Научная статья на тему 'МОНАСТЫРСКИЕ И ЦЕРКОВНЫЕ БИБЛИОТЕКИ КАК ЦЕНТРЫ ПРАВОСЛАВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX–НАЧАЛА ХХ ВЕКОВ'

МОНАСТЫРСКИЕ И ЦЕРКОВНЫЕ БИБЛИОТЕКИ КАК ЦЕНТРЫ ПРАВОСЛАВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX–НАЧАЛА ХХ ВЕКОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
389
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Костромская епархия / монастырские библиотеки / церковные библиотеки / библиотека Костромской духовной семинарии / The article presents the history of the development of monastic and church lib raries in the Kostroma province. It is demonstrated for how long they performed the most important historical and cultural functions: religious / educational / missionary / etc. In the XIX century / along with the monasteries — the main book centers in the province / other largest libraries emerged (theological seminary / provincial gymnasium / etc.) / and / in addition / private individuals began to collect books.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Горохова Ольга Вячеславовна

В статье представлена история развития монастырских и церковных библиотек Костромской губернии. Показано, как на протяжении длительного времени они выполняли важнейшие историкокультурные функции: культовую, образовательную, миссионерскую и др. В XIX веке наряду с монастырями — главными книжными центрами на территории губернии, возникли другие крупные библиотеки (духовной семинарии, губернской гимназии и др.), а, кроме того, собиранием книг стали заниматься частные лица.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONASTIC AND CHURCH LIBRARIES AS CENTERS OF ORTHODOX EDUCATION AND UPBRINGING OF THE SECOND HALF OF XIX –EARLY XX CENTURY

The article presents the history of the development of monastic and church lib raries in the Kostroma province. It is demonstrated for how long they performed the most important historical and cultural functions: religious, educational, missionary, etc. In the XIX century, along with the monasteries — the main book centers in the province, other largest libraries emerged (theological seminary, provincial gymnasium, etc.), and, in addition, private individuals began to collect books.

Текст научной работы на тему «МОНАСТЫРСКИЕ И ЦЕРКОВНЫЕ БИБЛИОТЕКИ КАК ЦЕНТРЫ ПРАВОСЛАВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX–НАЧАЛА ХХ ВЕКОВ»

Ипатьевский вестник. 2022. №1 (17). С. 69-90. Ipatievsky vestnik. 2022. №. 1 (17). Р. 69-90.

КОСТРОМСКАЯ ЕПАРХИЯ: ВЕХИ ИСТОРИИ

Научная статья УДК 261:02(09)

DOI: 10.24412/2309-5164-2022-1-69-90

Монастырские и церковные библиотеки

как центры православного образования и воспитания второй половины Х1Х-начала ХХ веков

Горохова Ольга Вячеславовна, (1964-2018)

Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко, Кострома, Россия, [email protected]

Статья подготовлена к публикации Л. В. Смирновой

Аннотация. В статье представлена история развития монастырских и церковных библиотек Костромской губернии. Показано, как на протяжении длительного времени они выполняли важнейшие историко-культурные функции: культовую, образовательную, миссионерскую и др. В XIX веке наряду с монастырями — главными книжными центрами на территории губернии, возникли другие крупные библиотеки (духовной семинарии, губернской гимназии и др.), а, кроме того, собиранием книг стали заниматься частные лица.

Ключевые слова: Костромская епархия, монастырские библиотеки, церковные библиотеки, библиотека Костромской духовной семинарии.

Для цитирования: Горохова О. В. Монастырские и церковные библиотеки как центры православного образования и воспитания второй половины XIX -начала XX веков // Ипатьевский вестник. 2022. № 1. С. 69-90. https://doi.org/10.24412/2309-5164-2022-1- 69-90

© Костромская духовная семинария, 2022.

Горохова Ольга Вячеславовна, (1964-2018) Кандидат исторических наук, старший преподаватель, Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко /

Olga V. Gorohova (1964-2018),PhD in History, Senior Lecturer Chair of humanitarian and socio-economic disciplines of The Marshal Semyon Timoshenko NBC (Nuclear, Biological and Chemical) Protection Military Academy

KOSTROMA DIOCESE: MILESTONES OF HISTORY

Scientific article

Monastic and church libraries as centers of Orthodox education and upbringing of the

second half of XIX - early XX century

Olga V. Gorohova (1964-2018), Candidate of Historical Sciences, Senior Lecturer Chair of humanitarian and socio-economic disciplines of The Marshal Semyon Timoshenko NBC (Nuclear, Biological and Chemical) Protection Military Academy, Kostroma, Russia, [email protected] Article prepared for publication by L. V. Smirnova

Abstract. The article presents the history of the development of monastic and church libraries in the Kostroma province. It is demonstrated for how long they performed the most important historical and cultural functions: religious, educational, missionary, etc. In the XIX century, along with the monasteries — the main book centers in the province, other largest libraries emerged (theological seminary, provincial gymnasium, etc.), and, in addition, private individuals began to collect books.

Keywords: Kostroma eparchy (diocese of Kostroma), monasterial library, church library, library of the Kostroma Theological Seminary

For citation: Gorohova O. V. Monastic and church libraries as centers of Orthodox education and upbringing of the second half of XIX-early XX century // Ipatievsky vestnik. 2022. № . 1. Р. 69-90 (In Russian). https:// doi.org/10.24412/2309-5164-2022-1-69-90

ПЕРВЫМИ относительно многочисленными и раритетными книжными собраниями в регионе были монастырские и церковные библиотеки. На протяжении ряда столетий в монастырях и церквях собирались и создавались эти книжные фонды. В стенах монастырей и храмов книги не только хранились, но и создавались, в большей части это были рукописи, которые пополняли книжные фонды монастырских и церковных библиотек. По данным М. В. Кукушкиной, самым распространенным в количественном отношении являлся фонд монастырской библиотеки в пределах от 100 до 350 книг1. Характер деятельности этих библиотек был более замкнутый, чем у библиотек храмовых, так как монахи использовали книги при богослужении, келейном чтении, для просветительских целей. В отличие от монастырских библиотек, храмовые (соборные, церковные, церковноприходские) библиотеки имели, как правило, небольшие фонды и были вполне доступны не только церковнослужителям, но и прихожанам, умеющим их читать.

1 Кукушкина М. В. Монастырские библиотеки Русского Севера: очерки по истории книжной культуры XVI-XVII вв. Л., 1977. С. 11.

Библиотеки Костромской и Галичской епархий к середине XIX века имели довольно обширные фонды духовной и светской литературы. Во-первых, это было обусловлено временным фактором: Костромская и Галичская епархия, в состав которой вошли все церкви и монастыри Костромской и Галичской провинций, была учреждена в 1744 году, и почти за столетие своего существования создала значительные книжные фонды. Во-вторых, покровительство со стороны царствующей династии дома Романовых определенным образом сказывалось и на комплектовании фондов церковных и монастырских библиотек. На сохранение фондов монастырских библиотек определенным образом отразились реформы Екатерины II, и в частности, ее указ от 23 февраля 1764 г., в результате которого многие монастыри были упразднены. Причинами подписания данного Указа были массовые волнения монастырских крестьян, и Екатерина II в 1764 году провела секуляризацию церковного имущества, объявленную еще Петром III. Были определены штаты и оплата церковнослужителей. Бывшие монастырские крестьяне, (их было около 1 млн душ мужского пола) перешли под власть государства.

В этих условиях часть книжных фондов монастырей сохранилась, она была передана другим, не упраздненным монастырям; некоторая часть была утеряна. Согласно подсчетам А. А. Титова в течении XVIII века на территории Костромской епархии были упразднены 53 монастыря1. Если на момент учреждения Костромской епархии насчитывалось 37 монастырей и 767 церквей2, то на начало XIX века в Костромской епархии действовало 15 монастырей и 867 сельских и городских церквей. Среди монастырей было 9 мужских: Ипатьевский, Макариево-Унженский, Богородицкий Игрицкий, Успенский Высоковский, Паисиев Галичский, Николаевский Луховский, Предтеченский Железноборовский, Авраамиев Городецкий, Николо-Бабаевский; 3 женских: Богоявленско-Анастасиинский, Троицкий Белбажский, Галичский Николаевский Староторжский; 3 пустыни: Макариево Решемская, Троицкая Кривоезер-ская, Николаевская Надеевская3.

Наиболее крупными книжными собраниями среди монастырей Костромской епархии обладали Ипатьевский, Макариево-Унженский, Богоявленско-Анстасиинский, Николо-Бабаевский. Их фонды еще в начале XIX века насчитывали в пределах 750 экземпляров духовных и светских книг. Кроме того, настоятели церквей и архимандриты монастырей проявляли постоянную заботу не только о сохранении имеющихся книжных фондов, но и принимали меры к их пополнению. Достаточно отметить, что только фонды Ипатьевского монастыря за первую половину XIX века пополнились более чем на 80 книг4. Размеры и состав монастырских библиотек зависели от экономического и общественного значения монастыря.

1 Титов А. А. Упраздненные монастыри Костромской епархии.М., 1909. С. 1-57.

2 Там же. С. V.

3 Памятная книга Костромской епархии / Сост. В. А. Самаряновым. Кострома, 1868. С. 94-96, 134-161.

4 Памятная книга Костромской епархии / Сост. В. А. Самаряновым. Кострома, 1868. С. 134161.

Необходимость формирования при монастырях и храмах больших библиотечных фондов являлась с одной стороны обеспечение в достаточном количестве православной литературой для проведения служб, с другой — обучение монахов и послушников грамоте и чтению духовной литературы. Монастыри и православные церкви российской глубинки являлись не только очагами формирования теологического миропонимания, но и очагами грамоты и нравственного воспитания. Практически с детства каждый ребенок изучал и запоминал десять библейских заповедей, а затем учил наизусть основные молитвы. Даже в открываемых цифирных школах по указу Петра I (в Костроме она была открыта в 1722 г.), где дети должны были научиться читать, писать, и особенно — считать, знать азы геометрии и т.д., слово Божье занимало особое место. Учащиеся за период учебы должны были изучить 10 христианских заповедей и выучить наизусть 10 молитв. Занятия вели, как правило, дьяки, а духовной и учебной литературой школьники изначально обеспечивались из церквей.

Наряду с Ипатьевским монастырем, крупным книжным собранием обладал и Богоявленский мужской монастырь1, который был основан в первой половине XV века. Пользуясь расположением великих князей, царей, бояр и жителей Костромы, он получал в разное время богатые вклады, в том числе и ценными печатными и рукописными книгами. Его фонды до пожара 6 сентября 1874 года насчитывали более 960 книг как типографских, так и рукописных. С момента его основания и до середины XIX века по разным данным в его стенах научились грамоте, то есть читать и писать более 2,5 тыс. монахов. Однако после пожара 6 сентября 1847 г. часть монастырских книг сгорела, а часть была утрачена «из-за небрежного отношения вообще к древним внешне малоценным книгам»2.

Пожары, стихийные бедствия, которые случались в регионе, наносили не только серьезный материальный ущерб, но они наносили колоссальный ущерб духовному развитию края, особенно в провинции. На селе основными источниками культурного развития края являлись церкви и собиратели (собирательницы) русского народного фольклора — обрядовых песен, пословиц, поговорок, сказок, сказаний и т.д. Как правило, дети учились читать и писать у дьяков, а сказки и былины они слышали из уст сказительниц или своих дедушек и бабушек. Церковь же в этой просветительской деятельности занимала особое приоритетное положение. Формируя у населения религиозное миропонимание, она выступала в то же время и как образовательное учреждение. Тем более во второй половине XIX века многие церковно-приходские школы располагались непосредственно на территории церквей. В этих условиях церковные или монастырские библиотеки являлись действительно «золотым кладом».

Основанный в 1624 г. Богородицкий Игрицкий, или Песоченский мужской монастырь к концу XVII в. имел до 100 печатных и рукописных книг3, в середине

1 Баженов И. В. Костромской Богоявленско-Анастасиинский монастырь: исторический очерк. Кострома, 1895.

2 Баженов И. В. Сорок два старинных сборника Костромского Богоявленского монастыря // Костромская старина. Вып. IV. Кострома, 1897. С. 68-69.

3 Виноградов Н. Описная и приходно-расходная книги Игрицкого монастыря 1688-1689 гг. Кострома, 1915. С. 17-21.

XIX в. он являлся одним из наиболее благоустроенных монастырей Костромской епархии1.

Уникальными книжными собраниями обладали и другие монастыри Костромской епархии: Троицкий Белбажский женский второклассный монастырь Макарьевского уезда (основан в 1708 г.)2, Николаевский Луховский мужской третьеклассный монастырь (Луховская Тихонова пустынь), основанный в 1498 г. и в 1787 г. перешедший из Суздальской епархии в Костромскую3, Га-личский Николаевский Староторжский женский третьеклассный монастырь4, Троицкая Кривоезерская общежительная пустынь Макарьевского уезда5, Николаевская Надеевская пустынь6 и др.

Однако наличие больших фондов не всегда свидетельствовало о той большой пользе, которую мог бы принести этот фонд в деле просвещения населения или серьезной помощи в обучении детей в монастырских приютах или церковно-приходских школах. Десятки, а то и сотни книг годами хранились на полках монастырских библиотек, так и «не дождавшись» читателей.

Источниками получения сведений о монастырских и храмовых библиотеках являлись, как правило, писцовые книги, в которые включались описи церковного имущества, в том числе и книги. Писцовая книга г. Костромы 1627/28-1629/30 гг. содержит опись книжного имущества Богоявленского монастыря7, Анастасиинского монастыря на Суле8, Воздвиженского монастыря9, церкви московских чудотворцев Петра, Алексея и Ионы10, церкви Похвалы Пречистой Богородицы11. В других случаях лишь упоминается о наличии книг среди церковного имущества: «...А в церкви образы месные, и свечи, и книги, и ризы, и колокола, и всякое церковное строенье.».

Книжную основу монастырских библиотек составляла богослужебная литература. Это сочинения деятелей церкви, беседы и поучения святых отцов и другие церковно-публицистические сочинения, житийная литература, сборники церковно-назидательного содержания, библейские и богословские

1 Памятная книга для Костромской епархии / Сост. и изд. В. А. Самаряновым. Кострома, 1868. С. 105-106.

2 Перебаскин А. Описание Троицкого Белбажского второклассного женского монастыря Макарьевского уезда Костромской губернии // Костромские епархиальные ведомости. 1914. Отд. неоф. № 11. С. 244.

3 Памятная книга для Костромской епархии / Сост. и изд. В. А. Самаряновым. Кострома, 1868. С. 109-111; Илинский П. Луховская Тихонова пустынь Костромской губернии: исторический очерк. Кострома, 1898.

4 Памятная книга для Костромской епархии / Сост. и изд. В. А. Самаряновым. Кострома, 1868. С. 131-132; Орлов В. Галичский Староторжский Николаевский монастырь. М., 1913. С. 26.

5 Филумен. Исторические записки о Троицкой Кривоезерской общежительной пустыне, Костромской епархии. М., 1862.

6 Памятная книга для Костромской епархии / Сост. и изд. В. А. Самаряновым. Кострома, 1868. С. 111-113, 119-120.

7 Писцовая книга г. Костромы 1627/28-1629/30 гг. Кострома, 2004. С. 311-313.

8 Там же. С. 286.

9 Там же. С. 269.

10 Писцовая книга г. Костромы 1627/28-1629/30 гг. Кострома, 2004. С. 268.

11 Там же. С. 266.

книги. В числе церковно-полемических произведений было немало книг, посвященных обличению преследуемых Церковью лжеучений. Сохранялась в монастырских библиотеках также литература по истории Российского государства, представленная в основном летописями, историческими сказаниями, повествованиями о великих князьях и московских царях, историями городов и монастырей. Монастырская библиотека часто выполняла и роль архива, в ней хранились рукописные документы (жалованные грамоты, договоры, летописи монастырей, планы монастырских земель и др.)

Следовательно, круг функций монастырских и церковных библиотек не сводился к чисто пасторской службе, обучению иноков и послушников; библиотеки святых обителей выступали и как хранители культурных ценностей, в первую очередь, письменных памятников культуры. Все это позволяло исследователям наиболее полно представить события тех или иных лет, уточнить эти события, имена участников и т.д. Особую ценность представляли рукописные летописи и другие раритеты.

Среди раритетов, находившихся в книгохранилище Ипатьевского монастыря, был летописный свод XIV в., который позднее получил название «Ипатьевской летописи», по имени обители, в которой хранился многие годы. В монастырских описях XVI-XVIII вв. эта книга значилась то как «Книга Летописец Русской»1, то как «Книга Летописец Киевской о княжении»2. На внутренней стороне сохранилось имя владельца рукописи: «...книга Ипацкого монастыря слуги Тихона Ондрееева сына Межуева» и «Книга Ипатцкого старца Тарасия»3. В конце XVIII в. Ипатьевская летопись была передана в библиотеку Императорской Академии наук, где в начале XIX века с ней ознакомился Н. М. Карамзин, называвший ее одним из источников «Истории Государства Российского» 4.

Понимая важность и историческую ценность книг, дьяки-библиотекари с особой заботой относились к сохранению ценнейших фондов. Практически каждая монастырская и церковная библиотека имела опись. Кроме того, многие книги по указанию епископа Костромского и Галичского переписывались.

В монастырях в течение веков собирались исторические сведения о жизни обители, биографические данные о настоятелях, составлялись описания монастырских зданий и т.п. Подобные монастырские архивы служили источниками для создания монастырских летописей, сказаний о явлении и чудесах местноч-тимых икон и др.

Утверждая религиозное сознание у прихожан и теологическое миропонимание, Церковь решала и сугубо социально-политические задачи. Она внедряла в сознание прихожан идею божественного происхождения власти и государства: власть у царя от Бога, он помазанник Божий и все обязаны подчиняться

1 Переписные книги Костромского Ипатиевского монастыря 1595 г. / Сообщ. М. И. Соколов. М., 1890. С. 33.

2 ГАКО. Ф. 712. Оп. 2. Д. 132. Л. 13.

3 Рогов И.В., Уткин С. А. Ипатьевский монастырь: исторический очерк. М., 2003. С. 90-91.

4 Карамзин Н. М. История Государства Российского: В 12-ти т. // Т. 1. М., 1989. С. 25, 333, 557.

власти. Отсюда шло понимание незыблемости самодержавного строя и существующего государства и т.д.

Заботясь о простых мирских делах, Церковь вольно или невольно становилась проводником официальной государственной политики правительства и государства. Вся эта диалектика взаимоотношений отражалась, как правило, в житии святых, других печатных или письменных источниках, которые затем хранились в монастырских или церковных библиотеках. Эти источники не просто были очень ценным историческим материалом, они обыкновенно отражали данную эпоху (классическим примером является житие Аввакума, отражающее исторические события середины XVII в. в России).

В то же время Церковь, находясь в едином политическом пространстве с властью и обществом, зачастую выступала посредником между ними. С одной стороны, она отстаивала интересы власти, с другой, — пыталась донести до власти и требования прихожан. Вся эта деятельность священнослужителей отражалась в периодической печати, как светской, так и духовной. И церковные библиотеки, располагавшие фондами периодической печати, являлись и хранителями событий и общественно-политического процесса тех лет. И чем богаче были фонды библиотеки, тем она была ценнее и уникальные.

Так, например, около 1551 г. игуменом Покровского Чухломского монастыря Протасием на основании имевшихся в монастыре старых записей было составлено древнейшее житие Авраамия Галицкого под заглавием «Месяца июля в 20 день, Житие, жизнь и преставление преподобного и богоносного отца нашего Авраамия, игумена Городецкого чудотворца, в Чухломском уезде, на Городке, и о явлении ему чудотворной иконы пречистыя Богородицы. И о составлении обители сей, в нем же имать и от божественных чудес его»1.

В 1781 г. по указу Святейшего Синода архимандритом Парфением На-рольским было составлено описание Богоявленского монастыря, настоятелем которого он являлся с 1780 по 1809 гг..2

Среди рукописей Богоявленского монастыря заслуживает внимание сборник, содержавший в себе сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери. По содержанию рукопись эта имеет ценность, как заключающая в себе ценный материал для истории Феодоровской иконы и вообще для истории Костромского края. Он был переписан в 1708 г. дьяконом Троицкой церкви Богоявленского монастыря Петром Стефановым Поповым с более ранней рукописи, написанной, в свою очередь, в 1670 г. игуменом Печенгского монастыря Кириллом в Троицком Ипатьевском монастыре3. Подобные рукописи уникальны тем, что они зачастую дают сведения не только об истории создания, освящения или местонахождения той или иной иконы; из этих рукописей получаем сведения об авторах, времени создания иконы, ее окладе и для какой обители она была написана.

1 Словарь книжников и книжности Древней Руси. Втор. пол. XIV-XVI вв. Ч. 2. Л., 1989. С. 306307.

2 Титов А. А. Материалы для био-библиографического словаря. М., 1892. С. 30-31.

3 Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме / Предисл. И. В. Баженова // Вестник археологии и истории. Вып. XIX. СПб., 1909. С. 187-260.

Так, в Кривоезерском Троицком монастыре хранилось рукописное сказание о чудотворном списке с Иерусалимской иконы Богородицы, составленное настоятелем Леонтием Павловым, привезшим этот список из Москвы в 1711 г.1 Им же был написан келейный устав для монахов под названием «Правило Троезерской пустыни», который также хранился в Кривоезерском Троицком монастыре2. В 1817 г. на основе бумаг из монастырского архива здесь было составлено «Историческое описание Троицкого Кривоезерского монастыря»3.

В 1628 г. «повелением архимандрита Пафнутия» иеромонахом Ипатьевского монастыря Феофилом Киевлянином была написана рукопись «Слова аввы Дорофея и собеседования Григория, папы Римского», украшенная заставками, заголовками и инициалами, писанными вязью 4. В 1665 г. иноком того же монастыря Филаретом Риторовским была сочинена «книга молеб-ная, служба Пресвятыя Богородицы, славнаго ея чудотворныя иконы явления на реке Песочне», позднее хранившаяся в Игрицком Песоченском монастыре5. В 1704-1706 гг. в Ипатьевском монастыре проживали сосланные греческие ученые братья Иоаникий и Софроний Лихуды, где ими была составлена пространная греческая грамматика, оставшаяся в рукописи6.

Даже самые скудные сведения, полученные из рукописных изданий, говорят о многом: о связях Костромской епархии и Русской Православной Церкви с греческой православной церковью и другим православным миром.

Особой заботой для архиепископов, архимандритов и настоятелей церкви являлись вопросы не только сохранения библиотечных фондов, но и их пополнения. Основными источниками пополнения фондов монастырских и церковных библиотек была покупка книг и их переписка. Что касается централизованных поставок из Москвы и Санкт-Петербурга, то они были единичными.

Другим источником комплектования книжных собраний монастырей были вклады и пожертвования, которые являлись своеобразной общественной традицией и были обычно добровольными приношениями. Об этом свидетельствуют описи монастырского имущества, а также многочисленные записи на самих книгах. Вклады в фонд монастырской или церковной библиотеки делали и представители царского и княжеских родов, военные и торговые люди и простые прихожане — мещане и крестьяне, а также монахи и церковнослужители.

Среди вкладчиков костромских монастырей были русские цари Иоанн Грозный, Михаил Федорович, Петр Алексеевич. Например, царем Иоанном Грозным был вложен в Богоявленский монастырь рукописный сборник, содер-

1 Титов А. А. Материалы для био-библиографического словаря. М., 1892. С. 27.

2 Филумен. Исторические записки о Троицкой Кривоезерской пустыни. М., 1862. С. 25; Херсонский И. К. Летопись Макариево-Унженского монастыря Костромской епархии. Вып. 2. Кострома, 1892. С. 51.

3 Филумен. Исторические записки о Троицкой Кривоезерской пустыни. М., 1862. С. 11.

4 ГБЛ. Записки отдела рукописей. Вып. 14. М., 1952. С. 89; РГБ. Ф. 138. № 25. Л. 6-18.

5 Диев М. Я. Историческое описание Костромского Ипатского монастыря. М., 1858. С. 74; Титов А. А. Материалы для био-библиографического словаря ... М., 1892. С. 41

6 Диев М. Я. Историческое описание Костромского Ипатского монастыря. М., 1858. С. 73.

жавший жития святых1. Из богослужебных и священных книг, пожалованных царем Михаилом Федоровичем, в церквях и монастырях Костромской епархии в начале XX в. сохранялись следующие: в Кинешемском Успенском соборе — Евангелие в лист, обложенное старинным малиновым бархатом, отпечатанное в 1628 г., на первых листах которого была надпись «сию книгу Евангелие пожаловал государь царь и великий князь Михаил Федорович всея Руси на Ки-нешму в соборную церковь Преображения Спасова при протопопе Иакове лета 7139(1631) июня в 25 день, а подписал сию книгу приказу большого дворца подъячий Любим Асманов»;2 10 апреля 1635 г. в Анастасиинский женский монастырь (в 1863 г. приписанный к Богоявленскому) царем Михаилом Федоровичем было пожертвовано Евангелие в полулист на александрийской бумаге, обложено белой парчой с бархатными малиновыми цветами, с изображением Христа и евангелистов по серебру на верхней крышке;3 в Богородицкой церкви погоста Мостов Костромского уезда — полулистовое Евангелие, напечатанное в Москве в 1633 г., с надписью «сию книгу пожаловал государь царь и великий князь Михаил Фед. Всея Русии .церковь Богородицы. Никите с братею лета 7145 (1637) генваря 14, а подписал сию книгу приказа большаго дворца подъячий Георгий, а прозвище Лебисманов»;4 в Галичском Преображенском соборе — книги Устав, напечатанный в Москве в 1633 г., пожертвованный 19 июля 7141(1633) г., Осьмогласник и Триодь цветная (М., 1636), пожертвованные 1 мая 7147(1639) г., Триодь постная и Минея общая (М., 1635), пожертвованные 30 мая 1639 г.5

В 1678 г. шестилетним Петром Алексеевичем, останавливавшемся в Не-рехте с царем Федором Алексеевичем и великим князем Иоанном Алексеевичем по пути на богомолье, было пожертвовано напрестольное Евангелие в Нерехтский Богородицкий женский монастырь6. Напрестольное Евангелие, покрытое зеленым бархатом с серебряными вызолоченными евангелистами, наугольниками и застежками, напечатанное в Москве в 1677 г., указано в описи монастыря 1719 г.7 После упразднения монастыря в 1764 г. напрестольное Евангелие хранилось в ризнице Владимирской церкви г. Нерехты8.

Самыми крупными вкладчиками Ипатьевского монастыря в XV- начале XVI вв. были бояре Сабуровы и Вельяминовы. Во второй половине XVI и на протяжении всего XVII в. роль основных вкладчиков монастыря стала играть бояр-

1 Баженов И. В. Сорок два старинных сборника Костромского Богоявленского монастыря // Костромская старина. Вып. IV. Кострома, 1897. С. 69.

2 Баженов И. В. Вклады царя Михаила Федоровича, сохранившиеся доныне в церквах и монастырях Костромской епархии // Юбилейный сборник Костромского Церковно-исторического общества в память 300-летия царствования Дома Романовых. Кострома, 1913. С. 91.

3 Там же. С. 91-92; Баженов И. В. Костромской Богоявленско-Анастасиинский монастырь: Ис-тор. очерк. Кострома, 1895. С. 86.

4 Баженов И. В. Вклады царя Михаила Федоровича, сохранившиеся доныне в церквах и монастырях Костромской епархии // Юбилейный сборник Костромского Церковно-исторического общества в память 300-летия царствования Дома Романовых. Кострома, 1913. С. 92.

5 Там же. С. 92-93.

6 Титов А. А. Упраздненные монастыри Костромской епархии. М., 1909. С. 6.

7 ГАКО. Ф. 360. Оп. 1. Д. 49. Л. 1а об.

8 Церкви Костромской епархии. СПб., 1909. С. 157.

ская и царская династия Годуновых. Из Годуновых самым крупным вкладчиком в Ипатьевский монастырь был дядя царя Бориса боярин Дмитрий Иванович Годунов. В 1586-87 гг. он прислал в монастырь напрестольное Евангелие, украшенное жемчугом и драгоценными камнями1. В ризнице Ипатьевского монастыря хранились также вложенные Д. И. Годуновым лицевое Евангелие 1605 г.2, 2 лицевых Псалтири 1591 и 1594 г., которые представляли собой образцы придворной писцовой школы3. В 1598 г. по «государеву боярину и дворецкому» Григорию Васильевичу Годунову, похороненному в монастыре, был дан богатый вклад С. В. Годуновым, который состоял, в том числе, и из книг (Апостол, Маргарит, 4 Триоди)4.

Часто монастырские библиотеки пополнялись за счет личных книжных собраний настоятелей, монахов и монахинь, которые оставляли их обители в наследство. В случае смерти владельца, будь то инок или кто другой, состоявший при монастыре, его имущество и книги также поступали в распоряжение обители, даже если владельцем не было сделано никаких указаний. Личные книжные собрания переходили в монастырские владения, наращивая тем самым фонд библиотеки.

Несмотря на достаточно большую ценность, а некоторых уникальных рукописных книг, продажа их из церковных и монастырских собраний была не редкостью. Так, например, пожалованная царем Федором Алексеевичем в 1678 г. в Галичский Преображенский собор книга «Жезл правления» (1666), в 1697 г. была продана за полтину, а в 1700 г. куплена игуменом Макариево Унженского монастыря Леонидом, который пожертвовал ее в монастырь «по своей праведной теплой вере и по своих родителех»5.

В то же время следует отметить, что продажа особо ценных книг из монастырских библиотек не была системой. Эти вопросы в соборах решались, как правило, коллегиально. В большей своей части святые обители больше были заинтересованы в их приобретении.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Хранились небольшие книжные собрания в монастырях и храмах достаточно просто: в сундуках или на полках в специально отведенных комнатах, откуда и обслуживали ими читателей, которыми являлись преимущественно священнослужители и иноки. Учреждения, владевшие крупными собраниями, заботились о благоустройстве библиотек, организационных вопросах их деятельности. Это способствовало налаживанию учета имеющихся документов и сохранности фонда. Основной формой учета монастырского и церковного имущества являлись описи, которые содержали и сведения о книгах. Единой методики описания не существовало, но некоторые описи содержали кроме названия книги сведения о том, является она рукописной или печатной,

1 Рогов И.В., Уткин С. А. Ипатьевский монастырь: исторический очерк. М., 2003. С. 80-81.

2 Покровский Н. В. Памятники церковной старины в Костроме // Вестник археологии и истории. Вып. XIX. СПб., 1909. С. 21-24.

3 Там же. С. 26-31.

4 Переписные книги Костромского Ипатиевского монастыря 1595 г. / Сообщ. М. И. Соколов. М., 1890. С. 56.

5 Херсонский И. К. Летопись Макариево-Унженского монастыря Костромской епархии. Вып. 2. Кострома, 1892. С. 50.

время и место изготовления или издания книги, сведения об авторе, описание внешних особенностей экземпляра (сорт бумаги, материал переплета, украшения и др.). Особенно подробно описывались книги, представлявшие большую материальную ценность. Одно из Евангелий, вложенных в Ипатьевский монастырь Д. И. Годуновым, было описано таким образом: «На том евангелие верхняя цка серебряна чеканная золочена, на неи распятие Христово, с сторону Пречистая Богородица, а за другу сторону Иван Богослов; по углом 4 Евангелисты на цках на серебряных золочены чеканные; на той же цке 4 яхонты, а около распятия Господня и около Евангелистов и около цки сажено жемчюгом в один ряд; от верхние цки переплетка и исподняя цка поволочено отласом золотным с розными шолки, да около исподни цки обложено серебром по краем с четырех сторон и позолочено; да на тои же цке 5 жюков серебряных литых позолочены, да 2 застешки серебряны золочены резь; у них 2 пробойуа серебряны ж золочены резь; да 3 застилки отлас черват на прутье на серебряном; сажены застилки жемчюгом, а кругом жемчюгов веревочки золотные, и по краем у застилков сажено жемчюгом в одну нить, да обложены по краем плетенки золотные; подложены застилки камкою жолтою; да в верхней цке и в заслилках 14 пробойцов серебряны золочены; в евангелие 7 про-кладиц розных шолков плетены с золотом; а в головах у прокладиц кляпыш шолк червьчат с золотом, у него по краем сажено жемчюгом в три нити сряду, посреди кляпыша сажено жемчюгом да кенетелью золотною; у прокладиц 7 кистей розных шолков сканы з золотом, а наверху у них 7 же ворворок сажены жемчюгом»1.

Несмотря на уникальность некоторых собраний, систематизации книг не уделялось особого внимания, но книги на полках расставлялись в определенном порядке, что облегчало их поиск. Систему расстановки книг также иллюстрируют описи, в которых книги записаны обычно в той последовательности, в которой они и размещались. Чаще других встречаются так называемая форматная расстановка, при которой книги расставлены по размеру (в лист, в полулист, в десть и т.д.), и систематическая расстановка, при которой книги расставлены по содержанию (книги Священного Писания, богослужебные, жития и др.). Расстановка книг по формату, по-видимому, была в библиотеке Николаевской Надеевской пустыни в Юрьевецком уезде. В описи церковного имущества пустыни 1838 г. в библиотеке состояло 86 томов, которые перечислены в следующей последовательности: книги «в лист», затем «в четверть листа», последние «в 8-ю долю листа»2. Намного больше было книжное собрание Троицкого Кривоезерского монастыря Юрьевецкого уезда, но описание книг так же разделено на три отдела: «печатные в лист» (62 названия книг), «печатные в четверть большую и малую листа» (68 названий), «печатные в большую и малую осьмую долю листа» (87 названий)3. Рукописные книги не были выделены в особый фонд, и в общей описи рядом с ними обычно помечалось «письменая» или «писанная полууставом». Небольшое собрание книг

1 Переписные книги Костромского Ипатьевского монастыря 1595 г. М., 1890. С. 30-31.

2 ГАИО. Ф. 893. Оп.1. Д. 194. Л. 51-52.

3 ГАИО. Ф. 893. Оп. 1. Д. 160. Л. 41 об.-46 об.

в Богородицкой церкви в Кузнецах просто делилось на богослужебные книги и книги для чтения1.

На наш взгляд, подобная «систематизация» была обусловлена тем, что собрания фондов были небольшими, в то же время наиболее употребляемые книги находились «в работе», их иногда годами не возвращали на книжные полки. Поэтому круг востребованных книг всегда был под рукой, а та часть фондов, которая не использовалась для службы или обучения была «отформатирована» и разложена в хранение не по содержанию, а по размерам книг. Однако подобная система была не повсеместной.

В описи библиотеки Николо-Бабаевского монастыря 1879 г. книги расположены были в систематическом порядке по разделам: печатные книги Священного Писания, богослужебные книги (Минеи, Триоди, Типиконы и др.), писания святых отцов, прочие книги духовного содержания (поучения, слова, проповеди, памятные книжки), книги исторического содержания (жития святых, летописи), книги разного содержания (постановления Св. Синода, Синодики). В библиотеке хранились и архивные документы (планы на земельные угодья монастыря, дарственные записи)2. В составленных в начале XX в. в Николо-Бабаевском монастыре рукописных каталогах иностранных книг, хранившихся в монастырской библиотеке, описания книг были сделаны на языке издания3.

В том же монастыре на монастырских книгах проставлялся штамп-экслибрис «Николо-Бабаевский общежительный монастырь». Специальным ярлыком-экслибрисом, выполненным типографским способом, помечались и некоторые книги библиотеки Костромского Успенского собора4. Большинство же церковных и монастырских книг имело рукописные пометы о принадлежности их тому или иному собранию. Практиковалась иногда «скрепа» по листам книги, длинная фраза, ползущая со страницы на страницу по одному слову или по слогу.

Местом хранения книг в монастырях и храмах обычно являлась ризница, а также отдельное помещение, запиравшееся в целях сохранности на замок. Использование фонда церковной и монастырской библиотеки было ограничено определенными запретами, часто книги нельзя было выносить за стены монастыря. Для хранения книг, например, в Ипатьевском монастыре была устроена отдельная палата (точное ее расположение сегодня неизвестно, возможно, она размещалась возле Троицкого собора или вблизи монастырской ризницы. Косвенно на это указывают описи монастырского имущества XVI-XVIII вв., в которых описание библиотеки, как правило, следует за перечнем предметов Троицкого собора и ризницы5).

Однако, внутрибиблиотечная работа по хранению, систематизации и восстановлению книжных фондов не сводилась только к систематизации, под-

1 ГАКО. Ф. 701. Оп. 1. Д. 169. Л. 11-11 об.

2 ГАКО. Ф. 705. Оп. 1. Д. 70. Л. 3-15 об.

3 РГБ. Ф. 138. № 302. Л. 1-12; КОУНБ. № ЦЯ 417639.5 Л. 1-10.

4 КОУНБ. № Ц 15382.4 Григорий Богослов. Поучения. М., 1798.

5 Рогов И.В., Уткин С. А. Ипатьевский монастырь: исторический очерк. М., 2003. С. 90. 80

готовке сухих помещений, составлению описи и т.д. Большая работа в монастырях проводилась по подготовке новых переплетов книг, реставрационные работы, книгообмену с другими монастырями, если были двойные экземпляры и т.д.

За сохранность книжного имущества отвечал один из монахов (монахинь) или служителей в храме. Обязанности библиотекарей Костромского Успенского собора, например, в течение продолжительного времени исполняли протоиереи И. А. Метелкин (1782-1804), Я. А. Арсеньев (1804-1848), В. С. Горский (1848-1857)1. Около 40 лет исполняла «послушание чтицы и библиотекарши церковных книг» Богоявленско-Анастасиинского монастыря монахиня Вера (Елизавета Ивановна Поварова), которая из числа монахинь выделялась тем, что «читает хорошо, пишет плохо»2. Следует подчеркнуть, что настоятели церквей и архимандриты мужских монастырей (игуменьи — в женских) на должности смотрителей книг (библиотекарей) подбирали очень тщательно, о чем свидетельствуют многие документы. В библиотеку назначались те послушницы (послушники), монахи или монашки, кто с особой любовью относился к книге, берег ее, стремился сохранить. Обычно они очень заботливо относились не только к книжному фонду, но и ко всему имуществу библиотеки.

Книжный фонд библиотек строго контролировался высшим духовенством, боровшимся с чтением и распространением книг, противоречащих догматам Православной Церкви. Произведения «еретиков», «чернокнижников» и «вольнодумцев» изымались из монастырских библиотек и уничтожались. Нередко по требованию царей и высшего духовенства книги из библиотек высылались в Москву и другие монастыри. В 1677 г. настоятелю Макариево-Унженского монастыря Митрофану было оказано «особенное доверие» патриархом Иоакимом, поручившим Митрофану «отобрать в Галиче, Галичском уезде и в Юрьевце По-волском в монастырских, соборных, приходских и ружных церквах старопечатные служебники, изданные до Никонова патриаршества, и прислать к Москве, а вместо их дать новой печати исправленные служебники безденежно»3.

30 июня 1852 г. Костромской духовной консисторией был принят указ № 7823, согласно которому вводилась регулярная проверка рукописных фондов, хранившихся в монастырских библиотеках. Указ предписывал настоятелям и настоятельницам монастырей, чтобы «ими каждогодно со старшею братиею и сестрами библиотеки при монастырях, состоящие из рукописей, если оные есть проверяемы были и о их целости, с ясною полнотою и точностию доносимо было, с окончанием года, епархиальному начальству»4.

В 1847 г. по указу Костромской духовной консистории на хранению в ризницу Ипатьевского монастыря была передана большая партия старообрядческих книг (41 печатная и 35 рукописных книг, в т.ч. 14 певческих рукописей)

1 Островский П. Ф. Историческое описание библиотеки Костромского Успенского собора // Костромские губернские ведомости. 1858. № 19. С. 184, 192.

2 ГАКО. Ф. 131. Оп. 1. Д. 243. Л. 15 об.-16; Ф. 131. Оп. 1. Д.275. Л. 33об.-34.

3 Херсонский И. К. Летопись Макариева Унженского монастыря Костромской епархии. Вып. 1. Кострома, 1888. С. 99.

4 ГАКО. Ф. 712. Оп. 4. Д. 195. Л.1.

Судиславского купца-старообрядца Н. Папулина1. В 1854 г. при проверке этих книг исправляющим должность прокурора Московской Синодальной конторы г-ном Лопухиным была обнаружена недостача папулинских книг2. Многочисленные проверки и перепроверки привели к выявлению таких фактов, что книги, определенные в ризницу на хранение, при смене одного ризничего другим не проверялись и реестры на них не составлялись. В 1858 г. пришлось признать, что из присланных на хранение папулинских книг было утеряно 24 печатных и 2 певческих книги3.

В середине XIX в. в Костромской епархии числилось 19 соборных и 958 приходских церквей4, следовательно, каждая из них располагала собственным книжным собранием, по меньшей мере, в несколько книг, необходимых для отправления богослужения. К числу богослужебных книг относились: Евангелие, Апостол, Псалтирь, Служебник, Чиновник, Часослов, Октоих, Минея, месячная и общая, праздничная, Триодь Постная и Цветная, Ирмологий, Типикон, Требник и др5.

Основная масса церквей имела книжные собрания, состоявшие всего из десятка книг, почти исключительно богослужебных. Например, Пречистенская церковь г. Костромы в середине XVII в. имела в своем владении 15 печатных и 33 рукописные книги6, а церковь Московских Чудотворцев только 8 печатных и 8 рукописных книг7. В 1850 г. во временное пользование были выданы из Ипатьевского монастыря священнику Покровской церкви с. Молвитино Буйского уезда старинные Служебник и Евангелие, напечатанные при царе Михаиле Федоровиче. В своем прошении священник А. Агапитов писал, что при церкви «имеется евангелие, но весьма ветхое и в коем многих листов нет», поэтому он просил выдать «древних времен евангелие на подержание достолько будет мною приобретено»8. Прошение было удовлетворено, и Евангелие 7142 (1634) г. и служебник были выданы из ризницы Ипатьевского монастыря в августе 1850 г., а в декабре 1850 г. возвращены в монастырь9.

К середине XIX века в Костромской епархии самую крупную библиотеку имел главный городской храм Костромы — Успенский кафедральный собор. Первоначально мысль о создании соборной библиотеки и о размещении ее в фонаре под куполом Богоявленского храма появилась у епископа Костромского и Галичского (1769-1778) Симона (Лагова), но практически осуществлен это замысел был при его преемнике епископе Павле (Зернове)10. Именно

1 ГАКО. Ф. 712. Оп. 3. Д. 190. Л. 1-3 об.

2 ГАКО. Ф. 712. Оп. 4. Д. 99. Л. 16-17.

3 Там же. Л.106.

4 Памятная книга для Костромской епархии / Сост. В. А. Самаряновым. - Кострома, 1868. С. 98101.

5 Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. 1. М., 1992. Стб. 364.

6 Писцовая книга г. Костромы 1627/28-1629/30 гг. Кострома, 2004. С. 266.

7 Там же. С. 268.

8 ГАКО. Ф. 712. Оп.4. Д. 142. Л.2.

9 Там же. Л.3-5.

10 Островский П. Ф. Историческое описание библиотеки Костромского Успенского кафедрального собора //Костромские губернские ведомости. 1858. № 19. С. 185-186.

распоряжение Павла 1791 г. об устройстве библиотеки для занятий местных священнослужителей и положило начало соборному книгохранилищу. Библиотека создавалась с целью побудить местных служителей культа к «упражнениям при переводах книг и сочинениях проповедей». Распоряжением епископа Павла было предписано «иметь библиотеку из российских, латинских и греческих книг, к церкви принадлежащих; особливо ж все беседы Иоанна Златоуста и прочих святых отцов поучительные, также и прочих светских авторов нравоучительные книги». Для комплектования библиотеки, согласно этому распоряжению, ежегодно должно было выделяться «из церковной суммы с верною запискою в расход по два ста рублев на заведение книг». Для учета покупаемых книг было предписано завести специальный каталог, сведения о ежегодном поступлении книг в соборную библиотеку должны были регулярно сообщаться епископу и духовной консистории1. В 1849 г. библиотека Успенского кафедрального собора получила свое окончательное устройство на основании правил, утвержденных епископом Иустином (Михайловым) 2. В частности, правила предусматривали ежегодную ревизию соборного книгохранилища, ведение каталога на книжный фонд в 2-х экземплярах (один хранился в Соборе для справок, другой — в самой библиотеке), систематическую расстановку книг по шкафам. Правила содержали подробную инструкцию для библиотекаря, который призван «заботиться о приобретении для библиотеки книг, вновь выходящих; для сего составляет таковым книгам реэстры, и чрез протоиерея испрашивает на выписку их разрешение у Его Преосвященства»3.

В результате щедрых ассигнований и активной собирательской деятельности протоиреев собора и библиотекарей книжный фонд Успенского собора неуклонно рос. По свидетельству современника, в середине XIX в. «в этой библиотеке находятся все почти книги и переводы, которые выходили в свет в прошедшем столетии и в начале текущего»4. Объем книжного фонда к 1858 г. составлял 3152 тома и оценивался в сумму 2525 руб. 31 У4 коп. серебром5. Библиотечный фонд разделялся на две части: печатную и рукописную. Печатный фонд в свою очередь делился на 7 разрядов по систематическому признаку: 1. Богословие (650 т.), 2. Философия (482 т.), 3. Словесность (440 т.), 4. История (1073 т.), 5. Языкознание (47 т.), 6. Искусства (116 т.), 7. «Иноязычная библиотека» (272 т.) Среди иностранных печатных изданий соборной библиотеки хранились довольно редкие книги, напечатанные в Париже, Лейпциге, Венеции в XVII-XVIII вв. Рукописный фонд («письменная библиотека») состоял в 1858 г. из 72 томов, в дальнейшем, видимо, он продолжал расти. В настоящее время 75 рукописных книг XVI-XIX вв., принадлежавших Успенскому собору (рукописи

1 Арсеньев Я. А. Описание Костромского Успенского собора, учрежденного по высочайшему повелению в 1835 г. кафедральным, состав. в 1829 г. протоиереем оного собора и кавалером Иаковым Арсеньевым, а ныне вновь исправленное. М., 1837. С. 22-24.

2 Островский П. Ф. Указ. соч. // Костромские губернские. Ведомости. 1858. № 20, ч.н. С. 193194.

3 Там же. С. 194.

4 Крживоблоцкий Я. Материалы для географии и статистики России, собранные офицером Генерального штаба, Костромская губерния. СПб., 1861. С. 492.

5 Там же. С. 492.

богословско-учительного и философского содержания), находятся в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки (РГБ ОР)1.

Печатные и рукописные книги поступали в соборную библиотеку в результате пожертвований представителей местного духовенства, выпускников духовной семинарии и отдельных прихожан. Рукописи XVIII-XIX вв., принадлежавшие архимандриту Богоявленского монастыря, ректору и преподавателю богословия в Костромской духовной семинарии Парфению (Нарольскому), поступили в библиотеку Успенского кафедрального собора согласно духовному завещанию через посредничество соборного протоиерея Я. А. Арсеньева, выполнявшего функции заведующего библиотекой 2. Значительная часть их — богословского и философского содержания, многие на латинском языке, часть рукописей были написаны архимандритом Парфением, например, алфавитные указатели к богословским и философским сочинениям Иоанна Златоуста, Димитрия Ростовского и др3..

В соборной библиотеке находились также рукописи и книги из личной библиотеки протоиерея Рождественской церкви г. Макарьева на Унже Никифора Васильевича Зырина, который являлся выпускником Костромской духовной семинарии и после ее окончания служил священником в Царь-константиновской, а затем в Троицкой церквах г. Костромы4. Н. В. Зырин обладал библиотекой, насчитывавшей несколько сотен книг, и был широко известен как автор «Не-исходимого индиктиона...», экземпляр которого был поднесен в соборную библиотеку в 1800 г. самим автором5. Библиотека его была по распоряжению епископа Евгения (Романова) куплена для Костромской духовной семинарии. Но некоторые книги из библиотеки Н. В. Зырина попали в соборную библиотеку через его дядю Василия Григорьевича Зырина, протоиерея и ключаря Успенского собора6.

В 1851 г. 25 книг о Востоке и Средней Азии пожертвовал в соборную библиотеку «для пользы и удовольствия читающей костромской публики» Платон Васильевич Голубков, который являлся издателем этих книг. Среди них — сочинения Борнса «Путешествие в Бухару» и «Кабул. Путевые записки», Варрена «Английская Индия», Барту де Паноена «Индия под английским владычеством» и др7. Среди жертвовавших книги в библиотеку Успенского собора были также

1 РГБ ОР. Ф.800. 3.18. Л.18-18, 74-78.

2 Островский П. Ф. Историческое описание библиотеки Кафедрального Успенского собора // Костромские губернские ведомости. 1858. № 22. С. 211.

3 Собрание Костромской областной библиотеки им. Н. К. Крупской. Ф. 138 // Рукописные собрания Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина. Указатель. Т. 1. Вып. 3. М., 1996. С. 73; РГБ ОР. Ф.800. 3.18. Л 22-24, 75-76.

4 Титов А. А. Материалы для био-библиографического словаря. М., 1892. С. 23.

5 КОУНБ № Ц 2146.2. Зырин Н. В. Неисходимый индиктион, или Пасхалия зрячая, из разных авторов собранная и вновь с дополнением математическим порядком расположенная города Костромы Троицкой церкви священником Никифором Зыриным. М., 1787; 2-е изд. М., 1799 с надписью: «Костромскаго Успенскаго собора в библиотеку прошу принять. П.Н.З. 1800. 29 март».

6 Островский П. Ф. Историческое описание библиотеки // Костромские губернские ведомости. 1858. № 24. С. 234.

7 Островский П. Ф. Историческое описание библиотеки // Костромские губернские ведомости. 1858. № 22. С. 212.

костромской вице-губернатор И. К. Васьков1, коллежский секретарь Г. В. Косты-лев, надворный советник Г. Ф. Селижаров, священник Рождественской церкви М. М. Лебедев, А. И. Красовский, учителя Костромской духовной семинарии П. П. Орнатский, В. Ф. Розанов2 и др.

Книгами соборной библиотеки на протяжении всей истории ее существования на практике пользовались не только священнослужители, но и многие «просвещенные костромичи», благодаря чему соборное книжное собрание стало одной из первых провинциальных библиотек «общественного пользования» в России.

Библиотека Костромского Успенского собора была исключением из большинства церковных библиотек Костромской епархии, которых в начале XX в. насчитывалось 6793. Значительная их часть была очень бедна литературой, состояла из старых книг и разрозненных номеров духовных журналов. Например, Николаевская церковь погоста Корбы Кинешемского уезда в 1904 г. могла предложить прихожанам только журналы 20-40 летней давности: Христианское чтение за 1859 г., Воскресное чтение за 1860 г., Странник за 186469 гг., Руководство для сельских пастырей 1881-87 гг. и др. Из новых изданий сельская церковь выписывала только «Костромские епархиальные ведомости», «Церковные ведомости» и журнал «Русский паломник»4. В Преполовенскую церковь с. Филипцева Костромского уезда «по бедности церкви из периодических изданий выписываются только «Церковные ведомости» и за счет священника — «Кормчий»5. Галичский Паисиев монастырь на выписку книг и журналов израсходовал в 1897 г. 17 руб. 13 коп6. Никольский монастырь Тихоновской пустыни в 1893 г. на выписку Костромских епархиальных ведомостей и журналов израсходовал 20 руб. 09 коп7. В Богородицкой церкви на р. Медоза Кинешемского уезда «книг духовно-нравственного содержания при церкви имеется достаточное количество, но ими прихожане пользуются мало, чаще обращаются за книгами для чтения в школьные библиотеки, которые имеют достаточное количество полезных книг и получать книги из оных так же доступно, как из библиотеки церковной»8.

В начале XX в. на страницах «Епархиальных ведомостей» протоиерей И. Поспелов давал некоторые наставления для сельских пастырей в деле устройства церковной библиотеки: «.В помещении библиотеки можно поставить кружку, в которую состоятельным предлагать жертвовать на библиотеку. Заве-

1 КОУНБ. № Ц 9229.2 Шафонский А. Ф. Описание моровой язвы, бывшей в столичном городе Москве. М., 1775. с надписью «В библиотеку Костромского Успенского собора усердно приносит Иван Васьков».

2 КОУНБ. № Ц 3951.1 Геннинг Ю. Х. О сновидениях и лунатиках / Пер. с немец. П. Орнатский и В. Розанов. М., 1805. с автографом переводчика.

3 Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. 2. Изд. Сойкина. Репринт. изд.,1992. Стб.1479.

4 ГАКО. Ф. 131. Оп. 1. Д. 255. Л. 16 об.

5 Там же. Л. 20 об.

6 ГАКО. Ф. 131. Оп. 1. Д. 235. Л. 78.

7 Там же. Л. 26.

8 ГАКО. Ф. 131. Оп. 1. Д. 255. Л. 1 об.

дующим библиотекой может быть или приходской пастырь или дьякон, или псаломщик, или церковный староста, или благочестивый прихожанин, который в выданную священником тетрадь записывает, когда, кому и какая книга выдана и какой цены; в ней же отмечает, когда книга возвращена в библиотеку. Притом епархиальное начальство может составить каталог книг, которые должна иметь обязательно каждая церковь в своей библиотеке для чтения прихожан. Священнику нужно предоставить право выписывать книги и не означенные в каталоге, но нужные, по его мнению, для назидания его прихожан. Так, где развито пьянство, или сквернословие, или другой какой-либо порок, там необходимо выписывать книжки, в которых излагается наставление против этих пороков. В «Епархиальных ведомостях» нужно печатать справки о выходящих в свет книжках, особенно полезных для церковных библиотек. В каждом епархиальном городе полезно устроить, особенно при братстве, склад необходимых для церковных библиотек книг, из которого могли бы книги священники всей епархии. На выписку книг для церковных библиотек нужно назначить определенную сумму от каждой церкви: так, от самой бедной церкви нужно положить на книги не менее 2 или 3 руб. в год, от более состоятельной не менее 5 руб. и от состоятельной не менее 10 руб. В эту сумму не должна быть включена сумма на выписку «Епархиальных» и «Церковных ведомостей». При выписке всех книг, определенных епархиальным начальством для церковной библиотеки каждого прихода, такая сумма должна употребляться на выписку новых книг. Но т.к. бедные церкви на свои скудные средства очень долго не в состоянии будут приобрести все определенные епархиальным начальством книги, то состоятельные церкви должны придти на помощь соседним бедным церквам, уделяя им часть своей библиотечной суммы»1.

Наиболее благополучной церковно-приходской библиотекой являлась библиотека, отрытая в 1900 г. при Богородице-Скорбищенской церкви в с. Середа Нерехтского уезда, которой несколько лет заведовал священник Ф. Даниловский2. К 1913 г. библиотека насчитывала в своем фонде 2090 томов. При библиотеке действовал читальный зал, проводились религиозно-нравственные чтения с туманными картинами, были устроены книжный и иконный склады3.

Таким образом, старейшими и практически единственными в течение нескольких веков книжными собраниями на территории Костромского края были монастырские и церковные. Монастырские библиотеки обладали наиболее значительными и ценными собраниями рукописных и печатных книг. Основными источниками пополнения монастырских и церковных книжных собраний были вклады и пожертвования в виде книг, покупка книг на церковные средства и создание или переписка книг внутри монастырей. Наиболее полное представление о количестве и составе книжных фондов дают сохранившиеся описи, самыми ранними из них являются описи конца XVI в. Монастырские собрания в основном состояли из богослужебных книг (Евангелия, Апостолы,

1 Поспелов И. Заботы духовных пастырей о просвещении православных истинами св. веры // Костромские епархиальные ведомости. 1908. Отд. неоф. № 12. С. 330-332.

2 ГАКО. Ф. 133. Оп. 2. Д. 12815. Л. 84 об.

3 Товарищество мануфактур, основанных И. И. Скворцовым. М., 1913. С. 60. 86

Псалтыри, Минеи, Служебники и др.), сборников церковно-назидательного содержания (Маргарит, Измарагд и др.), житийной литературы, небольшого количества книг светского содержания (летописцы, литературные и учебные книги). Размеры, состав, организация библиотечного дела в монастырях находилась в прямой зависимости от экономического и общественного значения монастыря. Церковные книжные собрания были, как правило, немногочисленны и имели своей задачей обеспечение необходимыми книгами церковных служб.

История развития монастырских и церковных библиотек Костромской губернии показывает, что на протяжении длительного времени они выполняли важнейшие историко-культурные функции: культовую, мемориальную, образовательную, воспитательную, миссионерскую и др. В исследуемый период монастыри утрачивают роль главных культурных и книжных центров на территории губернии, т.к. возникли другие крупные библиотеки (духовной семинарии, губернской гимназии и др.), а, кроме того, собиранием книг стали заниматься частные лица.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Арсеньев Я. А. Описание Костромского Успенского собора, учрежденного по высочайшему повелению в 1835 г. кафедральным, состав. в 1829 г. протоиереем оного собора и кавалером Иаковым Арсеньевым, а ныне вновь исправленное. М., 1837. — 32 с.

2. Баженов И. В. Вклады царя Михаила Федоровича, сохранившиеся доныне в церквах и монастырях Костромской епархии // Юбилейный сборник Костромского Церковно-исторического общества в память 300-летия царствования Дома Романовых. Кострома, 1913. С. 87-95.

3. Баженов И. В. Костромской Богоявленско-Анастасиинский монастырь: исторический очерк. Кострома, 1895. — 101 с.

4. Баженов И. В. Сорок два старинных сборника Костромского Богоявленского монастыря // Костромская старина. Вып. IV. Кострома, 1897. С. 68-69.

5. Виноградов Н. Описная и приходно-расходная книги Игрицкого монастыря 1688-1689 гг. Кострома, 1915. С. 17-21.

6. ГАКО. Ф. 131. Оп. 1. Д. 235. Л. 78; ГАКО. Ф. 131. Оп. 1. Д. 243. Л. 15 об.-16; Ф. 131. Оп. 1. Д.275. Л. 33об.-34; ГАКО. Ф. 131. Оп. 1. Д. 255. Л. 1 об.; ГАКО. Ф. 131. Оп. 1. Д. 255. Л. 16 об.; ГАКО. Ф. 133. Оп. 2. Д. 12815. Л. 84 об.; ГАКО. Ф. 360. Оп. 1. Д. 49. Л. 1а об.; ГАКО. Ф. 705. Оп. 1. Д. 70. Л. 3-15 об.; ГАКО. Ф. 712. Оп. 2. Д. 132. Л. 13; ГАКО. Ф. 712. Оп. 3. Д. 190. Л. 1-3 об.; ГАКО. Ф. 712. Оп. 4. Д. 195. Л.1.; ГАКО. Ф. 712. Оп. 4. Д. 99. Л. 16-17.; ГАКО. Ф. 712. Оп.4. Д. 142. Л.2.

7. Диев М. Я. Историческое описание Костромского Ипатского монастыря. М., 1858. — 90 с.

8. Карамзин Н. М. История Государства Российского: В 12-ти т. // Т. 1. М., 1989. — 637 с.

9. Крживоблоцкий Я. Материалы для географии и статистики России, собранные офицером Генерального штаба, Костромская губерния. СПб., 1861. — 637 с.

10. Кукушкина М. В. Монастырские библиотеки Русского Севера: Очерки по истории книжной культуры XVI-XVII вв. Л., 1977. — 223 с.

11. Островский П. Ф. Историческое описание библиотеки Кафедрального Успенского собора. М., 1855. — 253 с.

12. Памятная книга для Костромской епархии / Сост. и изд. В. А. Самаря-новым. Кострома, 1868, С. 111-120.

13. Перебаскин А. Описание Троицкого Белбажского второклассного женского монастыря Макарьевского уезда Костромской губернии // Костромские епархиальные ведомости. 1914. Отд. неоф. № 11. С. 244.

14. Переписные книги Костромского Ипатиевского монастыря 1595 г. / Сообщ. М. И. Соколов. М., 1890. С. 56.

15. Писцовая книга г. Костромы 1627/28-1629/30 гг. Кострома, 2004. — 432 с.: ил.

16. Покровский Н. В. Памятники церковной старины в Костроме // Вестник археологии и истории. Вып. XIX. СПб., 1909. — 58 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. 1-2. М., 1992.

18. Поспелов И. Заботы духовных пастырей о просвещении православных истинами св. веры // Костромские епархиальные ведомости. 1908. Отд. неоф. № 12.

19. Рогов И. В., Уткин С. А. Ипатьевский монастырь: исторический очерк. М., 2003. — 200 с.: ил.

20. Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме / Предисл. И. В. Баженова // Вестник археологии и истории. Вып. XIX. СПб. 1909. С. 187-260.

21. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Втор. пол. XIV-XVI в. Ч. 2. Л., 1989. С. 306-307.

22. Титов А. А. Материалы для био-библиографического словаря. Словарь писателей духовного и светского чина Костромской губернии. По материалам рукописи М. Я. Диева «Ученые делатели Костромского Вертограда». М., 1892. — 40 с.

23. Филумен. Исторические записки о Троицкой Кривоезерской общежительной пустыне, Костромской епархии. М., 1862. — 124 с.

24. Херсонский И. К. Летопись Макариева Унженского монастыря Костромской епархии. Вып.1. Кострома, 1888. — 129 с.

25. Церкви Костромской епархии. СПб., 1909. — 242 с.

REFERENCES

1. Arsen'yev YA.A. Opisaniye Kostromskogo Uspenskogo sobora, uchrezhden-nogo po vysochayshemu poveleniyu v 1835 g. kafedral'nym, sostav. v 1829 g. pro-toiyereyem onogo sobora i kavalerom Iakovym Arsen'yevym, a nyne vnov' ispravlen-noye. M., 1837. — 32 s. (In Russian).

2. Bazhenov I. V. Vklady tsarya Mikhaila Fedorovicha, sokhranivshiyesya donyne v tserkvakh i monastyryakh Kostromskoy yeparkhii // Yubileynyy sbornik

Kostromskogo Tserkovno-istoricheskogo obshchestva v pamyat' 300-letiya tsarst-vovaniya Doma Romanovykh. Kostroma, 1913. S. 87-95. (In Russian).

3. Bazhenov I. V. Kostromskoy Bogoyavlensko-Anastasiinskiy monastyr': is-toricheskiy ocherk. Kostroma, 1895. — 101 s. (In Russian).

4. Bazhenov I. V. Sorok dva starinnykh sbornika Kostromskogo Bogoyavlensk-ogo monastyrya // Kostromskaya starina. Vyp. IV.-Kostroma, 1897. S. 68-69. (In Russian).

5. Vinogradov N. Opisnaya i prikhodno-raskhodnaya knigi Igritskogo monastyrya 1688-1689 gg. Kostroma, 1915. S. 17-21. (In Russian).

6. GAKO. F. 131. Op. 1. D. 235. L. 78; GAKO. F. 131. Op. 1. D. 243. L. 15 ob.-16; F. 131. Op. 1. D.275. L. 33ob.-34; GAKO. F. 131. Op. 1. D. 255. L. 1 ob.; GAKO. F. 131. Op. 1. D. 255. L. 16 ob.; GAKO. F. 133. Op. 2. D. 12815. L. 84 ob.; GAKO. F. 360. Op. 1. D. 49. L. 1a ob.; GAKO. F. 705. Op. 1. D. 70. L. 3-15 ob.; GAKO. F. 712. Op. 2. D. 132. L. 13; GAKO. F. 712. Op. 3. D. 190. L. 1-3 ob.; GAKO. F. 712. Op. 4. D. 195. L.1.; GAKO. F. 712. Op. 4. D. 99. L. 16-17.; GAKO. F. 712. Op.4. D. 142. L.2. (In Russian).

7. Diyev M.YA. Istoricheskoye opisaniye Kostromskogo Ipatskogo monastyrya. M., 1858. — 90 s. (In Russian).

8. Karamzin N. M. Istoriya Gosudarstva Rossiyskogo: V 12-ti t. // T.1. M., 1989. — 637 s. (In Russian).

9. Krzhivoblotskiy YA. Materialy dlya geografii i statistiki Rossii, sobranny-ye ofitserom General'nogo shtaba, Kostromskaya guberniya. SPb., 1861. — 637 s. (In Russian).

10. Kukushkina M. V. Monastyrskiye biblioteki Russkogo Severa: Ocherki po istorii knizhnoy kul'tury XVI-XVII vv. L., 1977. — 223 s. (In Russian).

11. Ostrovskiy P. F. Istoricheskoye opisaniye biblioteki Kafedral'nogo Uspensk-ogo sobora. M., 1855. — 253 s. (In Russian).

12. Pamyatnaya kniga dlya Kostromskoy yeparkhii / Sost. i izd. V. A. Samary-anovym. Kostroma, 1868, S. 111-120. (In Russian).

13. Perebaskin A. Opisaniye Troitskogo Belbazhskogo vtoroklassnogo zhensk-ogo monastyrya Makar'yevskogo uyezda Kostromskoy gubernii // Kostromskiye yeparkhial'nyye vedomosti. 1914. Otd. neof. № 11. S. 244. (In Russian).

14. Perepisnyye knigi Kostromskogo Ipatiyevskogo monastyrya 1595 g. / Soob-shch. M. I. Sokolov. M., 1890. S. 56. (In Russian).

15. Pistsovaya kniga g. Kostromy 1627/28-1629/30 gg. Kostroma, 2004. — 432 s.: il. (In Russian).

16. Pokrovskiy N. V. Pamyatniki tserkovnoy stariny v Kostrome // Vestnik arkhe-ologii i istorii. Vyp. XIX. SPb., 1909. — 58 s. (In Russian).

17. Polnyy pravoslavnyy bogoslovskiy entsiklopedicheskiy slovar'. T.1-2. M., 1992. (In Russian).

18. Pospelov I. Zaboty dukhovnykh pastyrey o prosveshchenii pravoslavnykh istinami sv. very // Kostromskiye yeparkhial'nyye vedomosti. 1908. Otd. neof. № 12. (In Russian).

19. Rogov I.V., Utkin S. A. Ipat'yevskiy monastyr': istoricheskiy ocherk. M., 2003. — 200 s.: il. (In Russian).

20. Skazaniye o yavlenii i chudesakh Fedorovskoy ikony Bogomateri v Kostrome / Predisl. I. V. Bazhenova // Vestnik arkheologii i istorii. Vyp. XIX. SPb. 1909. S. 187260.

21. Slovar' knizhnikov i knizhnosti Drevney Rusi. Vtor. pol. XIV-XVI v. CH. 2. L., 1989. S. 306-307. (In Russian).

22. Titov A. A. Materialy dlya bio-bibliograficheskogo slovarya. Slovar' pisateley dukhovnogo i svetskogo china Kostromskoy gubernii. Po materialam rukopisi M.YA. Diyeva «Uchenyye delateli Kostromskogo Vertograda». M., 1892. — 40 s. (In Russian).

23. Filumen. Istoricheskiye zapiski o Troitskoy Krivoyezerskoy obshchezhitel'noy pustyne, Kostromskoy yeparkhii. M., 1862. — 124 s. (In Russian).

24. Khersonskiy I. K. Letopis' Makariyeva Unzhenskogo monastyrya Kostromskoy yeparkhii. Vyp.1. Kostroma, 1888. — 129 s. (In Russian).

25. Tserkvi Kostromskoy yeparkhii. SPb., 1909. — 242 s. (In Russian).

Статья поступила в редакцию 06.09.2021; одобрена после рецензирования: 10.10.2021; принята к публикации 31.10.2021.

The article was submitted 06.09.2021; approved after reviewing: 10.10.2021; accepted for publication 31.10.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.