие” причины (33,1%), наиболее часто среди которых назывались страх перед раскрытием анонимности, нежелание лечиться, отсутствие финансов, вера в свои силы. Только в 28,2% случаев пациенты объяснили свой отказ от лечения страхом перед медицинским вмешательством и в 23,4% - некомпетентностью медицинских работников.

29. ’’Казанский мед. ж.”, № 6.

Вниманию пациентов был предложен вопрос, касающийся необходимости создания в стационаре условий для совершения больными своих религиозных обрядов. 46% респондентов дала утвердительный ответ, 36,3% - затруднились ответить.

Законодательством определена сфера юридической защиты прав пациента. Иски по вопросу нанесения медицинскими работниками ущерба здоровью пациента все чаще становятся предметом судебной практики [3]. Анализ показал, что лишь 29% опрошенных готовы обратиться в суд в случае нанесения ущерба здоровью (собственному или их близких), 31,5% респондентов, скорее, обратятся в суд, чем нет. Каждый десятый (10,5%) опрошенный не прибегнет к помощи судей. Еще 17,7% респондентов сомневаются в том, что обратятся в суд. Таким образом, органам здравоохранения и медицинским работникам следует быть готовыми к значительному расширению судебной практики по защите прав пациентов.

Наиболее часто возможными причинами обращения в суд с жалобой на медицинского работника больные наркоманией называли разглашение медицинской тайны (37,9%), незаконное требование денежных средств за оказанную медицинскую помощь (37,1%), а также нарушение медицинским работником правил медицинской этики (28,2%).

Развитие законодательства в области здравоохранения расширило права пациентов в получении медицинской помощи. Однако не каждый потребитель и производитель медицинских услуг знакомы с этими правами в достаточном объеме. Стало абсолютно очевидным, что, с одной стороны, наблюдается прогресс реформ в области здравоохранения в условиях современного российского общества, а с другой - процессы осознания и проявления самосохранительного поведения населения должны происходить на фоне повышения правовой грамотности и развития правовых институтов. Отсюда задача повышения уровня этико-правовой культуры, причем в одинаковой степени как населения, так и медицинских работников, стоит в настоящее время как никогда остро. Не решить ее - значит не справиться с проблемой качества медицинской помощи, а в конечном итоге - защиты прав пациента.

Большинство опрошенных (90,3%) хотели бы получить какую-либо информацию о правах пациента, зафиксированных в законодательных актах. Респонденты дали следующую оценку освещению в средствах

449

массовой информации (пресса, радио, телевидение) вопросов о правах граждан при получении медицинской помощи: информация есть, но она недостаточна (60,5%), ее практически нет (22,6%), она достаточна (12,1%), не нужна (4%). При этом 38,7% респондентов отметили, что информация о правах пациента должна находиться на видном месте в медицинском учреждении или предоставляться врачом (34,7%).

Таким образом, уровень информированности больных наркоманией о правах пациента достаточно высок. Однако имеют место факты нарушения медицинскими работниками прав больных наркоманией на информацию о предполагаемом методе лечения, на сохранение врачебной тайны, то есть невыполнение требований законодательства. Факты подобного рода свидетельствуют о необходимости повышения правовой грамотности медицинских работников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Введение в биоэтику / Под ред. Б. Г. Юдина, П.Д. Тищенко. - М., 1998. - 384 с.

2. Закон Российской Федерации ««О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании (№ 3185-1 от 2 июля 1992 г.).

3. Зыятдинов К.Ш. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. -

2000. - № 2. - С. 22-25.

4. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (№ 5487-1 от 22 июля 1993 г.).

Поступила 03.09.04.

INFORMATION ON RIGHTS OF PATIENTS IN DRUG ADDICTS

R.G. Sadykova

S u m m a г у

The level of information on rights of patients in drug addicts is shown. It proved to be quite high. Most of drug addicts know their right to choose medical institution and doctor. The analysis of quality of medical service from the point of view of patient showed that 51,6% of respondents are satisfied by it, 36,3% of them are not quite satisfied by it and 4,8% of them are not satisfied. There are facts of violating rights on information on the suggested treatment method, on keeping medical secret.

УДК 615. 1 : 614. 27/. 28 : 614. 2

МОНИТОРИНГ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СТРАНАХ СРЕДНЕАЗИАТСКОГО РЕГИОНА

Т.С. Иургожин, А.Е. Гуляев, Л.Е. Зиганшина

Кафедра фармакологии и клинической фармакологии (зав. - проф А. Е. Гуляев) Казахстанского медицинского института, г. Алматы, кафедра клинической фармакологии и фармакотерапии (зав. - проф. Л. Е. Зиганшина) Казанской государственной медицинской

академии последипломного образования

Несмотря на глобальное увеличение производства и потребления фармацевтической продукции, в большинстве стран мира наблюдаются серьезные проблемы в лекарственном обеспечении граждан. ВОЗ констатирует недостаточную доступность основных лекарственных средств для значительной части населения многих стран [11]. В ряде регионов отмечается неудовлетворительное качество препаратов [5, 6], а степень рациональности фармакотерапии продолжает оставаться ниже желаемой для большинства систем здравоохранения [2, 8, 9].

В последние десятилетия правительства многих стран осознали, что нескоордини-рованные действия различных государственных и частных организаций, имеющих отношение к фармацевтическому сектору, не приводят к улучшению ситу-

ации с обеспечением населения лекарственными средствами (ЛС). Стала широко распространяться стратегия, названная национальной лекарственной политикой (НЛП), использование которой дает возможность подойти к решению ряда важнейших задач по обеспечению ЛС [7]. Для многих стран НЛП стала путем выхода из тяжелого кризиса в фармацевтическом секторе и оказала решающее влияние на улучшение системы здравоохранения в целом, особенно в Австралии, Бангладеш, Колумбии и Филиппинах. Более 50 стран в мире имеют в настоящий момент собственную НЛП, основанную на рекомендациях ВОЗ и региональном опыте [4, 10].

После глубоких экономических и политических преобразований большинство среднеазиатских стран приступило к проведению рыночных реформ. Система здра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.