Научная статья на тему 'Погосты Северного Поонежья в начале XVIII века'

Погосты Северного Поонежья в начале XVIII века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
259
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Погосты Северного Поонежья в начале XVIII века»

Побежимов Андрей Иванович, Петрозаводский государственный университет, кафедра отечественной истории, соискатель

Погосты Северного Поонежья в начале XVIII в

В отечественной историографии погостам посвящено большое количество исследований. В трудах отечественных историков Н. Н. Воронина, С. Б. Веселовского, А. С. Лаппо-Данилевского, М. М. Богословского, А. Я. Ефименко, М. Островской, М.В.Витова, Л. Н. Жеребцова дается характеристика, определяется время, причины возникновения и раскрывается роль погостов в жизни крестьян Поморья [5, 2, 8, 1, 6, 11, 3, 7].Тем не менее, история погостов Поморья, как в территориальном, так и хронологическом плане требует дальнейшего изучения. В общих чертах эта проблема получила освещение на страницах журнала «Архангельские Епархиальные Ведомости» в разделе «Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии» [9, с. 1-105]. Стоит отметить труд ученого Н. А. Макарова по истории приходов Среднего Поонежья и Кенозерья. В круг исследования автора также вошли несколько приходов Северного Поонежья [1, с. 1-432].

В статье дается описание погостов Северного Поонежья начала XVIII века. По писцовым и переписным книгам середины XVI - начала XVIII веков[14,1,13] прослеживается эволюция, определяется относительная хронология возникновения погостов. Под эволюцией понимается процесс образования погостов в волостях, прежде не имевших церквей, устройство новых храмов в уже существовавших приходах, а также изменения размеров погостов в изучаемый период времени. Относительная хронология подразумевает выяснение времени строительства того или иного погоста. Результаты исследования представлены в двух таблицах.

Северное Поонежье занимает территорию среднего и нижнего течения реки Онеги. В середине XVI - начале XVIII веков область входила в состав Турчасовского стана Каргопольского уезда. Исследование охватывает территорию 27 волостей Турчасовского стана и посада Турчасово от волости Шелековской на юге до волости Таймицкая на севере. В начале XVIII века здесь насчитывался 21 погост, значительная часть их являлась приходскими центрами.

ТТТЕЛЕКОВСКИИ ПОГОСТ. На погосте две церкви: одна Воскресения Священного креста Господня, у нее «в пределе часовня Преподобного отца Антония Сийского», другая Николая Чудотворца. У церквей двор попа Ховра Петрова с женой Марьей Тимофеевой, с детьми, сыновьями Иваном, посвященному в пономари, Афонасием, Евдокимом, Никитой, дочкой Прасковьей и вдовой Домной.

Пустой двор церковного дьячка Тимофея Михайлова. Он постригся в Сретенский монастырь, а жена его Евдокия Леонтьева «съехала в тот монастырь в давних годах».

Пустой двор церковного пономаря Григория Васильева. Он постригся в Кожеозерский монастырь, жена его Матрона умерла [13, л. 692].

ТУРЧАСОВСКИИ ПОГОСТ. В Турчасове на посаде две церкви: Преображения Господня, Благовещения Пресвятой Богородицы. У Преображенской церкви предел Николая чудотворца, «у Благовещенской два предела - один Предтечие Иоанна, другой Соловецких чудотворцев, у трапезы в одних стенах предел Архангела Михаила». У церквей двор попа Иакова Константинова с женой Вассой Ивановой, сыном дьяконом Борисом, дочерью Федосьей, женой дьякона Настасьей Васильевой, его детьми сыновьями Иваном, Петром, дочерьми Анной, Марьей, Федосьей, с внуком попа Алексеем умершего сына его Елизара.

Двор попа Василия Емельянова с женой Александрой Пантелеевой.

Изба бездворная нищей вдовы Марфы Федоровой жены Монакова. В избе жила «нищая ж девка Овдотья Иванова из Олонецкого уезду Нюхоцкой волости Соловецкого монастыря вотчины». В 1710 году изба была написана кельей, а в той келье жили нищие вдова Марья Васильева с сыном Пафнутием, дочерью Анною, да вдовой Марфой.

Пустая изба нищей девки Агрипины Кириловой. Агрипина умерла в 1708 году.

Изба бездворная нищих Крестного монастыря вотчины Чекуевской волости с погоста Потапа Васильева с женой Ульяной Кирьяновой, с нищей вдовой «турчасовкой из Пертемы» Катериной Анисимовой Богдановой женой, вдовой «турчасовкой» Евлампией Исаковой женой Блинова.

Пустая изба умершей старицы Ираиды, а в переписных 1707 года изба написана кельей и в той келье жила старица Ираида.

Изба бездворная нищей вдовы Степаниды Константиновой жены Урюпина околопосадной волости крестьянина, с вдовой «турчасовкой» Ивановой женой Осипа, с девкой Маремьяной Крисановой Городской волости, а в переписных 1707 года в той келье написана была старица Анисья и «она старица умре в 1708 году».

Двор церковного посвященного дьячка Федора Елизарова с женой Ириной Семеновой, с сыном Петром, матерью вдовой Агрипиной.

Двор «просвирия» с девкой Ефросиньей Максимовой, с вдовой нищей «устьмошанкой» из деревни Горки Марьей Никифоровой женой Пуминова.

Двор посвященного пономаря Павла Артемонова, с женой Марьей Федоровой, сыном Василей, дочерью Анной.

Пустой двор вдовы нищей Ульяны Ивановской жены Евсеева. Она умерла в 1711 году.

Пустая изба умершего дьякона Емельяна Иванова. Дьякон и жена его Ксения Павлова в 1701 и 1702 году умерли.

Пустая изба бездворная вдовы Ефросиньи жены Андрея Харитонова. Она умерла в 1711году [13, л. 573-590].

БИРИЧЕВСКИИ ПОГОСТ. На погосте в деревне Игнашевская церковь Николая Чудотворца. У церкви двор попа Кирилла Васильева с женой Марьей Петровой, с сыном Федором, дочерьми Натальей, Евдокией, Ефимией, нищей вдовой Серафимой.

Пустой двор церковного дьячка Павла Фомина, а он «от хлебной скудности» с женой Марфой «сшел в мир».

На погосте «келья пустая» пономаря Никифора Васильева, а он умер, а жена его Катерина «ушла скитаться».

Пустая келья «нищих людей» [13, л. 867].

ОРДОМСКИЙ ПОГОСТ. На погосте две церкви: Введения Предчестия, Николая Чудотворца. У церквей двор попа Романа Никифорова с женой Антонидой Васильевой, сыном Петром, двумя дочерьми Марией и Марфой, просвирницей Меланьей Родионовой[13, л. 656]. По итоговым данным переписи 1712 года в Ордомском погосте насчитывалось два двора. При описании погоста в переписи не был учтен причетнический двор.

ГОРОДЕЦКИЙ ПОГОСТ. На погосте две церкви: одна Рождества Пресвятой Богородицы, у нее предел Рождества Иоанна Предтечия, другая Ильи Пророка, у нее предел Святой мученицы Парасковьи Пятницы и третья церковь «вновь построенная, теплая с трапезной» «троих всевышних святителей» Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. У церквей двор попа Иллариона Арефьева с женой Глафирой, нищим Иваном Ларионовым и подсоседником Михайло Михайловым и его женой Вассой.

Пустой двор Кирилова монастыря для прихода из монастыря монахов. Двор посвященного дьячка Семена Иполитова с женой Ксенией Кириловой [13, л. 667-668].

ПРИЛУЦКИЙ ПОГОСТ. На погосте три церкви: Рождества христова, Покрова Пресвятой Богородицы, «у Рождественской церкви в пределе Священномученика Климента папы римского прихоцских людей древяные строения». У церквей двор попа Дмитрия Пантелеева с женой Натальей Федоровной и детьми Степаном, посвященным в пономари, тремя дочерьми Анной, Парасковьей, Евдокией, женой Степана Агафьей Андреевой и просвирницей вдовой Марьей Ивановой.

Пустой двор трапезника Александра Иванова. Был взят в солдаты по набору Никифора Румянцева.

Двор посвященного дьячка Савы Григорьева с женой Марфой Ивановой и детьми, тремя дочерьми Домной, Евдокией, Натальей.

Пустой двор вдовы нищей Парасковьи Ивановой жены бывшего пономаря Никиты Сидорова. Никита умер, сын Андрей взят в рекруты по набору Никифора Румянцева, вдова нищая Парасковья «скиталась в мире».

Пустой двор нищей старицы Настасьи. Она умерла «в давние годы».

Пустой двор бобыля Василия Карпова. Василий умер на «Олонецкой верфи», жена Улита «сощла в мир безвестно»

Пустой двор просвирницы Марьи Ивановны. Она жила с бобылем Степаном Обросимовым. Он умер «в давних годах». Вдова перешла жить во двор попа Дмитрия Пантелеева.

Изба бездворная нищей вдовы Харитона Михайлова жены Степанова с дочерью Зинаидой.

Пустая изба бездворная Евлампии Степановой. Она «скиталась в мире» [13, л. 541-542].

ПИЯЛЬСКИИ ПОГОСТ. В деревне Олутинская две церкви: Вознесенья Господня и Святого Клемента. У церквей двор попа Дмитрия Михайлова с женой Ириной Конановой, дочерью Евдокией.

Пустой двор дьячка Федора Малафеева.

Двор посвященного пономаря Ивана Анкидинова с женой Евдокией Панфиловой и племянником Осипом Ивановым, с его дочерьми Натальей и Настей и вдовой Парасковьей Тихоновой.

Крестного монастыря пустой двор бобыля Петра Осипова. Он с женой Варварой, детьми Иваном, Григорием, Соломандьей «от хлебной скудности сбрели в мир безвестно».

Пустая изба бездворная Иоанна Смолина. Иоанн с женой умер, «а детей не осталось».

Пустой двор Марка Иванова. Он с женой Агрипиной жил во дворе Кожеозерского монастыря.

Пустое место Дмитрия Герасимова. Он умер.

Пустой двор Василия Кирьянова. Он с женой Ефсимеей и сыном Евдокимом умерли.

Двор крестьянина Алексея Васильева с женой Федорой Ивановой, детьми двумя сыновьями Федором, Григорием, племянником Никифором Кириловым, его матерью вдовой Марьей Кириловой.

Соловецкого монастыря двор крестьянина Ивана Петрова с женой Федосьей Никулиной, дочерью Пелагеей, вдовой Парасковьей Порошиной женой Фомина, подсоседником из Олонецкого уезда Панозерского погоста Егором Алексеевым, с детьми Андреем, дочерью Ефимией, зятем Аникеем крестьянином из Клещепольской волости, Семеном Ивановым крестьянином Крестного монастыря с Кожской волости, с сыном Яковом и племянником Никифором Андреевым, с его женой Ефросиньей и дочерью Евдокией.

Крестного монастыря двор крестьянина Афонасия и Федора Дмитриевых с женой Афонасия Дарьей Яковлевой, дочерьми Марьей, Марфой, двоюродным братом Федором, женой Гликерьей, детьми сыновьями Савой, Прокопием, Михаилом с тещей Афонасия Василисой Ивановой.

Пустой двор Афанасия и Федора Дмитрия детей Попова.

Пустой двор Григория Иванова. Он «от хлебной скудности сошел в мир».

Двор крестьянина Гаврилы, Ивана и Василия Артамоновых, с женой Гаврилы Агрипиной Филипповой, дочкой Марфой, с женой Ивана Дарьей Григорьевой и сыном Михаилом, Федором, дочерью Парасковьей, с женой Василия Федосьей, двумя дочерьми Пелагеей, Агафьей, с двумя двоюродными сестрами Марьей и Степанидой.

Пустых, два дворовых места. Жители «тех дворов умерли в давних годах»

Пустой двор Аникея Парфенова. Он с женой Ефрасиньей «от хлебной скудности убрели в мир»[13, л. 827-828].

По итоговым данным переписи 1712 года в Пияльском погосте насчитывалось 20 дворов, изб, келий и пустых мест. При описании погоста в переписи не были учтены монастырские дворы.

ВАЗЕНИЦКИИ ПОГОСТ. На погосте две церкви: Воскресения Господня, Пророка Ильи. У церквей двор попа Харлампия Агапитова с женой Марфой Петровой, с дочерью Февроньей.

Пустой двор посвященного дьячка Григория Исакова. Он жил во дворе Федора Иевлева.

Пустой двор пономаря Василия Севастьянова. Он «умре в давних годах», а жена его Елизавета с сыном Семеном «сошли в мир безвестно».

Двор Соловецкого монастыря, в котором жил половник крестьянин Крестного монастыря Вазеницкой волости из деревни Савинская Карп Ферапонтов с женой Вассой, с сыном Егором и дочерью Анной [13, л. 852].

ЧЕКУЕВСКИИ ПОГОСТ. На погосте три церкви: Преображения Господня, Сретения Господня, Успения Богородицы. У церквей двор попа Василия Петрова с женой Гликерьей Федоровой, двумя сыновьями Михаилом и Иваном, четырьмя дочерьми Марфой, Марией, Анной, Тамарой.

Пустое место церковного дьячка посвященного Осипа Матвеева. Он жил в Нижнемудьюжской волости [13, л. 844].

По итоговым данным переписи 1712 года в Чекуевском погосте насчитывалось 6 дворов, изб, келий и пустых мест. При описании погоста в переписи не были учтены монастырские дворы.

КОЖСКИИ ПОГОСТ. На погосте в деревне Макаринская церковь Святого Клемента папы римского. У церкви двор попа Фомы Михайлова с женой Гликерьей Михайловой, с сыновьями Иваном и Иваном «меньшим», дочерью Парасковьей.

Пустой двор церковного посвященного дьячка Михаила Григорьева. Он взят в солдаты по набору Никифора Румянцева, а жена его Епистимия Герасимова с сыном Михаилом ушли «в Двинской монастырь».

Пустой двор посвященного пономаря Артемия Михайлова. Он с женой Анкилиной Аникиевой, с дочерью Федорой «сошли в мир» [13, л. 781].

В Кожском погосте насчитывалось 6 дворов. При описании погоста не были учтены три монастырских двора.

МУДЬЮЖСКИИ ПОГОСТ. В волости Верхняя Мудьюга церковь Пресвятой Богородицы. У церкви в деревне Ряхковская двор попа Данилы Семенова с женой Анной Гавриловой и детьми сыном Семеном, двумя дочерьми Марфой и Матроной, просвирницей Капитолиной Леонтьевой.

Двор посвященного дьячка Егора Васильева с женой Авдотьей Ивановой, двумя сыновьями Алексеем и Федором, дочерью Ириной, жена сына Алексея Мартемьяна Ильина, племянница Авдотья Андреева [13, л. 812-813].

В Мудьюжском погосте - семь дворов. При описании погоста не были учтены монастырские и пустые дворы.

МОНДИНСКИИ ПОГОСТ. На погосте две церкви: Животворящей Троицы, Введение Причестия Богородицы. У церквей двор попа Алексея Никифорова с женой Парасковьей Аверьяновой с сыном Дмитрием и двумя дочерьми Федосьей и Устиньей [13, л. 801].

По итоговым данным переписи 1712 года в Мондинском погосте насчитывалось три двора. При описании погоста в переписи не были учтены два причетнических двора.

ПОЛЬСКИИ ПОГОСТ. В Польской волости две церкви: Богоявления Дня, Рождества Пресвятой Богородицы. У церквей в д. Есинская двор попа Феопента Алексеева с женой Федосьей Степановой и детьми Филиппом, посвященным в пономари Михаилом, женой Филиппа Анной Григорьевой с сыном Георгием, дочерьми Еленой и Парасковьей, с Гаврилой и Петром Леонтьевыми.

Пустое место пономарское Филиппа Леонтьева. Он жил во дворе попа Феопента.

Двор монастырский, в нем жили два старца Дементий и Иохим, коровница вдова Капиталина Савина.

Двор посвященного дьячка Дмитрия Никифорова с женой Ириной Мелентьевой и детьми сыном Дмитрием и двумя дочерьми Авдотьей и Евдокией [13, л. 826].

В Польском погосте - девять дворов. При описании погоста не были учтены монастырские, бобыльские и пустые дворы.

ПОРОЖСКИИ ПОГОСТ. На погосте две церкви: Рождества Христова, Покрова Пресвятой Богородицы, «у той Покровской церкви предел святых апостолов Петра и Павла строение прихоцких людей». У церквей в деревне Острецова двор попа Сафрона Иванова, с детьми сыном Михайлом, Иваном, дочерьми Анной, Гликерьей, Устиной.

Двор церковный посвященного дьячка Петра Алексеева с женой Евдокией Яковлевой, сыновьями Григорием и Романом, с дочерьми Ириной, Вассой, Евдокией, женой Григория Натальей Никоновой.

Двор монастырский, а в нем жил старец Исаак и коровница Екатерина Ивановна [13,л.759].

ВОНГУДСКИИ ПОГОСТ. На погосте церковь Пресвятой Богородицы в деревне Зиновьевская. У церкви двор попа Лазаря Григорьева с женой Гликерьей Гавриловой и дочкой Анной.

Пустой двор пономаря Михаила Софронова. Он жил в Порожской волости [13, л.770].

ПОДПОРОЖСКИИ ПОГОСТ. На погосте две церкви: Животворящей Троицы, Богоявление Господня. У церквей двор Игната Михайлова с женой Евдокией Афанасьевой, детьми сыном Василием, дочерью Матроной [13, л.745].

УСТЬОНЕЖСКИИ ПОГОСТ. На погосте две церкви: одна Успения Пресвятой Богородицы, «у той церкви предел один Иоанна Богослова второй Ильи Пророка» и другая церковь Николая Чудотворца. У церквей двор попа Петра Афонасьева с женой Натальей Семеновой, с сыном Иваном, дочерьми Марфой и Парасковьей, племянником Степаном, Гавриилом, ушедшим на «Мурманское море», с женой Степана Гликерьей Афанасьевой, женой Гавриля Улитой Лукиной, сыном Федором, а дети и племянники попа «непосвященные».

Пустой двор дьяка Филиппа Федорова и пономаря Степана Иванова. Ушли с семьями в «Сибирские Города» «от хлебной скудности».

Двор Крестного монастыря «для приезда архимандрита с братией», в том дворе живут старцы схимонах Серафим, монах Христиан.

Двор Крестного монастыря скотный, в нем живут старец Зосима.

Пустой двор сторожа Герасима. Он с женой Ефросиньей и сыном ушли «в Холмогорский уезд».

Двор крестьян Исаака и Ивана Кирилова, с женой Исаака Натальей Васильевой, женой Ивана Анной, сыном Борисом, с зятем Семеном Михайловым, с его женой Авдотьей Кириловой, с сыном Иваном, дочерью Марфой, с женой Ивана Ксенией Ивановой, с бобылем Никитой Нестеровым и его женой Федосьей Акимовой.

Пустой двор крестьянина Василия Леонтьева. Он «сшел в мир безвестно».

Пустая изба нищей старицы Евдокии. Она умерла.

Двор крестьянина Антипа Софронова с женой Евдокией, сыновьями Иваном, Степаном, Михаилом, с женой Ивана Евдокией Степановой, сыном Иваном, с женой Степана Меланьей Емельяновой, женой Михаила Меланьей Павловой, дочерью Евдокией.

Пустой двор Кирилова монастыря. Во дворе жил бобыль Григорий Еремеев, он «сшел в мир безвестно».

Пустой двор бобыля Тимофея Ефимова. Он «от хлебной скудности сошел в мир безвестно».

Пустая изба нищей старицы Агафьи. Она «выехала в Город Архангельск».

Пустой двор бобыля Павла Самойлова. Он с женой Марфой Васильевой «от хлебной скудности сошли в город Архангельск».

Пустой двор бобыля Михаила Евдокимова. Он «умер в давних годах», а жена его Ефросинья с сыном Никитой «сошли в Кольский острог».

Пустое место бобыля Егора Клементьева. Он «умер в давних годах», а сын его Афанасий «в мире скитается».

Пустой двор Герасима и Савы Аникеева. Они «сошли в мир безвестно».

Пустой двор Воскресенского монастыря. В нем жил старец Серафим [13, л. 728-729].

НИМЕНГСКИИ ПОГОСТ. На погосте две церкви: одна Преображения Господня, другая Благовещения Пресвятой Богородицы, «в пределе Священномученика Клемента древяные строение прихоцких людей». У церквей двор попа Луки Анисимова с женой Натальей Елизаровой, зятем с «Покровской волости» Василием, с его женой Евдокией и сыном Иоанном.

Пустой двор пономаря Гаврилы Григорьева. Он с женой Кристиной и сыном Маноилом «сошли в Двинской уезд» [13, л. 718].

По итоговым данным переписи 1712 года в Нименгском погосте насчитывалось три двора. При описании погоста в переписи не был учтен «старицын» двор.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВАРЗОГОРСКИИ ПОГОСТ. На погосте две церкви: Введения Предчестия, Николая Чудотворца. У церквей двор попа Петра Михайлова с женой Евдокией Романовой и детьми двумя сыновьями Петром, Василием, дочкой Маремьяной, нищей вдовой Федорой Аникеевой женой монастырского крестьянина Пантелея Пешинина.

Пустое место церковное, в котором жил посвященный дьяк Севастьян Андреев. Он жил в Таймицкой волости [13, л. 712].

ТАИМИЦКИИ ПОГОСТ. На погосте две церкви: Преображения и Сретения Господня. У церквей двор попа Алексея Прокопьева, с женой Натальей Аникиевой с сыном Иваном, дочерьми Марьей и Марфой, братом Яковом посвященным в дьяки с его женой Анной Степановой, сыном Михаилом, дочерьми Овдотьей и Парасковьей [13, л. 703].

ПОКРОВСКИИ ПОГОСТ. На погосте церковь «древянное строение Крестного монастыря». У церкви в монастырском дворе жили поп, схимонах, старец, рядом стоял двор «скотцкой» [13, л. 710].

Период середины XVII - начала XVIII веков ознаменовался активным строительством новых церквей в Северном Поонежье [13, л. 703]. За это время появились шесть новых погостов в волостях Польская, Вазеницкая, Кожская, Нижнемудьюжская, Вонгудская и «новопостроенный» Покровский погост. Впоследствии они становятся приходскими центрами. В старинных приходах: Шелековском, Городецком, Прилуцком, Пияльском, Чекуевском, Мондинском, Варзогорском, Нименгском, Надпорожском, Подпорожском, Таймицком, Устьонежском к уже существующим церквям пристраиваются новые церкви и часовни. Наиболее крупными остались Пияльский и Устьонежский погосты (таблицы 1, 2).

Таблица 1. Погосты Северного Поонежья в середине ХУ1-начале XVIII веков

Погосты Церкви

середина XVI в. середина XVII в. начало XVIII в.

Шелековский Николая Чудотворца Николая Чудотворца Воскресения Христа, предел Антония Сийского, Николая Чудотворца.

Турчасовский Николы Чудотворца, Иоанна Предтечия - Преображение, предел Николая чудотворца, Благовещения, пределы Иоанна Предтечия, Соловецких чудотворцев.

Прилуцкий Покрова Рождества Христова, Покрова Рождества Христова, Покрова, предел Клемента.

Городецкий Ильи Пророка Рождества Богородицы Рождества Богородицы, предел Рождества Иоанна Предтечия Ильи Пророка, предел Святой мученицы Парасковьи Пятницы, церковь Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста

Ордомский Николая Чудотворца Введения Введения, Николая Чудотворца.

Пияльский Клемента Вознесенья Господня, Клемента.

Чекуевский Преображения, Успения Преображени я, Успения Преображения,Сретения Господня, Успения.

Мондинский - Животворяще й Троицы Животворящей Троицы, Введения.

Мудьюжский - - Пресвятой Богородицы.

Варзогорский - Николая Чудотворца Введения, Николая Чудотворца.

Нименгский - Преображени я Преображения,Благовещения, Пресвятой Богородицы, предел Святого Клемента.

Надпорожский Петра и Павла Петра и Павла РождестваХристова,Покрова, предел Святых Петра и Павла.

Подпорожский - Животворящей Троицы Животворящей Троицы, Богоявления Господня.

Вазеницкий - - Воскресения Господня, Пророка Ильи.

Польский - - Богоявления Господня, Рождества Пресвятой Богородицы

Таймицкий - Преображени е Преображения, Сретения Господня.

Кожский - - Клемента

На Беричеве - Николая Чудотворца Николая Чудотворца.

Устьонежский Успения Богородицы, Николая Чудотворца Успения Богородицы, Николая Чудотворца Успения Богородицы, пределы Иоанна Богослова, Ильи Пророка, Николая Чудотворца.

Вондугский - - Пресвятой Богородицы.

Покровский - - Церковь

Шелековский Николая Чудотворца Николая Чудотворца Воскресения Христа, предел Антония Сийского, Николая Чудотворца

Таблица 2. Погосты Северного Поонежья в середине Х¥1-шнале XVIII веков

Погосты Количество дворов, изб, келий и пустых мест

середина XVI в. середина XVII в. начало XVIII в.

Шелековский 2 3 3

Турчасовский - - 11

На Беричеве - 3 4

Прилуцкий 8 8 9

Городецкий 3 - 3

Ордомский 6 5 2

Пияльский - 34 20

Чекуевский 11 11 6

Мондинский - 2 3

Мудьюжский - - 7

Вазеницкий - - 2

Польский - - 9

Кожский - - 6

Вондугский - - 2

Надпорожский 4 5 3

Подпорожский - 2 1

Устьонежский 15 3 17

Варзогорский - 1 2

Нименгский - 1 3

Таймицкий - 1 1

Покровский - - 2

Литература

1. Богословский М. М. Земское самоуправление на русском севере в XVII в. // Чтения при Московском университете. - М.: 1910. кн. I. 1909. 1-УШ. С. 1-321; кн. 2. С. 1-311. кн. 3. С. 1-46.

2. Веселовский С. Б. Село и деревня в северо-восточной Руси Х^-ХУ вв. // Известия ГАИМК. - М. -Л.: 1936. Вып. 139. 166 с.

3. Витов М. В. Историко-географические очерки Заонежья XVI-XVII вв.: Из истории сельских поселений. - М.: Наука, 1962. 63 с.

4. Власова И. В. Сельские поселения в центральных районах русского Севера // Русский Север: Этническая история и народная культура ХП-ХХ века. - М.: 2004. С. 37-92. .

5. Воронин Н. Н. К истории сельского поселения феодальной Руси//Известия ГАИМК - Л., 1935. Вып. 138. 75 с.

6. Ефименко А. Я. Исследования народной жизни. Обычное право. - М.: Русская типолитография, Большая Дмитровка, 1884. Вып. I. 79 с.

7. Жеребцов Л. Н. Историко-культурные взаимоотношения коми с соседними народами: Х - начало ХХ вв. - М.: Наука, 1982. 224 с.

8. Лаппо-Данилевский А. С. Организация прямого обложения в Московском государстве со времён смуты до эпохи преобразований. - СПб: Типография И. Н. Скороходова, 1890. 568 с.

9. Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. III. Общее обозрение Онежского уезда, находящихся в нём приходов и храмов // Архангельские Епархиальные Ведомости. 1896. № 1. С. 1-105.

10. Макаров Н. А . Церковные приходы и монастыри Кенозерья и Среднего Поонежья. -Архангельск: Типография Правда Севера, 2007. 432 с.

11. Островская М. Сельское население Русского Севера в ХУ-ХУШ вв. - Санкт-Петербург: Типография Главного управления Уделов, Моховая, 40, 1913. 96 с.

12. Побежимов А. И. Сельские поселения, погосты и монастыри Северного Поонежья в начале ХУШ вв. // Материалы конференции «История и археология». - Санкт-Петербург, ноябрь, 2012. С. 215-227.

13. Российский Государственный архив древних актов. Ф. 350, Оп. 1, Ед. хр. 168. Каргопольский уезд. 1712. Книга переписная посадских людей Турчасовского посада, церковнослужителей, монахов, дворцовых и монастырских крестьян Устьмошского, Мошинского, Турчасовского станов Каргопольского уезда. 882 л.

14. Сотные на волости Каргопольского уезда с книг письма Никиты Григорьевича Яхонтова 1561-1562 гг. // Материалы по истории Европейского Севера СССР: Северный археографический сборник. Вып. 2. - Вологда, 1972. С. 370-471.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.