Научная статья на тему 'Мониторинг динамики формирования профессионально-значимых качеств выпускников юридического института'

Мониторинг динамики формирования профессионально-значимых качеств выпускников юридического института Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА / МЕТОДЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ДОСТОВЕРНОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ / PROFESSIONALLY SIGNIFICANT TRAITS / PROCESS OF QUALITY FORMATION / METHODS TO PROVE THE VALIDITY OF THE RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербаков Владимир Евгеньевич

В статье обобщен анализ процесса формирования профессионально-значимых качеств курсантов юридического института. Оценены эффективность предложенной педагогической системы, необходимость внедрения в педагогические исследования статистических методов доказательства достоверности полученных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щербаков Владимир Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monitoring the Dynamics of the Formation of Professionally Significant Traits of the Law Institute Graduates

A consecutive analysis of the process of formation of professionally significant traits of Law Institute students has been made. The efficiency of the proposed pedagogical system has been assessed. The necessity of introduction of statistic methods into pedagogical research to prove the validity of the obtained results is stated.

Текст научной работы на тему «Мониторинг динамики формирования профессионально-значимых качеств выпускников юридического института»

Известия Саратовского университета. 2QQS. Т. в. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 2

- 1 студент намекнул на то, что его родители могли бы прибегнуть и к самым строгим мерам, включая физическое воздействие на ребенка, т.е. копировать модель поведения афроамериканских родителей.

После данного задания студенты сделали вывод о том, что принадлежность к той или иной этнической группе имеет огромное значение, но все же не является единственным фактором в процессе воспитания детей.

На заключительном этапе ролевая стратегия продолжается дискуссией, где на обсуждение выносятся проблемы воспитания детей в многонациональном государстве и в семьях, где родители являются представителями двух различных этнических групп. В данном случае студенты могли опираться на опыт своих друзей и знакомых, которые росли в подобных семьях. В процессе обсуждения студенты должны попытаться выработать оптимальное решение проблем, описанных в ситуациях.

Основной целью такого задания является знакомство учащихся с различными подходами к разрешению конфликта и поиском эффективных, убедительных и демократических методов управления развитием конфликта, которые уважают права человека в широком смысле этого слова, учитывают историю отдельных людей и положение сторон, вовлеченных в конфликт. Каждый студент должен выработать свой собственный подход к разрешению конфликта, в который он оказывается вовлеченным.

Таким образом, формирование толерантного коммуникативного поведения является процессом необратимым. «Если игры вообще являются средством развития человека, то интеллектуальные игры меняют человека как индивида, меняют его

как субъекта»8, меняют его мировоззрение и, как следствие, его поведение в будущей профессиональной деятельности. Конечно, нельзя привязывать процесс накопления изменений, ведущих к качественным перестройкам функционирования личности, только к обучению иностранному языку и получению филологического или журналистского образования. Следовательно, формирование толерантного коммуникативного поведения может быть процессом непрерывным и включать в себе такие средства, как интеллектуальная игра.

Примечания

Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М., 1990. С. 127-128.

Гроос К. Душевная жизнь ребенка. Киев, 1916. С. 28. Айзенк Г.Ю. Структура личности / Пер. с англ. СПб.; М., 1999. С. 111-112.

Манд ель Б.Р. Игра как социокультурный феномен: исторический аспект // Социальные технологии, исследования. 2005. № 4. С. 24.

Ганичев Ю. Интеллектуальные игры: вопросы их классификации и разработки / Воспитание школьников. 2002. № 2. С. 31.

Куприянов Б.В., Миновская О.В. Ситуационно-ролевая игра как средство развития у подростков субъектности во взаимодействии / Под ред. И.И. Фришман. Кострома, 2002. С. 107.

Hulgunseth L., Cushinberry C. Race, Ethnicity and Parenting Styles // Points & Counterpoints. N.Y., 2003. P. 78-83.

Мандель Б.Р. Интеллектуальная игра: развитие профессионально значимых качеств студентов // Современные проблемы науки и образования. 2008. № 6. (прил. к ж. «Педагогические науки»). C. 17

УДК 378

МОНИТОРИНГ ДИНАМИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ВЫПУСКНИКОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА

В.Е. Щербаков

Саратовский юридический институт МВД РФ, кафедра физической подготовки и спорта E-mail: suimvd@overta.ru

В статье обобщен анализ процесса формирования профессионально-значимых качеств курсантов юридического института. Оценены эффективность предложенной педагогической системы, необходимость внедрения в педагогические исследования статистических методов доказательства достоверности полученных результатов. Ключевые слова: профессионально-значимые качества, процесс формирования качества, методы доказательства достоверности результатов.

Monitoring the Dynamics of the Formation of Professionally Significant Traits of the Law Institute Graduates V.E. Shcherbakov

A consecutive analysis of the process of formation of professionally significant traits of Law Institute students has been made. The efficiency of the proposed pedagogical system has been assessed. The necessity of introduction of statistic methods into pedagogical research to prove the validity of the obtained results is stated.

Key words: professionally significant traits, process of quality formation, methods to prove the validity of the results.

4

5

б

7

8

© В.Е. Щербаков, 2QQS

В.Е. Щербаков. Мониторинг динамики формирования профессионально-значимых качеств

В условиях динамично развивающихся социальных преобразований, происходящих в нашей стране, особую значимость и актуальность приобретает проблема подготовки студентов (курсантов) вузов системы правоохранительных органов, в частности, юридических институтов.

Как показывает анализ истории развития любого общества, на переломном этапе проявляется повышенная активность криминалитета, в связи с чем возрастает настоятельная необходимость усиления формирования у выпускников юридического института профессионально-значимых качеств.

Соответствующие практические действия были реализованы при разработке и внедрении в учебный процесс вуза педагогической системы1, системообразующий фактор которой направлен на формирование профессионально-значимых качеств курсантов - будущих офицеров правоохранительных органов. Адекватно этой системе была выбрана и успешно внедрена в учебный процесс технология педагогического сопровождения курсантов на протяжении всего их обучения в вузе. Эта технология наиболее адекватна современной парадигме образования, поскольку направлена на формирование личности каждого курсанта, как того требуют директивные документы МВД РФ2.

В качестве профессионально-значимых качеств можно рассматривать следующие:

• психическую устойчивость;

• организованность, самодисциплину, собранность;

• внимательность;

• чувство коллективизма, сплочённости, взаимопомощь;

• смелость, решительность;

• высокий уровень теоретических знаний, специальных умений и навыков;

• стремление к постоянному интеллектуальному и физическому совершенствованию (уровень мотивации учения и занятий физической подготовкой).

На каждом этапе подготовки курсанта проводился контроль уровня сформированности указанных качеств и анализировались тенденции их изменения для оперативного внесения их в функциональные компоненты педагогической системы и реализующей её направленность педагогической технологии с целью оптимизации процесса подготовки будущих офицеров в соответствии с социальным заказом общества.

В качестве метода научного исследования было выбрано анкетирование с последующим ранжированием полученных данных в контрольной и экспериментальной группах. Для повышения достоверности выводов в работе участвовало пять экспертов, оценки которых проверялись на степень их согласованности путём расчёта коэффициента конкордации3 с последующей оценкой его значимости статистическими методами. Было показано, что с высокой степенью достоверности

имела место неслучайная согласованность мнений экспертов.

Поскольку анализировалось семь профессионально-значимых качеств личности курсанта, а число полученных каждым из них баллов удобно оценивать от 1 до 10 в направлении возрастания качества полученных ответов, общая шкала оценок оказывалась 70-балльной.

Уровень сформированности профессионально-значимого качества курсанта определялся следующим образом:

- очень низкий уровень (7-15 баллов);

- низкий уровень (16-22 балла);

- уровень ниже среднего (23-29 баллов);

- средний уровень (30-40 баллов);

- уровень выше среднего (41-51 балл);

- высокий уровень (52-62 балла);

- очень высокий уровень (63-70 баллов).

Очевидно, дело не только в том, какой уровень сформированности качества личности будет достигнут, а в том, какова тенденция изменения этого уровня и является ли изменение этого уровня статистически значимым. Если нет, то проведённое педагогическое исследование по внедрению в учебный процесс той или иной педагогической системы недостоверно, т.е. даже полученный положительный результат носит случайный, а не закономерный характер.

Профили сформированности отдельных профессионально-значимых качеств курсантов на констатирующем этапе педагогического эксперимента представлены на рис. 1.

Отметим, что почти все качества оценены экспертами количеством баллов ниже 30, т.е. находятся на уровне ниже среднего: в экспериментальной группе он составил 25,59 балла, а в контрольной - 26,34 балла.

Несмотря на видимое различие в оценке экспертами обеих групп, с позиций статистического подхода они идентичны. Действительно, проведённый анализ на достоверность различий экспериментальной и контрольной групп показал, что на уровне значимости 0,05, что предполагает лишь 5% ошибку, различие групп статистически незначимо.

Тогда можно заключить, что дальнейшие изменения в уровнях сформированности профессионально-значимых качеств курсантов будут полностью определяться особенностями используемых в каждой из групп педагогических систем и реализующих их направленность педагогических технологий.

При работе с экспериментальной группой была высказана гипотеза о том, что ввиду особой значимости для курсантов вузов МВД физической подготовки она может выступить в качестве системообразующего фактора авторской педагогической системы, функциональные компоненты которой в наибольшей степени отвечали бы требованию формирования профессионально-значимых качеств офицера правоохранительных органов.

Известия Саратовского университета. 2008. Т. 8. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 2

-35

Эксп. группа

—ш- — Контр.

группа

Рис.1

В экспериментальной группе в рамках внедрения личностно-ориентированной технологии педагогического сопровождения курсанта была проведена типологическая дифференциация самоотношения, основанная на содержании системы личностных смыслов, ценностных представлений и уровня их выраженности. Это позволило проанализировать обобщённые профили самоотношения, психологическая интерпретация которых по группам испытуемых показала их качественную неоднородность, и предопределило возможность выделения групп курсантов как типологически различных вариантов в структуре самоотношения. Была исследована представленность выделенных типологических структур эмоциональноценностного отношения личности к себе в различных категориях образов «Я»: «Я - реальное», «Я - возможное», «Я - идеальное».

В экспериментальной группе на основе знания личностных особенностей курсантов создавалась и постоянно поддерживалась обстановка эмоционального накала и удовлетворения, что резко активизировало мотивацию не только занятий физической подготовкой, но, как было отмечено, и всеми другими предметами учебного цикла (мотивация учения). Важно, что у курсантов было замечено появление рефлексии, обеспечивающей адекватную оценку результатов своей деятельности. Курсанты стали активнее включаться в учебный процесс, оказались более внимательными, психологически устойчивыми, а личные цели каждого в значительно большей степени коррелировали с целями всей учебной

группы. Это отмечали все преподаватели, работавшие в экспериментальной группе.

В обстановке эмоциональной насыщенности учебных занятий, их разнообразия и неожиданных методических приёмов работы в группе формировалось чувство общности целей и задач преподавателей и курсантов, существенно расширяющее познавательные возможности курсантов.

Результаты работы по технологии педагогического сопровождения сказались на показателях сформированности профессионально-значимых качеств курсантов, которые в экспериментальной группе на заключительном этапе педагогического эксперимента существенно выше, чем в контрольной группе (рис. 2).

Средний уровень сформированности профессионально-значимых качеств курсантов экспериментальной группы составил 41,45 балла, что соответствует уровню выше среднего, а в контрольной группе - 32,2 балла, т.е. уровню, лишь немного превышающему нижнюю границу среднего уровня.

В экспериментальной группе существенно изменилась мотивационная ситуация: суммарный рост положительных мотивов учения (социальнозначимого, познавательного, профессиональноценностного, эстетического и коммуникативного) составил почти 19%, в то время как уровень негативных мотивов (узко-меркантильный, статуснопозиционный, утилитарно-практический) снизился на 16 %.

Достоверность исследований при высокой величине коэффициента значимости (0,05) подтверждается высокой степенью согласованности

1

6

3

132

Научный отдел

В.Е. Щербаков. Мониторинг динамики формирования профессионально-значимых качеств

мнении экспертов: для контрольной группы коэффициент конкордации составил 0,47, а для экспериментальной 0,526. Поэтому мнения экспертов считаются согласованными, и эта согласованность неслучайна.

Для полноты анализа педагогического эксперимента и мониторинга процесса формирования профессионально-значимых качеств курсантов было проведено исследование на достоверность различий групп на заключительном этапе педагогического эксперимента. Произошедшие в экспериментальной группе изменения также

статистически значимы, хотя в контрольной также наблюдаются положительные тенденции.

Указанные обстоятельства позволяют заключить, что использованная в экспериментальной группе педагогическая система и реализующая её личностно-ориентированная технология педагогического сопровождения значительно эффективнее традиционной, в соответствии с которой проводилось обучение в контрольной группе.

Эффективность предложенной педагогической системы можно оценить коэффициентом:

^эфф _

Уровень сформиров. проф. знач. кач. в конце пед. экспер. в эксп. группе Уровень сформиров. проф. знач. кач. в начале пед. экспер. в эксп. группе Уровень сформиров. проф. знач. кач. в конце пед. экспер. в контр. группе Уровень сформиров. проф. знач. кач. в начале пед. экспер. в контр. группе

Расчёты показывают, что для экспериментальной группы Х"эфф=1,32, т.е. эффективность авторской педагогической системы на 32%, выше, чем используемой традиционно.

Можно прибегнуть и к другой оценке:

К + дк„

, где Кэ и Кк - уровни сформи-

К1эфф _

К

рованности профессионально-значимых качеств в конце педагогического эксперимента в экспериментальной и контрольной группах, а ЛКэк - раз-

ница этих показателей в его начале. Такая оценка даёт близкий результат К1эфф=1,29.

Примечания

1 Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Казань, 1996.

2 Об утверждении Наставления по физической подготовке сотрудников органов внутренних дел: Приказ МВД России № 412. М., 1996.

3 Кендалл М. Дж., Стюарт А. Статистические выводы и связи / Пер. с англ. М., 1973.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.