Научная статья на тему 'Функционирование агропромышленного комплекса Вологодской области в 2003 году'

Функционирование агропромышленного комплекса Вологодской области в 2003 году Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функционирование агропромышленного комплекса Вологодской области в 2003 году»

М. Н. Мастакова

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ В 2003 ГОДУ

Вологодский научно-координационный центр ЦЭМИ РАН продолжает проведение специальных опросов, целью которых является отслеживание изменений, происходящих в ходе рыночных трансформаций в агропромышленном комплексе Вологодской области. В первом квартале текущего года были получены ответы на анкеты очередного опроса по этой проблеме от 45 руководителей сельхозпредприятий и 25 специалистов, работающих в областных и районных структурах власти, научных учреждениях.

В аграрном секторе области в 2003 г. насчитывалось 399 сельскохозяйственных предприятий различных организационноправовых форм, 98 предприятий по переработке сельхозпродукции и сервисному обслуживанию, 1040 крестьянских (фермерских) хозяйств, 343,1 тыс. личных сельских подворий.

Объем валовой продукции земледелия и животноводства, по данным органов государственной статистики, во всех категориях хозяйств (в сопоставимой оценке) составил в 2003 году 99,8% к уровню

2002 г. Снизилось производство зерна, картофеля, кормов, а также в целом продукции растениеводства.

Это было обусловлено целым рядом обстоятельств экономического характера и трудностей, вызванных природными факторами. Вместе с тем в отраслях животноводства сохранилась тенденция наращивания производства. Сельскохозяй-

Мастакова

Мария Николаевна — аспирант ВНКЦ ЦЭМИ РАН.

ственными предприятиями получен валовой надой молока в объеме 412,0 тыс. тонн, что на 0,5% выше уровня предыдущего года. Удой молока от одной коровы возрос на 6% и составил в среднем 4114 кг. Производство яиц в сельхозпредприятиях возросло по сравнению с 2002 г. на 6,1% и достигло 524,2 млн. шт., яйценоскость в расчете на курицу-несушку - 308 шт.

Среднемесячная заработная плата работников сельхозпредприятий в 2003 г. равнялась 3193 руб. Хотя это и было выше, чем в 2002 г., но составляло только 53,5 % от средней заработной платы в сельскохозяйственном производстве области.

Несмотря на то, что объем выручки от реализации продукции в сельхозпредприятиях достиг 5,3 млрд. руб. (на 12,2% больше, чем в 2002 г.), динамика этого процесса сопровождалась значительным увеличением общих и удельных затрат на производство продукции. Во многом это было вызвано существенным повышением цен на горючее, электроэнергию, другие промышленные ресурсы, приобретаемые сельхозпроизводителями. В результате прибыль сельскохозяйственных предприятий сократилась до 174 млн. руб. (в 2002 г. она составляла 359,7 млн. руб.), уровень рентабельности по всей деятельности выразился лишь в 3,3% (в 2002 г. - 8,0%).

Обобщающим показателем состояния сельхозпредприятий является их финансовое положение. И если его оценка в период 2000 — 2002 гг. становилась все более позитивной (финансовое положение в

2002 г. оценили как хорошее 7,1 % руководителей), то по итогам 2003 г. хороших оценок не стало совсем. Число положительных и удовлетворительных характеристик упало с 57,1% в 2002 г. до 43,5% в

2003 г., негативных — возросло до 56,5% (табл. 1).

Таблица 1

Оценка общего финансового состояния сельскохозяйственных предприятий

___________________(в % от числа ответивших руководителей)_________________________

Шкала оценки Оцениваемые годы

1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003

Хорошее 9,5 4,7 0 0 0 2,9 5,6 7,1 0

Удовлетворительное 23,8 12,9 9,4 8,2 26,5 23,5 30,6 35,7 17,4

Скорее удовлетворительное, чем неудовлетворительное 14,3 12,9 11,8 7,1 8,8 32,4 41,7 21,4 26,1

Скорее неудовлетворительное, чем удовлетворительное 23,8 37,6 28,2 18,8 44,1 29,4 22,2 28,6 43,5

Неудовлетворительное 23,8 27,1 45,9 55,3 20,6 11,8 5,6 7,1 13,0

Затрудняюсь ответить 4,8 4,8 4,7 10,6 0 0 0 0 0

Лишь 17,4% руководителей полагают, что их хозяйства будут динамично развиваться; только треть (34,8%) уверены в том, что хозяйство останется «на плаву». Угрозу банкротства считают реальной для своих хозяйств 47,8% руководителей (вдвое больше, чем по данным опроса 2003 г.). Мнения экспертов о перспективах развития сельскохозяйственных предприятий носят также пессимистический характер.

Для увеличения результативности производства в условиях ограниченных финансовых возможностей сельхозпредприятиям следует ориентироваться преимущественно на изыскание внутренних резервов, связанных с повышением эффективности использования земли, совершенствованием технологии производства, внедрением прогрессивных форм организации труда.

Как свидетельствуют данные табл. 2, у подавляющего большинства сельхозпредприятий (и по оценкам руководителей, и по оценкам экспертов) есть ресурсные

Таблица 2

Оценка степени использования производственного потенциала сельхозпредприятий в 2003 г.

(по данным опроса 2004 г., в % от числа ответивших)

Оценочный показатель Руководители Эксперты

Менее 50 4,3 21,7

51-60 4,3 8,7

61-70 26,1 21,7

71-80 26,1 30,4

81-90 21,7 13,0

91 - 100 13,0 4,3

Затрудняюсь ответить 4,3 0

возможности для роста производства, но их реализация сдерживается целым рядом причин.

В перечне факторов, оказывающих негативное воздействие на положение сельхозтоваропроизводителей (табл. 3) - высокие цены на топливо и энергию, корма, удобрения, материалы, сельскохозяйственную технику (87% руководителей); износ техники (73,9%), слабость механизма дотирования сельскохозяйственного производства (69,6% руководителей); несвоевременность расчетов за поставку продукции и высокие налоги; недостаточный платежеспособный спрос, определяющий условия реализации производимой продукции.

Ключевой фактор развития сельской экономики - трудовой потенциал сельхозпредприятий. Как показало исследование, и руководители (43,5%), и эксперты (60,9%) оценивают обеспеченность сельского хозяйства области трудовыми ресурсами как недостаточную. Эксперты особо отмечают недостаточную обеспеченность сельхозпредприятий специалистами (69,5%) и низкую обеспеченность высококвалифицированными рабочими (52,2%). Эти вопросы и должны быть, как нам видится, в центре всей работы, направленной на создание высокоэффективного сельскохозяйственного производства.

Неотложной задачей респонденты назвали также повышение уровня квалификации кадров, отдавая при этом пред-

Таблица 3

Оценка факторов, сдерживающих развитие сельскохозяйственных предприятий (в % к числу ответивших)

Факторы Годы опросов

1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004

Высокие цены на топливо и энергию, корма, удобрения, материалы, сельхозтехнику и другую продукцию 95,3 95,3 94,8 94,1 97,0 88,9 85,7 87,0

Износ основных фондов сельхоз-производства Нет св. Нет св. Нет св. 61,8 67,7 88,9 64,3 73,9

Слабость механизма дотирования сель-хозпроизводства 71,8 74,1 70,7 58,8 61,8 72,2 57,1 69,6

Неблагоприятные природные условия - - 31,1 23,5 17,7 5,6 52,3 60,9

Отсутствие контроля за переработчиками в вопросах ценообразования 34,1 36,5 25,9 32,4 29,4 44,4 57,1 52,2

Высокие налоги 50,6 56,5 55,2 41,2 41,2 50,0 42,9 39,1

Недостаток кадров 9,4 9,4 - 5,9 11,8 16,7 7,1 34,8

Низкий уровень квалификации кадров, безответственность 18,8 20,0 - 17,7 14,7 22,2 7,1 26,1

Несвоевременность расчетов за поставку сельхозпродукции 62,4 61,2 24,1 61,8 50,0 33,3 28,6 21,7

почтение курсам повышения квалификации кадров (91,3%), обмену опытом (65,2%), подготовке и переподготовке на предприятии (34,8%), обучению в вузах (21,7%).

Темпы развития сельского хозяйства в решающей степени зависят от интенсивности инвестиционных процессов. К сожалению, реальные объемы инвестиций на селе в настоящее время не соответствуют потребностям производства даже в минимальных нормах. Износ техники и оборудования в хозяйствах составляет 60 - 90% (это отметили 78,2% опрошенных). Активизация инвестиционного процесса по-прежнему сдерживается высокими ценами на оборудование и материалы, отсутствием достаточных средств на их приобретение. В структуре источников инвестиций в 2003 г. (как и годом ранее) основными являлись собственные средства хозяйства. Их доля в общей сумме финансирования капиталовложений превышает 70%. Большинство респондентов полагают, что и в 2004 г. в этом отношении не произойдет практически никаких изменений.

Для улучшения инвестиционного климата нужна серьезная государственная

финансовая поддержка инвестиционных проектов, развитие сотрудничества с финансовыми, банковскими и другими институтами, совершенствование системы страхования и залоговых операций.

Расширение рыночных отношений в агросекторе требует повышения качества управления. В создании современной системы менеджмента выделяются два основных аспекта: обоснование ведущей роли государства в управлении АПК и оптимизация внутренних систем управления предприятиями. Большинство рес-пондентов-руко водителей (56,5%) связывают оба фактора с необходимостью государственного регулирования цен и взаимоотношений АПК с другими сферами экономики.

В целях совершенствования отношений с партнерами по производству продукции, как считают респонденты, первостепенную важность имеют объединение экономических интересов (52,2%), договорное регулирование доходов от конечной реализации (43,5%), а также объединение предприятий экономико-технологической цепочкой (21,7%). Такого же мнения придерживаются и эксперты.

Важнейшим условием рационализации управления в АПК является учет его многоукладное™. Это требует равноправных форм хозяйствования на земле, когда для каждой из них создается своя экономическая и продуктовая ниша в рыночноориентированном сельском хозяйстве.

Результаты опроса свидетельствуют о том, что для руководителей наиболее предпочтительны такие формы хозяйствования, как коллективные сельхозпредприятия (72%), хозяйственные общества (20%), государственные предприятия (6%). И лишь 2% руководителей отметили в этом ряду фермерские хозяйства.

Сельскохозяйственные предприятия крайне нуждаются в помощи по вопросам улучшения организации финансовой деятельности (77,4%), повышения квалификации, получения необходимых деловых знаний (47,8%) и информации о надежных партнерах и рынках сбыта (37,4 и 32,2%), совершенствования управления и организации труда (20,9%), а также в консультировании по российскому и зарубежному законодательству (27,0%).

К сожалению, 65,2% руководителей испытывают недостаток соответствующей информации.

Важнейшим условием повышения эффективности функционирования АПК является уровень управляемости. Поэтому одной из целью опроса руководителей и экспертов было выявление их оценки роли властных органов в управлении агропромышленным комплексом.

По мнению респондентов, экономическая политика Правительства РФ по отношению к сельскому хозяйству нуждается в корректировке. Здесь много нерешенных задач в самых разных аспектах. В связи с этим проводимая политика оценивается преимущественно негативно (87,0% ответивших руководителей).

Низкую оценку (3,2 балла) поЮ-балль-ной шкале руководители сельскохозяйственных предприятий дали действиям районных администраций. Деятельность правительства области получила оценку 4,9 балла. Оценка экспертов в этом вопросе совпадает с мнением руководителей (рисунок).

- Правительство России

- Администрация района

- Правительство области

Средний балл оценки действий органов государственной власти

От органов власти и управления всех уровней ожидается обеспечение приоритетного развития отечественного сельского хозяйства (73,7%), внесение изменений в законодательные и нормативные акты, направленные на улучшение условий дея-

тельности товаропроизводителей (87,0%) и ограничение импорта сельхозпродукции (73,9%). Одним из средств реализации созидательной стратегии развития АПК рассматриваются комплексные целевые программы.

Таким образом, результаты очередного анкетного опроса позволяют сделать следующие выводы.

В 2003 г. ухудшилось финансовое положение большинства сельскохозяйственных предприятий области. В число основных причин, негативно влияющих на их состояние, по-прежнему входят неэквивалентность в товарообмене сельского хозяйства с ресурсообеспечивающими отраслями и недостаточная финансовая поддержка государства.

Самым острым вопросом остается низкий уровень инвестиций в АПК, что не позволяет осваивать новые технологии и вести последовательный курс на интенсификацию отрасли, и низкий уровнь взаимоотношений предприятий с субъектами рыночных отношений. Крайне медленно настраивается государственное регулирование аграрного производства.

Для обеспечения поступательного развития аграрного сектора необходим прежде всего комплексный подход к решению его экономических проблем.

В число первоочередных мер входят:

1) совершенствование механизма государственного воздействия на сельскохозяйственное и промышленное производство, а также сферу услуг;

2) реструктуризация задолженностей сельхозтоваропроизводителей по кредитам, пеням и штрафам, обременяющих выход из кризисного состояния;

3) пересмотр систем банковского обслуживания села с учетом сезонных и

других особенностей сельскохозяйственного производства, развитие и регулирование кооперативных банков, обеспечивающих доступность для сельхозпроизводителей финансовых ресурсов;

4) совершенствование бюджетной политики, основывающееся на изыскании прямых источников средств для поддержки агропромышленного производства и адресном их использовании;

5) развитие многоукладной экономики на основе многообразия и равенства государственной, коллективной и частной собственности, с акцентом на преимущественное развитие крупнотоварного производства;

6) активное стимулирование развития кооперации и агропромышленной интеграции сельхозпредприятий, фермерских и личных подсобных хозяйств по производству, переработке, реализации сельхозпродукции;

7) совершенствование системы управления агропромышленным комплексом как единым объектом.

Развитие аграрного сектора настоятельно требует осуществления мер, направленных на повышение доходов сельского населения, увеличение заработной платы сельских тружеников на основе роста производства. Исключительную важность приобретает разработка и применение эффективных механизмов экономического стимулирования специалистов сельского хозяйства в целях освоения и ускорения внедрения в производство достижений науки и техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.