Научная статья на тему 'МОНГОЛИЯ В УСЛОВИЯХ COVID-19: ОСНОВНЫЕ ВЫЗОВЫ И МЕРЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ'

МОНГОЛИЯ В УСЛОВИЯХ COVID-19: ОСНОВНЫЕ ВЫЗОВЫ И МЕРЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

119
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНГОЛИЯ / COVID-19 / КОРОНАВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ / БОРЬБА С ПАНДЕМИЕЙ / ОБЩЕСТВО / ЭКОНОМИКА / МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОМОЩЬ / ВЫЗОВЫ / ОТВЕТНЫЕ МЕРЫ / ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / ДИСТАНЦИРОВАНИЕ / СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ВАКЦИНАЦИЯ / ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ МЕРЫ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ / ВЛИЯНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Григорьева Ю. Г.

Пандемия COVID-19 оказывает значительное влияние на экономическое развитие, образ жизни населения и систему здравоохранения во всех странах мира. В данной статье мы попытались представить анализ ситуации с COVID-19 в Монголии в 2020-2021 гг. и ответные меры со стороны правительства по снижению негативных тенденций. Монгольский кейс представляет большой интерес с точки зрения того, что за указанный временной отрезок в стране наблюдаются два кардинально разных пути развития ситуации, связанных с распространением коронавирусной инфекции: от признания успеха в борьбе - до лидирующих позиций по количеству заболевших в Восточной Азии. Основное внимание в работе уделено мерам правительства по борьбе с коронавирусом, последствиям для экономики Монголии, мероприятиям по восстановлению социальной и экономической жизни в стране. В работе представлены статистические материалы, аналитические отчёты и исследования, которые позволяют наиболее полно раскрыть представленную проблематику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONGOLIA UNDER COVID-19: KEY CHALLENGES AND SOCIO-ECONOMIC RESPONSE

The COVID-19 pandemic is having a significant impact on economic development, lifestyle and health care in all countries of the world. In this article, we tried to present an analysis of the COVID-19 situation in Mongolia in 2020-2021 and the government response to mitigate negative trends. Mongolia is of great interest as a country in which there have been several radically different developments in situations associated with the spread of coronavirus infection, ranging from recognition of success in the fight to the leading positions in the number of cases in East Asia. The main attention in the work is paid to the government's measures to combat coronavirus, the consequences for the economy of Mongolia, the measures to restore social and economic life in the country. The work presents statistical materials, analytical reports and studies that allow the most complete disclosure of the presented problems.

Текст научной работы на тему «МОНГОЛИЯ В УСЛОВИЯХ COVID-19: ОСНОВНЫЕ ВЫЗОВЫ И МЕРЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ»

Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2022. Т. 24, № 1. С. 85-98. Pacific Rim: Economics, Politics, Law. 2022. Vol. 24, no. 1. Р. 85-98.

Научная статья

УДК 338.23:614.4(517.3)

https://doi.org/10.24866/1813-3274/2022-1/85-98

МОНГОЛИЯ В УСЛОВИЯХ COVID-19: ОСНОВНЫЕ ВЫЗОВЫ

И МЕРЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ

Юлия Геннадьевна Григорьева

Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук, 670047, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6 grigoreva-yulia23@mail.ru , https://orcid.org/0000-0003-4267-2465, Researcher ID: AAQ-5938-2020

Аннотация. Пандемия COVID-19 оказывает значительное влияние на экономическое развитие, образ жизни населения и систему здравоохранения во всех странах мира. В данной статье мы попытались представить анализ ситуации с COVID-19 в Монголии в 2020-2021 гг. и ответные меры со стороны правительства по снижению негативных тенденций. Монгольский кейс представляет большой интерес с точки зрения того, что за указанный временной отрезок в стране наблюдаются два кардинально разных пути развития ситуации, связанных с распространением коронавирусной инфекции: от признания успеха в борьбе - до лидирующих позиций по количеству заболевших в Восточной Азии. Основное внимание в работе уделено мерам правительства по борьбе с коронавирусом, последствиям для экономики Монголии, мероприятиям по восстановлению социальной и экономической жизни в стране. В работе представлены статистические материалы, аналитические отчёты и исследования, которые позволяют наиболее полно раскрыть представленную проблематику.

Ключевые слова: Монголия, COVID-19, коронавирусная инфекция, борьба с пандемией, общество, экономика, международная помощь, вызовы, ответные меры, Восточная Азия, дистанцирование, система здравоохранения, вакцинация, обязательные общественные меры, чрезвычайная ситуация, экономические последствия, влияние, экономическое воздействие, профилактика.

Финансирование: Работа выполнена в рамках государственного задания (проект «Историческое пространство монгольского мира: археологические культуры, общества и государства», № 121031000241-1).

© Григорьева Ю. Г., 2022

АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН: экономика, политика, право ■ 2022 ■ Т. 24 ■ № 1 85

Для цитирования: Григорьева Ю. Г. Монголия в условиях COVID-19: основные вызовы и меры социально-экономического реагирования // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2022. Т. 24, № 1. С. 85-98. https://doi.org/10.24866/1813-3274/2022-1/85-98.

Original article

MONGOLIA UNDER COVID-19: KEY CHALLENGES AND SOCIO-ECONOMIC RESPONSE

Yulia G. Grigoreva

Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies of the Siberian Branch of the RAS, 670047, Russia, Ulan-Ude, 6, Sakhyanova St. grigoreva-yulia23@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4267-2465, Researcher ID: AAQ-5938-2020

Abstract. The COVID-19 pandemic is having a significant impact on economic development, lifestyle and health care in all countries of the world. In this article, we tried to present an analysis of the COVID-19 situation in Mongolia in 2020-2021 and the government response to mitigate negative trends. Mongolia is of great interest as a country in which there have been several radically different developments in situations associated with the spread of coronavirus infection, ranging from recognition of success in the fight to the leading positions in the number of cases in East Asia. The main attention in the work is paid to the government's measures to combat coronavirus, the consequences for the economy of Mongolia, the measures to restore social and economic life in the country. The work presents statistical materials, analytical reports and studies that allow the most complete disclosure of the presented problems.

Keywords: Mongolia, COVID-19, coronavirus infection, pandemic control, society, economy, international aid, challenges, response, East Asia, distancing, health system, vaccination, compulsory public action, emergency, economic impact, impact, economic impact, prevention.

Financical Support: The work was carried out within the framework of the state task (project "Historical space of the Mongolian world: archaeological cultures, societies and states", no. 121031000241-1).

For citation: Grigoreva Yu. G. Mongolia under COVID-19: key challenges and socio-economic response // Pacific RIM: Economics, Politics, Law. 2022. Vol. 24, no 1. Р. 85-98. https://doi.org/10.24866/1813-3274/2022-1/85-98.

Введение

30 января 2020 г. Генеральный директор Всемирной организации здравоохранения объявил вспышку СОУГО-19 чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение, а 11 марта 2020 г. объявил её пандемией. По состоянию на 6 ноября 2021 г. пандемия СОУГО-19 имела более 249 млн подтверждённых случаев и 5 млн 053 тыс. 878 случаев смерти в более чем 223 странах [12]. В ответ на чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, имеющую международное значение, ВОЗ выпустила рекомендательные меры, разработанные с учётом предыдущих вспышек инфекционных заболеваний, включая тяжёлый острый респираторный синдром в 2002 г. и вспышки респираторного синдрома на Ближнем Востоке в 2012 г. Некоторые страны самостоятельно реализовали ряд мер после информации о вспышке болезни в Китае. Масштабы этих мер были различными из-за отличий в национальных системах здравоохранения, лежащих в их основе социокультурных ценностей, а также технических и финансовых возможностей. Соседние с Китаем страны и территории с высоким уровнем дохода, такие как Сингапур, Гонконг, Тайвань и Япония, были одними из первых, кто ввёл ограничения на поездки и карантин для тех, кто был в тесном контакте с инфицированными людьми или возвращался из зоны риска. Монголия, страна с уровнем дохода ниже среднего, имеющая самую протяженную общую границу с Китаем, разработала одобренные ВОЗ меры раннего вмешательства для недопущения проникновения СОУГО-19 на свою территорию. К началу января 2020 г. Монголия инициировала общенациональные меры контроля в соответствии со своей правовой базой по обеспечению готовности к стихийным бедствиям при поддержке регионального офиса ВОЗ в Монголии, прежде чем в том же месяце СОУГО-19 был объявлен как чрезвычайная ситуация в области общественного здравоохранения, имеющая международное значение.

Исследований о мерах борьбы с СОУГО-19 в странах с низким и средним доходом на душу населения представлено мало, поэтому в данной работе мы хотели подробнее рассмотреть социально-экономические механизмы реагирования Монголии на эту ситуацию, а также эффективность этих мер на сегодняшний день.

СОУГО-19 в Монголии: предпосылки и особенности

Монголия имеет самую протяжённую сухопутную границу с Китаем, более того, КНР является её основным торогово-экономическим партнёром. Всё это создавало предпосылки для проникновения в Монголию и масштабного распространения вируса нового типа.

Вместе с тем, Монголии удавалось на протяжении почти 10 месяцев с момента начала распространения вируса поддерживать благоприятную эпидемиологическую обстановку. Всё это благодаря таким радикальным мерам, как закрытие гра-

ниц, отмена международных рейсов, закрытие всех образовательных учреждений и даже запрет национального праздника Цагаан Сар (Новый год по лунному календарю). Однако принятые меры не смогли остановить «волну» заболеваний, и ежедневный прирост впервые превысил отметку в 100 зарегистрированных случаев в начале марта 2021 г. 20 июня 2021 г. Монголия обогнала Китай по количеству случаев СОУГО-19, став третьей наиболее пострадавшей страной в Восточной Азии. Спустя несколько дней количество заболевших СОУГО-19 в стране превысило 100-тысячную отметку. 26 августа 2021 г. количество случаев СОУГО-19 в Монголии превысило 200 000 человек [5].

На сегодня (6 ноября 2021 г.) в Монголии всего зарегистрировано 344 353 случая заболевания, 1 797 смертельных случаев от коронавируса, 313 526 человек выздоровели. Полностью вакцинировано 65,3% населения. Летальность в Монголии на текущий момент составляет 0,52% [5].

Население Монголии составляет приблизительно 3,3 миллиона человек, живущих на площади, сопоставимой с территорией Западной Европы. Почти половина всего населения проживает в столице страны городе Улан-Батор, в сельских районах монгольские семьи проживают в юртах (гэр) - традиционных войлочных палатках, состоящих из одной большой комнаты, в которой проживает большая семья. Высокая плотность в столице и отсутствие дистанцирования в сельских районах ставят под угрозу стратегии сдерживания и борьбы с распространением инфекционного заболевания.

Высокий риск смертности от COVID-19 представляет угрозу для людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями и людей пожилого возраста. Хронические неинфекционные заболевания являются основной причиной заболеваемости и смертности в Монголии, на сердечно-сосудистые заболевания приходится почти 1/3 всех смертельных случаев. Почти половина взрослого населения имеет избыточный вес (31,9%) или ожирение (11,9%), 16,2% страдают ишемической болезнью сердца, а распространённость хронической обструктивной болезни лёгких оценивается примерно в 10% [13].

К другой группе риска относятся люди старше 70 лет, но данная категория граждан составляет всего 2,5 % от общей численности населения Монголии [9]. Ещё одним фактором риска является ежеднедневный рацион питания: большое потребление красного мяса, много жирной пищи, употребляется мало фруктов и овощей. Наряду с этим, у большого количества населения малоподвижный образ жизни, и всё это отрицательно сказывается на способностях организма противостоять инфекции нового типа.

Эффективность реагирования при заболевании во многом зависит от того, как система здравоохранения справляется с масштабной вспышкой. Основные факторы, влияющие на эффективность и способность системы здравоохранения опера-

тивно ответить на вызовы, заключаются в достаточной численности врачей и медицинского персонала, уровне их профессиональной компетентности, количестве и доступности коек в отделениях интенсивной терапии, качестве оборудования, а также демографических данных населения.

В настоящее время в Монголии проводится реформа системы здравоохранения на национальном уровне, созданы центры первичной и вторичной медико-санитарной помощи. По всей стране насчитывается около 12 000 врачей (на одного врача приходится 283 пациента) и более 20 000 работников здравоохранения среднего звена, из которых более 12 000 - медсёстры [13]. Относительно высокое отношение количества врачей к количеству пациентов является результатом созданной системы здравоохранения во времена советско-монгольского сотрудничества. Оснащённость больниц и их общее состояние является удовлетворительным, вместимость отделений интенсивной терапии в Монголии значительно выше, чем в большинстве стран с низким и средним доходом (СНСД). На сегодняшний день в 70 отделениях интенсивной терапии оснащено 349 коек и имеется 443 аппарата искусственной вентиляции легких по всей стране, что составляет примерно 11 коек отделений интенсивной терапии на 100 тыс. жителей. Для сравнения данный показатель сопоставим с Францией (11,6 мест на 100 тыс. населения) [13].

Превентивные меры правительства по борьбе с коронавирусом

Монголия разработала одобренные ВОЗ меры раннего вмешательства для отсрочки начала вспышки и её последствий. К началу января 2020 г. правительство инициировало общенациональные меры контроля в соответствии со своей правовой базой по обеспечению борьбы с чрезвычайными ситуациями при поддержке регионального офиса ВОЗ в Монголии. Эти меры были предприняты прежде, чем несколькими днями позже СОУГО-19 был придан статус особой угрозы для общественного здравоохранения, в том числе и на международном уровне. Хотя в начале 2020 г. ВОЗ не рекомендовала никаких немедленных ограничений на поездки, власти Монголии организовали поэтапный запрет на перемещение. Опыт, накопленный в борьбе с аналогичными вспышками болезни, подтолкнул власти страны к этим оперативным действиям, которые включали в том числе закрытие учебных заведений и активное распространение информации в области новой болезни и мер по профилактике заражения.

Монголия - одна из первых стран, которая закрыла границу с Китаем и приостановила торговлю. Это коснулось в том числе и экспорта угля, который является одним из основных источников пополнения бюджета. В стране сразу были закрыты школы и детские сады. Эти меры затронули практически треть населения - 900 тыс. детей в возрасте до 18 лет.

Правительство ввело в действие «Закон о чрезвычайных ситуациях» в январе 2020 г. и одобрило Закон о борьбе с пандемией СОУГО-19 в мае 2020 г. Эти законы

устанавливают правовую основу для защиты от инфекции населения страны. Соответственно, самый значимый и массовый праздник Монголии Цагаан сар - празднование Нового года по лунному календарю - был отменён, как и подобные мероприятия с февраля 2020 г. Пабы и ночные клубы в столице работали только до 22:00, и все жители по закону должны были носить маски. Рекомендации ВОЗ по личной гигиене и мерам индивидуальной защиты, таким как мытьё рук и социальное дистанцирование, широко пропагандировались через социальные сети. Кроме того, к концу февраля были отменены международные рейсы в Республику Корея, Японию, а в начале марта были отменены рейсы в Россию и Европу. Было выполнено лишь несколько специальных чартерных рейсов, которые выполнялись под строгим санитарным контролем. Всем пассажирам рекомендовалось по прибытии соблюдать домашнюю изоляцию, а перед этим с ними проводилась разъяснительная работа. Граждане с наличием первичных симптомов или пассажиры с историей поездок в страны высокого риска изолировались в ближайшей больнице. Эти первоначальные и своевременные ответные меры, а также обязательные общественные и превентивные меры, налагающие ограничения на внутреннее перемещение, способствовали относительно небольшому количеству подтверждённых случаев заболевания в Монголии после вспышки COVID-19.

Монголия является одной из стран с низкой плотностью населения. Процессы урбанизации в последние десятилетия существенно изменили ситуацию. В настоящее время почти половина из 3-миллионного населения Монголии проживает в столице, а остальная часть - в сельской местности. Сегодня кочевники составляют треть всего населения Монголии. Особенности ведения хозяйства вынуждают их жить в изолированных районах, что также существенно снижает вероятность передачи COVID-19 внутри страны.

Правительство Монголии через Государственную комиссию по чрезвычайным ситуациям (SEC), которой поручено реагировать на чрезвычайные ситуации на национальном уровне, ввело в течение 2020 г. ряд ограничений для сдерживания риска COVID-19.

Ниже приведём основные меры:

• Закрытие границ: все поездки (воздушные, автомобильные и железнодорожные) из Китая или через Китай были запрещены с 1 февраля 2020 г. Трансграничные пассажирские перевозки всех форм прекратились с 10 марта. Границы Монголии остались закрытыми для пассажиров, за исключением граждан Монголии, прибывающих специальными чартерными рейсами. По прибытии пассажиры проходят 21 -дневный обязательный строгий карантин.

• Ограничения экспортных поставок: экспорт угля и сырой нефти был приостановлен с 10 февраля по 2 марта с целью минимизировать риск заражения водителей грузовиков, пересекавших монгольско-китайскую границу. Стоит отметить, что официально экспорт был приостановлен в соответствии с графиком, но он не

вернулся к обычным темпам вплоть до августа, когда правительство представило программу Green Gate, направленную на ускорение грузовых перевозок за счёт оптимизации работы таможни.

• Отказ от реализации образовательной деятельности в очном формате: вся деятельность школ, детских садов, университетов, профессиональных центров была переведена на дистанционный режим.

• Ограничение услуг и общественной деятельности: бары, кафе и рестораны в период с середины февраля по июль 2020 г. ограничили свою работу до 22:00.

• Введение строгой изоляции, когда 11 ноября 2020 г. было зарегистрировано первое внутреннее заражение.

Представленные выше ранние меры реагирования помогли на протяжении длительного времени сдерживать распространение инфекции. Жёсткие ограничительные меры, однако, лишь отсрочили вспышку заболевания на территории Монголии. Меры правительства неодназначно воспринимаются со стороны граждан и мировой общественности. С одной строны, Монголия более подготовленной «встретила» всплеск заболеваний, с другой - за 10 месяцев монгольские граждане стали менее восприимчивы к соблюдению профилактических мер.

Последствия COVID-19 для экономики Монголии

Экономика Монголии переживает тяжёлый период, вызванный вспышкой короновирусной инфекции и связанными с ней ограничительными мерами. Удар от COVID-19 пришёлся на период, когда экономика Монголии уже столкнулась с замедлением, особенно во второй половине 2019 г. Это произошло в основном за счёт снижения цен на сырьевые товары и ухудшения качества меди местного производства, ключевой статьи экспорта полезных ископаемых. За первые девять месяцев 2020 г. реальный ВВП сократился на 7,3%, что стало одним из худших показателей со времён переходного периода начала 1990-х. Хотя снижение темпов роста распространилось на многие отрасли экономики, значительное сокращение ощущалось в горнодобывающем секторе (-20,7%), объёмы производства в недобывающей промышленности упали на 3,7%, а объём сектора услуг сократился на 7% за аналогичный период. Между тем, сектор сельского хозяйства стал ключевым драйвером роста, показав рост на 11,3% [14].

На горнодобывающий сектор существенно повлияли резкое снижение спроса на основные товары и закрытие границы с Китаем. Сфера услуг также пострадала из-за ограничений и падающих доходов населения. Наиболее пострадавшими от COVID-19 являются малый бизнес, а также предприятия в сфере производства, туризма, торговли, транспорта, строительства и сектора образования.

За первые девять месяцев 2020 г. экспорт товаров и услуг сократился на 8%, что являлось наибольшим снижением со времен мирового финансового кризиса

2008 г. Сокращение было наиболее значительным по углю и сырой нефти (на которые приходится 45% от общего экспорта в 2019 г.) ввиду слабого спроса со стороны Китая и временного запрета на экспорт в феврале - марте 2020 г. [9]. Кроме того, экспорт меди (24% от общего экспорта в 2019 г.) значительно сократился, особенно в первом квартале из-за резкого падения цен, вызванного снижением мирового спроса [8]. Однако экспорт довольно быстро восстановился, особенно в третьем квартале, в основном за счёт увеличения цен на сырьевые товары, постепенного ослабления СОУГО-19 и превентивных и инициативных мер со стороны правительства. По итогам 2020 г. падение экспорта составило 1% (табл. 1).

Импорт также значительно сократился на фоне более слабого внутреннего спроса и снижения цен на нефть. Реальный импорт товаров и услуг упал на 14%, или сократился на 833, 6 млн долларов (табл. 1).

Таблица 1

Динамика роста реального ВВП Монголии Dynamics of Real Gross Domestic Product Growth in Mongolia

Год ВВП (%) ВВП (тыс.) ВВП на душу населения Импорт (тыс. долл.) Экспорт (тыс. долл.) Уровень безработицы (%) Инфляция (%)

2010 6,4 9,756 3697 2,908 3,200 9,9 10,1

2011 17,3 13,173 4917 4,817 6,598 7,7 9,2

2012 12,3 16,688 6107 4,384 6,738 8,2 14,3

2013 11,6 19,174 6867 4,269 6,357 7,9 10,5

2014 7,9 22,227 7716 5,774 5,236 7,9 12,8

2015 2,4 23,150 7810 4,669 3,797 7,5 6,6

2016 1,2 23,942 7910 4,916 3,358 10 0,7

2017 5,3 27,876 8999 6,200 4,337 8,8 4,3

2018 7,2 32,411 10259 7,011 5,874 7,8 6,8

2019 5,1 37,392 11680 7,619 6,127 10 7,3

2020 -5,3 37,329 11459,5 7,576 5,2939 1. 3,7

Источник: Национальное статистическое управление Монголии (Source: National Statistical Office of Mongolia) (https://www.1212.mn/)

Из-за пандемии СОУГО-19 экономика Монголии сократилась на 5,3 % в 2020 г., что стало одним из самых сильных спадов с начала 1990-х гг. (табл. 1). Резкое падение мирового спроса на ключевые сырьевые товары и закрытие границы с Китаем были одними из ключевых внешних факторов, нанесших серьёзный ущерб экономике, основанной на добыче полезных ископаемых. Внутри страны сектор

услуг сильно пострадал от мер сдерживания, которые помогли Монголии сдержать распространение вируса в начале 2020 г. Хотя ряд государственных мер в виде налоговых льгот и стимулирующих выплат помогли смягчить воздействие СОУГО-19 на бизнес и население, это серьёзно сказалось на государственном бюджете. Бюджетные доходы последних трёх лет быстро пошли на убыль, и общий дефицит вырос до 9,5% ВВП [8]. Как следствие, государственный долг снова увеличился в 2020 г., хотя до этого времени наблюдалась тенденция к снижению. Инфляционное давление в 2020 г. оставалось низким, главным образом из-за слабого внутреннего спроса и более низких цен на нефть.

Прогнозируется, что в 2021 г. экономика восстановится, поскольку власти продолжают усилия по борьбе с пандемией, меры стимулирования поддерживают внутренний спрос, негативное влияние мировой экономики уменьшается, а предприятия и потребители приспосабливаются к новой норме жизни. Однако восстановление подвержено рискам, включая новые волны СОУГО-19 внутри страны и в мире, финансовую нестабильность и другие факторы.

Меры правительства и международная помощь

по восстановлению социальной и экономической жизни в Монголии

Правительство Монголии приняло ряд законов в связи с распространением СОУГО-19 в 2020-2021 гг. Эти законы устанавливают правовые нормы защиты и предотвращения распространения инфекции, а также пакет мер по восстановлению социально-экономического положения в стране. Согласно постановлению, компании освобождаются от выплат социального страхования на шесть месяцев - с 1 апреля 2020 г. по 1 октября 2020 г. Компании с выручкой менее 1,5 млрд тугриков имеют право на освобождение от уплаты корпоративного налога (налог на прибыль) на шесть месяцев с 1 апреля 2020 г. по 1 октября 2020 г. Более того, в течение трёх месяцев правительство ежемесячно выплачивало 200 000 тугриков на каждого сотрудника частных компаний для предотвращения массового сокращения. Для жителей, занимающихся животноводством, были предоставлены ссуды в размере 300 млрд тугриков под ставку 3% годовых [14].

Для поддержки социально незащищенных категорий граждан правительство Монголии объявило о списании кредитов у монгольских пенсионеров. По данным Национального статистического комитета Монголии, по состоянию на 31 декабря 2019 г. в Монголии суммарная задолженность 229,4 тыс. пенсионеров составляла 763,3 млрд тугриков [9].

Монголия запустила пакет мер по борьбе с СОУГО-19 на сумму около 9 % ВВП в 2020 г. для ликвидации задолженности у населения и бизнеса, поддержки ключевых экспорто-ориентированных секторов промышленности и большей доступности к системе здравоохранения и обеспечения продуктами питания.

Пакет в сумме 10 трлн тугриков (5 % ВВП) будет реализован в 2021-2023 гг., в основном финансируем Центральным банком Монголии [8]. Он включает меры по расширению доступа к кредитам, сохранению рабочих мест, обеспечению жильём, поддержке сельскохозяйственного производства и развитию экспортной продукции, не связанной с добычей полезных ископаемых.

Правительство Монголии решило освободить домохозяйства и некоторые предприятия от оплаты за электричество, теплоэнергию и воду с 1 декабря 2020 г. по

1 июля 2021 г. Предполагается, что на эти расходы будет потрачено в общей сложности более 650 млрд тугриков. Данной помощью могут воспользоваться 729 тыс. потребителей, из них 678 тыс. - домохозяйства, 51 тыс. коммерческих субъектов и организаций. Согласно проведённому исследованию, 61% опрошенных компаний воспользовались услугой, что говорит о реальной поддержке бизнеса [10].

Монголия получила финансовую помощь в размере 99 млн долларов США от Международного Валютного фонда для поддержки наиболее пострадавших секторов экономики и уязвимых групп населения, пострадавших от COVID-19. Европейский Союз также поддерживает усилия Монголии по увеличению занятости и повышению прозрачности государственных финансов, предоставив грант в размере 50,8 млн евро. Это первая программа бюджетной поддержки в Монголии, которая также направлена на устранение социальных и экономических последствий пандемии COVID-19. Соединенные Штаты выдели более 3,7 млн долларов (10,5 млрд тугриков) на борьбу с коронавирусом и развитие здравоохранения в Монголии. Япония подписала соглашение с Монголией о предоставлении грантовой помощи в размере 883 млн иен (8 млн долларов) на борьбу с коронавирусом [6].

Азиатский банк развития в октябре 2020 г. выделил грант в размере 410 тыс. долларов США для создания запасов продовольствия на случай чрезвычайной ситуации [14].

Всемирный банк предоставил грант в размере 1 млн долларов США из Фонда экстренной помощи в борьбе с пандемией. Финансирование направлено на закупку необходимого медицинского оборудования и средств индивидуальной защитны [3].

Особенности вакцинации в Монголии

Массовая вакцинация в Монголии началась 23 февраля 2021 г. В первую очередь привились медики и работники, которые участвуют в борьбе с коронавирус-ной инфекцией. В марте началась вакцинация людей старше 55 лет, а с 23 апреля вакцинация стала доступна всем жителям от 18 лет. На сегодняшний день

2 254 780 жителей Монголии получили первую дозу вакцин против коронавируса Verocell, Sinopharm, Sputnik-V, AstraZeneca и Pfizer BioNTech. Из них 2 141 174 человек получили вторые прививки, в результате чего показатель полной вакцинации в стране достиг более 65 % [5].

В столице Монголии работает более 120 пунктов вакцинации. Если судить по сообщениям различных СМИ, жители активно вакцинируются. По состоянию на 30 октября 2021 г. ведётся активная работа по вакцинации силами 28 мобильных и 23 стационарных пунктов, задействовано 59 бригад, состоящих из 230 медицинских работников (табл. 2).

Таблица 2

Пункты вакцинации (по районам) Vaccination points (by district)

Район Количество бригад Количество медработников Количество посетителей (на 30 октября 2021 г.)

Багануур 1 8 106

Багахангай 1 6 72

Баянгол 9 27 408

Баянзурх 3 22 446

Сонгинохайрхан 3 9 452

Сухбаатар 3 20 438

Налайх 1 6 120

Чингэлтэй 8 36 464

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Хан-Уул 2 12 472

Мобильные пункты 25 84 1260

Всего 59 230 4238

Источник: Министерство здравоохранения Монголии (Source: Ministry of Health of Mongolia) (https://covid 19.mohs.mn/)

Правительство Монголии подготовило Национальный план по реализации вакцинации, который был утверждён приказом премьер-министра в январе 2021 г. План вакцинации является неотъемлемой частью национальной системы профилактики и стратегического плана реагирования против СОУГО-19. Программа разработана совместно с международными партнёрами, в том числе Азиатским банком развития (АзБР), Детским фондом Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ), Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), Всемирным банком и другими организациями.

Монголия присоединилась к программе глобального доступа к вакцинам СОУГО-19 (СОУАХ) 16 июня 2020 г. и была признана как участник предварительных рыночных обязательств. В декабре 2020 г. Монголия подала заявку для участия в программе СОУАХ для получения вакцины. 12 мая 2021 г. Монголия полуАЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН: экономика, политика, право ■ 2022 ■ Т. 24 ■ № 1 95

чила первые 64 800 доз препарата AstraZeneca, произведенных компанией SK Bioscience Co. Ltd. в Республике Корея и 25 740 доз вакцины Pfizer, произведенной в Германии. Активную роль в поставках вакцин оказывают соседи Монголии - Китай и Россия. В феврале 2021 г. КНР доставила в Монголию 300 000 доз вакцины Sinopharm в качестве помощи, две страны также достигли соглашения о поставке ещё 900 000 доз. В апреле этого года Монголия получила 1 760 540 доз, в том числе 214 800 доз AstraZeneca в рамках договорённости с правительством Индии и фонда COVAX, 1 500 000 доз вакцины Sinopharm из Китая посредством пожертвований и закупок, а также 20 000 доз вакцины Sputnik-V, приобретённых в России, 25 740 доз вакцины Pfizer-BioNTech через программу COVAX [6].

Монголия занимает одно из лидирующих мест по вакцинации населения от COVID-19. По данным Министерства иностранных дел Монголии, более 65% населения были вакцинированы. Большие успехи в вакцинации были достигнуты благодаря многосторонней внешней политике Монголии. Стратегическое партнёрство Монголии со своими соседями, Россией и Китаем, позволило получить вакцины быстрее, по сравнению с другими странами, многие из которых сталкиваются с различными сложностями. Большую помощь страна получила от международных организаций и так называемых «третьих соседей».

Заключение

В результате проведённого исследования можно условно выделить два этапа реализации стратегии со стороны руководства Монголии. Первый этап связан с началом распространения вируса в Китае, России и других странах. Тотальные ограничения на передвижение внутри страны и изоляция от внешнего мира оказались на тот момент весьма эффективными, поскольку Монголиия смогла локализовать и приостановить процесс развития эпидемии. Второй этап связан со стремительным распространением вируса внутри страны и оперативными мерами со стороны руководства. Примечательно, что так называемая вакцинная дипломатия сыграла на руку правительству страны, которое смогло в короткие сроки наладить поставки вакцин, а также получить финансовую поддержку со стороны своих соседей и международных организаций. Это позволило снизить негативные социально-экономические тенденции, поддержать население и бизнес. Более того, ситуация с коронавирусом стала инструментом в политической борьбе перед выборами президента страны. Бывший премьер-министр страны Ухнаагийн Хурэлсух подал в отставку из-за ситуации с транспортировкой беременной пацинетки, заражённой COVID-19. 19 января 2021 г. в социальных сетях появилось видео, на котором перевозили роженицу с ребёнком из корпуса в корпус из-за подтвердившегося диагноза на коронавирус. Это вызвало бурю протеста среди населения Улан-Батора [11]. Поступок премьер-министра был оценен населением страны. Возможно, это в

том числе и повлияло на исход президентских выборов, по результатам которых бывший премьер-министр Хурэлсух набрал более 70% голосов избирателей.

Глобальная пандемия подчеркнула важность внешней политики страны и усилий со стороны руководства Монголии. Данный пример можно рассматривать как продолжение внешнеполитического курса страны, который складывался на протяжении последних десяти лет. Руководство Монголии не раз подчеркивало, что позиционирует свою страну как «Азиатскую Швейцарию» - государство, отстаивающее принципы демократии и нейтралитета. Данный курс в условиях пандемии позволил стабилизировать социально-экономические показатели в стране, а также на определённом этапе являться примером построения эффективной стратегии на международном уровне.

Список источников

1. The World Health Organization. URL: https://www.who.int/.

2. The World Trade Organization. URL: https://www.wto.org/.

3. The World Bank. URL: https://www.worldbank.org/.

4. International Monetary Fund. URL: http://www.imf.org/.

5. Министерство здравоохранения Монголии. URL: https://covid19.mohs.mn/. (На монг. яз.).

6. Министерство иностранных дел Монголии. URL: http://www.mfa.gov.mn. (На монг. яз.).

7. Монгол Улсын хегжлийн 2022 оны телевлегее. Улаанбаатар хот. 2021 он. 167 х. План развития Монголии на 2022 год. Улан-Батор, 2021. 167 с.

8. Монгольский национальный банк. URL: https://www.mongolbank.mn/. (На монг. яз.).

9. Национальное статистическое управление Монголии. URL: https://www.1212.mn/. (На монг. яз.).

10. Портал государственных услуг Монголии. URL: https://e-mongolia.mn/. (На монг. яз.).

11. Премьер Монголии ушел в отставку после протестов из-за женщины с COVID-19 // Сайт медиахолдинга РБК. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/60 095fab9a7947fe3b776844.

12. WORLDOMETERS. URL: https://www.worldometers.info/.

13. Early policy actions and emergency response to the COVID-19 pandemic in Mongolia: experiences and challenges / R. Erkhembayar, E. Dickinson [et al.] // The Lancet Global Health. URL: https://www.thelancet.com/journals/langlo/article/ PI-IS2214109X(20)30295-3/fulltext.

14. Munkhzul A. Economy of Mongolia in 2020: Impact of coronavirus and other risks // MONTSAME News Agency. URL: https://montsame.mn/en/read/222864.

Информация об авторе

Ю. Г. Григорьева - кандидат исторических наук, младший научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук, г. Улан-Удэ, Россия.

References

1. The World Health Organization. URL: https://www.who.int/.

2. The World Trade Organization. URL: https://www.wto.org/.

3. The World Bank. URL: https://www.worldbank.org/.

4. International Monetary Fund. URL: http://www.imf.org/.

5. Ministry of Health of Mongolia. URL: https://covid19.mohs.mn/. (In Mongolian).

6. Ministry of Foreign Affairs of Mongolia. URL: http://www.mfa.gov.mn. (In Mongolian).

7. Mongolia Development Plan for 2022. Ulaanbaatar, 2021. 167 p. (In Mongolian).

8. Mongolian National Bank. URL: https://www.mongolbank.mn/. (In Mongolian).

9. National Statistical Office of Mongolia. URL: https://www.1212.mn/. (In Mongolian).

10. Portal of public services of Mongolia. URL: https://e-mongolia.mn/. (In Mongolian).

11. Prime Minister of Mongolia resigns after protests over a woman with COVID-19. RBC media holding website. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/60 095fab9a7947fe3b776844. (In Russian).

12. WORLDOMETERS. URL: https://www.worldometers.info/.

13. Erkhembayar R., Dickinson E. et al. Early policy actions and emergency response to the COVID-19 pan-demic in Mongolia: experiences and challenges. The Lancet Global Health. URL: https://www.thelancet.com/journals/langlo/article/PIIS22141 09X(20)30295-3/fulltext.

14. Munkhzul A. Economy of Mongolia in 2020: Impact of coronavirus and other risks. MONTSAME News Agency. URL: https://montsame.mn/en/read/222864.

Information about the author

Yu. G. Grigorieva - Candidate of Historical Sciences, junior researcher, Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, Russian Academy of Science, Siberian Branch, Russia, Ulan-Ude.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.