Научная статья на тему 'К вопросу об организации благотворительной и патриотической деятельности тульского духовенства в годы первой мировой войны'

К вопросу об организации благотворительной и патриотической деятельности тульского духовенства в годы первой мировой войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
351
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВЕНСТВО / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / РЕЛИГИОЗНО НРАВСТВЕННАЯ ПРОПАГАНДА / CLERGY / CHARITY / PATRIOTIC ACTIVITY / THE FIRST WORLD WAR / RELIGION AND MORALIZING TEACHING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лисицына О. Л.

Анализируется деятельность духовенства в годы Первой мировой войны в целом и, в частности, вклад тульского духовенства в дело организации благотворительной и патриотической деятельности церкви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Лисицына О. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHARITY AND PATRIOTIC ACTIVITIES OF TULA''S REGION CLERGY DURING THE FIRST WORLD WAR

The article analyzes different activity of clergy during the First World War in a whole and charity and patriotic activities of Tula's region clergy during the First World War in a particular.

Текст научной работы на тему «К вопросу об организации благотворительной и патриотической деятельности тульского духовенства в годы первой мировой войны»

УДК 27-725-475 (470.312) «1914/1918»

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ И ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУЛЬСКОГО ДУХОВЕНСТВА В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

О.Л. Лисицына

Анализируется деятельность духовенства в годы Первой мировой войны в целом и, в частности, вклад тульского духовенства в дело организации благотворительной и патриотической деятельности церкви.

Ключевые слова: духовенство, благотворительность, патриотическая деятельность, Первая мировая война, религиозно-нравственная пропаганда.

Как и в прежние годы, Русская православная церковь в критическую минуту для своего Отечества занимала исключительное положение, выступая объединяющей духовно-нравственной силой. Но особенно нелегко пришлось служителям культа в начале ХХ в., когда отношения общества и церкви было неоднозначным. В обстановке нападок и критики церковь не только выступила как институт духовный, но и проявила себя в патриотической деятельности. Уже с первых дней войны Св. Синод стал вырабатывать целый комплекс мер, обращенных на нужды страны. Заслуги церкви отражены в отчете обер-прокурора Св. Синода 1914 г.: «С самого начала и во все продолжение войны с Г ерманией и Австрией, а затем и с Турцею Отечественная Церковь оказывала не только нравственное содействие государству, укрепляя в народе веру в правоту защищаемого русским оружием святого дела, усиливая в нем молитвенное настроение и возгревая пламень любви и милосердия, но и посильную материальную помощь» [1]. Уже к концу 1914 г. в Синод поступило крупных пожертвований на сумму 137300 руб. [2], а ежедневно государство тратило на военные нужды до 30 млн руб. [3].

Пожертвования от духовенства - деньгами и вещами - поступали в

1914 г. не только на нужды воинов и их семей, но и в местности, пострадавшие от военных действий, особенно в пользу разоренных жителей Польши [4]. По определению Св. Синода в конце 1914 - начале 1915 гг. в церквях был объявлен сбор средств в пользу голодающих Буковины и Галиции, Сербии [5], 1 февраля - в Сербию и Черногорию [6], 30 руб. от попечительского совета Николаевской церкви села Высотского-Савинского Богородицкого уезда в пользу разоренных от войны жителей польского края [7].

По отчетам Синода наиболее значительные единовременные пожертвования в 1914 г. поступили от Тульской губернии - 12000 руб. после Екатеринославской - 25000 руб. и Донской - 20000 руб, всего 10 губерний [8].

Особо остановимся на некоторых аспектах деятельности духовенства Тульской губернии. Уже 27 июля 1914 г. духовенство и церковные старосты собрались в Архиерейский дом на открытие Тульского епархиального комитета под председательством Парфения, на котором был объявлен сбор пожертвований на нужды войны с Германией и Австрией [9]. Постановления комитета были следующими: предложить причтам, церковным старостам и монастырям изыскать посильные средства на военные нужды из свободных церковных сумм, установить в церквях кружки для сбора пожертвования, просить священников и служащих учебных учреждений духовного ведомства сделать процентное отчисление из своего содержания, разослать по епархиям подписные листы для пожертвований. О масштабах деятельности тульского духовенства по сбору пожертвований говорят следующие цифры. Уже за последние две недели августа от церковного клира и церковных старост было собрано денежных средств на сумму 1345 руб. 69 коп. [10]. Пожертвования с 2 по 10 сентября составили 3857 руб. 30 коп. [11], с 9 по 19 сентября 1914 г. - 6398 руб. 36 коп.[12], 19-24 сентября - 1574 руб. 56 коп., с прежде поступившими всего 7997 руб. 99 коп. [13]. К началу 1915 на счетах комитета было 30 тыс. руб. [14]. С 12 декабря 1914 по 4 января 1915 пожертвований было 30543 руб. 95 коп. [15]. С 5 января по 2 марта 1915 г. пожертвований поступило на сумму 38336 руб. 92 коп. [16], с 3 марта по 22 апреля - 44540 руб. 16 коп. [17].

С начала 1915 г. в качестве сбора пожертвований начали выпускать Патриотические почтовые марки с надбавкой по одной копейке к номинальной цене [18].

Кроме денежных средств, пожертвования в комитет принимались и «разными предметами (холстом, полотном, рубашками, сапогами, чаем, сахаром, табаком и пр.) [19]. В Тульских епархиальных ведомостях есть следующие сведения о посланных в комитет предметах: 19 ноября - рубашек 1186, кальсон 1152, полотенец 304, чулок 492, варежек 420 пар, фуфаек 25, платков 79, кисетов с табаком и бумагой 295, портянок 146 пар, холста 6 скатов, простынь 75, наволочек 26, жилеток 11, шарфов 17, башлыков

5.

29 ноября - рубашек 617, кальсон 609, полотенец 232, чулок 299, варежек 234 пар, шарфов 2, фуфаек 72, платков 60, кисетов с табаком и бумагой 191, портянок 85 пар, холст 6 скатов, простынь 75, наволочек 7, жилеток 11, башлыков 2.

12 декабря - рубашек 508, кальсон 545, полотенец 232, чулок 386 пар, варежек 450 пар, фуфаек 8, платков 49, кисетов с табаком и бумагой 484, портянок 81 пара, холста 107 аршин, простынь 12, наволочек 17, башлыков

1, сахара 48 фунтов, чая 8 фунтов, табака 2 пуда 10 фунтов, подушек 3, одеял 1, шапок 6.

20 декабря - рубашек 592, кальсон 345, фуфаек 17, портянок 92 пары, полотенец 172, чулок 333 пары, варежек и перчаток 539 пар, простынь 39,

наволочек 28, шарфов 4, платков 18, кисетов с табаком и бумагой 429, холста 2930 аршин и 82 ската, башлыков 1, валеных сапог 3 пары, табака 33 фунта, чая 8 фунтов, сахара 45 фунтов [20].

Таким образом, за один только месяц было послано в действующую армию от тульского духовенства рубашек 2903, кальсон 2651, фуфаек 122, портянок 404 пары, полотенец 940, чулок 1510 пары, варежек и перчаток 1643 пары, простынь 201, наволочек 78, шарфов 23, платков 206, кисетов с табаком и бумагой 1399, холста 3037 аршин и 94 ската, башлыков 9, ва-леных сапог 3 пары, табака 2 пуда 43 фунта, чая 16 фунтов, сахара 93 фунта, подушек 3, одеял 1, шапок 6, жилеток 11. Причем большинство из этого собрали в середине ноября, что свидетельствует о том, насколько быстро отреагировало духовенство на это народное бедствие.

С начала военных действий в гостинице Тульского Богородичного Щегловского монастыря был устроен епархиальный лазарет для раненых воинов на 10 кроватей. Оборудование лазарета поручили членам комитета

- настоятельнице Успенского женского монастыря игуменье Херувиме и члену Епархиального Комитета Г.О. Лукьянову. Тюфяки для кроватей, подушки, одеяла и постельное белье приобрели в магазине наследников С.М. Струкова на сумму 219 руб. 74 коп. [21]. Г.О. Лукьяновым была приобретена мебель на собственные средства на сумму 230 руб. 20 февраля

1915 г. на излечении в лазарете было 25 раненых [22]. Врачами в Епархиальном комитете состояли Н.В. Заглухинский, потом С.И. Спасский [23]. Спасский обслуживал лазарет безвозмездно со дня открытия (с 21 сентября), и в конце года был премирован единовременным пособием на сумму 150 руб. [24]. Также премировались и другие работники лазарета. Так, к празднику Пасхи епархиальный комитет единовременно выдал врачу С.И.Спасскому 100 руб., фельдшерице М. Казанской - 35 руб., 9 сестрам-монахиням 45 руб., по 5 руб. каждой, всего 180 руб. [25].

Собранные средства лазарет тратил на лекарства, стирку белья, продукты, за доставку с вокзала посылок с бельем, холстом и другими вещами для войск, провоз по железной дороге, оплату врачам, на ремонт и обслуживание лазарета [26]. Также в лазарете содержались именные кровати. Так, от купца Д.И. Шемарина было 2 кровати с января 1915 г. (содержание в январе составило 130 руб.), от Духовной Консистории - 1 кровать (в январе 32 руб. 38 коп.), 1 кровать за 25 руб. ежемесячно от духовенства Ефремовского округа [27], от Тульского Успенского женского монастыря

- 1 кровать по 25 руб. ежемесячно [28].

Почти в каждом приходе были учреждены Приходские Попечительные Советы для помощи семьям лиц, призванных в армию. Приходские Советы собирали и раздавали деньги, продукты, вещи, зерно, доставляли дрова, уголь, чинили разрушившиеся постройки. Попечительные советы возникли по определению Синода от 20 июля 1914 г. с целью оказания помощи семьям лиц взятых на войну. [29] «Эта церковно-приходская органи-

зация оказалась вполне целесообразною и полезною». Их деятельность была в следующем: 1) составление списков семейств лиц, призванных на войну, 2) сбор сведений о материальном положении таких семей, 3) изыскание средств для оказания им помощи и организации с этой целью сборов пожертвований как деньгами, так и продуктами, 4) распределение и выдача пособий нуждающимся, 5) расположение прихожан к оказанию трудовой помощи семьям воинов в сельскохозяйственных работах, 6) другие виды благотворения.

Помимо епархиального лазарета, в каждом приходе существовало 23 лазарета [30]. В Туле «первой ласточкой оживления приходской жизни» стал лазарет на 10 кроватей при Покровской церкви, открытый в октябре

1914 г. [31]. При церкви, почти при каждой, организован Попечительский совет во главе местного настоятеля протоиерея А.С. Протасова. «Разнообразна деятельность этих советов, но при Покровской церкви она вылилась в лучшую и яркую форму». Содержится лазарет за счет прихожан, размещается в здании церковно-приходской школы, которую перевели в соседнюю Казанскую школу. Хозяйственную заботу о воинах приняли местный церковный староста и жена протоиерея М.М. Зверева.

От Тульского Архиерейского дома сдано помещение под второклассную псаломщическую школу, после занятий в ней помещается лазарет [32]. В приходском лазарете Сергиевского церковно-приходского Попечительства содержалась 21 кровать. Известный священник с. Монаенки Белевского уезда Сергей Батов открыл приходской лазарет 8 ноября 1914 г. и собрал от прихожан 800 руб. [33]. В ноябре 1914 г. туда прибыли 8 человек [34]. 13 декабря 1914 г. в селе Иовлеве Богородицкого уезда на средства Попечительского совета создан лазарет на 7 кроватей [35], в селе Ба-рановка Епифанского уезда в доме священника А. Долецкого устроен лазарет на 10 человек [36], купец Платонов под лазарет отдал свой дворец [37].

16 декабря 1914 г. на пастырском совещании у владыки Парфения священнослужители определили круг удовлетворения религиознонравственных потребностей раненых воинов: совершение треб, исповеди, причастия, соборования, погребения, служение всенощных бдений под воскресные и праздничные дни и сопровождение их всенощными краткими поучениями или беседами, посещение лазарета в первый день Рождества и Крещения и т.д. [38]. Так, в селе Дмитровском Алексинского уезда причт в праздничные и воскресные дни в четырех сельских школах совершало особые всенощные бдения с прошениями о даровании победы нашему воинству. Священники вели беседы с прихожанами по поводу войны, знакомило с положением дел, читало сообщения из «Приходского листка», знакомило с нуждами воинов, располагало прихожан к пожертвованиям. Несмотря на бедность и малочисленность прихода (383 л.), денежный сбор по подписным листам превосходил сборы в богатых и многочисленных

приходах, были и вещевые пожертвования. Все это зависело от личностных качеств священнослужителей, которые читали с умилением, слушали его с усердием и вниманием, а в школы набиралось много народа [39].

Также следует остановиться на монастырской помощи армии и беженцам. Многие иеромонахи поступили в военные священники, многие из монашествующей братии шли в санитарные отряды, много послушников взято было в войска по призыву. Монастыри при необходимости отводили помещения на нужды войск, устраивали у себя лазареты и здравницы для выздоравливающих воинов, организовывали обучение ремеслам увечных. По отчетам Тульского епархиального комитета в Новосильском Святодуховом монастыре был открыт лазарет на 5 кроватей, в Успенско-Иверском женском монастыре - помещение под 6 кроватей и послали в Венев 8 сестер милосердия в общину Красного Креста [40], 9 сестер разослали по местным лазаретам в ноябре [41], которым выдали по 5 руб. единовременно, Белевский Крестовоздвиженский монастырь с сентября открыл лазарет на 12 кроватей с бесплатным отпуском для раненых некоторых продуктов (капусты, картофеля, огурцов, муки, крупы, молока и пр.), В Спасо-Преображенском Белевском монастыре был устроен лазарет на 12 кроватей, 5 из которых находился на полном содержании монастыря, а от Каширского Никитского монастыря давались лошади для перевозки раненых с вокзала по лазаретам.

Монашествующие сестры в качестве сестер милосердия обслуживали местные лазареты, шили белье (отчасти за свой счет, отчасти из пожертвований), ухаживали за ранеными. Так, в епархиальном лазарете от Тульского Успенского женского монастыря помимо матушки игуменьи Херувимы (заведующая лазаретом) трудилось 10 сестер, от Успенско-Иверского - 24 сестры, также и от других монастырей.

Также Св. Синод предписывал при церквях и монастырях устраивать кладбища для погребения жертв войны [42].

Монастыри оказывали и посильную материальную помощь армии. Так, после заседания в архиерейском доме в январе 1915 г. внесли свою лепту наместник Щегловского монастыря игумен Сила - 100 руб., благочинный монастырей архимандрит Лазарь - 100 руб., игуменья Евгения -400 руб., игуменья Херувима - 100 руб., игуменья Ольга - 200 руб., «и в этом немногом много сделано от обителей наших, если вспомнить, как мало обеспечены в средствах содержания наши Тульские монастыри» [43]. Всего от монастырей епархии на февраль 1915 г. поступило 2000 руб.

Неоценимую помощь оказали монастыри, давая приют беженцам, их детям, которые могли учиться и посещать церковные службы. 23 января

1915 г. в архиерейском доме состоялся Съезд настоятелей и настоятельниц монастырей, который постановил следующее. В Новосильский монастырь на полное содержание принять 5 увечных воинов и устроить приют на 10 мальчиков - детей, павших в бою, в Щегловский монастырь - 7 воинов, в

Жабынскую Макарьевскую пустынь - 10 воинов, в Белевском Крестовоз-движенском женском монастыре, Богородице-Владимирской и Успенско-Иверской женской пустынях устроить приюты для 10 девочек в каждой. Успенским женским монастырем безвозмездно отводилось помещение в здании монастыря на даче в с. Дедилове Богородицкого уезда под приют для девочек. На содержание каждой девочки выделялось содержание из Романовского комитета 180 руб. в год. Каширским Никитским монастырем отводилось помещение на 25 девочек. На оборудование приюта ушло 750 руб. единовременно и 2400 руб. ежегодно рассчитывали тратить на содержание. Всего в тульских монастырях нашли приют около 100 сирот и более 30 инвалидов войны [44].

В целях осведомления населения о переживаемых страной событиях и поднятии патриотизма в народе и сбора пожертвований священниками устраивались патриотические и благотворительные вечера. Так, 28 декабря владыка посетил рождественский вечер в епархиальном лазарете и подарил подарки [45], благотворительный пасхальный вечер в семинарии собрал 219 руб. 79 коп. [46]. Воспитанниками Тульской второклассной церковно-приходской школы с помощью иеромонаха Иосифа и псаломщика Старо-Никитской церкви И.М. Георгиевского был организован патриотический вечер, собравший 179 руб. 63 коп. [47].

Религиозно-нравственная пропаганда осуществлялась также посредством периодической печати. Тульские епархиальные ведомости изобилуют статьями патриотического содержания, перечисление названия которых уже дает представление об их содержании: «Родина зовет» [48], «Слово утешения» [49], «Церковный призыв» [50], «По поводу современной войны» [51], «Мобилизация духовенства» [52], «Откликнемся на нужды наших братьев беженцев» [53], «Поучение о необходимости мужества и веры в свою правоту для победы русского народа над немцами» [54], «По поводу настоящей войны», «Православная церковь», «Святыня и сила православного русского народа» [55], серия очерков «Война и духовенство» [56], «Нравственное возрождение» [57], «Важнейшая задача для деятельности православного духовенства» [58], «Призыв к подаркам в пользу православных воинов отечественной армии к празднику Рождества Христова» протоиерея П. Ильинского [59], «Призыв к спокойствию» [60], «Все должны содействовать успеху войны» [61] и др. Основное их содержание -апелляция к силе духа русского народа, об исторической и непрерывной связи народа и духовенства, призыв к свободе народов и правде Божией. Священник Иванов в «Поучении по случаю настоящей войны» писал: «на нас лежит долг облегчить участь семейств, ушедших на поле брани, облегчить страдание раненых, прибывающих ныне» [62]. Были статьи и исторического содержания, рассказывающие о героях прошлых лет. Статьи «Князь Владимир» [63], «Могущественная, непобедимая и многовековая святая Русь» [64], «Памяти истинного патриота» Н. Каллиникова [65], по-

священная 300-летию со дня смерти Кузьмы Минина, рассказывают о святых князьях и патриотах из крестьян, которые спасли Родину в суровые военные дни. Также Тульские епархиальные ведомости печатали сведения о геройски погибших священниках разных епархий [66].

Следует отметить, что нападкам подверглась даже немецкая философия, ранее восхищавшая лучшие умы России. В. Муратов в статье «На пути к духовному возрождению» [67] озаботился проблемой русского культурного возрождения. Он отмечает, что мы слишком стали зависеть от «тлетворного влияния немецкой культуры» и философии, от Германии в техническом смысле, от социализма Маркса, а Кант убил в людях «веру в живого Бога». В следующих выпусках газеты предлагалось прочитать, например, книги И.В. Преображенского «Величайшая из великих войн. Чудесное на войне» и «Душевная красота и доблесть русского солдата» о «войне против трех разбойных рас: тевтонов, мадьяров и османов» [68].

Таким образом, проанализировав лишь некоторые аспекты деятельности тульских священнослужителей, можно отметить их усердие, патриотизм и силу духа в деле служения Отечеству и народу.

Список литературы

1. Всеподданейший отчет обер-прокурора Св. Синода по ведомству православного исповедания. 1914. С.13.

2. Всеподданейший отчет обер-прокурора Св. Синода по ведомству православного исповедания, 1914. С.68.

3. Тульские епархиальные ведомости. 1916. № 15-16 неоф.ч. С.208.

4. Всеподданейший отчет обер-прокурора Св. Синода по ведомству православного исповедания. 1914. С.69.

5. Тульские епархиальные ведомости.1915. № 3 оф. ч. С. 14-15.

6. Тульские епархиальные ведомости.1915. № 4-5 оф. ч. с. 31.

7. Тульские епархиальные ведомости, 1915. № 33-34 оф.ч. С.422.

8. Всеподданейший отчет обер-прокурора Св. Синода по ведомству православного исповедания. 1914. С.67.

9. Тульские епархиальные ведомости. 1914. № 33-34 оф. ч. С. 367.

10. Тульские епархиальные ведомости, 1914. № 33-34 оф. ч. С. 364.

11. Тульские епархиальные ведомости, 1914. № 36 оф. ч. С. 410.

12. Тульские епархиальные ведомости, 1914. № 37 оф. ч. С. 424.

13. Тульские епархиальные ведомости, 1914. № 38 оф. ч. С. 441.

14. Тульские епархиальные ведомости, 1915. № 6-7 неоф. ч. С. 91.

15. Тульские епархиальные ведомости,1915, № 4-5 неоф. ч. С. 69.

16. Тульские епархиальные ведомости, 1915, № 13-14 оф.ч.

С.139-147.

17. Тульские епархиальные ведомости, 1915, № 23-24 оф.ч. С.275-280.

18. Тульские епархиальные ведомости,1915, № 2 неоф. ч. С. 21.

19. Тульские епархиальные ведомости, 1914, № 33-34 оф. ч. С. 368.

20. Тульские епархиальные ведомости,1915, № 3 оф. ч. С. 20-24.

21. Тульские епархиальные ведомости, 1914, № 35 оф. ч. С. 391-393.

22. Тульские епархиальные ведомости,1915, № 8-9 неоф. ч. С.130-133.

23. Тульские епархиальные ведомости,1914, № 37 оф. ч. С. 420.

24. Тульские епархиальные ведомости ,1915, № 3 оф. ч. С. 25.

25. Тульские епархиальные ведомости, 1915, № 33-34 оф.ч. С.421.

26. Тульские епархиальные ведомости, 1915, №10-12 оф.ч.

С.109-110.

27. Тульские епархиальные ведомости, 1915, № 10-12 оф.ч. С.110-111.

28. Тульские епархиальные ведомости, 1915, № 10-12 оф.ч. С.110.

29. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода по ведомству православного исповедания, 1914. С.71.

30. Тульские епархиальные ведомости,1914, № 48 неоф. ч. С.715.

31. Тульские епархиальные ведомости,1914, № 38 неоф. ч. С. 556.

32. Тульские епархиальные ведомости, 1915, № 10-12 оф.ч. С.110.

33. Тульские епархиальные ведомости, 1915, № 10-12 оф.ч. С.108.

34. Тульские епархиальные ведомости, 1915, № 3 оф. ч. С. 22-23.

35. Тульские епархиальные ведомости , 1915, № 10-12 оф.ч. С.107.

36. Тульские епархиальные ведомости, 1914, № 48 неоф. ч. С.711.

37. Тульские епархиальные ведомости , 1915, № 3 неоф. ч. С. 40.

38. Тульские епархиальные ведомости , 1914, № 48 неоф. ч. С.715.

39. Тульские епархиальные ведомости, 1914, № 47 неоф. ч. С. 693.

40. Тульские епархиальные ведомости , 1914, № 37 оф. ч. С. 419.

41. Тульские епархиальные ведомости,1915, № 3 оф. ч. С. 18-25.

42. Тульские епархиальные ведомости , 1915, №17-18 оф.ч. С.174-175.

43. Тульские епархиальные ведомости, 1915, № 8-9 неоф. ч. С.133.

44. Тульские епархиальные ведомости , 1915, № 6-7 неоф. ч. С. 91.

45. Тульские епархиальные ведомости, 1915, № 3 неоф. ч. С. 41-42.

46. Тульские епархиальные ведомости , 1916, № 17-18 неоф.ч.

С.235.

47. Тульские епархиальные ведомости , 1915, № 3 оф. ч. С. 23.

48. Тульские епархиальные ведомости, 1914, № 30 неоф. ч.

С. 427-431.

49. Тульские епархиальные ведомости, 1915, № 10-12 неоф.ч. С.138-140.

50. Тульские епархиальные ведомости, 1915, № 10-12 неоф.ч. С.146-151.

51. Тульские епархиальные ведомости , 1915, № 27-28 неоф.ч. С.373-377.

52. Тульские епархиальные ведомости , 1915, № 35-36 неоф.ч. С.477-482.

53. Тульские епархиальные ведомости, 1915, № 37 неоф.ч. С.504.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

54. Тульские епархиальные ведомости, 1915, № 45 неоф.ч. С.654-656.

55. Тульские епархиальные ведомости,1915, № 3 неоф. ч. С. 29, ТЕВ,1915, № 8-9 неоф. ч. С. 106.

56. Тульские епархиальные ведомости, 1915, № 27-28 неоф.ч. С.377-382.

57. Тульские епархиальные ведомости, 1916, № 25-26 неоф.ч. С.356-358.

58. Тульские епархиальные ведомости, 1916, № 39-40 неоф.ч. С.480-484.

59. Тульские епархиальные ведомости , 1916, № 41-42 неоф.ч. С.505-506.

60. Тульские епархиальные ведомости, 1916, № 43-44 неоф.ч. С.529-531.

61. Тульские епархиальные ведомости, 1917, № 7-10 неоф.ч.

С. 108-110.

62. Тульские епархиальные ведомости,1914, № 37 неоф. ч. С. 533.

63. Тульские епархиальные ведомости , 1915, № 25-26 неоф.ч. С.341-346.

64. Тульские епархиальные ведомости, 1915, № 27-28 неоф.ч. С.370-373.

65. Тульские епархиальные ведомости , 1916, № 19-20 неоф.ч. С.236-242.

66. Тульские епархиальные ведомости,1915, № 4-5 оф. ч. С. 29.

67. Тульские епархиальные ведомости,1915, № 8-9 неоф.ч.

С.113-118.

68. Тульские епархиальные ведомости , 1916, № 45-46 неоф.ч.

С.569.

Лисицына Ольга Львовна, ассистент, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет.

THE CHARITY AND PATRIOTIC ACTIVITIES

of Tula 's region clergy during the First world war.

O.L. Lisitsina

The article analyzes different activity of clergy during the First world war in a whole and charity and patriotic activities of Tula's region clergy during the First World War in a particular.

Key words: clergy, charity, patriotic activity, the First World War, religion and moralizing teaching.

Lisitsina Olga Lvovna, assistant, valery20ll@ Jist.ru, Russia, Tula, Tula State University.

УДК 342 (470) «1917/1921»

ФОРМИРОВАНИЕ СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ РСФСР И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ЮСТИЦИИ В 1917-1921 гг.

С.С. Малофеев

Исследование процесса становления судебных органов Советской России, правовой основы их деятельности и особенностей назначения наказаний в 1917-1921 гг.

Ключевые слова: декреты, суд, правосудие, судебная система, судебные органы, наказание, полномочия судов, подсудность, карательные меры

1917-й год стал поворотным в истории нашего многострадального Отечества: Российская Империя рухнула, хаос и анархия, буквально захлестнувшие страну, позволили прийти к власти большевикам.

Практически сразу после Октябрьского переворота 1917 года Советское правительство принялось за демонтаж системы государственных органов. На уровне правового регламентирования принятых решений нововведения закреплялись декретами.

Первые декреты были направлены на решение самых острых проблем, стоявших перед страной в 1917 году. В условиях ещё не окончившейся Первой мировой войны и приближающейся гражданской Советское правительство, понимая важность законного обоснования политической власти, не жалело сил на создание новой системы государственных органов. В законодательных актах новой власти звучал не только пафос революционного времени (свойственный большевикам в большей мере потому, что предпринималась попытка создания государственного образования нового типа с принципиально новым пониманием права и его роли в жизни общества [1]), но и четкость взгляда законодателя на регулируемые общественные отношения. Необходимо отметить, что развитого учения о том, каким должно быть право в пролетарском государстве, какова должна быть система государственных органов, на тот момент не существовало. Это обстоятельство существенно влияло на построение системы государственных органов и определение общих принципов их функционирования: в политических условиях 1917-1920-х гг. отсутствие правовой регламентации общественных отношений государственные органы получали право

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.