Научная статья на тему 'Экономическое сотрудничество между Республикой Корея и Монголией: современное состояние и перспективы'

Экономическое сотрудничество между Республикой Корея и Монголией: современное состояние и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC
141
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая политика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОНГОЛИЯ / РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ / ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / МОНГОЛО-ЮЖНОКОРЕЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРЯМЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / ЭКОНОМИКА / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Григорьева Юлия Геннадьевна

Предметом данного исследования являются основные направления торгово-экономического сотрудничества Республики Корея и Монголии на современном этапе. Цель работы состоит в создании картины торгово-экономического взаимодействия Монголии и Республики Корея на современном этапе. Автором охарактеризованы торгово-экономические отношения Монголии и Республики Корея, определена роль инвестиций Республики Корея в процессе развития двустороннего сотрудничества и раскрыты основные проблемы южнокорейских компаний в реализации инвестиционных проектов в Монголии. В статье рассматриваются и анализируются итоги экономического сотрудничества между Республикой Корея и Монголией за последние 25 лет и предлагаются мероприятия по расширению экономического сотрудничества в будущем. Методологическую основу диссертации составили общенаучные и специальные методы исследования: сравнительно-исторический анализ позволил ознакомиться с состоянием проблемы по материалам разных источников; статистический метод дал возможность проследить количественные изменения в торгово-экономической сфере системы двусторонних отношений Монголии и Республики Корея; логический метод позволил выявить проблемы и тенденции в изучении монголо-южнокорейских инвестиционных отношений. Научная новизна исследования определяется малой разработанностью данной проблемы, в которой выявлены тенденции развития торгового оборота между Монголией и Республикой Корея в исследуемый период. Автор приходит к заключению, что на фоне активного сотрудничества Монголии и Республики Корея в политической, социокультурной сфере экономические отношения отстают в своем развитии. Торговые связи между Монголией и Республикой Корея отражают положительную динамику с глубокими падениями и взлетами с тенденцией на снижение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическое сотрудничество между Республикой Корея и Монголией: современное состояние и перспективы»

Экономическое сотрудничество между Республикой Корея и Монголией: современное состояние и перспективы

Григорьева Юлия Геннадьевна

кандидат исторических наук

младший научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИМБТ

670002, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Буйко, 20а И grigoreva-yulia23@mail.ru

Статья из рубрики "Международные экономические отношения"

Аннотация. Предметом данного исследования являются основные направления торгово-экономического сотрудничества Республики Корея и Монголии на современном этапе. Цель работы состоит в создании картины торгово-экономического взаимодействия Монголии и Республики Корея на современном этапе. Автором охарактеризованы торгово-экономические отношения Монголии и Республики Корея, определена роль инвестиций Республики Корея в процессе развития двустороннего сотрудничества и раскрыты основные проблемы южнокорейских компаний в реализации инвестиционных проектов в Монголии. В статье рассматриваются и анализируются итоги экономического сотрудничества между Республикой Корея и Монголией за последние 25 лет и предлагаются мероприятия по расширению экономического сотрудничества в будущем. Методологическую основу диссертации составили общенаучные испециальные методы исследования: сравнительно-исторический анализ позволил ознакомиться с состоянием проблемы по материалам разных источников; статистический метод дал возможность проследить количественныеизменения в торгово-экономической сфере системы двусторонних отношений Монголии и Республики Корея; логический метод позволил выявить проблемы и тенденции визучении монголо-южнокорейских инвестиционных отношений. Научная новизна исследования определяется малой разработанностью данной проблемы, в которой выявлены тенденции развития торгового оборота между Монголией и Республикой Корея в исследуемый период. Автор приходит к заключению, что на фоне активного сотрудничества Монголии и Республики Корея в политической, социокультурной сфере экономические отношения отстают в своем развитии. Торговые связи между Монголией и Республикой Корея отражают положительную динамику с глубокими падениями и взлетами с тенденцией на снижение.

Ключевые слова: Монголия, Республика монголо-южнокорейские отношения, прямые сотрудничество, экспорт, импорт, экономика,

DOI: 10.25136/2409-8671.2018.1.24461

Дата направления в редакцию: 19-10-2017

Дата рецензирования: 19-10-2017

Корея, торгово-экономические отношения, зарубежные инвестиции, инвестиционное в не шня я то рг о в ля

Дата публикации: 13-02-2018

Начиная с 1990 года Монголия переживала трансформационный спад, последовавший за переходом к рыночной экономике после распада Советского Союза. Однако уже в 1994 г. Монголия восстановила положительные темпы экономического роста, успешно преодолев большинство унаследованных от социалистической системы проблем, а с середины 2000-х гг. начала показывать высокие темпы роста экономики. В то же время значительно вырос объем внешней торговли, и Монголия достигла профицита сальдо платежного баланса по текущим операциям. Этому способствовал быстрый рост цен на полезные ископаемые, такие как медь, золото и уголь, являющиеся основными статьями экспорта Монголии.

Макроэкономические показатели Монголии, такие как экономический рост, инфляция, занятость и баланс внешней торговли, находятся на удовлетворительном уровне по сравнению с другими странами с переходной экономикой, расположенными в Средней Азии и Восточной Европе.

После Олимпийских игр в Сеуле в 1988 г. правительство Республики Корея провозглашает «Северную политику», направленную на улучшение экономических и политических связей с бывшими социалистическими странами, такими как Россия, Китай, Содружество Независимых Государств (СНГ) и Монголия. Южная Корея бедна природными ресурсами, в то время как в большинстве северных стран сосредоточены значительные запасы природных ископаемых, в частности нефть, уголь, медь и другие. По этой причине сотрудничество с данными странами является крайне важным для роста экономики Республики Корея в долгосрочной перспективе. Экономическое сотрудничество между Южной Кореей и Монголией вполне способно стать особенно значимым и взаимовыгодным, поскольку эти страны обладают взаимодополняющей структурой промышленности, а также общими историческими и культурными связями.

Таблица 1

Баланс внешней торговли Республики Корея с Монголией (1990-2016 гг.)*

Год Экспорт Импорт Торговый баланс

1990 515 2,191 2,706

1992 8,795 1,810 10,605

1994 18,700 4,844 23,544

1996 26,017 2,064 28,081

1998 39,195 5,180 44,375

2000 54,672 2,077 56,749

2002 87,228 5,716 92,944

2004 75,320 4,594 79,914

2006 110,306 6,44 116,746

2008 238,231 31,150 269,381

2010 191,631 38,839 230,47

2012 433,457 53,598 487,055

2014 346,808 23,585 370,393

2016 208,710 10,355 219, 065

Источник: Монгольская статистическая информационная служба

(http://www.1212.mn/ stat.aspx?LIST_ID=976_L14#)

Объем торговли между Южной Кореей и Монголией вырос практически в 100 раз: с 2,7 миллионов долларов в 1990 г. до 269 миллионов долларов в 2008 г. (см. табл. 1). В 2009

г., однако, наблюдалось сокращение объема торговли на 30%, основной причиной этого стал экономический спад, последовавший за глобальным финансовым кризисом 2008 года. Когда в 1990 г. Монголия начала переход к рыночной экономике, она столкнулась с серьезным трансформационным спадом, который привел к значительному сокращению основных направлений экономической деятельности, в том числе и международной торговли. С середины 1990-х гг. темпы экономического роста начали восстанавливаться и достигли высоких показателей. В частности, высокие темпы роста объема торговли между двумя странами, наблюдаемые с середины 2000-х гг., свидетельствуют о том, что экономические отношения между странами становятся более тесными и экономическое сотрудничество приобретает все большее значение как для Республики Корея, так и для Монголии (см. табл. 1).

Основной причиной быстрого роста объема южнокорейского экспорта в Монголию начиная с 2006 г., за исключением 2009 г., стало увеличение покупательной способности населения вследствие высоких темпов роста экономики Монголии, которые

составляют от 9 до 10% в год Еще одним фактором можно считать стимулирование спроса на импортную продукцию в Монголии посредством увеличения прямых инвестиций со стороны Кореи. Хотя в 2007 г. наблюдался резкий рост объема импорта Кореи из Монголии, баланс торговли товарами между этими странами неблагоприятен для Монголии, дефицит торгового баланса которой в 2008 г. превысил 200 миллионов долларов. ^

В 2008 г. Южная Корея занимала второе место по экспорту и стала третьим по значимости партнером Монголии по импорту после России и Китая. Таким образом, в настоящее время Корея является одним из важнейших торговых партнеров Монголии, что означает постепенный рост зависимости Монголии от южнокорейской экономики.

До перехода к рыночной экономике в 1990 г. Монголия была практически полностью зависима от стран-участниц Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), возглавляемого Советским Союзом. Большая часть полуфабрикатов, необходимых для развития промышленности, а также потребительских товаров, включая электроэнергию, импортировалась из стран СЭВ; основные экспортные товары Монголии (медь и кашемир) также вывозились в эти страны. Торговая зависимость Монголии от России (на которую

фактически приходился весь объем ее торговли с СНГ) в 1990 г. составляла 78%.

Объем экспорта Монголии в Китай постепенно рос начиная с конца 1990-х гг., и в 2007 г. зависимость страны от экспорта в Китай составила 74%. [4, Сш 348] Фактически большая часть меди, угля, сырой нефти и других природных ресурсов, добываемых в Монголии, экспортируется в Китай ввиду огромного спроса на природные ископаемые, спровоцированного быстрыми темпами роста китайской экономики. После распада Советского Союза Китай абсолютно естественно занял место основного торгового партнера Монголии вместо СССР, поскольку страны имели общую границу. С другой стороны, импорт Монголии относительно диверсифицирован между основными торговыми партнерами, такими как Россия, Китай, Республика Корея, ЕС, Канада и Япония.

Значительная степень торговой зависимости от конкретных стран может привести к неустойчивой позиции монгольской экономики, как показал пример некоторых стран СНГ. [2, Сш 226] Внешняя торговля Монголии в значительной степени зависит от Китая и России, что делает необходимым поиск в будущем новых торговых партнеров, таких как Республика Корея, Япония, США и ряд других стран.

Таблица 2

Состояние экспорта и импорта товаров Республики Корея в Монголию (на

основании данных 2014 г.)

Экспорт Импорт

Товары Сумма % Товары Сумма %

1 Грузовые автомобили 26,933 7,77 Ме тал л ич е с кие ма те р иа л ы 11,674 49,50

2 Дизель 18,733 5,40 Не ме та л л ич е с кие минералы 5,46 23,15

3 Строительная техника 16,422 4,74 Ба тар е и 1,973 8,37

4 Смазочные материалы 16,207 4,67 Ме тал л ич е с кие слитки и ме тал л о л о м 1,359 5,76

5 Стальные конструкции 14,941 4,31 Природное текстильное сырье 349 1,48

6 Легковые автомобили 11,820 3,41 Мясо и пищевые мясные субпродукты 218 0,92

8 Бытовая химия, косметика 10,281 2,80 Товары растительного происхождения 132 0,56

9 Литейные формы 7,747 2,34

10 Лакокрасочные ма те риа лы 6,995 2,02 Текстильные изделия 102 0,43

Итого 130,803 40,31 Итого 23,583 95,75

Общий объем экспорта 346,808 100,00 Общий объем импорта 23,585 100,00

Источник: Statistical Review. South Korea Import. 2014 (Стат. обзор. Импорт Южной Кореи). (http://www.tradingeconomics.com/south-korea/exports)

В 1990-е гг. Южная Корея в основном экспортировала автомобили, медицинское оборудование, компьютеры, текстильные изделия и т. п., а импортировала различные минеральные ресурсы. Данная товарная структура все еще актуальна и не имеет тенденций к изменению. В 2014 г. основную долю экспорта Южной Кореи в Монголию составляли капиталоемкие промышленные товары, такие как грузовые автомобили (7,7%), дизели (5,4%), строительная техника (4,74%), смазочные материалы (4,67%), стальные конструкции (4,31%), автомобили (3,41%) и т. п. Главными статьями импорта выступают сырье и трудоемкая промышленная продукция: металлические минералы, в частности молибден (49,5%), флюорит (23,15%), и неметаллические минералы, а также элементы питания (батареи) (8,37%), медь и металлолом (5,76%), трикотажная одежда (4,81%) и т. д. (см. табл. 2).

Прямые инвестиции. Монголия установила официальные дипломатические отношения с Южной Кореей в марте 1990 г., однако официально инвестирование Южной Кореи в Монголию началось в 1994 г. Основой двустороннего сотрудничества в инвестиционной

сфере стало Соглашение между правительством Республики Корея и правительством Монгольской Народной Республики об инвестиционном сотрудничестве, подписанное 28 марта 1991 г. в Сеуле. Согласно документу, «обе стороны намереваются поощрять и создавать благоприятные условия для инвестиций со стороны инвесторов одного государства на территории другого государства на основе равенства и взаимной выгоды». [6] Это соглашение стало отправной точкой в становлении Республики Корея как одного из крупнейших инвесторов Монголии, а также способствовало стимулированию и активизации двусторонних отношений на долгие годы. За 23 года, начиная с 1994 г., сумма заявленных прямых инвестиций в Монголию, по данным источников, увеличилась с 1,457 до 877,578 миллионов долларов. Объем прямых инвестиций Республики Корея значительно сократился в 1997 г. ввиду азиатского финансового кризиса. Однако показатель по инвестициям вскоре вернулся на прежний уровень и в 2005 г. превысил 14 миллионов долларов. Начиная с середины 2000-х гг. поток прямых инвестиций со стороны Южной Кореи резко возрос, в результате чего объем инвестиций в 2008 г. более чем в 2 раза превысил показатели 2007 г. В 2014 году падение объема инвестиционного потока по сравнению с предыдущим годом составило 30%. В последние годы сохраняется тенденция понижения объема инвестирования Республикой Корея в экономику Монголии (см. табл. 3).

Таблица 3

Поступление прямых инвестиций Южной Кореи в Монголию (1994-2017 гг., в тыс.

долларов)

Год Кол-во заявок Кол-во новых предприятий Объявленная с то имос ть Кол-ва перечислений Сумма инвестиций

1994-1999 25 14 13,647 21 9,002

2000 13 7 5,457 15 2,584

2001 9 5 4,552 14 2,634

2002 13 5 5,715 13 2,884

2003 11 8 4,567 19 1,337

2004 29 18 7,931 48 3,485

2005 54 25 14,226 104 6,705

2006 53 26 44,129 119 19,703

2007 105 55 50,731 179 44,433

2008 196 79 165,201 262 60,629

2009 115 46 123,017 204 28,285

2010 115 45 58,447 162 27,185

2011 136 53 59,987 172 44,123

2012 136 46 96,591 187 55,979

2013 121 34 61,249 168 49,336

2014 111 46 43,402 145 32,100

2015 114 32 83,475 136 39,337

2016 71 14 30,922 97 10,848

2017 30 13 4,331 43 3,985

Источник: Экспортно-импортный банк Республики Корея (https://www.koreaexim.go.kr/ site/main/index001)

Начиная с 2005 года объем прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ) в Монголию резко возрос (см. табл. 3), что во многом объясняется увеличением числа крупномасштабных

проектов по разработке месторождений в горнодобывающей промышленности Монголии. В результате с 2005 по 2008 г. на приток ПЗИ приходится более чем 70% полученных Монголией инвестиций до конца 2008 г. На долю Китая приходится более 50% ПЗИ в Монголию, а Корея по этому показателю занимает третье место (см. рис. 1). Если рассматривать ПЗИ в отраслевом разрезе, то подавляющая часть инвестиций сосредоточена в горнодобывающей промышленности - 28%. В оптовую и розничную торговлю было направлено 18,7% инвестиций, а в строительную отрасль - 12,8%.(см. табл. 3)

Таким образом, основной движущей силой экономического развития Монголии выступают иностранные инвестиции в горнодобывающую промышленность, поскольку Монголия является одной из 10 самых обеспеченных ресурсами стран мира, прежде

всего это уголь, медь, молибденит, плавиковый шпат и золото.-11-Таблица 4

Прямые зарубежные инвестиции по отраслям промышленности (1994-2017 гг., в

тыс. долларов)

Отрасль Кол-во заявок Кол-во новых предприятий Принята я сумма Количество денежных переводов Инвестируемая сумма

Общая 1,457 571 877,578 2,108 444,572

Сельское, рыбное и лесное хозяйство 54 15 9,512 78 4,925

Добыча полезных ископаемых 263 48 299,437 426 121,895

Производство 155 87 63,814 210 22,719

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 13 6 6,160 24 1,395

Строительство 169 76 96,343 236 56,966

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оптовая и розничная торговля 325 141 137,424 400 76,241

Транспорт 47 16 18,440 66 14,086

Финансовая и страховая деятельность 15 8 2,234 17 1,965

Операции с недвижимым имуществом, аренда и лизинг 141 44 100,276 239 52,226

Профессиональная, научная и техническая деятельность 88 43 22,361 90 17,465

Издательство, СМИ и информационные услуги 52 19 43,409 59 27,633

Образование 6 4 370 6 370

Искусство, развлечения и отдых 6 5 1,520 40 750

Источник: Экспортно-импортный банк Республики Корея (https://www.koreaexim.go.kr/ site/main/index001)

В 1990-е гг. инвестиции со стороны южнокорейских компаний в основном были направлены в оптовую и розничную торговлю, гостиничный и ресторанный бизнес, но с 2000-х гг. инвестиции стали расширяться в другие секторы экономики, такие как операции с недвижимостью, имуществом, аренда и лизинг, издательство литературы, видеосъемка, недвижимость, добыча полезных ископаемых и т. д. В частности, с 2008 года в инвестициях в горнодобывающую отрасль наметилась тенденция быстрого роста. Кроме того, одной из особенностей развития инвестиционной деятельности за последние несколько лет между двумя странами стало увеличение инвестирования в строительную отрасль, а также начало стабильно развиваться инвестирование в малое производство и сельское хозяйство.

Около одной трети всех прямых зарубежных инвестиций направляется в горнодобывающую промышленность, которая является наиболее перспективной отраслью экономики Монголии. Далее следуют оптовая и розничная торговля и недвижимость. Инвестиции в оптовую и розничную торговлю и недвижимость поступают в основном со стороны частных лиц, а также малых и средних компаний, в то время как лидерами по инвестициям в информационное обеспечение и информационные услуги являются крупные компании. В последнее время значительные объемы инвестиций направляются в издательское дело, теле- и радиовещание, а также технологии связей с общественностью, которые тесно связаны с волной популярности Южной Кореи в Монголии (см. табл. 4).

На прямые инвестиции со стороны малых и средних компаний приходится около 60%, в то время как с 2005 г. значительно возрос объем инвестиций со стороны крупных компаний. Инвестиции в смешанные компании составляют только 35% всех инвестиций в местные дочерние компании, большинство из которых принадлежит к секторам информационного обеспечения и разработки природных ископаемых, что объясняется оптимизацией взаимодействия с государственным регулированием Монголии.!"7, Сш 89-90-1 Основной целью прямых инвестиций Кореи в Монголию является получение доли на рынке, разработка природных ресурсов и продвижение экспортной продукции.

Меры по развитию экономического сотрудничества

1. Соглашение о свободной торговле. Начиная с 1990-х г. соглашения о свободной торговле стали главной тенденцией развития мировой торговли. Такие соглашения необходимы для расширения экспортных рынков, обновления структуры промышленности, создания развитой системы торговли и установления дружеских отношений со странами - торговыми партнерами.

Республика Корея предпринимала попытки подписать соглашения с основными торговыми партнерами, такими как США, ЕС, Китай, Япония и АСЕАН. Первое соглашение о свободной торговле Южная Корея ратифицировала с Чили в 2004 г., за ним последовали соглашения с Сингапуром, ЕАСТ, АСЕАН и соглашение о всестороннем экономическом сотрудничестве с Индией. Все еще не ратифицированы соглашения о свободной торговле с ЕС, идут переговоры по соглашениям с Японией, Мексика,

Индонезия, Израиль.

Монголия первой из стран с переходной экономикой присоединилась к Всемирной торговой организации в 1997 г., что продемонстрировало стремление страны открыть свою экономику и компенсировать недостатки ее внутриконтинентального расположения. Монголия до недавнего времени являлась единственной страной ВТО, не подписавшей ни одного соглашения о свободной торговле. Лишь в 2016 г. Монголия и Япония подписали договор о двусторонней свободной торговле. Монголия вела переговоры по соглашениям о свободной торговле с Республикой Корея, Японией, Россией, Китаем и США.

Соглашение о свободной торговле между Южной Кореей и Монголией было бы выгодно обеим сторонам. Республика Корея бедна природными ресурсами, такими как нефть, уголь, медь и другие, но при этом входит в число 10 крупнейших стран мира по потреблению энергии. Южная Корея обладает сравнительными преимуществами в промышленности и машиностроении, капитальных вложениях и высоких технологиях. С другой стороны, Монголия богата природными ископаемыми, но испытывает потребность в технологиях и капитальных инвестициях.

Это говорит о том, что данные страны обладают взаимодополняющей промышленной структурой, - в таком случае подписание и ратификация соглашения о свободной торговле приведет к возникновению значительного синергетического эффекта. Монголия также может стать для Республики Корея плацдармом, открывающим путь к проникновению на огромные рынки Китая и России. Ожидаемое в ближайшее время ускорение темпов роста экономики Монголии ввиду развития основных месторождений приведет к появлению масштабного спроса на импортную продукцию, что откроет для южнокорейских компаний возможности по наращиванию экспорта в Монголию.

В случае подписания и ратификации соглашения о свободной торговле между двумя странами, может быть достигнут значительный рост торгового оборота благодаря эффекту от создания торговых связей. Кроме того, соглашение о свободной торговле может способствовать сокращению хронического дефицита торгового баланса со стороны Монголии. Средний размер таможенной пошлины на монгольские товары, ввозимые в Республику Корея, составляет 10%, это выше, чем ставка со стороны

Монголии, составляющая 5%.[11] Таким образом, соглашение о свободной торговле будет способствовать снижению таможенного тарифа в Южной Корее, что приведет к значительному росту импорта из Монголии. Кроме того, благодаря такому соглашению возрастет мобильность ресурсов, рабочей силы, капитала и услуг.

2. Сотрудничество в области инвестиций и технологий. Республика Корея обладает сравнительным преимуществом в области капиталовложений и высоких технологий, таких как проектирование и строительство гражданских объектов, информационное обеспечение, разработка источников грунтовых вод и сельскохозяйственные технологии. Монголия заинтересована в присоединении Республики Корея к развитию свободных экономических зон, таких как Замын Ууд на границе с Китаем и Алтанбулаг рядом с российской границей. Монголия также заинтересована в участии Южной Кореи в создании объектов социальной инфраструктуры, таких как железные дороги, скоростные магистрали и возобновляемые энергетические системы. В 2008 г. Монголия находилась на втором месте в списке Корейского агентства международного сотрудничества (К01СА) после Камбоджи.

3. Сотрудничество в сфере туризма. В 21 в. туризм является одной из отраслей с

самой высокой добавленной стоимостью. Монголия обладает экологически чистой окружающей средой и богата природными туристическими достопримечательностями. Однако для придания этим туристическим ресурсам рыночной ценности требуется значительный объем инвестиций. Для развития в Монголии туристических маршрутов и пользующихся спросом туристических достопримечательностей требуется всестороннее сотрудничество между двумя странами в сфере культурного, исторического и познавательного туризма, а также экотуризма. Такой вариант туризма можно будет противопоставить массовому туризму, популярному в Китае и Южной Корее. Данное направление развития туризма также важно для сохранения природы страны.

Ежегодно более 10 миллионов корейцев выезжают за границу, однако только 0,5% из

них посещают Монголию.-3- Ожидается, что к 2020 г. число зарубежных туристов из Кореи достигнет 20 миллионов человек. В 2020 г. будет отмечаться тридцатая годовщина установления дипломатических отношений между Кореей и Монголией. Если это событие получит широкое освещение, число корейских туристов, приезжающих в Монголию, может значительно возрасти.

4. Обмен опытом экономического развития. Для развивающихся стран исключительно важно приобщиться к опыту Южной Кореи в сфере экономического и социального развития, это поможет снизить издержки, связанные с решением проблем, которые возникают на разных этапах развития. В 2004 г. Министерство финансов и экономики Республики Корея запустило «Программу обмена знаниями» (^Р) с целью передать опыт

быстрого экономического роста странам-партнерам.-10^ Данная программа помогает другим странам развивать свой экономический потенциал, используя опыт быстрого роста корейской экономики за последние пятьдесят лет. В рамках программы представители государственной власти, ученые и специалисты в области экономики из Южной Кореи и других стран получили возможность обмениваться опытом и совместно анализировать стратегии развития. Уникальной особенностью программы является то, что развивающиеся страны могут перенять опыт у государственных деятелей, непосредственно внесших вклад в быстрое развитие корейской экономики.

Однако программа нуждается в дальнейшей доработке, чтобы обеспечивать развивающимся странам более систематическую поддержку, отвечающую экономическим и социальным условиям конкретной страны. Для Монголии, в первую очередь, могут быть необходимы консультации в области создания государственно-общественных объединений, методики оценивая крупномасштабных проектов (например, разработки месторождений), обновления банковской системы и внедрения системы страхования вкладов.

Заключительные замечания. «Северная политика» была принята правительством Республики Корея после Олимпийских игр в Сеуле в 1988 г. с целью укрепить экономические и дипломатические отношения с бывшими социалистическими странами, в частности с Россией, Китаем, СН Г, Монголией. Однако основное внимание уделялось так называемым крупным странам, таким как Россия и Китай, а также странам, богатым природными ресурсами, например Казахстану и Узбекистану. В результате объем торговли и прямых инвестиций между Кореей и Монголией демонстрировал лишь незначительный прирост, что не оправдывает ожиданий правительства. Сегодня торговые связи между Монголией и Республикой Корея отражают положительную динамику с глубокими падениями и взлетами с тенденцией на снижение.

Для расширения экономического сотрудничества между двумя странами можно предложить следующие меры.

Во-первых, настоятельно рекомендуется провести предварительное проектное исследование для разработки соглашения о свободной торговле. Поскольку структуры промышленности двух стран дополняют друг друга, объем торговли можно увеличить путем создания эффекта налаживания торговых связей. Кроме того, соглашение о свободной торговле может помочь облегчить бремя хронического дефицита торгового баланса Монголии.

Во-вторых, более тесное сотрудничество является ключевым фактором для притока прямых инвестиций и предоставления технологической поддержки Монголии. До настоящего времени южнокорейские прямые инвестиции производились относительно небольшими и средними компаниями. Однако следует продвигать и более крупномасштабные проекты, такие как разработка месторождений полезных ископаемых, строительство железных дорог и магистралей, а также возобновляемых энергетических систем. Необходим постоянный приток технологий для проектирования и строительства гражданских объектов, разработки источников грунтовых вод и развития сельского хозяйства.

В-третьих, для решения наиболее острых проблем развития Монголии Южной Корее следует передать ей свой опыт быстрого развития экономики, накопленный за последние пятьдесят лет. Представители государственной власти, ученые и эксперты в области экономики могут приехать в Корею, чтобы перенять личный опыт корейских государственных деятелей, внесших вклад в развитие страны.

Республика Корея становится одной из 10 крупнейших экономических держав мира, она была избрана сопредседателем на саммит G20, который состоится в Сеуле в 2010 году. Это свидетельствует о возросшей роли Кореи в развитии международного сотрудничества и создании «Новой азиатской эпохи». Экономическое сотрудничество с Монголией может стать частью исполнения обязательств в рамках ответственности, возложенной на Республику Корея международным сообществом.

Библиография

1. Базаров В.Б., Григорьева Ю.Г. Динамика монголо-корейской внешней торговли / В.Б. Базаров, Ю.Г. Григорьева // Власть. - 2015. - № 8. - С. 123.

2. Ли Чжэ Ёнг, Чже Сонг Хун, Ким Хонг Чжин, Гантумур М. Хангукгиопэ чжинчхуль хвактэпанан [Инвестиционная среда Монголия и методы привлечения южнокорейских компаний] / Чжэ Ёнг Ли, Хун Чже Сонг, Хонг Чжин Ким, М. Гантумур. - Сеул: KIEP, 2012. - C. 225-227.

3. Монгол Улсын статистикийн эмхтгэл. 1990-2016 [Стат. сб. Монголии]. - Улан-Батор.

4. Пак Чжи Вон. Монголкёнчжээ тэуэичжонсонгва хангукгваэ чжоннякчжок хёпрёкпанан [Внешнеэкономическая зависимость Монголии и её стратегическое сотрудничество с Республикой Корея] / Чжи Вон Пак // Корейско-сибирские исследования. - Сеул, 2012. - № 3. - C. 348.

5. The Export-Import Bank of Korea [Экспортно-импортный банк Республики Корея]. -Режим доступа:https://www.koreaexim.go.kr/ site/main/index001 (30.09.2017)

6. Agreement between the Government of the Republic of Korea and the Government of the Mongolian People's Republic on the Mutual Promotion and Protection of Investment 28.03.1991// UNCTAD Series on International Investment Policies for Development. -New York, 2010. - 157 p.

7. Foreign Investment. Annual Report 2015. (Иностранные инвестиции. Ежегодный отчет

2015 г.). - Сеул, 2015. - C. 89-90.

8. Joint Press Release between the Republic of Korea and the Mongolian People's Republic (2015.12.16) // Korea's ODA bulletin. - Seoul, 2016. - P. 233.

9. Iradian G. Rapid Growth in Transition Economies / G. Iradian // IMF Working Paper. -Washington: International Monetary Fund, 2007. - P. 34.

10. Korea's Knowledge Sharing Program (KSP) [Корейская программа обмена знаниями]. - Режим доступа: https://siteresources.worldbank.org/ECAEXT/ Resources/258598-1344354370818/KSP_Intro_by_JS_Jun28_ver2.pdf (15.10.2017)

11. Statistical Review. South Korea Import. 2014 (Стат. обзор. Импорт Южной Кореи). -Режим доступа: http://www.tradingeconomics.com/south-korea/exports (01.10.2017)

12. World Trade Statistical Review (Статистический обзор международной торговли). 1993-2015: Всемирная торговая организация. - Женева, 1994-2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.