Научная статья на тему 'Мониторинг функционирования агропромышленного комплекса'

Мониторинг функционирования агропромышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг функционирования агропромышленного комплекса»

маш» и электромеханический. Рентабельность совокупного капитала здесь имеет наибольшее значение: каждый рубль имущества приносит 34,3 и 25,9 коп. прибыли соответственно.

Таким образом, проведенный анализ показал, что финансовое состояние предприятий машиностроения г. Вологды имеет существенные различия. Такие предприятия, как заводы «Дормаш» и электромеханический, успешно продвигаются по пути укрепления своего финансового положения, что обеспечивается за счет роста объемов реализации продукции, повышения ее качества, более рационального использования основных и

оборотных средств. Серьезные усилия прилагают к улучшению финансовых показателей подшипниковый и машиностроительный заводы, ОАО «Ротор». Однако еще значительна группа предприятий (в их числе заводы станкостроительный, «Северный коммунар», Бываловский машиностроительный), которые не проявляют должной деловитости в поиске резервов роста эффективности хозяйствования. Между тем, только на этом пути возможно укрепление финансового положения предприятий, наращивание источников для технико-технологической и организационно-экономической модернизации машиностроительного производства.

М. Н. Мастакова

МОНИТОРИНГ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Для изучения социально-экономических процессов, происходящих в агропромышленном комплексе области, Вологодский научнокоординационный центр ЦЭМИ РАН в течение уже ряда лет проводит специальные опросы. Они расширяют информацию о состоянии и проблемах развития агропромышленного комплекса, предоставляемую статистическими и хозяйственными органами, позволяют глубже понять проблемы и выявить резервы повышения эффективности аграрного сектора.

Очередной анкетный опрос по итогам 2002 г. был проведен среди руководителей хозяйств и специалистов, работающих в органах управления аграрным производством.

Результаты обработки ответов респондентов показали, что меры, предпринимаемые как в центре, так и на местах, обеспечивают положительные подвижки в развитии сельского хозяйства.

Особенно важно то, что более позитивной становится оценка финансового положе-

Мастакова Мария Николаевна _ аспирант Вологодского НКЦ ЦЭМИ РАН.

ния сельхозпредприятий. Если по итогам 1997 - 1999 гг. хороших оценок этого положения не было, то в 2002 г. их дали 7,1% руководителей. В целом по итогам 2002 г. число положительных и удовлетворительных характеристик выросло до 42,8%. Однако перемены еще далеки от желаемых: более половины руководителей хозяйств оценивают их финансовое состояние как неудовлетворительное.

Среди основных причин этого положения респонденты по-прежнему выделяют: высокие цены на топливо и энергию, корма, удобрения, сельскохозяйственную технику, большой износ основных производственных фондов; недостаточную поддержку села государством; отсутствие контроля за переработчиками в вопросах ценообразования; высокие ставки налогов (таблица).

Подавляющее большинство руководителей сельхозпредприятий (85,7%) и экспертов (89,5%) считают необходимым для динамичного наращивания продукции сельского хозяйства усилить государственную поддержку работ, направленных на повышение плодородия земли, увеличение приобретения сель-

Факторы, сдерживающие развитие сельскохозяйственных предприятий

Варианты ответа 1995 г 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г.

Высокие цены на топливо и энергию, корма, удобрения, материалы, с/х технику и др. продукты 85,7 95,3 94,8 94,1 97,0 88,9 85.7

Слабость механизма дотирования производства с/х продукции 61,9 74,1 70,7 58,8 61,8 72,2 57,1

Несвоевременность расчетов за поставку с/х продукции 42,9 61,2 24,1 61,8 50,0 33,3 28,6

Высокие налоги 47,6 56,5 55,2 41,2 41,2 50,0 42,9

Отсутствие контроля за переработчиками в вопросах ценообразования 14,3 36,5 25,9 32,4 29,4 44,4 57,1

Износ основных фондов с/х производства - - - - 86,1 88,9 64,3

скохозяиственнои техники, реконструкцию объектов хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.

Важность активизации инвестиционной деятельности обусловлена, с одной стороны, нынешним состоянием материально-технической базы сельского хозяйства: 78,6% опрошенных отмечают износ техники и оборудования в хозяйстве в размере 70 - 90%. А с другой стороны, именно инвестиции определяют перемены, от которых зависят качественные показатели экономического роста в аграрном секторе.

Большинство руководителей (43%) и экспертов (37%) считают, что объем капитальных вложений в сельхозпредприятиях является недостаточным даже для простого воспроизводства. Большая часть капиталовложений направляется на ремонт и частичное обновление уже изношенных мощностей (80% ответов).

В структуре инвестиций в 2002 г. (как и в 2001 г.) основным источником выступают собственные средства хозяйств. Доля их в общей сумме источников финансирования капиталовложений превышает 60%. По мнению большинства респондентов, без расширения источников инвестиций трудно ожидать серьезных изменений в результативности сельскохозяйственного производства.

Специфика производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия обусловливает стремление товаропроизводителей к стабильности межотраслевых связей. В ответах на вопросы о том, что необходимо для совершенствования отношений с парт-

нерами по производству продукции, подчеркивается важность объединения экономических интересов (57,1%), договорное регулирование доходов от конечной реализации (50,0%), государственное регулирования цен и взаимоотношений (42,9), а также обеспечение обмена необходимой информацией между партнерами (35,7%). Такого же мнения придерживаются и эксперты.

Переход к рыночной экономике сопровождается изменением организационноуправленческих форм хозяйствования. Данные анкет показывают, каким формам хозяйствования отдают предпочтение руководители: 75,0% их числа считают более предпочтительными коллективные сельхозпредприятия (сельскохозяйственные и др. кооперативы), 15% - хозяйственное общество, 7,0% -государственное предприятие. Перспективность фермерских хозяйств отметили лишь 3,0% руководителей.

В рыночных условиях сельскохозяйственные предприятия крайне нуждаются в помощи по вопросам улучшения организации финансовой деятельности (87,1% ответивших), получении информации о надежных партнерах (40,0%) и рынках сбыта (31,4%), новых деловых проектах (24,3%), по совершенствованию управления и организации труда (31,4%), в консультировании по российскому и зарубежному законодательству (32,9%), проведении маркетинговых исследований (22,9%), обеспечении телекоммуникационными услугами (18,6 %). На вопрос, знают ли руководители сельхозпредприятий о том, кто предоставляет подобные услуги,

большинство респондентов (42,9%) ответили, что не имеют таких сведений, а многие (35,7%) испытывают недостаток в соответствующей информации.

Экономические преобразования в агропромышленном производстве наиболее эффективно могут осуществляться при совершенствовании кадровой политики. В целом степень обеспеченности сельского хозяйства кадрами руководители оценивают как удовлетворительную (71,4% ответов). Вместе с тем эксперты отмечают недостаточную обеспеченность сельхозпредприятий специалистами (68,4%) и низкую обеспеченность высококвалифицированными рабочими (52,6%). Без решения этих проблем невозможно создание высокоэффективного сельскохозяйственного производства.

Функционирование современного аграрного рынка требует адекватной системы управления. От того, насколько грамотно раз-

рабатываются и принимаются решения, какие принципы и механизмы используются при выработке и реализации направлений развития, зависит успех или неудача проводимых преобразований. Между тем действия Правительства РФ большинством руководителей сельскохозяйственных предприятий оцениваются в 1-3 балла по десятибалльной шкале. Деятельность администрации области, а также районной администрации руководители оценивают в 3-5 баллов. Оценка экспертов в этом вопросе совпадает с мнением руководителей.

Результаты мониторингового опроса могут быть использованы для совершенствования региональной политики в отношении агропромышленного комплекса области и при прогнозировании его развития, выработки конкретных мер по подъему аграрной экономики и повышению уровня жизни сельского населения региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.