МОНИТОРИНГ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВЛИЯНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ НА КОНКУРЕНТНУЮ СРЕДУ В АЛТАЙСКОМ
КРАЕ
А.В. Миненко, канд. экон. наук, доцент М.В. Селиверстов, старший преподаватель Алтайский государственный аграрный университет (Россия, г. Барнаул)
DOI:10.24412/2411-0450-2022-4-2-43-46
Аннотация. В статье в статье представлены итоги мониторинга влияния деятельности естественных монополий на развитие конкуренции охватываемых рынков, приведено общее количество субъектов, относящееся к субъектам естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование. Указана нормативная база, на основании которой производится регулирование тарифов естественных монополий осуществляющих деятельность на территории региона. Дана оценка удовлетворенности населения оказываемыми естественными монополиями услугами, приведены проблемы, с которыми сталкивались респонденты при получении услуг.
Ключевые слова: естественная монополия, конкурентная среда, услуги, мониторинг, тарифы, регион.
В Алтайском крае органом государственной власти, осуществляющим в пределах, установленных законодательством Российской Федерации государственное регулирование и контроль применения цен, тарифов, наценок, надбавок на товары
(продукцию) и услуги, является управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (постановление Администрации края от 30.11.2011 № 695) по сферам регулирования (табл. 1) [1].
Таблица 1. Общее количество хозяйствующих субъектов, относящихся к числу субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное ре-
Сфера 2021 год
транспорт (ж/д) 1
газ (транспортировка газа по трубам) 3
водоснабжение и водоотведение 167
электрическая и тепловая энергетика 1SS
Всего 326
Государственное регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и контроль в отношении данных организаций относится к компетенции федеральных органов исполнительной власти по регулированию организаций в сфере газоснабжения согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 №1021 «О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологиче-
ское присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации» [2].
С целью осуществления контроля за соблюдением тарифной политики управлением по тарифам в 2021 году контрольные мероприятия в виде проверок в отношении хозяйствующих субъектов, внесенных в реестр субъектов естественных монополий были проведены во исполнение плана проведения проверок юридических лиц и ин-
дивидуальных предпринимателей, утвержденного приказом начальника управления по тарифам от 30.12.2020 №99-пр. В указанный план включено 10 предприятий.
Согласно реестру субъектов естественных монополий по Алтайскому краю, размещенного на официальном сайте ФАС России, в план проверок было включено муниципальное унитарное предприятие Алтайского сельсовета Алтайского района «Алтайский коммунальщик». В результате проверки нарушений не выявлено, составлен акт проверки от 13.08.2021 №53-пр. [3].
Согласно требованиям статьи 8 Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», проекты нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, доводятся до сведения лиц, обязанных их соблюдать, с целью их обсуждения путем опубликования на официальном сайте управления по тари-
фам с соблюдением соответствующей процедуры [4; 5; 6].
Решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 24.12.2021 № 558 «Об установлении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Алтайского края на 2022 год» (далее - «решение № 558») установлена плата за технологическое присоединение энергопри-нимающих устройств потребителей к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Алтайского края на 2022 год.
Действующим законодательством
предусмотрено установление ставок платы за технологическое присоединение на календарный год [7; 8]. Для двенадцати территориальных сетевых организаций приняты единые стандартизированные ставки и ставки за единицу максимальной мощности (табл. 2).
Таблица 2. Стандартизированные тарифные ставки на проведение организационно-технических мероприятий в Алтайском крае__
Наименование Единица измерения (руб.за одно присоединение)
С1, руб. за одно присоединение:
С1.1 на подготовку и выдачу сетевой организацией технических условий заявителю 2 422,34
С1.2 со следующей дифференциацией:
С1.2.1 на выдачу акта об осуществлении технологического присоединения заявителям, указанным в пунктах 12(1) и 14 Правил технологического присоединения, кроме случаев, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения выше 0,4 кВ 5 245,70
С1.2.2 на проверку выполнения технических условий заявителями, не предусмотренными С1.2.1 10 209,67
Кроме того, решением № 558 установлена 481 ставка платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, с углубленной детализацией ставок по способам прокладки электрических сетей, материалам и сечениям, используемых при строительстве.
Плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения, установленная в 2021 году.
В соответствии с действующим законодательством для газораспределительных организаций изменения величины ставок платы в большую и меньшую стороны в
соответствии с действующими методическими указаниями, утвержденными ФАС России, обусловлены фактически понесенными ГРО затратами при строительстве газораспределительных сетей за три предшествующих периода. Решениями управления по тарифам от 11.11.2021 № 283 «Об установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям общества с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Барнаул» и стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину на территории Алтайского края на 2022 год», от 24.11.2021 № 316 «Об установлении платы за технологическое присоединение газоис-пользующего оборудования к газораспределительным сетям общества с ограниченной ответственностью «ИФК «РусьЭнер-го» и стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину на территории Алтайского края на 2022 год» [3].
Сложность (количество) процедур подключения и сроки получения доступа к услугам естественных монополий в населенном пункте значительно не отличаются от краевого уровня. Половина потребителей услуг (51,3%) удовлетворена количеством организаций, занимающихся сбором и транспортировкой твердых коммунальных отходов. Что подтверждается результатами опроса предпринимателей, проведённого Министерством экономического развития Алтайского края совместно с сотрудниками высших учебных заведений региона [9]. Больше половины опрошенных предпринимателей (от 52,0% и выше) отметили высокую стоимость подключения теплоснабжения, электроснабжения и водоснабжения и водоотведения в своем населенном пункте. Более полови-
Библиографический список
1. Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tarif.alregn.ru/ свободный - (дата обращения 30.03.2022).
2. Министерство экономического развития Алтайского края. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.econom22.ru/about//konkuren/doklad-o-sostoyanii-konkurentsii-у-2020, свободный - (дата обращения 25.03.2022).
3. Управление Федеральной антимонопольной службы России по Алтайскому краю. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.https://altk.fas.gov.ru/, свободный -(дата обращения 24.03.2022).
ны респондентов (от 67,8% и выше) отметили повышение стоимости подключения услуг субъектов естественных монополий за последние 3 года. Больше всего, по мнению участников опроса (77,9%), подорожала стоимость подключения услуг электроснабжения. Пятая часть опрошенных предпринимателей (от 19,5% и выше) отметила улучшение качества услуг теплоснабжения, электроснабжения и водоснабжения и водоотведения. Больше половины участников опроса (от 51,5%) удовлетворены качеством услуг по техническому присоединению к сетям инженерно-технического обеспечения всех субъектов естественных монополий. Треть респондентов (от 32,7% до 43,0%) удовлетворены стоимостью услуг технического присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения всех субъектов естественных монополий.
Среди проблем, с которыми респонденты сталкивались в процессе взаимодействия с субъектами естественных монополий, чаще остальных были отмечены: взимание дополнительной платы (8,0%), навязывание дополнительных услуг (7,8%) и проблемы с заменой приборов учета (2,8%). Также в варианте ответа «другое» респонденты указали такие проблемы, как повышение тарифов на услуги ЖКХ и качество оказываемых услуг.
Таким образом, проведенный мониторинг инфраструктуры влияния деятельности субъектов естественных монополий, работающих на рынке Алтайского края, позволило оценить систему тарифообразо-вания и уровень удовлетворенности населения оказываемыми услугами, что позволит провести корректировку оказания услуг и улучшит их качество.
4. Миненко А.В. Современная племенная основа развития животноводческой отрасли Алтайского края / А.В. Миненко, М.В. Селиверстов // Тенденции развития науки и образования. - 2020. - № 58-4. - С. 93-97. - DOI 10.18411/lj -02-2020-78.
5. Текеева Х.Э. Мониторинг деятельности субъектов естественных монополий / Х.Э. Текеева, И.М. Текеев // Московский экономический журнал. - 2021. - № 12. -DOI 10.24412/2413 -046X-2021 -10763.
6. Помелов К.П. Специфика естественных монополий, как субъектов экономической деятельности // Современная юриспруденция: актуальные вопросы теории и практики: сборник статей Международной научно-практической конференции, Пенза, 25 октября 2021 года. - Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2021. - С. 30-32.
7. Гирева Е.С. Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2021. - № 4-2(55). - С. 173-175. -DOI 10.24412/2500-1000-2021 -4-2-173-175.
8. Гирева Е.С. Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции // Конкурентоспособность территорий: Материалы XXIV Всероссийского экономического форума молодых ученых и студентов. В 4-х частях, Екатеринбург, 27-30 апреля 2021 года / Отв. за выпуск: ЯП. Силин, В.Е. Ковалев. - Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2021. - С. 52-54.
9. Результаты работы секций XVII Международной научно-практической конференции «Аграрная наука - сельскому хозяйству». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.asau.ru/ru/novosti-i-sobytiya/nauchnye-meropriyatiya/5358-uvazhaemye-kollegi, свободный - (дата обращения 25.03.2022).
MONITORING OF THE INFRASTRUCTURE OF THE IMPACT OF ACTIVITIES OF
NATURAL MONOPOLIES ON THE COMPETITIVE ENVIRONMENT IN ALTAI
KRAI
A.V. Minenko, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor M.V. Seliverstov, Senior Lecturer Altai State Agrarian University (Russia, Barnaul)
Abstract. In the article, the article presents the results of monitoring the impact of the activities of natural monopolies on the development of competition in the covered markets, the total number of entities related to the subjects of natural monopolies, in respect of which state regulation is carried out. The regulatory framework is indicated, on the basis of which the regulation of tariffs of natural monopolies operating in the region is carried out. An assessment of the satisfaction of the population with the services provided by natural monopolies is given, the problems that the respondents encountered when receiving services are given.
Keywords: natural monopoly, competitive environment, services, monitoring, tariffs, region.