Научная статья на тему 'УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ КАЧЕСТВОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО РОДНЫМ ЯЗЫКАМ И ЛИТЕРАТУРЕ'

УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ КАЧЕСТВОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО РОДНЫМ ЯЗЫКАМ И ЛИТЕРАТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник угроведения
WOS
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕСПОНДЕНТЫ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ / КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА / РОДНОЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хакназаров Саидмурод Хамдамович

Настоящая работа посвящена исследованию удовлетворённости родителей качеством дополнительного образования детей, изучающих родные языки и литературу коренных малочисленных народов Севера Ханты - Мансийского автономного округа - Югры. Дополнительное образование детей является составной (вариативной) частью общего образования. Главным индикатором качества здесь является уровень удовлетворённости населения данным видом образования.Результаты работы могут быть использованы при подготовке и принятии решений органами государственного и муниципального управления, ориентированных на разработку образовательной политики, совершенствование современной школы, а также родительское просвещение.Цель: выявление актуальных потребностей родителей и учащихся в дополнительном образовании, оценки родителями удовлетворённости качеством услуг дополнительного образования детей по изучению родных языков и литературы коренных малочисленных народов Севера.Материалы исследования: материалом исследования послужили данные социологического опроса «Изучение мнения родителей о качестве оказания школой дополнительных образовательных услуг по изучению родных языков и литературы» (2021 г.).Результаты и научная новизна. По результатам опроса большинство респондентов ХМАО - Югры (70,9%) оценили качество дополнительного образования по родным языкам и литературе коренных малочисленных народов Севера на «хорошо». Меньше половины респондентов (41,7%) удовлетворены условиями, направленными на развитие способностей и интересов детей, включая их участие в конкурсах и олимпиадах по родным языкам и литературе. Новизна работы определяется тем, что впервые на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры проведён социологический опрос по оценке удовлетворённости родителей качества дополнительного образованиядетей по родным языкам и литературе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARENTS’ SATISFACTION WITH THE QUALITY OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDRENIN THEIR NATIVE LANGUAGES AND LITERATURE

The work is devoted to the study of the degree of parental satisfaction with the quality of additional education of children in the native languages and literature of the indigenous peoples of the North of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra. Additional education for children is an integral (variable) part of general education. The main indicator of quality here is the level of satisfaction of the population with this type of education.The results of the work can be used in the preparation and adoption of decisions by state and municipal governments focused on the development of educational policy, the improvement of the modern school, as well as parental education.Bulletin of Ugric Studies. Vol. 12, № 2. 2022.Objective: to obtain reliable information for identification of the actual needs of parents and students in additional education, parents’ satisfaction with the quality of additional education services for children in the study of native languages and literature of the indigenous peoples of the North.Research materials: data of the sociological survey “Study of the opinion of parents on the quality of additional educational services by the school for the study of native languages and literature” (2021).Results and novelty of the research: according to the results of the survey, the majority of respondents (70.9%) rated the quality of additional education in their native languages and literature of the indigenous peoples of the North, which gives their child an additional education institution today, as “good”. Less than half of the respondents (41.7%) are satisfied with the conditions aimed at development of abilities and interests of children, including their participation in competitions and Olympiads in the native languages and literature of the indigenous minorities of the North.The novelty of the work is determined by the fact that for the first time on the territory of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra, a sociological survey was conducted to study and identify the degree of parental satisfaction with the quality of additional education of children in their native languages and literature

Текст научной работы на тему «УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ КАЧЕСТВОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО РОДНЫМ ЯЗЫКАМ И ЛИТЕРАТУРЕ»

УДК 37; 01; 31

DOI: 10.30624/2220-4156-2022-12-2-386-397

Удовлетворённость родителей качеством дополнительного образования детей

по родным языкам и литературе

С. Х. Хакназаров

Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок, г. Ханты-Мансийск, Российская федерация, S_haknaz@mail.ru

АННОТАЦИЯ

Введение. Настоящая работа посвящена исследованию удовлетворённости родителей качеством дополнительного образования детей, изучающих родные языки и литературу коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Дополнительное образование детей является составной (вариативной) частью общего образования. Главным индикатором качества здесь является уровень удовлетворённости населения данным видом образования.

Результаты работы могут быть использованы при подготовке и принятии решений органами государственного и муниципального управления, ориентированных на разработку образовательной политики, совершенствование современной школы, а также родительское просвещение.

Цель: выявление актуальных потребностей родителей и учащихся в дополнительном образовании, оценки родителями удовлетворённости качеством услуг дополнительного образования детей по изучению родных языков и литературы коренных малочисленных народов Севера.

Материалы исследования: материалом исследования послужили данные социологического опроса «Изучение мнения родителей о качестве оказания школой дополнительных образовательных услуг по изучению родных языков и литературы» (2021 г.).

Результаты и научная новизна. По результатам опроса большинство респондентов ХМАО - Югры (70,9%) оценили качество дополнительного образования по родным языкам и литературе коренных малочисленных народов Севера на «хорошо». Меньше половины респондентов (41,7%) удовлетворены условиями, направленными на развитие способностей и интересов детей, включая их участие в конкурсах и олимпиадах по родным языкам и литературе.

Новизна работы определяется тем, что впервые на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры проведён социологический опрос по оценке удовлетворённости родителей качества дополнительного образования детей по родным языкам и литературе.

Ключевые слова: респонденты, дополнительное образование, удовлетворённость, коренные малочисленные народы Севера, родной язык и литература.

Благодарности: автор выражает благодарность Департаменту образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, органам управления образования и руководству образовательных учреждений дополнительного образования детей коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оказавших содействие в проведении опроса.

Для цитирования: Хакназаров С. Х. Удовлетворённость родителей качеством дополнительного образования детей по родным языкам и литературе // Вестник угроведения, 2022. Т. 12. № 2 . С. 386-397.

Parents' satisfaction with the quality of additional education of children in their native languages and literature

S. Kh. Khaknazarov

Ob-Ugric Institute of Applied Researches and Development, Khanty-Mansiysk, Russian Federation, S_haknaz@mail.ru

ABSTRACT

Introduction: the work is devoted to the study of the degree of parental satisfaction with the quality of additional education of children in the native languages and literature of the indigenous peoples of the North of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra. Additional education for children is an integral (variable) part of general education. The main indicator of quality here is the level of satisfaction of the population with this type of education.

The results of the work can be used in the preparation and adoption of decisions by state and municipal governments focused on the development of educational policy, the improvement of the modern school, as well as parental education.

Objective: to obtain reliable information for identification of the actual needs of parents and students in additional education, parents' satisfaction with the quality of additional education services for children in the study of native languages and literature of the indigenous peoples of the North.

Research materials: data of the sociological survey "Study of the opinion of parents on the quality of additional educational services by the school for the study of native languages and literature" (2021).

Results and novelty of the research: according to the results of the survey, the majority of respondents (70.9%) rated the quality of additional education in their native languages and literature of the indigenous peoples of the North, which gives their child an additional education institution today, as "good". Less than half of the respondents (41.7%) are satisfied with the conditions aimed at development of abilities and interests of children, including their participation in competitions and Olympiads in the native languages and literature of the indigenous minorities of the North.

The novelty of the work is determined by the fact that for the first time on the territory of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra, a sociological survey was conducted to study and identify the degree of parental satisfaction with the quality of additional education of children in their native languages and literature.

Key words: respondents, additional education, satisfaction, indigenous peoples of the North, native language and literature.

Acknowledgements: the author expresses the gratitude to the Department of Education and Youth Policy of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra, the educational authorities and the management of educational institutions of additional education for children of indigenous minorities of the North of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra, who assisted in the survey.

For citation: Khaknazarov S. Kh. Parents' satisfaction with the quality of additional education of children in their native languages and literature // Vestnik ugrovedenia = Bulletin of Ugric Studies. 2022; 12 (2): 386-397.

Введение

Как следует из работы «Удовлетворённость родителей качеством дошкольного, общего и дополнительного образования» [13, 4], актуальность темы исследования обусловлена потребностями реализации национального проекта «Образование», изменениями образовательных стандартов и внедрением различных приоритетных направлений, направленных на повышение качества образования в целом и уровня удовлетворённости родительской общественности в частности.

В соответствии со ст. 75, п. 1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [15], дополнительное образование направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, а также социальную адаптацию и профессиональную ориентацию, поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

Развитие системы дополнительного образования детей является приоритетным направлением государственной образовательной политики в Российской Федерации. Согласно Указу Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [14; 1] к 2020 г. охват детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительными общеобразовательными программами должен достичь 70-75%.

Утверждённая Концепция развития дополнительного образования детей [8], фиксирует

ценностный статус данного вида образования, его миссии, цели, задачи, направления реализации, основными среди которых являются:

- развитие кадрового потенциала системы дополнительного (неформального) образования детей;

- обеспечение доступности, развитие системы управления качеством реализации дополнительных общеобразовательных программ.

Вопросы развития и функционирования дополнительного образования детей рассматривали в своих работах: Л. Н. Буйлова [2], Т. П. Воробьева [3], В. В. Державина. [4], В. П. Голованов [5], С. А. Кондакова и др. [7], Д. С. Молоков [10], Л. Г. Логинова [9], Г. И. Симонова [11], В. С. Соб-кин и др. [12], и др. В частности В. П. Голованов в своей работе отмечает, что «дополнительное образование детей - новая категория для отечественной педагогики - понимается как мотивированное образование за рамками основного и профессионального образования, позволяющее ребёнку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве» [5, 164].

Согласно мнению В. С. Собкина и др. [12], наиболее важным мотивом, обуславливающим интерес подростков к разным видам занятий в системе дополнительного образования, является восполнение недостатка знаний, получаемых в школе.

Исследователь Г. И. Симонова [11, 8] полагает, что дополнительное образование свободно выбирается, выстраивается каждым ребёнком или подростком самостоятельно, позволяет

приобрести навыки сотрудничества, неформального общения разного возраста детей и взрослых. Также позволяет приобрести опыт самоопределения (личностного и профессионального) и сознательного самовоспитания.

Теме дополнительного (неформального) образования детей посвящены работы ряда зарубежных исследователей, таких как B. Svareniece, I. Katane [20], M. Mistry, K. Sood [19], C. Marshall [18], E. Englezou, E. Fragkouli [16], Liem Gregory Arief D. [17]. В частности B. Svareniece и I. Katane в своей работе [20] отмечают, что в наши дни устойчивость образования становится всё более актуальной, гарантом которой является доступность и разнообразность образования для каждого человека в течение всей жизни, где дополнительное (неформальное) образование занимает важное место. Работа M. Mistry и K. Sood [19] посвящена вопросу повышения стандартов для учеников, изучающих английский язык в качестве дополнительного, благодаря отслеживанию и оценки обучения в начальной школе.

Как уже отмечалось, начинает осваиваться в литературе и тема качества дополнительного образования [13].

Согласно ст. 2 п. 29 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [15] качество образования - это комплексная оценка соответствия федеральным государственным образовательным стандартам или потребностям лиц, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность.

В последнем случае индикатором качества является трудно определяемый, субъективный по своей природе, уровень удовлетворённости населения данным видом образования [6, 254; 13, 4-5].

Согласно данным Росстата в России за 2016 г. общий охват дополнительным образованием детей в возрасте от 5 до 18 лет составляет 67,7% от общей численности детей соответствующего возраста (13,5 млн. детей). Доля детей, охваченных дополнительными общеобразовательными программами, выросла с 45,5% в 2005 г. до 67,7% в 2016 г. В Уральском федеральном округе 73,3% (в среднем) школьников охвачены дополнительными общеобразовательными программами. Лидирует по показателю доступности Тюменская область, наименее благоприятная ситуация в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре [1, 6-8].

Социологическое исследование, выявляющее уровень удовлетворённости родителей качеством дополнительного образования детей по родным

языкам и литературе коренных малочисленных народов Севера (КМНС) в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (ХМАО - Югре), итоги которого положены в основу данной статьи, было проведено сотрудниками Обско-угор-ского института прикладных исследований и разработок в январе 2021 года. Анкета содержит 22 вопроса, из них 2 с открытыми ответами. Обработка анкетных данных проводилась с использованием программы для обработки социологической информации «Vortex 10».

Материалы и методы

Материалом исследования послужили результаты социологического исследования на тему «Изучение мнения родителей о качестве оказания школой дополнительных образовательных услуг по изучению родных языков и литературы» среди родителей школьников, обучающихся в учреждениях дополнительного образования ХМАО - Югры по изучению родных языков и литературы коренных народов Севера. Опрос проведён в январе 2021 г. сотрудниками Обско-угорского института прикладных исследований и разработок.

Опрос проведён в 2021 г. среди муниципальных бюджетных учреждений дополнительного образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: «Игримский центр творчеств» (п. Игрим, Березовский район), «Детский этно-культурно-образовательный центр» (г. Ханты-Мансийск) и «СПЕКТР» (пгт. Излучинск, Нижневартовский р-н).

Основным методом исследования является опрос-анкетирование. Также использованы статистические и аналитические методы исследования.

Результаты

Всего в учреждениях ДО изучали родной язык 168 детей, в том числе родную литературу 159 детей (91 - мансийскую, 58 - хантыйскую, 10 - ненецкую).

Родную литературу преподают 11 педагогов, в том числе 5 - мансийскую литературу, 5 - хантыйскую и 1 - ненецкую.

УДОД реализуют 31 программу по ДНИ. На территории Нижневартовского района действует Театр народной сказки.

Респондентами мониторингового исследования, оценившими качество дополнительных образовательных услуг, выступили родители учеников организаций дополнительного образования

по изучению родных языков и литературы КМНС.

В мониторинге приняли участие 103 родителя школьников. Из них: ханты - 23,3%, манси -13,6%, ненцы - 6,8%, русские и другие - 56,3%. Отвечая на вопрос: «Удовлетворены ли Вы

вашими отношениями с администрации учреждения?», все респонденты утвердительно отметили, что удовлетворены своими отношениями с администрацией образовательных учреждений дополнительного образования по родным языкам и литературе КМНС (табл. 1).

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос: «Удовлетворены ли Вы вашими отношениями

с администрации учреждения?»

Варианты ответов Населённый пункт

пгт. Излучинск (Нижневартовский р-н) п. Игрим (Березовский р-н) г. Ханты-Мансийск Итого

Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %

Да 24 100,0 7 100,0 72 100,0 103 100,0

Нет 0 0,0 0 0,0 0 0,0 0 0,0

Затрудняюсь ответить 0 0,0 0 0,0 0 0,0 0 0,0

Итого 24 100,0 7 100,0 72 100,0 103 100,0

Также, все респонденты отметили, что довольны своими отношениями и с педагогами образовательных учреждений дополнительного образования по родным языкам и литературе КМНС (табл. 2).

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос: «Удовлетворены ли Вы вашими отношениями

с педагогами данного учреждения?

Населённый пункт

Варианты ответов пгт. Излучинск (Нижневартовский р-н) п. Игрим (Березовский р-н) г. Ханты-Мансийск Итого

Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %

Да 24 100,0 7 100,0 72 100,0 103 100,0

Нет 0 0,0 0 0,0 0 0,0 0 0,0

Затрудняюсь ответить 0 0,0 0 0,0 0 0,0 0 0,0

Итого 24 100,0 7 100,0 72 100,0 103 100,0

Абсолютное большинство респондентов (99,0%), отвечая на вопрос: «Удовлетворены ли отношениями Вашего ребёнка с педагогами

данного учреждения?», отметили, что удовлетворены отношениями своего ребёнка с педагогами образовательного учреждения (табл. 3).

Таблица 3

Распределение ответов на вопрос: «Удовлетворены ли отношениями Вашего ребёнка

с педагогами данного учреждения?»

Населённый пункт

Варианты ответов пгт. Излучинск (Нижневартовский р-н) п. Игрим (Березовский р-н) г. Ханты-Мансийск Итого

Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %

Да 23 95,8 7 100,0 72 100,0 102 99,0

Нет 0 0,0 0 0,0 0 0,0 0 0,0

Затрудняюсь ответить 1 4,2 0 0,0 0 0,0 1 1,0

Итого 24 100,0 7 100,0 72 100,0 103 100,0

Касаясь вопроса профессионального уровня педагогического коллектива учреждения дополнительного образования отметим, что подавляющее большинство респондентов (98,1%), отвечая на соответствующий вопрос, утверди-

тельно отметили, что удовлетворены профессиональным уровнем педагогического коллектива учреждения дополнительного образования по изучению родных зыков и литературы КМНС (табл. 4).

Таблица 4

Распределение ответов на вопрос: «Удовлетворены ли Вы профессиональным уровнем педагогического коллектива учреждения дополнительного образования?»

Населённый пункт

Варианты ответов пгт. Излучинск (Нижневартовский р-н) п. Игрим (Березовский р-н) г Ханты-Мансийск Итого

Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %

Да 22 91,7 7 100,0 72 100,0 101 98,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нет 0 0,0 0 0,0 0 0,0 0 0,0

Затрудняюсь ответить 2 8,3 0 0,0 0 0,0 2 1,9

Итого 24 100,0 7 100,0 72 100,0 103 100,0

Значительное большинство респондентов (94,2%) также выразили удовлетворённость высоким качеством воспитательной работы рассматриваемых учреждений (табл. 5).

Таблица 5

Распределение ответов на вопрос: «Удовлетворены ли Вы качеством воспитательной работы»

Варианты ответов Населённый пункт

пгт. Излучинск (Нижневартовский р-н) п. Игрим (Березовский р-н) г. Ханты-Мансийск Итого

Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %

Да 21 87,5 7 100,0 69 95,8 97 94,2

Нет 0 0,0 0 0,0 1 1,4 1 1,0

Затрудняюсь ответить 3 12,5 0 0,0 2 2,8 5 4,9

Итого 24 100,0 7 100,0 72 100,0 103 100,0

Из результатов опроса видно, что абсолютное большинство родителей школьников, получающих образование в учреждениях дополнительного образования по изучению родных языков и литературы КМНС, удовлетворены (табл. 6-8):

- санитарно-гигиеническими условиями, обеспечивающими возможность безопасной и комфортной организации образовательной деятельности (100,0%);

- условиями, направленными на сохранение и укрепление здоровья детей (96,1%);

- обеспечением безопасности нахождения нительного образования по родным языкам и ли-своего ребёнка в выбранном учреждении допол- тературе КМНС (91,3%).

Таблица 6

Распределение ответов на вопрос: «Удовлетворены ли Вы санитарно-гигиеническими условиями, обеспечивающими возможность безопасной и комфортной организации образовательной деятельности?»

Варианты ответов Населённый пункт

пгт. Излучинск (Нижневартовский р-н) п. Игрим (Березовский р-н) г. Ханты-Мансийск Итого

Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %

Да 24 100,0 7 100,0 72 100,0 103 100,0

Нет 0 0,0 0 0,0 0 0,0 0 0,0

Затрудняюсь ответить 0 0,0 0 0,0 0 0,0 0 0,0

Итого 24 100,0 7 100,0 72 100,0 103 100,0

Таблица 7

Распределение ответов на вопрос: «Удовлетворены ли условиями, направленными на сохранение и укрепление здоровья детей в учреждение?»

Населённый пункт

Варианты ответов пгт. Излучинск (Нижневартовский р-н) п. Игрим (Березовский р-н) г. Ханты-Мансийск Итого

Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %

Да 20 83,3 7 100,0 72 100,0 99 96,1

Нет 0 0,0 0 0,0 0 0,0 0 0,0

Затрудняюсь ответить 4 16,7 0 0,0 0 0,0 4 3,9

Итого 24 100,0 7 100,0 72 100,0 103 100,0

Таблица 8

Распределение ответов на вопрос: «Удовлетворены ли Вы обеспечением безопасности нахождения вашего ребёнка в выбранном Вами учреждения дополнительного образования по родным языкам и литературе КМНС?»

Варианты ответов Населённый пункт

пгт. Излучинск (Нижневартовский р-н) п. Игрим (Березовский р-н) г. Ханты-Мансийск ИТОГО

Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %

Да 18 75,0 7 100,0 69 95,8 94 91,3

Нет 0 0,0 0 0,0 0 0,0 0 0,0

Затрудняюсь ответить 6 25,0 0 0,0 3 4,2 9 8,7

ИТОГО 24 100,0 7 100,0 72 100,0 103 100,0

Примерно 60,0% респондентов отметили, нительного образования. Не удовлетворены что удовлетворены материально-технической 33,0% (Ханты-Мансийск - 47,2%) респонден-базой выбранного ими учреждения допол- тов (табл. 9).

Таблица 9

Распределение ответов на вопрос: «Удовлетворены ли материально-технической базой выбранного Вами учреждения дополнительного образования?»

Варианты ответов Населённый пункт

пгт. Излучинск (Нижневартовский р-н) п. Игрим (Березовский р-н) г. Ханты-Мансийск Итого

Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %

Да 21 87,5 7 100,0 33 45,8 61 59,2

Нет 0 0,0 0 0,0 34 47,2 34 33,0

Затрудняюсь ответить 3 12,5 0 0,0 5 6,9 8 7,8

Итого 24 100,0 7 100,0 72 100,0 103 100,0

Отвечая на вопрос: «Как бы Вы оценили качество дополнительного образования по родным языкам и литературе КМНС, которое даёт Вашему ребёнку учреждение дополнительного образования сегодня?», значительная часть опро-

Меньше половины респондентов (41,7%) удовлетворены условиями, направленными на развитие способностей и интересов детей, включая их участие

шенных респондентов (70,9%) дали оценку «хорошо» (табл. 10). Оценку «отлично» дали лишь 15,5% респондентов. Оценку «удовлетворительно» дали чуть более половины респондентов (54,2%) Нижневартовского района.

в конкурсах и олимпиадах по родным языкам и литературе КМНС. Затруднялись ответить на соответствующий вопрос 54,4% респондентов (табл. 11).

Варианты ответов Населённый пункт

пгт. Излучинск (Нижневартовский р-н) п. Игрим (Березовский р-н) г. Ханты-Мансийск Итого

Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %

Да 12 50,0 5 71,4 26 36,1 43 41,7

Нет 0 0,0 0 0,0 4 5,6 4 3,9

Таблица 10

Распределение ответов на вопрос: «Как бы Вы оценили качество дополнительного образования по родным языкам и литературе КМНС, которое даёт Вашему ребёнку учреждение дополнительного образования сегодня?»

Варианты ответов Населённый пункт

пгт. Излучинск (Нижневартовский р-н) п. Игрим (Березовский р-н) г. Ханты-Мансийск ИТОГО

Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %

Отличное 2 8,3 2 28,6 12 16,7 16 15,5

Хорошее 9 37,5 5 71,4 59 81,9 73 70,9

Удовлетворительное 13 54,2 0 0,0 1 1,4 14 13,6

Неудовлетворительное 0 0,0 0 0,0 0 0,0 0 0,0

Затрудняюсь ответить 0 0,0 0 0,0 0 0,0 0 0,0

ИТОГО 24 100,0 7 100,0 72 100,0 103 100,0

Таблица 11

Распределение ответов на вопрос: «Удовлетворены ли Вы условиями, направленными на развитие способностей и интересов детей, включая их участие в конкурсах и олимпиадах по родным языкам и литературе КМНС?»

Затрудняюсь ответить 12 50,0 2 28,6 42 58,3 56 54,4

Итого 24 100,0 7 100,0 72 100,0 103 100,0

Отвечая на вопрос: «Согласны ли вы с мнением, что уровень освоения родного языка зависит от того, интересно ли проходят уроки по родно-

му языку?», значительное большинство респондентов (89,3%) утвердительно сказали, что да, согласны (табл. 12).

Таблица 12

Распределение ответов на вопрос: «Согласны ли вы с мнением, что уровень освоения родного языка зависит от того, интересно ли проходят уроки по родному языку?»

Варианты ответов Населённый пункт

пгт. Излучинск (Нижневартовский р-н) п. Игрим (Березовский р-н) г. Ханты-Мансийск Итого

Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %

Да, согласен 17 70,8 7 100,0 68 94,4 92 89,3

Нет, не согласен 1 4,2 0 0,0 0 0,0 1 1,0

Затрудняюсь ответить 6 25,0 0 0,0 4 5,6 10 9,7

Итого 24 100,0 7 100,0 72 100,0 103 100,0

Лишь незначительная часть респондентов где 62,5% респондентов отрицало дефицит); (27,2%) признала достаточным обеспечение при этом в Берёзовском районе о нехват-учебной и учебно-методической литературой ке литературы заявил 71,4% опрошенных (за исключением Нижневартовского района, (табл. 13).

Таблица 13

Распределение ответов на вопрос: «Как вы считаете, достаточно ли учебной и учебно-методической литературы в учреждении дополнительного образования для качественного изучения родного языка и литературы КМНС?»

Населённый пункт

Варианты ответов пгт. Излучинск (Нижневартовский р-н) п. Игрим (Березовский р-н) г. Ханты-Мансийск Итого

Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %

Да, достаточно 15 62,5 2 28,6 11 15,3 28 27,2

Нет, не достаточно 0 0,0 5 71,4 0 0,0 5 4,9

Затрудняюсь ответить 9 37,5 0 0,0 61 84,7 70 68,0

Итого 24 100,0 7 100,0 72 100,0 103 100,0

С точки зрения значительной части респондентов, главными критериями, которые необходимо соблюдать в процессе обучения в учреж-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дениях дополнительного образования являются (табл. 14): доступность - 72,8%, безопасность -59,2% и качество - 48,5%.

Таблица 14

Распределение ответов на вопрос: «Какие из критериев, для Вас самые необходимые в процессе обучения Вашего ребёнка в учреждениях дополнительного образования по родным языкам и литературе КМНС?»

Варианты ответов Населённый пункт

пгт. Излучинск (Нижневартовский р-н) п. Игрим (Березовский р-н) г. Ханты-Мансийск Итого

Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %

Доступность 16 66,7 7 100,0 52 72,2 75 72,8

Качества 11 45,8 6 85,7 33 45,8 50 48,5

Эффективность 9 37,5 4 57,1 12 16,7 25 24,3

Хорошая материально-техническая база 5 20,8 1 14,3 15 20,8 21 20,4

Безопасность 14 58,3 4 57,1 43 59,7 61 59,2

Другое 0 0,0 0 0,0 5 6,9 5 4,9

Итого 24 229,2 7 314,3 72 222,2 103 230,1

Отвечая на последний вопрос анкеты, респонденты, в качестве пожелания по улучшению изучения родного языка и литературы КМНС в своём населённом пункте, высказали следующее:

- хотелось иметь детские журналы, художественную литературу, словари;

- хочется иметь в домашней библиотеке детские журналы, художественную литературу, словари, учебники;

- чтобы большее количество учебников и литературы по родному мансийскому языку отправляли в наш населённый пункт (Игрим);

- я бы хотела дома иметь учебники по мансийскому языку и мансийскую литературу;

- хотелось бы в каждой семье иметь мансийскую литературу и учебники по мансийскому языку;

- больше пропаганды в изучении родных языков;

- надо изучать языки;

- ходить в центр и изучать культуру и языки;

- чтобы информация об этом была доступна;

- необходимо больше говорить о культуре;

- необходимо больше новой современной литературы по родным языкам и литературы КМНС.

Обсуждение и заключение

Результаты мониторинга свидетельствуют, что все респонденты в основном удовлетворены своими отношениями с администрацией и педагогами образовательных учреждений дополнительного образования по родным языкам и литературе КМНС (100,0%), а подавляющее боль-

шинство (99,0%) - также и отношениями своего ребёнка с педагогами.

Все респонденты удовлетворены санитарно-гигиеническими условиями, обеспечивающими возможность безопасной и комфортной организации образовательной деятельности, большинство - условиями, направленными на сохранение и укрепление здоровья детей (96,1%) и обеспечением безопасности нахождения своего ребёнка в выбранном учреждении дополнительного образования (91,3%).

Многие участники опроса удовлетворены и высоким качеством воспитательной работы (94,2%), профессиональным уровнем педагогического коллектива (89,1%), меньше - материально-технической базой выбранного ими учреждения (60,0%).

В то же время исследование выявило и проблемы.

Лишь незначительная часть респондентов (за исключением нижневартовцев) осталась удовлетворена обеспеченностью учебной и учебно-методической литературой (27,2%), особенно остро проблема воспринималась в Берёзовском районе (71,4%).

Только 41,7% респондентов довольны тем, как педагоги работают над развитием интересов и способностей детей.

На общем позитивном фоне названные проблемы должны учитываться организаторами дополнительного образования по изучению родных языков и литературы коренных народов Севера в округе в целом и отдельных его районах.

Список источников и литературы

1. Аналитический доклад о состоянии системы дополнительного образования детей в Российской Федерации в условиях реализации Концепции развития дополнительного образования детей, 2017. 54 с. URL: https://www.eseur. ru/Files/file6096.pdf (дата обращения: 30.11.2021).

2. Буйлова Л. Н. Актуализация роли дополнительного образования детей в современной образовательной политике РФ // Актуальные задачи педагогики: материалы международной научной конференции (Чита, декабрь 2011 г.). Чита: Изд-во Молодой учёный, 2011. Т. 2. C. 138-141.

3. Воробьёва Т. П. Актуальные вопросы оценки качества дополнительного образования детей // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2018. № 1(4). С. 44-48.

4. Державина В. В. Наставничество в системе дополнительного образования: образовательная практика // Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: развитие востребованности, привлекательности, результативности: материалы V Международной научно-практической конференции. Челябинск: ЧИППКРО, 2021. С. 121-124.

5. Голованов В. П. Современное дополнительное образование детей как личное образовательное пространство детства // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 5. С. 160-165.

6. Дополнительное образование детей в России: единое и многообразное / С. Г. Косарецкий, М. Е. Гошин, А. А. Беликов и др.; под ред. С. Г. Косарецкого, И. Д. Фрумина. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 277 с.

7. Кондакова С. А., Буданова Н. И., Иванова И. А. Внутренняя система оценки качества в учреждении дополнительного образования // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2019. №2. С. 22-26.

8. Концепция развития дополнительного образования детей (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р). URL: http://static.government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf (дата обращения: 06.12.2021).

9. Логинова Л. Г. Оценивание качества в дополнительном образовании детей: практико-ориентированная монография. Чебоксары: Среда, 2019. 432 с.

10. Молоков Д. С. Зарубежный опыт предоставления услуг в сфере дополнительного образования детей // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 1. Том II (Психолого-педагогические науки). С. 225-231.

11. Симонова Г. И. Тенденции развития системы дополнительного образования // Дополнительное образование школьников: традиции и тенденции развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Киров: Изд-во ВятГГУ 2013. С. 8.

12. Собкин В. С., Калашникова Е. А. Отношение к дополнительному образованию учащихся основной и старшей школы: социально-психологические аспекты // Национальный психологический журнал. 2018. № 1(29). С. 63-76.

13. Удовлетворённость родителей качеством дошкольного, общего и дополнительного образования в Ленинградской области: сб. материалов. СПб.: ЛОИРО, 2019. 49 с.

14. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». URL: https://base.garant.ru/70170946/#ixzz7EGPRxkvw (дата обращения: 06.12.2021).

15. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 03.12.2021).

16. Englezou E., Fragkouli E. Literacy in the early years and English as an additional language: The case of a British international school // Journal of Research in International Education. 2014. Vol. 13. Iss.1. pp. 46-62.

17. Liem Gregory Arief D. Academic and social achievement goals: Their additive, interactive, and specialized effects on school functioning // British Journal of Educational Psychology. 2016. Vol. 86. Iss. 1. pp. 37-56.

18. Marshall C. School Inspection: Thirty-five years of school inspection: raising educational standards for children with additional needs? // British Journal of Special Education. 2008. Vol. 35. Iss. 2. pp. 69-77.

19. Mistry M., Sood K. Raising standards for pupils who have English as an Additional Language (EAL) through monitoring and evaluation of provision in primary schools // Education 3-13: International Journal of Primary, Elementary and Early Years Education. 2012. Vol. 40. Iss.3. pp. 281-293.

20. Svareniece B., Katane I. Children and Youth Interest Education Establishment as Non-formal Educational Environment in Latvia // Rezeknes Augstskola. 2015. Vol. 12. http://journals.ru.lv/index.php/SIE/article/view/467/458 (дата обращения: 06.12.2021).

References

1. Analiticheskij doklad o sostojanii sistemy dopolnitel'nogo obrazovanija detej v Rossijskoj Federacii v uslovijah realizacii Koncepcii razvitija dopolnitel'nogo obrazovanija detej [Analytical report on the state of the system of additional education for children in the Russian Federation in the context of the implementation of the Concept for the Development of Additional Education for Children], 2017, 54 p. Available at: https://www.eseur.ru/Files/file6096.pdf (accessed: November 30, 2021). (In Russian)

2. Buylova L. N. Aktualizacija roli dopolnitel'nogo obrazovanija detej v sovremennoj obrazovatel'noj politike RF [Actualization of the role of additional education of children in the modern educational policy of the Russian Federation].

BecmHUK yzpoeedeHun. T. 12, № 2. 2022.

Aktual'nye zadachipedagogiki: materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii [Actual problems of pedagogy: materials of the International Scientific Conference]. Chita: Izd-vo Molodoj uchyonyj Publ., 2011. pp. 138-141. (In Russian)

3. Vorobyova T. P. Aktual'nye voprosy ocenki kachestva dopolnitel'nogo obrazovanija detej [Topical issues of assessing the quality of additional education for children]. Nauchno-metodicheskoe obespechenie ocenki kachestva obrazovanija [Scientific and methodological support for assessing the quality of education], 2018, no. 1 (4), pp. 44-48. (In Russian)

4. Derzhavina V. V. Nastavnichestvo v sisteme dopolnitel'nogo obrazovanija: obrazovatel'najapraktika [Mentorship in the system of additional education: educational practice]. Dopolnitel'noe obrazovanie detej v izmenjajushhemsja mire: razvitie vostrebovannosti, privlekatel'nosti, rezul'tativnosti: materialy V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Additional education of children in the changing world: development of relevance, attractiveness, performance: materials of the V International Scientific and Practical Conference]. Chelyabinsk: ChlPPKRO Publ., 2021. pp. 121-124. (In Russian)

5. Golovanov V.P. Sovremennoe dopolnitel'noe obrazovanie detej kak lichnoe obrazovatel'noe prostranstvo detstva [Modern additional education of children as a personal educational space of childhood]. Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], 2017, no. 5, pp. 160-165. (In Russian)

6. Dopolnitel'noe obrazovanie detej vRossii: edinoe i mnogoobraznoe [Additional education for children in Russia: the uniform and diverse]. S. G. Kosaretsky, M. E. Goshin, A. A. Belikov et al. Ed. by S. G. Kosaretsky, I. D. Frumin. Moscow: Izd. dom Vysshej shkoly jekonomiki Publ., 2019. 277 p. (In Russian)

7. Kondakova S. A., Budanova N. I., Ivanova I. A. Vnutrennjaja sistema ocenki kachestva v uchrezhdenii dopolnitel'nogo obrazovanija [Internal quality assessment system in the institution of additional education]. Nauchno-metodicheskoe obespechenie ocenki kachestva obrazovanija [Scientific and methodological support for assessing the quality of education], 2019, no. 2, pp. 22-26. (In Russian)

8. Koncepcija razvitija dopolnitel'nogo obrazovanija detej (Utverzhdena rasporjazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 4 sentjabrja 2014 g. [Concept for the development of additional education for children (Approved by the order of the Government of the Russian Federation dated September 4, 2014 No. 1726-r]. Available at: http://static.government.ru/ media/files/ipA1NW42XOA.pdf (accessed: December 06, 2021). (In Russian)

9. Loginova L. G. Ocenivanie kachestva v dopolnitel'nom obrazovanii detej: praktiko-orientirovannaja monografija [Quality assessment in additional education of children: a practice-oriented monograph]. Cheboksary: Sreda Publ., 2019. 432 p. (In Russian)

10. Molokov D. S. Zarubezhnyj opyt predostavlenija uslug v sfere dopolnitel'nogo obrazovanija detej [Foreign experience in providing services in the field of additional education for children]. Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], 2013, no. 1 (II) (Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik [Psychological and pedagogical sciences [Psychological and pedagogical sciences]), pp. 225-231. (In Russian)

11. Simonova G. I. Tendencii razvitija sistemy dopolnitel'nogo obrazovanija [Trends in the development of the system of additional education]. Dopolnitel'noe obrazovanie shkol'nikov: tradicii i tendencii razvitija: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Additional education for schoolchildren: traditions and development trends: materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference]. Kirov: Izd-vo VyatGTU Publ., 2013. p. 8. (In Russian)

12. Sobkin V S., Kalashnikova E. A. Otnoshenie k dopolnitel'nomu obrazovaniju uchashhihsja osnovnoj i starshej shkoly: social'no-psihologicheskie aspekty [Attitude towards additional education of students of primary and senior school: social and psychological aspects]. Nacional'nyjpsihologicheskijzhurnal [National Psychological Journal], 2018, no. 1 (29), pp. 63-76. DOI: 10.11621/npj.2018.0106. (In Russian)

13. Udovletvorennost' roditelej kachestvom doshkol'nogo, obshhego i dopolnitel'nogo obrazovanija v Leningradskoj oblasti: sb. materialov [Satisfaction of parents with the quality of preschool, general and additional education in Leningrad Oblast: collection of materials]. Saint-Petersburg: LOIRO Publ., 2019. 49 p. (In Russian)

14. Ukaz Prezidenta RF ot 7 maja 2012 g. N 599 "O merah po realizacii gosudarstvennoj politiki v oblasti obrazovanija i nauki" [Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2012 N599 "On measures to implement state policy in the field of education and science"]. Available at: https://base.garant.ru/70170946/#ixzz7EGPRxkvw (accessed: December 06, 2021). (In Russian)

15. Federal'nyj zakon "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii" ot 29.12.2012 N 273-FZ (poslednjaja redakcija) [Federal Law "On Education in the Russian Federation" dated December 29, 2012 N273-FZ (last edition)]. Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed: December 03, 2021). (In Russian)

16. Englezou E., Fragkouli E. Literacy in the early years and English as an additional language: The case of a British international school. Journal of Research in International Education, 2014, no. 13 (1), pp. 46-62. (In English)

17. Liem Gregory Arief D. Academic and social achievement goals: Their additive, interactive, and specialized effects on school functioning. British Journal of Educational Psychology, 2016, no. 86 (1), pp. 37-56. (In English)

18. Marshall C. SCHOOL INSPECTION: Thirty-five years of school inspection: raising educational standards for children with additional needs? British Journal of Special Education, 2008, no. 35 (2), pp. 69-77. (In English)

19. Mistry M., Sood K. Raising standards for pupils who have English as an Additional Language (EAL) through monitoring and evaluation of provision in primary schools. Education 3-13: International Journal of Primary, Elementary and Early Years Education, 2012, no. 40 (3), pp. 281-293. (In English)

20. Benita Svareniece, Irena Katane. Children and Youth Interest Education Establishment as Non-formal Educational Environment in Latvia. Available at: http://journals.ru.lv/index.php/SIE/article/view/467/45B (accessed: December 06, 2021). (In English)

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Хакназаров Саидмурод Хамдамович, заведующий отделом социально-экономического развития и мониторинга, Обско-угорского института прикладных исследований и разработок, (62B011, Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, д. 14а), кандидат геолого-минералогических наук.

S_haknaz@mail.ru

ORCID: 0000-0003-4BB7-26B7

ABOUT THE AUTHOR

Khaknazarov Saidmurod Khamdamovich, Head of the Research Department of Socio-Economic Development and Monitoring, Ob-Ugric Institute of Applied Researches and Development (62B011, Russian Federation, Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra, Khanty-Mansiysk, Mira st., 14A), Candidate of Geological and Mineral Sciences.

S_haknaz@mail.ru

ORCID: 0000-0003-4BB7-26B7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.