Научная статья на тему 'Монастыри и пустыни Каргопольского уезда в начале XVIII в'

Монастыри и пустыни Каргопольского уезда в начале XVIII в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
250
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЕЗД / ПЕРЕПИСНЫЕ КНИГИ / МОНАСТЫРЬ / ПУСТЫНЬ / ОБИТЕЛЬ / ЦЕРКОВЬ / СТРОИТЕЛЬ / МОНАХ / КЕЛЬЯ / DISTRICT / CENSUS BOOK / MONASTERY / DESERTS / LODGING / CHURCH / BUILDER / MONK / CELL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Побежимов А. И.

Обращение к истории монастырей приобретает всё большую актуальность в последнее время, поскольку именно с православной верой русские стали прочно связывать надежды на возвращение к утраченным традициям, на возрождение духовных ценностей и национальной культуры. Статья посвящена истории монастырей и пустынь Каргопольского уезда (бассейн р. Онеги) в начале XVIII в. Приводиться описание монастырей и пустынь, монастырских деревень, дворов, характеризуется их экономическое состояние; перечисляются имена наставников строителей, монахов, монастырских работников и крестьян, первопоселенцев, устанавливается их численность; определяются изменения в монастырской жизни; уточняются уже известные факты (время образования обители, строительство новой церкви). Материал документа впервые вводиться в научный оборот. Автор приходит к выводу, что к началу XVIII в. в целом положение монастырей и пустынь (Колодозерской, Благовещенской, Елгомской) ухудшилось, что нашло отражение в утрате части земельных владений (деревень), разрушении скотных дворов, сокращении числа монастырской братии и крестьянского населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Монастыри и пустыни Каргопольского уезда в начале XVIII в»

DOI: 10.26105/SSPU.2019.56.5.024 YAK 94(571.61 ).0539(091) ББК 63.3(2Poc-4Apx)51 -37

А.И. ПОБЕЖИМОВ

A.I. POBEZHIMOV

МОНАСТЫРИ И ПУСТЫНИ КАРГОПОАЬСКОГО УЕЗДА В НАЧАЛЕ XVIII ВЕКА

MONASTERIES AND DESERTS OF THE KARGOPOLSKY DISTRICT AT THE BEGINNING OF THE XVIII CENTURY

Обращение к истории монастырей приобретает всё большую актуальность в последнее время, поскольку именно с православной верой русские стали прочно связывать надежды на возвращение к утраченным традициям, на возрождение духовных ценностей и национальной культуры. Статья посвящена истории монастырей и пустынь Кар-гопольского уезда (бассейн р. Онеги) в начале XVIII в.

Приводиться описание монастырей и пустынь, монастырских деревень, дворов, характеризуется их экономическое состояние; перечисляются имена наставников строителей, монахов, монастырских работников и крестьян, первопоселенцев, устанавливается их численность ; определяются изменения в монастырской жизни ; уточняются уже известные факты (время образования обители, строительство новой церкви). Материал документа впервые вводиться в научный оборот. Автор приходит к выводу, что к началу XVIII в. в целом положение монастырей и пустынь (Колодозерской, Благовещенской, Елгомской) ухудшилось, что нашло отражение в утрате части земельных владений (деревень), разрушении скотных дворов, сокращении числа монастырской братии и крестьянского населения.

The appeal to the history of monasteries has recently gained the increasing relevance as with orthodox belief, namely, the Russians began to strongly connect hopes for return to the lost traditions, for revival of ecclesiastical values and national culture. The article is devoted to the history of monasteries and deserts of the Kargopolsky district (the basin of river Onega) at the beginning of the XVIII century.

The description of monasteries and deserts, monastic villages and yards; their economic state is characterized; the names of builders' tutors, monks, monastic workers and peasants, first settlers are listed; their number is established; the changes in monastic life are defined; already known facts (time of formation of monastery, construction of new church) are specified. The document material is introduced into scientific circulation for the first time. The author comes to the conclusion that by the beginning of the XVIII century Ше position of monasteries and deserts (Kolodozersky, Blagoveshchensky, Elgomsky) generally worsened that reflected in the loss of the part of land possessions (villages), destruction of farmyards, reduction of number of monastic brotherhood and the country population.

Ключевые слова: уезд, переписные книги, монастырь, пустынь, обитель, церковь, строитель, монах, келья.

Key words: district, Census book, monastery, deserts, lodging, church, builder, monk, cell.

Изучение истории «каргопольских» монастырей началось во второй половине XIX в. К этой теме обратились историки Е.В. Барсов и К.А. Докучаев-Басков. В работах основанных на использовании архива Спасо-каргопольского монастыря содержался огромный фактический материал по истории Колодо-зерского, Елгомского монастырей, Благовещенской, Чаженьгской пустыни [1, с. 3-29; 2, с. 4-9; 6, с. 59-81; 4, с. 846-889; 5, с. 226-240; 7, с. 1-30]. Однако не все этапы истории монастырей и пустынь были в одинаковой степени освещены. Период начала XVIII в. остался пробелом практически по всем обителям Каргопольского уезда. Восполнить его позволила Переписная книга Каргопольского уезда 1712 г. Поставленная задача главным образом и определила научную новизну исследования. Материал документа впервые вводиться в научный оборот.

Колодозерский монастырь

Впервые история пустыни описана в середине XIX в. Е.В. Барсовым [1, с. 3-29]. В середине XVII в. пустынь уже считалась монастырём, которому принадлежала одна деревня с четырьмя крестьянскими дворами [3, Приложение, с. 16]. Наиболее полная история Колодозерской пустыни была представлена К.А. Докучаевым-Басковым [6, с. 59-81].

Колодозерская пустынь была основана иноком Полиевктом в 1620 г. в Каргопольском уезде Мехреньгском стане волости Тарасов погост в д. Код-лозерской. Через сорок лет со дня основания пустынь уже владела рыбными промыслами на р. Емце и четырьмя деревнями (8 дворов) в Мехреньгском стане : в волости Тарасов погост - дер. на Кодлозере, дер Борисовская и Кар-повская тож, дер. Криковская ; в волосте Сельцо - дер. Якушевская на усть речки Шеньги. Известны имена двух настоятелей строителей пустыни, монахов : Левкия - 1664 г. и Корнелия - 1678 г. С этого времени и до 1721 г. история пустыни прерывается, имена настоятелей не известны [6].

По Переписным книгам Каргопольского уезда 1712 г. в Мехреньгском стане в Тарасовском погосте монастырь Колодозерский, а в том монастыре две церкви одна Богоявления Господня, другая Успения Пресвятой Богородицы, у них два предела один Алексея слуги Божьего, другой Антония и Фе-досия Чудотворцев и колокольня рубленная деревянная, ограды около монастыря нет. В монастыре две кельи, хлебная и четыре кельи пустые. В жилых кельях живут монахи строитель Феодосий сорока пяти лет, казначей Корнелий шестидесяти лет, в другой кельи иеромонах Антоний семидесяти лет, схимонах Соватий восьмидесяти трёх лет и хлебники Тарасий шестидесяти семи лет, Макарий сорока пяти лет. В пустых кельях жили прежде сего старцы Феодосий, Киприян, Кирилл, Герман, старцы померли в давних годах. Двор скотный, в том дворе живёт коровница монахиня Анисья шестидесяти двух лет родом из Шеньженьской деревни их же монастырская крестьянка. За озером против монастыря изба пустая бездворная бывший коровий двор, двор развалился, а в переписных 1707 года писано жилых пять келий и в них монахи с иероманахами и много числом человек да с ними писано два человека бельца, а кто из них коровница не написано, а в 1710 году написан строитель и монахи в пяти кельях с выше писанными бельцами, два человека Василий Окулов и Алексей Иванов из Тарасовской волости и Василий Окулов умер, а Алексей Иванов постригся и живёт в Тарасовской волости в монастырском дворе. Скотный двор коровий жилым и пустым не написан.

За монастырём в деревне Кодныше крестьянские дворы у озера Код-

ныш.

Двор крестьянина Ивана Степанова шестидесяти пяти лет, у него жена Домна Игнатьева дочь двадцати семи лет, дети сын Иван тридцати лет, две дочери девки Матрона двух лет, Евдокия году, у Ивана жена Марфа Тимофеева дочь сорока лет бездетны, у него племянник Степан Уваров тридцати лет, Василий тридцати пяти лет, Иван тридцати лет Кириловы дети, у Степана жена Степанида Константинова дочь двадцати трёх лет, у Василия жена Агафья Самсонова дочь тридцати лет, у Ивана жена Парасковья Евсиева дочь двадцати семи лет бездетны, а в переписных 1707 года писан Иван Степанов с детьми Степаном и Федотом и выше писанными своими племянниками двоюродными умершего брата Кирилла детьми Василием, Иваном и сыном его Прокопием Ивановым, а племянник Степан Уваров не написан для того что скитался в мире, а сын его Иван сшёл в мир безвестно, а Ивана Кирилова сын Прокопий умер в 1708 году, а в 1710 году писаны они Иван Степанов с женой Домной и детьми двумя сыновьями своими с Иваном и Леонтием и снохой Ивановой женой Марьей и с ними жёнами своими Степана Уварова и Василия Иванова Кирьяновыми детьми и Степановыми детьми с сыном с Савой да дочерью девкой Матроной и братом его Степановым родным Нефёдом и Васильевой женой Агафьей да дочерью девкой Марьей и с Ивановой женой

Парасковьей и с ними написан в том же дворе Иван Иванов с детьми с двумя сыновьями с сыном Степаном да дядей его Иваном Степановым да Ивановой женой Анной Маркеловой дочерью и сыном Прокопием и женой Варварой Гавриловой дочерью да с племянником Насоном и с падчерицей девкой Марфой с Васильевыми детьми да Федот Федосеев с женой Анной Исаковой дочерью и с детьми с тремя сыновьями с Макаром, с Осипом, с дочерью девкой Фёклой в двух дворах порознь и кто в котором жили не написано и сын его Иванова Степанова Леонтий взят в рекрутные солдаты в 1710 году, а в 1707 году он Леонтий не написан для того что скитался в мире, а Нефёд с племянником Савой да с Макаром Степановыми детьми и Василия Кирилова дочерью девкой Марфой в 1710 году померли, а в 1707 году они девка и Сава не написаны для того что скитались в мире, Иван с детьми с двумя сыновьями сошли в нынешнем 1712 году, а в 1707 году не написан для того что скитался в мире и сшёл в Важский уезд, а жена его в Кодышском озере утонула, а падчерица умерла в нынешнем 1712 году, а в 1707 году он Иван не написан для того что скитался в мире, Иван Иванов с женой Анной и сыном Прокопием и Федот Федосеев с женой и сыном живут ныне в ниже писанном дворе у отца своего Бориса и он Федот у брата своего Ивана Федосеева и детьми его Федотовыми сшёл в мир безвестно и Осип с сестрой Фёклой померли в нынешнем 1712 году, а этот двор в переписных 1707 года писан был его Федотова, а не его Ивана ; двор пуст Ивана Осипова, а он Иван с пасынком Насоном Семёновым от хлебной скудности сошли в Важский уезд, а жена его Варвара Гав-рилова дочь в Кондышском озере утонула, а дочь её девка первого мужа Семёна дочь Марфа умерла в нынешнем 1712 году, а в переписных 1707 года написан его двор пустым, а он Иван с сыном Василием и двумя пасынками Насоном да с Афонасием Семёновыми детьми скитались в мире и в том блуждании они Семён с Василием и с пасынком Афонасием в 1708 году померли, а в 1710 году двор за Семёном Сысоевым написан пустым и Семён в Санкт Питербурге на работе в 1707 году умер, а жена его в том же году вышла замуж за выше писанного Ивана, а в 1710 году написан с женой Варварой да с пасынком Насоном и падчерицей девкой Марфой жили и писаны в выше писанном дворе у Ивана Степанова ; двор Ивана шестидесяти лет вдов, Федота пятидесяти пяти лет вдов Федосеевы дети, у Ивана сын Иван двадцати пяти лет, у него жена Анна Дмитриева дочь тридцати лет, у них сын Прокопий двух лет, у Федота жена Анна Исакова дочь сорока двух лет, у него дети Илья четырёх лет, Калина году, а в переписных 1707 года Федот с детьми с двумя сыновьями с Макаром, с Осипом написаны в том же дворе, а Иван с сыном Иваном не написан для того что скитался в мире да у Федота написан был в подсоседстве Иван Тимофеев с детьми с двумя сыновьями с Иваном да Савой и он Иван с детьми своими в 1709 году сошли в мир безвестно, а в 1710 году тот двор написан жилым и они в нём не написаны для того что он Иван Федосеев скитался в мире, а сын его Иван с женой Анной и сыном Прокопием и брат Федот с женой Анной и детьми с тремя сыновьями с Макаром, с Осипом, Федосеем да дочерью девкой Фёклой жили и писаны были в вышеписанном дворе у Ивана Степанова и дети его Федот и сын Макар сошли безвестно в мир и сын его Федосей и дочь девка Фёкла померли в нынешнем 1712 году.

За монастырём в Тарасовском погосте в деревне Борисовсой Кодлозер-ской двор монастырский скотный, в нём приказной монах Варлаам шестидесяти пяти лет, а в переписных 1707 года в том дворе написаны были старец Корнелий, наёмный коровник Емельян Исаков, конюх Семён Никифоров и старец Корнелий взят в монастырь и коровник Емельян сшёл в мир безвестно, а конюх Семён сшёл в волость Тарасовский погост деревню Кузнецовскую в свой двор в 1709 году, а в 1710 году тот двор написан жилым.

И всего в Колодозерском монастыре две церкви да в том же монастыре две кельи жилые да за тем монастырём одна деревня тяглая, а в ней жилых крестьянских два двора да два двора монастырских скотных и в том же

монастыре монахов шесть человек в лета до пятидесяти - два, до шестидесяти - один, до семидесяти - два, до девяноста - один да за монастырём в жиле к монастырским дворам крестьяне в лета до пяти - два, до тридцати - пять, до сорока - один, до пятидесяти - два, до шестидесяти - два, до семидесяти -один ; женского полу до пяти - три, до тридцати - четыре, до сорока - один и всего крестьян двадцать один человек [9, л. 412-415].

В начале XVIII в. в монастыре были две церкви, колокольня, хлебная, монашеские кельи и отсутствовала ограда. Монастырская жизнь и хозяйство управлялись настоятелем строителем Феодосием, приказным старцем, казначеем, хлебником и монахами, всего монастырской братии насчитывалось шесть человек. К этому времени в монастыре из шести келий только две были жилыми, тогда как в 1707 г. числилось пять келий, в которых жили монахи (количество не уточняется). Главная причина запустения монастырских келий была связана со смертью старцев. Основным направлением хозяйства монастыря были земледелие и скотоводство. Из трёх скотных дворов сохранился один, другие дворы либо развалились, либо остались без работников (работники разбрелись). Запустение скотных дворов произошло в течении последних двух лет (1710-1712 гг.). Из четырёх деревень, что ранее были за монастырём, остались две: Кодныш и Борисово Кодлозерская. В прошлом монастырские деревни Якушевская на усть Шеньги реки в Селецкой волости и Кириковская в Тарасовской волости стали тяглыми крестьянскими [9, л. 336-385].

Пустынка

Пустынка или Емецкого волока Благовещенская убогая пустыня возникла в самом начале Емецкого волока, соединяющего реки Онега и Емца. Время основания и имя основателя пустыни не известны [5, с. 226-230]. Но уже в Сотных на волости Каргопольского уезда 1561-1562 гг. в волостке Ше-лекса Турчасовского стана Каргопольского уезда «Благовещенскому монастырю Онеги реки» принадлежала дер. Ивашка Кривоногова с одним двором, в котором проживал половник Тимонка Симанов [10, с. 421]. В конце XVI в. по царской жалованной грамоте пустынь владела небольшими земельными угодьями и промыслами по рекам Онега, Емца и Шелекса, в середине XVII в. в той же Шелековской волости дер. Скомороховской [5, с. 228]. После 1685 г. историческая занавесь пустыни на несколько десятилетий опускается, не известны имена ни одного из настоятелей пустыни, не говоря уже о численности монахов. Есть сведения, что в 1702 году пустынь была приписана к кар-гопольскому Спасскому монастырю под названием Касьянова пустынь. Однако и это событие, пишет К.А. Докучаев-Басков не сохранило сведений ни о зданиях, ни о монашествующих. Известно только, что архимандрит в 1707 г., подрядил в пустынь половника на 10 лет. В пустыне занимались земледелием, скотоводством и от последнего монастырь получал небольшой доход в виде коровьего молока [5, с. 226-230].

В переписной книге Каргопольского уезда 1712 г. пустынь называется «пустынка на Касьянове волочку», в другом варианте «пустынка Власа Касьянова» [9, л. 210-210 об.]. В пустынке на Касьянове волочку была деревянная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы с трапезною и две кельи: одна жилая, другая пустая. В жилой кельи три старца : строитель Герман шестидесяти пяти лет, Иосиф шестидесяти лет, Исакий семидесяти лет. Двор скотный, а на нём коровник Устьмошского стана Ундозерской волости дворцовый крестьянин Сидор Иванов сын пятидесяти лет, скотница дворцовая крестьянка Турчасовского стана Владычинской волости вдова Федосья Миронова дочь Васильева жена Степанова сорока лет [Там же, л. 210-210 об.]. К началу XVIII в. пустынь лишилась своих земельных владений в Шеле-ковской волости. Деревни Скомороховская и Ивашка Кривонога записаны тяглыми крестьянскими [Там же, л. 686-697].

Чаженьгская пустынь

Чаженьгская пустынь образовалась на р. Чаженьге в 17 верстах от р. Онеги старообрядцами из Выгорецкой пустыни Олонецкого уезда [8, с. 135]. В своё время история пустыни была подробно описана Докучаевым-Басковым [7, с. 1-30]. Остались не известными имена первых переселенцев из Выгорецкого общежительства. За первые 34 года существования пустыни, пишет историк Н.А. Макаров, известны имена только 4 старообрядцев. Двое из них упоминаются в списке первопоселенцев : Никифор Семёнов (стал настоятелем пустыни в 1742 году), Лука Фёдоров [8, с. 136]. Переписная книга Каргопольского уезда 1712 г. даёт нам полный список первых переселенцев. По отдельным отчествам можно определить их этническую принадлежность, записанные со слов, они по форме напоминают современные карельские фамилии (Иваноев, Павлоев, Семёноев, Денисоев).

На реке Чаженьге на оброчной земле новопостроенные избы, по сказкам кельи Олонецкого уезда из Выгорецкой пустыни по указу общежитель-ство, а по той же их сказке в кельях жили Никифор Семёнов двадцати пяти лет, Лука Фёдоров пятидесяти лет, Никита Иванов пятидесяти лет, Иван Андреев сорока пяти лет, Дмитрий Фёдоров пятидесяти лет, Афонасий Павлов пятидесяти четырёх лет, Иван Зиновьев шестидесяти лет, Изот Емельянов пятидесяти пяти лет, Никон Фотеев сорока восьми лет, Елизар Васильев сорока двух лет, Фёдор Владимиров пятидесяти двух лет, итого одиннадцать человек. Да с ними живут из той же Выгорецкой пустыни для пашенной, хлебной и сенной работы Анна Волуева, Иван Иваноев, Фёдор Павлоев, Яков Мелентьев, Андрей Лукин, Матвей Семёноев, Фёдор Иванов, Лука Максимов, Андрей Васильев, Иван Иваноев, Иван же Иванов, Иван Потапов, Пётр Семёнов, Михайло Григорьев, Иона Игнатьев, Яков Игнатьев, Терентий Афонасьев, Роман Степанов, Фома Иванов, Трофим Харитонов, Алексей Митрофанов, Максим Григорьев, Василей, Ефрем, Иван, Михайло, Фома Лазаревы. Итого двадцать четыре человека, обоего пола тридцать пять человек. В других избах по их же сказке кельях женского полу две старицы Марья пятидесяти восьми лет, Фотинья сорока семи лет и белицы вдовы Марфа Тихонова дочь сорока пяти лет, Ирина Иванова дочь сорока лет, Ирина Степанова дочь тридцати пяти лет, Гликерья Лазарева дочь тридцати двух лет, Федосья Иванова сорока лет. Девки Анна Егорова дочь сорока лет, Агафья Павлова дочь тридцати лет, Пелагея Лукина дочь тридцати шести лет. Вдовы Парасковья Фотиева дочь, Агафья Амосова дочь, Ефросинья Амосова дочь, Анна Фёдорова дочь. А по сказкам их сколько им лет и кто откуда пришёл и в котором году они не знают и не помнят, пока не справятся с прежними сказками, что подавали старейшине Андрею Денисоеву в Выгорецкой пустыни. Их послали селиться по указу Великого Государя, которые им даны из Санкт Питербурга. По указу велено убрать пашню, хлеб и сено сходом в той же пустыни, а для охраны хлеба в тех кельях жить небольшим числом. А в прошлом 1711 году писаны они в переписных Олонецких книгах в той самой Выгорецкой пустыни [9, л. 162].

Из содержания записи следует, что земли на р. Чаженьге были пожалованы им по указу Великого Государя. В документе говориться, что в 1711 году они были писаны в переписных книгах Олонецкого уезда в Выго-рецкой пустыни, тем самым уточняется вероятное время возникновения самой пустыни - между 1711 и 1712 гг.

Пустынь Елгомская

К.А. Барсов определил имя основателя пустыни (старец Тарасий Мо-сквитин), время образования (1631, 1642), дату упразднения обители (1761) [1, с. 3-29]. К.А. Докучаев-Басков исследовал историю Елгомской пустыни, начиная с возникновения до упразднения обители [5, с. 846-889]. Елгомская пустынь была основана в Каргопольском уезде Устьмошского стана Воезер-

ской волости на оз. Елгомское, примерно в 1619-1621 гг. Основателем, а впоследствии строителем Елгомской пустыни был Тарасий Москвитин. К середине XVII в. пустынь уже владела землями по р. Конакше (2 двора на Конак-ше в верховье) и несколькими деревнями в Воезерской волости и волости Никольский погост : дер. Маншинская, пустошь Окуловская, пустошь что была дер. Куловская Задняя, в Моше на Звонихине острову (1 двор). К 1678 г. во владении Елгомской пустыни было 8 крестьянских дворов и 79 душ мужского пола. По периоду начала XVIII в. К.А. Докучаевым-Басковым также были представлены некоторые сведения. В пустыне числилось более 20 монахов. В 1704 г. строителем пустыни был монах Иона, в 1711 г. - иероманах Феодосий. При нём получена грамота от митрополита новгородского Иова на строительство церкви Святой Троицы. Церковь была построена не ранее 1716 г. и в том же году освящена [Там же, с. 846-889].

В пустыни две церкви одна Богоявления Господня в пределе Пресвятой Богородицы, другая церковь Животворящей Троицы в пределе Святых мучеников Бориса и Глеба тёплая с трапезной, вокруг пустыни забор деревянный, в пустыни жилых три кельи и хлебная, в первой кельи живёт строитель Фео-досий шестидесяти пяти лет, в других живут иероманах Иосиф шестидесяти лет, монахи Герасим семидесяти лет, Сергий семидесяти лет, монахи казначей Макарий, Протас пятидесяти лет, Нестор пятидесяти двух лет, белец государственный крестьянин Важского уезда Шаженской волости Артемий Захаров шестидесяти лет. В пустыне восемь келий, в двух кельях внутри жили монахи Тихон и Моисей, они умерли в 1706 году, в других двух кельях жили монахи Филимон и Дионисий и они умерли в 1707 году, в других двух кельях жили монахи Иона и Акинфий, умерли в 1709 году, в двух кельях жили монахи Дионисий и Никон, они умерли в 1707 году. В пустыне двор пустой гостиный построен для приезда гостей, жилых два двора один конюшенный, другой скотный, а в том дворе живёт приказной старец Варлам шестидесяти лет и дворцовые крестьяне Мошенского стану Яков Евтихиев семидесяти лет, Воезерской волости Григорий Иванов шестидесяти лет и Каргопольского уезда Нименгской волости Филипп Васильев шестидесяти лет и Филипп Тихонов пятидесяти лет и Важского уезда Покровской волости государственные дворцовые крестьяне Борис Ануфриев сорока лет и Иннокентий Алексеев пятидесяти лет с женой Татьяной Киприяновой дочерью сорока пяти лет, Артём Иванов пятидесяти лет вдов, Кирило Прокопьев тридцати лет и скотницы того же уезда Пачевской волости вдова Анна Исакова дочь семидесяти лет. В том же дворе живут работники земельной пашни государственные дворцовые крестьяне Мошенского стану деревни Братанихи Андрей Трофимов двадцати пяти лет и Лимской волости Елисей Карпов сорока пяти лет, Иван Никифоров пятидесяти пяти лет с сыном Иваном двадцати пяти лет левым глазом крив, Воезерской волости садовник Игнатей пятидесяти лет.

В той пустыни монастырские скотные и крестьянские дворы.

В деревне на починке.

Двор пустой крестьянина Василия Леонтьева и Василия Трофимова, Василий умер на государевой работе на Малой Двине, а Василий Трофимов живёт от скудности у ниже писанного Ивана Степанова ; двор крестьянина Ивана Степанова сорока двух лет, у него жена Елена Перфильева дочь пятидесяти лет, у него дети Варлам двадцати лет, Никифор двенадцати лет, дочь девка Епистимея четырнадцати лет, сын Моисей тридцати восьми лет, брат родной Василий тридцати трёх лет Трофимовы дети, у Моисея жена Васса Васильева дочь тридцати лет, у них дети Ефимий десяти лет скитается в мире, Афонасий трёх лет, дочь девка Анна девяти лет, у Василия жена Васса Те-рентьева дочь двадцати двух лет с мужем своим скитается в мире, у Василия жена Парасковья Васильева дочь двадцати пяти лет, у них дети Василий шести лет, Фёдор трёх лет скитается в мире, Елисей десяти лет, две дочери девки Ирина восьми лет, Васса трёх лет ; двор пуст Ильи Евдокимова и выше писанного Моисея Трофимова, Илья умер на работе на Олонецкой верфи

в 1707 году, Моисей живёт от скудности у выше писанного Ивана Степанова ; место пустое Фадея Ларионова, а он умер в давних годах, а жены и детей не осталось ; двор пуст Якова Иванова и Матвея Алексеева, а они померли в давних годах, а жены и детей не осталось ; двор пуст Антона Федотова, а он с детьми с Мокеем, с двумя Иванами сошли в мир скитаться в 1710 году, а жена умерла в давних годах ; двор пуст Викула Фомина, а он умер в 1709 году ; двор пуст Василия Леонтьева и Никиты Рябова, Василей умер в 1709 году, а Никита Рябов с женой скитается в мире ; двор пуст Максима Минина, а он Максим умер ; двор пуст Давида Иванова, а он Давид с женой своей Евфимией и сыном Дмитрием сошли в мир скитаться в прошлом 1711 году.

И всего в Елгомской пустыни две церкви и два двора, один конюшенный, другой скотный, жилых крестьянских одна деревня, в той деревне крестьянской жилой один двор, пустых крестьянских восемь дворов, место дворовое пустое одно. В крестьянских дворах мужского пола десять человек, женского пола семь человек [9, л. 330 об.-334].

В Мошенском стане монастырю принадлежали дворы : в волости Никольский приход в д. на Звонихине острову двор монастырский Елгомской пустыни, в монастырском дворе жили монах Никон шестидесяти лет, государственные крестьяне Мошинской волости деревни Заболотной Иван Матвеев пятидесяти лет и Иван Фомин семидесяти пяти лет из той же деревне, Вое-зерской волости деревни Гришинской Фома Макаров семидесяти трёх лет и коровница Важского уезда волости Луской деревни Большой Двор вдова Домна Фомина дочь пятидесяти лет ; в Конашанской волости в д. Верхнее Верховье два двора один монастырский, а другой скотный, в монастырском дворе живёт приказной монах Гаврило пятидесяти лет, в скотном дворе скотники Мошенского стана Лимской волости крестьянин Евсей Агеев сорока лет холост, Воезерской волости крестьянин Илья Алексеев пятидесяти лет вдов, скотница Конашанской волости деревни Тегры Неонила Семёнова дочь тридцати лет ; «на Мошенском волочку» в избе бездворной крестьянин Елгомской пустыни Еремей Васильев сорока восьми лет холост, у него племянник родной Василий Ферапонтов четырнадцати лет [Там же, л. 273-325 об.].

В начале XVIII в. в Елгомской пустыни были 2 церкви (церковь Святой Троицы была построена к 1712 г.), 11 келий, из них 3 жилых и 8 пустых (по причине смерти монахов), хлебная, двор пустой гостиный для приезда гостей, дворы конюшенный и скотный. Пустынь была окружена деревянным забором и выглядела как целостный хозяйственный организм с несложной монастырской организацией: строитель Феодосий, казначей, иероманах, монахи, приказные старосты, монастырские работники. Всего насчитывалось 24 человека, из них 15 наёмных работников, пришлых из различных волостей Каргопольского и соседнего Важского уездов. Основой экономики монастыря были земледелие, скотоводство, животноводство и садоводство. В то же время монастырская деревня практически полностью запустела, из 9 дворов 8 были пустыми. Основные причины : смертность, уход скитаться и призывы на государевы работы. Численность населения деревни составила 17 человек. В монастырских дворах (дер. на Звонихине острову, дер. Верхнее Верховье) также использовался труд пришлого населения, в основном, из волостей Мошенского стана: Мошинской, Воезерской, Коношанской, Лим-ской и Важского уезда, всего 11 человек. На «Мошенском волочку», к началу XVIII в. единственным жилым поселением (10 деревень и починков были пустыми) была изба бездворная крестьянина Елгомской пустыни. В тоже время уменьшились владения монастыря: дер. Макшинская с пустошью Оку-ловской больше не упоминается в числе монастырских деревень. Этот факт также отмечает К. Докучаев Басков, ссылаясь на челобитную келаря монаха Сергия от 1732 г. в Каргопольскую канцелярию, где сказано, что деревней завладели крестьяне Лука Терехов с соседом Григорием Кореловым [4, с. 863-867]. В Переписных книгах Каргопольского уезда 1712 г. эти деревни уже отмечены как тяглые крестьянские [4, л. 298-319 об.].

В заключение стоит отметить, что к началу XVIII в. в целом положение монастырей и пустынь (Колодозерской, Благовещенской, Елгомской) ухудшилось. Главным образом это выразилось в потере части земельных владений (деревень), разрушением скотных дворов, сокращением числа монастырской братии и крестьян.

Литература

1. Барсов Е.В. Алфавитный указатель монастырей и пустынь, упраздненных и существующих в Олонецкой епархии, с их настоятелями // Памятная книжка Олонецкой губернии на 1867 год. Петрозаводск, 1867. С. 3-29.

2. Барсов Е.В. Преподобные обонежские пустыннослужители. Материалы для истории колонизации и культуры Обонежского края. С. 4-9.

3. Богословский М.М. Земское самоуправление на русском севере в XVII в.: Чтения при Московском университете. Кн. I. М., 1910. С. 1-321.

4. Докучаев-Басков К.А. Подвижники и монастыри крайнего севера. Елгом-ская Богоявленская пустынь // Христианское чтение. 1886. № 5/6. С. 846-889.

5. Докучаев-Басков К.А. Подвижники и монастыри крайнего севера. Емецко-го волока Благовещенская убогая пустынь (Архангельская губерния) // Христианское чтение. 1885. № 7-8. С. 226-240.

6. Докучаев-Басков К.А. Подвижники и монастыри крайнего севера. Кодло-зерская пустынь // Христианское чтение. 1885. № 11-12. С. 59-81.

7. Докучаев-Басков К.А. Чаженский раскольничий скит (1710-1854). М., 1912. С. 1-30.

8. Макаров Н.А. Церковные приходы и монастыри Кенозерья и Среднего Поонежья. Архангельск: Типография Правда Севера, 2007. 432 с.

9. Российский Государственный архив древних актов. Ф. 350. Оп. 1. Ед. хр. 168. Каргопольский уезд. 1712. Книга переписная посадских людей Турча-совского посада, церковнослужителей, монахов, дворцовых и монастырских крестьян Устьмошского, Мошинского, Турчасовского станов Каргопольско-го уезда. 882 л.

10. Сотные на волости Каргопольского уезда с книг письма Никиты Григорьевича Яхонтова 1561-1562 гг. // Материалы по истории Европейского Севера СССР: Северный археографический сборник. Вып. 2. Вологда, 1972. С. 370-484.

References

1. Barsov E.V. Index of the monasteries and deserts abolished and existing in the Olonets diocese with their priors, The Memorable book of the Olonets province for 1867. Petrozavodsk, 1867, pp. 3-29.

2. Barsov E.V Venerable obonezhsky wilderness-dwellers. Materials for history of colonization and culture of Obonezhsky edge, pp. 4-9.

3. Bogoslovskij M.M. A territorial self-government in the Russian North in the XVII century: Readings at the Moscow university. Part I. Moscow, 1910, pp. 1-321.

4. Dokuchayev-Baskov K.A. Devotees and monasteries of Far North. Elgomsky Bo-goyavlenskaya of solitude, Christian reading. 1886. N 5/6, pp. 846-889.

5. Dokuchayev-Baskov K.A. Devotees and monasteries of Far North. The Emetsky volok the Blagoveshchensk poor solitude (The Arkhangelsk province), Christian reading. 1885, N 7-8, pp. 226-240.

6. Dokuchayev-Baskov K.A. Devotees and monasteries of Far North. Kodlozersky solitude, Christian reading. 1885, N 11-12, pp. 59-81.

7. Dokuchayev-Baskov K.A. Chazhensky schismatic monastery (1710-1854). Moscow, 1912, pp. 1-30.

8. Makarov N.A. Church arrivals and monasteries Kenozerya and middle of Poone-zhya. Arkhangelsk: North Truth printing house, 2007, 432 p.

9. Russian State archive of ancient acts. T. 350. Op. 1. depository item 168. Kar-gopolsky district. 1712. Book census townsman of people of Turchasovsky suburb, clergymen, monks, monarchic court and monastic peasants of Ustmoshsky, Moshinsky, Turchasovsky camps of the Kargopolsky district. 882.

10. Hundred on the volost of the Kargopolsky district from books of the letter of Ni-kita Grigoryevich Yakhontov of 1561-1562, Materials on stories of the European North of the USSR: Northern arkheografichesky collection. Issue 2. Vologda, 1972, pp 370-484.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.