Мировая политика
Правильная ссылка на статью:
Григорьева Ю.Г. — Монголия и Республика Корея: межгосударственное сотрудничество и внешнеполитические интересы // Мировая политика. - 2019. - № 4. DOI: 10.25136/2409-8671.2019.4.31428 URL: https//nbpublish.com'library_read_article.php?id=31428
Монголия и Республика Корея: межгосударственное сотрудничество и внешнеполитические интересы
Григорьева Юлия Геннадьевна
кандидат исторических наук
младший научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИМБТ
670002, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, уп. Буйко, 20а И [email protected]
Статья из рубрики "История международных отношений"
Аннотация.
В статье рассматривается формирование и развитие двухсторонних межгосударственных отношений между Монголией и Республикой Корея за 25 лет (1990-2015 гг.). Предметом исследования является политическое взаимодействие Монголии и Республики Корея на современном этапе. С этой целью автор анализируют важнейшие аспекты монголо-южнокорейских визитов на высшем уровне, а также их вклад в развитие двухсторонних отношений. В исследовании был проведен анализ стратегических интересов Монголии и Республики Корея, который позволил дополнительно аргументировать основные направления и детализировать перспективы дальнейшего развития монголо-южкорейских отношений. Теоретической основой исследования стали законодательные акты Монголии и Республики Корея, правительственные документы обеих стран, материалы официальной статистики. Методологическую базу работы составили принципы историзма и научной объективности. Научная новизна исследования определяется малой разработанностью данной проблемы. Автор приходит к заключению, что за 25 лет сотрудничество Монголии и Республики Корея не только не теряет своей актуальности, но и с каждым годом наращивает свой потенциал. Основная причина активного политического взаимодействия - взаимный интерес двух государств. Для Монголии Республика Корея может стать партнером, способным принести большую экономическую выгоду Монголии. Для Южной Кореи Монголия - важный дипломатический объект в сфере энергетической безопасности, а также представляет большую ценность как стратегический партнер для расширения всестороннего сотрудничества, а также передовая база для выхода на регион Евразии.
Ключевые слова: Монголия, Республика Корея, монголо-южнокорейские отношения, внешнеполитическое сотрудничество, межгосударственные визиты, Северо-Восточная Азия, внешнеполитические интересы, корейская проблема, корейский полуостров, про б ле ма бе з о па снос ти
DOI:
10.25136/2409-8671.2019.4.31428
Дата направления в редакцию:
26-11-2019
Дата рецензирования:
21-11-2019
Дата публикации:
27-11-2019
Работа выполнена в рамках государственного задания (проект XII .191.1.2. Межкультурное взаимодействие, этнические и социально-политические процессы в Центральной Азии, № АААА-А17-117021310264-4)
Современная Монголия демонстрирует пример довольно быстрой и успешной трансформации из бывшего социалистического государства в динамично развивающуюся страну с многопартийной политической системой, рыночной экономикой и открытой внешней политикой. После демократической революции 1990 г., распада СССР, резкого сокращения экономической помощи со стороны России экономика Монголии оказалась на грани краха. Страна была вынуждена самостоятельно искать пути выживания в сложнейший переходный период. В соответствии с обновленной Концепцией внешней политики Монголия начала проводить самостоятельную, «многоопорную» внешнюю политику, направленную на поддержание сбалансированных отношений с Россией, Китаем, развитыми странами Запада и Востока. Важное место в ее внешней политике занимает концепция «третьего соседа».
Повышенный интерес к Монголии обусловлен целым рядом геополитических, стратегических, экономических и других факторов. Страна, занимающая важное стратегическое положение в глубине Внутренней Азии, стала ареной политического и экономического соперничества между Россией, Китаем, США, Японией, ЕС, Великобританией, Канадой, Южной Кореей и другими странами. С каждым годом растет уровень интеграции Монголии в экономический регион Северо-Восточной Азии, в котором видную роль играет Южная Корея, представляющая собой яркий образец новых индустриальных стран, сумевшая в период жизни одного поколения вырваться из разряда бедных и отсталых стран в группу лидеров, в том числе по научно-техническим параметрам современного мира.
С момента установления дипломатических связей отношения между двумя странами, опираясь на географическую близость и общие интересы, стали охватывать широкий спектр областей, в том числе политическую, экономическую, социальную и культурную сферы. Накопленный опыт монголо-корейских отношений имеет важное международное значение, свидетельствуя о том, что для Монголии как страны, резко сменившей курс социально-экономического развития, существенно возрастает значение сотрудничества с развитыми государствами, такими как Республика Корея.
Дальнейшее развитие, формирование новых подходов к двустороннему взаимодействию, в том числе выработка долгосрочной концепции и т.д. - все это, несомненно,
представляет теоретический и практический интерес не только для южнокорейских и монгольских политиков, историков и политологов, но и для стран, сталкивающихся с аналогичными проблемами, которые решаются в ходе сотрудничества Республика Корея и Монголия.
Имеющиеся в научной литературе публикации по исследуемой теме представлены трудами российских, монгольских и южнокорейских исследователей. Однако, особенности политического взаимодействия Монголии и Республики Корея на современном этапе еще не получила достаточного освещения в отечественной историографии. Данная проблема рассматривается в комплексе развития сотрудничества Монголии с другими странами Северо-Восточной Азии, специальных исследований по данной теме не проводились. Значительный вклад в изучение проблемы представляют
работы монгольских (Балдоо Б. Н. Доржсурэн Г. Тумуурчулана Ж. Баттур Г. Харилтсаа [271) и южнокорейских ученых (Гу Хэ УКанг Мёнг Гу Пак Хо Ёнг -^З^1, Пак Чжи Вон-^211, Хо Ман Хо Со Донг Чжу-^81) . Труды монгольских и южнокорейских вносят существенный вклад в исследование современной истории Монголии и Республики Корея, однако, наряду с интересным материалом и обоснованными выводами, многие вопросы монголо-южнокорейских отношений, в том числе изучение межгосударственного сотрудничества Монголии и Республики Корея, не становились объектом их научного интереса.
Установленные стабильные дипломатические отношения между Республикой Корея и Монголией повлекли за собой подписание в 1990 г. целого ряда соглашений и договоров, это следующие документы: Совместное соглашение Республики Корея и Монголии (1999), Совместное соглашение Республики Корея и Монголии (2006), Совместное коммюнике Республики Корея и Монголии (2011), Инициатива по укреплению мира и сотрудничества в Северо-Восточной Азии (2013), Совместное соглашение Республики Корея и Монголии (2015), Меморандум о взаимопонимании по активизации двустороннего стратегического сотрудничества в сфере энергетики, и прочее. Укреплению всесторонних связей между Монголией и Республикой Корея способствовали государственные визиты на высшем и высоком уровнях между двумя государствами.
Первая встреча на высшем уровне прошла в 1991 г. в Сеуле во время визита президента Монголии П. Очирбата. Президенты обоих государств заявили о готовности и заинтересованности в расширение и активизации двусторонних отношениях в различных сферах. Особое внимание в ходе переговоров было уделено экономическому сотрудничеству в связи с тем, что до установления дипломатических отношений торговый оборот уже достигал 540 тыс. долларов к концу 1980-х гг. Одним из результатов встречи стало подписание 28 марта 1991 г. Соглашения об инвестиционном сотрудничестве
между правительством Южной Кореи и Монголии В документе говорится о том, что «каждая из сторон обязуется поощрять и создавать необходимые условия для инвестиций со стороны представителей другого государства на своей территории, строя взаимоотношения на основе взаимной выгоды и равенства». Благодаря этому соглашению Южная Корея стала одним из крупных инвесторов Монголии, при этом активизируя и стимулируя политические двусторонние отношения на длительный период.
Южнокорейский президент Ким Дэ Чжун посетил Монголию спустя девять лет. В мае 1999 г . президент Республики Кореи в рамках официального визита посетил Улан-Батор и подпис а л ря д до г о в о ро в и то рг о в ых с о г ла ше ний, в то м ч ис ле прое кты по ра с шире нию экономического сотрудничества и предоставлению безвозмездной помощи в размере 10
млн долларов США через Фонд экономического развития и сотрудничества (ФЭРС). Встреча ускорила процесс активизации сферы экономических отношений. Обе страны создали объединенный комитет по сотрудничеству по вопросам энергетики и минеральным ресурсам в области добычи полезных ископаемых. В 1991 г. двусторонний объем торговли между Монголией и Республикой Корея составлял всего лишь 8,8 млн долларов США, а к 1997 г. - всего 23,5 млн долларов США
Следующая встреча на высшем уровне прошла в феврале 2001 г. во время официального визита в Республику Корея президента Монголии Нацагийн Багабанди. Президенты двух стран обсудили вопросы дальнейшего сотрудничества, отметив, что после установления дипломатических связей развитие двусторонних отношений происходит в различных областях. Обсуждалась также возможность развития всесторонних отношений в современных международных условиях, что предполагает содействие развитию новых форм сотрудничества, открытость экономической политики, поиск и развитие взаимовыгодных отношений в сфере науки и техники, торговли, сельского хозяйства. Такой подход положил начало качественно новому этапу развития монголо-корейских отношений, что привело к постановке новых задач во внешней и существенным переменам во внутренней политике обеих стран. По итогам встречи главы государств оценили монголо-корейские отношения как «взаимовыгодные»
Основной темой двусторонних отношений последующих лет становится проблема стабильности и безопасности в Юго-Восточной Азии и в мире в целом. Так, во время официального визита президента Республики Корея Ро Му Хена в 2006 г. в Монголию
состоялось подписание 16 официальных межправительственных документов [7]. Лидеры двух государств приняли решение об усилении сотрудничества на международной арене, в том числе и в ООН. Обсуждались пути преодоления глобальных проблем, среди которых - проблемы международного терроризма, нераспространения оружия массового поражения, борьбы с высокотехнологичными преступлениями. В заявлении по итогам этого визита, которое сделали главы государств, говорится, что «развитие международных отношений положительно отразится на укреплении мира и стабильности в регионе» [7].
Международные отношения и проблемы региональной безопасности в данный период не вытеснили с главной повестки двусторонние взаимоотношения Монголии и Республики Корея, что особенно ярко проявилось в ходе официального визита в Сеул Председателя Великого Государственного Хурала в 2009 г.На встрече с главой Национальной ассамблеи Республики Корея Д. Дэмбэрэл выразил удовлетворение в связи со стремительным развитием монголо-корейских отношений за последние 20 лет, становлением взаимопонимания и доверия между представителями двух стран на всех уровнях. Монгольская сторона, по его словам, приветствует развитие сотрудничества и двусторонних отношений. «Благодаря вводу в экономический оборот больших запасов собственных месторождений, Монголия ускоряет темпы развития своей экономики. Она заинтересована в Южной Корее как в партнере, который имеет технологические и финансовые возможности стать рынком для её продукции, поскольку является её
соседом» - отметил Д. Дэмбэрэл.
Президенты двух стран на саммите, который состоялся в 2011 г. в Улан-Баторе, определили пути реализации планов расширения сотрудничества в сфере разработки природных ресурсов и энергетики, что должно вывести двусторонние отношения на новый уровень «всеобъемлющего партнерства». Главы государств договорились строить взаимоотношения в соответствии с принципами всеобъемлющего партнерства, что
предполагает систематическое проведение встреч и переговоров на высоком уровне, активное сотрудничество в решении проблем региона и в сфере обороны. Об этом говорится в совместном заявлении двух лидеров по итогам саммита
Правительство Монголии поддержало усилия Ю жной Кореи по урегулированию ядерного конфликта на Корейском полуострове и призвало обе стороны к конструктивному диалогу. Глава Монголии отметил, что северокорейская программа обогащения урана вызывает озабоченность и подчеркнул необходимость создания на Корейском полуострове зоны, свободной от ядерного оружия -^Ш. Саммит стал важным шагом на пути формирования крепких взаимоотношений и взаимовыгодного сотрудничества между двумя государствами. Южная Корея внедрением своих технологий поможет развитию экономики Монголии, а та, в свою очередь, будет снабжать Республику Корея энергетическими и минеральными ресурсами. Определяя направления сотрудничества, вопросы международной политики и обсуждая проблему глобального потепления, главы государств договорились решать их сообща. Это предполагает проведение ежегодных встреч министров иностранных дел двух государств, организацию встреч представителей правительств (парламентариев и министров), что, в свою очередь, призвано укрепить доверие и взаимопонимание.
В последние годы отмечается активизация взаимного интереса Монголии и Республики Корея по вопросам безопасности в Северо-Восточной Азии, а также в преддверии празднования 25-летия со дня установления дипломатических отношений. 25-27 августа 2014 г. состоялся официальный визит в Улан-Батор министра иностранных дел Республики Корея Юн Бен Се по приглашению министра иностранных дел Монголии Л. Болда. Представитель Республики Корея посетил с официальным визитом президента Ц. Элбэгдоржа и премьер-министра Н. Алтанхуяга, после чего прошли переговоры между главами МИД двух стран
Во время встречи обсуждались пути реализации всестороннего стратегического сотрудничества между Республикой Корея и Монголией, дальнейшие планы по расширению взаимоотношений в инвестиционной и торгово-экономической сферах, отмене визового режима. Ключевым на встрече стал вопрос отношения Монголии к проблемам Северо-Восточной Азии и Корейского полуострова. Внимание было уделено сотрудничеству в «Улан-Баторском диалоге по вопросам безопасности СВА» в рамках инициативы президента Монголии, а также «Евроазиатской инициативы» президента Южной Кореи Пак Гын Хэ.
В рамках празднования 25-летия со дня установления дипломатических отношений между двумя государствами была подчеркнута необходимость активизации визитов на высоком и высшем уровнях.
В октябре 2014 г. состоялась консультативная встреча представителей МИД Монголии и Республики Корея в Сеуле. Страны на встрече представляли директор Департамента Северо-Восточной Азии МИД Республики Корея Ли Сан Док, директор Департамента стран Азии и Тихого океана МИ Д Монголии Ч. Баярмунх, чрезвычайный и полномочный
посол Монголии в Республике Корея Б. Ганболд-^81. Они подчеркнули важность сотрудничества в области взаимоотношений на высоком и высшем уровнях, рассмотрели вопрос о расширении сотрудничества между представительствами МИ Д Южной Кореи и Монголии и об упрощении визовых условий для граждан этих государств. Корейская сторона поддержала проведение «Улан-Баторского диалога» по решению вопросов безопасности Северо-Восточной Азии. «При согласовании этой инициативы с
инициативой нашего Президента по укреплению мира и сотрудничества в этом регионе можно получить весомый результат в сфере обеспечения безопасности и мира в СевероВосточной Азии», - заключил корейский представитель. Ярким итогом второго периода стало объявление 2015 г. «Годом дружбы между Республикой Корея и Монголией».
Таким образом, монголо-корейские отношения эффективно развиваются в области политики и дипломатии с момента установления дипломатических отношений в 1990 г. Повышение уровня политического сотрудничества требует поддержания баланса национальных интересов Республики Корея и Монголии, а интенсивность поездок и подписание межгосударственных документов напрямую связано с заинтересованностью обоих государств в развитии двухсторонних отношений.
Причинами политического взаимодействия стали внешнеполитические интересы двух государств. В чем же они заключаются? Рассмотрим подробнее двусторонние внешнеполитические интересы Монголии и Республики Корея, основываясь на историческом развитии каждого государства в отдельности и опираясь на обзор двустороннего сотрудничества в виде встреч руководителей и подписания межправительственных документов.
1. Интерес Монголии в Республике Корея. Какой же выгоды ждет Монголия от отношений с Южной Кореей?
Во-первых, основываясь на особенностях монгольской внешней политики, в качестве «третьего соседа» можно рассматривать Южную Корею, так как для Монголии с ее географическим положением и историческим опытом важно научиться верно направлять и вовремя ограничивать влияние России и Китая. Чтобы оградить себя от подавляющего экономического и политического влияния Китая и России, Монголии целесообразно воспользоваться помощью Южной Кореи, занять позицию «арбитра» в Северо-Восточной Азии и укрепить свое положение на мировой арене.
Монголия, будучи стратегическим рычагом, осознает ценность отношений с Южной Кореей, поскольку последняя является дружественной для Монголии страной и не несет никакой угрозы ее безопасности. Кроме того, Монголия поддержала ядерное разоружение на Корейском полуострове, на шестисторонней конференции высказала свою позицию в плане решения ядерной угрозы КНДР и поддержала санкции против Тайваня. Монголия демонстрирует стремление стать членом системы безопасности по политике мультилатерализма в Северо-Восточной Азии и намеревается достигнуть региональной стабильности посредством укрепления своей позиции нейтралитета.
Во-вторых, Республика Корея является альтернативным партнером, который может оказать помощь в развитии Монголии. В частности, Монголия, глубоко заинтересованная в опыте экономического развития Республики Корея, пытается найти различные подходы к развитию своей экономики. Благоприятен тот факт, что Монголия после смены государственного строя и открытия внешней политики сразу же наладила дипломатические отношения с Республикой Корея. Южная Корея считается дружественной страной, чья экономическая модель развития могла бы стать основой для развития экономики Монголии. Кроме того, Монголии было бы выгодно выстроить сотрудничество с Ю жной Кореей, используя зарубежные инвестиции и ресурсы для государственного развития, освоения собственных ресурсов и экспорта, активизации сферы туризма и др.
В-третьих, Монголия имеет практическую ценность стратегического рычага с точки зрения геополитического положения Корейского полуострова и враждебных Юга и
Севера. Корейский полуостров сможет стать важным фактором сдерживания силы Китая и России, а выйдя в море, сможет сыграть роль морского плацдарма. Также он будет
представлять ценность как стратегический балансир в Евразии Но хотя Монголия и склоняется больше на сторону Южной Кореи, в отношении Северной Кореи страна придерживается политики равноудаленной дипломатии и преследует цель занять позицию равновесия в конфликтных вопросах.
Монголия в 1986 г. подписала договор с Северной Кореей о сотрудничестве, но в 1995 г., вследствие новой политики реформ и открытости, взаимный договор был аннулирован. В 1999 г. северокорейское посольство в Монголии закрылось, и отношения ухудшились. Однако в 2002 г. министр иностранных дел Северной Кореи Пэк Нам Сун впервые за 14 лет посетил Монголию и положил начало новым отношениям, которые существуют между двумя странами и по сей день. Монголия в процессе перехода от социализма хочет передать полученный опыт Северной Корее. С другой стороны, Монголии целесообразно использовать выгоду от строительства транспортных путей, например, связать между собой железную дорогу Корейского полуострова и Транссибирскую железнодорожную магистраль.
В июле 2007 г. председатель Президиума Верховного Народного Собрания КНДР Ким Ён Нам посетил Монголию и выразил надежду на проведение в Улан-Баторе переговоров на высшем уровне с президентом Намбарын Энхбаяром и международной конференции по вопросам ядерной проблемы Корейского полуострова. В ноябре 2012 г. делегация нового председателя Президиума Верховного Народного Собрания КНДР Чхве Тхэ Бок вновь посетила Монголию. В дальнейшем не раз проходили взаимные визиты высокопоставленных лиц. Монголия придает большое значение ценности стратегического рычага безопасности Северной Кореи.
В-четвертых, Республика Корея может помочь Монголии в создании системы мультилатерализма. Монголия рассматривает эту систему как очень важную для безопасности, стабильности и мира. В последнее время государство начинает предпринимать контрмеры против усиления выхода на свой рынок США, Японии, Китая и России. Монголия убеждена, что Республике Корея необходимо принять участие в процессе создания системы по политике мультилатерализма в Монголии, начавшегося после Шестой конференции ООН. В будущем Монголия и Республика Корея смогут успешно и взаимовыгодно сотрудничать в различных областях. Для этого необходимо рассматривать Южную Корею как партнера, имеющего схожие исторические и социально-культурные ценности
2. Заинтересованность Республики Корея в Монголии. Какую же ценность и перспективу представляет Монголия для Южной Кореи? Монголия - важный партнер в сфере энергетики и минеральных ресурсов, партнер для взаимодополняющего добрососедского сотрудничества, стратегический катализатор налаживания сотрудничества между Югом и Севером, важное звено для установления многостороннего сотрудничества, передовая база для выхода на Евразию.
Во-первых, на территории Монголии Южная Корея занимается освоением полезных ископаемых, сотрудничает в сфере производства комплексного заводского оборудования. Как страна, богатая природными ресурсами, Монголия имеет возможность искать взаимные выгоды в ситуации, когда необходима гарантия крупных инвестиционных ресурсов для развития таких отраслей, как энергетика, транспорт, логистика, производство электроники и др. Сотрудничество и взаимная выгода могут достичь большого масштаба, если связать минеральные ресурсы Монголии, капитал и
технологии Южной Кореи.
Во-вторых, Монголия и Республика Корея имеют расовое, культурное и языковое сходство и могут экономически дополнять друг друга. С марта 1990 г., с момента установления дипломатических отношений, был достигнут видимый прогресс в различных сферах: политике, экономике, культуре. Симпатия между двумя нациями оказывает благоприятное воздействие на развитие отношений. Двадцатилетние контакты изменяли свою форму от «отношений дополняющего взаимного сотрудничества в XXI в.» (1999 г.), к «добрососедским партнерским отношениям» (2006 г.) и до «всеобъемлющего партнерства» (2011 г.) I!2!. В последнее время имеется тенденция расширения двустороннего сотрудничества.
Третий фактор - катализатор налаживания отношений между Севером и Югом. Монголия состоит в дипломатических отношениях и с КНДР, и с Республикой Корея, придает большое значение традиционным дружественным связям с Северной Кореей, а с Южной Кореей твердо придерживается политики утилитаризма - стремления извлекать непосредственную материальную выгоду.
Монголия в процессе экономического развития заинтересована в стабильности и мире в Северо-Восточной Азии и с помощью равновесной дипломатии в отношениях с Югом и
Севером «прощупывает и пытается понять свою дипломатическую роль» Существует стремление активизировать свои возможности стратегического рычага в отношении Севера и Юга. В плане экономического сотрудничества Монголия имеет силы поддержать объединение Северной и Южной Кореи и взять на себя роль катализатора налаживания отношений. Монголия могла бы помочь в решении ядерной проблемы Северной Кореи, поделиться опытом перехода от социализма, предложить политику реформ и открытости. Безусловно, Монголия способна стать партнером Южной Кореи, вносящим вклад в установление стабильности на Корейском полуострове.
В-четвертых, Монголия - важная страна для расширения всестороннего сотрудничества. Она приняла безъядерный статус и еще на шаг приблизилась к тому, чтобы стать дружественной страной и установить мир и стабильность на Корейском полуострове и в Северо-Восточной Азии. Монголия поддерживает идею разоружения Корейского полуострова, и на Шестой конференции ООН предложила решение ядерной проблемы Северной Кореи и поддержала санкции против Тайваня. Страна также дала положительную оценку результатам Шестой конференции и выразила желание принять участие в установлении системы мультилатерализма. Монголия озабочена тем, что будет изолирована, пытаясь стать членом системы мультилатерализма, и, с одной стороны, надеется на вмешательство более сильных государств и повышение своего престижа, а с другой стороны, - увеличивает свою выгоду через сдерживание Китая - России и США -Японии. Для Южной Кореи Монголия является важным дипломатическим объектом в целях установления мирного сотрудничества со странами Северо-Восточной Азии.
И, наконец, Монголия выступает передовой базой для экономического и геополитического выхода на Евразию. Монголия служит важным пунктом транспортных путей и несет в себе дополнительную ценность как передовая база для выхода на рынки России, Китая, Центральной Азии и Дальнего Востока. Исходя из того, что Монголия является важным пунктом для путей транспортного сообщения по азиатскому континенту и стабильной базой снабжения ресурсами, Южная Корея надеется на дальнейшее
развитие двусторонних отношений Конечно, в сравнении с другими странами у
Монголии невысокий товарооборот, поэтому ее важность для Южной Кореи не столь
велика, а в последнее время даже снижается. Однако потенциал будущих монголо-южкорейских отношений высок, и сравнительная дипломатическая значимость возрастет.
3. Общие интересы: преимущество «буферной зоны» и «государства-моста». По аналогии с особенностями монгольской внешней политики выделим и актуальные события монголо-корейских отношений. Приспособление и гибкость в связи с изменением обстановки в Северо-Восточной Азии делает необходимым двустороннее всеобъемлющее сотрудничество. Южная Корея надеется, что Монголия исполнит особую роль, побуждая Северную Корею к проведению политики реформ и открытости. Сама Монголия успешно продвигает эту политику и получает уважение, прежде всего со стороны ООН, за меры по ядерному разоружению ради поддержания всеобщей безопасности.
В отношении геополитики наряду с нестабильной обстановкой в Северо-Восточной Азии Монголия и Южная Корея смогут обрести стратегический баланс и воспользоваться преимуществами своего тандема «буферная зона и государство-мост». В геоэкономическом отношении общие интересы двух стран в области освоения подземных ресурсов и строительства инфраструктуры могут стать отличным фактором для развития экономических отношений; в геостратегическом - одним из эффективных способов выживания после окончания холодной войны является союз передовой и развивающейся страны. Республика Корея и Монголия могут помочь друг другу балансировать в условиях изменения обстановки в Северо-Восточной Азии, находить выходы из разногласий по вопросам внутренней и внешней безопасности и, благодаря дополняющему экономическому сотрудничеству, смогут вносить вклад в процветание обеих стран.
В Северо-Восточной Азии главенствуют четыре страны: Китай, Россия, США и Япония, поэтому для Республики Корея и Монголии существует необходимость в сотрудничестве с целью оказания помощи ради обретения двухсторонней стабильности и мира. Безусловно, Ю жная Корея и Монголия расходятся в отношении приоритетов политического курса и выбора характера взаимоотношений с соседними странами. Южная Корея более заинтересована в союзе с США и придает большое значение сложным отношениям США и Китая, а Монголия на первое место ставит отношения Китай
- Россия. Несмотря на подобные препятствия, обе страны ставят своей целью обретение мира и стабильности во всех сферах и стремятся максимизировать общие государственные интересы.
Учитывая особенности внешней политики Монголии и Республики Корея, а также их внешнеполитические интересы во взаимовыгодном сотрудничестве, в данной исследовательской работе мы приводим возможные шаги для дальнейшего развития двусторонних отношений этих стран. Основными целями внешней политики двух государств, на наш взгляд, должны стать:
- стремление к стратегическому сотрудничеству и дружеским связям Республики Корея и Монголии;
- увеличение поддержки стабильности и мира на Корейском полуострове, внесение вклада в улучшение отношений между Северной и Южной Кореей и в процесс объединения;
- совместное процветание с помощью двустороннего экономического сотрудничества;
- расширение многосторонних общих интересов;
- взаимная помощь в создании системы сотрудничества по вопросам безопасности в Северо-Восточной Азии.
Степень близости отношений двух стран обычно прослеживается в терминологии. Между Республикой Корея и США - это «союзные отношения», с Китаем и Россией у Южной Кореи - отношения «стратегического сотрудничества». После установления дипломатических отношений обычно используется следующая терминология: «конструктивные», «взаимодополняющие», «всесторонние», «всеобъемлющие» и т. п.
С мая 2011 г. официальные отношения между Южной Кореей и Монголией носят характер «всестороннего сотрудничества». Необходимо прилагать усилия с обеих сторон, чтобы перевести их на уровень «стратегического партнерства».
Для реализации второй цели, заключающейся в увеличении вклада в установление мира и стабильности на Корейском полуострове, поддержке процесса объединения, следует учитывать монгольскую политику равновесия в отношениях с Северной и Южной Кореей, поддержку ядерного разоружения Корейского полуострова, важность расширения безъядерной зоны. Важно, чтобы Монголия приняла на себя роль связующего в процессе примирения и становления «Объединенной Кореи».
Третья цель - достижение процветания обеих наций с помощью расширения экономического сотрудничества. В монголо-корейских отношениях существует множество дополняющих экономических факторов. Реальное сотрудничество и взаимная выгода в сфере экономики могут внести большой вклад в развитие отношений двух стран, а также в установление стабильности и мира как в самих государствах, так и в регионе.
Ч е тв е рта я це ль - ра с шире ние о бщих инте ре с ов . П ринима я в о в нима ние э мо циона льно е и историческое сходство между нациями и учитывая важность выстраивания соответствующей дипломатии, необходимо увеличивать двустороннюю выгоду и расширять общие интересы между двумя странами.
И последняя цель - взаимная политическая поддержка в построении системы сотрудничества по вопросам безопасности на Северо-Востоке Азии. Стремление Монголии повысить свою роль и авторитет обсуждались на шестисторонней конференции. Монголия также выразила свое стремление принять активное участие в построении комплексной системы сотрудничества по вопросам безопасности в Северо-Восточной Азии. Многие государства пересмотрели общие интересы с Монголией и начинают активно продвигаться на местных рынках страны, поэтому и Южная Корея рассчитывает на системное сближение с Монголией. Ожидания Ю жной Кореи касаются решения ядерной проблемы КНДР. Важно, чтобы Монголия придерживалась стратегии распространения своего положительного влияния. Двусторонние отношения между Монголией и Южной Кореей были укреплены за короткое время, это можно одновременно рассматривать как еще один шаг на пути к решению ядерной проблемы Северной Кореи. Южной Корее необходимо участвовать в многосторонних взаимовыгодных отношениях и распространять свое влияние на соседние страны.
Таким образом, монгольская внешняя политика формировалась под влиянием следующих факторов: изменение международной обстановки, геополитическая особенность расположения, исторический опыт, лидеры правительства и государственные цели. В частности, большое влияние оказали тесные связи с Восточной Европой и СССР, быстрый переход к капитализму, а затем - сравнительно ранний переход к демократии. Из-за близости столь крупных и влиятельных соседей - России и Китая - дипломатия Монголии, находящейся межу ними, приобрела особую гибкость и приспосабливаемость.
Особенностями дипломатии стали стратегия, нацеленная на собственную выгоду, поиск оптимального баланса, стремление к выходу из изоляции, ядерное разоружение и др. В частности, в международном сообществе подчеркивается важность энергетической безопасности, поэтому стратегическая ценность богатой минеральными ресурсами Монголии все более увеличивается. Кроме того, после мирового экономического кризиса и активизации системы отношений G2 повысилась внутренняя и внешняя значимость Монголии как стратегического балансира. Подтверждением этому является и тот факт, что в последние годы такие крупные страны, как США, Япония, Китай и Россия, все активнее продвигаются на рынке Монголии.
Для Монголии Республика Корея может стать тем самым «третьим соседом», который не будет представлять угрозы для безопасности страны, а также партнером, способным принести большую экономическую выгоду Монголии; например, Южная Корея может поделиться своей моделью экономического развития. Для Южной Кореи Монголия -важный дипломатический объект в сфере энергетической безопасности, а также представляет большую стратегическую ценность как партнер для расширения всестороннего сотрудничества, и как передовая база для выхода на Евразию. Чтобы полностью раскрыть ценность Монголии, важно целеустремленно и дальновидно развивать двусторонние отношения на крепком фундаменте взаимных общих интересов. Для обеих стран важно сохранять преимущества Монголии как стратегической «буферной зоны» и раскрывать роль Южной Кореи как «государства-моста», связующего море и сушу.
Библиография
1. Korea-Mongolia Joint Statement (1991.10.25) / Korea's ODA Brochure. - Seoul, 2016. -P. 206-207.
2. Korea-Mongolia Joint Statement (1999.5.31) / Korea's ODA Brochure. - Seoul, 2016. -P. 208-209.
3. Korea-Mongolia Joint Statement (2001.2.12) / Korea's ODA Brochure. - Seoul, 2016. -P. 210-211.
4. Agreement between the Government of the Republic of Korea and the Government of the Mongolian People's Republic on the Mutual Promotion and Protection of Investment (28.03.1991) // UNCTAD Series on International Investment Policies for Development. - NY, 2010. - 157 p.
5. Korea and Mongolia. Report of the Foreign Investment and Foreign Trade Agency of Mongolia. - Ulaanbaatar, 2011. - P. 2.
6. Statistical Review. Mongolia. 2009-2014. [Статистический сборник Корейской ассоциации международной торговли. 1990-2008]. - Сеул, 2010-2015.
7. Korea-Mongolia Joint Statement (2006.5.9) // Korea's ODA Brochure. - Seoul, 2016. -P. 212-213.
8. Хо Ман Хо. Политические изменения и формирование современного образа правления в Монголии / Ман Хо Хо // Монголоведение. - Сеул, 2016. - C. 213-253.
9. Joint Press Release between the Republic of Korea and the Mongolian People's Republic (2011.3.24) // Korea's ODA Brochure. - Seoul, 2016. - P. 221-223.
10. Campi A. The Revival of Mongolian Nomadism in the 1990's and Its Implications for Mongolia's Future / A. Campi. - Taipei, 2003. - P. 71.
11. Со Донг Чжу. Особенности внешней политики Монголии и план стратегического сотрудничества Монголии и Кореи / Донг Чжу Со // Сино-советские исследования. -Сеул. - № 37(4). - С. 144-146.
12. The Initiative to Implement to the Ulaanbaatar Dialogue on the Northeast Asian Security Was Proposed [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://english.news.mn/content/2013/2014 ЛШ 140392.shtml (дата обращения: 15.11.2019).
13. Sabloff P. Why Mongolia? The Political Culture of an Emerging Democracy / P. Sabloff // Central Asian Survey. - 2002. - Vol. 21, № 1. - P. 23-24.
14. Монгол Улсын статистикийн эмхтгэл. 1990-2015. [Статистический сборник Монголии]. - Улан-Батор. 1991-2016.
15. Базаров В. Б. Монголия в условиях трансформации мировых систем / В. Б. Базаров // Исследования молодых ученых. Всеобщая история. - Улан-Удэ: Изд.-полигр. Комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2007. - Вып. 10. - С. 160-169.
16. Базаров В. Б. Современная внешняя политика Монголии: опыт регионального взаимодействия / В. Б. Базаров // Вестник Бурятского государственного университета. - Улан-Удэ: Изд-во Бур. гос. ун-та, 2007. - Вып. 12. - С. 247-255.
17. Базаров В.Б. «Азиатские тигры» во внешней политике Монголии / В.Б. Базаров, А. Гомбоев // Власть. - 2015. - № 10. - С. 224-227.
18. Базаров В.Б. .«Третий сосед» Монголии во восточноазитском пространстве / В.Б. Базаров // Власть. - 2017. - № 5. - С. 136-140.
19. Базаров В.Б. Восточноазиатское взаимодействие в монгольской контактной зоне в XXI в. / В.Б. Базаров, Ю.Г. Григорьева // Власть. - 2016. - № 11. - С. 205-208.
20. Григорьева Ю.Г. Монголо-корейские отношения в XX в. // Genesis: исторические исследования. - 2018. - № 12. - С.24-31.
21. Григорьева Ю.Г. Экономическое сотрудничество между Республикой Корея и Монголией: современное состояние и перспективы // Мировая политика. — 2018. -№ 1. - С.13-23.
22. Лиштованный Е.И. Россия - Республика Корея - Монголия: к возможности активизации отношений / Е.И. Лиштованный // Российско-корейские отношения: история и право.-Сеул: Корейский университет, 2016. - С. 156-164.
23. Балдоо Б. Монгол гадаад харилцаа ХХ зууны эхэн ба тегсгел Yе / Б. Балдоо. -Улаанбаатар, 2003. - 258 х.
24. Dorjsuren N. North Korea in Mongolian Foreign Affairs / N. Dorjsuren // KINU. - Seoul, 2012. - P. 36-42.
25. Tumurchuluun G. Mongolia's Foreign Policy Revisited: it's Relations with Russia and China in the 1990s / G. Tumurchuluun // The Mongolian Journal of International Affairs. -1995. - № 2. - P. 12-33.
26. Battur J. A Glimpse into the History of the Mongolian-Korean Relations in the XX Century / J. Battur // Fourth World Korean Studies Conference. - Seoul, 2008. - P. 1026.
27. Khariltsaa G. The Joint Communiqué of Mongolia and Republic of Korea / G. Khariltsaa // Foreign Relations. - 2011. - № 10. - P. 75.
28. Гу Хэ У. Исследование современных дипломатических отношений Монголии и Северной Кореи и их изменения; исторический взгляд / Хэ У Гу.// Монголоведение. - Сеул, 2010. - № 28. - C. 133-154.
29. Канг Мёнг Гу, Чху Вон Со. Состояние экономического сотрудничества между Южной Кореей и Монголией: долгосрочное видение и стратегия / Мёнг Гу Кан, Вон Со Чху. // Корейско-сибирские исследования. - Сеул, 2012. - № 16(2). - C. 186-228.
30. Пак Хо Ёнг. Инчжокчжабон пумунэ тэхан хангукгва монголэ кёнчжэхёпрёкпанан
ёнгу [Исследование экономического сотрудничества между Южной Кореей и Монголией в области человеческого капитала] / Хо Ёнг Пак. // Китайско-советские исследования. - Сеул, 2013. - № 34. - С. 341-373.
31. Пак Чжи Вон. Монголкёнчжээ тэуэичжонсонгва хангукгваэ чжоннякчжок
хёпрёкпанан [Внешнеэкономическая зависимость Монголии и её стратегическое сотрудничество с Республикой Корея] / Чжи Вон Пак // Корееведение. - Сеул, 2012. - № 3. - С. 317-348.