УДК 94(510).093
Ж.В. Петрунина
ЭВОЛЮЦИЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ КИТАЕМ И ЮЖНОЙ КОРЕЕЙ НА РУБЕЖЕ ХХ-ХХ1 ВЕКОВ
Проанализировано развитие политического и экономического сотрудничества между Китайской Народной Республикой и Республикой Корея на рубеже ХХ-ХХ1 веков. Выявлены приоритетные направления сотрудничества и проблемы взаимодействия между странами на современном этапе.
Китай, Южная Корея, политическое сотрудничество, экономическое взаимодействие.
С начала 1980-х годов во внешней политике Китайской Народной Республики (КНР) значительное место стало отводиться вопросам развития отношений со странами Северо-Восточной Азии (СВА), что, наряду с внутригосударственными изменениями, явилось следствием кардинальных перемен на международной арене: СССР столкнулся с рядом трудностей политического и экономического характера во внутренней и внешней политике; наметилась тенденция к падению интереса США к поддержанию курса «стратегического партнерства» с Китаем; китайское руководство заинтересовано было обеспечить мирное окружение в период проведения модернизации страны. В свою очередь Сеулом был предложен трехэтапный план развития китайско-южнокорейских отношений, который включил расширение спортивного сотрудничества, увеличение торгово-экономических связей и установление дипломатических отношений. В январе 1985 года при Министерстве иностранных дел Республики Корея (РК) была создана специализированная рабочая группа по вопросам КНР, а в Сянган (Гонконг) направлен генеральный консул в ранге чрезвычайного и полномочного посла, основная задача которого заключалась в активизации политического диалога с Китаем \ Китайское руководство положительно оценило инициативу южнокорейской стороны. В 1988 году КНР приняла участие в Олимпийских играх в Сеуле. В 1980-х годах между странами была заложена прочная база для укрепления контактов в торгово-экономической области. Получили развитие совместные проекты на уровне среднего бизнеса. Торговые операции проводились через Гонконг, Макао, Сингапур, японские порты. В 1988 году в Сеуле начал работу корейско-китайский совет по экономическим отношениям. В 19881989 годах было одобрено 11 совместных проектов на сумму в 13,8 миллиона
1 Осадчий М. Генезис китайско-южнокорейских отношений во второй половине ХХ в. ЦЖЬ : http://evolutю.mfo/mdex.php?optюn=com_content&task=view&id=771&ÏÏemid=113 (дата обращения:
10.02.2012).
долларов 2. Двадцатого октября 1990 года было заключено китайско-южнокорейское соглашение об обмене торговыми представительствами, а 2 мая 1992 года стороны оформили договоренность «О взаимном поощрении и защите инвестиций». Все это способствовало расширению диалога в дипломатической сфере.
В начале 1990-х годов Республика Корея значительно укрепила свое положение на международной арене. Семнадцатого сентября 1991 года Южная Корея одновременно с Северной Кореей была принята в Организацию Объединенных Наций (ООН). В рамках работы 46-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (октябрь 1991 г.) состоялись первые переговоры между министрами иностранных дел Китайской Народной Республики и Республики Корея. Двадцать четвертого августа 1992 года министр иностранных дел КНР Цянь Цичэнь и министр иностранных дел Республики Корея Ли Сан Ок подписали совместное коммюнике об установлении дипломатических отношений между своими странами, а также об обмене дипломатическими представительствами на уровне посольств. Обе стороны заявили о стремлении развивать долгосрочные отношения добрососедского сотрудничества на основе принципов взаимного уважения, суверенитета и территориальной целостности. Правительство Республики Корея заявило о своем признании правительства КНР единственным правительством Китая. Существенным фактом, способствующим установлению дипломатических отношений между сторонами, стало признание южнокорейским руководством острова Тайвань частью Китая.
Отношения между Китаем и Южной Кореей прошли путь от «дружбы и совместных отношений» (1992 г.) к «полномасштабному совместному партнерству» (1998 г.) и «всестороннему совместному партнерству» (2003 г.). В 1990-х годах южнокорейское руководство заметно сместилось в сторону КНР, подчеркивая, что оно не замыкается на союзнических отношениях с США.
Визит президента РК Ро Дэ У в Пекин в 1992 году послужил отправной точкой в развитии разносторонних отношений обеих стран. На рубеже ХХ-ХХ1 веков проходили регулярные встречи на разных уровнях. В апреле 1994 года. Китай посетил президент Кореи Ким Ён Сам (1993-1998). Пекин и Сеул договорились о кооперации в авиационной, автомобильной и телекоммуникационной промышленности. В ноябре 1994 года в столицу Южной Кореи прибыл премьер Г оссовета КНР Ли Пэн. Ли Пэн и Ким Ён Сам подписали соглашения о воздушном пространстве, воздушном сообщении и о мирном использовании ядерной энергии, а также меморандум о пассажирском сообщении между странами. На встрече в Пекине в мае 1995 года премьер-министр Республики Корея Ли Хон Гу договорился с Ли Пэном об обмене военными делегациями. Договоренность подобного рода стала первой со времен окончания Корейской войны (19501953). В ноябре 1995 года состоялся первый в истории визит в Южную Корею председателя КНР Цзян Цзэминя. Стороны заявили о стремлении поддерживать
2 Торкунов А., Денисов В., Ли В. Корейский полуостров: метаморфозы послевоенной истории. URL : http://www.modemlib.ru/books/li_vladimir/koreyskiy_poluostrov_me-tamorfozi_poslevoennoy_istorii/ read/ (дата обращения: 10.02.2012).
мир и стабильность на Корейском полуострове, расширять торгово-экономическое сотрудничество, а также строить предметный диалог по вопросам безопасности. Лидеры КНР и РК осудили попытки отдельных японских государственных деятелей обелить роль Японии в период колониального господства в Корее и агрессии в Китае во время Второй мировой войны 3. На новый уровень китайско-южнокорейские отношения были подняты в ноябре 1998 года, когда в КНР с официальным визитом прибыл президент РК Ким Дэ Чжун (1998-2003 гг.). В ходе визита президенты стран Ким Дэ Чжун и Цзян Цзэминь утвердили двусторонние партнерские отношения сотрудничества, ориентированные в XXI век. Цзян Цзэминь и Ким Дэ Чжун на форуме Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества в 2000 году подчеркивали свое стремление укреплять сотрудничество в политической и военной сферах. В мае 2001 года по приглашению спикера Национального собрания Южной Кореи Ли Ман Сопа с официальным визитом в Сеуле побывал глава китайского парламента Ли Пэн. В ходе встречи стороны обсудили вопросы расширения экономического сотрудничества. В годы президентства в РК Но Му Хена (2003-2008 гг.) стороны предприняли попытки перевести отношения на более высокий уровень взаимодействия. В ноябре 2005 года председатель КНР Ху Цзиньтао находился в РК с государственным визитом, который стал вторым по счету визитом главы Китайского государства в Сеул после взаимного дипломатического признания. Для развития двустороннего сотрудничества во всех областях Ху Цзиньтао выдвинул четыре предложения. Во-первых, укреплять взаимное политическое доверие. Глава Китая предложил создать горячую линию связи между главами министерств иностранных дел двух стран, с помощью которой стороны смогут обмениваться мнениями по важным проблемам, представляющим обоюдный интерес, согласовывать позиции, активизировать контакты и взаимодействие на основе взаимопонимания. Во-вторых, расширять экономическое сотрудничество, для того чтобы торговоэкономическое взаимодействие принесло больше выгоды обеим сторонам. Было предложено стремиться к повышению двустороннего товарооборота до уровня 200 миллиардов долларов к 2012 году. В-третьих, перенимать опыт друг друга в гуманитарной области. Активизировать персональный обмен и контакты в областях культуры, образования, науки и техники, здравоохранения и защиты окружающей среды и тем самым придавать новый стимул развитию двусторонних отношений. Увеличить обмен молодежью обеих стран. В-четвертых, проводить консультации по международным вопросам. Китайская Народная Республика и Республика Корея успешно осуществляют координацию действий по таким проблемам, как денуклеаризация Корейского полуострова, интеграция региональной экономики и реформирование ООН. Пекин готов приложить совместные с Сеулом усилия для создания справедливого и рационального нового международного политического и экономического порядка. Со свой стороны Но Му Хен подтвердил приверженность его страны принципу одного Китая. Он объя-
3 China and South Korea Joined in Criticism of Japan for its View of History. URL : http:// www.cnd.org/mirror/nanjing/Watch.html (дата обращения: 12.02.2012) ; China. URL : http://www.au. af.mil/au/awc/awcgate/sa97/sa97ch4.htm (дата обращения: 12.02.2012).
вил, что правительство РК решило признать рыночный статус китайской экономики и готово активно провести исследования относительно возможности создания зоны свободной торговли с Китаем, чтобы оптимизировать условия для расширения сотрудничества между предприятиями двух стран и должным образом урегулировать вопросы, возникшие в процессе быстрого развития двусторонних торгово-экономических связей. Лидер РК дал согласие на создание горячей линии связи между министрами иностранных дел КНР и РК и поощрил дальнейшую активизацию контактов между правительствами, законодательными органами, партиями и общественными организациями двух стран, расширение людских контактов, особенно между молодежью 4 Во время визита в РК в 2007 году премьер Госсовета Китая Вэнь Цзябао предложил активизировать сотрудничество между правительственными ведомствами, законодательными органами и партиями, продолжить консультации по внешней политике и диалог по вопросам дипломатии и безопасности в Северо-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе 5. Однако до заключения реальных договоров дело не дошло. Ныне действующий президент РК Ли Мен Бак (2008 г.) сместил акценты во внешней политике и выступает за укрепление сотрудничества с США. Стратегическое партнерство Южной Кореи с США осложняет развитие политического диалога между КНР и РК. Тем не менее, в августе 2008 года в Сеуле прошла встреча лидеров Китая и Южной Кореи, на которой были определены основные векторы развития двусторонних отношений, основанных на дружбе и взаимодоверии. Приоритетными направлениями торгово-экономичес-кого сотрудничества были названы телекоммуникация, энергетика, обслуживание грузоперевозок и охрана окружающей среды. Обе страны согласились направить усилия на продвижение процесса переговоров по ядерной проблеме Корейского полуострова, борьбу с терроризмом и распространением наркотиков. Ли Мен Бак подчеркнул приверженность РК политике одного Китая, заявил о поддержке Китая в вопросах Тайваня и Тибета 6. Ключевой задачей для Китая является укрепление своих позиций в регионе, а перспективой его сотрудничества с РК должно стать ослабление союза США - Южная Корея.
Восстановление дипломатических отношений между КНР и РК придало импульс развитию двусторонних экономических связей. Между странами были подписаны соглашения по торговле и инвестициям, корейские фирмы стали активно проникать на китайский рынок, представляя собой новый важный источник получения капитала, технологий и опыта управления.
В 1990-х годах экономики КНР и РК активно осваивали рыночные отношения и стремились осуществить интеграцию в мировую экономику. Предполагалось, что Китай и Южная Корея будут «совместно развиваться, используя ги-
4 Переговоры Ху Цзиньтао с Но Му Хеном. 16.11.2005. URL : http://www.fmprc.gov.cn/rus/ ziliao/zt/hjt2005apecr/t222022.htm (дата обращения: 12.02.2012).
5 Переговоры премьера Г оссовета КНР Вэнь Цзябао и президента РК Но Му Хена. URL : http://russian.people.com.cn/31520/5595201.html (дата обращения: 12.02.2012).
6 Переговоры между председателем КНР Ху Цзиньтао и президентом РК Ли Мен Баком. URL : http://russian.people.com.cn/31520/6486515.html (дата обращения: 12.02.2012).
гантские китайские ресурсы и научно-технические разработки и промышленный опыт Кореи» 7. К активной торговле с Китаем Южную Корею побуждали и ее традиционно непростые отношения с Японией. Китайцы же рассматривали усиление позиций Сеула как фактор ослабления Токио в регионе. На протяжении второй половины 1990-х годов экономические отношения между странами устойчиво развивались. Объем торговли в 1994 году достиг 11,7 миллиарда долларов 8. К 1996 году Китай занял третье место в списке основных экономических партнеров Южной Кореи, в то время как южнокорейский рынок стал третьим по величине экспортным рынком и четвертым по величине рынком импорта для Китая 9. К 1996 году двусторонний торговый оборот составил 20 миллиардов долларов, а в 2007 году Китаю удалось оттеснить США и стать одним из ведущих торговых партнеров Южной Кореи. В 2007 году объем торговых сделок между двумя странами достиг 159,89 миллиарда долларов, что в 30 раз превысило объем коммерческих сделок, совершенных в 1992 году 10. Объемы китайского экспорта в Южную Корею составили 26,2 процента, а объемы импортируемых товаров из Южной Кореи в Китай - 16,9 п. В целом в период с 1992 по 2008 год экспорт Китая в Южную Корею вырос более чем в 30 раз, в то время как импорт увеличился более чем в 40 раз 12. В 2008 году объемы взаимных торговых связей превысили 145 миллиардов долларов в год 13, что составило 7,2 процента от общего объема торговли Китая и 22,1 процента Южной Кореи 14 К концу 2010 года объем товарооборота Китая с Южной Кореей превысил 100 миллиардов долларов 15. В 2010 году Китай занял первое место среди партнеров по экспорту (23,2 процента от общего объема экспорта) и импорту (16,8 процента от общего объема импорта) для Южной Кореи 16.
7 Бизнес // Комерсантъ. 1994. 5 апр. № 60/528. URL : http://kommersant.ru/doc/75238/print (дата обращения: 13.02.2012).
8 Сычева В. Поднебесная между Севером и Югом // Комерсантъ. 1995. 12 мая. № 86/804. URL : http://kommersant.ru/doc/108607/print (дата обращения: 13.02.2012).
9 Korea-China Economic Relations: Today and Tomorrow. URL : http://www.dwnam.pe.kr/ 023%20int-971007.htm (дата обращения: 13.02.2012).
10 Экономические отношения между Китаем и Республикой Корея. URL : http://translate. google.ru/translate?hl=ru&langpair=ar%7Cru&u=http://www.arabic.xinhuanet.com/arabic/2008-08/28/ content_706119.htm (дата обращения: 13.02.2012).
11 Кан М. Формат отношений КНР - Южная Корея. URL : http://www.easttime.ru/analitic/3/8/ 549.html (дата обращения: 13.02.2012).
12 ZHOU Shengqi. Sino-South Korean Trade Relations: from Boom to Recession. EAI Background Brief. N. 508. P. 1. URL : http://www.eai.nus.edu.sg/BB508.pdf (дата обращения: 13.02.2012).
13 Воронцов А.В., Ревенко О.П. Южная Корея в поисках баланса. URL : http://www.globalaf-fairs.ru/number/n_12055 (дата обращения: 13.02.2012).
14 ZHOU Shengqi.
15 По мнению эксперта, США не в состоянии сдерживать Китай // Жэньминь жибао. 2010. 4 авг. URL : http://russian.people.com.cn/95181/7092309.html (дата обращения 10.02.2012).
16 South Korea Export, Import & Trade // Economy Watch. 24.09.2011. URL : http://translate.google.ru/translate?hl=ru&langpair=en%7Cru&u=http://www.economywatch.com/world _economy/
south-korea/export-import.html (дата обращения 10.02.2012).
Китай поставляет в Южную Корею уголь, шелк, хлопок, продукты сельского хозяйства, закупая у южнокорейских производителей бытовую технику, текстильные изделия, ткани, автомобили. Китайская сторона заинтересована в укреплении сотрудничества с южнокорейскими партнерами в нефтехимической, угольной, сталелитейной промышленности и поощряет участие южнокорейских фирм в развитии территорий Западного Китая. Основной причиной стремительного расширения экономических связей между Китаем и Южной Кореей стала взаимодополняемость экономик с точки зрения природных и человеческих ресурсов.
С 1993 года южнокорейские фирмы активно инвестировали финансы в экономику Китая. Так, в 1993 году объемы инвестиций составили около 960 миллионов долларов. О своем намерении сотрудничать с компаниями КНР в производстве автокомпонентов заявили 20 южнокорейских фирм, среди них «большая автотройка»: «Hundai», «Kia» и «Daewoo». По официальным данным, в 1993 году в КНР было выпущено 1,31 миллиона моторизованных средств передвижения (на 33 процента больше, чем в 1992 году), в том числе 234 тысячи легковых автомобиля. В 1993 году в КНР было легально импортировано 310 тысяч легковых автомобилей (в 1992 году - 210 тысяч) и огромное число машин попало в страну нелегально 17. После визита в КНР в 1998 году президента РК Ким Дэ Чжуна в Китае стал укрепляться корейский бизнес в области телекоммуникаций и интернет-технологий. Например, южнокорейская компания «LG Electronics» (LGE) менее чем за 5 лет стала лидером на китайском рынке. К началу 2005 года свыше 30 тысяч предприятий РК вложили финансовые средства в экономику Китая на общую сумму в 27 миллиардов долларов 18. В 2007 году Китай уже являлся самым большим государством в мире по привлечению южнокорейских инвестиций. Южнокорейские корпорации «Lucky Goldstar», «Samsung» и другие прочно закрепились на китайском рынке бытовой электроники, холодильников, стиральных машин и успешно отражали растущую конкуренцию национальных производителей КНР. Ведущая южнокорейская корпорация «Hundai» с 2002 года реализовала в Китае 2 миллиона автомобилей. В июле 2011 года на высокоавтоматизированном заводе компании «Hundai» в Пекине впервые в мире началось производство новой автомобильной модели «Verna». Активность инвесторов из Южной Кореи связана со многими факторами: культурная близость, географическое соседство, политическая стабильность в КНР. Большинство южнокорейских проектов реализуются в трех провинциях Северо-Восточного Китая (Ляонин, Цзилинь и Хэйлунцзян). Географическая близость этого региона к Южной Корее позволяет быстро и дешево доставлять материалы и комплектующие на местные филиалы южнокорейских фирм.
Не ограничиваясь производством потребительской продукции, южнокорейские корпорации стремятся проникнуть в такие высокотехнологичные сферы
17 Бизнес.
18 Обзор: Китай и РК углубляют всестороннее партнерство. 2005. 16 дек. URL : http://kz. chineseembassy.org/rus/ztbd/huchufang/fanghan/t226826.htm (дата обращения: 12.02.2012).
КНР, как информационные технологии, нефтехимия, тяжелая индустрия, включая металлургию.
Продвижение на китайские рынки осложняется высокой стоимостью южнокорейской рабочей силы, в то время как в Китае рабочим платят меньше 19. Это позволяет китайским фирмам, преодолевая технологическое отставание, постепенно вытеснять корейских конкурентов из трудоемких отраслей. Кроме того, южнокорейские фирмы в КНР вынуждены принимать на работу местное население. Нельзя забывать и о китайских рабочих, которые заняты на предприятиях в самой Южной Корее. По данным миграционной службы, в апреле 2002 года в Южной Корее нелегально находилась 101 тысяча этнических корейцев из Китая 20. Китайские гастарбайтеры выполняют ту работу, которой сами корейцы заниматься не хотят.
Помимо частных корпораций и государственных структур, в налаживании и совершенствовании взаимовыгодных отношений между двумя странами ведущую роль играют такие влиятельные неправительственные предпринимательские организации, как Федерация корейской промышленности, Конфедерация китайских предприятий и Корейско-Китайская торгово-экономическая палата.
Однако с 2005 года рост китайско-южнокорейской торговли заметно сократился. Такая ситуация стала следствием начавшихся трений в связи с предпринимаемыми каждой из сторон антидемпинговыми мерами, проблемами продовольственной безопасности, снижением прямых иностранных инвестиций из Южной Кореи в Китай, вопросами, связанными с подписанием двустороннего соглашения по созданию зоны свободной торговли ^ТА) между странами, а также последствиями мирового экономического кризиса 2008 года.
Китайско-южнокорейское экономическое сотрудничество не ограничивается двусторонним форматом. В планы обоих государств входит расширение торгово-экономического сотрудничества и формирование основы для создания в Северо-Восточной Азии зоны свободной торговли, которая объединила бы экономики Китая, Южной Кореи и Японии. Следует подчеркнуть, что взаимоотношения этих трех стран осложняются историческим наследием и территориальными спорами. Несмотря на это, для выработки общей политики в апреле 2011 года была создана трехсторонняя аналитическая группа, куда вошли правительственные чиновники, представители бизнеса и экономисты трех стран. Предполагается, что создание зоны свободной торговли позволит не только обеспечить экономический рост
19 В начале 2002 г. средняя зарплата рабочих на конвейере составляла в Южной Корее 7,75 доллара в час, а в Китае она была в 8 раз ниже - 0,92 доллара в час (Ланьков А. Внешняя торговля Кореи. URL : http://southkorea.worlds.ru/articles/southkorea_article_4661.shtml (дата обращения 12.02.2012)) ; В 2011 г. средняя заработная плата в час в Южной Корее составила 3,5 доллара, а в Китае - 3,1 долларов в час (Минимальная зарплата в Южной Корее. URL : http://3korea.ru/news/minimalnaya-zarplata-v-yuzhnoj-koree/ (дата обращения 14.02.2012)) ; Заработная плата в Китае в полтора раза выше, чем в Украине (Дело. 2011. 23 июля. : http://delo.ua/education/zarabotnaja-plata-v-kitae-v-pol-159702/ (дата обращения 14.02.2012)).
20 Ланьков А. Корея и Китай в начале XXI в. URL : http://lankov.oriental.ru/d13.shtml (дата обращения 15.02.2012).
трех государств 21, но и в значительной мере укрепит положение Китая в регионе и станет вероятной угрозой для американского рынка, который будет вынужден столкнуться с высокоинтегрированным рынком стран Северо-Восточной Азии.
Стремясь к поставленной цели, Китай, Южная Корея и Япония еще с 2008 года стали проводить трехсторонние саммиты. На первой встрече такого уровня в мае 2008 года, когда разгорался мировой экономический кризис, между странами были согласованы механизмы валютных операций по обмену активами. На втором саммите в мае 2009 года главы трех государств договорились начать техникоэкономическое обоснование трехстороннего соглашения о свободной торговле. Предполагалось, что в случае реализации такого трехстороннего соглашения его политический и экономический потенциал можно будет сравнить с созданием Европейского объединения угля и стали в 1952 году - первым шагом в процессе интеграции Европы. Третий трехсторонний саммит в мае 2010 года был посвящен организации в Сеуле трехстороннего Секретариата по сотрудничеству для институционализации сотрудничества между тремя правительствами. Среди обсуждавшихся вопросов был и вопрос о создании единой валюты по примеру евро. Кроме того, был принят предварительный план сотрудничества на ближайшие 10 лет. В мае 2011 года на саммите, проходившем в Токио, премьер-министр Японии Наото Кан, президент Южной Кореи Ли Мен Бак и китайский премьер Вэнь Цзябао договорились укреплять взаимное сотрудничество в области ядерной безопасности и ликвидации последствий чрезвычайных происшествий, выразили озабоченность эффективностью сотрудничества трех государств в предотвращении и устранении ядерных кризисов, таких как авария на «Фукусиме». Значительное внимание на саммите 2011 года было уделено вопросам трехстороннего сотрудничества в развитии возобновляемых источников энергии, в повышении энергоэффективности и уничтожении ядерного оружия в Северной Корее 22.
Развитие трехсторонних отношений способствует решению многих других вопросов. Так, в декабре 2010 года в г. Ханчжоу представители компетентных ведомств по логистике трех стран подписали меморандум о сотрудничестве по сети информационного обслуживания логистических операций в Северно-Восточной Азии что явилось «прорывом в истории развития логистической деятельности» Китая, Южной Кореи и Японии. Логистическая информационносервисная сеть Северно-Восточной Азии создается как некоммерческий механизм сотрудничества по взаимообмену логистической информацией на базе трех логистических систем (китайской Logic, японской Collins и южнокорейской SPIDC) и призвана содействовать совместному использованию информации ло-
21 По прогнозам Института экономической политики Кореи, соглашение по созданию зоны свободной торговли приведет к росту ВВП в Республике Корея как минимум на 2 %, а в Китае -на 0,5 % (Кан М. Формат отношений КНР - Южная Корея).
22 Ен Гван Юн. Азиатская тройка становится четверкой // Project Syndicate. A Word of Ideas. 2011. 26 мая. URL : http://www.project-syndicate.org/commentary/yoon6/Russian (дата обращения
21.02.2012) ; В Токио пройдет саммит Японии, КНР и Южной Кореи по ядерной безопасности // Российская газета. 2011. 15 апр. URL : http://www.rg.ru/2011/04/15/sammit-anons.html (дата обращения 21.02.2012).
гистики в данном регионе, осуществлению совместных исследований, обучения, консалтинга, всего того, что касается развития информационных технологий в области логистики 23.
Однако у идеи экономического объединения стран Северно-Восточной Азии пока немало противников, которые указывают на слишком разные национальные интересы и политические препятствия, имеющие место в отношениях между Китаем, Южной Кореей и Японией.
Таким образом, с конца ХХ века руководство КНР стало рассматривать Южную Корею в качестве одного из ключевых региональных партнеров, стремясь к расширению сотрудничества в социально-экономической и военно-политической сферах. Вместе с тем отношения между Китаем и Южной Кореей в настоящее время находятся в зависимости от состояния американо-китайских и американо-южнокорейских отношений. Соединенные Штаты Америки пытаются не допустить усиления Китая в регионе и оказывают сдерживающее влияние на развитие двусторонних отношений между Пекином и Сеулом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бизнес [Электронный ресурс] // Комерсантъ. - 1994. - 5 апр. - № 60/528. - Режим доступа : http://kommersant.ru/doc/75238/print (дата обращения: 13.02.2012).
2. Воронцов, А.В. Южная Корея в поисках баланса [Электронный ресурс] / А.В. Воронцов, О.П. Ревенко. - Режим доступа : http://www.globalaffairs.ru/number/n_12055 (дата обращения: 13.02.2012).
3. Дело: электронная версия газеты. - 2011. - 23 июня [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://delo.ua/education/zarabotnaja-plata-v-kitae-v-pol-159702/ (дата обращения 14.02.2012).
4. Ен Гван Юн. Азиатская тройка становится четверкой // Project Syndicate. A Word of Ideas. - 2011. - 26 мая [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.project-syndicate.org/commentary/yoon6/Russian (дата обращения 21.02.2012);
5. Жэньминь жибао: электронная версия газеты. - 2010. - 4 авг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://russian.people.com.cn/95181/7092309.html (дата обращения
10.02.2012).
6. Жэньминь жибао: электронная версия газеты. - 2010. - 6 дек. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://russian.people.com.cn/31518/7221563.html (дата обращения
21.02.2012).
7. Кан, М. Формат отношений КНР - Южная Корея [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.easttime.ru/analitic/3/8/549.html (дата обращения: 13.02.2012).
8. Ланьков, А. Внешняя торговля Кореи [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://southkorea.worlds.ru/articles/southkorea_article_4661.shtml (дата обращения 12.02.2012).
9. Ланьков, А. Корея и Китай в начале XXI в. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://lankov.oriental.ru/d13.shtml (дата обращения 15.02.2012).
23 Китай, Япония и Южная Корея создают единую северо-восточноазиатскую информационно-сервисную логистическую сеть // Жэньминь жибао. 2010. 6 дек. URL : http://russian.people. com.cn/31518/7221563.html (дата обращения 21.02.2012).
10. Минимальная зарплата в Южной Корее [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://3korea.ru/news/minimalnaya-zarplata-v-yuzhnoj-koree/ (дата обращения 14.02.2012).
11. Обзор: Китай и РК углубляют всестороннее партнерство. - 2005. - 16 дек. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://kz.chineseembassy.org/rus/ztbd/huchufang/fang-han/t226826.htm (дата обращения: 12.02.2012).
12. Осадчий, М. Генезис китайско-южнокорейских отношений во второй половине ХХ в. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://evolutio.info/index.php?option=com_content& task=view&id=771&Itemid=113 (дата обращения: 10.02.2012).
13. Переговоры между председателем КНР Ху Цзиньтао и президентом РК Ли Мен Баком [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://russian.people.com.cn/31520/ 6486515.html (дата обращения: 12.02.2012).
14. Переговоры премьера Г оссовета КНР Вэнь Цзябао и президента РК Но Му Хена [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://russian.people.com.cn/31520/5595201.html (дата обращения: 12.02.2012).
15. Переговоры Ху Цзиньтао с Но Му Хеном. - 2005. - 16 нояб. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.fmprc.gov.cn/rus/ziliao/zt/hjt2005apecr/t222022.htm (дата обращения: 12.02.2012).
16. Российская газета. - 2011. - 15 апр. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.rg.ru/2011/04/15/sammit-anons.html (дата обращения 21.02.2012).
17. Сычева, В. Поднебесная между Севером и Югом [Электронный ресурс] // Комерсантъ. - 1995. - 12 мая. - № 86/804. - Режим доступа : http://kommersant.ru/doc/ 108607/print (дата обращения: 13.02.2012).
18. Торкунов, А. Корейский полуостров: метаморфозы послевоенной истории [Электронный ресурс] / А. Торкунов, В. Денисов, В. Ли. - Режим доступа : http://www. modernlib.ru/books/li_vladimir/koreyskiy_poluostrov_metamorfozi_poslevoennoy_istorii/read/ (дата обращения: 10.02.2012).
19. Экономические отношения между Китаем и Республикой Корея [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://translate.google.ru/translate?hl=ru&langpair=ar%7Cru& u=http://www.arabic.xinhuanet.com/arabic/2008-08/28/content_706119.htm (дата обращения:
13.02.2012).
20. China [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.au.af.mil/au/awc/ awcgate/sa97/sa97ch4.htm (дата обращения: 12.02.2012).
21. China and South Korea Joined in Criticism of Japan for its View of History [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.cnd.org/mirror/nanjing/Watch.html (дата обращения: 12.02.2012);
22. Korea-China Economic Relations: Today and Tomorrow [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.dwnam.pe.kr/023%20int-971007.htm (дата обращения: 13.02.2012).
23. South Korea Export, Import & Trade [Электронный ресурс] // Economy Watch. -
2011. - 24 сент. - Режим доступа : http://translate.google.ru/translate?hl=ru&langpair=
en%7Cru&u=http://www.economywatch.com/world_economy/south-korea/export-import.html (дата обращения 10.02.2012).
24. ZHOU Shengqi. Sino-South Korean Trade Relations: from Boom to Recession. EAI Background Brief No. 508. P.1. URL : http://www.eai.nus.edu.sg/BB508.pdf (дата обращения:
13.02.2012).
Z.V. Petrunina
THE EVOLUTION OF RELATIONS BETWEEN CHINA AND SOUTH KOREA AT THE TURN OF XX - XXI CENTURIES
This article describes the main areas of political and economic cooperation between China and South Korea at the turn of XX - XXI centuries. Priority areas of cooperation and problems of interaction are revealed between countries at present.
China, South Korea, political cooperation, economic cooperation.