Научная статья на тему 'Использование потенциала полицейского компонента ООН. Стратегические аспекты'

Использование потенциала полицейского компонента ООН. Стратегические аспекты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
133
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ООН / МИРОТВОРЧЕСТВО / ПОЛИЦЕЙСКИЙ КОМПОНЕНТ / ПОЛИЦИЯ ООН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тишков Сергей Александрович

В статье рассмотрены изменения, произошедшие в стратегических подходах и организации деятельности полицейского компонента миротворческих миссий ООН, и перспективы использования полиции ООН в поддержке постконфликтных государств; отмечается, что основная роль в установлении гражданского мира принадлежит самим народам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC ISSUES OF UN POLICE COMPONENT POTENTIAL APPLYING

Article studies changes in the strategic views and organization of UN peacekeeping missions police components activities and perspectives of UN police peacekeeping in the supporting post-conflict countries.

Текст научной работы на тему «Использование потенциала полицейского компонента ООН. Стратегические аспекты»

УДК 327.7+355.357

Использование потенциала полицейского компонента ООН

Стратегические аспекты

Сергей ТИШКОВ

Вызовы миротворчества как императив изменения стратегической роли полиции ООН

Являясь глобальным универсальным институтом поддержания международного мира и безопасности, Организация Объединенных Наций постоянно осуществляет поиск и апробацию новых компонентов, форм и методов миротворческой деятельности, организационного построения и ресурсного обеспечения миротворческих миссий.

С учётом изменения динамики конфликтов и смещением их во внутригосударственную плоскость одним из наиболее востребованных и динамично развивающихся институтов современного миротворчества является полицейский компонент ООН, включающий в себя сотрудников правоохранительных органов, командированных в состав

миротворческих миссий ООН странами, представляющими полицейский персонал.

Полиция ООН (ПШ РоЛсё) участвует в операциях по поддержанию мира с 1960 г., когда в состав Операции ООН в Конго была направлена первая группа полицейских. Во время миротворческой операции сил ООН на Кипре в 1964 г. в документы ООН был введён термин «гражданская полиция ООН», который, характеризуя новый компонент миротворчества, подчёркивал невоенную сущность форм и методов полицейской работы при проведении миротворческих операций ООН. В дальнейшем в официальных документах ООН и научно-публицистической литературе всё чаще стали исполь-

ТИШКОВ Сергей Александрович - кандидат политических наук, доцент, заместитель начальника кафедры криминалистики и предварительного расследования в ОВД (Орловский юридический институт МВД России им. В. В. Лукьянова). Е-той: stishkov@list.ru; ЭРШ-код: 3391-1028.

Ключевые слова: ООН, миротворчество, полицейский компонент, полиция ООН.

зоваться термины «полиция ООН» или «международные полицейские силы».

Заместитель Генерального секретаря ООН по операциям по поддержанию мира Эрве Ладсус отмечал: «Полиция ООН продемонстрировала беспрецедентный рост за последние годы, так как изменяющийся характер возникающих угроз в области безопасности потребовал от миротворцев более комплексных усилий... Я бы хотел отдать должное полицейским ООН за их мужество и изобретательность» [1].

Функции полиции ООН существенно трансформировались в соответствии с предложениями, изложенными в «докладе Брахими», и решениями, закреплёнными в Итоговом документе Всемирного саммита-2005. Со времени их публикации произошли значительные изменения, связанные с учреждением Управления по делам органов обеспечения законности и безопасности, созданием в 2007 г. Постоянного полицейского компонента Отдела полиции, а также с расширением спектра задач, решаемых на местах с участием полиции ООН.

За прошедшие годы роль полиции ООН модифицировалась от простого мониторинга и консультирования местной полиции к оказанию помощи при реформировании и реструктуризации местных правоохранительных институтов, не исключая традиционных задач по подготовке и обучению полицейского персонала, а также участия в развитии правового потенциала местной

полиции в соответствии с международными стандартами и принципами демократической полицейской деятельности, разработке стандартов поведения и прохождения службы местными полицейскими, закрепляемых в формах наставлений и уставов. Сотрудники полиции ООН вырабатывают требования к кандидатам на службу в полиции, участвуют в их регистрации и всесторонней проверке [2, с. 108].

На современном этапе полиция ООН решает задачи по укреплению международного мира и безопасности, поддерживая конфликтные или постконфликтные государства в их стремлении создать полицейскую службу, отвечающую современным профессиональным стандартам, в комплексе с реформированием всех силовых структур в целях обеспечения верховенства права. Для этого полиция ООН формирует либо при проведении операций по поддержанию мира с правоприменительным (law enforcement) мандатом заменяет полицейский персонал принимающего государства.

Для обеспечения верховенства права в постконфликтных и других кризисных ситуациях в 2012 г. Департаментом операций по поддержанию мира и Программой развития ООН введён в действие механизм Глобального координационного центра (Global Focal Point) по вопросам деятельности полиции, судебных органов и исправительных учреждений как неотъемлемых элементов данного процесса в странах,

1 Serve and protect to build peace and security // URL: http://www.un.org/en/peacekeeping/ sites/police/documents/brochure.pdf

2 Тишков С. А. Гражданская полиция ООН // Обозреватель-Observer. 2011. № 2.

где проводятся миротворческие операции. Кроме того, начали реализо-вываться в рамках специальных политических миссий ООН советниче-ские функции по содействию защите прав человека, национальному примирению и осуществлению судебно-правовой реформы в целях укрепления правопорядка [3].

Необходимо также отметить, что ООН и страны, представляющие полицейский персонал, за последние десятилетия достигли достаточно заметного прогресса в укреплении партнёрства, сотрудничества и взаимного доверия в ресурсном обеспечении миротворческих операций.

В январе 2016 г. в миротворческих миссиях ООН работали 13 555 полицейских [4].

Продолжая поиск новых форм полицейского миротворчества, ООН привлекала гражданских экспертов в области полицейской деятельности в Тиморе-Лешти в качестве специалистов по укреплению полиции и специализированные полицейские группы (Specialized Police Team) в Гаити, Мали, Либерии и Южном Судане.

Так, в составе Многопрофильной комплексной миссии ООН по стабилизации в Мали работала группа немецких полицейских инструкторов, обеспечивавших обучение местного полицейского персонала в области борьбы с транснациональной организованной преступностью, терроризмом и подготовку сотрудников

экспертно-криминалистических подразделений.

В состав Миссии ООН в Республике Южный Судан были командированы полицейские эксперты в области борьбы с сексуальным и ген-дерным насилием из Германии; из Великобритании - для создания подотчётных и доступных для населения полицейских сил; из Кении -специализированные полицейские группы для оказания помощи в формировании подразделений по охране дипломатических представительств Национальной полицейской службы Южного Судана.

Полиция ООН вносит свой вклад в обеспечение общественного порядка или физической защиты гражданских лиц, однако её участие в деятельности по поддержанию мира должна иметь чёткие границы. При этом привлечение полицейских ООН к ряду практических задач, включая охрану пунктов демобилизации или лагерей беженцев и перемещённых лиц, контроль распределения гуманитарной помощи или сопровождение конвоев беженцев в большей степени создаёт у населения ощущение возвращения к мирной жизни. В тех случаях, когда речь идёт об угрозах военного характера, полиция ООН должна передавать ответственность за действия в этой области военным силам ООН по поддержанию мира, руководствуясь заранее определённой концепцией выхода из конфликта.

Несомненно, что в ходе миротворческих миссий военные компо-

3 Резолюция СБ ООН от 8 июня 2004 г. S/RES/1546 // URL: https://daccess-ods.un.org/ TMP/1194585.85977554.html

4 http://www.un.org/en/peacekeeping/archive/2016/bnote0116.pdf

ненты являются важным партнёром полиции ООН в поддержании безопасной обстановки, включая обеспечение защиты гражданского населения. Однако приоритетное использование военных методов в условиях внутренних конфликтов обладает угрозой для реализации целей миротворческой операции ООН. Поэтому сотрудничество в данной сфере предполагает наличие важных ограничений, которые прежде всего связаны с тем, что полиция должна сохранить профиль гражданской структуры, отличный от профиля деятельности вооружённых сил, для поддержания необходимого морального авторитета и доверия общественности. Следовать указанным разграничениям при обеспечении взаимодействия и прочных функциональных связей между сотрудниками полиции и военными миротворцами весьма непросто, однако выполнение данного условия имеет решающее значение для успешной охраны правопорядка в рамках операций по поддержанию мира [5]. Это особенно важно в тех случаях, когда силы Организации Объединённых Наций подменяются силами блока НАТО (как было на Балканах), что может привести к ещё большему внутриполитическому хаосу и появлению новых рисков международного характера [6]. При этом, по мнению Д. Л. Цыбакова, при политико-правовом и военном урегулировании межнациональных конфликтов

США и их союзники широко практикуют двойные стандарты [7].

Анализ функций и структуры полиции ООН показывает, что в последние годы продолжает развиваться тенденция более активного использования сформированных полицейских подразделений (formed police units) стран-участниц для решения задач обеспечения безопасности и соблюдения прав человека в постконфликтный период, когда применение военной силы может быть слишком брутальным и дорогостоящим инструментом.

Для эффективного решения задач по обеспечению безопасности и защите гражданского населения в современных условиях необходимо, чтобы было оптимальное соотношение военных и полицейских компонентов миротворческой миссии в целом и сформированных полицейских подразделений и экспертов в области полицейской деятельности в составе полицейского компонента в частности.

Неоспоримым является факт, что зачастую именно сотрудники полиции ООН наиболее тесно взаимодействуют с жителями конкретной общины, поселения и являются для них ближайшими представителями ООН. Благодаря своей независимости, беспристрастности, приверженности ценностям ООН и соблюдению международных прав человека полицейские ООН помогают формировать положительные ожи-

5 Handbook on UN Multidimensional Peacekeeping Operations // N. Y.: UN DPKO, 2003. Р. 92-93.

6 Штоль В. В. НАТО: от регионального блока к глобальному доминированию // Обозрева-тель-Observer. 2015. № 11. С. 30.

7 Цыбаков Д. Л. Военно-политическая конфликтогенность постсоветского пространства // Международная жизнь. 2014. № 12. С. 123.

дания в отношении реформируемой полиции принимающего государства, поддерживать доверие к местной полиции со стороны населения.

Многонациональный состав сил полиции ООН подчёркивает, что она обладает международной легитимностью и представляет мировое сообщество государств, а не интересы какой-либо одной нации. Авторитету сотрудников полиции ООН также способствует их существенный

вклад в проведение программ по защите уязвимых групп населения, теснейшим образом связанных с обеспечением соблюдения прав человека, включая контроль за соблюдением прав женщин, детей, инвалидов при расследовании и рассмотрении уголовных дел судом, а также в условиях пенитенциарной системы в рамках проводимого реформирования правоохранительной системы постконфликтных государств.

Миротворческие операции -новый взгляд на деятельность полиции ООН по реформированию сектора безопасности

По словам Генерального секретаря

ООН Пан Ги Муна, «под реформой в сфере безопасности подразумеваются идеалы и принципы, лежащие в самой основе ООН: приверженность правопорядку, защита прав человека и института государства как краеугольного камня международного мира и безопасности» [8].

Деятельность полиции ООН подлежит постоянному мониторингу и критической оценке для выработки новых стратегических принципов использования полицейского потенциала ООН в реформировании сектора безопасности и решении смежных задач, организационного построения и обеспечения персоналом полицейских компонентов миротворческих операций ООН.

Для всесторонней оценки перспективной готовности миротворческих миссий ООН к вызовам будущего Генеральным секретарём ООН Пан Ги Муном была созвана Независимая группа высокого уровня по миротворческим операциям для проведения тщательного обзора текущих миротворческих операций ООН.

Независимую группу возглавил Жозе Рамуш-Ортa, бывший глава государства Тимор-Лешти, в её состав вошли 15 признанных экспертов в области деятельности ООН [9].

Члены Независимой группы провели широкие консультации, проанализировали более 80 письменных предложений от государств-членов, гражданского общества, аналитических центров и подразделений ООН. Доклад Независимой группы содержит широкий спектр предложений по всем аспектам

8 Letter dated 6 March 2007 from the Secretary-General addressed to the President of the Security Council. UN Doc. S/2007/130 (8 March 2007) // URL: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp? m=S/2007/130

9 Comprehensive review of the whole question of peacekeeping operations in all their aspects. Comprehensive review of special political missions. Strengthening of the United Nations system. UN Doc. A/70/95-S/2015/446 (17 June 2015 g.) // URL: http://www.un.org/sg/pdf/HIPPO_Report_1_ June_2015.pdf

проведения миротворческих операций ООН, включая деятельность полицейского компонента.

По мнению российского участника Независимой группы А. Ильичёва, наряду с высказанным экспертами общим призывом к существенным переменам в подходах к деятельности полиции ООН в составе миротворческих операций ООН возможно отметить ряд интересных предложений государств-членов.

Например, предложения Швейцарии и Швеции указывают на необходимость стратегического планирования деятельности полиции ООН. Германия подчёркивает важность расширения мандатов полиции ООН за счёт задач в области стабилизации и миростроительства, а Аргентина и Швеция настаивают на повышении роли полиции ООН в борьбе с транснациональной организованной преступностью. В контексте данной проблемы были получены предложения о необходимости более широкого взаимодействия с ЕС и НАТО, а также с Интерполом и Аф-риполом в вопросах повышения потенциала миротворчества ООН, представленные Норвегией и ЕС [10].

По мнению Независимой группы, постконфликтное реформирование и совершенствование полицейской службы является нелёгкой задачей, которую невозможно решить за несколько лет. Она требует преодоления пережитков политизации системы безопасности и былых злоупотребле-

ний со стороны полицейских в пред-кофликтный период или в ходе конфликта. Поэтому для улучшения поддержки становления и реформирования национальной полиции необходимо внести значительные изменения в подходы к полицейской деятельности в рамках миротворческих усилий ООН. Эти усилия должны быть привязаны ко всей «цепочке системы отправления правосудия», обеспечивая комплексный подход с учётом необходимости развития потенциала в области прав человека и верховенства права. Неоспоримым является факт, что юстиция, верховенство закона и права человека являются взаимодополняющими направлениями работы миротворческих операций и должны решаться только в комплексе [11].

Независимой группе также поступали предложения от ряда стран по обеспечению гендерных подходов при формировании персонала миротворческих операций. Было отмечено особое значение для полиции ООН направления в зоны конфликтов женского сформированного подразделения полиции, а также необходимость набора и подготовки большего количества женщин в качестве инструкторов и экспертов в области полицейской деятельности для повышения их влияния на местные общины и возможности защищать уязвимые группы населения от противоправных актов в соответствии с высокой степенью ответственности.

10 Ititchev A. Implementing the HIPPO Report: Sustaining Peace as a New Imperative? // Challenges annual forum 2015: Institution and Capacity-Building for Peace: Implications of the UN Review Panels' Recommendations for Future Missions (5-6 Oct 2015, Yerevan, Armenia).

11 Uniting our Strengths for Peace, Politics, Partnerships and People. Report of the High-Level Independent Panel on United Nations Peace Operations, 16 June 2015. P. 40.

Необходимо отметить, что с 2001 г. Департамент операций по поддержанию мира проводит глобальную кампанию по расширению участия женщин в миротворческих миссиях ООН, недопущению дискриминации и обеспечению надлежащего представительства женщин, обладающих необходимой квалификацией как в полиции ООН, так и в полиции принимающего государства. Ожидается, что применение объективных и не допускающих дискриминации стратегий набора и удержания кадров поможет обеспечить надлежащее участие женщин и групп меньшинств в проводимых мероприятиях наряду с достижением других целей.

Женщины-миротворцы служат примером для местного населения, вдохновляя женщин и девочек, живущих в обществе, где зачастую доминируют мужчины, на борьбу за свои права и участие в мирных процессах. Присутствие женщин-миротворцев может также способствовать ослаблению конфликта и противостояния; улучшить возможности доступа и поддержки для местных женщин; служить ролевой моделью женщинам в общинах; усилить чувство защищённости у местного населения, в том числе у женщин и детей; расширить спектр профес-

сиональных навыков в рамках миротворческой миссии [12].

Поэтому дальнейший анализ роли женщин в формировании миротворческих контингентов и специализированных полицейских групп, а также разработка критериев по усилению роли женщин в миротворческой деятельности остаются актуальной задачей.

Российская Федерация поддерживает усилия по повышению роли женщин-полицейских в миротворческой деятельности ООН. 8 марта 2016 г. в состав сил ООН по поддержанию мира на Кипре был направлен первый в российской истории миротворческий контингент. Символичным для этого дня является факт, что все три российских офицера полиции - женщины.

Независимая группа особо отметила значение качественного комплектования полицейского компонента миротворческих операций ООН. Выбор личного состава полицейских компонентов ООН должен соответствовать задачам конкретной операции с упором на новые формы участия полицейских, в большей степени учитывающие необходимость укрепления потенциала правоохранительной системы постконфликтного государства.

Новые стратегические взгляды ООН на использование полицейского компонента

Длительное время в сфере миротворческой деятельности ООН не было единого документа, отра-

жающего стратегический подход к институту полицейского компонента.

12 Арзиева А. К. Разработка рекомендаций по формированию миротворческих групп женщин // Наука и новые технологии. 2014. № 2.

На рубеже XXI в. нормативная база деятельности полиции ООН состояла из ряда документов, включая «Принципы и руководящие указания в отношении гражданской полиции Организации Объединённых Наций» 2000 г. [13], «Развитие возможностей полицейского потенциала в постконфликтной обстановке» 2005 г. [14] и «Стандарты Организации Объединённых Наций в области уголовного правосудия для полицейских сил Организации Объединённых Наций», выпущенные в 2009 г. [15].

Указанные документы ООН как фрагментарные части возможной официальной полицейской доктрины не получили широкого практического применения. Слишком децентрализованный характер бюрократического аппарата миротворческих операций ООН, сжатые сроки развёртывания и низкий уровень идентификации компонента «полиция ООН» как самостоятельной организации, безусловно, затрудняли реализацию положений данных документов [16].

Происшедшие кардинальные изменения в структуре и функциях полицейского компонента, связанные с существенным расширением полицейских задач в области миротворчества ООН, во многом оказали по-

ложительное влияние на организацию его деятельности.

Однако накопленный опыт не только значительно обогатил полицейские компоненты миротворческих операций ООН, но и выявил ряд проблемных моментов. Реалии современного миротворчества потребовали от ООН обеспечения единства, преемственности и унификации стандартов, норм и процедур полицейской деятельности, а также практических рекомендаций по достижению совместимости действия.

В силу указанных причин деятельность полиции ООН в области миротворчества требовала создания основополагающего документа, отвечающего вызовам современности и региональным аспектам миротворческой деятельности.

В 2014 г. Департаментом операций по поддержанию мира совместно с Департаментом полевой поддержки была разработана стратегия «Полиция Организации Объединённых Наций в составе операций по поддержанию мира и специальных политических миссий», в которой детально определены основные функции полиции ООН по поддержанию мира и базовые принципы, на которых строится её деятельность [17].

13 United Nations Civilian Police Principles and Guidelines // N. Y.: DPKO/Training and Evaluation Service, 2000.

14 Building Institutional Police Capacity in Post-Conflict Environments. UN Police Handbook (UN/223/TH/CIPO95) // UN DPKO. Turin: International Training Center of ILO, 2005.

15 United Nations Criminal Justice Standards for United Nations Police (V.08-58900) // Vienna/N. Y.: UNODC/UN DPKO, 2009.

16 Зверев П. Г. О полицейской доктрине миротворческих операций Организации Объединённых Наций // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014. № 1. С. 75.

17 United Nations Police in Peacekeeping Operations and Special Political Missions (Ref. 2014.01). N. Y., 2014.

В соответствии с этим полиция ООН предназначена для выполнения двух основных функций:

- оперативной поддержки и, при наличии соответствующего правоприменительного мандата, обеспечения эффективного предотвращения, выявления и расследования преступлений, защиты жизни и имущества и поддержания общественного порядка;

- оказания поддержки в целях создания в принимающем государстве эффективного потенциала по охране правопорядка для обеспечения репрезентативной, оперативной и подотчётной полицейской службы, отвечающей высочайшим профессиональным стандартам.

Наряду с этим полицейские компоненты могут быть привлечены к участию в выполнении сопутствующих задач, обусловленных мандатом конкретной миссии, включая:

- обеспечение прав человека с акцентом на правах наиболее уязвимых групп населения;

- поощрение верховенства права и содействие обеспечению управления, транспарентности и подотчётности;

- защиту гражданских лиц в зоне конфликта.

Однако, по мнению экспертов Независимой группы, разработка стратегических руководящих принципов, регулирующих деятельность полиции ООН, ещё не завершена. В качестве важных шагов в срочном порядке предлагается подготовить документы, регламентирующие политику и организацию управления в таких основных областях, как администрирование и внутренний аудит, развитие потенциала и полицейское руководство. Необходимо

обеспечить постоянный контроль и анализ предпринимаемых в рамках миротворческих операций ООН усилий в области укрепления потенциала местной полиции с учётом конкретных индикаторов и оценки предпринятых усилий правительствами принимающих государств.

Среди основных специфических аспектов деятельности миротворческих операций ООН необходимо уделить особое внимание поддержке развития национальной полиции в контексте реформирования сектора безопасности и обеспечения верховенства права [9]. Поэтому деятельность полицейского компонента миротворческих миссий ООН в конкретном регионе должна основываться на оценке потенциала полиции принимающей страны с последующим отражением этой оценки в планировании миссии и обеспечении её необходимыми ресурсами, так как реалистичная оценка предварительных условий важна для эффективного выполнения поставленных задач.

Оценке подлежат политическая обстановка, текущее и перспективное положение в сфере безопасности, потребности в охране правопорядка и обеспечении защиты населения и иных заинтересованных сторон (включая негосударственных субъектов), информация о соблюдении прав человека полицией принимающего государства. Важная роль должна отводиться чёткому пониманию степени доверия населения к полиции принимающего государства как государственному органу, действующему на основании закона.

Данный анализ может использоваться полицией ООН при прогнозировании внутренних этнических конфликтов. Специфика деятельности позволяет полиции ООН отсле-

живать процессы, протекающие в предконфликтном обществе, такие как:

- соотношение различных этнических групп в целом по стране и в местах компактного проживания национальных меньшинств;

- демографические тенденции и миграционные потоки этнических групп;

- динамика, структура и локализация преступлений на этнической почве.

Комплексный анализ данной информации может выявить косвенные показатели ожидаемого обострения и подготовить рекомендации о мерах по предотвращению активной стадии конфликта [2, с. 110].

Особое внимание должно быть уделено укреплению потенциала полицейского компонента и выделению адекватных ресурсов. Поэтому нормативное закрепление стратегического видения ООН по вопросам использования полицейского компонента должно создать основу для взаимодействия между государствами-членами и Секретариатом ООН по вопросам стандартов и особенно-

стей подготовки сформированных полицейских подразделений, экспертов в области полицейской деятельности, специальных полицейских групп до командирования в миротворческую миссию и в районе операций. Для решения проблемы подбора и обучения персонала Секретариату ООН необходимо активнее использовать потенциал регионального полицейского сотрудничества, работать с международными и неправительственными организациями, партнёрами и «группами друзей».

Способность полиции ООН к эффективным действиям в конфликтных и потсконфликтных ситуациях, требующих взвешенного подхода, во многом зависит от понимания её сотрудниками культурных, социальных и политических условий проведения миссии. Поэтому в данной области востребованы материалы по обучению кандидатов для конкретных миротворческих миссий и дополнительному тренингу участников миротворческих операций, синхронизированных со стратегией по поддержанию мира и специальных политических миссий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы и рекомендации

Несмотря на действия мирового сообщества во главе с ООН в 90-х годах и последующие десятилетия, число государств, вовлечённых в конфликты или вновь «сорвавшихся» в конфликтное противостояние, не уменьшается. Поэтому действия акторов мировой политики по оказанию помощи конкретным странам или регионам по установлению устойчивого и прочного мира, включая миротворче-

ские операции ООН, оказываются неадекватными изменяющейся обстановке.

Современные конфликты являются комплексными и во многом цикличными (например, конфликт между севером и югом Судана разгорелся с новой силой в получившем независимость Южном Судане), поэтому традиционные «линейные» подходы, предложенные в документах ООН, малоэффективны.

Устойчивый мир должен основываться на политических решениях, подкреплённых целенаправленными и постоянными усилиями всех субъектов, участвующих в миротворческом процессе и восстановлении постконфликтных государств и регионов, включая военно-полицейские и организационно-технические меры.

В данных условиях всем акторам, вовлечённым в миротворческую деятельность ООН, необходимо понять, что мирный процесс не заканчивается после прекращения огня, подписания всеобъемлющего мирного соглашения или проведения

свободных выборов или референдумов. Эти события являются важными этапами и отправными точками миротворческого процесса, но не его завершением.

Поэтому новым императивом миротворчества ООН должен стать тезис о том, что политика предназначена определять подходы к планированию и проведению миротворческих операций.

Международное сообщество имеет потенциал для помощи конфликтным странам установить мир, но только правительство и население принимающей стороны могут построить устойчивый мир.

Опыт миротворчества ООН показывает, что государственное и институционное строительство в постконфликтной обстановке, даже являясь приоритетом, требует длительного периода и должно быть подкреплено действиями, направленными на демократизацию постконфликтного общества. Поэтому для миротворческих операций ООН чрезвычайно важно начать процесс построения устойчивого мира, обеспечив его на первоначальном этапе, и своевременно передать полномочия по восстановлению государства национальному правительству или региональным партнёрам, руководствуясь чёткой стратегией выхода из операции.

Резервом повышения эффективности миротворчества ООН должно стать повышение роли полиции ООН в развитии механизмов дальнейшего государственного строительства, обеспечения верховенства закона и реформирования сектора безопасности, включая юстицию и пенитенциарную систему, в тесном взаимодействии с гражданским компонентом миротворческих операций. Более активное использование полицейского компонента миротворческих миссий позволит ООН адекватно соответствовать вызовам современной международной обстановки, в которой преобладают внутригосударственные конфликты.

Поэтому в целях повышения эффективности миротворческой деятельности ООН необходимо продолжить совершенствование организационной структуры, системы управления и отбора полицейских кадров как важного элемента динамичной системы современного миротворчества. Реалии современности требуют от ООН и стран, представляющих полицейский персонал, создания новой генерации полицейских ООН. Это поколение должно быть лучше подготовлено для обеспечения безопасности гражданских лиц, общественной безопасности и порядка, ориентировано на оказание помощи принимающему государству в реформировании полиции, включая её организационное построение, систему управления и инфраструктуру, для повы-

шения потенциала местных полицейских сил. В дальнейшем эти усилия должны привести к подготовке местных полицейских сил в борьбе с «бермудским треугольником международной преступности», включающим организованную преступность, экстремизм и коррупцию.

Нельзя не учитывать возможность использования полиции ООН при прогнозировании этнических конфликтов, проводя систематический мониторинг процессов, протекающих в предконфликтном обществе, комплексный анализ которых может помочь выявить косвенные показатели ожидаемого обострения и подготовить рекомендации о мерах по предотвращению активной стадии конфликта.

В Концепции внешней политики Российской Федерации подчёркивается значение международного миротворчества как действенного инструмента урегулирования вооружённых конфликтов и решения задач государственного строительства на посткризисной стадии. Наша страна намерена участвовать в международной миротворческой деятельности под эгидой ООН; подготовке решений Совета Безопасности ООН в области обеспечения международной безопасности, включая вопросы проведения миротворческих операций. Российская Федерация твёрдо выступает за разработку чётких, не допускающих произвольных интерпретаций миротворческих мандатов, особенно связанных с применением силы, и обеспечение строгого контроля за их реализацией [18].

Необходимо отметить, что Россия продолжает участвовать в деятельности полицейского компонента миротворческих миссий ООН.

На базе Центра подготовки сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России для участия в миротворческих миссиях, функционирующего во Всероссийском институте повышения квалификации сотрудников МВД России, регулярно проводится обучение не только сотрудников органов внутренних дел РФ, но и сотрудников правоохранительных органов африканских государств, участвующих в миротворческих миссиях.

Однако потенциал Российской Федерации в обеспечении работы полиции компонента ООН используется не в полной мере. По состоянию на январь 2016 г. в миротворческих миссиях ООН работали только 13 российских полицейских, что составляет менее 0,1% численности полиции ООН [19]. При этом нашей страной не направлено под командование ООН ни одного сформированного полицейского подразделения и российские миротворцы не занимают руководящих постов полицейского компонента ни в одной из текущих миротворческих операций.

Поэтому в качестве возможного направления сотрудничества в сфере полицейского миротворчества под эгидой ООН, например, возможно рассмотреть расширение количества миротворческих миссий ООН с участием рос-

18 Концепция внешней политики Российской Федерации // URL: http://www.kremlin.ru/ acts/news/785

19 http://www.un.org/ru/peacekeeping/resources/statistics/contributors.shtml

сийского полицейского персонала, направление в миротворческие миссии ООН специализированных полицейских групп из числа российских полицейских, а также участие в миротворческой деятельности подразделений Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.

Библиография • References

Арзиева А. К. Разработка рекомендаций по формированию миротворческих групп

женщин // Наука и новые технологии. 2014. № 2. [Arzieva A. K. Razrabotka rekomendacij po formirovaniju mirotvorcheskikh grupp

zhenschin // Nauka I novye tehnologii. 2014. № 2] Зверев П. Г. О полицейской доктрине миротворческих операций Организации Объединённых Наций // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014. № 1. С. 71-76. [Zverev P. G. O policeiskoj doctrine mirotvorcheskikh operacij Organizacii Ob'edi-njonnykh Nacij // Vestnik Kaliningradskogo filiala Sankt-Peterbyrgskogo univer-siteta MVD Rossii. 2014. № 1. S. 71-76] Концепция внешней политики Российской Федерации // URL: http://www.

kremlin.ru/acts/news/785 [Kontseptciya vneshnei politiki Rossiiskoi Federatsii // URL: http://www.kremlin.ru/ acts/news/785]

Резолюция СБ ООН от 8 июня 2004 г. S/RES/1546 // URL: https://daccess-ods.

un.org/TMP/1194585.85977554.html [Resolutsiya SB OON S/RES/1546 (8 June 2004) // URL: https://daccess-ods.

un.org/TMP/1194585.85977554.html] Тишков С. А. Гражданская полиция ООН // Обозреватель-Observer. 2011. № 2. С. 107-114.

[Tishkov S. A. Grazhdanskaya politsiya OON // Obozrevatel'-Observer. 2011. № 2. S. 107-114]

Цыбаков Д. Л. Военно-политическая конфликтогенность постсоветского пространства // Международная жизнь. 2014. № 12. С. 118-124. [Tsibakov D. L. Voenno-politicheskaya konfliktogennost' postsovetskogo prostran-

stva // Mezhdynarodnaya zhizn'. 2014. № 12. S. 118-124] Штоль В. В. НАТО: от регионального блока к глобальному доминированию //

Обозреватель-Observer. 2015. № 11. С. 21-35. [Shtol' V. V. NATO: ot regional'nogo bloka k global'nomy dominirovaniju //

Obozrevatel'-Observer. 2015. № 11. S. 21-35] Building Institutional Police Capacity in Post-Conflict Environments. UN Police Handbook (UN/223/TH/CIPO95). UN DPKO; Turin: International Training Center of ILO, 2005 // URL: http://saint-claire.org/wp-content/uploads/2016/01/UN_ Police_Handbook-1.pdf Comprehensive review of the whole question of peacekeeping operations in all their aspects. Comprehensive review of special political missions. Strengthening of the United Nations system. UN Doc. A/70/95-S/2015/446 (17 June 2015) // URL: http://www.un.org/sg/pdf/HIPPO_Report_1_June_2015.pdf Handbook on UN Multidimensional Peacekeeping Operations // N. Y.: UN DPKO, 2003.

Ilitchev A. Implementing the HIPPO Report: Sustaining Peace as a New Imperative? // Challenges annual forum 2015: Institution- and Capacity-Building for Peace: Implications of the UN Review Panels' Recommendations for Future Missions (5-6 Oct 2015, Yerevan, Armenia).

Letter dated 6 March 2007 from the Secretary-General addressed to the President of the Security Council. UN Doc. S/2007/130 (8 March 2007) // URL: http://www. un.org/ru/documents/ods.asp? m=S/2007/130 Serve and protect to build peace and security // URL: http://www.un.org/en/

peacekeeping/sites/police/documents/brochure.pdf Uniting our Strengths for Peace, Politics, Partnerships and People. Report of the HighLevel Independent Panel on United Nations Peace Operations, 16 June 2015. United Nations Civilian Police Principles and Guidelines // N. Y: DPKO/Training and Evaluation Service., 2000 // URL: http://www.navedu.navy.mi.th/stg/ databasestory/data/laukniyom/workjob/bigcountry-workjob/UN-Publications/ 066-un_ciivpol_principles_and_guidelines% 20.pdf United Nations Criminal Justice Standards for United Nations Police (V.08-58900) // Vienna/N. Y.: UNODC/UN DPKO., 2009 // URL: https://www.unodc.org/pdf/ criminal_justice/UN_criminal_justice_standards_for_UN_police.pdf United Nations Police in Peacekeeping Operations and Special Political Missions (Ref. 2014.01). UN DPKO/UNDFS. N. Y., 2014 // URL: http://www.un.org/en/ peacekeeping/sites/police/documents/Policy.pdf http://www.un.org/en/peacekeeping/archive/2016/bnote0116.pdf http://www.un.org/ru/peacekeeping/resources/statistics/contributors.shtml

г

Продолжается подписка на 2016 г. на журнал «Обозреватель-ОЬвегуег» в каталоге «Газеты и журналы» агентства «РОСПЕЧАТЬ»:

47653 - на полугодие 36789 - на год

V

у

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.