Научная статья на тему 'Мониторинг эффективности предпринимательства через призму регулирующего воздействия государства'

Мониторинг эффективности предпринимательства через призму регулирующего воздействия государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
150
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / МОНИТОРИНГ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / MARKET ECONOMY / MONITORING / ENTREPRENEURSHIP / NATIONAL ECONOMY / GOVERNMENT REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соловьева Олеся Анатольевна

Статья посвящена вопросу оптимизации аналитико-инспекционного ресурса через метод экстраполяции, в котором оценка деятельности субъекта регулирования (государства) происходит на основе показателей результативности объекта регулирования (предпринимательства). Представленная в данной статье "оптимизированная модель" аналитического исследования (мониторинга) приносит экономию ресурсов, поскольку аудиторская работа проводится объектом регулирования предпринимательской организацией. Предлагаемая автором мониторинговая экспертиза определяется, как инициатива снизу от бизнеса. Данная статья предназначена для бакалавров и магистров, аспирантов и преподавателей, предпринимательского сообщества, государственных и муниципальных служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monitoring the effectiveness of entrepreneurship through the prism of state regulatory impact

The article focuses on the optimization of analytical and inspection resources through an extrapolation method in which the evaluation of the regulatory entity (state) takes place on the basis of the performance indicators of the controlled system (Enterprise). Presented in this article is "optimized model" analytical research (monitoring) brings saving of resources, since the audit work is carried out subject to regulation entrepreneurial organization. The proposed monitoring expertise of the author is defined as an initiative from the bottom of the business. This article is intended for bachelors and masters, graduate students and teachers, the business community, state and municipal employees.

Текст научной работы на тему «Мониторинг эффективности предпринимательства через призму регулирующего воздействия государства»

The article focuses on the optimization of analytical and inspection resources through an extrapolation method in which the evaluation of the regulatory entity (state) takes place on the basis of the performance indicators of the controlled system (Enterprise). Presented in this article is "optimized model" analytical research (monitoring) brings saving of resources, since the audit work is carried out subject to regulation - entrepreneurial organization. The proposed monitoring expertise of the author is defined as an initiative from the bottom of the business. This article is intended for bachelors and masters, graduate students and teachers, the business community, state and municipal employees.

Keywords: market economy; monitoring; entrepreneurship; National economy; government regulation.

МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА

Статья посвящена вопросу оптимизации аналитико-инспекционного ресурса через метод экстраполяции, в котором оценка деятельности субъекта регулирования (государства) происходит на основе показателей результативности объекта регулирования (предпринимательства). Представленная в данной статье "оптимизированная модель"аналитического исследования (мониторинга) приносит экономию ресурсов, поскольку аудиторская работа проводится объектом регулирования - предпринимательской организацией. Предлагаемая автором мониторинговая экспертиза определяется, как инициатива снизу от бизнеса. Данная статья предназначена для бакалавров и магистров, аспирантов и преподавателей, предпринимательского сообщества, государственных и муниципальных служащих.

Ключевые слова: рыночная экономика; мониторинг; предпринимательство; национальная экономика; государственное регулирование.

Цель современного госрегулирования заключена в синтезе экономической свободы субъекта хозяйствования и его социальной обязанности перед государством. Анализируя аспекты экономической истории [1,148], следует выделить проблему, актуальную и по сей день - это "фактор разности социально-экономического интереса государства и частного бизнеса". Государственная деятельность в сфере регулирования предпринимательства носит принудительный характер. Однако автор предлагает, рассматривать государственное регулирование как профилактическую работу, по нивелированию экономических рисков. Регулирование обладает конвейерной технологией, которая позволяет посредством регулирующего инструментария "автоматизировать" трансформационное воздействие на стадии мотивации, активации, организации, реализации. Регулирование имеет оперативный и фронтальный режим действия, последний определяет масштабность экономической трансформации. Эффективность процесса регулирования регламентируется объемом ресурсного обеспечения, которое определяет количественную и качественную величину результативности действия. Формирование технологии регулирующего воздействия происходит в несколько этапов:

- отбор наиболее перспективных идей регулирующего действия;

- определение методик и инструментария соответственно идеи;

- математическое моделирование опытного проекта регулирования (возможна вариативность), с последующей экспертной оценкой: интенсивность, рациональность, результативность, эффективность;

- прикладное использование проекта, то есть действие регулирования на основе мониторинга адаптационной и инновационной трансформации;

- установление алгоритма или технологии как результата практического применения;

УДК 330.101.8 ВАК РФ 08.00.05

> Соловьева О.А., 2016

СО

1-й

О CU

-О 0-

ш <

1=с

си

S

187

СОЛОВЬЕВА Олеся Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра Экономической теории и социальной политики, Санкт-Пе тербургский государственный университет, Санкт-Петербург 0/е5/з-/з-/з<@//5?. г и

> <

X

о

ш т

о

X

о *=с со

188

- диффузия технологий регулирования, под которой подразумевается реализация и распространение освоенной методики.

В изучении вопроса целесообразного вмешательства государства в предпринимательскую деятельность необходимо определить уровень государственной интервенции. Задача - установить уровень актуальности, своевременности, оптимальности, действенности государственной системы на предпринимательство. Необходим анализ групп факторов:

- факторов, определяющихуровень воздействия субъекта регулирования в направлении оптимизации внутренних связей в регулируемом объекте; решающим устанавливается база функциональной структуры объекта и ее показатели, которые опосредованно характеризуют эффективность структуры регулирующей системы,то есть количество и качество элементов, используемых в планируемых мероприятиях;

- факторов, обуславливающих научную организацию функционирования объекта и субъекта; использование средств и методов научно-технического прогресса; реализация новых идей - от их открытия до массового применения;

- факторов, связанных с трансформационными изменениями в среде приложения и адаптивными возможностями субъекта регулирования в направлении деятельности объекта, характеризующими сложность внутренних и внешних отношений, существующих в регулируемой системе и предпринимательской среде. К ним следует причислить и формы международных связей.

Автор предлагает оптимизировать аналитику исследования, используя метод экстраполяции. Достаточно изучить результаты деятельности объекта регулирования, чтобы определить эффективность работы субъекта регулирования. Так эффективность государственного регулирования будет определяться по итогу работы предпринимательского сообщества, то есть эффективности производственной деятельности объекта регулирования. Важным моментом, который обуславливает эффект регулирующей деятельности, является динамическое равновесие между потребностью принимаемых решений и необходимостью их реализации.

Эффективное регулирование требует подробного индикативного исследования. Мониторинговые исследования хозяйственной деятельности, а также регулирующего воздействия,следует рассматривать как науч-

но-прикладную базу, ориентиры которой способствуют рациональной организации экономического функционирования. Мониторинг является той формой информации, в которой наилучшим образом отражается интеграция производственной, финансовой, социальной работы исследуемого объекта. Основной целью является нахождение эффективных технологий саморегуляции и государственного регулирования.

В настоящее время в мониторинговых изысканиях [3; 8], широко используется показатель национального дохода, который следует дифференцировать на общие и узкоспециализированные индикаторы.

Общие индикативные показатели:

- доля общего показателя изделий высокого технико-экономического уровня и новинок национального бизнеса;

- доля общих поставок для капитального строительства как неукоснительных в рамках государственного плана - задания;

- доля общего показателя изделий для общественного потребления;

-доля общего показателя изделий для производственного потребления;

- доля общего итога по вводу в действие новых мощностей в целом по всем отраслям промышленного производства;

- доля общего итога по реализации задач, вытекающих из решения научно-технических проблем в целом и с учетом всех сфер экономики;

- доля спекулятивной разницы между экспортом и импортом показателя общей продукции.

Узкоспециализированные индикативные показатели:

- доля поставок изделий высокого технико-экономического уровня и новинок национального бизнеса на экспорт, с подразделением по территориям и основным отраслям [2];

- доля поставок изделий высокого технико-экономического уровня и новинок национального бизнеса на внутренний рынок государства;

- доля поставок для капитального строительства, согласно дифференциации традиционных отраслей производства;

- доля изделий для производственного потребления с учетом дифференциации по отраслям промышленности;

-доля изделий для общественного потребления, соответственно социальному запросу;

- доля поставок отдельных видов изделий в натуральном выражении, в том числе выпол-

нение отдельных задач по обеспечению государственных целевых программ [3; 8];

- доля выполнения заданий по вводу в действие новых мощностей с учетом разделения сфер производства;

- доля реализации задач, вытекающих из решения научно-технических проблем, согласно дифференциации традиционных сфер экономики;

- доля спекулятивной разницы между экспортируемой ценой и ценой внутреннего рынка с учетом вида продукта.

Индикативные показатели дуальны. Они могут быть использованы как вектор действия объекта - предпринимательства и как траектория регулирования субъекта - государства. Набор индикаторов мониторинга устанавливается планово-прогностическим проектированием. Индикативные измерители не абсолютны, они относительны и применимы только к конкретной ситуации. Таким образом, регулирование, базируясь на ранее утвержденных планах в соответствии с условиями приложения, представляетадаптивное воздействие на объект. В зависимости от цели планируемого исследования комплекс индикаторов вариативно трансформируется. Индикативные показатели указывают на:

- актуальность воздействия на объект регулирования;

- своевременность регулирующего действия;

- соответствие ресурсного обеспечения регулирующему действию;

-адаптивность выбора методики регулирующего воздействия;

- точность выполнения алгоритма регулирующего действия.

Отсюда следует, что показатель результативности объекта регулирования определяет уровень эффективности системы регулирования (субъекта). Стремление к максимальному эффекту в регулировании конкретного объекта обеспечивается последовательной реализацией агрегированных и дезагрегированных целей. Цель подобна "пусковому механизму", который активизирует потенциальные возможности функционирования. Таким образом, целесообразность регулирующей интервенции государства в предпринимательскую деятельность, устанавливается через оптимизацию максимума цели и рационализацию минимума цели.

Предлагаемая автором "оптимизационная модель" мониторингового исследования - это независимая экспертиза прямого и косвенно-

го государственного регулирования предпринимательской деятельности. Мониторинг дает оценку фактического состояния ситуации. Комплекс индикаторов является примерным и подвергается трансформации в зависимости от задач аналитической деятельности. Индикативные показатели используют в двух направлениях:

- в качестве ориентира в работе предпринимательства;

- в качестве траектории регулирующего воздействия государства.

Структура мониторинга включается в себя несколько модулей.

Модуль № 1 "производственная деятельность". Необходимым условием для стабильного экономического развития является своевременная реализация планов и программ производства, выполнение которых находится в прямой зависимости от своевременности и полноты ресурсного обеспечения. Задача анализа - это установление экономической рентабельности отрасли и определение ресурсных резервов внутреннего производства, разработка проектов интенсификации и рационализации промышленного производства. Определение резервов, обусловливает промышленную селекцию и рационализацию ре-сурсообеспечения. Показатели модуля: уровень обеспечение основными средствами производства, уровень использование основных средств производства,уровень снабжение материальными ресурсами, уровень использования материальных ресурсов, объем производства продукции, уровень производительности труда, объемы модернизации производства, объемы диверсификации производства, объемы инновационного производства, уровень применения инновационных технологий.

Модуль № 2 "финансовая деятельность". Объемы финансирования предприятий отрасли обусловлены размерами собственного капитала (чистых активов), источником которых является прибыль. Показатели капитализации отрасли формируют видение имущественного состояния, активов, путей оптимизации денежных потоков отраслевого производства.

Мониторинговые результаты данного вида деятельности дают возможность контролировать динамику формирования прибыли, выявлять резервы повышения доходности бизнеса. Задача исследования - это оценка долгосрочного вложения. Анализ инвестирования позволяет определить успешность развития отрасли.

со

1-й

о си

-О 0-

ш <

1=с

си

Ё

189

Показатели модуля: объем собственного капитала, доходность собственного капитала, объем заемного капитала, доходность заемного капитала, объем основного капитала, объем оборотного капитала, общий результат чистой прибыли отрасли, объем инвестиционных вложений в отрасль, прибыль инвестиционной * деятельности, объем финансовых вложений в инновационное производство, прибыль от $ инновационной деятельности, объемы лизинговых вложений, прибыль от лизинговых опе-^ раций.

Модуль № 3 "маркетинговая деятельность". Маркетинговая деятельность оказывает предопределяющее воздействие на уровень раци-^ ональности планирования, посредством уста-^ новления доминанты экономического риска. 111 Базовым фактором, обуславливающим уро-3" вень рентабельности отрасли (самоокупае-3 мость, самофинансирование), устанавливает-^ ся адаптация промышленной инфраструктуры О к постоянно меняющейся рыночной конъюн-"X- ктуре. Показатели объемов производства и О реализации продукции взаимозависимы и ха-7?" растеризуют конкурентные возможности отраслевого производства. Мониторинговые

эо

исследования по вопросу реализации продукции дают возможность отследить: эффективность плановой реализации, конкурентные свойства продукта, рациональность производства.

Показатели модуля: объем формирования портфеля заказов, масштабы рынков сбыта, выполнение договорных обязательств, количество видов инновационной продукции, объемы инновационной продукции.

Модуль № 4 "социальная деятельность". Социальная активность предпринимательства обусловлена качеством условий труда, уровнем технического оборудования, уровнем профессионализма кадров, уровнем производительности труда, объемами социального пакета работника. Мониторинговые исследования социальной деятельности предпринимателей дают возможность отследить рациональность государственных преференций бизнесу.

Показатели модуля: уровень занятости населения, минимальный уровень заработной платы, объемы вложений в социальный пакет, объемы вложений в профессиональное образование (подготовка и переподготовка кадров), объемы вложений в социальную инфраструктуру.

Модуль № 5 "экологическая деятельность". Существенным фактором, предопределяющим

прогрессивное развитие производства, становятся технологии замкнутого цикла. Анализу подвергаются следующие экономические параметры экологического регулирования хозяйственной деятельности:

- отрицательные параметры - это материальные затраты на вредное производство;

- финансово обременительные параметры - это платежи за пользование природными ресурсами;

- компенсационные параметры - это страховые компании и научно-экологические организации;

- стимулирующие параметры - это система государственных субсидий и преференций.

Показатели модуля: объемы вложений в технологии - утилизации, объемы вложений в технологии - очистки, объемы вложений в технологии - безотходного способа производства, объемы экологических фондов страхования, государственное субсидирование.

Модуль №6 "отраслевая селекция" или "дифференциация представительства отрасли". Селективная деятельность в направлении отраслевого представительства государства,является важным аспектом, который влияет на эволюцию аутентичного предпринимательства. Модуль определяет действительный потенциал предпринимательской общности: человеческий ресурс отрасли, инфраструктурный ресурс отрасли, институциональный ресурс отрасли. Мониторинговые исследования способствуют перспективному планированию отраслевого развития и рациональному экзо и эндо регулированию.

Показатели модуля: количество представителей крупного бизнеса, объемы производства крупного бизнеса, количество представителей среднего бизнеса, объемы производства среднего бизнеса, количество представителей малого бизнеса, объемы производства малого бизнеса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В заключение, авторский проект мониторинга представляет информационно-аналитическую конструкцию социально-экономического действия. Информационная основа конструкции - это сравнительный анализ результатов с планом и нормами на базе единой индикативной технологии. Мониторинг содержит "банк" научно обоснованных расчетных величин, характеризующих количественную и качественную оценку функционирования предпринимательства. "Дивиденды" данного "банка" формируют алгоритм саморегулирования бизнеса и регулирующего воздействия государства.

Оптимизация стоит в фокусе большинства аналитических подходов. Предлагаемый автором проект мониторинга это социально-экономическое исследование проводимое объектом регулирования, который экономит время и нивелирует экономические издержки институтов государственного управления. Механизм оптимизированного мониторинга имеет функцию опосредованного согласования целей предпринимательства и госрегулирования. Таким образом, уровень действия субъекта регулирования (государство)устанавливается по результату работы объекта регулирования (предпринимательства). Следовательно, эффективность государственного регулирования предпринимательства соразмерна эффективности предпринимательской деятельности. Данный проект мониторинговой экспертизы можно определить как инициативу снизу от предпринимательства. Целью инициативы является объективный самоанализ работы хозяйствующего субъекта. Результаты самоанализа предпринимательской деятельности формируют механизм объективного саморегулирования, который оказывает влияние на уровень государственной интервенции. Значимым аспектом может стать открытый доступ результатов мониторинга, что расширит информационные рамки, посредством публичных консультаций. При этом единая индикативная экспертиза мониторинга будет способствовать универсализации механизмов саморегулирования предпринимательства и государственного регулирования бизнеса.

Итоги мониторингового исследования дают возможность:

- определить баланс фундаментальных и перспективных целей экономического разви-

тия отрасли и предпринимательского сообщества этой отрасли;

- выявить отклонения в функционировании бизнес структур от установленных показателей;

- провести анализ управленческих и экономических рисков;

- сформировать алгоритм регулирующего воздействия государства на предпринимательство и методику бизнес-саморегулирования.

Литература:

1. Абалкин Л.И. История российской экономической мысли и ее связь с политикой / Л.И. Абалкин // ЭКО. - 2009. - №11. - С. 147-154.

2. Галушка И. Эффективность систем управления [Электронный ресурс]. URL: http://www.xserver.ru/ user/effsu/

3. Министерство экономического развития РФ: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.economy.gov.ru

4. Соловьева O.A. Госрегулирование предпринимательства: теоретический аспект / O.A. Соловьева // Российское предпринимательство. - 2011. -№11 (2).-С. 24-28

5. Соловьева O.A. Модернизация национального предпринимательства: мнение и предложение / O.A. Соловьева // Российское предпринимательство. - 2013. - №17(239). - С. 4-14

6. Соловьева O.A. Роль государства в трансформации частно-хозяйственных интересов / O.A. Соловьева // Проблемы современной экономики. - 2013. - №1 (45). - С. 86-88

7. Соловьева O.A. Сможетли Россия встать на рельсы интенсивного пути экономического развития? / O.A. Соловьева // Проблемы современной экономики. - 2015. - №2(54). - С. 117-120

8. Федеральная служба государственной статистики РФ: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru

СО

1-Н

О CU

-О Û-

ш <

си

S

191

INTERREGIONAL TIES AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX AS A FACTOR OF INFLUENCE ON THE PRODUCTION OF IMPORT-SUBSTITUTING PRODUCTS

Uglitskikh Otga Nikolaevna, PhD of Economics, Associate Professor, Chair of Finance, credit and insurance, Stavropol State Agrarian University, Stavropol E-mail: Kolga_U@mail.ru

Kh'shina Yuliya Evgenevna, PhD of Economic Sciences, Associate Professor, Chair of Finance, credit and insurance, Stavropol State Agrarian University, Stavropol E-mail: yuliya_ klishinaiS>mail. ru

This article describes the inter-relationship between the subjects of agro-industrial complex as a functioning element of the development of food and relations in terms of sanctions. The sides touched upon the topical issue of self-sufficiency of the Russian Federation of agricultural products and an assessment of the available data on the production of import-substituting products, and therefore suggested the interaction regions in the production of high quality through the development of interregional relations of import-substituting production of agriculture.

Keywords: interregional relations; agriculture; agricultural products; import substitution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.