Научная статья на тему 'Многокомпонентные миротворческие миссии ООН как фактор поддержания мира и миростроительства'

Многокомпонентные миротворческие миссии ООН как фактор поддержания мира и миростроительства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
374
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тишков С. А.

В статье анализируются приоритетные задачи деятельности институтов гражданского, военного и полицейского компонентов современных многокомпонентных миссий ООН и обосновываются возможные пути оптимизации миротворческих усилий гражданской полиции ООН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Многокомпонентные миротворческие миссии ООН как фактор поддержания мира и миростроительства»

определенность, конкретность, порядок и устойчивость. Формирование системы местного самоуправления представляет собой важнейший фактор, характеризующий переход современной России к реальной демократической политической системе. Политика должна быть целостной, всесторонне обоснованной по преодолению системного кризиса, сопровождающего процесс реформирования современного общества.

Список литературы:

1. Гладкий Ю.Н.,Чистобаев А.И. Основы региональной политики: учебник. - СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 1998.

2. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза / Отв. ред. А.Г. Гранберг. - М.: Экономика, 2000.

3. Courlet Claud.Territoires et regions. - Paris, 2001.

4. Ravanel J. La reforme des collectivites locales et des regions. - Paris, 1984.

5. Лебедева М.Л. Региональный политический процесс современной Франции // Materialy V Miedzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Dinamika naukowych Badan-2009». - Vol. 5. Pravo. Panstwowy zarzad. Historia. Przemysl. Nauka I studia. - C. 96.

6. Зотова З.М. Власть и общество:проблемы взаимодействия / Под общ. ред. С.А. Попова. - М.: Омега-Л, 2001. - С. 132.

7. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ // Собрание законодательства РФ. - 18.10.1999. - № 42. - Ст. 5005; 06.04.2009. - № 14. - Ст. 1576.

МНОГОКОМПОНЕНТНЫЕ МИРОТВОРЧЕСКИЕ МИССИИ ООН КАК ФАКТОР ПОДДЕРЖАНИЯ МИРА И МИРОСТРОИТЕЛЬСТВА

© Тишков С.А.*

Орловская региональная академия государственной службы, г. Орёл

В статье анализируются приоритетные задачи деятельности институтов гражданского, военного и полицейского компонентов современных многокомпонентных миссий ООН и обосновываются возможные пути оптимизации миротворческих усилий гражданской полиции ООН.

В условиях современной международной обстановки ООН сущест-венно изменила методы и способы поддержания мира и безопасности. На

* Соискатель кафедры Политологии, государственного и муниципального управления.

смену традиционным операциям по поддержанию мира (ОПМ) пришли операции, сочетающие в себе политические, военные, полицейские и гуманитарные действия. Операции нового типа были разработаны для оказания помощи сторонам конфликта в выполнении достигнутых всеобъемлющих соглашений, предусматривающих не только прекращение огня и разъединение противоборствующих сторон, но и широкий спектр гражданских задач.

Современные миротворческие миссии ООН представляют собой сложную многокомпонентную систему, находящуюся под непосредственным руководством Специального представителя Генерального секретаря ООН. В их состав, как правило, входят гражданская, военная и полицейская составляющие (компоненты).

Гражданская составляющая современной миротворческой миссии является наиболее развитой структурой и состоит из различных департаментов и подразделений.

Департамент по политическим вопросам организует и осуществляет дипломатическую деятельность по разрешению конфликта. Сотрудники данного департамента анализируют и координируют политические процессы на центральном и местном уровнях, разрабатывают стратегию выхода из кризиса с использованием мирных средств.

К основным задачам политического департамента можно отнести установление контакта с лидерами конфликтующих сторон и политических партий, старейшинами, социальными группами, развитие политического диалога, направленного на участие в миротворчестве и миростроительстве различных неправительственных, региональных и гуманитарных организаций, государств-доноров, определение приоритетных направлений и организацию взаимодействия гражданского, военного и полицейского компонентов в целях успешного выполнения мандата миссии, создание новых политических институтов при выполнении миротворческой миссией функций временной (переходной) администрации. При этом определение приоритетов в выполнении мандата и координация деятельности различных компонентов миротворческой миссии является одной из главных задач, поскольку, например, мандат, направленный на осуществление соблюдения прав человека, невозможно осуществить без обеспечения политической и военной стабильности в зоне конфликта [1].

Административный департамент представляет собой гражданскую администрацию миссии и состоит из служащих ООН и наемного персонала из числа местного населения.

Гражданская администрация выполняет задачи, связанные с обеспечением безопасности персонала, объектов и имущества миссии, организацией работы с персоналом, первоначальным тренингом и последующим обучением сотрудников миссии, финансированием и выполнением бюджета

миссии, тыловым обеспечением, включая снабжение и доставку материалов и продовольствия, автотранспортное и авиационное обслуживание, организацию связи, а также медицинским обслуживанием персонала миссии.

В зависимости от мандата административный департамент может быть уполномочен помогать местным властям в осуществлении их полномочий или наблюдать за их деятельностью (например, временный орган ООН в Камбодже, Администрация ООН в Косово).

Информационный департамент обеспечивает разъяснение сторонам конфликта, местному населению через наиболее доступные в зоне проведения операции средства массовой информации политики и перспектив мирного урегулирования, мандата миссии ООН, а также освещает деятельность миротворцев. Не менее важной задачей является информирование о ходе, успехах и проблемах деятельности конкретной миссии ООН различных участников миротворческого процесса, включая влиятельные государства-члены, страны-доноры, негосударственные организации, а также полевой персонал миссии.

Правовой департамент участвует в формировании нормативно-правовых основ деятельности компонентов и подразделений миссии, обеспечении функционирования основных законодательных, исполнительных и судебных институтов местного правительства в целях соблюдения закона местными властями, правоохранительными органами и пенитенциарной системой, а также активно содействует деятельности департамента обеспечения прав человека.

Подразделения по обеспечению соблюдения прав человека стали одним из важных компонентов современных миротворческих миссий, поскольку массовые нарушения прав человека могут являться как причиной, так и следствием современных вооруженных конфликтов.

В зависимости от мандата миссии работа данных подразделений включает подготовку докладов о нарушениях прав человека, проверку информации и расследование фактов нарушений прав человека, проведение совместно с местными правительственными организациями, международными неправительственными организациями (МНПО), национальными институтами власти мероприятий по защите гражданских, экономических, политических и социальных прав, совместную работу с агентствами и комиссиями ООН, разработку и проведение учебных программ по правам человека для персонала миссий ООН и местных силовых органов власти, включая армию и полицию, изучение характерных проблем конфликта, связанных с массовой миграцией беженцев и перемещенных внутри стра-ны лиц, обеспечение прав человека при проведении программ разоружения, демобилизации и реинтеграции бывших комбатантов.

В ноябре 2002 г. Департамент операций по поддержанию мира (ДОПМ) ООН и Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ)

заключили Меморандум о взаимопонимании, который определил функционирование компонента обеспечения соблюдения прав человека миротворческой миссии и установил, что данная работа является ответственностью всех компонентов и участников операции, поскольку обеспечение соблюдения прав человека являются одним из ключевых аспектов деятельности ООН.

Департамент по организации и проведению выборов в соответствии с утвержденным мандатом отвечает за выполнение различных задач от наблюдения и верификации выборов в конкретной стране до организации и проведения выборов силами миссии ООН.

Департамент по разоружению, демобилизации и реинтеграции бывших комбатантов решает задачи по возвращению бывших участников вооруженных формирований к гражданской жизни. Учитывая, что в данном процессе участвуют различные учреждения и программы ООН, международные и неправительственные организации, особое значение имеет правильная координация усилий всех акторов миротворческого процесса и комплексное использование возможностей военного, полицейского и гражданского компонентов.

Департамент по координации гуманитарной помощи состоит из представителей различных офисов и программ ООН, гуманитарных МНПО, занимающихся оказанием помощи местному населению, беженцам и перемещенным лицам в обеспечении медицинской помощи, снабжении продовольствием и питьевой водой, обеспечении временным жильем и предметами первой необходимости, решении различных бытовых проблем.

В зависимости от мандата миссии в состав гражданской составляющей могут дополнительно входить подразделения по тендерным аспектам и вопросам защиты уязвимых групп населения, координации «проектов быстрой отдачи», организации деятельности, связанной с разминированием и т.п.

Военная составляющая обеспечивает наблюдение за выполнением военной части мирных договоренностей и соглашений о прекращении огня, контроль вывода, перегруппировки и демобилизации войск, разоружение местного населения и уничтожение оружия, расследование жалоб о присутствии в зоне конфликта иностранных войск, незаконных вооруженных групп, обеспечение безопасности персонала и имущества ООН. При необходимости военнослужащие могут привлекаться к ведению переговоров, обеспечению безопасности при проведении выборов и референдумов.

Выполнение основной части задач не предусматривает принудительного силового воздействия и может быть достигнуто мирными методами. Поэтому применение вооруженного воздействия на стороны конфликта допускается только в строгом соответствии с Уставом ООН в случаях, когда Совет Безопасности ООН сочтет, что меры, не связанные с использо-

ванием вооруженных сил, могут оказаться или уже оказались недостаточными. При этом применение силы должно быть минимальным и ограниченным строгими рамками мандата миссии.

В ООН сложились две основные формы участия военнослужащих в операциях по поддержанию мира: деятельность военных наблюдателей и действия воинских контингентов в составе объединенных миротворческих сил. В настоящее время с учетом сложности межнациональных отношений в различных регионах мира обе формы имеют большое значение для стабилизации международной обстановки. В условиях смещения приоритетов миротворческих миссий ООН к политическому урегулированию и постконфликтному миростроительству военнослужащие ООН всё чаще привлекаются к восстановлению разрушенных объектов и систем жизнеобеспечения населения с помощью имеющейся техники и специалистов.

Являясь частью гражданской составляющей миротворческой миссии, гражданская полиция (англ. civilian police) ООН всё активнее выступает в качестве самостоятельного компонента, способного решать больший объем задач по обеспечению законности и правопорядка, соблюдению прав человека, обучению и переподготовке персонала местной полиции.

Систематическое использование полиции в операциях ООН по поддержанию мира началось с 1989 г., но уже к середине 1990-х гг. практически ни одна ОПМ не проводилась без участия подразделений гражданской полиции ООН. В этот период к основным задачам гражданской полиции относились обеспечение безопасности и поддержка при оказании или распределении гуманитарной помощи, мониторинг соблюдения прав человека, исполнения юридических норм в борьбе с преступностью местными правоохранительными органами, консультирование местной полиции в соответствии с мировыми стандартами права, обучение местных правоохранительных институтов современным методам работы [2].

Количество обращений о выделении сотрудников гражданской полиции ООН для участия в операциях, связанных с внутригосударственными конфликтами, постоянно увеличивается и занимает одно из важных мест во всех перечнях просьб об оказании помощи постконфликгному обществу в восстановлении условий для политической, экономической и социальной стабильности. Справедливость и беспристрастность местных полицейских сил, контролируемых и обучаемых гражданской полицией ООН, имеют важнейшее значение для поддержания безопасных условий и устранения препятствий прогрессу на политическом и экономическом фронтах [3].

Исходя из мандата миссии, полицейская составляющая может включать сотрудников гражданской полиции, выполняющих функции советников или инструкторов по обучению местных полицейских кадров, специализированные полицейские подразделения (англ. formed police units) стран-участниц операции, а также офицеров пограничной охраны. Полномочия

полицейских сил в конкретной операции определяются мандатом миссии и утверждаемыми Специальным представителем Генерального секретаря ООН в пределах его компетенции нормативными документами, конкретизирующими и развивающими положения мандата миссии в части целей и задач гражданской полиции, а также компетенции её должностных лиц.

В ряде случаев, когда местные правоохранительные органы отсутствуют или не способны выполнять возложенные на них задачи, полиция ООН получает мандат на правоприменительную деятельность. При этом силы полиции ООН принимают на себя ответственность за весь спектр полицейских функций и выполняют свои обязанности до момента, когда местные полицейские силы достигнут уровня подготовки, при котором им может быть передана ответственность за поддержание законности и общественного порядка. Поэтапно передавая полномочия местным полицейским силам, гражданская полиция ООН переходит к общему руководству местной полицией, наставничеству, работе в качестве советников и мониторингу соответствия действий работников местной полиции международному и местному законодательству. Такими мандатами обладали силы полиции ООН в Косово и Тиморе-Лешти.

В дальнейшем, в связи с расширением полномочий и развитием правоприменительной деятельности гражданской полиции ООН, задачи и функции полицейского компонента стали включать обеспечение правопорядка и общественной безопасности, техническую и методическую помощь в осуществлении правоохранительной деятельности, участие в расследовании сложных или резонансных уголовных дел, инцидентов с участием сотрудников ООН и международных организаций, организацию дорожного движения, осуществление оперативно-розыскной деятельности, посещение тюрем и наблюдение за содержанием заключенных, обеспечение безопасности персонала ООН, оказание помощи в регистрации избирателей и проведении выборов, референдумов и других форм свободного волеизъявления граждан [4]. При выполнении правоприменительных задач силы полиции ООН могут принимать участие в поиске и аресте преступников, обеспечении пограничного и миграционного контроля. Участвуя в правоприменительной деятельности, полицейские ООН способствуют возвращению к мирной жизни, снижению уровня преступности в постконфликгном обществе, помогают бороться с наркобизнесом, торговлей людьми, международным терроризмом.

В последнее время полицейские ООН всё активнее участвуют в ре -формировании правоохранительной системы и реструктуризации местной полиции в целях её демилитаризации, контроле за возвращением беженцев и перемещенных лиц, оказании помощи уязвимым группам населения, демобилизации и реинтеграции бывших комбатантов.

В современных условиях многообразия форм миротворческой деятельности многокомпонентные миротворческие миссии ООН являются

одним из наиболее эффективных инструментов поддержания мира и постконфликтного миростроительства. Выполнение утвержденных Советом Безопасности ООН мандатов зависит от согласованных действий представителей всех компонентов комплексных миротворческих миссий ООН, при этом в условиях внутригосударственных конфликтов возрастает роль компонента гражданской полиции ООН.

Список литературы:

1. Handbook on United Nations Multidimensional Peacekeeping Operations [Электронный ресурс]. - New York: Peacekeeping Best Practices Unit, DPKO, United Nations, 2003. - Режим доступа: www.un.org.

2. Гридчин А. А. Международные полицейские силы в миротворческих операция ООН. - Белгород: Центр социальных технологий, 2001. - С. 27-33.

3. Report of the Panel on UN Peace Operations A/55/305-S/2000/809 August 21, 2000. (Brahimi Report). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.un.org.

4. Земсков Ю.В. Международно-правовые проблемы организации и деятельности российских полицейских наблюдателей в операциях ООН по поддержанию мира. - М.: МосУ МВД России, 2005. - С. 24-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.