Научная статья на тему 'Мониторинг балластных вод танкеров на подходе к месту загрузки'

Мониторинг балластных вод танкеров на подходе к месту загрузки Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
173
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Автомонов Е. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг балластных вод танкеров на подходе к месту загрузки»

Донные осадки прибрежной зоны являются конечным этапом миграции загрязняющих веществ, поступающих с прилегающей суши и из атмосферы. Наиболее загрязнены тяжелыми металлами донные осадки юго-восточной части Амурского залива, в прибрежных водах города Владивосток.

Среди загрязняющих морскую среду химических веществ особого внимания заслуживают полициклические ароматические углеводороды и полихлорированные углеводороды, многие представители которых являются канцерогенами и/или мутагенами, а также радионуклиды. Максимальное содержание бензапирена обнаруживается в осадках и в макрофитах вблизи устья Второй Речки и р. Раздольной.

В осадках северной части Амурского залива и возле б. Большой Камень фиксируются незначительно повышенные концентрации искусственных радионуклидов.

Из тяжелых металлов особого внимания заслуживает ртуть - наиболее токсичный для морских организмов металл. Со сточными водами и осадками ртуть поступает в морскую среду в основном в виде неорганических соединений, которые адсорбируются на взвеси и поступают в донные отложения. В результате трансформации и десорбции вновь может переходить в придонную воду. Биологическая деятельность микроорганизмов способствует образованию органических форм ртути, во много раз более токсичных, чем неорганическая ртуть. Аномально высокое содержание ртути обнаруживается в поверхностной воде вблизи Второй Речки и в придонной воде вблизи устья р. Раздольной.

В Амурском заливе за последние 15 лет значительно возросли биомасса, плотность и первичная продукция фитопланктона. Наиболее многочисленны в б. Золотой Рог нефтеокисляющие бактерии. Фенолокисляющие бактерии характерны для загрязненных фенолами вод и донных осадков Амурского залива в районе Океанского фанерного завода. Это ведет к биологическому загрязнению Амурского залива, что создает реальную угрозу для жизнедеятельности чувствительных к кислороду гидробионтов, у которых нарушается дыхание и развивается внутренняя гипоксия.

Нарушения, происходящие в донных сообществах в местах длительного антропогенного воздействия губительны для биотической среды. Происходит заиливание и загрязнение донных субстратов, заметно изменяются плотность поселения макро мезобентос, ухудшаются условия для развития молоди, возрастает место моллюсков, в наиболее загрязненных местах исчезают ранее массовые виды беспозвоночных.

Таким образом, зона сильного загрязнения включает в себя б. Золотой Рог, район, прилегающий к устьям Первой и Второй Речек, зал. Угловой и устьевую часть р. Раздольной, и практически вся северная часть Амурского залива является зоной умеренного загрязнения.

С экологической точки зрения, нарушение процесса воспроизводства морских организмов одно из наиболее важных последствий загрязнения среды, поскольку именно от успешного воспроизводства зависит благополучие поселений, популяций и , в итоге, видов.

Автомонов Е. Г..

МОНИТОРИНГ БАЛЛАСТНЫХ ВОД ТАНКЕРОВ НА ПОДХОДЕ К МЕСТУ ЗАГРУЗКИ

Опасность сброса балластных вод с танкеров на подходе к месту загрузки будет заключаться в возможности привноса чужеродных вселенцев из других районов Мирового океана, не имеющих естественных врагов в заливе либо бухте в которой расположен нефтяной терминал. Появление таких вселенцев может привести к существенной перестройке существующей экосистемы.

В первую очередь с балластными водами могут быть привнесены личинки зообентосных и других организмов (меропланктон), молодь желеобразных (голопланктон), токсичные виды фитопланктона и микроорганизмы (бактерии). Только за последние 20 лет зарегистрировано около 70 крупных по своим последствиям случаев переноса таких организмов в результате судоходства (Алимов идр.,1998). Чужеродные пришельцы способны создавать весьма существенные проблемы: цветение воды, вызванное массовым развитием токсичных водорослей; интенсивное обрастание и биокоррозию гидротехнических сооружений, распространение паразитирующих и болезнетворных

организмов и, самое важное, перестройку и даже деградацию экосистемы, приводящую к сокращению рыбохозяйственных запасов.

Риск привноса чужеродных гидробионтов возрастает если балласт принимался в прибрежных водах, в местах «цветения» моря, свечения морской воды, сброса сточных вод и т. п.

Ярким примером недавних инвазий чужеродных организмов, внесенных с балластными водами судов и вызвавших катастрофические последствия на уровне крупных водных экосистем, можно отнести интродукцию северо-американского гребневика мнемиопсиса в Черное море, что привело к резкому снижению численности зоопланктонных организмов, и, соответственно, важнейших промысловых рыб.

Чрезвычайно серьезные экологические и экономические последствия наблюдались в результате заноса с балластными водами двустворчатого моллюска дрейссены в Великие североамериканские озера. Дрейссена, моллюск каспийского происхождения, широко распространился по водоемам Европы за последние 100 лет. В Великие североамериканские озера был занесен в середине 1980х гг. Эта инвазия привела к катастрофическим изменениям в водных экосистемах бассейна Великих Озер. Только прямые затраты на борьбу с последствиями этой инвазии составляют здесь ежегодно 400 миллионов долларов, причем основные затраты приходятся на очистку труб водозаборных сооружений, в том числе атомных станций, от обрастаний дрейссены. Следует отметить, что общие экономические потери от вселения в США всего 15 чужеродных видов на ближайшие 50 лет оцениваются в 100 миллиардов долларов, причем эти цифры считаются заниженными и не учитывают последствия новых интродукций (ЕЛЪгс! е1 а1„ 1997).

В настоящее время единственным, общепризнанным и достаточно эффективным методом предотвращения привноса загрязняющих веществ с балластными водами судов является смена балласта в открытом море на глубокой воде.

Эта процедура должна соответствовать требованиям и положениям "Международной конвенции о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими", одобренной международной конференцией по управлению балластными водами (февраль 2004 года, штаб-квартира Международной морской организации (ИМО)). Согласно Правилу Э-1 этой Конвенции суда, производящие замену балластных вод, выполняют это с эффективностью замены балластных вод, составляющей 95% от их объема. Прокачка трехкратного объема каждого танка водяного балласта считается равноценной указанному стандарту.

Суда по возможности производят замену балластных вод на расстоянии, по меньшей мере, 200 морских миль от ближайшего берега и на глубине, по меньшей мере, 200 метров. В случае, когда судно не может произвести замену балластных вод на таком расстоянии и глубине, такая замена должна производиться с учетом руководства и настолько далеко от берега, как это возможно, но не меньше 50 морских миль от ближайшего берега и на глубине не меньше 200 метров. В случае если установленные расстояние от ближайшего берега или глубина не могут быть соблюдены, государство порта назначает районы для замены балластных вод.

Все суда, подпадающие под действие Конвенции, должны иметь планы управления балластными водами и журналы операций с балластными водами. В обязанности государства порта входит осуществление проверок судов, согласно устанавливаемым процедурам, на соответствие требованиям Конвенции.

Техническими решениями предусматривается замена балластных вод танкеров в открытой части Японского моря и заполнение танков там чистой водой. Сброс новых и условно чистых балластных вод будет осуществляться уже на подходе к морскому терминалу для отгрузки нефти.

Согласно Правилу' П-2 этой Конвенции, разрешается сброс балластных вод, если в них в 1 куб. м содержится менее 10 жизнеспособных организмов с размерами более 50 мкм и в 1 мл - менее 10 жизнеспособных организмов размерами менее 50 мкм и более 10 мкм.

Однако в ряде случаев смена балласта в открытой части моря не может быть произведена по гидрометеоусловиям или иным причинам, когда невозможно обеспечить безопасность экипажа и судна. Кроме этого нельзя исключать и вероятность того, что смена балласта в открытом море может быть не произведена по халатности и недобросовестности командного состава судна. Поэтому необходим контроль за содержанием жизнеспособных гидробионтов в балластных водах танкеров в рамках программы экологического мониторинга на этапе эксплуатации объекта. Такой контроль является, в настоящее время, очень актуальной проблемой и в ряде стран (например, в США) является обязательным.

Программа работ ориентирована на оценку качества балластных вод танкеров, подлежащих сбросу в море в районе терминала.

Виды проводимых наблюдений включают:

• отбор проб балластной воды для определения уровня содержания загрязняющих и взвешенных веществ;

• отбор проб балластной воды для выявления жизнеспособных чужеродных гидробионтов.

Отбор проб воды производится из танков изолированного балласта, до начата сброса балластных вод с прибывающег о судна для перевозки нефти.

По результатам лабораторных анализов и оценок составляется акт о качестве балластных вод, который подписывается представителями береговой экологической лаборатории и сюрвейером.

На основе этого акта, в зависимости от качества балластных вод, компетентными лицами принимается решение о разрешении сброса батластных вод, если содержание загрязняющих веществ в них не превышает ПДК по российским нормативным документам и она не содержит жизнеспособных гидробионтов в количествах, определяемых Правилом ГЗ-2 "Международной конвенции о контроле судовых батластных вод и осадков и управлении ими", (2004), о содержание которого говорилось выше.

В противном случае, компетентными лицами принимается решение о необходимости проведения перебалластировки судна или иных санкций.

Попов П.В.

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПРОКЛАДКИ ТРУБОПРОВОДОВ В СЛОЖНЫХ УСЛОВИЯХ (ЗАБОЛОЧЕННЫЕ УЧАСТКИ, РАЙОНЫ С ВЫСОКОЙ СЕЙСМИЧЕСКОЙ

АКТИВНОСТЬЮ)

Магистральный трубопроводный транспорт - важнейшая и неотъемлемая составляющая топливно-энергетического комплекса России. На территории РФ создана разветвленная сеть магистральных газопроводов, нефтепроводов и продуктопроводов. Протяженность магистральных трубопроводов в России превысила 225 тыс. км, в том числе газопроводных магистралей более 155 тыс. км, нефтепроводных 50 тыс. км, нефтепродуктопроводных - 20 тыс. км. С помощью магистрального трубопроводного транспорта перемещается 100 % добываемого природного газа, 99 % добываемой нефти, более 50 % производимой продукции нефтепереработки.

Трубопроводы, прокладываемые в Сибири и на Крайнем Севере, на значительном протяжении пересекают болота и заболоченные участки. Болото (торфяник) - избыточно увлажненный участок земной поверхности, покрытый слоем торфа мощностью 0,5 м и более, при мощности менее 0,5 м - заболоченные земли.

Прокладку трубопроводов на болотах и обводненных участках целесообразно производить преимущественно в зимнее время, когда верхний торфяной покров промерзнет (используются специальные мероприятия по ускорению промерзания грунта) на такую глубину, при которой нормально работают механизированные колонны, и в этом случае технология строительства будет такой же, как и в нормальных условиях.

В остальные времена года в технологию будут вноситься существенные изменения в зависимости от типа болота, его параметров и параметров укладываемых труб.

Болота по характеру передвижения по ним строительной техники делятся на следующие

типы.

I. болота, целиком заполненные торфом, на которых допускаются работа и неоднократное передвижение болотной техники с удельным давлением 0,02 -0,03 МПа (0,2 - 0,3 кгс/см2) или работа обычной техники с помощью щитов, еланей и дорог, снижающих удельное давление на поверхность залежи до 0,02 МПа (0,2 кгс/см:);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.