Говорова К.А. студент 4го курса ЭМФ Романенко Е.В. ассистент кафедра «Финансы и кредит» ФГБОУ ВПО УЛГТУ Россия, г. Ульяновск МОНИТОРИНГ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ Аннотация: В период реализации инвестиционного проекта, особенно, если этот период длительный, рыночная конъюнктура претерпевает значительных колебаний, а это, в свою очередь, влиять на инвестиционный процесс: меняются инвестиционный спрос и предложение, а значит, меняется и цены на инвестиционные товары. В течение определенного времени могут измениться потребности ради которых разрабатывается инвестиционный проект. Кроме того, первоначальный план может оказаться несостоятельным через ряд факторов, например, перенос сроков начала строительства, пересмотр условий финансирования, необоснованного планирования связей между задачами проекта, срыва поставки документации или оборудования поставщиками, непредвиденных технических трудности, изменения внешних условий и т.д. Таким образом, все основные элементы инвестиционного проекта должны тщательно контролироваться со стороны руководства проектом.
Ключевые слова: мониторинг, инвестиции, инвестиционный проект, контроль, маркетинговый мониторинг, технический мониторинг, финансовый мониторинг, банковский мониторинг.
Система контроля за инвестиционным проектом, должен включая в себя: содержание анализируемой; структуру отчетов и ответственность за сбор данных; анализ информации и принятие решений. Все эти мероприятия разрабатываются в реализации проекта с участием всех заинтересованных сторон. Система руководства должно обеспечить необходимое воздействие там и тогда, когда и где они необходимы. Например, если возникает задержка ввода объекта в эксплуатацию, то ускорить этот процесс возможно при перераспределения материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Если же задерживается поставка проектной документации, увеличиваются затраты на материалы и оборудования, субподрядчиков нарушают директивные сроки, то необходимо пересмотреть план проекта. Коррекция плана может быть ограниченной пересмотром основных параметров, а может потребовать разработки новой модели, начиная с текущего положения до момента окончания работ [2].
Планы должны быть содержательными, четко структуральных и фиксированными с тем, чтобы обеспечить основу для контроля. Если планы обновляются часто и без применения процедур контроля за изменениями, то
контроль, по проекту будет потерян.
Отчеты должны отражать состояние проекта относительно исходных планов на основе единых подходов и критериев. В результате анализа собранных данных руководство проекта должен определить, соответствует ли текущая ситуация запланированной, а если нет, то вычислить размер последствий отклонений. Специальные отчеты должны использоваться для предсказания тенденций в стоимостных и временных оценках работ проекта. В простейшем случае предсказания могут указывать на увеличение стоимости проекта, или на задержки по срокам. Завершающим этапом процесса контроля проектом являются действия, которые принимаются руководством и направляются на преодоление отклонений в процессе работ проекта. Эти действия могут быть направлены на исправление выявленных недостатков и преодоление негативных тенденций в рамках проекта.
В рамках функций контроля и оперативного управления реализацией проекта решаются задачи измерения, прогнозирования и оценки оперативной ситуации, ситуации, по достигнутым результатам, затратами времени, ресурсов и финансов, анализа и устранения причин отклонения от разработанного плана и коррекция плана. Так, при управлении проектом контролируются три основные количественные характеристики как время, объем работ и стоимость. Кроме того, руководство отвечает за управление содержанием работ, качеством и организационной структурой.
Механизм проведения постоянного наблюдения и контроля за процессом освоения инвестиций называют мониторингом инвестиционных проектов. Общий мониторинг проекта осуществляет инвестор (заказчик) или от его имени дирекция, что строится. Такой мониторинг по соглашению с инвестором могут осуществлять фирма-девелопер или генеральный подрядчик согласно договору консорциума [1].
Основной целью, разработки системы мониторинга реализации инвестиционного проекта является своевременное выявление отклонений от календарного плана и бюджета, которые вызывают снижение эффективности инвестиционной деятельности, анализ причин, которые привели к этих отклонений и разработка предложений по соответствующей корректировки отдельных направлений инвестиционной деятельности с целью ее нормализации и повышения эффективности.
Построение системы мониторинга реализации инвестиционного проекта должна основываться на основе следующих принципов [2]:
1. Выбор для наблюдения наиболее важных направлений реализации инвестиционного проекта.
2. Построение системы информационных (отчетных) показателей по каждому направлению реализации инвестиционного проекта. Такая система показателей должна основываться на данных оперативного бухгалтерского учета и статистической отчетности.
3. Разработка системы обобщающих (аналитических) показателей по
каждому направлению реализации проекта
4. Установка периодичности формирования отчетной базы данных (информационных и аналитических показателей).
5. Анализ основных причин, которые привели к отклонению фактических результатов от предусмотренных. В процессе такого анализа выделяются те показатели, по которым наблюдаются критические отклонения от календарного плана и бюджета.
6. Выявление резервов и возможностей нормализации хода реализации инвестиционного проекта.
7. Обоснование предложений по изменению календарного плана и бюджета инвестиционного проекта. Завершающим этапом мониторинга инвестиционных проектов является разработка обоснованных предложений по корректировке календарного плана и бюджета проекта.
Так, разработана на этих принципах система мониторинга реализации инвестиционного проекта должен корректироваться при изменении инвестиционной среды, направлений инвестиционной деятельности и других факторов.
Мониторинг можно специализировать по видам, а именно[2]:
- Маркетинговый мониторинг, который проводится с целью обеспечения своевременных поставок на строительство материально -технических ресурсов;
- Финансовый мониторинг, который проводится инвестором, заказчиком, фирмой-девелопером, а также другими участниками проекта на первом этапе освоения инвестиций (проектирование и строительство) по следующим показателям, как общий объем инвестиций по проекту, расходы на земельный участок, затраты на проектно-изыскательские работы, стоимость строительно-монтажных работ (договорная цена), контрактовая стоимость оборудования;
- Технический мониторинг, проводится с целью обеспечения соответствии объемно-планировочных и конструктивных решений, принятых в строительной и технологической части проекта.
В случае если инвестиционный проект финансируется за счет кредитов банка, то имеет место банковский мониторинг инвестиционного проекта, при котором особое внимание уделяется своевременности погашения долга и уплаты заемщиком процентов за пользование инвестиционным кредитом. Поскольку по каждой ссуде существует риск невозврата долга вследствие непредвиденных обстоятельств, банк стремится предоставлять инвестиционные кредиты наиболее надежным клиентам. Однако он не должен упускать возможности развивать свои ссудные операции и за счет предоставления займов, связанных с повышенным риском, поскольку они приносят более высокий доход. Поэтому он тщательно контролировать заемщика в течение всего процесса банковского кредитования инвестиционного проекта[3].
Механизм проведения такого контроля принято называть мониторингом инвестиционного кредита. Основная цель, которую ставит банк при осуществлении мониторинга, заключается в налаживании эффективной организации процесса инвестиционного кредитования и поиска более
Использованные источники:
1.http://www.uecs.ru/ - электронный научный журнал «Управление экономическими системами»
2. http://www.ivrv.ru/ - Журнал «Инвестиции в России»
3. http://strategyjournal.ru/ - Журнал «Стратегия»
Говорова К.А. студент 4го курса ЭМФ Романенко Е.В. ассистент кафедра «Финансы и кредит» ФГБОУ ВПО УЛГТУ Россия, г. Ульяновск МАРКЕТИНГ БАНКОВСКИХ УСЛУГ НА ПРИМЕРЕ РОССЕЛЬХОЗБАНКА Аннотация: В настоящий момент времени Россия находится на начальном этапе становления банковского маркетинга, поэтому его функционирование большинству коммерческих банков незаметно. В качестве примера был рассмотрен и исследован ОАО «Россельхозбанк».
Ключевые слова: маркетинг, Россельхозбанк, банковские услуги, программа кредитования, АПК.
Самым главным сегодня в России для крупных, средних и мелких банков является их способность дать потребителю услугу более высокого, чем прежде, качества или обладающую какими-то новыми свойствами, причем желательно за ту же цену при тех же издержках производства. На первый план выходит соблюдение основного требования современного рынка - не имеет смысла выпускать продукцию, пусть со сколь угодно производственной эффективностью, если потребители не хотят ее приобретать. Для этого необходимо заранее знать, какие именно свойства волнуют потребителя в первую очередь. Помочь в этом вопросе сможет только маркетинг. Но успех применения маркетинга может быть достигнут только в том случае, если его использовать в качестве единого комплекса действий, включающего: анализ внутренней и внешней среды, в которой действует банк; анализ рынка; анализ потребителей; изучение конкурентов и конкуренции; планирование товародвижения, сбыта и сервиса; формирование и реализация целенаправленной ценовой политики; разработку и реализацию маркетинговых программ. Вместе с тем, надо