УДК 94:325.11
МОНГОЛЬСКИЙ ТЕРМИН ДАРУГА В ПОСТЗОЛОТООРДЫНСКОМ КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ ДАГЕСТАНА И СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
© 2017 г. Г.-Р.А.-К. Гусейнов
Было установлено, что в Дагестане термин даруга использовался в XV-XVIII веках как наименование административной должности, так и административной единицы. Последнее имело место в Казанском ханстве, а затем в пределах некоторых территорий, населенных татарами и башкирами, которые вошли в состав Русского государства. Даруги в Кумыкском государстве могли иметь в своем распоряжении и вооруженные силы. Они использовались в областях, населенных иноязычным податным этносом, например, в Дарго (в его основу легло слово даруга) и Кайтаге. Кумыкское название жителей первой области послужило в дальнейшем, в XVIII - конце XIX веков, основой для русского их именования в форме «даргинцы». Последнее было обусловлено тем, что носители данного экзоэтнонима еще были конгломератом разрозненных политических образований, которые входили до этого времени в состав Кумыкского государства. С 30-50 гг. XIII в. по XVII в. в Аварии были известны даруги - наместники шамхалов (верховных правителей), которые взымали подати и с соседних народов. При этом в данной области первоначально было представлено тюркоязычное население. Те даруги, которые упоминаются в области Анди, на протяжении следующих двух поколений еще оставались кумыками. В части нынешней Чечни, ареально смежной этому региону, словом «даруга» обозначен населенный пункт, где, вероятно, проживал носитель этого титула.
Ключевые слова: даруга, постзолотоордынский, политическая история, Дагестан, Северный Кавказ, Дарго, Кайтаг, Авария, Чечня.
1. О термине даруга и его использовании в Золотой Орде, татарских ханствах и Русском государстве
Рассматриваемый в данной работе вопрос еще не становился предметом изучения. Известно, что термин даруга традиционно возводится к монг. daruga, калм. daryo «старейшина или предводитель племени, предводитель отряда, атаман, начальник округа» (Ramstedt, 1935, S.77).
Его корень daru- в значении «давить», «подчинять», «ставить штамп», «ставить оттиск печати» (Cleaves, 1953, р.240) синонимичен тюркскому корню bas-, представленному в известном на Руси социониме «баскак». По поводу его отношений с даруга - представителем монгольского императора в завоеванных странах (Pelliot, 1949, р.72-73) известны различные точки зрения, в т.ч. с учетом более широкого контекста данного вопросам (Маслова, 2015, с.17-18).
В Китае и Средней Азии даруги были административными начальниками с различным объемом полномочий. В Закавказье в качестве постоянных представителей монгольской администрации были представлены баскаки, как и в первое время на Руси. В конце XIV-XV вв. [по собственно языковым данным, даруги появляются гораздо раньше, ср.: даруга, дорага, дорога «тат. чиновник» в ханских грам. XIII-XIV вв. (Фасмер, 1964, c.484-485, 530-531), а также русск. дорога (1313, 1555, 1624 гг.), дарага, дарога (1673 г.) то же (Сл. РЯ XI-XVII вв.)], здесь появляются даруги, которые следили за налогообложением подчиненных территорий, но они находились в ставке золотоордын-ского хана. В XV в. они были и самой Золотой Орде [здесь они управляли отдельными ее регионами (Почекаев, 2009,105-106)], в Волжской Булгарии и Крыму. В последнем они после распада Золотой Орды стали представителями местной династии Гираев (см. Маслова, 2014).
В постзолотоордынское время термин дорога был известен и в значении административной единицы в Казанском уезде, сформированном русской администрацией на части территории бывшего Казанского ханства после 1552 г. По оспариваемому (см. Чураков, 2005, с. 142-143) мнению, деление на даруги существовало еще в период Казанского ханства (Исхаков, 2009, с.127-128) при том, что тогда же даруги (дороги) были известны и в административно-территориальном размежевании башкир (Сибирская даруга; Осинская даруга).
2. Дагестан (XV-XVIII вв.)
2.1. Кумыкское шамхальство: Дарго и Кайтаг
Чрезвычайно интересная картина по вопросу значения данного термина открывается в рассматриваемом регионе, в частности, в Кумыкском шамхальстве, возникшем одновременно с
Крымским ханством в 1442/1443 г. Его возглавили, как и в Крыму, правители из второй чингизид-ской (Тука-Тимуриды) династии после прекращения в 1396г. первой (Гусейнов, 2009, с. 62). С этого времени, т.е. с середины ХУв., следует, наверное, говорить о постзолотоордынской эпохе в истории обоих государств.
Так, немецкий путешественник Адам Олеарий упомянул в 1638г. в столице Кумыкского шам-хальства Тарку (Тарки) даругу, наименование которого возводится к дарга, даруга «у монголов смотритель или начальник города, области, провинции» (Сатыбалов,1958, с. 185). Здесь, в Дагестане, имело место и более раннее, чем данное, использование данного термина в значении административной единицы. Об это м говорит запись на полях арабской рукописи XIV века, в которой говорится о походе Тимура на селения [области] Дарга, а также в XV веке [без конкретизации значения] в другой записи. С этим ойконимом связывают этноним даргинцы и даже полагают, что он якобы упоминается в «Книге познания мира» Иоанна Галлонифонтийского (1404г.) (см. Багомедов 2013, с.59-60).
Однако данный этноним, который передается в этом источнике как [Тып&], имеет иное написание в рукописи - [Thшrigi] (Дагестан в известиях, 1992, с. 37; Махмуд, 1977, с.196, 197 прим. 3, 4, 6, 7, 8). Это указывает на искаженный характер первой формы и возможность ее отождествления с названием тюрков - Шгк, в передаче которого буква может быть использована для передачи звука [и].
И в дальнейшем отмечали, что название даргwа/даргалу даргинцев имеет «географическое или политико-экономическое значение» и восходит к «тат. даруга или диал. даргуа «пристав или надсмотрщик» (Дирр, 1909, с. 115; Ган, 1909, с. 46). Причем «жители Даргинского округа составляли несколько политических союзов, самый значительный из которых был Акушинский», их «кумыки называли даргиляр, что у русских обратилось в даргинец» (Козубский, 1902,с.43) В свою очередь, кумыкское название этого «народа даргъылар расшифровывается в системе монгольского языка»: даргалах «возглавлять»; дарга - «старшина», «начальник», «председатель», «правитель», «наместник», «командир» (Сатыбалов, 1958, с.185).
Представляется недостаточно убедительным мнение о том, что слова даргва/даргуа означают «союз» и восходят при этом к дарг «внутренность»...в противоположность внешнему, иноязычному (Козубский, 1902, с. 43), как и возведение этнонимов дарган(ти) «даргинец», «даргинцы» к даргва/даргуа «группа, народ» (< дарг «внутренность, нутро») (Багомедов 2013, с. 59), которое еще в 1929 г. в самом Акуша-Дарго, употреблялась редко (Джанашиа, 1969, с. 133) при том, что во всех восточнокавказских языках в значении «народ» используется арабизм ха^ (Климов, Халилов 2003, с.264) . Трудно предполагать бытование формы дарг «внутренность, нутро», ибо первичными по отношении к ней можно считать ёагкк «живот» (Магомедов Р., 1999, с.10) и dark0-max «живот», «внутренность» (Кибрик, Кодзасов, 1989, с.56).
По данным «Истории Каракайтага» (конец XV-начало XVI вв.), в распоряжении даруги в податном регионе Дарго были и воинские силы. В ней упоминается Даркэ [его имя комментаторы предлагают читать как Дарга - «Дарго» и полагают, что речь идет об общине Акуша-Дарго], к которому обратились за помощью местные жители и выступили «с войском от него» против султана-насильника, сидевшего в Маджалисе - столице Кайтага, основанной до конца XVI в. (История Каракайтага).
Таким образом, речь идет о даруге, который представлял в данном регионе интересы кумыкского шамхала - верховного правителя Дагестана, так как Акуша-Дарго еще в XV-XVI вв. входило в состав шамхальства (Алиев, Умаханов, 2004, с.186-188). Это подтверждается другими документальными данными XV-XVI вв. и историческим фольклором.
В нем говорится о наличии в целом ряде ныне даргинских обществ воинских гарнизонов шам-хала, возглавлявшихся талкъанами-помещиками [ср.: tarqan «титул», «высокое звание» (др.-тюрк.), «титул правителя (др.-кыпч.), вельможи» (ст.-узб.) (Севортян, 1980, с. 151-152)], взымавшими подати. Они впоследствии были якобы изгнаны даргинскими общинниками, образовавшими союзы сельских обществ (Алиев, Умаханов, 2004, с. 184-189).
Таким образом, Дарго было податной территорией шамхальства, которая в турецких источниках второй половины XVI в., а также в Сефевидской хронике «Нусрет-наме» (конец XVI в.) именуется «Вилайат Дагестан», а его правитель Чопан (1569/71-1589) - «Dagistan Komuk-Kaitag Hakimi Ulu-Saшhal» («Дагестанский кумыкско-кайтагский великий правитель Шаухал»)( Алиев, 2006, с.12, 27). Его титулатура указывает на то, что в составе Кумыкского государства находился и вышеупомянутый Кайтага с его даругой.
В это время население Кайтага, по сведениям 1578-1579 гг., еще являлось огузским племенем - «природными татарами», и во второй половине следующего века кайтаки продолжали быть носителями тюркского языка. Только в конце XVIII в. (1797г.) в пределах Кайтага стали противопоставляться белые кайтаги [ак сюек?], которые «живут на берегах моря, говорят на особом тюркском диалекте, почему их обычно и называют тюрки, что доказывает их происхождение от тюрков-сельджуков». В отличие от них, «(кара кайтаги) [кара сюек?] или горцы, по-видимому, лезгины, или сродни лезгинам, как акушинцы...» (Алиев, 2003, с.28) (ср. выше «Историю Каракайтага»). Закрепление этнонима даргинцы в русской традиции, по языковым данным, также имеет место в конце XVШ-конце XIX вв. (Брокгауз, Ефрон, 1893, с. 142; Гусейнов, Мугумова, 2012, с. 54), когда, как полагают исследователи, его носители еще были конгломератом разрозненных политических образований (Агеева, 2000, с. 422).
2.2. Кумыкское шамхальство: Авария и Анди
Даруги были известны и в другом регионе Дагестана - в Аварии. Тогда в конце XVI в. при верховном правителе-шамхале «Вилайата Дагестан» Чопане (см. выше) его младший брат Тучилав / Тунч-Алав (Джучилав, Меликутдин) Санджакбеги, по данным турецких и персидских источников, носил титул «Avar Hakimi» и «Avar Zabiti Tucalav Bek» (Правитель Авара Тучалав-бек) (см.:Алиев, 2008, с. 161, 162, 142; Тунай-Джалав) [точнее, управляющий Аваром]. Кроме того, как уже было отмечено нами, его имя обнаруживает явную близость к имени сына Чингис-хана Джучи (Гусейнов, 2013, с. 81,84), чем еще раз подчеркивается чингизидское происхождение всей династии.
На возможность того, что Джучилав был даругой Чупана в Аварии указывает письмо середины XVII в. шамхала Тарковского Сурхая (1642-1668) следующему управляющему Авара Дугри-нуцалу II (1646-1668 гг.) [первая часть его имени может передавать слово даруга]. Ему поручалось способствовать поступлению в Тарки дани овцами с территориально Чамалала, смежного (см. ниже) Анди на основании их былой зависимости в XV в. Сюда шамхал уже послал своих «мулази-мов» (слуг), ибо шамхалы по традиции (с XV в.) продолжали считать земли по Аварскому Койсу (выше Гоцатля) своей «сферой влияния» (Магомедов, 1998, с.145). Точнее, надо полагать, податной областью, зависевшей от них.
На это указывает форма налога - харадж [брался с иноверцев (кафиров) с земель, которые были завоеваны мусульманами] в условиях, когда эта область и пограничное общество Кенхи уже были исламизированы в конце XVI-начале XVII вв. (Ахмадов, 2009, с. 234). И не ранее конца XVI в. или конца XVII в. шамхалы взымали харадж также с округа Хумзак (Хунзах), т.е. Аварии (!), Анди (!) и др.(Алиев, 2006, с.145).
Соответственно к числу взимавших эту подать относились андийские «шамхалы», которые возводили свой род к некоему Султан-Алибеку по прозвищу «дугри-нуцал» (Агларов, 2002, с.153). Он во второй половине XVII в. в течение 15 лет брал харадж «с задних и южных гор, начиная с гор Салатау и доходя до Шубута [Чечня] со стороны запада, и по направлению к Большой реке со стороны киблы» (Магомедов А., 2017) [юга]. Последняя часть его имени - авар. нуцал - традиционно возводится к груз. nacwali уст. «помощник старшины на селе; наместник» (Криштопа, 1989, с.79), а в нем, в свою очередь, последняя - к араб. валий «руководитель одного из вилаятов (регионов) халифата, которого назначает халиф».
Именно такую функцию и выполняет даруга. Тем более, что речь едет о даруге шамхала, говорившем, как впоследствии его сын и внук, по-кумыкски (Гусейнов, 2013, с.79), т.е. о кумыке. Не исключено, что на то же самое может указывать и третье повторение рассматриваемого имени -Дугри-хан III, который помещается в родословной аварских ханов после Мухаммед-хан II (16681688), сына Дугри-нуцала II, Умма-хан II (1688-1699), сына предыдущего, и Андуник-хана III (1699-1706), сына предыдущего (см. Аварское ханство). Хотя вместе с тем могло иметь место воспроизведение данного имени и по традиции.
Обращает на себя внимание и то, что наличие даруг могло быть достаточно давней традицией в Аварии, если принять во внимание известность здесь Дугри-хана I, сына Саратана II, наследовавшего Суракату (1353/1354) (Аварское ханство). Тем самым начало установления вассальных связей и даже приведения к власти в исторической Аварии правителей золотоордынского происхождения могло иметь место, в принципе, еще в 30-50 гг. XIII в.
Тем более, что в данное время, не ранее середины XIII в., в центре исторической Аварии -Хунзахе - уже было представлено огузированное булгаро-(восточно)тюркское население, а в дальнейшем, конце XIII - начале XIV в. имела место исламизация Центральной Аварии - Хунзахского плато (Гусейнов, 2016, с. 94). Не случайно, видимо, в дальнейшем, в XVI-XVII вв., после того, как
в шамхальстве к власти в XV в. пришла вторая чингизидская династия, правители которой назначали в ханстве Аварском своих даруг (см. выше), действовала тюркская лествиничная система наследования. При ней титул нуцала передавался от старшего в одной ветви к старшему в другой ветви в потомстве трех ветвей владетелей, известных в это время (Гусейнов, 2011, с.109).
3. Чечня
На Северном Кавказе соционим даруга использовался и в несколько иных значениях, в частности, административного центра, где находился даруга. Так, сюда же примыкает в рассматриваемом отношении ареально смежный ойконим Даьрг1а «Дарго», название которого не объясняется средствами нахских и родственных им языков (Сулейманов 2006, с. 293), в Веденском районе нынешней Чечни, пограничном с уже упоминавшимся Анди. Не исключено, что и данный населенный пункт был административным центром соответствующей даруги либо входил в даругу Анди (см. выше). Не случайно, надо полагать, что именно в Дарго после похода Воронцова в 1845 г. Шамиль перенес ставку, так как это был стратегически важный пункт, откуда был кратчайший путь в Анди.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агеева Р. А. Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы: Словарь-справочник. М.: Academia, 2000. 524 с.
2. Агларов М. Андийцы. Махачкала, 2002. 304 с.
3. Алиев Б.Г., Умаханов М.-С.К. Дагестан в XV-XVI вв. (Вопросы исторической географии). Махачкала, 2004. 492 с.
4. Алиев К.М. Тайны кумыкской этнонимики. Этнонимические этюды (камак, гюен, тюмен, кайы, око-чан) // Вести Кумыкского научно-культурного общества. Махачкала, 2003. Вып. № 8-10. С.28-32.
5. Алиев К.М. Шамхалы Тарковские. Кумыкская аристократия. Махачкала, 2006. 278 с.
6. Алиев К.М. Шамхалы Тарковские. Страницы кумыкской родословной. Махачкала, 2008. 203 с.
7. Ахмадов Я.З. Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках. М.: Благотворительный фонд поддержки чеченской литературы, 2009. 422 с.
8. Багомедов М.Р. Топонимика Дарга: структурно-семантический аспект. Махачкала: Изд. ДГУ, 2013. 346 с.
9. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь СПб., 1893. Т. 10. 489 с.
10. Ган К.Ф. Опыт объяснения кавказских географических названий//Сборник статей и материалов для описания местностей и племен Кавказа// Тифлис. 1909. Вып. 40. Отдел третий. С. 1-164.
11. Гусейнов Г.-Р.А.-К. К генеалогии династии Джучидов на Северном Кавказе и Дагестане по историческим, лингвистическим и фольклорным данным (вторая половина XIII - конец XIV вв.) // Генеалогия народов Кавказа. Традиции и современность. Владикавказ, 2009. Вып. I. С. 60-64.
12. Гусейнов Г.-Р.А.-К. О тюркском (золотоордынском) компоненте в генеалогии ханов Аварских (XIII-XVI вв.) // Генеалогия народов Кавказа. Традиции и современность. Владикавказ, 2011. Вып. III. С. 107-111.
13. Гусейнов Г.-Р.А.-К. Шамхалы, наместники и карачи-беки: аспекты тюркско-кумыкской генеалогии (Дагестан, Северный Кавказ и Крымское ханство) // Генеалогия народов Кавказа: история и современность. Владикавказ, 2013. Вып. IV. C.76-85.
14. Гусейнов Г.-Р.А.-К. Об одной новейшей концепции древней и средневековой истории Северо-Восточного Кавказа в контексте современных проблем межнациональных отношений в регионе // Гуманитарные и социально-политические проблемы модернизации Кавказа. Назрань, 2016. С.80-104.
15. Гусейнов Г.-Р.А.-К., Мугумова А.Л. Концепты «Дагестан», «дагестанцы», этниконы и этнонимы -названия народов Дагестана - в тюркской и новой русской традициях // Вопросы тюркологии. Махачкала, 2012. Вып.8. С.52-55.
16. Дагестан в известиях русских и западноевропейских авторов XIII-XVIII вв. Махачкала, 1992.
17. Джанашиа Р.С. «Дагестанский дневник» Симона Джанашиа // Вестник института языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы Дагестанского научного центра РАН. Филологические науки. Махачкала, 1969. Вып.27. С.120-135.
18. Дирр А.М. Современные названия кавказских племен // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1909. Вып. 40. Отдел третий. С.1-28.
19. Исхаков Д.М. К вопросу об этносоциальной структуре татарских ханств (на примере Казанского и Касимовского ханств XV - середины XVI вв.) // Исхаков Д.М. Исторические очерки. Казань: Фэн, 2009. С.122-139.
20. Кибрик А.Е., Кодзасов С.В. Сопоставительное изучение дагестанских языков. М.: Наука, 1989. 366 с.
21. Климов Г.А., Халилов М.Ш. Словарь кавказских языков. М.: Наука, 2003. 511 с.
22. Козубский Е. И. Дагестанский сборник. Темир-Хан-Шура, 1902. Вып. 1. 443 с.
23. Криштопа А.Е. О возможном происхождении дагестанского титула «нуцал» // Социальная терминология в языках Дагестана. Махачкала, 1989. C. 76-82.
24. Магомедов Р.М. История Дагестана. Махачкала, 1998. 198 с.
25. Магомедов, Р. М. Даргинцы в дагестанском историческом процессе. - Махачкала, 1999. 419 с.
26. Маслова С.А. Даруги и баскаки: соотношение должностей // Древняя Русь. 2014. №4(58). С.23-36.
27. Маслова С.А. Институты ордынской власти над Русью (баскаки, даруги, послы): автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2015. 30 с.
28. Махмуд из Хиналуга. О событиях в Ширване и Дагестане XIV-XV вв. Махачкала, 1977. 208 с.
29. Почекаев Р.Ю. Право Золотой Орды. Казань: Фэн АН РТ, 2009. 260 с.
30. Сатыбалов А. Социально-политические термины тюрко-язычных документов эпохи феодализма в некоторых языках северо-восточного Кавказа // Ученые записки Института истории языка и литературы Дагестанского филиала АН СССР Т.5., Махачкала, 1958. С.180-191.
32. Севортян Э.В. Этимологический словарь тюркских языков. М.: Наука, 1980. 395 с.
33. Словарь русского языка XI-XVII вв. М.: Наука, 1977. Вып.4. С.323.403 c.
34. Cleaves F.W. Daruya and gerege // Harvard journal of Asiatic studies. 1953. № 16. P. 237-259.
35. Pelliot P. Notes sur l'histoire de la Horde D'or. Paris, 1949. 292 p.
36. Ramstedt G. Kalmückisches Wörterbuch. Helsinki, 1935. 527 c.
37. Сулейманов А.С. Топонимия Чечни. Грозный, 2006. 457 c.
38. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М.: Прогресс, 1964. 562 с.
39. Чураков В.С. Ещё раз о происхождении русского административно-территориального термина «дорога» // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Материальная и духовная культура народов Урала и Поволжья: История и современность». Глазов, 2005. С. 142-143.
40. Аварское ханство. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Аварское_ханство (дата обращения 19.10.17).
41. История Каракайтага. URL: http://dargo.ru/lib/Karakajtag.rar... (дата обращения 19.10.17).
42. Магомедов А.Р., Магомедов З.М. Земельно-правовые отношения в Дагестане XV-XVII вв. М.: Сад-ра, 2017.
43. Осинская даруга. URL: https://www.ru.wikipedia.org/wiki/Осинская_даруга (дата обращения 19.10.17).
44. Сибирская даруга. URL: http://www.ru.wikipedia.org/wiki/Сибирская_даруга (дата обращения 19.10.17).
45. Тунай-Джалав. URL: http://www.dic.academic.ru (дата обращения 19.10.17).
G.-R.A.-K. Guseynov
THE MONGOLIAN DARUGA TERM IN A POST GOLDEN HORDE'S CONTEXT OF DAGHESTAN AND NORTH CAUCASUSES POLITICAL HISTORY
It has been established that in Daghestan the a daruga term was used in the 15-18th centuries as the name of an administrative position, and an administrative unit. The last took place in the Kazan khanate and then within some territories, inhabited by Tatars and Bashkirs, who were a part of the Russian State. Daruga in the Kumyk State could have at the order armed forces too. They were used in the areas, inhabited by foreign-language paying a tax ethnos, for example, in Dargo (its basis was formed by the daruga word) and Kaytage. The Kumyk name of the first area's residents has served further, in 18 - the end of the 19th centuries, as a basis for their Russian naming in shape Dargins. The last has been caused by the fact that carriers of this ekzoetnonim still were conglomerate of separate political educations which were till this time a part of the Kumyk State. From 30-50 of the 13th century to the 17th century in Avaria were known darugas-deputies of shamkhal (the Supreme Governor) who collected taxes and from the neighbouring peoples. At the same time the Turkic-speaking population in this area has been originally presented. Those darugas which are mentioned in area of Andi throughout the next two generations still remained Kumyks. Regarding present Chechnya, areal adjacent to this region, the word of a darug has designated the settlement where probably the carrier of this title lived.
Keywords: daruga, post Golden Horde, political history, Daghestan, North Caucasus, Dargo, Kaytage, Avaria, Chechnya.
Сведения об авторе:
Гусейнов Гарун-Рашид Абдул-Кадырович - доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка Дагестанского государственного университета (г. Махачкала); garun48@mail.ru
Guseynov Garun-Rashid - Doctor of Philological Sciences, Professor of the Russian Language Department, Daghestan State University (Makhachkala)