2012, Т. 2, № 1-2
Роль эпидемиологии в сохранении здоровья нации
го периода в днях и численность жителей). В кластер с высоким риском было отнесено всего 9 стандартных участков из 12 670. По проверке полученной карты риска выявлено, что на один стандартный участок высокого эпидемиологического риска пришлось в среднем по 3,55 вновь выявленных больных, среднего — 1,46 больных, а низкого риска всего 0,26 больных. Таким образом, использование эпидемиологических методов, на современном аналитическом уровне позволяет районировать административные территории, как по отдельным показателям, так и по всей совокупности внешних и внутренних угроз, что способствует увеличению точности и объективности прогноза.
ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ТУБЕРКУЛЕЗОМ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
С.В. Сахаров1, В.П. Афанасьев1, Н.И. Владимиров2
'ЦГСЭН МсУ МВД России по Иркутской области; 2ГБОУ ВПО Иркутский государственный медицинский университет, г. Иркутск
Эпидемиологическая обстановка по туберкулезу на территории Иркутской области сохраняется напряженной. В период наблюдения с 2005 по 2010 гг. отмечается выраженная тенденция к росту уровня заболеваемости: 2005 г. — 101,5 и к 2010 году — 147,3 на 100 тыс. населения, то есть выросла почти в 1,5 раза. На отдельных административных территориях области, ситуация по туберкулезу принимает угрожающий эпидемиологический характер, показатели заболеваемости в 1,5—2 раза превышает среднеобластной показатель. К территория риска можно отнести Катангский (287,6), Тулунский (221,9), Усть-Кутский (207,6) и Усольский (201,0) районы.
Из общего числа впервые выявленных больных туберкулезом — 92,0% приходится на больных туберкулезом органов дыхания (123,1 на 100 тыс. населения), из которых 40,0% составляют бациллярные формы туберкулеза.
Среди бактериовыделителей растет число лиц с множественной лекарственной устойчивостью. Однако, этот показатель в 2 раза меньше чем средний по СФО. Это связано с проблемами выявления множественной лекарственной устойчивости МБТ к противотуберкулезным препаратам на территории Иркутской области (недостаточное количество бак. лабораторий и посевных пунктов). Поэтому данный эпидемиологический критерий следует считать относительным, не отражающим истинное распространение феномена множественной лекарственной устойчивости среди больных бактерионосителей, состоящих на диспансерном учете в противотуберкулезных учреждениях области.
В структуре впервые выявленных больных с со-четанной патологией наибольший удельный вес приходится на инфильтративный туберкулез легких (55,7%), затем — диссеминированный туберкулез легких (31,6%) и генерализованные формы процесса (7,1%). Значительный удельный вес распространенных форм свидетельствует о крайне негативном влиянии ВИЧ-инфекции на течение туберкулезного процесса.
По территории, в соответствии с Ф.№ 8 умерло от туберкулеза — 881 человек (в т.ч. по ГУИН — 29 человека), показатель составил — 43,7. Уровень смертности формируется за счет отдельных территорий.
МОНИТОРИНГ ИММУНОСТРУКТУРЫ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ К КОКЛЮШУ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Л.В. Семенова, В.В. Романенко, Т.В. Скорюнова
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области», г. Екатеринбург
Актуальность исследования. Охват прививками против коклюша выше 95% среди детей раннего возраста привел к снижению заболеваемости в Свердловской области с 28,74 на 100 тыс. населения в 1993 г. до 1,97 на 100 тыс. населения в 2011 г. В возрастной структуре заболеваемости доля детей до 14 лет составляет 90%, существенную часть заболеваемости составляют дети в возрасте 3—6 лет и подростки. Доля заболевших привитых детей составляет 27,7%, причем среди них в 47,8% случаях от даты последней прививки прошло 4—5 лет.
Цель исследования. Оценить состояние популя-ционного иммунитета к коклюшу среди детей в возрасте до 14 лет и обосновать необходимость введения в календарь профилактических прививок второй ре-вакцинирующей прививки против коклюша.
Материалы и методы. Исследования серологическим методом ИФА с использованием тест систем NovaLiza Bordetella pertussis (Германия) проведены в 2006—2011 гг. Обследовано 2100 детей в возрасте с 3—7 лет, что составляет 9,3% от численности детей данной возрастной группы.
Результаты и обсуждение. При обследовании детей 3—4 лет, привитых по схеме от коклюша (вакцинальный комплекс и ревакцинация), было показано, что доля детей с низким уровнем противококлюшных антител составляет в среднем 26,6+5,6%. Доля детей с низким уровнем антител в возрасте 6—7 лет, также привитых по схеме, в среднем составляет 74,3+5,2%. Через 3—4 года после ревакцинации доля детей с низким уровнем противококлюшных антител увеличилась в 2,8 раза (t = 6,2, p < 0,003).
В целях снижения и стабилизации заболеваемости коклюшем в региональный календарь профилактических прививок Свердловской области в 2006 г. была введена вторая ревакцинирующая прививка детям в возрасте 6 лет 11 месяцев 29 дней, которая позволила достоверно (p < 0,05) снизить заболеваемость коклюшем в 2,2 раза (с показателя 4,3 на 100 тыс. насления в 2006 г. до 1,97 на 100 тыс. населения в 2011 г.).
Выводы. Длительность поствакцинального про-тивококлюшного иммунитета у детей сокращается и через 4 года после ревакцинации доля защищенных детей составляет не более 25%. Проведение второй ревакцинирующей прививки позволяет добиться стабилизации и снижения заболеваемости коклюшем среди детей до 14 лет.
РОЛЬ НЕКОТОРЫХ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ И БЛЮД КАК ФАКТОРОВ ПЕРЕДАЧИ ВОЗБУДИТЕЛЕЙ ОСТРЫХ КИШЕЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
В.И. Сергевнин1, Ю.И. Ладейщикова2, Л.С. Удавихина3, Е.В. Сармометов3
1Пермская государственная медицинская академия; 2ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае»; 3Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю, г. Пермь
Эпидемиологическое обследование 1566 эпидемических очагов острых кишечных инфекций с использованием аналитического приема «случай-