Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ'

МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
25
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / МОНИТОРИНГ / ДОХОДЫ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА / ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / АДМИНИСТРИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сидоренко А.В.

Представлена динамика, состав и структура доходов консолидированного бюджета РФ на территории Орловской области. Исследован механизм реализации налогового администрирования в современной системе налогообложения. Рассчитана эффективность применения мер на всех стадиях взыскания задолженности в разрезе инспекций региона. Сделан вывод о целесообразности проведения мониторинга деятельности налоговых органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ»

УДК 338.439.4:633.1

МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ:

РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Сидоренко А.В., магистрант 2 курса направления подготовки «Экономика» Научные руководители: к.э.н., доцент Сидоренко О.В., к.э.н., доцент Ильина И.В. ФГБОУ ВО Орловский ГАУ

АННОТАЦИЯ

Представлена динамика, состав и структура доходов консолидированного бюджета РФ на территории Орловской области. Исследован механизм реализации налогового администрирования в современной системе налогообложения. Рассчитана эффективность применения мер на всех стадиях взыскания задолженности в разрезе инспекций региона. Сделан вывод о целесообразности проведения мониторинга деятельности налоговых органов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Федеральная налоговая служба, региональный аспект, эффективность, мониторинг, доходы консолидированного бюджета, задолженность, администрирование.

ABSTRACT

The dynamics of composition and structure of incomes of the consolidated budget of the Russian Federation on the territory of the Oryol region. The mechanism of realization of the tax administration in the modern system of taxation. Calculated the effects of the application of measures at all stages of debt collection in the context of the inspections of the region. The conclusion about the feasibility of monitoring the activities of tax authorities.

KEY WORDS

The Federal Tax Service, the regional dimension, efficiency, monitoring, consolidated revenues, debts, administration.

Важнейший фактор эффективного функционирования национальной экономики - своевременное поступление в государственный бюджет налогов, сборов, обязательных платежей. В этой связи существенное значение имеет аналитическая функция регулирования данного процесса [1,2,3,4], оценка результативности деятельности территориальных органов Федеральной налоговой службы.

Методологические аспекты анализа деятельности налоговых структур предполагают, в первую очередь, упорядочивание аналитических направлений в соответствии с этапами исполнительской дисциплины, а также расширения информационной базы исследования [8].

Мониторинг деятельности территориальных органов Федеральной налоговой службы следует проводить по следующим ключевым направлениям: общая характеристика налоговой системы региона, состояние организационной работы и работы коллегии, итоги поступления администрируемых доходов в бюджетную систему Российской Федерации, работа с задолженностью, контрольная работа [5,6,7]. 1.Общая характеристика налоговых органов Орловской области. Управление ФНС России по Орловской области - территориальный орган Федеральной налоговой службы, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за

правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

Управление осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, представляет в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам.

Налоговые органы Орловской области представляют собой единую структуру, включающую аппарат Управления и 7 подведомственных налоговых инспекций с общей численностью 896 единиц.

2.Состояние организационной работы и работы коллегии.

В целях повышения эффективности работы налоговых органов по контролю и надзору за соблюдением налогового законодательства на заседаниях коллегии Управления рассматриваются следующие проблемные вопросы: прогноз поступления налоговых платежей в бюджеты всех уровней; результаты работы инспекций по урегулированию задолженности и обеспечению процедур банкротства; результаты контрольной, досудебной и правовой работы; об исполнительской дисциплине; об итогах работы по актуализации баз данных, предоставлению государственных услуг в электронном виде; об итогах внутреннего финансового и внутриведомственного аудита нижестоящих налоговых органов и др.

Имеющимся недостаткам и просчетам в работе дается соответствующая оценка, предлагаются конкретные меры по внесению корректив в работу.

3. Итоги поступления администрируемых доходов в бюджетную систему Российской Федерации.

За 2013 год в консолидированный бюджет РФ собрано 19,5 млрд. рублей (табл. 1). По сравнению с 2012 годом объем платежей возрос на 1,8 %.

Из общего объема налоговых доходов три четверти мобилизовано в территориальный бюджет с превышением на 5,6 % или в абсолютном выражении на 782 миллиона рублей. Собственные налоговые доходы областного бюджета за минувший год сложились в объеме 10,3 млрд. рублей с темпом роста 103,2%.

В федеральный бюджет поступило около четверти всех налоговых доходов, или 4,8 млрд. рублей.

В отраслевой структуре ведущие позиции в формировании доходов консолидированного бюджета на территории Орловской области принадлежат промышленному комплексу, торговле, строительству, транспорту и связи (рис. 1).

и сонзь

8%

Рисунок 1 - Структура доходов консолидированного бюджета РФ на территории Орловской области по видам экономической деятельности (2013 г.)

Консолидированный бюджет Федеральный бюджет Территориальный бюджет

Наименование ИФНС/МРИ 2012 г. 2013 г. 2013 г. в % к 2012 г. 2013 г. 2013 г. в % к 2012 г. 2012 г. 2013 г. 2013 г. в % к

2012 г. 2012 г.

ИФНС по г. Орлу 12515,1 12739,4 101,8 3641,1 3469,7 95,3 8873,9 9269,8 104,5

МРИ № 3 1820,6 1825,0 100,2 606,2 510,0 84,1 1214,4 1314,9 108,3

МРИ № 4 1418,5 1294,4 91,3 498,1 346,3 69,5 920,4 948,1 103,0

МРИ № 5 434,8 491,5 113,1 -0,1 15,3 — 434,9 476,2 109,5

МРИ № 6 412,8 457,1 110,7 -77,7 -109,1 — 490,5 566,2 115,4

МРИ № 8 1768,7 2027,9 114,7 373,5 487,5 130,5 1395,2 1540,4 110,4

Итого: 19159,0 19499,4 101,8 5285,7 4843,8 91,6 13873,3 14655,5 105,6

Таблица 3 - Эффективность применения мер на всех стадиях взыскания в разрезе _инспекций Орловской области, %_

Наим ено-вание ИФНС Эффективность погашения, всего Эффективность применения ст. 69 НК РФ Эффективность применения ст. 46 НК РФ Эффективность применения ст. 47 НК РФ Эффективность применения ст. 77 НК РФ Эффективность погашения задолженности в процедурах банкротства

/МРИ на 01.01 .2013 на 01.01 .2014 на 01.01 .2013 на 01.01 .2014 на 01.01 .2013 на 01.01 .2014 на 01.01 .2013 на 01.01 .2014 на 01.01 .2013 на 01.01 .2014 на 01.01 .2013 на 01.01 .2014

ИФНС по г. Орлу 72,5 79,7 40,4 28,0 29,6 28,1 40,4 43,2 33,8 77,1 72,4 332,1

МРИ № 3 77,9 85,9 40,3 39,9 45,5 37,6 20,1 58,8 0,0 64,4 3,0 0,08

МРИ № 4 74,1 81,8 44,8 29,0 29,3 13,2 40,3 60,4 25,0 17,6 15,4 7,11

МРИ № 5 63,1 66,9 24,3 24,9 7,9 10,6 18,1 97,3 0,0 0,0 3,5 0,54

МРИ № 6 82,8 83,3 33,3 25,5 29,0 54,4 83,3 72,1 44,0 100,0 2,2 0,00

МРИ № 8 59,3 65,3 29,5 34,2 43,0 35,8 43,1 41,5 12,6 27,1 2,2 2,50

Итого: 70,2 77,4 38,1 29,9 31,8 27,8 38,7 50,5 24,1 35,4 24,7 104,2

Формирование доходов консолидированного бюджета РФ на территории Орловской области обеспечивается за счет следующих видов налогов: НДФЛ, НДС, налог на прибыль, имущественные налоги, акцизы, прочие налоговые платежи (рис. 2).

Таблица 2 - Состав и структура налоговых доходов консолидированного _бюджета РФ на территории Орловской области_

Виды налогов 2012 г. 2013 г. Абсолютное отклонение

млн. руб. в % к итогу млн. руб. в % к итогу млн. руб. %

НДФЛ 6940 36,2 7859 40,3 919 4,1

НДС 4217 22,0 3884 19,9 -333 -2,1

Налог на прибыль 3748 19,6 3122 16,0 -626 -3,6

Имущественные налоги 2157 11,3 2452 12,6 295 1,3

Акцизы 331 1,7 333 1,7 2 —

Прочие налоги и сборы 1766 9,2 1849 9,5 83 0,3

Налоговые доходы — всего 19159 100,0 19499 100,0 340 —

Наибольший удельный вес в структуре налоговых поступлений за отчетный период занимают НДФЛ - 40,3 %, НДС - 19,9 %, налог на прибыль - 16,0 % (табл. 2). В 2013 г. по сравнению с предшествующим периодом НДС снизился на 333 млн. руб. (в структуре - на 2,1 %); налог на прибыль - 626 млн. руб. (в структуре - на 3,6 %). По другим видам налогов динамика положительная. НДФЛ увеличился на 919 млн. руб., имущественные налоги - на 295 млн. руб., совокупные налоги - на 340 млн. руб.

Рисунок 2 - Структура доходов консолидированного бюджета РФ на территории Орловской области по видам налогов, 2013 г.

4. Работа с задолженностью.

Одним из ведущих направлений в работе налоговых органов является урегулирование задолженности.

За анализируемый период времени размер совокупной и налоговой задолжености по Орловской области сократился, соответственно, на 5,9 % и 3,8 % (рис. 3). В динамике наблюдается позитивная тенденция снижения удельного веса задолженности к общему объёму поступлений. Достижению таких результатов способствует своевременное и полного применения мер принудительного взыскания, эффективность которых на 1 января 2014 г. составила 77,4 % (рис. 4), что на 16 процентных пунктов выше планового показателя (61 %) и среднероссийского показателя (61,4 %).

■ Задолженность но налоговым платежам ■ Совокупная задолженность

2982

на 01.01.2012 г. на 01.01.2013 г. на 01.01.2014 г.

Рисунок 3 - Динамика совокупной и налоговой задолжености в

бюджетную систему

на 01.01.2012 г. на 01.01.2013 г на 01.01.2014 г.

Рисунок 4 - Динамика эффективности погашения задолженности на всех стадиях ее взыскания, %

Наблюдается положительная тенденция снижения задолженности по текущим платежам, образовавшейся в процедурах банкротства (рис. 5).

500 450 400 350 300 250 200 150 100 50 О

на 01.01.2012 [. на 01.01.2013 г. на 01.01.2014 г.

Рисунок 5 - Динамика текущей задолженности предприятий, находящихся в процедурах банкротства, млн. руб.

В результате всех проведённых мероприятий по урегулированию задолженности и обеспечению процедур банкротства в истекшем году погашена задолженность в сумме 2,1 млрд. руб., что более двух трети (70 %) - денежными средствами, т.е. в бюджеты различных уровней поступило 1,4 млрд. руб., в 1,2 раза выше 2012 года (табл. 3).

Эффективность на каждой стадии принудительного взыскания также превышает среднероссийские показатели, особенно по взысканию в рамках исполнительного производства (ст.47 НК РФ) и при применении ст.77 НК РФ (арест имущества с санкции прокурора).

5. Контрольная работа.

Контрольная работа проводится с целью выявления сокрытой налоговой базы; обеспечения взыскания доначисленных платежей.

По результатам контрольной работы в 2013 г. дополнительно начислено платежей в бюджет свыше 1 млрд. руб. (табл. 4). По налоговым проверкам обеспечен рост доначисленных платежей к уровню аналогичного периода прошлого года на 27,1 млн. руб. или на 3,1 %.

Таблица 4 — Динамика дополнительно начисленных платежей по результатам

контрольной работы

Наименование ИФНС/МРИ Доначислено всего, млн. руб. в т.ч. по налоговым проверкам, млн. руб.

2012 г. 2013 г. 2012 г. 2013 г.

ИФНС по г. Орлу 438,8 452,9 362,2 395,6

МРИ № 3 94,5 84,5 86,7 76,7

МРИ № 4 176,2 201,1 169,5 192,8

МРИ № 5 99,5 67,8 91,6 54,3

МРИ № 6 54,4 57,7 49,0 53,0

МРИ № 8 132,7 139,8 103,8 117,5

Итого: 996,1 1003,8 862,8 889,9

Проведенный мониторинг результативности деятельности регионального органа Федеральной налоговой службы, позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, по показателям оценки эффективности деятельности налоговых органов, утвержденных ФНС России, Управление по Орловской области занимает ведущие позиции среди регионов Российской Федерации.

Во-вторых, обеспечению эффективности деятельности налоговых органов в значительной степени способствует аналитическая функция регулирования, текущий и стратегический анализ финансовой информации.

Библиография

1. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций / под ред. Д.А. Панков, Е.А. Головкова, Л.В. Пашковская и др. М.: Новое знание, 2003. 409 с.

2. Ильина И.В., Сидоренко О.В. Анализ связи финансовых коэффициентов // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 12. С. 28-33.

3. Ильина И.В., Сидоренко О.В. Новые подходы к определению критериального уровня финансовых коэффициентов // Экономический анализ: теория и практика. 2005. № 21. С. 54 -59.

4. Рощупкина В.В. Методологические основы анализа налогового пространства федерального округа // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 38. С. 24-30.

5. Сидоренко О.В. Методические направления комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности предприятий // Экономический анализ: теория и практика. 2004. № 17. С. 37-39.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Сидоренко О.В., Ильина И.В. Методические вопросы мониторинга устойчивого развития аграрного сектора региона // Аграрная Россия. 2014. № 4. С. 2732.

7. Сидоренко О.В. Ильина И.В. Экономический механизм устойчивого развития аграрных формирований. Орел: ОрелГАУ, 2014. 167 с.

8. Тараскина А.В., Чирикова И.В. Развитие методики анализа деятельности бюджетных учреждений как инструмент повышения эффективности управления государственными финансами // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 28. С. 23-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.