Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ИЗ ЧИСЛА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРАВ УСЛОВИЯХ ШКОЛ - ИНТЕРНАТОВ(НА ПРИМЕРЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ)'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ИЗ ЧИСЛА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРАВ УСЛОВИЯХ ШКОЛ - ИНТЕРНАТОВ(НА ПРИМЕРЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник угроведения
WOS
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ / ЮГРА / ОБРАЗОВАНИЕ / ШКОЛА - ИНТЕРНАТ / ЭТНИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткачук Наталья Витальевна

Статья посвящена изучению одного из аспектов функционирования регионального компонента системы образования, а именно формированию этнокультурной компетентности обучающихся из числа коренных малочисленных народов Севера. Формирование этнокультурной компетентности обучающихся ханты, манси, ненцев - важное условие организации образовательного процесса, в основе которого лежат традиционные знания титульных этносов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.Цель: выявить основные направления формирования этнокультурной компетентности обучающихся из числа коренных малочисленных народов Севера в школах - интернатах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.Материалы исследования: социологические данные, полученные среди обучающихся образовательных организаций, имеющих интернат.Результаты и научная новизна. Впервые на территории Ханты-Мансийского автономно много округа - Югры проводилось социологическое исследование по вопросу формирования этнокультурной компетентности обучающихся из числа коренных малочисленных народов Севера в школах - интернатах. Результаты проведённого исследования показывают, что в образовательных учреждениях, имеющих интернат, в системе основного образования на основе внеурочной деятельности, предусмотрены и используются различные формы организации работы с учётом этнокультурного компонента. Сеть занятий вне школьных уроков организована по направлениям общекультурного, спортивно - оздоровительного, этнокультурного воспитания и образования. Учебная и внеурочная деятельность позволяет учесть потребности обучающихся из числа коренных малочисленных народов Севера, направленные на формирование этнокультурной компетентности. Изучение родного языка (хантыйского, мансийского, ненецкого) обучающимися происходит во время урочной, внеурочной и внеклассной работы. Продемонстрировать языковую компетентность школьникам из числа КМНС представляется возможным и на олимпиаде по родному языку и литературе. Применить знания, развить личностные, творческие, спортивные качества школьники могут в различных кружках по декоративно - прикладному искусству и традиционным ремёслам, в спортивных секциях по национальным видам спорта, в школьных этноклубах и этномузеях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ткачук Наталья Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ETHNO - CULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS AMONGTHE INDIGENOUS PEOPLES OF THE NORTH IN THE CONDITIONS OF BOARDING SCHOOLS(ON THE EXAMPLE OF KHANTY-MANSIYSK AUTONOMOUS OKRUG - YUGRA)

The article is devoted to the study of one of the aspects of the functioning of the regional component in the education system, namely, the formation of ethno - cultural competence of students among the indigenous peoples of the North. Formation of ethno - cultural competence of students among the Khanty, Mansi, and Nenets peoples is an importantBulletin of Ugric Studies. Vol. 13, № 2 (53). 2023.condition for the organization of the educational process, which is based on the traditional knowledge of the titular ethnic groups of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra.Objective: to identify the main directions of the formation of ethno - cultural competence of students among the indigenous peoples of the North in boarding schools of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra.Research materials: sociological data obtained among students of educational organizations with boarding schools.Results and novelty of the research: for the first time on the territory of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra, a sociological study was conducted on the formation of ethno - cultural competence of students among the indigenous peoples of the North in boarding schools. The results of the study show that in educational institutions with boarding schools, in the system of basic education based on extracurricular activities, various forms of work organization are provided and used, taking into account the ethno - cultural component. The network of classes outside of school lessons is organized in the areas of general cultural, sports and recreation, and ethno - cultural education. Educational and extracurricular activities allow taking into account the needs of students among the indigenous small - numbered peoples of the North, aimed at the formation of ethno - cultural competence. The study of the native language by students (Khanty, Mansi, Nenets) takes place at lessons and in extracurricular time. Students can demonstrate their language competence at the Olympiad in their native language and literature. They can apply their knowledge, develop personal, creative, and athletic qualities in various circles on decorative and applied arts and traditional crafts, in national sports, in school ethnoclubs and ethnomuseums.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ИЗ ЧИСЛА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРАВ УСЛОВИЯХ ШКОЛ - ИНТЕРНАТОВ(НА ПРИМЕРЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ)»

УДК 37.018.32

DOI: 10.30624/2220-4156-2023-13-2-388-397

Формирование этнокультурной компетентности обучающихся из числа коренных малочисленных народов Севера в условиях школ-интернатов (на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры)

Н. В. Ткачук

Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок, г. Ханты-Мансийск, Российская Федерация, Naksik1@yandex.ru

АННОТАЦИЯ

Введение. Статья посвящена изучению одного из аспектов функционирования регионального компонента системы образования, а именно формированию этнокультурной компетентности обучающихся из числа коренных малочисленных народов Севера. Формирование этнокультурной компетентности обучающихся ханты, манси, ненцев -важное условие организации образовательного процесса, в основе которого лежат традиционные знания титульных этносов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Цель: выявить основные направления формирования этнокультурной компетентности обучающихся из числа коренных малочисленных народов Севера в школах-интернатах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Материалы исследования: социологические данные, полученные среди обучающихся образовательных организаций, имеющих интернат.

Результаты и научная новизна. Впервые на территории Ханты-Мансийского автономно много округа - Югры проводилось социологическое исследование по вопросу формирования этнокультурной компетентности обучающихся из числа коренных малочисленных народов Севера в школах-интернатах. Результаты проведённого исследования показывают, что в образовательных учреждениях, имеющих интернат, в системе основного образования на основе внеурочной деятельности, предусмотрены и используются различные формы организации работы с учётом этнокультурного компонента. Сеть занятий вне школьных уроков организована по направлениям общекультурного, спортивно-оздоровительного, этнокультурного воспитания и образования. Учебная и внеурочная деятельность позволяет учесть потребности обучающихся из числа коренных малочисленных народов Севера, направленные на формирование этнокультурной компетентности. Изучение родного языка (хантыйского, мансийского, ненецкого) обучающимися происходит во время урочной, внеурочной и внеклассной работы. Продемонстрировать языковую компетентность школьникам из числа КМНС представляется возможным и на олимпиаде по родному языку и литературе. Применить знания, развить личностные, творческие, спортивные качества школьники могут в различных кружках по декоративно-прикладному искусству и традиционным ремёслам, в спортивных секциях по национальным видам спорта, в школьных этноклубах и этномузеях.

Ключевые слова: коренные малочисленные народы, Югра, образование, школа-интернат, этническая компетентность, социологическое исследование

Для цитирования: Ткачук Н. В. Формирование этнокультурной компетентности обучающихся из числа коренных малочисленных народов Севера в условиях школ-интернатов (на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры) // Вестник угроведения. 2023. Т. 13. № 2 (53). С. 388-397.

Formation of ethno-cultural competence of students among the indigenous peoples of the North in the conditions of boarding schools (on the example of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra)

N. V. Tkachuk

Ob-Ugric Institute of Applied Research and Development, Khanty-Mansiysk, Russian Federation, Naksik1@yandex.ru

ABSTRACT

Introduction: the article is devoted to the study of one of the aspects of the functioning of the regional component in the education system, namely, the formation of ethno-cultural competence of students among the indigenous peoples of the North. Formation of ethno-cultural competence of students among the Khanty, Mansi, and Nenets peoples is an important

condition for the organization of the educational process, which is based on the traditional knowledge of the titular ethnic groups of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra.

Objective: to identify the main directions of the formation of ethno-cultural competence of students among the indigenous peoples of the North in boarding schools of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra.

Research materials: sociological data obtained among students of educational organizations with boarding schools.

Results and novelty of the research: for the first time on the territory of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug -Yugra, a sociological study was conducted on the formation of ethno-cultural competence of students among the indigenous peoples of the North in boarding schools. The results of the study show that in educational institutions with boarding schools, in the system of basic education based on extracurricular activities, various forms of work organization are provided and used, taking into account the ethno-cultural component. The network of classes outside of school lessons is organized in the areas of general cultural, sports and recreation, and ethno-cultural education. Educational and extracurricular activities allow taking into account the needs of students among the indigenous small-numbered peoples of the North, aimed at the formation of ethno-cultural competence. The study of the native language by students (Khanty, Mansi, Nenets) takes place at lessons and in extracurricular time. Students can demonstrate their language competence at the Olympiad in their native language and literature. They can apply their knowledge, develop personal, creative, and athletic qualities in various circles on decorative and applied arts and traditional crafts, in national sports, in school ethnoclubs and ethnomuseums.

Key words: indigenous peoples, Yugra, education, boarding school, ethnic competence, sociological research

For citation: Tkachuk N. V Formation of ethno-cultural competence of students among the indigenous peoples of the North in the conditions of boarding schools (on the example of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra) // Vestnik ugrovedenia = Bulletin of Ugric Studies. 2023; 13 (2/53): 388-397.

Введение

Региональный компонент системы образования в ХМАО-Югре предусматривает преподавание предметов этнокультурной направленности и формирование / сохранение этнокультурных компетенций обучающихся из числа коренных малочисленных народов Севера [10].

В Этнопсихологическом словаре В. Крысь-ко поясняется, что этнокультурная компетентность - это степень проявления человеком знаний, навыков и умений, позволяющих ему правильно оценивать специфику и условия взаимодействия, взаимоотношений с представителями других этнических общностей, находить адекватные формы сотрудничества с ними с целью поддержания атмосферы согласия и взаимного доверия [13, 305].

Для рассмотрения понятия этнокультурная компетентность использовались работы Т. В. Поштарёвой [9], А. Б. Афанасьевой [1]. Под этнокультурной компетентностью понимается свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию [9, 15]. Сущность этнокультурной компетентности заключается в том, что человек, обладая ею, выступает активным носителем опыта в области этно-

культур и межэтнического взаимодействия. Знания и умения учащегося в этой области позволят ему принять своеобразие образа жизни конкретных этнических общностей [9, 15]. А. Б. Афанасьева уделяет внимание на компетентности в области родной этнокультуры, де-ятельностном опыте овладения этнокультурными ценностями, умении их сопоставлять, осознании места этнокультур в общекультурном процессе [1, 80].

Ханты-Мансийский автономный округ -Югра в реализации принципа общедоступности и непрерывности образовательной системы имеет опыт организации модели школ-интернатов для обучающихся из числа коренных малочисленных народов Севера (КМНС). На территории автономного округа в 7 муниципальных районах расположено 18 образовательных организаций с пришкольными интернатами [7], 1403 ребёнка по национальности ханты, манси, ненцы получают образование и проживают в условиях школ-интернатов. В этой связи, на региональном уровне предусмотрен комплекс действий по интеграции в современную образовательную среду принципов этнической системы воспитания, сложившихся в условиях традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера [10].

В начале 2000-х гг. наблюдался возрастающий интерес к исследованию образования ханты, манси, ненцев в условиях школ-интернатов.

Представители национальной интеллигенции, знающие на собственном опыте традиционный уклад семейного воспитания, обращали внимание на проблемные стороны «интернатского воспитания и обучения детей аборигенов...» [8, 37], акцентируя внимание на вопросе формирования социокультурной среды, когда ребёнок «дома учился больше сам - путём подражания», «следовал примеру отца или матери» [4, 28]; говорили о том, что традиционное воспитание можно сохранить лишь «в замкнутом коллективе: семья, род, народ» [6, 38]. В публикациях об образовании в системе школ-интернатов авторы актуализируют проблему резкой смены условий и обстоятельств, привычных для детей коренных народов, говорят о прерывании связи между поколениями, о подходах в системе образования с учётом специфики их ментального склада и этнокультурных потребностей [11; 3].

По мнению У. Н. Зуевой, традиционную культуру необходимо рассматривать как опору этнонационального образования: «.на основе этнических традиций школа может выполнять функции формирования свободной, творческой личности [3, 46]. В отдельных работах рассматривается процесс создания образовательной системы для коренных народов Севера в исторической динамике [2; 14]. В ряде зарубежных публикаций об этнокультурных подходах в современных учебных программах раскрывается опыт Финляндии на примере саами [15; 16; 17; 19], описываются образовательные идеи, исходящие от самих малочисленных народов [18]. Отдельное внимание авторы исследований обращают на сохранение этнокультурной компетентности детей ханты, манси, ненцев в условиях школ-интернатов, особенно подчёркивается, что «самое сложное сегодня - не столько помочь ребёнку освоить другую культуру, сколько сохранить при этом свою» [5, 90; 3, 46].

В Югре система расселения ханты, манси, ненцев характеризуется спецификой, которая тесно связана с ведением круглогодично традиционного хозяйствования (оленеводство, сбор и заготовка дикоросов, рыбный промысел) в отдалённых родовых стойбищах, территориях традиционного природопользования (ТТП). Окружной реестр особо охраняемых территорий, образованных для ведения тради-

ционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами, в автономном округе показывает, что наибольшее количество таких территорий расположено в Нижневартовском (133 ТТП) и Сургутском районах (107 ТТП), наименьшее в Берёзовском районе - 21 ТТП [12, 21]. Перед семьями коренных народов, проживающих на ТТП, возникает сложная дилемма при переходе детей в школу, и как правило, такие семьи вынуждены на время учебного года отдавать своих детей в школы-интернаты с круглосуточным пребыванием. Очевидно, что в новых социальных условиях ребёнок будет ориентирован на получение знаний, умений, навыков по мере обучения в школе и при этом важно, чтобы он не утратил традиционные умения, сохранил и приумножил народные знания. В этой связи возникает вопрос о готовности школы взять на себя функции по сохранению этнокультурного опыта и формированию этнокультурных знаний обучающихся из числа КМНС.

С этой целью в 2022 г. нами было проведено социологическое исследование в 15 общеобразовательных школах, имеющих в структуре интернат. Фокус группу составили учащиеся (5-11 классов) из числа КМНС, обучающиеся в школах-интернатах.

Объектом исследования выступает этнокультурная компетентность учащихся.

Предмет исследования - формы организации учебной деятельности, направленные на формирование этнокультурной компетентности обучающихся из числа коренных малочисленных народов Севера в условиях школ-интернатов.

Материалы и методы

Материалом исследования послужили данные, полученные в ходе социологического исследования (354 анкеты) в 2022 г. среди обучающихся в школах-интернатах, расположенных в муниципальных образованиях Югры. Анкета включает 32 вопроса (открытого, закрытого вида) в том числе о социально-демографических данных (пол, возраст, национальность, класс). Обработка и систематизация социологической информации проводилась в программе «Vortex».

Методологическую базу исследования со-

ставили описательным, сопоставительным, аналитический, статистический методы.

Результаты

Формирование этнокультурной компетентности обучающихся - важная составляющая регионального компонента системы образования в Югре. Особую роль в формировании этнокультурной компетентности играют образовательные учреждения. Исключительная миссия в этом принадлежит школам, имеющим интернат. Именно они могут реализовывать разные модели формирования этнокультурной компетентности и системно подходить к этому вопросу. Для того, чтобы посмотреть, как реализуется эта система в Югре, было проведено социологическое исследование среди учащих-

ся 5-11 классов из числа КМНС, обучающихся в школах, имеющих интернат.

Национальный состав респондентов: ханты (85,9 %), манси (10,4 %), ненцы (3,7 %). Опрошенные - обучающиеся в возрасте от 11 до 18 лет. Из 354 опрошенных 50,6 % составляют мальчики, 48,6 % - девочки. Исследование проводилось в 15 образовательных учреждения, имеющих интернат. По числу опрошенных на первом месте МБОУ «Угутская СОШ» (94 ученика из числа КМНС: 93 - ханты, 1-ненец), наименьшее число обучающихся, участвовавших в опросе оказалось в КОУ «Няган-ская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» (1 ученик ханты), в МБОУ «Чехломеевская общеобразовательная школа» (Нижневартовский р-н) (6 детей ханты).

Таблица 1

Двумерное распределение Переменная-основание: национальность

Наименование образовательной организации Национальность

ханты манси ненцы ИТОГО:

МАОУ «Тегинская СОШ» (Берёзовский р-он) 29 3 0 32

КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» (Кондинский р-н) 7 7 0 13

КОУ «Березовская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» (Берёзовский р-н) 2 4 2 8

МБОУ «Сосьвинская средняя общеобразовательная школа» (Берёзовский р-н) 2 22 0 24

МБОУ «Чехломеевская общеобразовательная школа» (Нижневартовский р-н) 6 0 0 6

МБОУ «Корликовская ОСШ» (Нижневартовский р-н) 7 0 0 7

МБОУ «Варьёганская ОСШ» (Нижневартовский р-н) 6 0 4 10

КОУ «Ларьякская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» (Нижневартовский р-н) 10 0 1 11

МБОУ «Русскинская СОШ» (Сургутский р-н) 66 0 0 66

МБОУ «Ляминская СОШ» (Сургутский р-н) 41 1 0 42

МБОУ «Угутская СОШ» (Сургутский р-н) 93 0 1 94

КОУ «Солнечная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» (Сургутский р-н) 10 0 0 10

КОУ «Няганская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» (Октябрьский р-н) 1 0 0 1

МАОУ «Казымская СОШ» (Белоярский р-он) 15 0 5 20

МБОУ «Полноватская СОШ» (Белоярский р-н) 11 0 0 11

ИТОГО: 305 37 13 354

С целью выявления обучающихся со способностями к изучению родного языка, глубины знаний родного языка и родной литературы ученикам 7-11 классов представляется возможным участвовать в школьных и муниципальных олимпиадах, а лучшие знатоки родного языка и родной литературы 9-11 классов могут проверить свои знания в региональном этапе. Ответы показали, что 29,1 % опрошенных принимали участие в олимпиаде для школьников по родному языку и родной литературе, другие отмечают, что участвуют, но не всегда (35,6 %). Таким образом, треть всех обучающихся, заинтересованных в изучении родного языка и литературы, охвачена олимпиадным движением в регионе.

Значительная роль в школах-интернатах отведена структуре внеурочных занятий. В ходе анкетирования выяснилось, что программы по внеурочной деятельности предоставляют возможность широкого (11 наименований) выбора кружков, секций, клубов при каждой школе-интернате (табл. 3). Спектр программ направлен на выявления и развитие интересов, способностей, творчества и специальных навыков у обучающихся. Школьники из числа КМНС приобретают знания, которые основаны на опыте предыдущих поколений.

Таблица 3

Распределение ответов на вопрос: Какие кружки, секции по изучению традиционных видов хозяйственной деятельности Вы посещаете?

Значения Частота % от ответов % от опрошенных

Мастерские по обучению традиционным ремёслам (резьба по дереву, изготовление изделий из бересты, изготовление национальных кукол, сувениров и др.) 60 12,5 16,9

Мастерские по обучению охотоведению, рыболовству, оленеводству и др. 26 5,4 7,3

Кружок декоративно-прикладного творчества, бисероплетение 46 9,6 13,0

Вокально-танцевальный кружок 33 6,9 9,3

Кружок кройки и шитья, изготовление национальных костюмов 30 6,3 8,5

Кружок Этномузей 27 5,6 7,6

Кружок Этноклуб 16 3,3 4,5

Кружок фольклорно-музыкальный клуб 21 4,4 5,9

Кружок фольклорно-театральный 21 4,4 5,9

Временные творческие коллективы по подготовке к традиционным праздникам 18 3,8 5,1

Секции по национальным видам спорта 44 9,2 12,4

Не посещаю 93 19,4 26,3

Другое 44 9,2 12,4

Сумма: 479 100,0 135,3

Итого ответивших: 352 99,4

В условиях основной образовательной программы школ-интернатов предусмотрено сохранение языковой компетентности школьников из числа КМНС. Опрошенные школьники ханты, манси, ненцы указали, что изучают родной язык (61,3 %), что самой распространённой формой знакомства с родным языком является традиционный школьный урок (19,8 %), и только незначительная часть (5,9 % отмечает внеурочную деятельность (табл. 2).

Таблица 2 Распределение ответов на вопрос: «Если да, то в какой форме?»

Значения Частота % от ответов % от опрошенных

нет данных 257 72,4 72,6

урок 70 19,7 19,8

внеурочная (кружок) 21 5,9 5,9

в устной форме 4 1,1 1,1

самостоятельно 3 0,8 0,8

Сумма: 355 100,0 100,3

Итого ответивших: 354 100,0

*Допускалось выбрать несколько вариантов ответов

Школьники могут выбирать детские объединения по интересам. Наиболее посещаемыми среди детей оказались те занятия, которые направленны на приобретение практических навыков в декоративно-прикладном творчестве и народных ремёслах: изготовление изделий из бисера, традиционных национальных кукол из ткани, природных материалов, изготовление национальных сувениров, знакомство с традиционными технологиями обработки бересты. Одним из популярных видов декоративно-прикладного творчества среди обучающихся является работа с природным материалом, увлекаются также художественной обработкой дерева, знакомятся с технологией работы с берестой.

Привлекают внимание школьников занятия по основным видам хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов (мастерские по обучению охотоведению, рыболовству, оленеводству). В системе внеурочной работы школ-интернатов в поселениях Сосьва, Варьёган, Угут, Казым предусмотрена серия элективных курсов на основе традиционных промыслов ханты, манси, ненцев, организованы кружки по охотоведению, рыболовству, оленеводству.

Для развития физических качеств у детей, приобщения к здоровому образу жизни воспитанникам предоставлена возможность проявить себя в национальных видах спорта. Исторически у ханты, манси, ненцев сложились спортивные состязания в прыжках через нарты, в метании спортивного топора, в метании тынзяна на хорей, в северном многоборье.

В содержании дополнительного образования обозначены этнокультурные приоритеты и подходы с учётом привычных занятий для детей КМНС. Названия секций позволяют отметить, что педагогами дополнительного образования учитываются увлечения и хобби детей, которые на время обучения вынуждены были покинуть семью и привычный, традиционный образ жизни. На базе школ МБОУ «Те-гинская СОШ» (Берёзовский район) и МБОУ «Угутская СОШ» (Сургутский район) в системе дополнительного образования воспитанникам предоставляется наибольший выбор по обучению традиционным ремёслам, декоративно-прикладному творчеству. В МБОУ «Ва-рьёганская ОСШ» (Нижневартовский район),

БОУ «Ляминская СОШ» (Сургутский район), МАОУ «Тегинская СОШ» (Берёзовский район) уделено внимание организации секций по национальным видам спорта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Система дополнительного образования не концентрируется только на традиционных промыслах и ремёслах. В ней предусмотрено знакомство обучающихся с духовной культурой и историей коренных народов Севера, развитие творческих способностей детей. Так, в школе-интернате с. Казым (Белоярский район) среди воспитанников вызывает интерес «Этномузей», в Угутской (Сургутский район) школе кружковая деятельность под названием «Этноцентр».

Результаты опроса показали, что заинтересованность обучающихся в первую очередь затрагивает те знания и умения, которые носят практический характер, которые ближе всего связаны с их жизненным опытом. Этим объясняется интерес к обучению резьбе по дереву, технике работы с берестой. При этом отметим, что практико-ориенти-рованные занятия по традиционным ремёслам и промыслам вызывают интерес среди обучающихся всех возрастных групп: от 11до 18 лет; секции по национальным видам спорта интересуют подростков в возрасте 14-16 лет; фольклорно-театральные кружки особенно занимают школьников в возрасте 12-13 лет.

Мастерские по обучению резьбе по дереву, охотоведению, рыболовству популярны в основном среди мальчиков. Выбор девочек чаще приходится на кружки кройки и шитья, изготовления национальных костюмов, бисе-роплетения. Такой выбор занятий обучающимися предопределён разделением занятий на мужские и женские в традиционной культуре обских угров и самодийцев.

Результаты социологического исследования позволяют констатировать, что образовательная система региона предоставляет ребёнку широкий спектр возможностей для развития личностного роста. В образовательных организациях, имеющих интернат, обучающиеся активно вовлечены в кружковую деятельность, лишь 26,3 % от числа опрошенных не посещают занятия вне уроков. У школьников складываются положительные оценки о качестве работы

кружков, секций, клубов при школе - 59,1 % опрошенных выражают свою удовлетворённость.

Обсуждение и заключение

Таким образом, результаты социологического исследования показывают, что в формировании этнокультурной компетентности обучающихся из числа КМНС важную роль играют образовательные учреждения, имеющие интернат, поскольку могут всесторонне подходить к реализации данного направления. Сегодня в системе общего образования и воспитания детей ханты, манси, ненцев в комплексе используются знания и опыт на основе этнокультурных традиций коренных малочисленных народов Севера.

Во-первых, в основной образовательной программе отводится время на изучение родного языка и родной литературы. Образовательный процесс выстроен таким образом, чтобы сохранить и приумножить языковые компетенции обучающихся.

Во-вторых, внеурочная деятельность организована так, что охватывает все направления общекультурного, спортивно-оздоровительного, творческого, этнокультурного воспитания. Создана сеть внеурочных занятий по развитию навыков традиционных ремёсел (резьба по дереву, изготовление изделий из бересты, изготовление национальных кукол, сувениров и др.), физической выносливости (секции по национальным видам спорта), умений ведения традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов (мастерские

по обучению охотоведению, рыболовству, оленеводству).

В-третьих, в школах-интернатах разработаны и реализуются тематические программы с этнокультурным компонентом: «Мансийский язык и литература народов Севера» (Со-сьвинская СОШ), «Язык и литература КМНС» (Чехломеевская СОШ), «Ненецкий язык», «Хантыйский язык» (Варьёганская ОСШ), «Национальные ремесла», «Рыбалка и охота» («Ларьякская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»), «Родной язык (хантыйский) и литературное чтение», «Бисероплетение» (Казым-ская СОШ), «Северное многоборье» («Полно-ватская СОШ»), «Родной язык (хантыйский) и литературное чтение» (Русскинская СОШ), «Родной язык и литература» (Угутская СОШ), «Национальные виды спорта» (Корликовская СОШ).

Современная система образования должна отвечать новым вызовам времени. Это подтвердило и проведённое исследование. Школьникам из числа КМНС недостаточно тех навыков и умений, основанных на традиционных знаниях и поколенческом опыте. Анкетные данные показывают, что обучающиеся в образовательных организациях, имеющих интернат, выразили желание овладеть знаниями предметной области: робототехники, современных 1Т-технологиях, основ и принципов программирования.

В соответствии с реалиями времени вопрос образования коренных малочисленных народов Севера требует дальнейшего всестороннего изучения.

Список источников и литературы

1. Афанасьева А. Б. Этнокультурное образование как феномен культурного поля. СПб.: СПГУТД, 2014. 88 с.

2. Городенко Д. В. Образование народов Севера как фактор развития поликультурного пространства региона (на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры): Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. унта, 2013. 143 с.

3. Зуева У Н. Традиционное воспитание как следствие преемственности поколений народов Севера // Обские угры (ханты и манси) на пороге Третьего Тысячелетия: Сб. ст. / под ред. К. В. Афанасьевой, Е. А. Немысовой. Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2001. № 5. С. 42-46.

4. Лапина М. А. Этнические традиции в воспитании детей обско-угорских народов // Обские угры (ханты и манси) на пороге Третьего Тысячелетия: Сб. ст. / под ред. К. В. Афанасьевой, Е. А. Немысовой. Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2001. № 5. С. 27-30.

5. Лаптева Г. П. Разные типы интернатов, разнообразие форм, методов обучения и воспитания // Обские угры (ханты и манси) на пороге Третьего Тысячелетия: Сб. ст. / под ред. К. В. Афанасьевой, Е. А. Немысовой. Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2001. № 5. С. 90-94.

6. Молданова С. Н. Воспитание в семье у народа ханты на примере художественных произведений // Обские угры (ханты и манси) на пороге Третьего Тысячелетия: Сб. ст. / под ред. К. В. Афанасьевой, Е. А. Немысовой. Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2001. № 5. С. 38-41.

7. Перечень образовательных организаций с пришкольными интернатами, расположенных в муниципальных районах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. URL: https://kmns.admhmao.ru/obrazovanie-/3797058/ perchen-obrazovatelnykh-organizatsiy-s-prishkolnymi-intrenatami-raspolozhennykh-v-munitsipalnykh-ray/ (дата обращения: 20.02.2023).

8. Песикова А. С. Традиционное воспитание детей сургутских ханты // Обские угры (ханты и манси) на пороге Третьего Тысячелетия: Сб. ст. / под ред. К. В. Афанасьевой, Е. А. Немысовой. Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2001. № 5. C. 34-37.

9. Поштарева Т. В. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Владикавказ, 2009. 41 с.

10. Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 14 августа 2020 года 465-рп «О Концепции развития этнокультурной системы образования в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и плане мероприятий («дорожной карте») по её реализации на 2020-2024 годы». URL:https://docs. cntd.ru/document/570879410 (дата обращения: 10.04.2023).

11. Серебрякова Р. В., Деттер Г. Ф. Роль культурного и языкового многообразия в образовательном процессе коренных малочисленных народов Арктики // Научный вестник Ямало-Ненецкого автономного округа. 2021. № 1 (110). С. 101-121.

12. Хакназаров С. Х. Проблемы социально-экономического развития территорий традиционного природопользования коренных народов ХМАО-Югры (по материалам социологических исследований). Ханты-Мансийск: Югорский формат, 2016. 100 с.

13. Этнопсихологический словарь / под ред. В. Г. Крысько. М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. 343 с.

14. Шаймарданов Р. Х. История образования и школы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: Новосибирск: Наука, 2022. 176 с.

15. Dudeck S. Challenging the state educational system in Western Siberia: taiga school by the Tiuitiakha River // Sustaining indigenous knowledge: learning tools and community initiatives for preserving endangered languages and local cultural heritage / E. Kasten, T. D. Graaf. Fürstenberg; Havel: Kulturstiftung Sibirien, 2013. Pp. 129-157.

16. Keskitalo P. Place and space in Sámi education // Policy Futures in Education. 2019. №. 4. Pp. 560-574.

17. Keskitalo P., Olsen T. Indigenizing education: Historical perspectives and present challenges in Sámi education // Arctic yearbook. 2021. URL: https://lacris.ulapland.fi/ws/portalfiles/portal/21892172/26_AY2021_0lsen_Keskitalo.pdf (дата обращения: 02.16.2023).

18. Land-Based Participatory Pedagogical Experiment in Sami Language Distance Teaching: Maintaining Children's Relationships With Land and Nature / H. Helander, H. Aikio, P. Keskitalo, T. Turunen // Handbook of Research on Teaching in Multicultural and Multilingual Contexts. Charamba, E. (ed.). [Б. м.]: IGI Global, 2022. Pp. 369-390.

19. Paksuniemi M. Culturally Responsive Teaching in Sámi Education // Guide to culturally responsive teaching and diverse learners in the daily life of schools / M. Paksuniemi, M. Korkko, P. Keskitalo, K. Norvapalo. Turku: Siirtolaisuusinstituutti, 2022. №. 36. Рp. 23-31.

References

1. Afanasyeva A. B. Etnokul'turnoe obrazovanie kak fenomen kul'turnogo polya: monografiya. [Ethno-cultural education as a phenomenon of the cultural field]. Saint-Petersburg: SPGUTD Publ., 2014. 88 p. (In Russian)

2. Gorodenko D. V. Obrazovanie narodov Severa kakfactor razvitiyapolikul 'turnogoprostranstva regiona (naprimere Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga - Ugry [Education of the peoples of the North as a factor in the development of the multicultural space of the region (on the example of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra)]. Nizhnevartovsk: Izd-vo Nizhnevart. Gumanit. un-ta Publ., 2013. 143 p. (In Russian)

3. Zueva U. N. Tradicionnoe vospitanie kak sledstvie preemstvennostipokolenij narodov Severa [Traditional education as a consequence of the continuity of generations of the peoples of the North]. Obskie ugry (hanty i mansi) na poroge Tret'ego Tysyacheletiya: Sbor. statej [Ob Ugrians (Khanty and Mansi) on the eve of the Third Millennium: Collection of articles]. Ed. by K. V. Afanasyeva, E. A. Nemysova. Khanty-Mansiysk: Poligrafist Publ., 2001. Vol. 5. pp. 42-46. (In Russian)

4. Lapina M. A. Etnicheskie tradicii v vospitanii detej obsko-ugorskih narodov [Ethnic traditions in children education of the Ob-Ugric peoples]. Obskie ugry (hanty i mansi) na poroge Tret'ego Tysyacheletiya: Sbor. Statej [Ob Ugrians (Khanty and Mansi) on the eve of the Third Millennium: Collection of articles]. Ed. by K. V. Afanasyeva, E. A. Nemysova. Khanty-Mansiysk: Poligrafist Publ., 2001. Vol. 5. pp. 27-30. (In Russian)

5. Lapteva G. P. Raznye tipy internatov, raznoobrazie form, metodov obucheniya i vospitaniya [Different types of boarding schools, variety of forms, methods of teaching and education]. Obskie ugry (hanty i mansi) na poroge Tret'ego Tysyacheletiya: Sbor. Statej [Ob Ugrians (Khanty and Mansi) on the eve of the Third Millennium: Collection of articels]. Ed. by K. V. Afanasyeva, E. A. Nemysova. Khanty-Mansiysk: Poligrafist Publ., 2001. Vol. 5, pp. 90-94. (In Russian)

6. Moldanova S. N. Vospitanie v sem'e u naroda hanty na primere hudozhestvennyh proizvedenij [Education in a family of the Khanty people on the example of artistic works]. Obskie ugry (hanty i mansi) na poroge Tret'ego Tysyacheletiya: Sbor. Statej [Ob Ugrians (Khanty and Mansi) on the eve of the Third Millennium: Collection of articles]. Ed. by K. V. Afanasyeva, E. A. Nemysova. Khanty-Mansiysk: Poligrafist Publ., 2001. Vol. 5, pp. 38-41. (In Russian)

7. Perechen' obrazovatel'nyh organizacij s prishkol'nymi internatami, raspolozhennyh v municipal'nyh rajonah Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga - Ugry [List of educational organizations with boarding schools located in the municipal districts of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra]. Available at: https://kmns.admhmao. ru/obrazovanie-/3797058/perchen-obrazovatelnykh-organizatsiy-s-prishkolnymi-intrenatami-raspolozhennykh-v-munitsipalnykh-ray/ (accessed February 20, 2023). (In Russian)

8. Pesikova A. S. Tradicionnoe vospitanie detej surgutskih hanty [Traditional education of children of the Surgut Khanty people]. Obskie ugry (hanty i mansi) na poroge Tret'ego Tysyacheletiya: Sbor. st. [Ob Ugrians (Khanty and Mansi) on the eve of the Third Millennium: Collection of articles]. Ed. by K. V. Afanasyeva, E. A. Nemysova. Khanty-Mansiysk: Poligrafist Publ., 2001. pp. 34-37. (In Russian)

9. Poshtareva T. V. Formirovanie etnokul'turnoj kompetentnosti uchashchihsya v polietnicheskoj obrazovatel'noj srede [Formation of ethno-cultural competence of students in a multi-ethnic educational environment]. Vladikavkaz, 2009. 41 р.(1п Russian)

10. Rasporyazhenie Pravitel'stva Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga - Ugry 14 avgusta 2020 goda 465-rp "O Koncepcii razvitiya etnokul 'turnoj sistemy obrazovaniya v mestah tradicionnogo prozhivaniya i tradicionnoj hozyajstvennoj deyatel'nosti korennyh malochislennyh narodov Severa Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga -Ugry i plane meropriyatij ("dorozhnoj karte") po ee realizacii na 2020-2024 gody" [Decree of the Government of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra of August 14, 2020 465-rp "About the Concept for the Development of the Ethno-cultural Education System in the Places of Traditional Residence and Traditional Economic Activities of the Indigenous Minorities of the North of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra and the plan of measures ("Road Map") for its implementation for 2020-2024"]. Available at: https://docs.cntd.ru/document/570879410 (accessеd April 10, 2023). (In Russian)

11. Serebryakova R. V., Detter G. F. Rol' kul'turnogo i yazykovogo mnogoobraziya v obrazovatel'nom processe korennyh malochislennyh narodov Arktiki [The role of cultural and linguistic diversity in the educational process of the indigenous peoples of the Arctic]. Nauchnyj vestnik Yomalo-Neneckogo avtonomnogo okruga [Scientific Bulletin of Yamalo-Nenets Autonomous Okrug], 2021, no. 1 (110), pp. 101-121. (In Russian)

12. Khaknazarov S. Kh. Problemy social'no-ekonomicheskogo razvitiya territorij tradicionnogo prirodopol'zovaniya korennyh narodov HMAO-Ugry (po materialam sociologicheskih issledovanij) [Problems of socio-economic development of the territories of traditional nature use of the indigenous peoples of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra (based on the materials of sociological research)]. Khanty-Mansiysk: Yugorskij format Publ., 2016. 100 p. (In Russian)

13. Etnopsihologicheskij slovar' [Ethno-psychological dictionary]. Ed. by V. G. Krysko. Moscow: Moskovskij psihologo-social'nyj institut Publ., 1999. 343 p. (In Russian)

14. Shaymardanov R. Kh. Istoriya obrazovaniya i shkoly Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga - Ugry [History of education and schools of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra]. Novosibirsk: Nauka Publ., 2022. 176 р. (In Russian)

15. Dudeck S. Challenging the state educational system in Western Siberia: taiga school by the Tiuitiakha River.

Sustaining indigenous knowledge: learning tools and community initiatives for preserving endangered languages and local cultural heritage. Ed. by E. Kasten, T. D. Graaf. Furstenberg; Havel: Kulturstiftung Sibirien, 2013. рp. 129-157. (In English)

16. Keskitalo P. Place and space in Sami education. Policy Futures in Education, 2019, no. 4, рp. 560-574. (In English)

17. Keskitalo P., Olsen T. Indigenizing education: Historical perspectives and present challenges in Sami education. Arctic yearbook, 2021. Available at: https://lacris.ulapland.fi/ws/portalfiles/portal/21892172/26_AY2021_Olsen_ Keskitalo.pdf (accessed February 02, 2023). (In English)

18. Helander H., Aikio H., Keskitalo P., Turunen T. Land-Based Participatory Pedagogical Experiment in Sami Language Distance Teaching: Maintaining Children's Relationships With Land and Nature. Handbook of Research on Teaching in Multicultural and Multilingual Contexts. E. Charamba. IGI Global, 2022. рр. 369-390. (In English)

19. Paksuniemi M. Culturally Responsive Teaching in Sami Education. Guide to culturally responsive teaching and diverse learners in the daily life of schools. Ed. by M. Paksuniemi, M. Korkko, P. Keskitalo, K. Norvapalo. Turku: Siirtolaisuusinstituutti, 2022. Vol. 36. pp. 23-31. (In English)

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Ткачук Наталья Витальевна, научный сотрудник, Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок (628011, Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, д. 14а).

Naksik1@yandex.ru

ORCID: 0000-0002-8196-6821

ABOUT THE AUTHOR

Tkachuk Natalya Vitalyevna, Researcher, Ob-Ugric Institute of Applied Researches and Development (628011, Russian Federation, Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra, Khanty-Mansiysk, Mira St., 14A).

Naksik1@yandex.ru

ORCID: 0000-0002-8196-6821

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.