Научная статья на тему 'Староверческие поселения в окрестностях Диодоро-Юрьегорского монастыря'

Староверческие поселения в окрестностях Диодоро-Юрьегорского монастыря Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
562
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРООБРЯДЧЕСТВО / ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА / СЕВЕРНЫЕ МОНАСТЫРИ / СТАРОВЕРЧЕСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ / OLD BELIEF CHURCH REFORM / NORTHERN MONASTERIES / OLD BELIEVERS' SETTLEMENTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Старицын Александр Николаевич.

Собранный материал раскрывает неизученную историю Юрьегорского монастыря в свете отношения монашествующих к церковной реформе середины XVII столетия. Прослеживаются судьбы пострижеников монастыря, которые выступили против церковных нововведений. Представляются и комментируются новые источники, освещающие существование тайных староверческих поселений на землях Юрьегорского монастыря. В результате анализа собранных документов выявляется картина широкого неприятия церковной реформы на Русском Севере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OLD BELIEVERS’ SETTLEMENTS OF DIODORO-YUR’EGORSKIY MONASTERY AND ITS SURROUNDINGS

Collected materials are concerned with the poorly studied period in the history of Yur’egorskiy monastery. The materials are studied in light of the ruling monarchs’ attitude to the XVIIth century Church reforms. The fate of the monastery’s novices, who rebelled against the Church innovations, is traced. New sources providing information on the old believers’ settlements on the lands of Yur’egorskiy monastery are presented. The in-depth analysis of collected documents helped to reveal the fact that introduced Church reforms were widely opposed by the Russian North.

Текст научной работы на тему «Староверческие поселения в окрестностях Диодоро-Юрьегорского монастыря»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Май, № 3

УДК 94(47)«17/1917»

История 2014

АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ СТАРИЦЫН

ведущий библиограф, Институт научной информации по общественным наукам РАН (Москва, Российская Федерация)

profitens@rambler. ru

СТАРОВЕРЧЕСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ В ОКРЕСТНОСТЯХ ДИОДОРО-ЮРЬЕГОРСКОГО МОНАСТЫРЯ

Собранный материал раскрывает неизученную историю Юрьегорского монастыря в свете отношения монашествующих к церковной реформе середины XVII столетия. Прослеживаются судьбы пострижеников монастыря, которые выступили против церковных нововведений. Представляются и комментируются новые источники, освещающие существование тайных староверческих поселений на землях Юрьегорского монастыря. В результате анализа собранных документов выявляется картина широкого неприятия церковной реформы на Русском Севере.

Ключевые слова: старообрядчество, церковная реформа, северные монастыри, староверческие поселения

Троицкий Диодоро-Юрьегорский монастырь был основан пострижеником Соловецкого монастыря Дамианом1 в северной оконечности Водлозерского погоста на берегу Юрьева озера, получившего впоследствии название Монастырское, около 1626 года2. Дамиану покровительствовала царская семья, однако, несмотря на значительные денежные пожертвования и земельные пожалования, основанный им монастырь не стал крупным феодальным вотчинником [5; 705]. Более того, во время проведения переписи Олонецкого уезда в 1678 году «монастырь на Юрьевы горы Демьянова пустыня» был отнесен (вероятно, ошибочно) к числу «безвот-чинных»3. Монастырь все же обладал земельными владениями, которые граничили на востоке с землями Кожеозерского монастыря4. На этой пограничной территории образовались позднее тайные староверческие поселения. В данной статье предпринимается попытка определить, где они находились и участвовали ли в их создании юрьегорские монахи.

Удаленность монастыря от обитаемых территорий не оставила его в стороне от трагических событий второй половины XVII века, связанных с расколом Русской православной церкви. Сохранившиеся источники не отразили процесс внедрения реформы в монастыре и то, как реагировали насельники монастыря на отказ от старого и переход к новому богослужебному обряду. Тем не менее мы располагаем свидетельствами о судьбе некоторых пострижеников монастыря, которые оставили значительный след в истории староверия на Русском Севере.

Наиболее известный и почитаемый староверами выходец из Юрьегорского монастыря Кирилл Сунский основал на Виданском острове Троицкий монастырь, который стал на короткое время местом прибежища странствующих монахов и всех несогласных с церковными нововведениями. События жизни Кирилла и ос© Старицын А. Н., 2014

новные вехи истории создания им на реке Суне монастыря изложены в известном памятнике старообрядческой агиографии Житии Кирилла Сунского5. Кирилл (в миру Карп Ипатьев) происходил из крестьян деревни Лукин (Андреев) Наволок Шуйского погоста. Место для монастыря он выбрал недалеко от его родной деревни на Виданском острове реки Суны. Официальный статус Троицкий Сунский монастырь получил приблизительно на рубеже 1650-1660-х годов. В это же время к Кириллу пришли соловецкие отшельники Епифаний и Варлаам, рассказавшие ему о происходящих в России церковных переменах. Чуть позже произошла его беседа с олон-чанином Илларионом Пуллоевым, окончательно укрепившая Кирилла в мысли о пагубности нововведений6. До 1684 года в Сунском монастыре служили по-старому. В результате посылки олонецкого подьячего в монастыре произошла смена идеологии - староверы были вынуждены признать «новины» или бежать, что и сделал Кирилл. Он поселился на реке Выг (где и умер в 1690 году), явившись, таким образом, первым насельником будущей Выговской пустыни7.

Другому юрьегорскому монаху - иеродьякону Питириму - посвящена отдельная глава в «Истории Выговской пустыни» Ивана Филип-пова8. Старообрядческий историограф повествует, что Питирим (к сожалению, мирское имя не указывается) происходил из деревни Гангозеро, входившей в Горское село Кижского погоста. Вместе со своим отцом он покинул деревню и пришел в Юрьегорский монастырь, где принял постриг двенадцати лет от роду. Здесь же, на Юрьевых горах, по словам И. Филиппова, он «был поставлен в дьякона». Через некоторое время Питирим ушел в Соловецкий монастырь, в котором служил дьяконом. В августе 1673 года он перешел в Анзерскую пустынь и прожил там ровно год. Летом 1674 года был арестован специальной комиссией, посланной двинским

Староверческие поселения в окрестностях Диодоро-Юрьегорского монастыря

19

воеводой Ф. П. Нарышкиным для выяснения благонадежности анзерских старцев9. Комиссия установила, что все проживавшие в Анзерской пустыни монахи были противниками церковных новшеств. Двое из них, старцы Симон и Александр, как самые опасные и упорные в непокорстве, были увезены в Архангельск, а остальные оставлены за стрелецким караулом до особого распоряжения. В ходе следствия выяснилось, что именно анзерские монахи были самыми активными помощниками соловецких мятежников в организации доставки в монастырь продовольствия (подробнее об этом см.: [4]). Оставленных на Анзерском острове монахов, видимо, не очень тщательно охраняли, потому что дьякону Пити-риму удалось ночью на лодке покинуть остров. Он добрался до озера Челозеро и там прожил некоторое время. От Челозера перебрался на Выг, когда уже там стали появляться первые жилища переселенцев из ближайших обитаемых волостей. Сам иеродьякон Питирим постоянно переходил с места на место и часто бывал в родных местах - в Кижском и Шуйском погостах. В один из таких приходов зимой 1692 года в селе Космозере он был схвачен по приказанию кос-мозерского священника10 и отвезен в село Великую Губу. Оттуда его скованного под караулом отослали в Олонец с отпиской, в которой говорилось, что соловецкие старцы приходят из Вы-говской пустыни и учат народ, а один из них по имени Питирим попался. Весть об аресте старца Питирима дошла до находившегося в то время в Шунгском погосте Даниила Викулова. Он собрал пятерых помощников и послал их на конях вдогонку за старцем. Они настигли арестованного Питирима у села Пряжа на волоке и отбили его у конвоиров11. Питирима укрыли от преследователей в Шунгском погосте, а затем перевезли в Выговскую пустынь. Большую часть своей жизни на Выгу Питирим прожил у Солотозера. Он умер в глубокой старости и был погребен в Солотозерском скиту12.

Выговские старообрядческие скиты близко подходили к Юрьегорскому монастырю и окружали его со всех сторон. Приблизительно на расстоянии 40 км на восток от монастыря в бассейне реки Токши в местечках Кривой пояс, Янгоры и Великие озера в начале 1680-х годов возникли староверческие поселения. Основная масса населявших их жителей происходила из окрестных волостей. В конце 1680-х годов в ходе карательных акций правительства эти поселения были уничтожены, но снова возродились на прежних местах в 1710 году. В старообрядческом синодике, составленном на Выгу, есть статья о единоверцах, сгоревших в месте, называемом Вонгоры. По предположению Х. М. Лопаре-ва, под Вонгорами следует понимать Янгоры13. Действительно, для разговорной речи XVII века было характерно добавление согласного перед

словом, начинающимся с гласного. Поселение Вонгоры - Янгоры погибло в 1688 году. Тогда, по сведению синодика, сгорели 220 человек14. О том, что на этом месте снова возникла жизнь, церковным властям становится известно из донесения архимандрита Каргопольского Спасского монастыря Иоасафа новгородскому архиепископу Феофану Прокоповичу о поимке в 1729 году кожеозерскими монахами на их спорной с Юрь-егорским монастырем земле «раскольника» Ерофея Андреева. На основании информации, полученной из показаний Ерофея Андреева, судья Новгородского архиерейского разряда архимандрит Андроник составил аналитическую записку о существовании в Каргопольском уезде «потаенных раскольничьих жительств»15. В Ян-горах отмечено две деревни. В одной, где жил Ерофей Андреев, насчитывалось 58 человек, и руководил ими старец Иов Матарыга, выходец из Корбозерской волости. В другой деревне жил 41 человек, начальствовал над ними староста Илья Пентелиев, родом из Пудожской Горы. В этой же деревне духовными наставниками были два старца - Иона и Александр, у которого отсечена правая нога и левая рука. Последний оказался человеком неординарной судьбы. Постриженик Соловецкого монастыря, один из организаторов поставок продовольствия в монастырь во время блокады его царскими войсками. До пострижения проживал в Москве, в Кадашевской слободе, и звали его Алексеем Ивановым. За участие в московском восстании 1662 года, прозванном в народе Медным бунтом, он был казнен - ему отрубили правую ногу и левую руку. Такому наказанию подверглись немногие особо активные бунтари, уличенные в этом на следствии [1; 113]. В посвященных этому восстанию следственных документах, которые были опубликованы А. Н. Зерцаловым и В. И. Бугановым, среди казненных кадашевец Алексей Иванов не обнаружен16. Но, как отметил Буганов, ряд сыскных дел не сохранился, поэтому примем слова старца Александра на веру [1; 15-16]. После «выздоровления», когда раны затянулись, Алексей Иванов принял постриг в Соловецком монастыре под именем Александра. Долгое время он жил в больнице и только зимой 1674 года попросил отпустить его в Анзерскую пустынь, где и был арестован комиссией. Из Архангельска, куда его доставили как «пущего заводчика», он бежал в Олонецкий уезд, в безлюдную местность, расположенную в верховьях реки Выг, а оттуда переселился в Каргопольский уезд, в Янгоры, где умер в 1730-х годах17.

Перепись 1718-1719 годов зафиксировала расположенные на землях Юрьегорского монастыря староверческие деревни и отметила среди общего числа некоторых жителей (14 человек), упомянутых спустя десять лет Ерофеем Андреевым на допросе в Духовном правлении18. Пере-

20

А. Н. Старицын

писчики в 1719 году насчитали в двух деревнях в наличии только 26 человек, следовательно, за 10 лет поселения сильно разрослись. Они были образованы беглыми крестьянами, выходцами из Ладожского, Олонецкого, Каргопольского и Белозерского уездов. О преемственности поселений XVII и XVIII веков свидетельствует особо отмеченный архимандритом Андроником факт существования и почитания староверами так называемых погорелок. Речь идет о поросших лесом и обнесенных оградой местах, где раньше (в XVII веке) жили и сгорели их единоверцы. Такие погорелки имелись на Порме, в Янгорах и Кривом Поясе19. В Янгорах была построена часовня или моленная. Представители ближайших к Янгорам православных приходов священники Кенозерской и Почезерской волостей два Ивана Ивановых и Андриян Иванов, по словам Ерофея Андреева, вымогали у старообрядцев деньги и закрывали глаза на их существование. Переписные книги Каргопольского уезда за 1712-1713 и 1718-1719 годы дают подробную информацию о составе семей этих священников и позволяют установить, кого именно имел в виду в своих показаниях Ерофей. В 1713 году в Кенозерской волости на погосте жили священники Успенской церкви два брата Иван Иванов Больший (1678 г. р.) и Иван Иванов Меньший (1680 г. р.) со своими семьями. У Ивана Большего дети: Андреян (1698 г. р.), Федор (1710 г. р.) и две дочери. У Ивана Меньшого дети: Иван (1708 г. р.), Михаил (1711 г. р.) и три дочери. В Почезерской волости на погосте жил священник церкви Происхождения Честнаго Креста Господня Иван Алексеев (1653 г. р.), у него сын тоже священник Иван (1678 г. р.). У Ивана Иванова дети: Алексей (1702 г. р.), Федор (1711 г. р.) и дочь20. Иван Больший в переписи 1718-1719 годов отсутствует, а его сын Андриян выступает в роли священника21. По всей видимости, названные Ерофеем попы Иван и Андриян Ивановы - дядя и племянник из Кенозерской волости, а еще один Иван Иванов - из Почезерской волости. Таким образом, старообрядцы прожили в Янгорах до 1837 года, пользуясь попустительством (основанным на корыстолюбии) местных властей, как светских, так и духовных. В 1837 году в Янгорах был открыт православный приход и учрежден причт, а в 1840 году построена Введенская церковь22. Староверческая моленная православным причтом была приспособлена под домовые службы23.

Возможно, именно это староверческое поселение в Янгорах фигурирует под названием Юрьегорской пустыни в рукописной книге, обнаруженной А. В. Пигиным в Отделе рукописей Библиотеки Российской академии наук24. Речь идет о сборной книжке для подаяний некой Юрьегорской пустыни, датируемой по записям 1815-1818 годами. Содержащаяся в книжке (явно старообрядческого происхождения, как справед-

ливо отметил А. В. Пигин) информация о числе жителей пустыни (150 человек), о причинах, побудивших отправить сборщика милостыни (неурожайный год), о часовне в честь Живоначальной Троицы, о ее старосте и настоятеле пустыни (мирских людях, не монахах) позволяет думать, что мы имеем дело не с монастырем, а с мирским поселением. Для староверческих общин, живших в удаленных от цивилизации лесных местах, было характерно использовать незаконно изготовленные книги для сбора средств на пропитание. Подобные сборные книжки выдавались сборщикам от имени, по всей видимости, реальных поселений, именовавшихся староверами пустынями25. Церковные, а с их подачи и светские власти преследовали сборщиков, выясняли, где расположены эти пустыни, и принимали меры к их уничтожению. Считая само существование староверческих поселений незаконным, церковная администрация объявляла старообрядческие сборные книжки фальшивыми, а пустыни несуществующими. Но так ли это было на самом деле? Исследователю необходимо учитывать особенности терминологии старообрядцев, которые начиная с XVIII века приняли за обыкновение называть светские поселения монастырскими терминами - скит, пустынь. Конечно, с точки зрения церковных властей о православных монастырях не могло идти речи. Но если под пустынями понимать крестьянские поселения, то получается совсем иная картина. Например, в 1868 году ревностный гонитель староверов олонецкий архиепископ Аркадий в письме олонецкому губернатору о найденной сборной книжке Сумской пустыни уверял своего адресата, что «такой пустыни в здешнем крае не существует»26. Однако столетием ранее как раз в «здешних» местах, то есть в Сумской и Корбозерской волостях, были известны два поселения у Нигозера и два на реке Водле. Эти сведения содержались в несохранившемся «Деле о имеющихся в Олонецком уезде раскольнических скитах» за 1740 год27. Жители указанных «скитов», следуя староверческой традиции, вполне могли назвать свое поселение Сумской пустынью и организовать в 1868 году сбор средств для поддержания своего существования. Думается, что жители янгорских деревень могли воспользоваться тем же приемом, оказавшись в тяжелой экономической ситуации в 1815 году. Так как Янгоры располагались на землях Юрьегорского монастыря (как об этом сказано в переписной книге 1718-1719 годов), то вполне допустимо, что обитатели этого поселения сочли возможным назвать его в сборной книжке Юрьегорс-кой пустынью. Именно о янгорском поселении говорилось в 1740 году в «Доношении выгорец-кого жителя Верховской трети Ивана Игнатьева на потаенных раскольников», что живут они «в Каргопольском уезде Юрьевыя горы монасты-

Староверческие поселения в окрестностях Диодоро-Юрьегорского монастыря

21

ря на их землях»28. Если данное предположение верно, то обнаруженная и изданная А. В. Пиги-ным сборная книга является новым ценным источником для истории существования янгорско-го поселения в XIX веке.

Произведенный анализ новых документов позволяет представить картину существования староверческих поселений в окрестностях Диодоро-Юрьегорского монастыря на протяжении 150 лет. Выясняется, что осваивание староверами земель, непосредственно прилегавших к монастырю, происходило не без участия юрьегорских пострижеников. Видна преемственность между

старыми поселениями, погибшими в XVII веке, и возникшими на их месте в XVIII веке новыми деревнями.

В приложении публикуются материалы допроса Ерофея Андреева в Каргопольском духовном правлении в 1729 году. Содержание этого документа было хорошо известно исследователям в XIX-XX веках29, но полностью допрос Ерофея Андреева никогда не издавался. При публикации орфография документа сохранена, устаревшие буквы переданы современными, знаки препинания расставлены по современным правилам (ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Св. 12. Д. 240).

ПРИЛОЖЕНИЕ

(Л. 3 об.) И того ж числа оной раскольник в Духовном правлении допрашивай. А в допросе сказал. Родом де он Кар-гополского уезда Кенозерской дворцовой волости деревни Телицыны Горы. От роду ему болши дватцати лет. И вывезен полугоду да брат ево Яков дву годов отцем их Андреем Гавриловым и с матерью их Настасьей Александровой дочерью в Янгоры и в Кривой Пояс тому болши дватцати лет, где они и до мужества воспитались. И оной де их отец умре тому лет с двенатцать бес покаяния и погребен в лесе без отпевания. А мать их и поныне жива. И оне в том в Янгорах и в Кривом Поясе с протчими раскольниками живут, церкви Божии не имеют, и для исповеди отцев духовных не призывают, и никаких церковных таинств не сподобляются, и крестятся двоеперстным сложением. А живут они, поймав себе беглых девок, не венчався, как с сущими женами. А именно, он де Ярафий имеет себе за жену девку того ж Каргополскаго уезда Турчасовского стану Прилуцкого приходу деревни Фехтолимы Матрену Стефанову дочь, а чьих прозванием сказать не знает. Тому де минуло три года. И прижили оне дву младенцев мужеска полу. И по рождении первой назван был Фомою, которой // (Л. 4) без крещения умре. Второй назван Матфием. И он и поныне жив, но точию и поныне не крещен же. А оная де девка Матрона, мнимая ево жена, после обоих младенцов рождении молитвою не очищена. А имена де раждаю-щимся младенцам дает старец Иов прозванием Матарыга, а грамоте не умеет. У которого и жена Феклиста да дочь девка живут с ним старицами, а где они пострижены, того сказать не знает. А родом де оной Матарыга Олонецкого уезда с Корбозера. Да у него ж три сына. Иван да Стефан холосты, а Автаном имеет за жену ево Ярафиеву мнимую свесть девку Прасковью Стефанову, с которой прижито трое детей, ис которых один сын, имя ему Савин, да две дочери, и оным имян сказать не упомнит. А брат де ево Ярафиев Яков Лепунов взял у оного старца Матарыги дочь девку Христину тому лет с шесть и имеет за жену без венчания. И прижил де с нею сына Макара, дочь Афимью. И оные брата ево дети не крещены и родильница молитвою не очищена, разве де не действовал ли означенной старец Матарыга чего тайно, о чем де ему Ярафию ведать невозможно, потому что, когда у него Матарыги и служба какая бывает, и ево Ярафия не допускают, а называют ево миршиной. А они де Матарыга, какого толку, сказать не знает. Да в том же их жительстве живут такие ж, как и они без венчания, а имянно: Федор Силуянов прозванием Таразанов, родом кенозерец же. У него дети: Никифор, Тихон холост. А Никифор имеет за жену девку Праскеву Никитину дочь // (Л. 4 об.) родом Почезерской волости с конца, и прижито у него с нею девкой две дочери, а имянно сказать не упомнит. А отец оной девки Праскевии Никита Игнатьев Кабанов з детми Андреем и Иваном родом Почезерской волости, ис которых Иван имеет за жену Белозерскаго уезда Ухотской волости девку Анну Козмину дочь, с которой прижито сын и дочь, а имян не упомнит. А за Андреем помянутого Матарыгина третья дочь девка Праскева. Детей у него пятеро: Трофим, Федосий, а третьему имяни сказать не знает. Да две дочери - Марина и Параскева. Водлозерской волости Артемей Сидоров имеет за жену Кенозерской волости Никиты Пялозерова дочь девку Меланью, с которой детей прижил: сына Ивана да дву дочерей, коим имян не помнит. Да оного Никиты Пялозерова сын Иван имеет за жену помянутого старца Матарыги четвертую дочь девку Варвару. У которого в прижитии было детей: три дочери да сын. И из оных ныне в живых имеются двое - сын Федор, а девки имяни сказать не знает. Сава Красной, у него сын Лука, родом пудожана. Лука имеет за жену Кенозерской волости девку Парас-ковью Андрееву дочь вдовы Оксиньи. Той же волости Дементей Иванов имеет за жену их Ярафиеву и брата ево Якова Ляпуна сестру родную девку Татьяну, с которой в прижитии дочь, а имени не упомнит. Семен Алексиев прозванием Синица родом Кенозерской волости имеет за жену мнимую вдову <нрзб.> // (Л. 5) Васильеву дочь. А детей с нею прижито два сына. Одному имя Исак, а другому не упомнит. А того Синицы брат родной Стефан холост. Афонасий Васильев родом кенозерец холост. Да две девки престарелых: ево Ярафиева двоюродная тетка Парасковья да у помянутого Никиты Кабанова дочь Ирина. Да вышеозначенной старец Матарыга с женою и з дочерью. И все вышеписанные живут без венчания, и младенцы без крещения, и родильницы без очищения молитв. Да в другом Янгорском жительстве имеется жителей Данилова толку, а имянно: староста Илья Пентелиев родом с Пудожской Горы с братом Федором холосты. Сестра их старая девка Ирина грамоте умеющая, которая в построенной у них часовне по их суеверию все службы опровляет. Сила Иванов родом пудожанин с женою, сын Борис. Федор Остафьев с братом Климом холосты. Сестра девка Елена. Остафей Никитин, живет у него вдова Аксинья. Ияков Филатов, Петр да Иван Ивановы прозванием Кручинины. Потап Прохоров. Все оные родом кенозеры. У него племянник Герасим. Федор Корга из Масельской деревни. Стефан, Елфим, Григорий, а чьи дети и ис которых деревень сказать не упомнит. Василей Ладога, у него дети Самсон, Яков. Оного Василья Ладоги сестра девка Агафья. Андрей Васильев родом Кенорецкой волости с женою. Да отец ево Василей да Иван Егоровы дети холосты родом с Кены. Вышеименованной Белозерского уезда Ухотской волости Федор Никифоров за жену имеет выше-показанного Никиты Кабанова дочь Афимью. У них сын, а имяни не упомнит. А они Федор с женою называют Екимка. Никита Войновых с женою Агафьей. У него дети: Фома, Василий, Иван, а четвертому имени не упомнит, // (Л. 5 об.) родом Водлозерской волости. Аммос Андреев с сестрою девкою Федосьею родом ладожаня. Два старца. У одного отсечена левая рука, да правая нога, именем Александр. Другой, хлеба прося, живет, именем Иона. А отколе и где пострижены, того он, Ярофий, не знает. И ныне он, Ярафий, что во оном жительстве был, малоумием и младостию в вышеименован-ных церковных противностях жили, и то грешил неведением, смотря на других. И к святей Божии церкви ходить был не допущен от тамошних вышеозначенных жителей. А для наставления ни ис которых волостей священники не бывали кроме Почезерской и Кенорецкой волостей попов Иванов Ивановых и Андреяна Иванова, которые приезжают не для

22

А. Н. Старицын

обучения, чтоб к церкви Божии ходить, но ради собирания себе руги. И в вышеписанном своем преступлении он, Яра-фий, ея императорскому величеству и его преосвященству приносит повиновение и просит прощения, а впредь желает он, чтоб ево со оною мнимою ево женою по закону Божию обвенчать по святым правилом. За вышепоказанныя церковным противности учинить решение: и впредь в церковь Божию к божественному пению ходить и вся церковная таинства принимать без сумнения и троепестным сложением креститься, также и на отеческом в Кенозерской волости деревни Телицыны Горы деревенском участке жить и подушные деньги платить, как указы повелевают, будет. А во оныя расколь-ническия места и прочия жилища, где церковным противники живут, // (Л. 6) никакими мерами вступать и с ними сообщение иметь и к себе в дом пускать не будет. А ныне, ежели ему, Ярафию, во оном жительстве жить, то он опасен себе безвременныя смерти для того, что и в прошлыя годы, а наипаче в прошлом году, как от Каргопольской канцелярии послан был салдат Прокофий Попов. Тогда оныя салдат и жители Кабанова дети и Сава Красной частым боем и протчи-ми тенетами обиды чинили. А ныне де в бытность ево в Духовном правлении приходили к нему, Ярофею, под окно декабря дня помянутой Иван Матарыгин да с ним неведомой человек и просили о рукоприкладстве, а х какому челобитью или к иному какому письму, того не ведает. Токмо де оной Матарыгин учили ево, Ярафия, чтоб на монаха Иоаникия бить челом. Но он, Ярафий, сверх показанного, что в допросе показал, на оного монаха Иоаникия бить челом не будет и в соре с монастырем и с ним монахом быть не желает. И о всем том полагается в волю ея императорского величества и его преосвященства. И по допросе оной раскольник Ярафий отдан для церковнаго исправления Каргопольского уезда Кенозер-ской волости попом Ивану и Андреяну Ивановым с роспискою. А потом во вторично поданном в Каргопольском же духовном правлении вышеименованного монаха Иоаникия генваря 25 дня сего ж года доношении написано. В прошлом де 729-м году декабря 27-го дня подано у него во оной приказ Янгор и Кривого Пояса о раскольниках доношение, ис которого один вышеозначенной Ярафий Андреев их Кожеозерского монастыря монахами // (Л. 6 об.) и Белозерской провинции салдатом Соболевым поиман и приведен к допросу, которой и допрашиван, и какие оне церкви Божии противности содержат, то показано в ево, Ярафиеве, допросе выше сего имянно. Да в том же Каргопольском уезде наигоршия тех имеются раскольники. А имянно в Усть-Мошском стану за погостом Задней Дубровы за шесть верст на речке Чаженге мужеска и женска полу человек со сто и больше выговского толку. Да в другом месте от того жительства за дватцать да пять верст на речки Порме, в котором жительстве разных толков имеется, а именно три, ис которых один чаженской. В том толку помянутой Заднедубровской волости житель, а ево монаха Иоаникия брат двоюродной Федор Иванов сын Ишкин начальником. У него жена Ирина, два сына Иван да Яков, да сестра девка Авдотья все перекрещены. А перекрещивает их и в монахи постригает неведомой монах родом с Ваги, а имяни не упомнит. Другой толк Гостьин. В том толку имеется за начальника Каргопольского уезда Троицкой волости беглая девка Прасковья Гостиных. Также перекрещивает. Третий толк Ивана Александрова, а он Александров того ж Каргопольского уезда Плесской волости деревни Поты-лицыны. Перекрещиваются и протчия церковныя противности все чинят, о которых и писанию предать мерзко. А в тех толках мужеска и женска полу старых и молодых больше четырех сот. А все живут церквей не имеют, только по их суеверию трапезы, где б им згореть. Как и на пред сего в давных годех // (Л. 7) в тех же местах жили раскольники же и оные все в таких же трапезах сгорели. И на тех местах поросли не малые леса, которые они называют «погорелкой». И которые леса у них имеются в особливых огородах. А толкуют об них, бутто за страдание оных згоревших рскольников так изрядно выросли. Также и в Янгорах и Кривом Поясе на таких же згоревших раскольников местах вырослые леса огорожены оградами, имеются в таковом же их суеверном памятстве. А может быть, что оные раскольники из разных мест беглые. И в таком жилище во оном Каргопольском уезде в ближних и дальних волостях раскол весьма размножается, о чем тех волостей и попы с причетники могут быть известны.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Имя Диодор было получено Дамианом при принятии схимы перед кончиной.

2 Докучаев -Басков К. А. Подвижники и монастыри Крайнего Севера: Преподобный Диодор Юрьегорский и основанный им монастырь. Петрозаводск, б. г. С. 26.

3 РГАДА. Ф. 1209 (Поместный приказ). Оп. 1. Д. 1137. Л. 167 об.

4 Докучаев -Басков К. А. Указ. соч. С. 26-27; Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. СПб., 1910. Т 10. С. 630.

5 Характеристику этого памятника и литературу о нем см. в новейшей работе А. В. Пигина [2; 259-263].

6 ОР РГБ. Ф. 98 (Собрание Егорова). № 1137. Л. 304 об.; 318 об.-324; 330 об.

7 ОР РГБ. Ф. 98 (Собрание Егорова). № 1137. Л. 333-343.

8 Глава XXVII, озаглавленная «О отце Питириме». См.: Филиппов И. История Выговской старообрядческой пустыни. СПб., 1862. С. 127-128.

9 Акты, относящиеся к истории Соловецкого бунта // ЧОИДР. 1883 год. М., 1884. Кн. IV, разд. V Смесь. С. 82-83.

10 По данным переписи 1678 года, в Космозерском селе при церкви Успения Пресвятой Богородицы служил поп Григорий Артемьев, который вместе с детьми Василием Большим и Василием Меньшим проживал в деревне Еремеевской. Там же жил дьячок Петрушка Антонов (РГАДА. Ф. 1209 (Поместный приказ). Оп. 1. Д. 1137. Л. 375 об.).

11 Филиппов И. Указ. соч. С. 96-97.

12 Филиппов И. Указ. соч. С. 128.

13Лопарев Х. Предисловие // Отразительное писание о новоизобретенном пути самоубийственных смертей. Вновь найденный старообрядческий трактат против самосожжения, 1691 года / Сообщение Х. Лопарева. СПб., 1895. С. 056057.

14 ОР РГБ. Ф. 178 (Музейное собрание). Д. 698. Л. 76 об.

15 Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. СПб., 1910. Т 10. С. 630.

16 Зерцалов А. Н. О мятежах в городе Москве и в селе Коломенском в 1648, 1662 и 1771 гг. // ЧОИДР. 1890 год. М., 1890. Кн. III, разд. I. Материалы исторические. С. 1-440; Восстание 1662 г. в Москве.: Сб. док. / Сост. В. И. Буганов. М., 1964. 306 с.

17 ГАНО. Ф. 480 (Новгородская духовная консистория). Оп. 1. Св. 12. Д. 240. Л. 5 об.; Д. 528. Л. 15 об.

18 РГАДА. Ф. 350 (Ландратские книги и ревизские сказки). Оп. 1. Д. 169. Л. 1024-1026.

19 Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. СПб., 1910. Т. 10. С. 632.

20 РГАДА. Ф. 350 (Ландратские книги и ревизские сказки). Оп. 1. Д. 167. Л. 294, 302 об.

21 РГАДА. Ф. 350 (Ландратские книги и ревизские сказки). Оп. 1. Д. 169. Л. 467.

22 ОПИ ГИМ. Ф. 450 (Собрание Е. В. Барсова). Оп. 1. Д. 698. Л. 29.

23 ОПИ ГИМ. Ф. 450 (Собрание Е. В. Барсова). Оп. 1. Д. 704. Л. 35.

Староверческие поселения в окрестностях Диодоро-Юрьегорского монастыря

23

24 Во вводной статье перед публикацией А. В. Питан высказал предположение, что староверческое поселение находилось на Юрьевой горе, то есть на месте существования Юрьегорского монастыря (см.: [2]).

25 Известны книги за 1838, 1855, 1868 годы для сбора средств от имени Пертозерской, Шожмозерской и Сумской пустынь. (НА РК. Ф. 1 (Канцелярия олонецкого губернатора). Оп. 1. Д. 43/20; Оп. 46. Д. 14/365; Д. 4/70).

26 НА РК. Ф. 1 (Канцелярия олонецкого губернатора). Оп. 46. Д. 4/70. Л. 3 об.

27 ГАНО. Ф. 480 (Новгородская духовная консистория). Оп. 1. Д. 469. Л. 23.

28 ГАНО. Ф. 480 (Новгородская духовная консистория). Оп. 1. Д. 469. Л. 34.

29 См.: Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. СПб., 1910. Т. 10. С. 630-632.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Буганов В. И. Московское восстание 1662 г. М., 1964. 136 с.

2. Пигин А. В. К вопросу о старообрядческом почитании святых Обонежья (Корнилий Палеостровский и Диодор Юрь-егорский) // Старообрядчество в России (XVII-XX вв.): Сб. науч. тр. Вып. 5. М., 2013. С. 251-269.

3. Пигин А. В. О некоторых книгах из Троицкого Юрьегорского монастыря // Книжные центры Древней Руси: книжное наследие Соловецкого монастыря. СПб., 2010. С. 321-329.

4. Старицын А. Н. Анзерские старцы // Старообрядчество: история, культура, современность: материалы. М., 2011. Т. I. С. 5-13

5. Чумичева О. В. Дамиан Юрьегорский // Православная энциклопедия. М., 2006. Т. 13. С. 704-707.

Staritsyn A. N., Institute for Scientific Information on Social Sciences of RAS

(Moscow, Russian Federation)

OLD BELIEVERS’ SETTLEMENTS OF DIODORO-YUR’EGORSKIY MONASTERY

AND ITS SURROUNDINGS

Collected materials are concerned with the poorly studied period in the history of Yur’egorskiy monastery. The materials are studied in light of the ruling monarchs’ attitude to the XVIIth century Church reforms. The fate of the monastery’s novices, who rebelled against the Church innovations, is traced. New sources providing information on the old believers’ settlements on the lands of Yur’egorskiy monastery are presented. The in-depth analysis of collected documents helped to reveal the fact that introduced Church reforms were widely opposed by the Russian North.

Key words: old belief Church reform, Northern monasteries, old believers’ settlements

REFERENCES

1. Buganov V I. Moskovskoe vosstanie 1662 g. [Moscow uprising 1662]. Moscow, 1964. 136 p.

2. P ig in A. V To the question of veneration of Obonezhje Saints (Cornelius Paleostrovskij, and Diodorus Ur’iegorskij) [K vo-prosu o staroobryadcheskom pochitanii svyatykh Obonezh’ya (Korniliy Paleostrovskiy i Diodor Yur’egorskiy)]. Staroobryad-chestvo v Rossii (XVII-XX vv.): Sb. nauch. tr. Vyp. 5 [Old believers in Russia (XVII-XX centuries): Collection of scientific works. Issue 5]. Moscow, 2013. P. 251-269.

3. P i g i n A. V On the books from Trinity Ur’iegorskiy monastery [O nekotorykh knigakh iz Troitskogo Yur’iegorskogo monas-tyrya]. Knizhnye tsentry Drevney Rusi: knizhnoe nasledie Solovetskogo monastyrya [Book centers of Ancient Russia: book heritage of the Solovetsky monastery]. St. Petersburg, 2010. P. 321-329.

4. Staritsyn A. N. Anzer’s elders [Anzerskie startsy]. Staroobryadchestvo: istoriya, kul’tura, sovremennost’: materialy [Old Belief: history, culture, modern times: materials]. Moscow, 2011. Vol. I. P. 5-13.

5. Chumicheva O. V Damian Yur’iegorskiy [Damian Yur’iegorskiy]. Pravoslavnaya entsiklopediya [Orthodox encyclopedia]. Moscow, 2006. Vol. 13. P 704-707.

Поступила в редакцию 18.03.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.