УДК 37:316
DOI: 10.30624/2220-4156-2023-13-3-589-597
Мониторинг качества образования обучающихся из числа коренных малочисленных народов Севера в школах-интернатах Югры (по результатам социологических исследований)
Л. М. Нуриева
Омский государственный педагогический университет, г. Омск, Российская Федерация, liutsiya59@mail.ru
Н. В. Ткачук
Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок, г. Ханты-Мансийск, Российская Федерация, Naksik1@yandex.ru
АННОТАЦИЯ
Введение. В статье представлены результаты социологического опроса детей коренных малочисленных народов Севера о качестве образования и условиях проживания в школах-интернатах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Цель: определение уровня удовлетворённости воспитанников условиями жизни и учёбы в школах-интернатах для детей коренных малочисленных народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.
Материалы исследования: социологические данные, полученные в 2022 г. в ходе анкетирования обучающихся из числа коренных малочисленных народов Севера в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, имеющих интернат.
Результаты и научная новизна. Установлено, что удовлетворённость обучающихся качеством образовательно-воспитательного процесса связана: с общими условиями проживания, уровнем психологического комфорта в коллективе воспитанников и педагогов; профессиональной компетентностью преподавателей и воспитателей, адаптационными возможностями детей при пребывании вне семьи и вне дома; самооценкой школьников своих учебных достижений, мотивацией; проявлением предметного интереса к внеурочной деятельности.
Исследование выявило снижение интереса к учёбе, критические оценки некоторых бытовых условий проживания, что характерно в основном для старших возрастных групп; наличие внеурочных форм реализации этнокультурного компонента в образовательно-воспитательном процессе.
Ключевые слова: коренные малочисленные народы, Югра, анкетирование, образование, школа-интернат, традиции, качество образования
Для цитирования: Нуриева Л. М., Ткачук Н. В. Мониторинг качества образования обучающихся из числа коренных малочисленных народов Севера в школах-интернатах Югры (по результатам социологических исследований) // Вестник угроведения. 2023. Т. 13. № 3 (54). С. 589-597.
Monitoring of the quality of education of students among the indigenous small-numbered peoples of the North in boarding schools of Yugra (based on the results of sociological research)
L. M. Nurieva
Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russian Federation, liutsiya59@mail.ru
N. V. Tkachuk
Ob-Ugric Institute of Applied Research and Development, Khanty-Mansiysk, Russian Federation, Naksik1@yandex.ru
ABSTRACT
Introduction: the article presents the results of athesociological survey of children of indigenous peoples of the North about the quality of education and conditions of life in boarding schools of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra.
Objective: determination of the level of satisfaction of students with the conditions of life and study in boarding schools for children of indigenous peoples of the North in Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra.
Research materials: sociological data obtained in 2022 during the survey of students among the indigenous peoples of the North in educational organizations of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra, which have a boarding school.
Results and novelty of the research: it has been established that students' satisfaction by the quality of the educational process is associated with the general conditions of life; the level of psychological comfort; professional competence of teachers and educators; adaptive capabilities of children when they stay without their families; self-assessment of schoolchildren of their educational achievements, personal motivation; the manifestation of a substantive interest in extracurricular activities.
The study revealed a decrease in interest to learning from junior to senior classes, critical assessments of some living conditions, which is typical mainly for older age groups; the predominance of extracurricular forms of implementation of the ethno-cultural component in the educational process.
Key words: indigenous small-numbered peoples, Yugra, survey, education, boarding school, traditions, quality of education
For citation: Nurieva L. M., Tkachuk N. V. Monitoring of the quality of education of students among the indigenous small-numbered peoples of the North in boarding schools of Yugra (based on the results of sociological research) // Vestnik ugrovedenia = Bulletin of Ugric Studies. 2023; 13 (3/54): 589-597.
Введение
Актуальность темы связана с проблемой адаптации детей коренных малочисленных народов Севера (КМНС) в условиях проживания и обучения в интернатах. В советские годы школы-интернаты зарекомендовали себя как орудие ассимиляции через «механизм разрушения межпоколенной преемственности» [15, 4], через стандартный подход в общегосударственных школьных программах без учёта этнокультурных потребностей учащихся [9, 287]. Сегодня специалисты говорят, с одной стороны, о востребованности этой модели образовательной организации на Севере, позволяющей получить законченное среднее образование, с другой, о свойственном ей «противоречии взаимодействующих культур (общероссийской и этнической)» [14, 95-96;19, 71], о необходимости формирования комфортной среды с этнокультурными элементами [15].
Названая проблема многоаспектна и активно исследуется практиками народного образования, педагогами и психологами [1; 2; 3; 14; 16;17; 18; 19], медиками [6; 12], этнологами [15], экономистами [4, 31-33; 9, 286-287; 19; 20], социологами, как в России [10], так и за рубежом [25]. Школьный опыт учащихся интересует социологов, педагогов, психологов в Нидерландах, Германии, Финляндии, где практикуются выборочные национальные опросы [21; 22; 23; 24]. Известны социологические исследования различных аспектов жизни в интернатах среди учащихся из числа коренных народов Австралии и Канады [11].
В 2022 г. работа по мониторингу качества образования в образовательных организациях, имеющих школу-интернат в ХМАО-Югре, началась и в Обско-угорском институте прикладных исследований и разработок (ОУИПИиР). Результаты социологического опроса представлены в настоящей статье.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить уровень удовлетворённости детей КМНС обучающихся в школах-интернатах а) качеством образовательного процесса; б) условиями проживания в школах интернатах;
- выделить группы респондентов по уровню удовлетворённости образовательно-воспитательным процессом, а также факторы её определяющие;
- выявить действенность способов реализации регионального этнокультурного компонента в школах-интернатах.
Материалы и методы
В социологическом опросе приняли участие воспитанники школ-интернатов Угута, Полновата, Лямина, Варьёгана, Корликов, Чехломеи, Сосьвы.
Использован неформализованный метод -статистика, анализ содержания публикаций официального контента, анализ дополнительной информации об образовательных учреждениях.
Для статистического анализа использовался программный пакет Statistica 6.0.
Для установления статистической связи между изучаемыми переменными использовались
коэффициенты Крамера (Cramer's V) и Гудмена -Краскела (у - Goodman-Kruskal's gamma)1. Выделение групп школьников по уровню удовлетворённости условиями жизни и учёбы производилось путём кластеризации по методу Уорда.
Результаты
Исследованием охвачены 253 ребёнка, что составляет 35% от общего числа детей из числа КМНС в названных школах. В полученной выборке 51 % составили девочки и 49 % - мальчики. Большинство опрошенных школьников по национальности ханты - 88 %, на долю манси приходится 10 %, ненцев и эвенков - 2 %. Респонденты в возрасте 11-14 лет составили в сумме 80 % выборки, с равным представительством на каждую возрастную группу (по 20 %). На долю 15-летних пришлось 13 %, 16-летних и старше - 6 % опрошенных.
Удовлетворённость образовательным, воспитательным процессом
Удовлетворённость воспитанников образовательным процессом выявлялась с помощью вопроса «Насколько Вам интересно учиться в школе-интернате?» Около половины учащихся (48 %) согласились с тем, что им интересно учиться. Свыше трети (35 %) интереса к учёбе не проявили. Как выяснилось, меньший интерес к учёбе высказывают школьники старших возрастов. Если среди школьников 11-13 лет доля учащихся, кто учится с интересом составляет 52 %, то среди школьников 14 лет и старше - 40 %. Тот факт, что по мере обучения в среднем звене интерес к учёбе у детей снижается, хорошо известен и отмечается практически повсеместно [7; 13].
Двумерный анализ показал, что особенностью отношения к учёбе учащихся явилась зависимость восприятия образовательного процесса от условий проживания в интернате. Как показывает анализ, существует статистическая связь между проявлением интереса к учёбе и оценкой бытовых условий в интернате (у - Goodman-Kruskal's gamma - 0,22). Это означит, что детям интересно учиться, в том числе и потому, что для них созданы хорошие бытовые условия. Таким образом, в оценке интереса к знаниям присутствует оценка общего восприятия
пребывания в интернате, одним из составных элементов которого является учёба.
Другим индикатором качества образовательного процесса является удовлетворённость школьников преподаванием учебных дисциплин (gamma - 0,32,). Так удовлетворённость преподаванием высказали три четверти опрошенных. Лишь 5% указали, что педагоги не предоставляют глубоких прочных знаний.
Необходимо отметить, что уровень преподавания больше нравится девочкам. Если среди мальчиков отрицательный ответ о качестве преподавания получен от 9 % школьников, то среди девочек - только от 1 %. Частично удовлетворены уровнем преподавания в основном учащиеся Сосьвинской школы - свыше 60 %, указавшие при этом, что жить в интернате им нравится.
Закономерно обнаружилась связь удовлетворённости уровнем преподавания с характером взаимоотношений учащихся и воспитателей (gamma - 0,65). Около 80 % респондентов выразили удовлетворение своими отношениями с педагогами. Свыше 70 % опрошенных отметили помощь педагогов в развитии их способностей и талантов.
Отметим, что выше уровень преподавания оценивают школьники, изучающие родной язык (gamma - 0,53). Очевидно, что в школах, где ведётся изучение родного языка в целом лучше организован учебный процесс.
Удовлетворённость образовательным процессом оказалась статистически связана также с работой кружков, секций, клубов при школе (gamma - 0,28) и частотой проводимых в школах культурно-массовых мероприятий (gamma - 0,41). Удовлетворённость образовательным процессом ожидаемо оказалась связана и с собственными учебными достижениями школьников (gamma - 0,27). Половина респондентов своими ученическими успехами довольна, другая половина - частично.
Из учебных предметов, по которым необходимы дополнительные занятия, школьниками чаще всего назывались математика (алгебра, геометрия), русский язык, история, биология, химия, иностранные языки (немецкий, английский).
В школах используются различные про-
1 Коэффициент Крамера (Cramer's V) - мера статистической связи для номинальных переменных. Измеряется от 0 до 1. Гамма Гудмана - Краскела (у - Goodman-Kruskal's's gamma) - мера связи порядковых переменных. Измеряется от -1 до +1 (обратная или прямая связь). Интерпретация величины коэффициентов: 0 - отсутствие связи; <0,1 - несущественная; 0,1 - <0,2 - слабая; 0,2 - <0,4 - средняя; 0,4 - <0,6 - относительно сильная; 0,6 - <0,8 - сильная; 0,8 -1,0 - очень сильная связь.
граммы внеурочной деятельности, в том числе этнокультурного характера для формирования у обучающихся из числа КМНС этнического самосознания и идентичности: «Язык и литература КМНС», «Северяне», «Национальные ремесла», «Рыбалка и охота», «Ненецкий, хантыйский язык», «Мансийский язык», «Бисероплетение» и др. Наиболее посещаемыми секциями оказались мастерская по обучению традиционным ремёслам (резьба по дереву, изготовление изделий из бересты, изготовление национальных кукол из ткани и природных материалов, сувениров и др.), секции по национальным видам спорта, кружки декоративно-прикладного творчества, бисероплетения, мастерская по обучению охотоведению, рыболовству, оленеводству и др. Около 60 % школьников указывают, что удовлетворены работой кружков и секций.
Региональный этнокультурный подход в образовании реализуется в школах путём изучения родного языка на уроке (70%) и факультативно (30%), также организации олимпиад по родным языкам и литературе КМНС. Почти треть школьников участвуют в таких олимпиадах постоянно, ещё треть - эпизодически. Число участников регионального этапа олимпиад школьников по родным языкам и литературе на протяжении последних лет (202022 гг.) держится на одной отметке - 19 чел. (в 2015 г. участвовали 15 чел. [8]). Факультативная форма знакомства с родным языком и литературой КМНС организована во внеурочное время, в соответствии с запросами, потребностями учащихся и основана на свободном посещении. Видимо, по этой причине 40% детей не указали, что изучают родной язык, а предпочитают в свободное от учёбы время выбирать другие кружки по интересам. О необходимости дополнительных занятий по родному языку указали лишь два человека- 11-летняя 5-классница ханты (Чехломеевская ОШ Нижневартовский район), 14-летний 7-класс-ник манси (Сосьвинская СОШ Березовский район).
Среди обучающихся 11-13 лет существует запрос овладеть знаниями в робототехнике, программировании («добавить кружок робототехнику», «хочу разбираться в компьютере»), 15-летние школьники выражают стремление узнать о профессиях в области автомеханики, строительства («добавить кружок автодело», «автодело, чтобы были права», «заниматься столярным делом»).
Удовлетворённость условиями проживания в интернате
Утвердительно на вопрос «Нравится ли Вам жить в интернате?» ответили свыше 70 % опрошенных, отрицательно - 10 %, затруднились с ответом - 18 %. В первую очередь удовлетворённость условиями проживания оказалась статистически связана с оценкой благоустройства интерната (gamma - 0,7). Благоустройство и внутреннее содержание помещений полностью удовлетворяет 68% опрошенных, удовлетворяет частично 30%, не удовлетворяет 2 %.Качеством школьной столовой удовлетворены 62 % детей, частично - 32 %, не удовлетворены - 7 %. Работой медицинского работника удовлетворены 78 %, не удовлетворены - 6 %, затруднились с ответом - 17 %.
В целом претензий к организации быта не высказали 43 % участников опроса. Бытовые неудобства связываются со слабой работой интернета (23 %), отсутствием розеток в комнатах (9 %), холодом в помещениях (7 %), отсутствием горячей воды (6 %), бытовых комнат (4 %), с содержанием меню в столовой и качеством приготовления пищи (2,5 %) питьевой воды (3 %), нерегулярной сменой постельного белья (1 %).
Содержание помещений школ-интернатов осуществляется в соответствии санитарно-эпидемиологическим правилам, но о стопроцентной оснащённости могут заявить не все школы-интернаты. Ответы обучающихся отчасти подтверждаются информацией самих образовательных учреждений о состоянии материально-технического обеспечения и мерах, применяемых для его укрепления (приобретение мягкого инвентаря для оснащения спального корпуса, приобретение светильников, стиральной машины для бытовой комнаты, приобретение тумб, оргтехники для оснащённости компьютерного класса).
Важный фактор удовлетворённости условиями проживания - правила поведения в интернате и распорядок дня (gamma - 0,7). Почти каждый пятый школьник ими недоволен. Прежде всего, недовольство режимом присуще школьникам младших возрастов. По мере увеличения продолжительности обучения в интернате дети привыкают к дисциплине и распорядку дня.
Оценка распорядка дня и правил поведения ожидаемо связана с оценкой тех, кто этот порядок поддерживает: воспитателями интерната (gamma - 0,7). Три четверти учащихся указали, что воспитатели к ним относятся хорошо или очень хорошо. Не сложились отношения
с воспитателями у 2% опрошенных. У остальных отношения с воспитателями складываются по-разному. Отметим, что свои отношения с воспитателями лучше оценивают мальчики, чем девочки (Cramer's V - 0,25). В основном проблемы взаимоотношений с воспитателями испытывают школьники, которых не удовлетворяет распорядок дня и правила поведения в интернате.
Условия проживания в интернате максимально приближены к домашним, семейным (помещения по квартирному типу с двухместным размещением и мягкой меблированной обстановкой, отдельными прихожими, туалетными комнатами). Родные братья или сестры при расселении не разделяются, а проживают в одной комнате. Несмотря на адаптационные условия, в ответах воспитанников помладше (11-12 лет) выражено естественное желание быть рядом с близкими, и в их высказываниях ключевыми словами («дом», «лес») выступают самые близкие, понятные на момент расставания с семьёй и домом: «Я домой хочу в лес. К маме, папе», «Уехать домой», «Звонить домой», «Я ничего не хочу»; заниматься привычными делами, как это можно было делать дома: «Кататься на буране», «Ходить на рыбалку», «Ходить в лес», «В лесу гулять», «Свободное время проводить тихо», «Нормально проводить свободное время, как дома».
Важной составляющей удовлетворённости условиями проживания в интернате является здоровый морально-психологический климат. Так, обнаруживается связь между удовлетворённостью условиями проживания и характером отношений детей с учителями (gamma - 0,48) и воспитателями (gamma - 0,55), а также оценкой того насколько воспитатели пользуются авторитетом у школьников (gamma - 0,35).
Индикатором адаптации школьников к условиям жизни в интернате стало также участие в общественной жизни школы-интерната (gamma - 0,38). Свыше половины респондентов (53 %) заявили, что они активно участвуют в общественной жизни, более 30 % - участвуют эпизодически, около 10 % - не участвуют совсем.
В части организации досуга школьников почти 90 % респондентов указали на регулярно
проводимые профилактические, информационно-оздоровительные, культурные мероприятия (лекции, семинары, тренинги по вопросам профилактики заболеваний и здорового образа жизни).
В то же время, на вопрос о том «Как бы Вам хотелось проводить свободное время?» 43 % учащихся назвали игры с помощью гаджетов. Около 20 % выбрали походы на природу, 6 % -занятия спортом, 4 % - танцы, пение, занятия в драмкружке, остальные - «другие виды досуга» (дискотека, рыбалка, игры в телефоне и т. д.), однократно отметили - читать книги, собирать пазлы, 12 % - затруднились с ответом.
На вопрос «Что бы Вы предложили изменить в работе школы?» ответ дала только четверть опрошенных. Воспитанники предлагают изменить расписание уроков, ввести пятидневку, одинаковую школьную форму, установить розетки в комнатах, обеспечить работу интернета, расширить перечень спортивных секций, построить современную спортивную площадку на территории интерната, разнообразить питание и т. п.
Факторы, определяющие удовлетворённость школьников
Из показателей, характеризующих уровень удовлетворённости учащихся условиями проживания и учёбы в интернате, нами были выделены семь индикаторов, которые в данной выборке максимально дифференцировали школьников.1 Кластеризация массива данных по этим переменным позволила выделить 3 группы респондентов, ответы которых статистически значимо отличаются друг от друга. Условно первую группу можно охарактеризовать как группу школьников, оценивающих условия проживания и учёбы в интернате ниже среднего уровня, вторую -выше среднего уровня, и третью группу составляют учащиеся, выставляющие средние оценки. Как оказалось, данные группы отличаются своим составом, который в значительной мере определяет характер ответов участников опроса. Так, в первой группе оказался повышенный процент учащихся 7-8 классов, т. е. детей переходного возраста с присущим для них возрастным максимализмом и нигилизмом. Вторая группа больше представлена пятиклассниками,
1 1. Насколько Вам интересно учиться в школе-интернате? 2. Нравится ли Вам жить в интернате? 3. Удовлетворены ли Вы работой школьной столовой (выбором готовых горячих блюд, обслуживание)? 4. Бывают ли в школе-интернате конфликтные ситуации со сверстниками? 5. В случае возникновения у Вас проблем обратитесь (обращались) ли Вы за помощью к сотрудникам школы (психолог, социальный педагог, воспитатели, учителя, завучи, директор)? 6. Как Вы оцениваете отношение к Вам учителей школы? 7. Как к Вам относятся воспитатели интерната?
т. е. контингентом самых восприимчивых и управляемых детей. Третья группа имеет смешанный состав.
Сравнение принадлежности к группе с индикаторами удовлетворённости позволило выделить ряд факторов, определяющих оценки, которые дают учащиеся работе школы в целом.
Приведём их по мере важности:
1. Качество работы воспитателей, умение педагогов наладить контакт со школьниками и заработать авторитет среди них;
2. Состояние материальной базы школы интерната, благоустройство и внутреннее содержание помещений;
3. Организация досуга школьников в соответствии с интересами учащихся (работа кружков, секций, клубов при школе, частота проведения культурно-массовых мероприятий);
4. Удобный режим дня и комфортная регламентация поведения воспитанников;
5. Качество преподавания общеобразовательных дисциплин, помощь педагогов в развитии интересов и способностей учащихся;
6. Вовлечённость воспитанников в общественную жизнь школы;
7. Адаптация и социализация обучающихся из числа КМНС с помощью этнокультурного компонента по внеурочным программам.
Обсуждение и заключение
Первичные данные, полученные на основе субъективных оценок обучающихся об удовлетворённости условиями жизни и учёбы в школах-интернатах в ХМАО-Югре, позволили заключить следующее:
- около трети воспитанников школ-интернатов учиться не интересно и по мере продолжительности учёбы интерес к ней снижается, что, как правило, связано с переходным возрастом;
- на оценки интереса к учёбе влияют общие условия проживания в интернате. Оказавшись в интернате, школьники попадают в новую для них среду, воспринимаемую как нечто единое целое. Условными частями этого целого являются самые распространённые и занимающие основное время занятия: учебный процесс в урочных и внеурочных формах и различные формы досуга, проведение которых может предложить интернат. Отсюда не случайна статистическая связь оценок учебного процесса и условий проживания, являющихся лишь проявлениями этого единого бытия - пребывания ребёнка вне семьи и вне дома;
- существуют претензии по отдельным бытовым вопросам проживания: отсутствие интернета, отсутствие розеток в комнатах, разнообразие меню. Последнее отмечено в одной из школ-интернатов в Сургутском районе. Вероятно, это обусловлено традиционным рационом питания детей из числа КМНС, который отличается от строго регламентированного питания в школе-интернате. Известны случаи, когда в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора и по инициативе муниципальной администрации в школах-интернатах (д. Русскинской, Лями-но, Угут Сургутского района) в состав меню вводятся продукты традиционной кухни [5]. В оценке бытовых условий проживания со «строгими» замечаниями выступили в основном воспитанники-школьники от 14 до 16 лет. На основании справочной информации образовательных учреждений, выяснилось, что вопросы, связанные с благоустройством, внутренним содержанием находятся всегда на контроле администрации школ-интернатов и решаются с помощью планирования дополнительного финансирования. Очевидно, что озвученные примеры имеют эпизодический характер, но тем не менее определяют общую оценку качества образования в школах-интернатах автономного округа;
- реализация регионального этнокультурного компонента происходит путём поурочного и внеурочного изучения родного языка, а также организации языковых олимпиад.
В ХМАО-Югре нет системного эмпирического опыта исследования качества образования в условиях школ-интернатов, где обучаются представители из числа КМНС, за исключением статистической информации ОУИПИиР (г. Ханты-Мансийск). Поэтому для получения объективной комплексной оценки организации учебно-воспитательного процесса, в том числе с учётом этнокультурного компонента, особенностей домашнего уклада семей КМНС на планирование образовательных траекторий, могут послужить ответы родителей - косвенных участников образовательного процесса, которые разделяют или не разделяют ответы своих детей. Перспективным направлением продолжения исследовательских работ представляется также изучение наиболее эффективных способов вовлечения учащихся в занятия по изучению родного языка, национальных традиций, материальной и духовной культуры обских угров и ненцев.
Список источников и литературы
1. Адаптационные технологии по работе с детьми из числа коренных малочисленных народов Севера на основе психо-физиологических особенностей народов ханты, манси, ненцев: методические рекомендации для образовательных организаций с этнокультурным компонентом содержания образования / сост.: Г. В. Дивеева, Н. И. Величко. Ханты-Мансийск: Институт развития образования, 2018. 54 с.
2. Айварова Н. Г. Проблемы образования детей коренных малочисленных народов Севера при переходе на новые образовательные стандарты // Вестник угроведения. 2010. № 1 (3). С. 9-17.
3. Айварова Н. Г., Миронов А. В. Особенности социализации и воспитания детей коренных малочисленных народов Севера // Мир науки, культуры и образования. 2019. № 1. С. 8-9.
4. Деттер Г. Ф. Детерминанты и особенности экономического поведения коренных малочисленных народов Севера России // Научный вестник Ямало-Ненецкого автономного округа. 2020. № 2 (107). С. 28-35.
5. Детей в Сургутском районе кормят олениной и щукой.URL: https://www.admsr.ru/press/releases/268/369232/ (дата обращения: 24.06.2023).
6. Здоровье коренного населения Севера РФ: на грани веков и культур / А. И. Козлов, М. А. Козлова, Г. Г. Вершуб-ская, А. Б. Шилов. Пермь: ОТ и ДО, 2013. 205 с.
7. Зубовская Л. А. Повышение мотивации школьников через инновационные методы обучения // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2013. № 35-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-motivatsii-shkolnikov-cherez-innovatsiionnye-metody-obucheniya (дата обращения: 29.06.2023).
8. Итоги социально-экономического развития отрасли «Образование» за 2022 год. URL: https://depobr. admhmao.ru/statisticheskaya-informatsiya-/itogi-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-otrasli-obrazovanie/8410359/po-umolchaniyuvybrat-vseotmenit-vse-itogi-sotsialno-eko/ (дата обращения: 06.07.2023).
9. Логинов В. Г. Социально-экономические аспекты освоения и развития северных районов. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2012. 450 с.
10. Любимова Е. А., Семенов М. Ю. Этнорегиональное образование: институциональный подход // Siberian Socium. 2017. Т. 1. № 2. С. 97-106.
11. Майорова И. И. Тенденции развития обучения и воспитания коренных народов Канады и Австралии (Х1Х-ХХ вв.): автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 2010. 22 с.
12. Малинина М. Э. Гребенникова Н. Б. Опыт решения проблем здоровьесбережения детей, проживающих на крайнем севере и обучающихся в учреждении интернатного типа // Социальное проектирование: теория и практика: матер. VII заоч. Междун. науч.-практ. конф. (Омск, 15-20 января 2014 г.).Омск: Омс. гос. ун-т им. Ф. М. Достоевского, 2014. С. 329-334.
13. Мельникова С. Ю., Фролова Н. В. Формирование учебной мотивации у школьников 6-9 классов на уроках обществознания (на примере школ г. Сургута) // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2011. № 1. С. 227-236.
14. О путях решения психолого-педагогических проблем и совершенствования образования детей коренных малочисленных народов Севера в Арктике (по результатам научного исследования в ЯНАО) / В. В. Симикин, Д. А. Орлов, Т. Л. Попова, О. Ю. Меженина, Р. А. Кочкин // Общество. Среда. Развитие. 2021. № 3 (60). С. 93-102.
15. Попова С. А. Семейно-ориентированная воспитательная система в интернатах для детей КМНС. Рабочая программа. Ханты-Мансийск: ИИЦ, 2012. 27 с.
16. Пути сохранения традиций обских угров в воспитательной системе Ханты-Мансийского колледжа-интерната / Т. Н. Галат, Ф. Т Давыдова., И. А. Кузько, У Н. Шульгина, Л. А. Мурзина, В. А. Княжева // Мировоззрение обских угров в контексте языка и культуры: Матер. Вcеросс. научн. конф. Ханты-Мансийск: ИИЦ ЮГУ, 2010. С. 364-374.
17. Решетникова Р. Г. Влияние взаимоотношений взрослых и детей из числа коренных малочисленных народов Севера на психическое здоровье в условиях воспитания в интернате // Вестник угроведения. 2010. № 1 (3). С. 74-80.
18. Сатышев С. П. Проблемы социализации детей коренных малочисленных народов Севера во второй половине ХХ века // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2021. № 1 (43). С. 152-157.
19. Синица А. Л. Повышение уровня и качества образования коренных малочисленных народов Севера: проблемы и перспективы // Уровень жизни населения регионов России. 2019. № 3 (213). С. 70-81.
20. Трансформация экономического поведения коренных малочисленных народов Арктической зоны Российской Федерации / Г. Ф. Деттер и др. Петрозаводск: Новая наука, 2022. 216 с.
21. Bijlsma H. The Quality of Student Perception Questionnaires: A Systematic Review // Student Feedback on Teaching in Schools / Eds. by W. Rollett, H. Bijlsma, S. Röhl. Cham: Springer, 2021. Pp. 47-71.
22. Hernandez-Torrano D., Courtney Matthew G. R. Modern international large-scale assessment in education: an integrative review and mapping of the literature // Large-scale Assessments in Education. 2021. №. 9. URL: https://largesc aleassessmentsineducation.springeropen.com/articles/10.1186/s40536-021-00109-1#citeas (дата обращения: 27.06.2023).
23. Pitkänen Н. Finnish Quality Evaluation Discourse: Swimming Against the Global Tide? // Finland's Famous Education System / Eds. by M. Thrupp, P. Seppänen, J. Kauko, S. Kosunen. Singapore: Springer, 2023. Pp. 71-86.
24. Rollett W., Bijlsma H., Röhl S. Student Feedback on Teaching in Schools: Current State of Research and Future Perspectives // Student Feedback on Teaching in Schools / Eds. by W. Rollett, H. Bijlsma, S. Röhl. Cham: Springer, 2021. Pp. 259-271.
EecmnuK yzpoeedenun. T. 13, № 3 (54). 2023.
25. Through the eyes of students: the satisfaction of remote Indigenous boarding students' with a transition support service in Queensland, Australia / M. Redman-MacLaren, T. Benveniste, Ja. McCalman, K. Rutherford, A. Britton, E. Langham, R. Stewart, P. Saunders, I. Kinchin, R. Bainbridge // Australian Journal of Indigenous Education. 2021. Vol. 50. no. 1. Pp. 95-106.
References
1. Adaptacionnye tekhnologii po rabote s det'mi iz chisla korennyh malochislennyh narodov Severa na osnove psiho-fiziologicheskih osobennostej narodov hanty, mansi, nencev: metodicheskie rekomendacii dlya obrazovatel'nyh organizacij s etnokul 'turnym komponentom soderzhaniya obrazovaniya [Adaptation technologies for working with children among the indigenous peoples of the North based on the psycho-physiological characteristics of the Khanty, Mansi, Nenets peoples: methodological recommendations for educational organizations with an ethno-cultural component of the educational content]. Comp. by G. V Diveeva, N. I. Velichko. Khanty-Mansiysk: Institut razvitiya obrazovaniya Publ., 2018. 54 p. (In Russian)
2. Ayvarova N. G. Problemy obrazovaniya detej korennyh malochislennyh narodov Severa pri perekhode na novye obrazovatel'nye standarty [Problems of education of children of indigenous small-numbered peoples of the North in the conditions of new educational standards]. Vestnikugrovedeniya [Bulletin of Ugric Studies], 2010, no. 1 (3), pp. 9-17. (In Russian)
3. Ayvarova N. G., Mironov A. V Osobennosti socializacii i vospitaniya detej korennyh malochislennyh narodov Severa [Features of socialization and upbringing of children of indigenous small-numbered peoples of the North]. Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya [World of Science, Culture and Education], 2019, no. 1, pp. 8-9. (In Russian)
4. Detter G. F. Determinanty i osobennosti ekonomicheskogo povedeniya korennyh malochislennyh narodov Severa Rossii [Determinants and features of the economic behavior of the indigenous small-numbered peoples of the Russian North]. Nauchnyj vestnik Yamalo-Neneckogo avtonomnogo okruga [Scientific Bulletin of the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug], 2020, no. 2 (107), pp. 28-35. (In Russian)
5. Detej v Surgutskom rajone kormyat oleninoj i shchukoj [Children in the Surgutsky District are fed by deer and pike]. Available at: https://www.admsr.ru/press/releases/268/369232/ (accessed June 24, 2023). (In Russian)
6. Zdorov'e korennogo naseleniya Severa RF: na grani vekov i kul 'tur [Health of the indigenous population of the North of the Russian Federation: on the verge of centuries and cultures]. A. I. Kozlov, M. A. Kozlova, G. G. Vershubskaya, A. B. Spilov. Perm: OT i DO Publ., 2013. 205 p. (In Russian)
7. Zubovskaya L. A. Povyshenie motivacii shkol'nikov cherez innovacionnye metody obucheniya [Increasing the motivation of schoolchildren through innovative teaching methods]. Lichnost', sem'ya i obshchestvo: voprosy pedagogiki i psihologii [Personality, family and society: issues of pedagogy and psychology], 2013, no. 35-2. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/povyshenie-motivatsii-shkolnikov-cherez-innovatsiionnye-metody-obucheniya (accessed June 29, 2023). (In Russian)
8. ltogi social'no-ekonomicheskogo razvitiya otrasli "Obrazovanie" za 2022 god [Results of the socio-economic development of the "Education" industry in 2022]. Available at: https://depobr.admhmao.ru/statisticheskaya-informatsiya-/ itogi-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-otrasli-obrazovanie/8410359/po-umolchaniyuvybrat-vseotmenit-vse-itogi-sotsialno-eko/ (accessed July 06, 2023). (In Russian)
9. Loginov V. G. Social'no-ekonomicheskie aspekty osvoeniya i razvitiya severnyh rajonov. [Socio-economic aspects of development of the northern regions]. Yekaterinburg: Institut ekonomiki UrO RAN Publ., 2012. 450 p. (In Russian)
10. Lyubimova E. A., Semenov M. Yu. Etnoregional'noe obrazovanie: institucional'nyjpodhod [Ethno-regional education: institutional approach]. Siberian Socium [Siberian Socium], 2017, no. 1 (2), pp. 97-106. (In Russian)
11. Mayorova I. I. Tendencii razvitiya obucheniya i vospitaniya korennyh narodov Kanady i Avstralii (XIX-XX vv.) [Trends in development of education and upbringing of indigenous peoples of Canada and Australia (XIX-XX vv.)]. Moscow, 2010. 22 p. (In Russian)
12. Malinina M. E., Grebennikova N. B. Opyt resheniya problem zdorov'esberezheniya detej, prozhivayushchih na krajnem severe i obuchayushchihsya v uchrezhdenii internatnogo tipa [Experience in solving health-saving problems of children living in the Far North and studying at boarding schools]. Social'noe proektirovanie: teoriya i praktika: materialy Vll zaochnoj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Omsk, 15-20yanvarya 2014 goda) [Social design: theory and practice: materials of the VII Correspondence International Scientific and Practical Conference (Omsk, January 15-20, 2014)]. Omsk: Omskij gosudarstvennyj universitet im. F. M. Dostoevskogo Publ., 2014. Pp. 329-334. (In Russian)
13. Melnikova S. Yu., Frolova N. V. Formirovanie uchebnoj motivacii u shkol'nikov 6-9 klassov na urokah obshchestvoznaniya (na primere shkol g. Surguta) [Formation of educational motivation among schoolchildren of grades 6-9 in social studies lessons (on the example of schools in Surgut)]. VestnikSurgutskogogosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Surgut State Pedagogical University], 2011, no. 1, pp. 227-236. (In Russian)
14. O putyah resheniya psihologo-pedagogicheskih problem i sovershenstvovaniya obrazovaniya detej korennyh malochislennyh narodov Severa v Arktike (po rezul'tatam nauchnogo issledovaniya v YANAO) [About the ways to solve psychological and pedagogical problems and improve the education of children of indigenous peoples of the North in the Arctic (based on the results of the scientific study in the Yamal-Nenets Autonomous Okrug)]. V. V. Simikin, D. A. Orlov, T. L. Popova, O. Yu. Mezhenina, R. A. Kochkin. Obshchestvo. Sreda. Razvitie [Society. Environment. Development], 2021, no. 3 (60), pp. 93-102.(In Russian)
15. Popova S. A. Semejno-orientirovannaya vospitatel'naya sistema v internatah dlya detej KMNS. Rabochaya programma [Family-oriented educational system in boarding schools for children of the indigenous small-numbered peoples of the North. Work program]. Khanty-Mansiysk: IIC Publ., 2012. 27 p. (In Russian)
16. Puti sohraneniya tradicij obskih ugrov v vospitatel'noj sisteme Hanty-Mansijskogo kolledzha-internata [Ways to preserve the traditions of the Ob Ugrians in the educational system of the Khanty-Mansiysk Boarding College]. Mirovozzrenie obskih ugrov v kontekste yazyka i kul tury: Materialy Vceross. Nauchn. konf. [Worldview of the Ob Ugrians in the context of language and culture: Materials of the All-Russian Scientific Conference]. T. N. Galat, F. T. Davydova, I. A. Kuzko, U. N. Shulgina, L. A. Murzina, V. A. Knyazheva. Khanty-Mansiysk: IIC YUGU Publ., 2010. Pp. 364-374. (In Russian)
17. Reshetnikova R. G. Vliyanie vzaimootnoshenij vzroslyh i detej iz chisla korennyh malochislennyh narodov Severa na psihicheskoe zdorov'e v usloviyah vospitaniya v internate [Influence of the relationship between adults and children among the indigenous peoples of the North on mental health in the conditions of upbringing in a boarding school]. Vestnik ugrovedeniya [Bulletin of Ugric Studies], 2010, no. 1 (3), pp. 74-80. (In Russian)
18. Satyshev S. P. Problemy socializacii detej korennyh malochislennyh narodov Severa vo vtoroj polovine ХХ veka [Problems of socialization of children of indigenous peoples of the North in the second half of the XX century]. Problemy social'no-ekonomicheskogo razvitiya Sibiri [Problems of Socio-economic Development of Siberia], 2021, no. 1 (43), pp. 152-157. (In Russian)
19. Sinitsa A. L. Povyshenie urovnya i kachestva obrazovaniya korennyh malochislennyh narodov Severa: problemy i perspektivy [Improving the level and quality of education of indigenous small-numbered peoples of the North: problems and prospects]. Uroven'zhizni naseleniya regionov Rossii [Level of life of the population of the Russian regions], 2019, no. 3 (213), pp. 70-81. (In Russian)
20. Transformaciya ekonomicheskogo povedeniya korennyh malochislennyh narodov Arkticheskoj zony Rossijskoj Federacii: monografiya [Transformation of the economic behavior of the indigenous peoples of the Arctic zone of the Russian Federation: monograph]. G. F. Detter and oth. Petrozavodsk: Novaya nauka Publ., 2022. 216 р. (In Russian)
21. Bijlsma H. The Quality of Student Perception Questionnaires: A Systematic Review. Student Feedback on Teaching in Schools. Eds. by W. Rollett, H. Bijlsma, S. Röhl. Cham: Springer, 2021. Pp. 47-71. (In English)
22. Hernandez-Torrano D., Courtney Matthew G. R. Modern international large-scale assessment in education: an integrative review and mapping of the literature. Large-scale Assessments in Education, 2021, no. 9. Available at: https:// la rgescaleassessmentsineducation.springeropen.com/articles/10.1186/s40536-021-00109-1#citeas (accessed June 27, 2023). (In English)
23. Pitkänen Н. Finnish Quality Evaluation Discourse: Swimming Against the Global Tide? Finland's Famous Education System. Eds. by M. Thrupp, P. Seppänen, J. Kauko, S. Kosunen. Singapore: Springer, 2023. Pp. 71-86. (In English)
24. Rollett W., Bijlsma H., Röhl S. Student Feedback on Teaching in Schools: Current State of Research and Future Perspectives. Student Feedback on Teaching in Schools. Eds. by W. Rollett, H. Bijlsma, S. Röhl. Cham: Springer, 2021. Pp. 259-271. (In English)
25. Through the eyes of students: the satisfaction of remote Indigenous boarding students' with a transition support service in Queensland, Australia. Comp. M. Redman-MacLaren, N. Benveniste, Ja. McCalman and oth. Australian Journal of Indigenous Education, 2021, no. 50 (1), pp. 95-106. (In English)
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Нуриева Люция Мухаметовна, доцент кафедры математики и методики обучения математике, Омский государственный педагогический университет, (644099, Российская Федерация, г. Омск, наб. Тухачевского, д. 14), кандидат педагогических наук.
liutsiya59@mail.ru
ORCID 0000-0001-9231-5445
Ткачук Наталья Витальевна, научный сотрудник, Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок, (628011, Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, д. 14А).
Naksik1@yandex.ru
ORCID: 0000-0002-8196-6821
ABOUT THE AUTHORS
Nurieva Lucia Mukhametovna, Associate Professor, Department of Mathematics and Methods of Teaching Mathematics, Omsk State Pedagogical University (644099, Russian Federation, Omsk, Tukhachevsky Emb., 14), Candidate of Pedagogical Sciences.
liutsiya59@mail.ru
ORCID 0000-0001-9231-5445
Tkachuk Natalya Vitalyevna, Researcher, Ob-Ugric Institute of Applied Researches and Development (628011, Russian Federation, Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra, Khanty-Mansiysk, Mira Str., 14А).
Naksik1@yandex.ru
ORCID: 0000-0002-8196-6821