Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ ИНФРАСТРУКТУРЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА РЫНКЕ УСЛУГ ПО СБОРУ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЮ ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ'

МОНИТОРИНГ ИНФРАСТРУКТУРЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА РЫНКЕ УСЛУГ ПО СБОРУ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЮ ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
35
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
твердые коммунальные отходы / региональный оператор / сбор / перевозка / регион / план мероприятий / развитие / потребители / проблемы отрасли / municipal solid waste / regional operator / collection / transportation / region / action plan / development / consumers / industry problems

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.В. Миненко, М.В. Селиверстов

В статье в статье приведены итоги мониторинга рынка услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в Алтайском крае, приведена законодательная база деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, указаны зоны закрепления операторов в регионе. Представлен план мероприятий по развитию конкурентной среды на рынке твердых коммунальных отходов, указана доля частной собственности на этом рынке и общее количество предприятий осуществляющих деятельность в этом направлении. Приведены данные опроса населения по поводу качества оказываемых услуг, что позволило выявить как положительные, так и отрицательные стороны их оказания, что в дальнейшем позволит провести корректировку в работе региональных операторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — А.В. Миненко, М.В. Селиверстов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF THE INFRASTRUCTURE FOR THE FORMATION OF A COMPETITIVE ENVIRONMENT IN THE MARKET OF SERVICES FOR THE COLLECTION AND TRANSPORTATION OF SOLID MUNICIPAL WASTE IN ALTAI KRAI

In the article, the article presents the results of monitoring the market for services for the collection and transportation of municipal solid waste in the Altai Territory, provides the legislative framework for the activities of regional operators for the treatment of municipal solid waste, and indicates the zones of fixing operators in the region. An action plan for the development of a competitive environment in the municipal solid waste market is presented, the share of private ownership in this market and the total number of enterprises operating in this direction are indicated. The data of a survey of the population on the quality of services provided are given, which made it possible to identify both positive and negative aspects of their provision, which in the future will allow for adjustments in the work of regional operators.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ ИНФРАСТРУКТУРЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА РЫНКЕ УСЛУГ ПО СБОРУ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЮ ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ»

МОНИТОРИНГ ИНФРАСТРУКТУРЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА РЫНКЕ УСЛУГ ПО СБОРУ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЮ ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ

А.В. Миненко, канд. экон. наук, доцент М.В. Селиверстов, старший преподаватель Алтайский государственный аграрный университет (Россия, г. Барнаул)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-3-3-204-207

Аннотация. В статье в статье приведены итоги мониторинга рынка услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в Алтайском крае, приведена законодательная база деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, указаны зоны закрепления операторов в регионе. Представлен план мероприятий по развитию конкурентной среды на рынке твердых коммунальных отходов, указана доля частной собственности на этом рынке и общее количество предприятий осуществляющих деятельность в этом направлении. Приведены данные опроса населения по поводу качества оказываемых услуг, что позволило выявить как положительные, так и отрицательные стороны их оказания, что в дальнейшем позволит провести корректировку в работе региональных операторов.

Ключевые слова: твердые коммунальные отходы, региональный оператор, сбор, перевозка, регион, план мероприятий, развитие, потребители, проблемы отрасли.

В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Юридическому лицу присваивается статус регио-

нального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации [1; 2].

В настоящее время на территории Алтайского края определены и осуществляют свою деятельность 6 региональных операторов (табл. 1).

Таблица 1. Региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Алтайского края [3; 4; 5]__

Зона деятельности регионального оператора по обращению с ТКО Региональный оператор по обращению с ТКО

Алейская зона ООО «ЭКОСТАР»

Барнаульская зона ООО «ЭКОСОЮЗ

Бийская зона ООО «Спецобслуживание плюс»

Заринская зона ООО «ЭКО-Гарант»»

Каменская зона ООО «Линетт»

Рубцовская зона ООО «ВторГеоРесурс»

Славгородская зона ООО «ЭКОСТАР»

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об об-

ращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641», статьей 6 закона Алтайского края от 11.02.2008

№ 11-ЗС «Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае» Правительством Алтайского края принят Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Алтайского края (утвержден постановлением Правительства Алтайского края от 24.07.2017 № 272 в редакции от 01.11.2021). Данный Порядок устанавливает требования по накоплению твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельному накоплению) на территории Алтайского края.

Накопление ТКО на территории Алтайского края осуществляется в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Алтайского края, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 24.05.2019 № 880, региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.

В целях обеспечения транспортирования ТКО региональный оператор вправе привлекать операторов, осуществляющих деятельность по транспортированию ТКО, на основании договора на оказание услуг по транспортированию ТКО по цене, определенной сторонами такого договора, за исключением случаев, когда цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора формируются по результатам торгов.

В соответствии с планом мероприятий («дорожной карты») по содействию развитию конкуренции на рынках товаров, работ и услуг Алтайского края, утвержденного распоряжением Губернатора Алтайского края от 06.03.2020 № 29-рг «О развитии конкуренции в Алтайском крае», планируемое значение показателя «Доля организаций частной формы собственности в сфере услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов» на 2021 год составляет 80,5%.

В соответствии с данными, представленными региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными

отходами, в 2021 году транспортирование твердых коммунальных отходов осуществляли 27 предприятий, в том числе 2 муниципальных унитарных предприятий и 1 муниципальное бюджетное учреждение. Таким образом, фактическое значение указанного показателя за 2021 составило 98,8%.

Половина потребителей услуг (51,3%) удовлетворена количеством организаций, занимающихся сбором и транспортировкой твердых коммунальных отходов. Что подтверждается результатами опроса населения, проведённого Министерством экономического развития Алтайского края совместно с сотрудниками высших учебных заведений региона [6]. Увеличение количества подобных организаций за последние 3 года отметили 14,1% респондентов.

Качество услуг устраивает 52,7% опрошенных жителей. За последние 3 года положительную динамику качества услуг отметили 9,7% респондентов.

Стоимостью вывоза бытового мусора удовлетворены больше половины опрошенных потребителей (51,9%). Каждый третий респондент (39,5%) отметил увеличение стоимости услуг за последние 3 года. Также 17,9% участников опроса считают, что стоимость вывоза бытового мусора в Алтайском крае выше, чем в других регионах [7; 8; 9; 10].

Третья часть опрошенных жителей (36,8%) удовлетворена возможностью выбора услуг. При этом десятая часть (10,4%) отметила отрицательную динамику возможности выбора услуг.

Таким образом проведенный мониторинг инфраструктуры формирования конкурентной среды на рынке услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в Алтайском крае позволил оценить количественный и качественный состав региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, рассмотреть данную населением оценку их деятельности, что в дальнейшем может быть полезным в корректировке планов по развитию этого направления инфраструктуры региона.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19109/, свободный - (дата обращения 30.03.2022).

2. Министерство экономического развития Алтайского края. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.econom22.ru/about//konkuren/doklad-o-sostoyanii-konkurentsii-v-2020, свободный - (дата обращения 25.03.2022).

3. Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.22.rospotrebnadzor.ru/, свободный - (дата обращения 25.03.2022).

4. Управление Федеральной антимонопольной службы России по Алтайскому краю. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.https://altk.fas.gov.ru/, свободный -(дата обращения 24.03.2022).

5. Селиверстов М.В. Основные направления поддержки развития животноводства Алтайского края / М.В. Селиверстов, А.В. Миненко // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - № 5-3. - С. 40-42. - DOI 10.24411/2411-0450-2019-10720.

6. Результаты работы секций XVII Международной научно-практической конференции «Аграрная наука - сельскому хозяйству». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.asau.ru/ru/novosti-i-sobytiya/nauchnye-meropriyatiya/5358-uvazhaemye-kollegi, свободный - (дата обращения 25.03.2022).

7. Кузнецов Н.В. О мировом опыте борьбы с твердыми коммунальными отходами // Эффективность сферы товарного обращения и труда: Сборник научных статей VII Писа-ренковских чтений, Гомель, 09-10 ноября 2021 года / Редколлегия: С.Н. Лебедева [и др.]. Под научной редакцией Т.В. Гасановой. - Гомель: Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации, 2021. - С. 68-70.

8. Елкина Л.Г. Функциональный и процессный подходы в бережливом управлении твердыми коммунальными отходами / Л.Г. Елкина, Л.В. Вилбданова // Известия Уральского государственного горного университета. - 2022. - №1 (65). - С. 161-167. - DOI 10.21440/2307-2091-2022-1-161-167.

9. Шмидт С.Д. Пути решения проблем в области обращения с твердыми коммунальными отходами // Инновации. Наука. Образование. - 2021. - № 29. - С. 1067-1073.

10. Сухоруков, А. И. Актуальные подходы к развитию экономики замкнутого цикла в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами / А.И. Сухоруков, Е.А. Захарова // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. - 2021. - Т. 18. - № 5 (119). - С. 33-44. - DOI 10.21686/2413-2829-2021-5-33-44.

11. Cheprunova, Y.V., Tingaev, A.V. Selection of trees species composition for creation of forest belts on newly created agrarian landscape of a regulated landfill // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, 2022, 981(4), 042082.

- Экономицеские HayKU-

MONITORING OF THE INFRASTRUCTURE FOR THE FORMATION OF

A COMPETITIVE ENVIRONMENT IN THE MARKET OF SERVICES FOR THE COLLECTION AND TRANSPORTATION OF SOLID MUNICIPAL WASTE

IN ALTAI KRAI

A.V. Minenko, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor M.V. Seliverstov, Senior Lecturer Altai State Agrarian University (Russia, Barnaul)

Abstract. In the article, the article presents the results of monitoring the market for services for the collection and transportation of municipal solid waste in the Altai Territory, provides the legislative framework for the activities of regional operators for the treatment of municipal solid waste, and indicates the zones of fixing operators in the region. An action plan for the development of a competitive environment in the municipal solid waste market is presented, the share of private ownership in this market and the total number of enterprises operating in this direction are indicated. The data of a survey of the population on the quality of services provided are given, which made it possible to identify both positive and negative aspects of their provision, which in the future will allow for adjustments in the work of regional operators.

Keywords: municipal solid waste, regional operator, collection, transportation, region, action plan, development, consumers, industry problems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.