вочных занятий в усложненных условиях, увеличение степени риска, введение сбивающих сенсорно-эмоциональных факторов, усложнение соревновательных воздействий.
3.Использование соревнований и соревновательного метода.
Повышению эффективности использования соревновательного метода способствуют методические приемы, широко применяющиеся на практике: а) соревнования с установкой на количественную сторону выполнения задания; б) соревнования с установкой на качественную сторону выполнения задания; в) соревнования в усложненных или непривычных условиях.
4. Последовательное усиление функции самовоспитания на основе самопознания, осмысления спортсменом сути своей спортивной деятельности. Сюда входят следующие компоненты: а) неотступное соблюдение общего режима жизни; б) самоубеждение, самопобуждение и самопринуждение к выполнению тренировочной программы и соревновательного результата; в) саморегуляция эмоций, психического и общего состояния посредством аутогенных и других методов и приемов;) постоянный самоконтроль.
Одним из важнейших разделов психической подготовки является совершенствование кинестетических и, зрительных восприятий параметров двигательных действий и внешней среды, сопровождающих процесс тренировки и соревнований. Спортсмены высокой квалификации обладают исключительными способностями к точной оценке кинематических и динамических характеристик движений, их ритмической структуры. Эти способности во многом определяют не только эффективность участия в соревнованиях, но и самым непосредственным образом влияют на длительность и качество технико-тактического и функционального совершенствования.
Таким образом, можно отметить, что психическое состояние накладывает свой, определенный след на ведение процесса подготовки к соревнованиям, протекание самого соревнования. Складывается крайняя необходимость в необходимости постоянного контроля за психическим состоянием спортсмена, со стороны тренера, на всем протяжении подготовки к соревнованиям, а также, особенно важно - во время них.
Пискун О.Е., Веретенников В.Л, Чистяков В.А. МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТА
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
Мониторинг, как непрерывное наблюдение за рядом параметров исследуемой системы, призван решать задачи изучения характеристик самой системы и прогнозирования ее поведения во времени.
Мониторинг психического и функционального состояний обучающейся молодежи проводится достаточно регулярно в различных регионах России. Исследователи постоянно отмечают ухудшение физического здоровья студентов и
проблемы с психикой, но в то же время основной вопрос русской интеллигенции - «Что делать?» остается открытым.
Мы считаем, что это связано не с совсем правильной постановкой проблемы. Еще в начале 2001 г. Президент России сформулировал генеральную задачу 21го века - восстановление и поддержание здоровья нации.
У студенческой молодежи в рамках существующего учебного плана есть только одна возможность как-то поддерживать свое физическое и психическое здоровье - это 408 часов, отводимое на физическую культуру в вузе. Следовательно, от того, как будут проводиться занятия по физическому воспитанию, зависит, будет ли это механическое выполнение тех или иных физических упражнений, или это будут специально разработанные комплексы упражнений, направленные на решение задач поддержания здоровья, формирование здорового образа жизни и т.д.
В высших учебных заведениях «Физическая культура» представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь частью общей культуры, психофизического становления и профессиональной подготовки студента в течение всего периода обучения, «Физическая культура» входит в число обязательных дисциплин цикла «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» [1].
Свои образовательные и развивающие функции «Физическая культура» наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физкультурного воспитания, который опирается на основные общедидакти-ческие принципы: сознательности, наглядности, доступности, систематичности и динамичности. Именно этими принципами пронизано все содержание примерной учебной программы для вузов по учебной дисциплине «Физическая культура». Социогуманитарная направленность физической культуры вообще и, особенно, в образовательных учреждениях всех уровней является основным принципиальным положением Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Это положение принято за основу и конкретизировано в специальных приказах Министерства образования РФ. [2].
Поворотным моментом оздоровления нации может стать реализация решений Государственного Совета Российской Федерации, на заседании которого под председательством Президента страны В.В. Путина впервые в истории России 30 января 2002 г. рассмотрен вопрос «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян» и определена стратегия его формирования. Результатом реализации ре-шений Госсовета РФ можно рассматривать Приказ Минобразования РФ №2715/227/166/19 от 16.07.2002 г. «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации», который был издан во исполнение решения коллегий Минобразования России, Минздрава России, Госкомспорта России и Президиума РАО от 23.05.2002 г. № 11/9/6/5 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации». В Приказе указываются приоритетные направления совершенствования процесса физического воспитания в дошкольных образовательных уч-
реждениях, общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования. В частности, одним из приоритетных направлений в этом Приказе является «формирование физической культуры личности обучающихся с учётом их индивидуальных способностей, состояния здоровья и их мотивации».
Общероссийский мониторинг состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи (далее — мониторинг) представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи.
Цель: получение информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений по укреплению здоровья населения.
Задачи:
а) выявление причинно-следственных связей между состоянием физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи и воздействием факторов среды обитания человека;
б) прогнозирование состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи;
в) установление факторов, оказывающих негативное воздействие на состояние физического здоровья населения;
г) формирование федерального информационного фонда (в части информации о состоянии физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи);
д) определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению негативных воздействий на физическое здоровье населения;
е) подготовка решений о реализации мер, направленных на укрепление физического здоровья населения;
ж) информирование государственных органов, органов местного самоуправления, заинтересованных организаций, а также граждан о результатах, полученных в ходе мониторинга. (Постановление №916 от 29.12.2001 г.).
Немного ранее, в 2000 году было утверждено Положение о социальногигиеническом мониторинге (Постановление Правительства РФ № 426 от 01.06.2000.) В этом Положении были определены параметры физического развития и физической подготовленности.
В отличие от текущего педагогического контроля, система мониторинга имеет четко заданный для всех типов и видов образовательных учреждений набор тестовых упражнений, анкет и форм сдаваемой отчетной документации. При правильно организованной работе эти данные преподаватель может представить из системы текущего педагогического контроля, включив тесты системы мониторинга в план-график прохождения учебного материала.
Использование в общероссийской системе мониторинга тестов, единых для ДОУ, школ, средних специальных учебных заведений (ссуз) и вузов и входящих практически во все программы педагогического контроля, позволяет избежать дублирования этих мероприятий.
«Тесты системы мониторинга хорошо согласуются с современной системой тестов «Еврофит», разработанной Комитетом по развитию спорта при Совете Европы. Это позволяет сравнивать полученные данные с данными других стран, интегрированных в эту систему.
Данные, получаемые в результате мониторинга, ложатся в основу аналитического доклада, формируют стратегию принятия управленческих решений и разработки социальных программ на различных уровнях» [3].
Следует отметить, что закон о мониторинге, принятый еще в 2001 г., в контексте сбора и обработки информации безнадежно устарел. Подготовка входной информации на бумажных носителях, передача протоколов в районные, а затем в региональные центры, требовали значительных финансовых затрат и людских ресурсов. Лавинообразное развитие Интернет, успешное применение его при проведении ЕГЭ показало, что огромные объемы информации могут и должны собираться и обрабатываться с применением современных информационных технологий. Следовательно, назрела настоятельная необходимость разработки и внедрения Интернет сайта, осуществляющего мониторинг физического развития населения.
Системное исследование мониторинга физического развития и физической подготовленности было проведено в докторском исследовании С.И Изаак [4], однако вопросы коррекции физической подготовленности населения остались за скобками исследования, хотя термин «коррекция» был использован в заглавии диссертации.
Для оценки двигательной подготовленности учащихся с конца 80-х годов применялся целый ряд методик, которые включали в себя сочетание общеизвестных контрольных упражнений в различных вариантах. В качестве примера можно остановиться на Тестах Президентского совета США, Тестах двигательной активности Совета Европы «Еврофит», Тестах мэра Москвы.
Возможность прогнозирования физического состояния студента предполагает наличие определенных интегральных параметров, объединяющих отдельные данные, полученные в результате мониторинга.
Хотя в законе о мониторинге явно не указывается, какую интегральную оценку показателя здоровья необходимо использовать, в настоящее время наиболее употребляемыми являются: оценка здоровья по Н.М. Амосову и оценка соматического здоровья по Г.Л. Апанасенко.
Понятие «количество здоровья», определяющее резервные возможности организма, ввел Н.М. Амосов [5]. По его мнению, здоровье - это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функций. Количество здоровья определяется подсчетом средней арифметической величины от ряда (не менее пяти) функциональных проб, показатели которых сопоставляются с нормой (100% от должных величин для данного возраста). Концепция первичной профилактики заболеваний, основанная на количественной характеристике уровня соматического (физического) здоровья индивида, предложена Г.Л. Апанасенко [6]. В основе этой концепции лежит биологическая закономерность, заключающаяся в том, что существует некий обусловлен-
ный эволюцией порог энергопотенциала биосистемы (резерва организма), выше которого у людей практически не регистрируются ни эндогенные факторы риска, ни хронические соматические заболевания. Ниже этого порога (когда исчерпаны резервные возможности) вначале действуют эндогенные факторы риска, а затем развиваются и хронические соматические заболевания. Этот порог количественно охарактеризован по показателям максимальной аэробной способности, что позволяет при соответствующих мероприятиях исключить сам риск возникновения заболеваний.
Уровень физического здоровья может быть определен по энергопотенциалу индивида с использованием метода Г.Л. Апанасенко. Для этого им предложены «Шкалы соматического здоровья» с учетом следующих первичных данных: рост, масса тела, жизненная емкость легких, частота сердечных сокращений в покое, сила кисти, уровень систолического давления и время восстановления частоты сердечных сокращений после функциональной пробы (20 приседаний за 30 сек.).
Уровень здоровья человека оценивается в баллах независимо от того, в каком промежутке альтернативы «здоров - болен» он находится.
Своевременная диагностика и оценка уровня здоровья позволяет:
- выявить слабые звенья в организме для целенаправленного воздействия;
- составить индивидуальную программу оздоровительных занятий и оценить эффективность;
- спрогнозировать риск возникновения угрожающих жизни заболеваний;
- определить биологический возраст человека.
Концепция здоровья, разработанная в космической и профилактиче-ской медицине, рассматривает переход от здоровья к болезни, от нормы к патологии как процесс постепенного снижения адаптационных возможностей организма, в результате которого возникают и различные пограничные состояния, получившие название донозологических [7].
Норма - зона функциональных состояний, свидетельствующих сохранность морфофункционального статуса организма с поддержанием в данных конкретных условиях на высоком уровне компенсаторных ре-активно-приспособительных возможностей, работоспособности и способности к рекреации.
Донозологические состояния - это состояния, при которых оптимальные адаптационные возможности организма обеспечиваются более высоким, чем в норме, напряжением регуляторных систем, что ведет к повышенному расходованию функциональных резервов организма. Характерной особенностью донозо-логических состояний является наличие повышенного функционального напряжения механизмов адаптации.
Преморбидные состояния - это состояния, которые характеризуются снижением функциональных возможностей организма. Состояние срыва адаптации характеризуется резким снижением функциональных возможно-стей организма в связи с нарушением механизмов компенсации. Адаптация - это совокупность приспособительных реакций живого организма к изме-няющимся условиям
существования, выработанных в процессе длительного эволюционного развития (филогенеза) и способных преобразовываться, совершенствоваться на протяжении индивидуального развития (онтогенеза).
Необходимо отметить, что снижение адаптационных возможностей организма связано с изменением физиологических функций. Это характеризуется ростом артериального давления, снижением сердечной деятельности. Однако при до-нозологических состояниях наблюдаемые изменения физиологических показателей, как правило, не выходят за пределы так называемой клинической нормы и поэтому обычно остаются вне поля зрения врачей при проведении диспансерных и профилактических осмотров населения. В результате этого только срыв адаптации с развитием конкретных нозологических форм заболеваний становится основанием для проведения лечебных мероприятий. В лучшем случае, при более раннем выявлении начальных признаков заболевания, могут быть применены специальные меры вторичной профилактики.
Таким образом, можно сделать определенные выводы: при проведении мониторинга физического состояния студентов необходимо четко определить какие цели он преследует. Второе, выбрать интегральный показатель, характеризующий физическое состояние - например, соматическое здоровье по Г.Л.Апанасенко. Третье, процедура сбора информации, описанная в [3] безнадежно устарела. Следовательно, необходимо использовать интернет и разрабатывать систему, аналогичную при использовании в ЕГЭ.
Л.Г. Рубис
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА
Государственный университет технологии и дизайна, Санкт-Петербург
Известно, насколько благотворно влияет туризм на человека. Это проявляется не только в оздоровлении организма и ведении здорового образа жизни, но и в развитии таких качеств, как умении общаться, чувства коллективизма, терпимости, мужества. Спортивный туризм всегда учитывался при сдаче норм ГТО в школах и вузах. В настоящее время делаются определенные, пока еще робкие, шаги по возрождению одного из самых популярных и доступных видов спорта - спортивного туризма, который может решить главную задачу - приобщение молодежи к здоровому образу жизни.
На протяжении нескольких лет Туристско-спортивный союз России при активной поддержке региональных федераций спортивного туризма не может добиться восстановления звания «мастер спорта» по дисциплине «маршруты». Необходимо заметить, что именно эта дисциплина является основополагающей частью спортивного туризма.
В распоряжении № 110-р от 07 августа 2009 года Председатель Правительства Российской Федерации утвердил Стратегию развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 года, где, в частности, говорится: «Осуществ-
- 257 -