Научная статья на тему 'Деятельность РПЦ по организации помощи раненым воинам в начале Первой мировой войны (август - декабрь 1914 г. )'

Деятельность РПЦ по организации помощи раненым воинам в начале Первой мировой войны (август - декабрь 1914 г. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
327
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ПАТРИОТИЗМ / ДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА / WORLD WAR I / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / PATRIOTISM / SPIRITUAL SOCIAL ZONE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Табаченко Андрей Андреевич

В статье рассматриваются основные направления патриотической деятельности Русской православной церкви в начальный период Первой мировой войны как в духовном, так и в материальном измерении. Прежде всего уделяется внимание открытию и содержанию госпиталей при костромских Ипатьевском и Богоявленском Анастасиином монастырях, Макарьевской Решемской обители Кинешемского уезда Костромской губернии, организации благотворительных акций для раненых и больных воинов и членов их семей, поддержке духовенством и мирянами Российского общества Красного Креста, проведению специальных кружечных сборов для нужд фронта и тыла в годы войны. Стоит отметить, что РПЦ при этом не забывала и о своей главной функции духовном окормлении своих членов. База источников основана в основном на материалах Государственного архива Костромской области (ГАКО) и местной периодической печати, определённое внимание уделяется персоналиям. Подчеркивается поддержка Церковью государственных инициатив, прежде всего «сухого закона», что привело к резкому спаду преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activities of the Russian Orthodox Church in aiding the wounded warriors in the beginning of the World War I (August to December, 1914)

In the proposed article, the author considers the relevance of the proposed research and the main directions of patriotic activities of the Russian Orthodox Church during the World War I in both the spiritual and the material dimension. First of all should attention be paid to the opening and maintenance of hospitals in Kostroma monasteries named after Saint Hypatius of Gangra and Epiphany (the latter founded by Anastasia, Dmitry Donskoy’s daughter), as well as in the cloister named after Venerable Macarius of the Yellow Water Lake and the Unzha (located in the village of Reshma, Kineshma district, Kostroma province), the organisation of charitable events for wounded and sick soldiers and their families, supporting clergy and laity of the Russian Red Cross society, holding the special mug collections for needs of the front and rear in the war. It should be noted that the Russian Orthodox Church did not forget about its main function of the spiritual care of its members. This work consists mainly on the materials of State Archive of Kostroma Region and local periodicals, some attention is paid to the personalities. What is emphasised, is the Church’s support of government initiatives, especially in the face of prohibition of dry law, which led to a sharp decline in crime.

Текст научной работы на тему «Деятельность РПЦ по организации помощи раненым воинам в начале Первой мировой войны (август - декабрь 1914 г. )»

УДК 94 (470)"19/..." ; 281.2

Табаченко Андрей Андреевич

Костромской государственный университет

[email protected]

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РПЦ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПОМОЩИ РАНЕНЫМ ВОИНАМ В НАЧАЛЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (август - декабрь 1914 г.)

В статье рассматриваются основные направления патриотической деятельности Русской православной церкви в начальный период Первой мировой войны как в духовном, так и в материальном измерении. Прежде всего уделяется внимание открытию и содержанию госпиталей при костромских Ипатьевском и Богоявленском Анастасиином монастырях, Макарьевской Решемской обители Кинешемского уезда Костромской губернии, организации благотворительных акций для раненых и больных воинов и членов их семей, поддержке духовенством и мирянами Российского общества Красного Креста, проведению специальных кружечных сборов для нужд фронта и тыла в годы войны. Стоит отметить, что РПЦ при этом не забывала и о своей главной функции - духовном окормлении своих членов. База источников основана в основном на материалах Государственного архива Костромской области (ГАКО) и местной периодической печати, определённое внимание уделяется персоналиям. Подчеркивается поддержка Церковью государственных инициатив, прежде всего «сухого закона», что привело к резкому спаду преступности.

Ключевые слова: Первая мировая война, Русская православная церковь, патриотизм, духовная сфера общества.

Актуальность исследования обусловлена рядом факторов: во-первых, ролью религиозных организаций и, в частности, Русской православной церкви (далее РПЦ) в современном обществе; во-вторых, не так давно, в 2014 г., исполнилось столетие с начала Первой мировой войны; в-третьих, всегда существует интерес к взаимоотношениям государства, духовенства и мирян в различные исторические периоды. В связи со всем этим важным представляется вопрос о патриотической деятельности Церкви в 1914 г., показывающей непосредственную реализацию ее духовного-нравственного потенциала, что нашло отражение в материалах Костромской епархии.

С первых дней войны как Церковь, так и государственные структуры, а также земство в губернии развернули активную деятельность, направленную на помощь как фронту, так и тылу. Местное население было охвачено большим патриотическим подъемом. Жизненно важной в деле борьбы с немцами стала организация помощи раненым в условиях кровопролитных и масштабных сражений на Западном фронте.

Имея огромный опыт благотворительной деятельности, РПЦ направила все свои силы на организацию помощи пострадавшим от военных действий. По определению Святейшего синода 1914 г., при всех церквах Костромской епархии за богослужениями по воскресным и праздничным дням открылись кружечные сборы в пользу Российского общества Красного Креста [1, с. 238].

С первых дней войны Костромская губерния, находящаяся в глубоком тылу, начала готовиться к приёму раненых. К декабрю 1914 г. только в г. Костроме было открыто 14 госпиталей и лазаретов. Одним из первых был открыт лазарет на 20 кроватей при Костромском Богоявленском Ана-стасиином женском монастыре. В сентябре 1914 г. лазарет был расширен до 35 кроватей, из которых 20 содержались на средства монастыря, 15 полу-

чали пособие от местного управления Красного Креста [2, с. 9].

Можно сделать вывод, что духовенство и монашествующие Костромской епархии принимали самое активное участие в оказании помощи семьям нижних чинов, призванных в действующую армию. Настоятельница Костромского Богоявленского Анастасиина монастыря игуменья Сусанна (Мельникова) входила в состав местного отделения Комитета Её Императорского Высочества Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны по оказанию благотворительной помощи семьям лиц, призванных на войну. Её попечением в 1914 г. при этой обители был открыт приют для 50 девочек из семей нижних чинов, призванных на военную службу [3, с. 15].

С 25 августа 1914 г. начал действовать лазарет на 6 кроватей при Макарьевском Решемском женском монастыре Кинешемского уезда. Заведующей лазаретом была назначена врач М.А. Покрасова, в 1916 г. - Б.Д. Монзайм. Всего за период с 1914 по 1917 г. лечение в монастырском лазарете прошли 87 человек, на содержание которых было потрачено 4 858 руб. Кроме того, были организованы три лазарета для раненых и больных воинов на общие средства монастырей и духовенства Костромской епархии. 6 августа 1914 г. по распоряжению церковного начальства на общее собрание в Костромской духовной консистории были созваны настоятели и настоятельницы монастырей епархии для обсуждения вопроса об оказании монастырями и их насельниками помощи больным и раненым воинам и семействам лиц, посланных на войну. На этом собрании присутствующие пришли к единодушному решению учредить на средства монастырей и братии Костромской епархии лазарет для раненых и больных воинов, с его полным оборудованием и содержанием [5, с. 18]. 1 сентября 1914 г. был открыт лазарет на 50 кроватей при Кинешемском Успенском женском монастыре. Лазарет содержался на общие средства монастырей епархии, отчислявших на его содержание 755 руб. ежемесячно.

20

Вестник КГУ ^ № 6. 2016

© Табаченко А.А., 2016

Деятельность РПЦ по организации помощи раненым воинам в начале Первой мировой войны..

Эта ассигнованная монастырями сумма ежемесячного взноса была распределена между ними следующим образом: от Николо-Бабаевского монастыря - 150 руб., Макариево-Унженского - 100 руб., Кривоезерского - 100 руб., Паисиева - 25 руб., Ипатьевского - 50 руб., Железно-Боровского -50 руб., Тихоново-Лухского - 50 руб., Богороди-це-Игрицкого - 50 руб., Высоковского - 10 руб., Свято-Троицкого женского - 55 руб., Белбажско-го - 50 руб., Боголюбского - 30 руб., Николо-Наде-евского - 25 руб., Богородице-Феодоровского г. Со-лигалича - 10 руб., Богородицкого (Ветлужского уезда) - 10 руб. [7, с. 106-107].

Было установлено, что кроме денег монастыри пожертвовали для нужд лазарета 2 950 аршинов холста, а настоятельницы женских монастырей -Костромского, Богоявленского, Кинешемского Успенского и Решемского - изъявили желание из жертвуемого холста изготовить постельные принадлежности и белье для воинов. Оборудование и заведование лазаретом было возложено на настоятельницу Кинешемского Успенского монастыря игуменью Александру с ее согласия. В помощь сестрам Успенского монастыря для ухода за больными и ранеными были направлены пять сестер Троицкого Белбажского женского монастыря. В последних числах сентября лазарет был готов к замещению; причтом монастыря был отслужен водосвятный молебен, святой водой окроплено помещение лазарета, а 11 октября 1914 г. был первый прием раненых воинов, прибывших в Кинеш-му Костромской губернии с поездом из Москвы. Встречали раненых в лазарете попечительница монастыря игуменья Александра и священник монастыря отец Константин Разумов, причем он осенял входивших святым крестом при пении певчими - сестрами монастыря - тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя...» и окроплял их святой водой. 13 октября в лазарете монастырским причтом, при участии певчих сестер монастыря, в присутствии игуменьи-попечительницы Александры и раненых воинов был отслужен молебен Спасителю и Божией Матери, после молебна были возглашены многолетия Государю Императору и всему Царствующему Дому, Святейшему синоду и преосвященнейшим епископам Евгению Костромскому и Галичскому и Севастиану Кинешемскому, учредителям и заведующей лазарета, трудящимся в нем, и христолюбивому воинству. Затем молебны служились довольно часто, иногда были и всенощные бдения, причем больные и раненые воины с радостью приветствовали сообщения о назначении службы и усердно молились. Ежедневно для них сестрами, живущими в обители, читались молитвы; причем общеупотребительные - «Отче наш.», «Спаси, Господи, люди Твоя.» - часто пелись самими ранеными солдатами. Нередко, особенно перед выпиской из лазарета на позиции, воины приступали к исповеди и Святому причастию.

Для чтения в лазарете имелась библиотека, состоящая из книг духовно-нравственного содержания, выписывалась газета «Русское слово». Лазарет находился под наблюдением уездного врача Н.С. Поленова. Ему помогали фельдшер, получавший за это зарплату в 5 руб. в месяц, и две послушницы Кинешемского монастыря, исполнявшие обязанности сестер милосердия безвозмездно. За август - декабрь 1914 г. монастырским лазаретом помощь была оказана 510 военнослужащим, на его содержание было перечислено 8 947 руб. 90 коп. от монастырей епархии и 1 261 руб. от Красного Креста.

Важным фактом является то, что 4 сентября 1914 г. общим собранием духовенства и старост г. Костромы было принято решение об учреждении в доме при Костромском кафедральном соборе лазарета для раненых и больных воинов на 20 мест. На его содержание было решено отчислять ежемесячно 300 руб. из личных средств духовенства в доле, соответствующей доходу, получаемому каждым из членов причта, и 300 руб. с доходов городских церквей. Для управления лазаретом был учрежден особый комитет, в который вошли: протоиерей кафедрального собора Сергей Воскресенский, протоиерей Богоявленского женского монастыря Василий Владимиров, староста соборной церкви С.Н. Прянишников, староста Стефановской церкви В.С. Пастухов.

Торжественное открытие лазарета состоялось 3 октября 1914 г., а через две недели в него поступила первая партия раненых. Всего же на оборудование лазарета и на содержание раненых за десять месяцев (с сентября 1914 г. по июль 1915 г.) было истрачено более 3,5 тыс. руб. [1, с. 238-245].

На средства церквей и духовенства Костромской епархии был учрежден лазарет в помещении Арсеньевской богадельни при Ипатьевском монастыре. Решение об его открытии было принято Костромским епархиальным съездом духовенства 12 октября 1914 г. На оборудование и содержание лазарета был установлен особый сбор: 75 коп. со священника каждой церкви, 50 коп. с диакона, 25 коп. с псаломщика и по 2 % - из церковных доходов. Для решения организационных вопросов был образован особый комитет, в состав которого вошли: протоиерей Василий Спасский, священники Иоанн Орфанитский и Михаил Звездкин, эконом Архиерейского дома иеромонах Ипполит, столоначальник Костромской духовной консистории Иван Нагорский. Вскоре было получено высочайшее соизволение на присвоение лазарету наименования «Лазарет имени Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича и Великого Князя Алексея Николаевича». 21 ноября 1914 г. состоялось его торжественное открытие. Из Соборной церкви Ипатьевского монастыря в 12 часов дня в помещение лазарета был принесён чудотворный образ Тихвинской Божией Матери, перед которым

Вестник КГУ ^ № 6. 2016

21

Его Преосвященством епископом Евгением был совершён водосвятный молебен.

Первоначально лазарет был оборудован на 30 кроватей, число которых вскоре было увеличено до 35 благодаря отчислениям заведующих и преподавателей церковно-приходских школ епархии. Преподаватели церковных школ Галичского уезда на содержание кровати при епархиальном лазарете ежемесячно отчисляли 1,5 % получаемого жалования, преподаватели Макарьевского уезда - от 1 до 3 %. Регулярно поступали пожертвования от Юрьевецкого, Нерехтского, Кологривского, Варнавинского, Ветлужского уездных отделений епархиального училищного совета. Свою лепту на содержание лазарета внесла и педагогическая корпорация Костромского епархиального женского училища, ежемесячно отчисляя по 2 % жалования.

Для размещения госпиталей и расквартирования войск была передана часть помещений духовных учебных заведений. Так, в августе 1914 г. значительная часть помещений епархиального общежития Костромской духовной семинарии была передана для размещения 210 раненых 25-го свободного эвакуационного госпиталя. Вместе с тем учебный процесс преподавательская корпорация старалась поддерживать на должном уровне, поэтому занятия там не прекращались. Большой подъем патриотических чувств, охвативших российское общество, конечно же, коснулся и семинарии. Воспитанники Костромской духовной школы в начале сентября 1914 г. в своей среде собрали деньги на содержание лазарета русских духовно-учебных заведений имени преподобного Серафима Саровского. Имя этого святого было избрано потому, что объявление Германией войны России совпало с днем его прославления. Учащиеся устраивали патриотические вечера, а преподаватели выступали с речами, в которых рассказывали о многовековой борьбе русского народа за Православное Отечество. Семинарский хор исполнял духовные песнопения и произведения, проникнутые любовью к Родине. Несмотря на войну, жизнь в семинарии продолжалась. Каждую субботу в семинарском храме служилась ранняя заупокойная литургия, на которой присутствовали все классы поочередно. Служились частые панихиды по убиенным воинам. При хороших известях с фронта семинарский хор пел благодарственные молебны, а начало занятий предварялось пением перед портретом императора гимна «Боже, Царя храни.».

Еще одной формой, в которой выражались патриотические чувства воспитанников семинарии, стало устройство досуга для раненых воинов. Семинаристами устраивались вечера и концерты для них как в госпиталях, так и в помещениях семинарии. По инициативе местного инспектора учебных заведений генерал-майора А.П. Маргаритского семинаристы выступали перед ранеными бойцами, исполняя духовные и патриотические стихи и песнопения [8, с. 33].

На плечи приходского духовенства легла также забота о погребении по христианскому обряду воинов русской армии и военнопленных, умерших от ран и болезней в местных госпиталях. Первоначально захоронение умерших в костромских госпиталях производилось на Лазаревском кладбище г. Костромы. На основании приказа по Костромскому гарнизону № 99 от 16 сентября 1914 г. место для воинского захоронения было отведено на Новом кладбище г. Костромы [4, с. 80].

14 октября Его Преосвященство преосвящен-нейший епископ Евгений особой телеграммой просил доложить Государю Императору о «верноподданнических чувствах» Костромского епархиального съезда духовенства и церковных старост по поводу инициативы властей о проведении антиалкогольной кампании и введении «сухого закона». Ее реализация была освещена в костромской епархиальной печати: так, по данным «Костромских епархиальных ведомостей» от 15 сентября 1914 г., закрытие казенных винных лавок и пивных резко повлияло на уровень преступности [6, с. 13].

Таким образом, можно заключить, что в течение 1914 г. РПЦ играла на территории Костромской губернии значительную роль в обеспечении тыла и фронта всем необходимым. Ее благотворительная деятельность реализовывалась в следующих направлениях: кружечные сборы в пользу Российского общества Красного Креста, открытие и содержание трех лазаретов при монастырях и одного на базе семинарии для раненых и больных воинов, организация их досуга, оказание благотворительной помощи семьям лиц, призванных на войну, погребение по христианскому обряду воинов русской армии и военнопленных, умерших от ран и болезней в местных госпиталях, поддержка инициативы при реализации «сухого закона». Все вышеперечисленные факты свидетельствуют о высоком духовном и нравственном уровне РПЦ в начале XX века и несостоятельности ее критики тогдашними либеральными и социалистическими общественными деятелями.

Библиографический список

1. Бадьина Н.В. Деятельность Костромской епархии в годы Первой мировой войны // Све-точъ. - 2010. - № 6. - С. 38-41.

2. ГАКО. - Ф. 130. - Оп. 7. - Д. 920.

3. ГАКО. - Ф. 130. - Оп. 10. - Д. 371.

4. ГАКО. - Ф. 707. - Оп. 1. - Д. 1448.

5. Костромские епархиальные ведомости. -1914. - 15 августа. - № 16. - С. 27.

6. Костромские епархиальные ведомости. -1914. - 15 сентября. - № 18. - С. 10

7. Лазареты в святых обителях // Губернский дом. - 2008. - № 4-5. - С. 85-86.

8. Пушкарев А. Костромская духовная семинария в годы Первой мировой войны // Светочъ. -2007. - № 2. - С. 16.

22

Вестник КГУ ^ № 6. 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.