Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ, МЕНТОРСТВО И КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТЫ НАРАЩИВАНИЯ ПОТЕНЦИАЛА И РАЗВИТИЯ ПОЛИЦИИ НА ПОСТКОНФЛИКТНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ В УСЛОВИЯХ ПРОВЕДЕНИЯ МИРОТВОРЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ'

МОНИТОРИНГ, МЕНТОРСТВО И КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТЫ НАРАЩИВАНИЯ ПОТЕНЦИАЛА И РАЗВИТИЯ ПОЛИЦИИ НА ПОСТКОНФЛИКТНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ В УСЛОВИЯХ ПРОВЕДЕНИЯ МИРОТВОРЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мониторинг / менторство / консультирование / миротворческая деятельность / ценность / ценностное осознание.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якупов Филарет Абдуллович

в статье проводится ретроспективный анализ деятельности полиции ООН, рассматриваются основные направления деятельности полиции ООН на современном этапе. Включение полиции ООН в деятельность по реорганизации и реформированию правоохранительных органов в постконфликтных регионах обусловливает изменение подходов к взаимодействию с местными правоохранительными органами. В качестве основного инструмента, используемого при реализации проектов по наращиванию потенциала и развитию местных полицейских сил, рассматривается комплексный механизм, включающий в себя мониторинг, менторство и наставничество. Все три компонента одновременно имеют индивидуальные характеристики и функциональные особенности и в то же время взаимосвязаны и взаимозависимы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ, МЕНТОРСТВО И КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТЫ НАРАЩИВАНИЯ ПОТЕНЦИАЛА И РАЗВИТИЯ ПОЛИЦИИ НА ПОСТКОНФЛИКТНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ В УСЛОВИЯХ ПРОВЕДЕНИЯ МИРОТВОРЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ»

МОНИТОРИНГ, МЕНТОРСТВО И КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТЫ НАРАЩИВАНИЯ ПОТЕНЦИАЛА И РАЗВИТИЯ ПОЛИЦИИ НА ПОСТКОНФЛИКТНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ В УСЛОВИЯХ ПРОВЕДЕНИЯ

МИРОТВОРЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ Якупов Ф.А.

Якупов Филарет Абдуллович - начальник кафедры, кафедра международного полицейского сотрудничества и борьбы с преступностью по каналам Интерпола Центра подготовки сотрудников органов внутренних дел для участия в миротворческих миссиях, Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России,

г. Домодедово

Аннотация: в статье проводится ретроспективный анализ деятельности полиции ООН, рассматриваются основные направления деятельности полиции ООН на современном этапе. Включение полиции ООН в деятельность по реорганизации и реформированию правоохранительных органов в постконфликтных регионах обусловливает изменение подходов к взаимодействию с местными правоохранительными органами. В качестве основного инструмента, используемого при реализации проектов по наращиванию потенциала и развитию местных полицейских сил, рассматривается комплексный механизм, включающий в себя мониторинг, менторство и наставничество. Все три компонента одновременно имеют индивидуальные характеристики и функциональные особенности и в то же время взаимосвязаны и взаимозависимы.

Ключевые слова: мониторинг, менторство, консультирование, миротворческая деятельность, ценность, ценностное осознание.

История деятельности полиции ООН начинается с 1960 года, когда была создана Гражданская полиция ООН (Civilian Police - CIVPOL), ставшая уникальным органом международного полицейского сотрудничества [1]. О необходимости подобной полицейской структуры впервые упоминал генеральный секретарь ООН Трюгве Ли в 1948 году в связи с началом миротворческой операции во время первой арабо-израильской войны. Хотя гражданская полиция ООН существует сравнительно недавно, она уже успела пройти несколько этапов в своем развитии, интегрировалась в систему интернационального полицейского сотрудничества, постепенно развиваясь, совершенствуясь и перенимая полезный международный опыт.

Впервые полицейские силы ООН приняли участие в деятельности по восстановлению работы правоохранительных органов по оказанию помощи в охране общественного порядка и подготовке соответствующих кадров во время международного конфликта в Конго в 1960 году.

Официально первой миротворческой операцией, в которой полиция ООН участвовала в качестве полноценного компонента миссии, считается миссия ООН по поддержанию мира на Кипре (ВСООНК) в 1964 году [1].

Этапы развития деятельности полиции ООН

Анализируя тенденцию развития деятельности полиции ООН с момента ее активного участия в миротворческих операциях, представляется возможным выделить следующие этапы эволюции ее деятельности (рисунок 1):

I Protection of Civilian* & Othen Transnational С rim»

1 Intogratod Approach <Ro4_. 8BR) law Enforcement Capacity nuikting

1 Reform. Rrftlructurlng A Rebuilding

3 i! Operational Support Advisory Support

Training and Mrnlorma Interim lew Enforcement

\1 HumanltarUin A»«l«t*nc* Humanitarian Assistance/Protection Monitoring

1362-1999 1999 - 2002 2002 - 2008 2008 - 2019

Рис. 1. Этапы развития деятельности полиции ООН.

1-й этап. 1962-1999 гг. Деятельность полиции ООН характеризуется гуманитарными и мониторинговыми функциями, которые остаются актуальными и на современном этапе.

2-й этап. 19992-2002 гг. Задачи полиции ОНН дополняются осуществлением исполнительного мандата, включающего выполнение полноценных полицейских функций, обучением и консультированием, выполнением оперативных задач.

3-й этап. 2002-2008 гг. Вектор развития деятельности полиции ООН направлен на реформу, реструктуризацию, перестройку сил местной полиции, а также укрепление ее потенциала и развитие.

4-й этап. 2009-2017 гг. Полиция ООН участвует в глобальной тенденции миротворческой деятельности, направленной на совершенствование мандатов миротворческих операций с включением в них исчерпывающих полномочий по защите гражданского населения, а также в деятельности по борьбе с транснациональной преступностью.

5-й этап. 2018-2022 гг. Разрабатывается новая профессионально-ориентированная архитектура подготовки полицейских миротворцев, определяющая основные направления профессиональной деятельности полиции ООН, среди которых мониторинг, менторство, консультирование, оперативная деятельность, взаимодействие с общинами и др.

Таким образом, миротворческая деятельность полиции ООН перешла от относительно пассивной роли наблюдения (мониторинга) во время проведения первых операций к поддержке реформы и реструктуризации полицейских организаций.

Мониторинговая, менторская и консультативная деятельность

На современном этапе мониторинговая деятельность полиции ООН является составной частью комплексного подхода, который включает т взаимосвязанных компонента: менторство, мониторинг и консультирование. Данный тип мониторинга фокусируется на наблюдении за деятельностью отдельных должностных лиц и полицейских подразделений принимающего государства с целью оказания им помощи в улучшении их работы посредством наставничества и консультирования, при этом мониторинговая деятельность относительно соблюдения прав человека остается одной из основных, так как обеспечение соблюдения прав человека является одной из первостепенных задач для полиции ООН. Весь полицейский персонал должен быть способен распознать случаи нарушения прав человека и быть готовым вмешаться в соответствии с мандатом и директивами миротворческой операции о применении силы, а также их конкретными полномочиями, обязанностями и пределами компетенций и возможностей. Факты, свидетельствующие о нарушениях прав человека, должны быть незамедлительно зарегистрированы и переданы компоненту по правам человека для проверки, расследования и принятия последующих мер. Принципы, методология и руководство по этому виду мониторинга подробно описаны в инструкции по мониторингу нарушений прав человека Верховного комиссара ООН по правам человека [3].

Дополнительные сведения о точном характере методов сотрудничества между компонентами по правам человека и полицией указываются в концепции операций полиции, а также в регламентирующих документах на уровне миссии.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что мониторинг на современном этапе рассматривается с двух позиций: во-первых, он направлен на фиксирование прямых и явных случаев нарушения прав человека; во-вторых, является частью комплексного механизма по укреплению и развитию потенциала местной полиции.

Если в первом случае роль мониторинга как традиционного инструмента миротворчества проста и понятна, то в составе комплексного подхода функции мониторинга более многогранны и направлены на соблюдение прав человека на уровне деятельности правоохранительных органов. Рассмотрим подробнее данный аспект.

Мониторинг, менторство и консультирование (Monitoring, mentoring and advising - MMA) являются ключевыми инструментами в наращивании потенциала и укреплении стратегического развития местных полицейских сил. Конечной целью данной деятельности является полноценная и автономная способность полиции и правоохранительных органов принимающего государства выполнять задачи по обеспечению безопасности.

В контексте полицейского миротворчества ментор - это опытный и компетентный специалист из страны, предоставляющей полицейские силы, который поддерживает своих коллег из принимающего государства в их профессиональном и личностном развитии. Целями менторства с участием полиции ООН являются: содействие профессиональному росту посредством развития индивидуальных навыков и компетенций сотрудников полиции, стимулирование личной мотивации сотрудников полиции, повышение эффективности полицейской службы или другого правоохранительного органа принимающего государства.

Консультирование, в отличие от менторства, осуществляется на стратегическом уровне. Консультирующие сотрудники полиции ООН выполняют свои функции на уровне среднего и высшего руководящего звена, который затрагивает деятельность всей правоохранительной организации.

Консультант взаимодействует со своими местными коллегами по созданию и укреплению фундаментальных основ деятельности и реформированию правоохранительной организации либо по содействию в решении конкретных проблем, в то время как ментор несет ответственность за развитие и совершенствование компетенций отдельных сотрудников полиции. Мониторинг в контексте менторства и консультирования фокусируется на наблюдении, оценке и представлении отчетности о следующих данных:

об организации деятельности правоохранительного учреждения принимающего государства (внутренняя структура и профессиональная деятельность, бюджетирование, правовое регулирование и

др.);

об оперативной среде, в которой ведет свою деятельность организация (политические, экономические, социальные и другие аспекты и особенности, влияющие на реформу и развитие полиции);

о профессиональной подготовке личного состава (умения и навыки, морально-нравственное состояние, в том числе в результате работы по менторству и консультированию).

Мониторинг ММА не следует путать с оценкой или ассесментом в традиционном понимании, поскольку целью является не измерение показателей и возможностей сил полиции, а, что более важно, анализ слабых сторон и выявление пробелов, которые необходимо устранить с помощью наставничества и консультирования.

Целью данного вида мониторинга является выработка рекомендаций властям принимающего государства относительно устранения недостатков, поддержания и закрепления достигнутых результатов с последующим включением данных рекомендаций в программы ООН по развитию.

Все сотрудники полиции ООН, как индивидуальные, так и в составе сформированных полицейских подразделений, должны собирать, проверять, анализировать и передавать информацию, которая может помочь миссии выполнить свой мандат по развитию местных правоохранительных органов и выработки у них способности самостоятельно обеспечивать безопасность государства.

Таблица 1. Критерии эффективной деятельности полиции.

Представленность всех категорий общества в составе сил полиции Реагирование на потребности общества Ответственность правоохранительных органов

1. Состав полицейских сил представлен всеми классами, слоями и категориями общества. 2. Группы меньшинств и женщины должным образом представлены в правоохранительной деятельности благодаря справедливой и недискриминационной политике набора в полицейские службы. 3. Права человека в деятельности полиции соблюдаются. 1. Полиция реагирует на потребности и ожидания общества, особенно в области предупреждения, выявления и пресечения правонарушений и поддержания общественного порядка, в том числе в отношении уязвимых и маргинализированных групп общества. 2. Полиция использует в своей деятельности законные и гуманные средства и способы. 3. Полиция понимает потребности и ожидания общества, которому она служит. 4. Действия полиции соответствуют в полной мере мнению общества и его ожиданиям. 1. Юридическая: полиция несет ответственность перед обществом по закону, как и все отдельные лица и организации. 2. Политическая: полиция несет ответственность перед обществом через демократические и политические институты управления, а также посредством механизмов улучшения взаимоотношений между обществом и полицией. 3. Экономическая: полиция несет ответственность за разумное использование выделенных ей ресурсов.

В соответствии со стандартами ООН каждая правоохранительная организация должна отвечать трем критериям: представленность в составе сил полиции всех категорий общества, реагирование на потребности общества, ответственность перед обществом (таблица 1). Деятельность полиции ООН должна быть направлена на то, чтобы помочь принимающему государству соответствовать указанным критериям [4].

В нормативных документах ООН по укреплению и развитию потенциала сил полиции определены пять основных компонентов, уточняющих роль полиции ООН в оказании помощи полиции принимающего государства:

1. Помощь в разработке нормативных документов, регулирующих деятельность полиции, например: реформа законодательства, связанного с полицией; внутренние регламенты, инструкции и т. д.

2. Привлечение в процесс развития сил полиции заинтересованных сторон путем информирования, освещения в средствах массовой информации, использования стимулирующих механизмов и т. д.

3. Оказание поддержки подразделениям полиции в выполнении профессиональных

обязанностей, подготовке и обучении.

4. Оказание помощи в материально-техническом и финансовом обеспечении, составлении бюджета организации, подборе кадров.

5. Поддержка механизмов надзора и оценки эффективности работы полиции, внутреннего и внешнего аудита и т. д.

На более позднем этапе мониторинг включает оценку того, были ли наставничество и консультирование успешными, наблюдаются ли положительные изменения в работе местных правоохранительных органов [5]. Заключение

Эффективная подготовка полицейских миротворцев в рамках новых тенденций деятельности полиции ООН, связанных не только с выполнением полицейским компонентом мониторинговых функций, но и с участием в процессе реорганизации и реформы, требует поиска новых решений, позволяющих формировать профессиональные компетенции сотрудника полиции ООН на соответствующем уровне. В связи с этим следует выделить несколько основных аспектов, на которые необходимо обратить внимание.

Одной из основных характеристик менторской и консультативной деятельности является ее многоаспектность, которая, кроме основных профессиональных компетенций, включает в себя метакомпетенции в области педагогики, психологии, религии, культуроведения. Вследствие этого необходимо включить в образовательные программы по подготовке полицейских миротворцев разделы по указанным дисциплинам, при этом особое внимание уделить педагогическому аспекту, так как на всех уровнях взаимодействия мониторинг и консультирования опираются на принципы обучения взрослых [4]. Взрослые обучающиеся характеризуются тем, что они хотят знать, с какой целью, когда и каким образом новые знания, навыки и компетенции будут использованы в их профессиональной деятельности, а также для удовлетворения жизненных потребностей. Осознанный подход к учебному процессу взрослых обучающихся предусматривает ценностное осознание результатов обучения в качестве значимых для профессиональной деятельности [2].

Список литературы

1. Кирнос А.В. Международное сотрудничество полиции в рамках ЮНПОЛа: учебное пособие / А.В. Кирнос, В.А. Колесников, К.А. Ситников. - Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2021. - 131 с.

2. Якупов Ф.А. Технология интенсивного обучения сотрудников органов внутренних дел в аспекте аксиологического подхода и ее реализация: методические рекомендации / Ф.А. Якупов. -Домодедово: Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2023. -40 с.

3. Manual on Human Rights Monitoring (Revised edition): manual / United Nations OHCHR, 2011. - 44 p.

4. Police Monitoring, Mentoring and Advising in Peace Operation: мanual / United Nations Department of Peace Operations, 2017. - 32 p.

5. Policy on United Nations Police in Peacekeeping Operations and Special Political Missions: policy / United Nations Department of Peace Operations. Department of Field Support, 2014. - 34 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.