Научная статья на тему 'КОРОНАКРИЗИС В МОНГОЛИИ'

КОРОНАКРИЗИС В МОНГОЛИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Свободная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОНГОЛИЯ / УЛАН-БАТОР / КОРОНАКРИЗИС / ПАНДЕМИЯ / НАЦИОНАЛИЗМ / ЭКОНОМИКА / ДЕМОКРАТИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Терентьев В.И.

Рассмотрены современные структурные проблемы монгольского государства и общества, проявившиеся в период борьбы с коронавирусом. Ограничительные карантинные меры правительства и реакция на них граждан Монголии продемонстрировали состояние экономики, в экспортном плане зависящей от КНР, специфику квазидемократической политической системы, важность националистической риторики для сплочения общества и неэффективность дистанционного обучения для большинства учащихся. В случае снятия карантинных мер к середине 2021 г. последует и отмена ряда социальных льгот, что может спровоцировать конфликт между отдельными категориями граждан и государством, поскольку с окончанием коронакризиса комплекс социально-политических проблем в Монголии не исчезнет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CORONAVIRUS CRISIS IN MONGOLIA

The article examines the current structural problems of the Mongolian state and society, emerged during the fight against the new coronavirus. The strict government quarantine measures and the Mongolian citizens’ response to them reveal the specifics of a quasi-democratic political system, the importance of nationalist rhetoric for social cohesion, the ineffectiveness of distance learning for most students the current state of the economy, which depends on the PRC terms of export. Provided that quarantine measures are lifted by mid-2021, a number of social benefits will also be canceled, which in the long term may provoke a conflict between certain categories of citizens and the state, since the end of the coronavirus crisis will not end the complex socio-political problems in Mongolia.

Текст научной работы на тему «КОРОНАКРИЗИС В МОНГОЛИИ»

Theatrum mundi

Коронакризис в Монголии

© Терентьев В. И. © Terentyev V. Коронакризис в Монголии The Coronavirus Crisis in Mongolia

Аннотация. Рассмотрены современные структурные проблемы монгольского государства и общества, проявившиеся в период борьбы с коронавирусом. Ограничительные карантинные меры правительства и реакция на них граждан Монголии продемонстрировали состояние экономики, в экспортном плане зависящей от КНР, специфику квазидемократической политической системы, важность националистической риторики для сплочения общества и неэффективность дистанционного обучения для большинства учащихся. В случае снятия карантинных мер к середине 2021 г. последует и отмена ряда социальных льгот, что может спровоцировать конфликт между отдельными категориями граждан и государством, поскольку с окончанием коронакризиса комплекс социально-политических проблем в Монголии не исчезнет.

Annotation. The article examines the current structural problems of the Mongolian state and society, emerged during the fight against the new coronavirus. The strict government quarantine measures and the Mongolian citizens' response to them reveal the specifics of a quasi-democratic political system, the importance of nationalist rhetoric for social cohesion, the ineffectiveness of distance learning for most students the current state of the economy, which depends on the PRC terms of export. Provided that quarantine measures are lifted by mid-2021, a number of social benefits will also be canceled, which in the long term may provoke a conflict between certain categories of citizens and the state, since the end of the coronavirus crisis will not end the complex socio-political problems in Mongolia.

Ключевые слова. Монголия, Улан-Батор, коронакризис, пандемия, национализм, экономика, демократия, дистанционное обучение.

Key words. Mongolia, Ulaanbaatar, coronavirus, pandemic, nationalism, economy, democracy, distance learning.

В постсоветском монголоведении последних лет отчетливо проявляются тенденции к фрагментации знания. Если не брать в расчет публикации, скользящие по грани исключительно одной проблемы, а попытаться проанализировать объемные монографии, то и в них сложно увидеть комплексный подход к изучению этой страны как системы, не только пространственно-временной, но и смысловой.

Особенностями Монголии можно объяснить и безуспешные попытки правящих кругов и ученых иностранных государств просчитать модели

Огатья является продолжением темы, начатой новосибирским философом и социологом Д. В. Ушаковым [21], и характеризует структурные проблемы Монголии в контексте борьбы с коронавирусом. Подробная хронология распространения коронавируса в Монголии и ответные санитарно-эпидемиологические действия руководства изложены в статье Д. В. Ушакова, что снимает с нас эту задачу.

ТЕРЕНТЬЕВ Владислав Игоревич — кандидат исторических наук.

и сценарии ее развития, и в частности механизмов выстраивания российско-монгольских отношений. Казалось бы, глубоко архаизированная страна кочевников — образ, укорененный в массовых представлениях россиян, или, наоборот, «новый азиатский тигр» — аналогичный предыдущему также распространенный штамп — предполагает предсказуемость. Тем не менее Монголия демонстрирует ситуации молниеносного реагирования на общемировые процессы и, одновременно, кажущуюся отвлеченному наблюдателю алогичность.

COVID-19, ставший синонимом ушедшего 2020 г., стал индикатором политических, социально-экономических и культурных процессов, протекающих во всем мире и в отдельных государствах. В данной статье на примере реакции на распространение COVID-19 в мире и, через некоторое время, внутри страны рассмотрены кризисные моменты монгольского социума.

Экономическая и политическая сферы: несвободный рынок и иллюзия демократии

Объявление пандемии вынудило руководство страны следовать всем рекомендациям ВОЗ или, по крайней мере, объяснять принимаемые решения и вводимые санитарно-эпидемиологические требования правилами ВОЗ. В этом уже проявились активная вовлеченность Монголии в глобальные организации, в мировую кредитно-банковскую систему и продолжающееся стремление снять с себя клеймо периферийной, постсоциалистической региональной «постреспублики», сводящееся к желанию вырваться из территориальной ограниченности, сформированной соседством с Россией и КНР.

Уже 27 января 2020 г., практически сразу после закрытия провинции Хубэй в КНР, задолго до объявления пандемии в мире Монголия начала вводить карантинные меры. Это можно объяснить абсолютной экспортной зависимостью от южного соседа и активными трансграничными перемещениями монгольских и китайских граждан [4]. С 12 февраля начал действовать режим повышенной готовности. Закон «О защите от чрезвычайных ситуаций» от 2017 г. предусматривает три степени ЧС: режим повседневной деятельности, повышенной готовности и всеобщей готовности. После 11 ноября страна перешла к всеобщей готовности [6].

Меры быстрого реагирования стали пищей для панегириков [11; 12; 18; 25] и псевдонаучных доводов [24], игнорирующих прогнозирование ситуации, которая могла бы проясниться как минимум при попытке ответа на вопрос: как долго можно находиться в изоляции, учитывая экономическую составляющую, включающую в себя регулярные переезды за границу и обратно водителей-дальнобойщиков? Именно это обстоятельство, помноженное на очевидную девальвацию мероприятий, сопутствовавших активной фазе борьбы с инфекцией, и превращение этой борьбы в рутину, спровоцирует реальное распространение вируса внутри страны.

Тиражируемый на Западе имидж страны как «колыбели демократии» (к слову, подобная метафора была использована и финским автором

в одной из упомянутых выше статей [18]) был поставлен под сомнение авторитарным методом борьбы с вирусом, продолжительными ограничениями перемещения по стране и внутри столицы, приведшими к гибели людей из-за оказанной с опозданием медицинской помощи и фанатичного упования на истинность избранного пути. Экономические потери рядовых частных предпринимателей, интеллектуальная ограниченность, порождаемая образовательным неравноправием дистанционного обучения, — далеко не позитивные моменты для хрупкой в социально-экономическом отношении Монголии.

Закрытие города и дискуссии о необходимости эвакуации сельских жителей из Улан-Батора обратно в степь, возникшие в середине ноября, вновь продемонстрировали центростремительный характер монгольской действительности: вся общественная жизнь, все социальные институты сконцентрированы в столице.

Опасаясь вспышки нового заболевания, руководство государства, вероятно, основывалось на реальном состоянии системы здравоохранения, не подготовленной к росту заболеваемости. Поэтому премьер-министр У. Хурэлсух еще в самом начале распространения коронавируса высказывался о невозможности открытия границ до изобретения вакцины и, соответственно, вакцинации жителей Монголии. При возникновении реальной угрозы распространения вируса, после 11 ноября 2020 г., совпавшей с переходом к финальной стадии разработок и испытаний вакцин в мире, обсуждение вакцинации в публичном пространстве усилилось. Страна вошла в программу COVAX AMC, предполагающую равный доступ к вакцине. Российские вакцины СМИ обходили вниманием, не приводили их в качестве примера успешных разработок и официальные лица — такие, как, например, представители Минздрава [13].

8 января 2021 г. Минздрав совместно с ВОЗ, ЮНИСЕФ, Всемирным банком и Азиатским банком развития (последние выступают кредиторами покупки вакцин) пришли к выводу о подготовленности Монголии к вакцинации. Предусмотрено приобретение вакцин производства компаний Pfizer, AstraZeneca и Moderna [10].

В результате ужесточения режима самоизоляции, закрытия ряда предприятий, ограничения финансово-хозяйственной и экономической деятельности граждан доля бедных в стране возросла к осени 2020 г. до 30% [14. С. 170], — а по данным экономиста Б. Мунхсоел, приближается к 60% [17].

Но стандартные экономические показатели не всегда добавляют ясности при характеристике случая с Монголией. Серьезные экономические ограничения не привели к социальному взрыву по ряду причин.

Во-первых, финальное объявление режима всеобщей готовности в ночь на 11 ноября 2020 г. произошло тогда, когда все домохозяйства уже традиционно заготовили мясо на зиму и передали его часть родственникам в города. Это обеспечило горожан, как минимум на зимний сезон, мясомолочной продукцией — основой рациона питания среднестатистического гражданина Монголии.

Во-вторых, своевременное введение ряда льгот, а именно отмена коммунальных платежей для жильцов за свет и воду, скидка (до 70%)

на обогащенный уголь — основное топливо населения юрточных кварталов — позволило сэкономить семейный бюджет большинству домо-хозяйств. Напомним, что большую часть Улан-Батора, где проживает свыше половины всех граждан страны, составляют юрточные районы, население которых занято в сфере обслуживания и торговли, подпавших под карантинные ограничения.

В-третьих, государство с апреля 2020-го по конец июня 2021 г. увеличило ежемесячные пособия на детей с 70 тыс. до 100 тыс. тугриков (примерно до 2,5 тыс. рублей) на одного ребенка, что компенсировало экономические потери большинства граждан. Также сюда добавляется потенциальная экономия на топливе в связи с запретом на перемещение на личном транспорте без наличия специального QR-кода и по причине введения всеобщего дистанционного обучения. Стоит отметить отсутствие у монголов традиции сбережения и накопления денежных ресурсов.

Финансовое состояние основной массы населения можно определить по характеру посещаемости продуктовых магазинов — единственных хозяйственных единиц, стабильно работавших на протяжении всего карантина. Ежедневные доходы владельцев небольших магазинов сократились с 500 до 100 тыс. тугриков. Эти обстоятельства, как и массовое приобретение товаров в долг, говорят о снижении покупательной способности граждан [23].

Националистическая риторика

10 марта 2020 г. в Монголии был выявлен первый зараженный. Им стал гражданин Франции, инженер горнорудной компании Orano, специализирующейся в Монголии на добыче урана. Иностранный статус больного и его принадлежность к особо злободневной в стране теме разработки ядерного сырья [20] спровоцировали националистическую реакцию в Интернете и в реальности. Под национализмом здесь мы понимаем политику и образ мысли, в центре которых находится идея о самоценности нации.

Из-за усиления националистической риторики и для обеспечения личной безопасности француза и здравоохранения жителей столицы зараженный был эвакуирован в Восточно-Гобийский аймак. Вызванного в МИД Монголии посла Франции в тот же день, 10 марта, «призвали сосредоточить особое внимание на выполнении инструкций и рекомендаций» [5]. Сама Франция будет закрывать учебные заведения на карантин и ограничивать массовые собрания только после обращения президента Макрона 12 марта. В той же беседе с госсекретарем МИД посол «выразил обеспокоенность по поводу безопасности этого человека», поэтому причины для переговоров имелись у обеих сторон. Спустя десять дней после первого случая заболевания посол Франции передал вице-премьеру официальное письмо от компании Orano и ее пожертвование на сумму в 1 млрд тугриков (примерно 360 тыс. долларов) [22].

Рост числа заболевших в приграничном Кяхтинском районе Бурятии и в целом по всей республике вызвал озабоченность монгольской обще-

ственности, что привело к закрытию в ноябре ряда российско-монгольских КПП. 11 ноября, несмотря на меры по пресечению распространения вируса, появилась информация о возможной внутренней передаче инфекции от монгольского водителя-дальнобойщика, прибывшего из России в Улан-Батор. Это стало причиной популяризации обвинений россиян в несоблюдении строгих санитарных мер, аналогичных монгольским.

Монголия продемонстрировала относительную эффективность почти десятимесячного режима повышенной готовности, сопровождавшегося закрытием границ, что привело к множеству трудностей, связанных как минимум со свободой перемещения. С другой стороны, сложно смоделировать ситуацию, которая могла бы возникнуть при несоблюдении ограничительных мер (хотя известны примеры стран, отказавшихся от карантина).

В результате внутренней вспышки коронавируса возникло два очага заражения: в столице и в Селенгинском аймаке на севере страны. Если в первом передача вируса произошла из-за нарушений пребывания в го-стинице-обсерваторе на карантине указанного водителя, то во втором, несмотря на выявление «нулевого пациента», механизм его заражения так и не был выяснен до конца.

С националистической риторикой связана и кампания по эвакуации монгольских граждан из-за рубежа. С 27 января по 31 декабря 2020 г. чартерными авиарейсами и наземным транспортом было вывезено 27 729 человек. На 2021 г. подали заявку 2000 монголов в 30 странах, причем 1500 граждан находятся в Республике Корея [1]. 15 января 2021 г. спецрейсом из Республики Корея в Улан-Батор прибыло 165 граждан Монголии [15].

Сам характер вызволения схож с сюжетом приключенческого фильма: от конкретного случая почти месячного пути одной студентки из Чехии до рядовых, но не менее обсуждаемых случаев эвакуации больных и пожилых лиц и беременных женщин. Ежедневно в новостях освещалось количество возвратившихся, их состояние здоровья, курьезные случаи и т. п. Промедления властей в этом деле вызывали со стороны общественности критику действий правительства [3].

Само уникальное географическое положение Монголии, расположенной между Россией и КНР, иногда видится националистически настроенным общественным деятелям ключевым фактором, тормозящим развитие страны. Но с точки зрения ограничения распространения вируса оказалось, что наличие всего двух хорошо охраняемых границ — скорее плюс.

Невозможно представить ни одну монгольскую тему, в которую не был бы вплетен образ Чингисхана — «отца-основателя» современной монгольской нации. Упование на особые климатические условия, специфическую мясомолочную диету, интеллектуальное наследие великого хана, кочевой образ жизни, дисциплину, выкованную именно ханом в процессе построения империи [24], — все это не просто этнические автостереотипы и черты некоего национального менталитета (категории предельно субъективной и не всегда поддающейся научному осмыслению), но элементы актуальной национальной мифологии и современной духовной культуры монголов.

Коронавера как религиозный фанатизм

После случаев передачи вируса внутри страны рассуждения об отсутствии инфодемии как побочного эффекта коронавируса [7] стали бессмысленными. Не всегда Интернет, анализ которого позволил американскому журналу тропической медицины и гигиены делать выводы об отсутствии в Монголии коронакризисной паники, способен проецировать реальное положение дел в обществе. Подавляющее большинство граждан, учитывая и грудных детей, регулярно и стабильно соблюдали масочный режим, в том числе и на улице, руки постоянно обрабатывали дезинфицирующими средствами, соблюдалась дистанция. Все это происходило задолго до 11 ноября, т. е. до появления информации о случае внутренней передачи вируса. К сожалению, все старания населения никаким образом не повлияли на распространение инфекции внутри страны. Последнее было вызвано исключительно нарушениями размещения в карантинных изоляторах граждан, прибывших из-за границы.

По мере развития ситуации монгольское общество не смогло избежать типичных для других стран эксцессов, вызванных страхом, паникой и не до конца продуманными механизмами реакции. Как и во всем мире, постепенно в монгольском сегменте Интернета стали распространяться фейки, полиция блокировала бетонными плитами некоторые районы столицы и отдельные подъезды в домах (без уведомления и предупреждения жильцов о сроках карантина) в случае выявления здесь заболевшего. По этой причине говорить об уникальности общественной реакции в Монголии на коронавирус не приходится. Особенностью является то, что никто из переболевших не высказывается ни в общественном пространстве, ни в личных блогах или на страницах социальных сетей о своем состоянии, — как это было на начальном этапе распространения заболевания, к примеру, в России.

Через страницы в Facebook, активно используемом монгольским населением, общество было подготовлено к встрече с коронавирусом, к активным мерам по самоизоляции государства и ограничению перемещения в городе и стране. На первых порах граждане не могли не гордиться отсутствием вспышки заболевания по сравнению с соседними странами. Не всегда верифицируемая информация из Интернета, помноженная на специфический характер массовых представлений о новом коронавирусе, порождает страх. Скорее, именно он стимулировал одобрение политики правительства и мероприятий, проводимых Государственной комиссией по ЧС.

Случаи актов гражданского неповиновения единичны. К таковым, с оговоркой, можно отнести малочисленную демонстрацию работников крупнейшего рынка «Нараантуул» 5 декабря 2020 г. Причина заключалась не в общем недовольстве карантинными мерами, а в их внезапности: продавцы потеряли возможность пройти к своим скоропортящимся товарам, но никто не освобождал торговцев от арендной платы.

Большинство негатива, вызванного карантинными мерами, традиционно выплескивалось в Интернет. Отдельные сюжеты обсуждались не

только в соцсетях, но и в массовых СМИ. К примеру, о детях, выпущенных без матери из инфекционного отделения без диагноза и не пущенных соседями домой, и о невозможности граждан, оказавшихся в столице взаперти в результате внезапного закрытия Улан-Батора, вернуться в родные аймаки [16].

На конец ноября 2020 г. граждане Монголии подали 539 жалоб, в том числе и о нарушении Государственной комиссией по ЧС в процессе организации и проведения карантинных мер прав и свобод людей [9]. Ссылка, по которой предлагалось ознакомиться с перечнем жалоб, была недоступна со дня публикации новости.

Вера в экстраординарную опасность коронавируса привела к тому, что в публичном пространстве не обсуждались иные чрезвычайные происшествия, приводившие к гибели людей, кроме домашнего насилия. По количеству социальной рекламы, по густоте сообщений в СМИ можно судить, что семейное (домашнее) насилие стало ярким негативным последствием самоизоляции граждан. Ежедневно в полицию поступало 50—100 вызовов, связанных с этой проблемой [8].

Все прочие события оттенялись коронавирусной тематикой. Все внимание населения было сконцентрировано на ежедневных скрупулезных подсчетах эвакуированных из-за границы соотечественников, граждан, у которых взяли анализы на вирус, и общем росте числа заболевших.

Дистанционное обучение: путь в никуда

В целом об особенностях дистанционного образования в Монголии в период пандемии говорилось ранее [2; 19], этой же темы касался Д. В. Ушаков [21]. Профильное министерство действительно оперативно реагировало на ужесточение режима ЧС в стране. Так, 11 ноября, в день, накануне которого ночью было объявлено о введение режима всеобщей готовности, около 10.00 в Интернете на специализированном сайте было размещено расписание телеуроков. Информация об этом была выставлена на основных новостных порталах. Таким образом, школьники не потеряли ни одного учебного дня.

Конечно, речь идет исключительно о государственных школах, частные учебные заведения по-разному и с различной скоростью реагировали на происходящее. Оксюморон дистанционного обучения проявляется в сочетании положительных и отрицательных эффектов. Например, с виду продуктивная для отдельных учеников индивидуализация образования в домашней, возможно, комфортной обстановке (в отличие от переполненного класса с 50—60 учениками) сочетается с общей сжатостью учебной программы: вместо положенной ежедневной нагрузки в день предусматривается, к примеру, в среднем звене 3 урока по 13— 15 минут. Продолжительное дистанционное обучение позволяет более детально проанализировать этот феномен и выявить иные специфические черты, присущие его монгольскому варианту.

Так, по постановлению правительства Монголии ученикам запрещено использовать в школе смартфоны, что привело в ряде случаев к отказу родителей от приобретения «умных телефонов» в пользу более простых

моделей. Тем не менее ученики обязаны фотографировать тетрадные страницы с выполненным домашним заданием и высылать учителю через социальную сеть Facebook, правила которой, к слову, запрещают регистрацию детей до 13 лет.

Районные управления образования столицы требуют от школ и учителей ежедневного выполнения учениками своей домашней работы. В таком случае не рассматривается техническая оснащенность обучающихся: имеется ли у них телевизор и/или компьютер, а также телефон с фотокамерой и возможность выхода в Интернет? Известно, что монгольские семьи многодетны, и три ребенка — здесь скорее норма. Учитывая это обстоятельство, нужно умножать количество технических средств на число детей.

В отдельных ситуациях возникают курьезы, когда в семье как минимум из четырех человек оба родителя — учителя и должны проводить уроки онлайн в режиме реального времени, а дети обязаны обучаться либо в режиме реального времени с использованием технологий дистанционного обучения, либо изучать предметы через видеоуроки посредством Интернета. В такой семье требуется наличие четырех компьютеров или аналогичных технических средств. Но если обучающихся детей в семье три, четыре и больше?..

Конечно, в будущем стоит оценить последствия, которые вызовет ко-ронакризис в части образования детей, поступивших в 1-й класс накануне пандемии: ведь половина 2019/2020 учебного года и большая часть 2020/2021 учебного года уже прошли в дистанционном режиме без социализации и по усеченной программе. Личный педагогический опыт автора позволяет предполагать тотальное отставание обучающихся по всем предметам и недополучение детьми целого блока фундаментальных знаний. Подобный вывод можно сделать, исходя из наблюдения за учениками, возвратившимися в сентябре 2020 г. за парты после 4-месячного дистанционного обучения и последовавших вслед за этим летних каникул.

* * *

Коронакризис в Монголии вскрыл структурные проблемы монгольского общества. Превентивная политика правительства, возможно, стала следствием общего сокращения на всем постсоциалистическом пространстве социальных и медицинских учреждений, т. е. того, что принято называть оптимизацией.

В экономике проявилась зависимость страны от внешних рынков сбыта сырья, а также возможность реанимации натуральным форм ведения хозяйства. Авторитарный характер введения карантинных мер поставил вопрос о демократичности Монголии. С первого случая заражения в течение всего времени вплоть до начала активной фазы передачи заболевания внутри самой страны обсуждение проблемы шло на фоне националистической риторики.

К числу обстоятельств, сформировавших модель массовой реакции на пандемию и карантинные меры правительства, относятся страх и отсутствие достоверной информации. Ноябрьские меры Госкомиссии по

ЧС не до конца учитывали мировой опыт борьбы с вирусом. Указанные особенности в сумме с религиозно-фанатическим восприятием гражданами коронавируса объясняют общественное одобрение всех мер правительства.

В Монголии усилилась тенденция изоляционизма в противовес ранее демонстрируемой открытости. Немотивированный отказ от российской вакцины, предоставляемой на льготных условиях, закрытие границ для въезда/выезда иностранных граждан, сокращение объемов торговли, сведение на нет культурно-образовательного сотрудничества, научного обмена и народной дипломатии приведут к ухудшению отношений с рядом государств.

Среди обучающихся сильно проявилось неравенство: произошло расслоение на тех, кто имеет доступ к Интернету, телевизору, компьютеру, и на тех, кто этим не обеспечен. Экономическая выгода от дистанционного обучения в части сокращения коммунальных расходов, расходов на содержание и обслуживание учебных корпусов, возможно, будет способствовать его пролонгации, учитывая колоссальную степень коммерциализации всей системы образования Монголии. Резкое падение уровня знаний при умелом маркетинге и рекламе можно обойти вниманием.

Коронакризис заморозил все процессы как внутри государства, так и на внешнеполитической арене, обострив одновременно множество вопросов. В частности, проблему юрточного пояса. Центральная часть столицы фактически огородилась карантинными мерами от «юрточно-го полумесяца» и людей, его населяющих. Не имея системы водоснабжения и прочих элементарных средств жизнеобеспечения, они были вынуждены неоднократно нарушать регламентируемый порядок перемещения по улице.

После окончания в будущем карантина и сокращения в конце июня 2021 г. мер социальной поддержки допустимо сохранение общего состояния кризиса, особенно среди жителей «юрточного полумесяца» Улан-Батора, число которых, по разным оценкам, приближается к 1 млн человек [6]. Требование сохранения социальных льгот рядом неимущих граждан, сплоченных за период карантина благодаря плотному обращению к социальным сетям в Интернете, — перспективная причина радикализации общества и выступления народных масс. В связи с этим стоит учитывать политический фактор, а именно, выборы президента страны, которые состоятся также в июне 2021 г.

Литература

1. Ариунбаяр Б. В уходящем году 27 729 граждан вывезены из зарубежных стран. 23.12.2020. — https://montsame.mn/ru/read/247763 (дата обращения: 01.01.2021).

2. Бикмаева К. И. Дистанционное обучение в Монголии в период пандемии коронавируса в 2020 г. // Современное педагогическое образование. 2020. № 5.

3. Более 10 тысяч человек ждут возможность вернуться в Монголию. 30.07.2020. — https://regnum. ru/news/polit/3024260.html (дата обращения: 29.12.2020).

4. Витульева Т. А., Оюунгэрэл Б. Влияние пандемии на социально-экономическое положение Монголии // Проблемы и перспективы развития экономики и образования в Монголии и России : материалы Международной научно-практической конференции (Улан-Батор, 30 октября 2020 г.) / под ред. Н. В. Антиповой. Чебоксары : ИД «Среда», 2020.

5. Госсекретарь МИД Монголии призвал посла Франции к сотрудничеству. 10.03.2020. — https:// montsame.mn/ru/read/218342 (дата обращения: 01.01.2021).

6. Жаргалсайхан Д. Экономика карантина. 03.12.2020. — http://jargaldefacto.com/article/ ekonomika-karantina-2sh2sh (дата обращения: 15.01.2021).

7. Исследование о вирусе паники : Монголия вошла в список стран с достоверной информацией о COVID-19. 17.08.2020. — https://babr24.com/mong/?IDE=203935 (дата обращения: 04.01.2021).

8. Лутбаяр Д. ©чигдер гэр булийн ^чирхийлэлтэй холбоотой 90 дуудлага буртгэгджээ. 02.01.2020. — https://gogo.mn/r/994n8 (дата обращения: 02.01.2020).

9. Лутбаяр Д. Хуний эрхийн Ундэсний Комиссоос Улсын Онцгой Комисст :давлемж ^р^уллээ. 27.11.2020. — https://gogo.mn/r/y02m0 (дата обращения: 30.11.2020).

10. Монголия вакцинирует от COVID-19 60% населения. 13.01.2021. — http://asiais.ru/society/36766. html (дата обращения: 15.01.2021).

11. Монголия: лучшая в мире реакция на COVID-19. 28.07.2020. — https://grraen.livejournal. com/137108.html (дата обращения: 20.01.2021).

12. Монголия остановила коронавирус. 29.07.2020. — https://gazeta-n1.ru/news/society/88855/ (дата обращения: 20.12.2020).

13. Монголия стала одной из первых стран, включенных в программу «Ковакс». 23.11.2020. — http://asiais.ru/society/34645.html (дата обращения: 25.11.2020).

14. Монголова Н. В., Бишрэлт Ж. Оценка влияния пандемии COVID-19 на экономическое развитие страны // Проблемы и перспективы развития экономики и образования в Монголии и России : материалы Международной научно-практической конференции (Улан-Батор, 30 октября 2020 г.) / под ред. Н. В. Антиповой.

15. Менхзул Б. 165 монголов вернутся сегодня на родину из Республики Корея. 15.01.2021. — https://montsame.mn/ru/read/250146 (дата обращения: 15.01.2021).

16. Оргил Э. Коронавирусийн халдвар авсан иргэний хоёр ^ухдийг байрныхан нь гэрт нь ору-улсан^й. 04.12.2020. — https://gogo.mn/r/lv770 (дата обращения: 07.01.2021).

17. 0^г хэлэлщулэг: гурван ^н тутмын хоёр нь ядуурлын эгнээнд шилжих нь. 09.12.2020. — https://www.urug.mn/news/4505 (дата обращения: 13.12.2020).

18. Сирен В. Helsingin Sanomat (Финляндия) : Монголия блестяще справляется с вирусом и на этой неделе будет вводить меры, отличные от финских. 28.05.2020. — https://inosmi.ru/ social/20200528/247513325.html (дата обращения: 24.12.2020).

19. Терентьев В. И., Каминскене Л. В. Особенности дистанционного обучения в российской школе за рубежом (на примере Монголии) // Школа будущего. 2020. № 4.

20. Торопчин Г. В., Терентьев В. И. Перспективы развития рынка ядерного сырья и технологий в Монголии // Азия и Африка сегодня. 2020. № 12.

21. Ушаков Д. В. Монголия : Социальные меры противодействия распространению COVID-19 // Азия и Африка сегодня. 2021. № 2.

22. Французская компания пожертвовала Монголии миллиард тугриков. 20.03.2020. — https:// regnum.ru/news/polit/2890765.html (дата обращения: 25.12.2020).

23. Хандмаа О. СУРВАЛЖИЛГА: Иргэдийн худалдан авалт буурч, дэл^уруудийн ерийн дэвтэр зузаарсаар. 08.01.2021. — https://gogo.mn/r/5doky (дата обращения: 08.01.2021).

24. Ankhtuya. Chinggis Khaan and defeating COVID-19. 22.06.2020. — https://news.mn/en/793087/ (дата обращения: 15.12.2020).

25. Sharing COVID-19 experiences: The Mongolian response. 01.11.2020. — https://www.youtube.com/ watch?v=LKA9UeN5rhk&feature=emb_logo (дата обращения: 14.01.2021). ♦

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.