Научная статья на тему 'Целесообразность использования тестов для оценки силы мышц брюшного пресса у детей младшего школьного возраста'

Целесообразность использования тестов для оценки силы мышц брюшного пресса у детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1007
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕСТЫ / ДЕТИ / ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ТЕСТИ / ДіТИ / ПіДГОТОВЛЕНіСТЬ / TESTS / CHILDREN / READINESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Давиденко Е. В., Билецкая В. В.

В статье обосновано использование силовых тестов для оценки силы мышц брюшного пресса в практике физического воспитания детей младшего школьного возраста. Для оценки силы мышц брюшного пресса с точки зрения теории тестов целесообразней использовать тест «подъем в сед за 30 с». Включение в Государственную систему тестов и нормативов физической подготовленности населения Украины теста «подъем в сед за 60с» является научно необоснованным и противоречит половозрастным возможностям организма детей младшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Давиденко Е. В., Билецкая В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of tests for an estimation of force of muscles of an abdominal tension at children of younger school age

In the article the use of power tests in practice of physical training of children of younger school age is proved. For an estimation of force of muscles of an abdominal tension from the point of view of the theory of tests it is more expedient to use the test rise for 30 with. Inclusion in the State system of tests and specifications of physical readiness of the population of Ukraine of the test rise for 60с is scientifically unreasonable and contradicts sexual age opportunities of an organism of children of younger school age.

Текст научной работы на тему «Целесообразность использования тестов для оценки силы мышц брюшного пресса у детей младшего школьного возраста»

Аналогичным образом рассчитывались оптимальные режимы беговой нагрузки во всех остальных восстановительных микроциклах двух подготовительных периодов юношей-спринтеров 16-17 лет (табл. 2).

На основе данных исследований были выполнены диаграммы оптимальной величины недельного суммарного качественного объема беговой тренировочной нагрузки в различных разгрузочных восстановительных микроциклах первого и второго подготовительных периодов юношей-спринтеров 16-17 лет, отличающихся различным уровнем снижения общей и специальной работоспособности после тренировочных микроциклов (рис. 2).

Выводы:

1. Применение универсальных таблиц по определению величины качественного объема в оценке и планировании тренировочных занятий спринтеров различной квалификации открывают широкие пути оптимизации тренировочного процесса на этапах юношеской подготовки.

2. Новая методика дает возможность тренерам планировать тренировочные нагрузки по основным средствам подготовки так, чтобы энергетический потенциал спортсменов расходовался эффективно и экономно. Подобное управление спортивной тренировкой позволит регулировать совершенствование функциональных возможностей легкоатлетов-спринтеров с целью определения „потолка” этих способностей для данной квалификации, что в свою очередь, позволит легкоатлетам своевременно переключаться на другую деятельность, „подтягивая” слабые стороны подготовки.

3. Методика нормирования беговых нагрузок по величине качественного объема позволяет выходить на любой запланированный результат от массовых разрядов до мастера спорта международного класса и выше через выполнение конкретных оптимальных беговых тренировочных нагрузок. Это очень важно для современных условий интенсификации тренировочного процесса и напряженной комплексной подготовки спринтеров на любом этапе спортивной деятельности. И, что очень важно, на этапах юношеской подготовки такие оптимальные беговые нагрузки позволяют спортсменам прогрессировать без ущерба для здоровья.

Дальнейшие исследования предполагается направить на изучение и обобщение результатов экспериментальных исследований программирования оптимальных беговых тренировочных нагрузок в восстановительных микроциклах подготовительных периодов юношей-бегунов на короткие дистанции 14-15 и 16-17 лет.

Литература

1. Абросимова Л.И., Карасик В.Е. Определение физической работоспособности подростков // Новые исследования по возрастной физиологии, № 2. - М.: Педагогика, 1977. - С. 114-117.

2. Аулик И.В. Определение физической работоспособности

в клинике и спорте. - М.: Медицина, 1979. - 192 с.

3. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. - М.: Физкультура и спорт, 1985.- 176 с.

4. Волков В.М., Луговцов В.П. К обоснованию избирательного влияния тренировочных нагрузок на восстановительные процессы // Теория и практика физической культуры. -1977, 3 12. - С.34-39.

5. Волков Н.И., Лапин В.И., Смирнов Ю.И. Метаболические факторы, определяющие уровень достижений в спринтерском беге // Теория и практика физической культуры. -1972, № 2. - С.22.

6. Горлов А.С., Манжос Н.В., Юшко Б.Н. Универсальные таблицы для организации беговых нагрузок бегунов и бегуний на короткие дистанции различной квалификации: Учеб. Пособие. - Харьков: ХаГИФК, 1993. - 68 с.

7. Зотов В.П. Восстановление работоспособности в спорте.

- Киев: Здоровье, 1990. - 200 с.

8. Креер В. Цикличность тренировки // Легкая атлетика. -1977, №6. - С.7-9

9. Матвеев Л.П., Меерсон Ф.З. Некоторые закономерности спортивной тренировки в свете современной теории адаптации организма к физическим нагрузкам // Адаптация спортсменов к тренировочным и соревновательным нагрузкам: Сб. науч. трудов. - К.: КГИФК, 1984. - С.29-40.

10. Манжос Н.В., Горлов А.С., Юшко Б. Н. Новые универсальные методы оценки беговой тренировочной нагрузки у легкоатлетов различной квалификации: Учеб.-метод. пособие.- Харьков: ХаГАФК, 2002. - 114 с.

11. Ткачук В.Г, Ревенко Ю.Е. Некоторые физиологические характеристики режимов чередования работы и отдыха // Управление процессами восстановления в спортивной тренировке. -К.: КГИФК, 1974. - С.125-132.

Поступила в редакцию 22.05.2007г.

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕСТОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ СИЛЫ МЫШЦ БРЮШНОГО ПРЕССА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Давиденко Е. В., Билецкая В.В. Национальный университет физического воспитания и спорта Украины

Аннотация. В статье обосновано использование силовых тестов для оценки силы мышц брюшного пресса в практике физического воспитания детей младшего школьного возраста.

Для оценки силы мышц брюшного пресса с точки зрения теории тестов целесообразней использовать тест «подъем в сед за 30 с». Включение в Государственную систему тестов и нормативов физической подготовленности населения Украины теста «подъем в сед за 60с» является научно необоснованным и противоречит половозрастным возможностям организма детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: тесты, дети, подготовленность. Анотація. Давиденко О. В., Білецька В.В. Доцільність використання тестів для оцінки сили м’язів черевного пресу у дітей молодшого шкільного віку. В статті обґрунтовано використання силових тестів в практиці фізичного виховання дітей молодшого шкільного віку. Для оцінки сили м’язів черевного преса з погляду теорії тестів доцільніше використати тест «підйом у сід за 30 с». Включення в Державну систему тестів і нормативів фізичної підготовленості населення України тесту «підйом у сід за 60с» є науково необґрунтованим і суперечить полові-ковим можливостям організму дітей молодшого шкільного віку.

Ключові слова: тести, діти, підготовленість.

Annotation. Davidenko E., Byletskaya V. Use of tests for

an estimation of force of muscles of an abdominal tension at children of younger school age. In the article the use of power tests in practice of physical training of children of younger school age is proved. For an estimation of force of muscles of an abdominal tension from the point of view of the theory of tests it is more expedient to use the test “rise for 30 with”. Inclusion in the State system of tests and specifications of physical readiness of the population of Ukraine of the test “rise for 60с” is scientifically unreasonable and contradicts sexual age opportunities of an organism of children of younger school age.

Keywords: tests, children, readiness.

Введение.

Ослабленная мускулатура туловища - фактор риска возникновения различных видов нарушений осанки. Мышечная система является единственным «неинвазивным механизмом», посредством которого можно эффективно и постоянно воздействовать на структуры и функцию позвоночника [5]. В обеспечении устойчивости туловища значительную роль играют брюшные мышцы. Структура брюшных мышц уникальна - она обеспечивает действие, подобное действию корсета [11].

Развитие мышечной силы определяется многими факторами. Одним из них является степень мобилизации мышечных волокон. На проявление мышечной силы также влияет деятельность мышц - антагонистов, поступление импульсов в мышцу через симпатическую нервную систему, которые усиливают деятельность скелетной мускулатуры [11]. Влияние, которое оказывает симпатическая нервная система на мышцы и нервные центры, приводит к повышению их возбудимости, увеличению функциональной подвижности и, следовательно, к повышению их работоспособности. Выделяющийся при этом адреналин также способствует проявлению значительной мышечной силы. Поэтому создание мотивационного настроя, положительных эмоций является важным условием повышения эффективности тестирования [2].

Для оценки силы мышц брюшного пресса в практике школьного физического воспитания используются двигательные тесты: «подъем в сед за 60 с», предложенный Государственной системой тестов и нормативов физической подготовленности населения Украины [4] и «подъем в сед за 30с», рекомендуемый системой тестов Еврофит [12], Государственным физкультурно-оздоровительным комплексом Республики Беларусь [3], системой Международных тестов физической подготовленности детей и молодежи [8], системой Российских президентских соревнований [6] и тест-программой мэра Москвы [9].

Анализ публикаций показал, что исследовались отдельные аспекты физической подготовленности детей младшего школьного возраста во взаимосвязи с состоянием здоровья [1], изучены особенности формирования скоростно-силовых способностей детей 7-10 лет [7], проанализированы результаты выполнения нормативов Государственной системы тестов Украины школьниками младших

классов [10].

Цель нашего исследования обусловлена разноречивостью мнений по вопросам обоснованности использования тестов для оценки силы мышц брюшного пресса с точки зрения теории тестов, учета уровня соматического здоровья, физического развития, функционального состояния основных систем организма и возрастных особенностей функционирования детского организма.

Работа выполнена как составная часть исследований Сводного плана НИР в сфере физической культуры и спорта на 2001-2005 г.г. Государственного комитета молодежной политики, спорта и туризма Украины по направлению 1.2. «Теоретико-методические основы физического воспитания» в соответствие с темой 2.1.11. «Совершенствование системы Государственных тестов и нормативов физической подготовленности школьников и учащейся молодежи» (№ государственной регистрации 010Ш004940) и Сводного плана НИР на 2006-2010 г.г. Министерства Украины по делам семьи, молодежи и спорта по направлению «Теоретико-методологические основы физического воспитания и оздоровительной физической культуры» в соответствие с темой 3.1.6.1. п.«Орга-низационно-педагогические особенности физического воспитания детей младшего школьного возраста в условиях школ различного типа».

Формулирование целей работы.

Цель работы - обосновать целесообразность использования двигательных тестов для оценки силы мышц брюшного пресса у детей младшего школьного возраста.

Методы и организация исследования.

В работе использовались антропометрические методы, методы тонометрии, динамометрии, функциональные пробы сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма, метод оценки соматического здоровья, педагогическое тестирование («подъем в сед за 30 с» и «подъем в сед за 60с»), методы математической статистики. В экспериментальном обследовании принимали участие школьники в возрасте от 7 до 10 лет в количестве 343 человек.

Результаты исследования и их обсуждение.

Для решения поставленных задач использовали внутритестовый корреляционный анализ, а также корреляционную взаимозависимость между результатами тестов и показателями, характеризующими уровень физического развития и функционирование отдельных систем организма детей младшего школьного возраста.

Между результатами двигательных тестов для оценки силы мышц брюшного пресса «подъем в сед за 30с» и «подъем в сед за 60с» у обследованных школьников выявлена взаимосвязь при г = 0,272, р<0,05, п=343, гр<0 05=0,124). У девочек она была выражена сильнее (г = 0,438, р<0,05, п=146, гр<005=0,230 ), чем у мальчиков (г = 0,167, р<0,05, п=197,

гр<0,05=0,210).

р<0,05

Сравнение результатов в выполнении дан-

ных тестовых упражнений школьниками младших классов позволяет констатировать, что наибольший процент детей (81% из 343 обследованных) показали низкие результаты (в том числе и 17 % не выполнили тест) в упражнении «подъем в сед за 60 с», в то время как в тесте «подъем в сед за 30 с» таких детей было всего 22% из 343 школьников. Многие школьники в тесте «подъем в сед за 30 с» (44% из 343 испытуемых) показали средний результат. Эти данные свидетельствуют о более доступном выполнении контрольного упражнения «подъем в сед за 30 с» по сравнению с тестом «подъем в сед за 60с».

У детей с низким и ниже среднего уровнем соматического здоровья (УСЗ) наблюдается взаимосвязь между результатами данных тестов при г = 0,280, р<0,05, п=263, гр<0001=0,207; у школьников со средним УСЗ при г = 0,220, р<0,05, п=66,

г =0,414. У школьников с высоким УСЗ таких

р<0,001

взаимосвязей не выявлено.

Взаимосвязь результатов тестирования с показателями физического развития выражается в том, что результаты теста «подъем в сед за 30 с» имеют более сильные корреляционные взаимосвязи с длиной тела и окружностью грудной клетки занимающихся. Также установлен более сильный уровень взаимосвязи между результатами данных тестов и функциональными показателями дыхательной системы организма младших школьников, а также значениями показателей сердечно-сосудистой системы (рис.1.).

При выполнении данных контрольных уп-

ражнений в работу вовлечены мышцы брюшного пресса: прямая, внешняя косая, внутренняя косая, поперечная. Глубокая горизонтальная поперечная мышца живота сокращается, когда напрягаются остальные и практически не работает изолированно. Она поддерживает внутренние органы и участвует в выдохе. Необходимо отделять движения в поясничной области от движений, выполняемых в подвздошно-бедренном суставе. Сгибание в поясничном отделе в сагиттальной плоскости ограничено передвижением лордотической кривой. При выполнении упражнения «подъем в сед» из положения лежа без помощи рук и ног, как только плечи поднимаются над полом, достигается конечная амплитуда движений поясничного отдела позвоночника; после этого движение происходит в подвздошно-бедренном суставе и по мере поднимания туловища за счет мышц-сгибателей бедра, независимо от положения коленей, брюшные мышцы сокращаются изометрически [11]. Таким образом, результат выполнения данных контрольных упражнений зависит не только от силы мышц брюшного пресса, но и от работы мышц - сгибателей бедра. Дети младшего школьного возраста более склонны к выполнению недлительной скоростно-силовой работы (до 30 с).

У мальчиков наблюдается большее количество корреляционных взаимосвязей функциональных показателей с тестом «подъем в сед за 30 с», а у девочек - с тестом «подъем в сед за 60 с», однако по силе взаимодействия они отличаются незначительно. Возможно, это связано с тем, что у девочек раньше от-

Рис. 1. Схема корреляционной взаимосвязи результатов тестирования силы мышц брюшного пресса и функциональных показателей организма обследованных школьников _______________________(р<0,001 (*р<0,05) п=343, гв<0001 = 0,207, г^ = 0,163)______________________

мечается прирост силовой динамической выносливости сгибателей туловища (с 9-10 лет), в то время как у мальчиков это процесс начинается только в 1112 лет [5].

Выводы.

Для оценки силы мышц брюшного пресса с точки зрения теории тестов, учета уровня соматического здоровья, физического развития, функционального состояния основных систем организма и возрастных особенностей функционирования детского организма в практике физического воспитания детей младшего школьного возраста целесообразней использовать тест «подъем в сед за 30 с». Очевидно на этом основании большинство систем оценки уровня физической подготовленности (система тестов Еврофит, система Международных тестов физической подготовленности детей и молодежи, система Российских президентских соревнований, тест-программа мэра Москвы, Государственный физкультурно-оздоровительный комплекс Республики Беларусь используют именно этот тест при работе с детьми младшего школьного возраста. Включение в Государственную систему тестов и нормативов физической подготовленности населения Украины теста «подъем в сед за 60с» является научно необоснованным и противоречит половозрастным возможностям организма детей младшего школьного возраста.

Перспективы дальнейших исследований. Предполагается обоснование использования тестов для оценки силы мышц брюшного пресса детей младшего школьного возраста в зависимости от их уровня соматического здоровья.

Литература

1. Вовченко 1.1. Фізична підготовленість і здоров ’я молодших школярів. - Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми ФвіС: Зб. наук. пр. / Харків: ХХПІ, 2001. - № 18. - С. 42-47.

2. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. - М.: Академия, 2000. - 288 с.

3. Государственный физкультурно-оздоровительный комплекс Республики Беларусь (І-ІУ ступени, возраст 7-21 год). Разработан в НИИ ФкиС РБ к.п.н., профессором В.Н. Кряжем и к.н.п., доцентом З.С. Кряж. - Минск, 1999. - 80 с.

4. Державні тести і нормативи оцінки фізичної підготовленості населення України / За ред. М.Д. Зубалія. - К., 1997.

- 37 с.

5. Романенко В.А. Двигательные способности человека. -Донецк: «Новый мир», УКЦентр, 1999. - С.5 - 16, 245 -251.

6. Рыбкина Т.В. и др. Использование «президентских» тестов для оценки физической подготовленности школьников // Современные проблемы физической культуры и спорта: Сборник научных трудов. - Белгород, 1997. - С.317

- 320.

7. Сембрат С.В. Особливості формування швидкісно-силових здібностей дітей молодшого шкільного віку. - Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми ФвіС: Зб. наук. пр. за ред. С.С. Єрмакова / Харків: ХДАДМ (ХХПІ), 2005. - № 7. - С. 47-53.

8. Сергієнко Л.П. Тестування рухових здібностей школярів: Навчальний посібник. - К.: Олімпійська література, 2001.

- 440 с.

9. Тест - программа мэра Москвы. // Физическая культура в школе. - 1997. - №2. - С. 74 - 78.

10. Тюх И.А. Анализ результатов выполнения нормативов

Государственной системы тестирования физической подготовленности младшими школьниками г. Киева. - Физическое воспитание студентов творческих специальностей: Сб. науч. тр. / Под ред . С.С. Ермакова. - Харьков, 2006. -№2. - С. 10-5-110.

11. Хоули Эдвард Т., Френкс Б. Дон. Руководство инструктора оздоровительного фитнеса: Пер. с англ. - К.: Олимпийская литература, 2004. - 368 с.

12. EUROFIT. European tests of physical fitness. Handbook for the Eurofit tests of Physical Fitness / Committee of experts on sports research / CDDS Strasbourg, 1993. -75 p.

Поступила в редакцию 07.06.2007г.

ПЛАНУВАННЯ ЯК СКЛАДОВА ПРОЕКТУВАЛЬНОГО ЕТАПУ В ТЕХНОЛОГІЇ СТВОРЕННЯ ІННОВАЦІЙНОЇ ПЕДАГОГІЧНОЇ СИСТЕМИ

Докучаєва В.В.

Луганський національний педагогічний університет імені Тараса Шевченка

Анотація. У логіці дослідження проблеми створення інноваційних педагогічних систем, автор публікації обґрунтовує вимоги до виконання базових кроків проектного етапу даної технології. Факт уведення в теорію проектування терміна “управління проектами” є не лише “невипадковим”, а має під собою таку вагому підставу, як наявність рекурсивного зв’язку “процес у процесі” (тобто, “управління в проектуванні”). Наступним за технологією проектування є етап конструювання, на якому діяльність дослідника (педагога-проектувальника) реалізується через описово-пояснювальну функцію, що саме й становить сутність конструювання в межах процесу створення інноваційної педагогічної системи.

Ключові слова: планування, педагогіка, система, технологія, інновація.

Аннотация. Докучаева В.В. Планирование как составляющая проектировочного этапа в технологии создания инновационной педагогической системы. В логике исследования проблемы создания инновационных педагогических систем, автор статьи обосновывает требования к выполнению базовых шагов проектировочного этапа данной технологии. Факт введения в теорию проектирования термина “управление проектами” является не только “неслучайным”, а имеет под собой такое веское основание, как наличие рекурсивной связи “процесс в процессе” (те., “управление в проектировании”). Следующим по технологии проектирования является этап конструирования, на котором деятельность исследователя (педагога-проектировщика) реализуется через описательно-объяснительную функцию, которая и представляет сущность конструирования в пределах процесса создания инновационной педагогической системы.

Ключевые слова: планирование, педагогика, система, технология, инновация.

Annotation. Dokuchaeva V.V. Planning as a component of a designing stage in technology of creation of innovative pedagogical system. In the logic of the research of the problem of creation of innovational pedagogical systems the author of the artical grounds standarts of making base steps of the projective level of this technology. The fact of introduction in the theory of designing of the term “management of projects” has under itself a strong reason. This presence of recursive communication “management in designing”. The following on technology of designing is the stage of designing. In it activity of the teacher is realized through descriptive explanatory function. It represents essence of designing within the limits of process of creation of innovative pedagogical system.

Key words: planning, pedagogics, system, technology, innovation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.