Научная статья на тему 'Мониторинг эффективности курсовой подготовки в учреждениях дополнительного профессионального образования'

Мониторинг эффективности курсовой подготовки в учреждениях дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2031
316
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дополнительное профессиональное образование / мониторинг / continuous professional education / monitoring

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Широкова Ирина Эдуардовна

Рассматриваются вопросы, связанные с организацией мониторинговых исследований эффективности курсовой подготовки в учреждениях дополнительного профессионального образования, показана необходимость разработки комплексной системы оценивания качества курсовой подготовки, предлагаются составляющие такой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Широкова Ирина Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The issues related to organizing monitoring research of the effectiveness of professional training in the institutions of continuous professional education are considered. The need in creating a complex system of evaluating the quality of continuous professional education is argued and the main components of such a system are suggested.

Текст научной работы на тему «Мониторинг эффективности курсовой подготовки в учреждениях дополнительного профессионального образования»

И. Э. Широкова

мониторинг эффективности курсовой подготовки в учреждениях дополнительного профессионального образования

Рассматриваются вопросы, связанные с организацией мониторинговых исследований эффективности курсовой подготовки в учреждениях дополнительного профессионального образования, показана необходимость разработки комплексной системы оценивания качества курсовой подготовки, предлагаются составляющие такой системы.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, мониторинг.

I. Shirokova

MONITORING THE EFFECTIVENESS OF PROFESSIONAL TRAINING IN INSTITUTIONS OF CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION

The issues related to organizing monitoring research of the effectiveness ofprofessional training in the institutions of continuous professional education are considered. The need in creating a complex system of evaluating the quality of continuous professional education is argued and the main components of such a system are suggested.

Keywords: continuous professional education, monitoring.

Современное общество постоянно развивается, и это влечет за собой потребность в высококвалифицированных специалистах, готовых к быстрым, стремительным переменам, принимающих четкие и обоснованные решения, являющихся инициативными и творческими личностями.

Система дополнительного образования в этих условиях должна предоставлять человеку возможность переобучения, изменения своего образовательного уровня в зависимости от интересов и жизненных обстоятельств, своевременного обновления знаний, повышения квалификации или прохождения профессиональной переподготовки.

Анализ ситуации, сложившейся в системе повышения квалификации работников образования, показывает, что для эффективного управления данной системой нужна объективная и всесторонняя информа-

ция, которую во многих случаях можно получить только путем организации мониторинга.

Специфика мониторинга в системе повышения квалификации заключается в том, что содержание измерительных материалов и периодичность опроса во многом зависят от предметной области. В связи с большим разнообразием предметных областей и большой вариативностью решаемых задач возникает необходимость разрабатывать автономный инструментарий для конкретных образовательных программ.

На базе Иркутского института повышения квалификации работников образования проводятся мониторинговые исследования эффективности курсов повышения квалификации.

В Иркутском ИПКРО была разработана собственная система мониторинга образовательного процесса, включающая в себя три типа мониторинговых исследований:

входной, текущий и итоговый мониторинг, которые проводятся непосредственно во время курсов. Такие исследования дают информацию об усвоении содержания курсовой подготовки слушателями, об их удовлетворенности организацией и качеством преподавания; позволяют педагогу дать субъективную оценку педагогом информационно-образовательной стороны курсовой подготовки.

Нами были выделены основные проблемы, существующие в настоящее время в деятельности учреждений повышения квалификации и требующие своего разрешения.

1. Система повышения квалификации сегодня не имеет связей ни с заказчиком, ни с потребителем предоставляемых образовательных услуг. Общественный заказ на дополнительное профессиональное образование формируется, как правило, путем сбора предложений со стороны структур повышения квалификации. Таким образом, предлагаемое содержание повышения квалификации может быть ориентировано не на реальные потребности системы образования, а на те возможности, которыми обладают учреждения дополнительного профессионального образования.

2. Не существует системы оценки влияния деятельности системы повышения квалификации на качество образования в школах.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить несколько подходов к организации мониторинга качества курсов повышения квалификации в учреждениях дополнительного профессионального образования. Однако имеющиеся разработки, направленные на оценивание качества обучения в учреждениях дополнительного профессионального образования, обладают двумя существенными недостатками: во-первых, отсутствует целенаправленное системное изучение образовательных потребностей как самих педагогов, так

и ОУ в целом; во-вторых, не рассматривается организация обратной связи между ОУ и ИПКРО.

Главным недостатком курсовых форм подготовки являются: отставание от реальных потребностей учителей и школ, большей частью теоретическая направленность обучения, слишком медленная адаптация программ и курсов к быстро текущим изменениям в образовательной практике. В этой связи изучение образовательных потребностей педагогов и образовательных учреждений в целом приобретает первоочередное значение.

Изучение образовательных потребностей педагогов подразумевает диагностику и прогноз вероятных затруднений в их практической работе, а также оценку соответствия предлагаемых образовательных услуг желаниям учителей.

Специалистами учреждений повышения квалификации были сделаны попытки изучения образовательных потребностей педагогов. Ими были разработаны анкеты, которые предлагались слушателям в ходе курсовой подготовки и содержали вопросы, позволяющие сформулировать наиболее актуальные для них проблемы педагогической деятельности, а также пожелания по организации и содержанию курсов.

Изучение потребностей образовательных учреждений предполагает сбор информации от руководителей ОУ с целью выяснения реальных нужд школы. При этом могут быть получены ответы на следующие вопросы:

- Какие потребности школы постоянно остаются неудовлетворенными?

- Каким образом эти потребности могут быть удовлетворены?

- Какие знания, умения, навыки необходимы для этого учителям?

- Какую именно помощь в решении проблем хотели бы получать школы от системы повышения квалификации?

На основании полученной информации должны определяться задачи программ повышения квалификации, отбираться содержание и методики обучения, определяться основные значимые для школы критерии и показатели качества обучения. Удовлетворение тех или иных специфических потребностей школы является свидетельством качества предоставляемых услуг.

Таким образом, становится очевидной актуальность организации обратной связи между ОУ и ИПКРО, без которой невозможно получить необходимую информацию об актуальных проблемах школ и объективно оценить степень эффективности курсов повышения квалификации.

Организация такой связи может быть затруднена территориальной удаленностью школ от института повышения квалификации; у сельских школ возможны проблемы технического плана, связанные с нестабильным подключением к сети Интернет. Кроме того, в связи с появлением на рынке образовательных услуг большого количества предложений по повышению квалификации от других учреждений (вузов, ресурсных центров, институтов развития образования и т. п.) у руководителей образовательных учреждений отсутствует стимул к установлению прочной постоянной связи с учреждениями повышения квалификации. Часто школы не оказывают помощи учителям в их профессиональном развитии, руководители часто не имеют представления о насущных потребностях педагогов и не интересуются результатами обучения на курсах своих сотрудников.

Анализ нормативно-правовой и педагогической литературы показывает слабо выраженную связь функционирования системы повышения квалификации с результатами деятельности образовательных учреждений. В первую очередь, это проявляется в отсутствии механизма оценки влияния деятельности системы повышения квали-

фикации на качество образования в школах. Качество курсовой подготовки должно оцениваться по количественным и качественным показателям результатов обучения и воспитания детей (в соотношении с исходным уровнем их подготовки и развития). Необходимость использования слушателями полученных в ходе курсовой подготовки знаний и умений в своей профессиональной практике обусловливает при организации обучения постановку не только обучающих, но и развивающих, общеобразовательных целей, таких как изменение мотивации к профессиональному росту, навыки работы с информацией, инициативность и т. д. Оценить, насколько они решены, возможно только в ситуации отсроченного наблюдения.

Образовательными результатами курсов повышения квалификации следует считать: развитие профессионализма учителя; реализуемый им образовательный процесс; образовательные результаты его воспитанников.

Последние две характеристики отражают изменения в практической профессиональной деятельности учителя, в личностных качествах, обусловленных обучением на курсах, и, как следствие, в образовательных результатах его учеников и являются трудноизмеримыми в процессе обучения учителей на курсах. Эти изменения будем называть «отсроченными эффектами курсов».

По нашему мнению, для получения объективной оценки «отсроченных эффектов» курсов повышения квалификации необходимо решить следующие задачи:

1. Определить, что и как оценивать (критерии и показатели влияния курсов на профессиональную деятельность педагога и деятельность образовательного учреждения в целом, формы и методы оценивания).

2. Организовать взаимодействие учреждений повышения квалификации и образо-

вательных учреждений как на этапе планирования курсовой подготовки, так и на этапе оценки эффективности обучения в посткурсовой период.

3. Создать условия для аналитической деятельности по обработке полученной информации и корректировке образовательной деятельности учреждения повышения квалификации.

Источниками информации для оценивания могут быть:

- учителя, прошедшие курсовую подготовку;

- коллеги учителей, работающие с ними в одной школе, руководители образовательного учреждения, другие профессионалы из сферы образования;

- ученики, родители.

Методы получения информации:

1)анкетирование;

2) личное интервью или групповая беседа, которые могут проводиться как в рамках исследования эффективности конкретных курсов повышения квалификации, так и в процессе проведения мероприятий городского или областного масштаба;

3) экспертная оценка;

4) организация сайтов, форумов, чатов, электронных досок объявлений и т. п., куда педагоги могут посылать по электронной почте свои вопросы или высказывать свое мнение по вопросам педагогической деятельности;

5) внутришкольный мониторинг образовательных достижений учащихся.

Решение задачи организации обратной связи между учреждениями дополнительного профессионального образования и образовательными учреждениями связано с рядом проблем. Как было сказано выше, у руководителей образовательных учреждений и педагогов нет стимула поддерживать постоянную прочную связь с учреждениями повышения квалификации. Следовательно, необходимо продумать, каким об-

разом можно повысить их мотивацию к установлению такой связи.

Мы предлагаем следующие возможные варианты решения этой проблемы:

1. Активное сотрудничество методических служб школ, районных и городских органов управления образованием и учреждений дополнительного образования при формировании запроса на обучение, оценке результатов курсов непосредственно после проведенного обучения и организации посткурсового сопровождения профессионального развития педагогов.

2. Введение в программы курсов заданий для самостоятельной работы, которые учитель выполняет в посткурсовой период. Отчет об их выполнении может предоставляться в ИПКРО вместе с пожеланиями к организации таких курсов в будущем, с описанием возникших при выполнении задания проблем.

3. Организация курсов по заявке руководителя образовательного учреждения для педагогических работников одной школы. Следуя цели развития своего образовательного учреждения, руководство школы может сформулировать конкретные проблемы, требующие решения, и сформировать учебную группу. В этом случае оценить влияние курсовой подготовки на деятельность конкретных педагогов и школы в целом могут директора школ и их заместители. Так как деятельность учителей им достаточно хорошо известна, они могут выступить в этом исследовании в роли экспертов.

4. Привлечение учителей, прошедших курсовое обучение и успешно применяющих полученные знания, умения, навыки на практике, к участию в мероприятиях по обмену опытом, публичное признание их мастерства. Разумеется, перечисленные варианты не охватывают все возможности решения проблемы и требуют проведения дополнительного исследования.

Другая проблема организации обратной связи — территориальная удаленность школ от учреждения повышения квалификации.

Если школа расположена за сотни километров от учреждения повышения квалификации, что не редкость во многих регионах России, проблематичным становится использование многих методов получения информации — интервью, дискуссии, наблюдения и т. д. В этих условиях оценка влияния курсовой подготовки педагогов школы на их профессиональную деятельность и на развитие образовательного учреждения в целом ложится большей частью на плечи руководителей образовательного учреждения и школьной методической службы.

Необходимо заметить, что даже хорошо организованная обратная связь не гарантирует повышения качества курсовой подготовки. Улучшение в процессе организации и проведения курсов наступит только тогда, когда на основе полученной информации будут приниматься меры по корректировке программ повышения квалификации, по внедрению новых форм и методов работы. Итак, для объективной оценки эффективности курсов повышения квалификации в учреждении дополнительного профессионального образования необходимо выполнение следующих условий:

1. Ясность и измеримость целей курса, возможность измерить степень достижения этих целей;

2. Наличие необходимых диагностических материалов и технической возможности собрать необходимую информацию;

3. Заинтересованность руководителей школы в том, чтобы учитель использовал на практике полученные знания, умения, навыки;

4. Заинтересованность слушателей в установлении систематической связи с учреждением повышения квалификации.

Необходимо отметить, что при выполнении определенного выше комплекса условий процесс исследования эффективности курсовой подготовки выходит за рамки технологии мониторинга и требует пересмотра традиционных подходов к организации курсовой подготовки. По нашему мнению, комплекс мероприятий по оцениванию эффективности курсов повышения квалификации следует рассматривать как систему.

Таким образом, предлагаемая нами комплексная система оценки эффективности курсов повышения квалификации может включать в себя следующие составляющие:

- анализ образовательных потребностей педагогов и ОУ и учет их при подготовке курсовых мероприятий;

- входная диагностика уровня подготовленности слушателей, их профессиональных затруднений;

- текущий и рубежный контроль усвоения знаний;

- исследование удовлетворенности слушателей содержанием и организацией обучения, качеством преподавания непосредственно во время обучения на курсах;

- отсроченный контроль эффективности курсов (информация собирается через несколько месяцев после прохождения курсовой подготовки);

- самоанализ ведущих преподавателей и организаторов курсовой подготовки — причины возникших проблем, возможности повышения качества обучения.

Определяя перспективу исследования, отметим, что рассмотренные в статье вопросы являются существенными, но не изученными в полной мере. В этой связи практически значимыми будут исследование и разработка методов, форм и технологий для получения объективной оценки эффективности курсов повышения квалификации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вержицкий Г. А., Кулакова И. В. Диагностика качества обучения в системе дополнительного профессионального образования: Методическое пособие. М.; Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2000.

2. Качество повышения квалификации работников образования в условиях модернизации: Коллективная монография. Новосибирск: НИПКиПРО, 2006.

3. Мозгарев Л. Структура качества повышения квалификации работников образования // Педагогика. 2004. № 10. С. 48-53.

4. Результативность курсов ПК: Методические и диагностические материалы для методистов и научных кураторов. Владимир: Изд-во Владимирского областного института усовершенствования учителей. Лаборатория психолого-педагогических исследований, 2001.

REFERENCES

1. Verzhickij G. A., Kulakova I. V. Diagnostika kachestva obuchenija v sisteme dopolnitel'nogo professio-nal'nogo obrazovanija: Metodicheskoe posobie. M.; Novokuzneck: Izdatel'stvo IPK, 2000.

2. Kachestvo povyshenija kvalifikacii rabotnikov obrazovanija v uslovijah modernizacii: Kollektivnaja mo-nografija. Novosibirsk: NIPKiPRO, 2006.

3. Mozgarev L. Struktura kachestva povyshenija kvalifikacii rabotnikov obrazovanija // Pedagogika. 2004. N 10. S. 48-53.

4. Rezul'tativnost' kursov PK: Metodicheskie i diagnosticheskie materialy dlja metodistov i nauchnyh kura-torov. Vladimir: Izd-vo Vladimirskogo oblastnogo instituta usovershenstvovanija uchitelej. Laboratorija psiho-logo-pedagogicheskih issledovanij, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.