Научная статья на тему 'Эволюция отношений между Китаем и Южной Кореей на рубеже XX-XXI веков'

Эволюция отношений между Китаем и Южной Кореей на рубеже XX-XXI веков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
9139
1608
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / ЮЖНАЯ КОРЕЯ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / CHINA / SOUTH KOREA / POLITICAL COOPERATION / ECONOMIC COOPERATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Петрунина Жанна Валерьяновна

Проанализировано развитие политического и экономического сотрудничества между Китайской Народной Республикой и Республикой Корея на рубеже XX-XXI веков. Выявлены приоритетные направления сотрудничества и проблемы взаимодействия между странами на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EVOLUTION OF RELATIONS BETWEEN CHINA AND SOUTH KOREA AT THE TURN OF XX XXI CENTURIES

This article describes the main areas of political and economic cooperation between China and South Korea at the turn of XX XXI centuries. Priority areas of cooperation and problems of interaction are revealed between countries at present.

Текст научной работы на тему «Эволюция отношений между Китаем и Южной Кореей на рубеже XX-XXI веков»

УДК 94(510).093

Ж.В. Петрунина

ЭВОЛЮЦИЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ КИТАЕМ И ЮЖНОЙ КОРЕЕЙ НА РУБЕЖЕ ХХ-ХХ1 ВЕКОВ

Проанализировано развитие политического и экономического сотрудничества между Китайской Народной Республикой и Республикой Корея на рубеже ХХ-ХХ1 веков. Выявлены приоритетные направления сотрудничества и проблемы взаимодействия между странами на современном этапе.

Китай, Южная Корея, политическое сотрудничество, экономическое взаимодействие.

С начала 1980-х годов во внешней политике Китайской Народной Республики (КНР) значительное место стало отводиться вопросам развития отношений со странами Северо-Восточной Азии (СВА), что, наряду с внутригосударственными изменениями, явилось следствием кардинальных перемен на международной арене: СССР столкнулся с рядом трудностей политического и экономического характера во внутренней и внешней политике; наметилась тенденция к падению интереса США к поддержанию курса «стратегического партнерства» с Китаем; китайское руководство заинтересовано было обеспечить мирное окружение в период проведения модернизации страны. В свою очередь Сеулом был предложен трехэтапный план развития китайско-южнокорейских отношений, который включил расширение спортивного сотрудничества, увеличение торгово-экономических связей и установление дипломатических отношений. В январе 1985 года при Министерстве иностранных дел Республики Корея (РК) была создана специализированная рабочая группа по вопросам КНР, а в Сянган (Гонконг) направлен генеральный консул в ранге чрезвычайного и полномочного посла, основная задача которого заключалась в активизации политического диалога с Китаем \ Китайское руководство положительно оценило инициативу южнокорейской стороны. В 1988 году КНР приняла участие в Олимпийских играх в Сеуле. В 1980-х годах между странами была заложена прочная база для укрепления контактов в торгово-экономической области. Получили развитие совместные проекты на уровне среднего бизнеса. Торговые операции проводились через Гонконг, Макао, Сингапур, японские порты. В 1988 году в Сеуле начал работу корейско-китайский совет по экономическим отношениям. В 19881989 годах было одобрено 11 совместных проектов на сумму в 13,8 миллиона

1 Осадчий М. Генезис китайско-южнокорейских отношений во второй половине ХХ в. ЦЖЬ : http://evolutю.mfo/mdex.php?optюn=com_content&task=view&id=771&ÏÏemid=113 (дата обращения:

10.02.2012).

долларов 2. Двадцатого октября 1990 года было заключено китайско-южнокорейское соглашение об обмене торговыми представительствами, а 2 мая 1992 года стороны оформили договоренность «О взаимном поощрении и защите инвестиций». Все это способствовало расширению диалога в дипломатической сфере.

В начале 1990-х годов Республика Корея значительно укрепила свое положение на международной арене. Семнадцатого сентября 1991 года Южная Корея одновременно с Северной Кореей была принята в Организацию Объединенных Наций (ООН). В рамках работы 46-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (октябрь 1991 г.) состоялись первые переговоры между министрами иностранных дел Китайской Народной Республики и Республики Корея. Двадцать четвертого августа 1992 года министр иностранных дел КНР Цянь Цичэнь и министр иностранных дел Республики Корея Ли Сан Ок подписали совместное коммюнике об установлении дипломатических отношений между своими странами, а также об обмене дипломатическими представительствами на уровне посольств. Обе стороны заявили о стремлении развивать долгосрочные отношения добрососедского сотрудничества на основе принципов взаимного уважения, суверенитета и территориальной целостности. Правительство Республики Корея заявило о своем признании правительства КНР единственным правительством Китая. Существенным фактом, способствующим установлению дипломатических отношений между сторонами, стало признание южнокорейским руководством острова Тайвань частью Китая.

Отношения между Китаем и Южной Кореей прошли путь от «дружбы и совместных отношений» (1992 г.) к «полномасштабному совместному партнерству» (1998 г.) и «всестороннему совместному партнерству» (2003 г.). В 1990-х годах южнокорейское руководство заметно сместилось в сторону КНР, подчеркивая, что оно не замыкается на союзнических отношениях с США.

Визит президента РК Ро Дэ У в Пекин в 1992 году послужил отправной точкой в развитии разносторонних отношений обеих стран. На рубеже ХХ-ХХ1 веков проходили регулярные встречи на разных уровнях. В апреле 1994 года. Китай посетил президент Кореи Ким Ён Сам (1993-1998). Пекин и Сеул договорились о кооперации в авиационной, автомобильной и телекоммуникационной промышленности. В ноябре 1994 года в столицу Южной Кореи прибыл премьер Г оссовета КНР Ли Пэн. Ли Пэн и Ким Ён Сам подписали соглашения о воздушном пространстве, воздушном сообщении и о мирном использовании ядерной энергии, а также меморандум о пассажирском сообщении между странами. На встрече в Пекине в мае 1995 года премьер-министр Республики Корея Ли Хон Гу договорился с Ли Пэном об обмене военными делегациями. Договоренность подобного рода стала первой со времен окончания Корейской войны (19501953). В ноябре 1995 года состоялся первый в истории визит в Южную Корею председателя КНР Цзян Цзэминя. Стороны заявили о стремлении поддерживать

2 Торкунов А., Денисов В., Ли В. Корейский полуостров: метаморфозы послевоенной истории. URL : http://www.modemlib.ru/books/li_vladimir/koreyskiy_poluostrov_me-tamorfozi_poslevoennoy_istorii/ read/ (дата обращения: 10.02.2012).

мир и стабильность на Корейском полуострове, расширять торгово-экономическое сотрудничество, а также строить предметный диалог по вопросам безопасности. Лидеры КНР и РК осудили попытки отдельных японских государственных деятелей обелить роль Японии в период колониального господства в Корее и агрессии в Китае во время Второй мировой войны 3. На новый уровень китайско-южнокорейские отношения были подняты в ноябре 1998 года, когда в КНР с официальным визитом прибыл президент РК Ким Дэ Чжун (1998-2003 гг.). В ходе визита президенты стран Ким Дэ Чжун и Цзян Цзэминь утвердили двусторонние партнерские отношения сотрудничества, ориентированные в XXI век. Цзян Цзэминь и Ким Дэ Чжун на форуме Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества в 2000 году подчеркивали свое стремление укреплять сотрудничество в политической и военной сферах. В мае 2001 года по приглашению спикера Национального собрания Южной Кореи Ли Ман Сопа с официальным визитом в Сеуле побывал глава китайского парламента Ли Пэн. В ходе встречи стороны обсудили вопросы расширения экономического сотрудничества. В годы президентства в РК Но Му Хена (2003-2008 гг.) стороны предприняли попытки перевести отношения на более высокий уровень взаимодействия. В ноябре 2005 года председатель КНР Ху Цзиньтао находился в РК с государственным визитом, который стал вторым по счету визитом главы Китайского государства в Сеул после взаимного дипломатического признания. Для развития двустороннего сотрудничества во всех областях Ху Цзиньтао выдвинул четыре предложения. Во-первых, укреплять взаимное политическое доверие. Глава Китая предложил создать горячую линию связи между главами министерств иностранных дел двух стран, с помощью которой стороны смогут обмениваться мнениями по важным проблемам, представляющим обоюдный интерес, согласовывать позиции, активизировать контакты и взаимодействие на основе взаимопонимания. Во-вторых, расширять экономическое сотрудничество, для того чтобы торговоэкономическое взаимодействие принесло больше выгоды обеим сторонам. Было предложено стремиться к повышению двустороннего товарооборота до уровня 200 миллиардов долларов к 2012 году. В-третьих, перенимать опыт друг друга в гуманитарной области. Активизировать персональный обмен и контакты в областях культуры, образования, науки и техники, здравоохранения и защиты окружающей среды и тем самым придавать новый стимул развитию двусторонних отношений. Увеличить обмен молодежью обеих стран. В-четвертых, проводить консультации по международным вопросам. Китайская Народная Республика и Республика Корея успешно осуществляют координацию действий по таким проблемам, как денуклеаризация Корейского полуострова, интеграция региональной экономики и реформирование ООН. Пекин готов приложить совместные с Сеулом усилия для создания справедливого и рационального нового международного политического и экономического порядка. Со свой стороны Но Му Хен подтвердил приверженность его страны принципу одного Китая. Он объя-

3 China and South Korea Joined in Criticism of Japan for its View of History. URL : http:// www.cnd.org/mirror/nanjing/Watch.html (дата обращения: 12.02.2012) ; China. URL : http://www.au. af.mil/au/awc/awcgate/sa97/sa97ch4.htm (дата обращения: 12.02.2012).

вил, что правительство РК решило признать рыночный статус китайской экономики и готово активно провести исследования относительно возможности создания зоны свободной торговли с Китаем, чтобы оптимизировать условия для расширения сотрудничества между предприятиями двух стран и должным образом урегулировать вопросы, возникшие в процессе быстрого развития двусторонних торгово-экономических связей. Лидер РК дал согласие на создание горячей линии связи между министрами иностранных дел КНР и РК и поощрил дальнейшую активизацию контактов между правительствами, законодательными органами, партиями и общественными организациями двух стран, расширение людских контактов, особенно между молодежью 4 Во время визита в РК в 2007 году премьер Госсовета Китая Вэнь Цзябао предложил активизировать сотрудничество между правительственными ведомствами, законодательными органами и партиями, продолжить консультации по внешней политике и диалог по вопросам дипломатии и безопасности в Северо-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе 5. Однако до заключения реальных договоров дело не дошло. Ныне действующий президент РК Ли Мен Бак (2008 г.) сместил акценты во внешней политике и выступает за укрепление сотрудничества с США. Стратегическое партнерство Южной Кореи с США осложняет развитие политического диалога между КНР и РК. Тем не менее, в августе 2008 года в Сеуле прошла встреча лидеров Китая и Южной Кореи, на которой были определены основные векторы развития двусторонних отношений, основанных на дружбе и взаимодоверии. Приоритетными направлениями торгово-экономичес-кого сотрудничества были названы телекоммуникация, энергетика, обслуживание грузоперевозок и охрана окружающей среды. Обе страны согласились направить усилия на продвижение процесса переговоров по ядерной проблеме Корейского полуострова, борьбу с терроризмом и распространением наркотиков. Ли Мен Бак подчеркнул приверженность РК политике одного Китая, заявил о поддержке Китая в вопросах Тайваня и Тибета 6. Ключевой задачей для Китая является укрепление своих позиций в регионе, а перспективой его сотрудничества с РК должно стать ослабление союза США - Южная Корея.

Восстановление дипломатических отношений между КНР и РК придало импульс развитию двусторонних экономических связей. Между странами были подписаны соглашения по торговле и инвестициям, корейские фирмы стали активно проникать на китайский рынок, представляя собой новый важный источник получения капитала, технологий и опыта управления.

В 1990-х годах экономики КНР и РК активно осваивали рыночные отношения и стремились осуществить интеграцию в мировую экономику. Предполагалось, что Китай и Южная Корея будут «совместно развиваться, используя ги-

4 Переговоры Ху Цзиньтао с Но Му Хеном. 16.11.2005. URL : http://www.fmprc.gov.cn/rus/ ziliao/zt/hjt2005apecr/t222022.htm (дата обращения: 12.02.2012).

5 Переговоры премьера Г оссовета КНР Вэнь Цзябао и президента РК Но Му Хена. URL : http://russian.people.com.cn/31520/5595201.html (дата обращения: 12.02.2012).

6 Переговоры между председателем КНР Ху Цзиньтао и президентом РК Ли Мен Баком. URL : http://russian.people.com.cn/31520/6486515.html (дата обращения: 12.02.2012).

гантские китайские ресурсы и научно-технические разработки и промышленный опыт Кореи» 7. К активной торговле с Китаем Южную Корею побуждали и ее традиционно непростые отношения с Японией. Китайцы же рассматривали усиление позиций Сеула как фактор ослабления Токио в регионе. На протяжении второй половины 1990-х годов экономические отношения между странами устойчиво развивались. Объем торговли в 1994 году достиг 11,7 миллиарда долларов 8. К 1996 году Китай занял третье место в списке основных экономических партнеров Южной Кореи, в то время как южнокорейский рынок стал третьим по величине экспортным рынком и четвертым по величине рынком импорта для Китая 9. К 1996 году двусторонний торговый оборот составил 20 миллиардов долларов, а в 2007 году Китаю удалось оттеснить США и стать одним из ведущих торговых партнеров Южной Кореи. В 2007 году объем торговых сделок между двумя странами достиг 159,89 миллиарда долларов, что в 30 раз превысило объем коммерческих сделок, совершенных в 1992 году 10. Объемы китайского экспорта в Южную Корею составили 26,2 процента, а объемы импортируемых товаров из Южной Кореи в Китай - 16,9 п. В целом в период с 1992 по 2008 год экспорт Китая в Южную Корею вырос более чем в 30 раз, в то время как импорт увеличился более чем в 40 раз 12. В 2008 году объемы взаимных торговых связей превысили 145 миллиардов долларов в год 13, что составило 7,2 процента от общего объема торговли Китая и 22,1 процента Южной Кореи 14 К концу 2010 года объем товарооборота Китая с Южной Кореей превысил 100 миллиардов долларов 15. В 2010 году Китай занял первое место среди партнеров по экспорту (23,2 процента от общего объема экспорта) и импорту (16,8 процента от общего объема импорта) для Южной Кореи 16.

7 Бизнес // Комерсантъ. 1994. 5 апр. № 60/528. URL : http://kommersant.ru/doc/75238/print (дата обращения: 13.02.2012).

8 Сычева В. Поднебесная между Севером и Югом // Комерсантъ. 1995. 12 мая. № 86/804. URL : http://kommersant.ru/doc/108607/print (дата обращения: 13.02.2012).

9 Korea-China Economic Relations: Today and Tomorrow. URL : http://www.dwnam.pe.kr/ 023%20int-971007.htm (дата обращения: 13.02.2012).

10 Экономические отношения между Китаем и Республикой Корея. URL : http://translate. google.ru/translate?hl=ru&langpair=ar%7Cru&u=http://www.arabic.xinhuanet.com/arabic/2008-08/28/ content_706119.htm (дата обращения: 13.02.2012).

11 Кан М. Формат отношений КНР - Южная Корея. URL : http://www.easttime.ru/analitic/3/8/ 549.html (дата обращения: 13.02.2012).

12 ZHOU Shengqi. Sino-South Korean Trade Relations: from Boom to Recession. EAI Background Brief. N. 508. P. 1. URL : http://www.eai.nus.edu.sg/BB508.pdf (дата обращения: 13.02.2012).

13 Воронцов А.В., Ревенко О.П. Южная Корея в поисках баланса. URL : http://www.globalaf-fairs.ru/number/n_12055 (дата обращения: 13.02.2012).

14 ZHOU Shengqi.

15 По мнению эксперта, США не в состоянии сдерживать Китай // Жэньминь жибао. 2010. 4 авг. URL : http://russian.people.com.cn/95181/7092309.html (дата обращения 10.02.2012).

16 South Korea Export, Import & Trade // Economy Watch. 24.09.2011. URL : http://translate.google.ru/translate?hl=ru&langpair=en%7Cru&u=http://www.economywatch.com/world _economy/

south-korea/export-import.html (дата обращения 10.02.2012).

Китай поставляет в Южную Корею уголь, шелк, хлопок, продукты сельского хозяйства, закупая у южнокорейских производителей бытовую технику, текстильные изделия, ткани, автомобили. Китайская сторона заинтересована в укреплении сотрудничества с южнокорейскими партнерами в нефтехимической, угольной, сталелитейной промышленности и поощряет участие южнокорейских фирм в развитии территорий Западного Китая. Основной причиной стремительного расширения экономических связей между Китаем и Южной Кореей стала взаимодополняемость экономик с точки зрения природных и человеческих ресурсов.

С 1993 года южнокорейские фирмы активно инвестировали финансы в экономику Китая. Так, в 1993 году объемы инвестиций составили около 960 миллионов долларов. О своем намерении сотрудничать с компаниями КНР в производстве автокомпонентов заявили 20 южнокорейских фирм, среди них «большая автотройка»: «Hundai», «Kia» и «Daewoo». По официальным данным, в 1993 году в КНР было выпущено 1,31 миллиона моторизованных средств передвижения (на 33 процента больше, чем в 1992 году), в том числе 234 тысячи легковых автомобиля. В 1993 году в КНР было легально импортировано 310 тысяч легковых автомобилей (в 1992 году - 210 тысяч) и огромное число машин попало в страну нелегально 17. После визита в КНР в 1998 году президента РК Ким Дэ Чжуна в Китае стал укрепляться корейский бизнес в области телекоммуникаций и интернет-технологий. Например, южнокорейская компания «LG Electronics» (LGE) менее чем за 5 лет стала лидером на китайском рынке. К началу 2005 года свыше 30 тысяч предприятий РК вложили финансовые средства в экономику Китая на общую сумму в 27 миллиардов долларов 18. В 2007 году Китай уже являлся самым большим государством в мире по привлечению южнокорейских инвестиций. Южнокорейские корпорации «Lucky Goldstar», «Samsung» и другие прочно закрепились на китайском рынке бытовой электроники, холодильников, стиральных машин и успешно отражали растущую конкуренцию национальных производителей КНР. Ведущая южнокорейская корпорация «Hundai» с 2002 года реализовала в Китае 2 миллиона автомобилей. В июле 2011 года на высокоавтоматизированном заводе компании «Hundai» в Пекине впервые в мире началось производство новой автомобильной модели «Verna». Активность инвесторов из Южной Кореи связана со многими факторами: культурная близость, географическое соседство, политическая стабильность в КНР. Большинство южнокорейских проектов реализуются в трех провинциях Северо-Восточного Китая (Ляонин, Цзилинь и Хэйлунцзян). Географическая близость этого региона к Южной Корее позволяет быстро и дешево доставлять материалы и комплектующие на местные филиалы южнокорейских фирм.

Не ограничиваясь производством потребительской продукции, южнокорейские корпорации стремятся проникнуть в такие высокотехнологичные сферы

17 Бизнес.

18 Обзор: Китай и РК углубляют всестороннее партнерство. 2005. 16 дек. URL : http://kz. chineseembassy.org/rus/ztbd/huchufang/fanghan/t226826.htm (дата обращения: 12.02.2012).

КНР, как информационные технологии, нефтехимия, тяжелая индустрия, включая металлургию.

Продвижение на китайские рынки осложняется высокой стоимостью южнокорейской рабочей силы, в то время как в Китае рабочим платят меньше 19. Это позволяет китайским фирмам, преодолевая технологическое отставание, постепенно вытеснять корейских конкурентов из трудоемких отраслей. Кроме того, южнокорейские фирмы в КНР вынуждены принимать на работу местное население. Нельзя забывать и о китайских рабочих, которые заняты на предприятиях в самой Южной Корее. По данным миграционной службы, в апреле 2002 года в Южной Корее нелегально находилась 101 тысяча этнических корейцев из Китая 20. Китайские гастарбайтеры выполняют ту работу, которой сами корейцы заниматься не хотят.

Помимо частных корпораций и государственных структур, в налаживании и совершенствовании взаимовыгодных отношений между двумя странами ведущую роль играют такие влиятельные неправительственные предпринимательские организации, как Федерация корейской промышленности, Конфедерация китайских предприятий и Корейско-Китайская торгово-экономическая палата.

Однако с 2005 года рост китайско-южнокорейской торговли заметно сократился. Такая ситуация стала следствием начавшихся трений в связи с предпринимаемыми каждой из сторон антидемпинговыми мерами, проблемами продовольственной безопасности, снижением прямых иностранных инвестиций из Южной Кореи в Китай, вопросами, связанными с подписанием двустороннего соглашения по созданию зоны свободной торговли ^ТА) между странами, а также последствиями мирового экономического кризиса 2008 года.

Китайско-южнокорейское экономическое сотрудничество не ограничивается двусторонним форматом. В планы обоих государств входит расширение торгово-экономического сотрудничества и формирование основы для создания в Северо-Восточной Азии зоны свободной торговли, которая объединила бы экономики Китая, Южной Кореи и Японии. Следует подчеркнуть, что взаимоотношения этих трех стран осложняются историческим наследием и территориальными спорами. Несмотря на это, для выработки общей политики в апреле 2011 года была создана трехсторонняя аналитическая группа, куда вошли правительственные чиновники, представители бизнеса и экономисты трех стран. Предполагается, что создание зоны свободной торговли позволит не только обеспечить экономический рост

19 В начале 2002 г. средняя зарплата рабочих на конвейере составляла в Южной Корее 7,75 доллара в час, а в Китае она была в 8 раз ниже - 0,92 доллара в час (Ланьков А. Внешняя торговля Кореи. URL : http://southkorea.worlds.ru/articles/southkorea_article_4661.shtml (дата обращения 12.02.2012)) ; В 2011 г. средняя заработная плата в час в Южной Корее составила 3,5 доллара, а в Китае - 3,1 долларов в час (Минимальная зарплата в Южной Корее. URL : http://3korea.ru/news/minimalnaya-zarplata-v-yuzhnoj-koree/ (дата обращения 14.02.2012)) ; Заработная плата в Китае в полтора раза выше, чем в Украине (Дело. 2011. 23 июля. : http://delo.ua/education/zarabotnaja-plata-v-kitae-v-pol-159702/ (дата обращения 14.02.2012)).

20 Ланьков А. Корея и Китай в начале XXI в. URL : http://lankov.oriental.ru/d13.shtml (дата обращения 15.02.2012).

трех государств 21, но и в значительной мере укрепит положение Китая в регионе и станет вероятной угрозой для американского рынка, который будет вынужден столкнуться с высокоинтегрированным рынком стран Северо-Восточной Азии.

Стремясь к поставленной цели, Китай, Южная Корея и Япония еще с 2008 года стали проводить трехсторонние саммиты. На первой встрече такого уровня в мае 2008 года, когда разгорался мировой экономический кризис, между странами были согласованы механизмы валютных операций по обмену активами. На втором саммите в мае 2009 года главы трех государств договорились начать техникоэкономическое обоснование трехстороннего соглашения о свободной торговле. Предполагалось, что в случае реализации такого трехстороннего соглашения его политический и экономический потенциал можно будет сравнить с созданием Европейского объединения угля и стали в 1952 году - первым шагом в процессе интеграции Европы. Третий трехсторонний саммит в мае 2010 года был посвящен организации в Сеуле трехстороннего Секретариата по сотрудничеству для институционализации сотрудничества между тремя правительствами. Среди обсуждавшихся вопросов был и вопрос о создании единой валюты по примеру евро. Кроме того, был принят предварительный план сотрудничества на ближайшие 10 лет. В мае 2011 года на саммите, проходившем в Токио, премьер-министр Японии Наото Кан, президент Южной Кореи Ли Мен Бак и китайский премьер Вэнь Цзябао договорились укреплять взаимное сотрудничество в области ядерной безопасности и ликвидации последствий чрезвычайных происшествий, выразили озабоченность эффективностью сотрудничества трех государств в предотвращении и устранении ядерных кризисов, таких как авария на «Фукусиме». Значительное внимание на саммите 2011 года было уделено вопросам трехстороннего сотрудничества в развитии возобновляемых источников энергии, в повышении энергоэффективности и уничтожении ядерного оружия в Северной Корее 22.

Развитие трехсторонних отношений способствует решению многих других вопросов. Так, в декабре 2010 года в г. Ханчжоу представители компетентных ведомств по логистике трех стран подписали меморандум о сотрудничестве по сети информационного обслуживания логистических операций в Северно-Восточной Азии что явилось «прорывом в истории развития логистической деятельности» Китая, Южной Кореи и Японии. Логистическая информационносервисная сеть Северно-Восточной Азии создается как некоммерческий механизм сотрудничества по взаимообмену логистической информацией на базе трех логистических систем (китайской Logic, японской Collins и южнокорейской SPIDC) и призвана содействовать совместному использованию информации ло-

21 По прогнозам Института экономической политики Кореи, соглашение по созданию зоны свободной торговли приведет к росту ВВП в Республике Корея как минимум на 2 %, а в Китае -на 0,5 % (Кан М. Формат отношений КНР - Южная Корея).

22 Ен Гван Юн. Азиатская тройка становится четверкой // Project Syndicate. A Word of Ideas. 2011. 26 мая. URL : http://www.project-syndicate.org/commentary/yoon6/Russian (дата обращения

21.02.2012) ; В Токио пройдет саммит Японии, КНР и Южной Кореи по ядерной безопасности // Российская газета. 2011. 15 апр. URL : http://www.rg.ru/2011/04/15/sammit-anons.html (дата обращения 21.02.2012).

гистики в данном регионе, осуществлению совместных исследований, обучения, консалтинга, всего того, что касается развития информационных технологий в области логистики 23.

Однако у идеи экономического объединения стран Северно-Восточной Азии пока немало противников, которые указывают на слишком разные национальные интересы и политические препятствия, имеющие место в отношениях между Китаем, Южной Кореей и Японией.

Таким образом, с конца ХХ века руководство КНР стало рассматривать Южную Корею в качестве одного из ключевых региональных партнеров, стремясь к расширению сотрудничества в социально-экономической и военно-политической сферах. Вместе с тем отношения между Китаем и Южной Кореей в настоящее время находятся в зависимости от состояния американо-китайских и американо-южнокорейских отношений. Соединенные Штаты Америки пытаются не допустить усиления Китая в регионе и оказывают сдерживающее влияние на развитие двусторонних отношений между Пекином и Сеулом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бизнес [Электронный ресурс] // Комерсантъ. - 1994. - 5 апр. - № 60/528. - Режим доступа : http://kommersant.ru/doc/75238/print (дата обращения: 13.02.2012).

2. Воронцов, А.В. Южная Корея в поисках баланса [Электронный ресурс] / А.В. Воронцов, О.П. Ревенко. - Режим доступа : http://www.globalaffairs.ru/number/n_12055 (дата обращения: 13.02.2012).

3. Дело: электронная версия газеты. - 2011. - 23 июня [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://delo.ua/education/zarabotnaja-plata-v-kitae-v-pol-159702/ (дата обращения 14.02.2012).

4. Ен Гван Юн. Азиатская тройка становится четверкой // Project Syndicate. A Word of Ideas. - 2011. - 26 мая [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.project-syndicate.org/commentary/yoon6/Russian (дата обращения 21.02.2012);

5. Жэньминь жибао: электронная версия газеты. - 2010. - 4 авг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://russian.people.com.cn/95181/7092309.html (дата обращения

10.02.2012).

6. Жэньминь жибао: электронная версия газеты. - 2010. - 6 дек. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://russian.people.com.cn/31518/7221563.html (дата обращения

21.02.2012).

7. Кан, М. Формат отношений КНР - Южная Корея [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.easttime.ru/analitic/3/8/549.html (дата обращения: 13.02.2012).

8. Ланьков, А. Внешняя торговля Кореи [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://southkorea.worlds.ru/articles/southkorea_article_4661.shtml (дата обращения 12.02.2012).

9. Ланьков, А. Корея и Китай в начале XXI в. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://lankov.oriental.ru/d13.shtml (дата обращения 15.02.2012).

23 Китай, Япония и Южная Корея создают единую северо-восточноазиатскую информационно-сервисную логистическую сеть // Жэньминь жибао. 2010. 6 дек. URL : http://russian.people. com.cn/31518/7221563.html (дата обращения 21.02.2012).

10. Минимальная зарплата в Южной Корее [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://3korea.ru/news/minimalnaya-zarplata-v-yuzhnoj-koree/ (дата обращения 14.02.2012).

11. Обзор: Китай и РК углубляют всестороннее партнерство. - 2005. - 16 дек. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://kz.chineseembassy.org/rus/ztbd/huchufang/fang-han/t226826.htm (дата обращения: 12.02.2012).

12. Осадчий, М. Генезис китайско-южнокорейских отношений во второй половине ХХ в. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://evolutio.info/index.php?option=com_content& task=view&id=771&Itemid=113 (дата обращения: 10.02.2012).

13. Переговоры между председателем КНР Ху Цзиньтао и президентом РК Ли Мен Баком [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://russian.people.com.cn/31520/ 6486515.html (дата обращения: 12.02.2012).

14. Переговоры премьера Г оссовета КНР Вэнь Цзябао и президента РК Но Му Хена [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://russian.people.com.cn/31520/5595201.html (дата обращения: 12.02.2012).

15. Переговоры Ху Цзиньтао с Но Му Хеном. - 2005. - 16 нояб. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.fmprc.gov.cn/rus/ziliao/zt/hjt2005apecr/t222022.htm (дата обращения: 12.02.2012).

16. Российская газета. - 2011. - 15 апр. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.rg.ru/2011/04/15/sammit-anons.html (дата обращения 21.02.2012).

17. Сычева, В. Поднебесная между Севером и Югом [Электронный ресурс] // Комерсантъ. - 1995. - 12 мая. - № 86/804. - Режим доступа : http://kommersant.ru/doc/ 108607/print (дата обращения: 13.02.2012).

18. Торкунов, А. Корейский полуостров: метаморфозы послевоенной истории [Электронный ресурс] / А. Торкунов, В. Денисов, В. Ли. - Режим доступа : http://www. modernlib.ru/books/li_vladimir/koreyskiy_poluostrov_metamorfozi_poslevoennoy_istorii/read/ (дата обращения: 10.02.2012).

19. Экономические отношения между Китаем и Республикой Корея [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://translate.google.ru/translate?hl=ru&langpair=ar%7Cru& u=http://www.arabic.xinhuanet.com/arabic/2008-08/28/content_706119.htm (дата обращения:

13.02.2012).

20. China [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.au.af.mil/au/awc/ awcgate/sa97/sa97ch4.htm (дата обращения: 12.02.2012).

21. China and South Korea Joined in Criticism of Japan for its View of History [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.cnd.org/mirror/nanjing/Watch.html (дата обращения: 12.02.2012);

22. Korea-China Economic Relations: Today and Tomorrow [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.dwnam.pe.kr/023%20int-971007.htm (дата обращения: 13.02.2012).

23. South Korea Export, Import & Trade [Электронный ресурс] // Economy Watch. -

2011. - 24 сент. - Режим доступа : http://translate.google.ru/translate?hl=ru&langpair=

en%7Cru&u=http://www.economywatch.com/world_economy/south-korea/export-import.html (дата обращения 10.02.2012).

24. ZHOU Shengqi. Sino-South Korean Trade Relations: from Boom to Recession. EAI Background Brief No. 508. P.1. URL : http://www.eai.nus.edu.sg/BB508.pdf (дата обращения:

13.02.2012).

Z.V. Petrunina

THE EVOLUTION OF RELATIONS BETWEEN CHINA AND SOUTH KOREA AT THE TURN OF XX - XXI CENTURIES

This article describes the main areas of political and economic cooperation between China and South Korea at the turn of XX - XXI centuries. Priority areas of cooperation and problems of interaction are revealed between countries at present.

China, South Korea, political cooperation, economic cooperation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.