Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях
ПаХторюога: еп %ропю, еп лрооюлю, еп ег5ег Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии № 2 (26) 2024
ev "Проа^,
rrvTOApl
<2.
ÜAAAIOPQSIA "4fr ДРЕВНЯЯ РУСЬ Я>
личной
М. К. Юрасов Монастырь св. Димитрия на Саве
УДК 94(439)+27-9 DOI 10.47132/2618-9674_2024_2_35 EDN WFOMHX
Аннотация: Находившаяся на северо-западной окраине Балкан Митровица в Средние века была местом столкновения влияний западного и восточного христианства. Возможно, здесь была епископская кафедра, созданная для св. Мефодия. Когда королевой Венгрии была дочь Ярослава Мудрого Анастасия (1046-1060), в Митровице построили храм св. Димитрия Солунского, при котором вскоре возник василианский монастырь, ставший крупным центром православия у славян. Здесь мирно проживали греческие, славянские и венгерские монахи, но подчинялась обитель Константинопольской патриархии. В связи с передачей монастыря лавре св. Феодосия венгерский король Бела III приказал сделать опись его имущества и владений, где упомянуто о поставках воска монастырю князьями юго-западной Руси. После 1204 г. положение православных в Венгерском королевстве заметно ухудшилось, что привело к уходу василиан из Митровицы и переходу монастыря в руки бенедиктинцев в 1344 г.
Ключевые слова: Сирмий, Срем, Православие, Балканы, василиане, св. Мефодий, Венгрия, Средневековье.
О авторе: Михаил Константинович Юрасов
Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН.
E-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0978-365X
Для цитирования: Юрасов М. К. Монастырь св. Димитрия на Саве // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2024. № 2 (26). С. 35-43.
Статья поступила в редакцию 01.04.2024; одобрена после рецензирования 11.04.2024; принята к публикации 20.04.2024.
Paleorosia. Ancient Rus in time, in personalities, in ideas
nalaiopwoia: ev cpovw, ev ppoowpw, ev eidei
Scientific journal of Saint-Petersburg Theological Academy № 2 (26) 2024
ev "npoaoiy, ^ -
<2.
ÜAAAIOPQSIA
äpebhhh pyct
Mikhail Yurasov The Monastery of St. Dmitry on the Sava
UDK 94(439)+27-9 DOI 10.47132/2618-9674_2024_2_35 EDN WFOMHX
Abstract: Situated on the north-western edge of the Balkans, Mitrovica was a place where influences between Western and Eastern Christianity would collide during the Middle Ages. Perhaps there was an episcopal see established for St. Methodius. During the reign of Anastasia, the daughter of Yaroslav the Wise and the Queen of Hungary (1046-1060), there was built the Church of St. Demetrius of Thessalonica in Mitrovica, and around this church a Basilian monastery was soon founded, that would soon become a major center for the spread of Orthodoxy among the Slavs. Greek, Slavic and Hungarian monks lived here peacefully, but the monastery was under the jurisdiction of the Patriarchate of Constantinople. When transferring the monastery to the Laura of St. Theodosius, the Hungarian King Bela III ordered to compile an inventory of its possessions and property, which mentioned supplies of wax to the monastery by the princes of southwestern Rus'. After 1204, the conditions of the Orthodox in the Kingdom of Hungary deteriorated significantly, which resulted in the Basilians' withdrawal from Mitrovica and the monastery changed hands, transferring to Benedictines in 1344.
Keywords: Sirmium, Srem, Orthodoxy, Balkans, Basilians, St. Methodius, Hungary, Middle Ages.
About the author. Mikhail Yurasov
Doctor of History, Leading Researcher at the Institute of Russian History, Russian Academy of Sciences.
E-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0978-365X
For citation: Yurasov M. The Monastery of St. Dmitry on the Sava. Paleorosia. Ancient Rus in time, in personalities, in ideas, 2024, No. 2 (26), p. 35-43.
The article was submitted 01.04.2024; approved after reviewing 11.04.2024; accepted for publication 20.04.2024.
Одним из центров византийского православия на землях средневекового венгерского королевства был монастырь св. Димитрия на правом притоке Дуная р. Саве. Его важное значение подтверждает, в том числе, тот факт, что рядом с ним возникли и существуют до сих пор (уже на территории Сербии) не один, а два города — Сремска и Мачванска Митровицы.
Первое поселение здесь было основано кельтами-таврисками ещё до появления на Саве римлян. В I в.н. э. римляне построили в этом месте город Sirmium (Сирмий), расположив за его стенами военный склад и фабрику по производству оружия. Всё это обслуживало нужды римского войска, сражавшегося с даками1. Довольно рано, ещё в римскую эпоху, Сирмий стал центром распространения христианства. Одной из жертв гонений на христиан, которыми отмечено время правления императора Диоклетиана (284-305), стал епископ Сирмия св. Ириней, принявший мученическую кончину в 304 г. В последующем судьба местных христиан зависела от того, кто осуществлял верховную власть над этим городом. С провозглашением христианской веры официальной религией Римской империи в 313 г. христиан перестали преследовать. После распада этой великой державы в 395 г. Сирмий оказался на территории Восточной Римской империи, но его нахождение на крайнем северо-западе будущей Византии, с огромным трудом сдерживавшей натиск варваров на свои границы, делало этот город крайне неблагоприятным местом для проживания. Уже в 441 г. город был захвачен великим «королём» гуннов Аттилой, прозванным христианами «бичом Божьим».
Ряд исследователей считает, что будущий небесный защитник славян св. Димитрий Солунский происходил из Сирмия и «был диаконом местной церкви. Их мнение основано на том, что первые списки святых (например, Сирийский мартиролог 411 г.) содержит упоминание под 9 апреля Димитрия, диакона из Сирмия, но не знают Димитрия Солунского»2. По мнению этих же историков, культ св. Димитрия «был перенесён в Фессалонику после захвата Сирмия варварами в 441 г.»3
В 549 г. Сирмий заняли гепиды, поскольку, по свидетельству Прокопия Кесарий-ского (Proc. Bell. Goth. VII, 33, 8), к тому времени город совершенно обезлюдел. Нуждавшиеся в военной поддержке «империи ромеев» гепиды вернули ей Сирмий в 567 г.4, но уже в 581/2 г. город захватили авары. Регулярные походы аваров через Сирмий с разорением его округи в VII в. вынудили избежавших пленения жителей переселиться в города на побережье Адриатического и Эгейского морей. Епископская кафедра здесь перестала существовать5. Источники содержат очень скудные сведения об истории Сирмия в VII-IX вв. Судя по данным археологии, в то время Сирмий, располагавшийся как на берегу Савы, так и на одном из её островов, был одним из центров охраны юго-западной границы владений Аварского каганата, воины которого контролировали местную переправу6.
Расцвет Аварского каганата совпал с активным славянским расселением на Балканы и западные земли к югу от Дуная, причём авары косвенно способствовали распространению славян за пределы бывшей римской Паннонии. Весьма показателен факт привлечения аварским каганом Баяном ок. 592 г. большой массы славян для создания флота с целью переправы аварского войска через Саву, о чём сообщает Феофилакт
1 Takâcs M. Mitrovica. Korai magyar tôrténeti lexikon (9-14. szâzad). Budapest, 1994, o. 460.
2 Чудеса св. Димитрия Солунского // Свод древнейших письменных известий о славянах. Т. II (VII-IX вв.). М., 1995. С. 91. Там же см. библиографию.
3 Там же.
4 Алексеев С. В. Славянская Европа V-VIII веков. М., 2009. С. 142.
5 Королев А.А. Ириней // ПЭ. Т. 26. М., 2011. С. 421.
6 Takâcs M. Mitrovica, o. 460.
Симокатта (VI, 4, 4). Предки современных южных славян дали Сирмию и его округе новое название: Сремъ, передав этой формой на своём языке его античное имя7. После разгрома на рубеже 1Х-Х вв. Аварского каганата Срем захватили франки, но уже в 810-х или 820-х годах он надолго попал под болгарскую власть. Поскольку болгары в то время ещё оставались язычниками, о возвращении Сирмию-Срему роли христианского центра в то время ещё не могло быть и речи.
Возрождению христианской жизни в Среме способствовала деятельность «солун-ских братьев» свв. Константина (Кирилла) и Мефодия с 863 г. на землях Великомо-равского княжества. Их влияние распространялось и на соседние славянские области. В 864 или 865 г., при хане Борисе (852-889) Болгария стала частью христианского мира, признав над собой духовную власть константинопольской патриархии. Этот факт, дополняемый некоторыми исследователями свидетельствами особого почитания средневековой болгарской церковью мученика-епископа Сирмия св. Иринея, позволяет им заявлять об основании здесь епископства вскоре после крещения Болгарии. Однако никаких серьёзных доказательств этому нет8.
Историки спорят по поводу отношения к Сирмию св. Мефодия. В 869 г. папа Адриан II (867-872) посвятил Мефодия «на епископство в Паннонии на стол святого Андроника апостола, (одного) из семидесяти, как и стало»9. На основании обращения папы Иоанна VIII (872-882) к правителю Восточнофранкского королевства Людовику Немецкому (840-876) в 873 г. можно сделать вывод о том, что Сирмий/Срем являлся резиденцией епископа Нижней Паннонии, каковым стал после рукоположения в Риме св. Мефодий10. По мнению большинства исследователей, выбор Сирмия в качестве места пребывания епископа означал лишь выражение потребности папы в оформлении церковной организации Иллирии11.
Скорее всего, Мефодий базировался не здесь, на окраине славянского мира, а в более глубинном его районе. С другой стороны, венгерский историк Имре Боба, сторонник теории существования южной Великой Моравии, не только считал деятельность св. Мефодия в Сирмии доказанным фактом, но даже полагал, что тот нашёл свое последнее пристанище в апсиде церкви, раскопанной в Мачванской Митровице12. Однако восстановленные археологами этапы реконструкции этого здания исключают датировку обнаруженной там гробницы IX в.13
Разделению Срема на два городских поселения способствовало не только его географическое расположение на берегу и острове на Саве, но и изменение политической карты Среднего Подунавья. Это также отразилось и на распространении здесь христианства разных обрядов — западного и восточного. Крах Великой Моравии в 906 г. и «обретение родины» венграми на рубеже К-Х вв. привели к тому, что на освоенной венграми территории восторжествовало язычество. По свидетельству Константина Багрянородного, содержащемуся в главе 42 трактата «Об управлении империей», Сава разделяла владения Венгерского союза племён и Первого Болгарского царства14, хотя не все исследователи доверяют информации императора. Дёрдь Дёрффи утверждает,
7 Melich J. A honfoglaläskori Magyarorszäg. Budapest, 1915, o. 77.
8 Takacs M. Mitrovica, o. 460.
9 Сказания о начале славянской письменности. М., 1981. С. 98.
10 Там же. С. 155, комм. 22.
11 Takacs M. Mitrovica, o. 460.
12 Boba I. Moravia's History Reconsidered. A Reinterpretation of Medieval Sources. Hague, 1971, p. 91, 96.
13 Takacs M. Mitrovica, o. 460.
14 Константин Багрянородный. Об управлении империей. Текст, перевод, комментарий. М., 1991. С. 170-171.
что венгры проникли сюда не ранее 930 г. и утвердились поначалу лишь в береговой части Сирмия — будущей Сремской Митровице, что предполагает сохранение островной его части в ареале распространения христианства восточного обряда15.
При этом будущая Мачванска Митровица до 971 г. находилась под властью Первого Болгарского царства, затем временно перешла под контроль Византии, но в 90-х годах Х в. вернулась в состав уже Западно-Болгарского царства «комитопулов». Лишь в 1018 г., после уничтожения Василием II Болгаробойцей (976-1025) остатков болгарской государственности, островной Срем стал подвластным Византии городом. По мнению В. Поповича, епископство было воссоздано здесь в правление западно-болгарского царя Самуила (976-1014), скорее всего, в самом начале XI в. Аргументом В. Поповича является то, что в современной Мачванской Митровице удалось обнаружить храм св. Иринея, опиравшийся на позднеантичные основания, который лишь в самом начале XI в. перестроили в трёхнефную базилику16.
Историки не могут определить время появления в Среме монастыря св. Димитрия Солунского. Никаких сведений источников на этот счёт до нас не дошло. Можно с определённостью сказать лишь то, что возник он в период вхождения островного Срема в состав Византии, т.е. между 1018 и 1071-1072 гг., когда после удачного похода на Византию короля Шаламона (1063-1074) и герцога Гезы южная часть античного Сирмия также попала под венгерскую власть.
Женой венгерского короля Андраша (Эндре) I (1046-1060) была дочь Ярослава Мудрого Анастасия, покровительствовавшая христианам восточного обряда. При ней заметно выросло византийское культурное влияние в Венгрии. Это проявилось не только в создании благоприятных условий для деятельности василиан во владениях Арпа-дов, но и в распространении в Венгрии культа наиболее почитаемых византийских святых, на что обратил внимание Дежё Дюммерт. В своей книге «По следам Арпадов» он также отметил, что на развалинах города Сирмия, «где некогда была базилика ангела-хранителя жены Эндре, мученицы Анастасии, был построен храм в память Димитрия — великомученика греческой церкви»17. Таким образом, сначала появился храм, вокруг которого позднее возник монастырь.
Вопреки своему географическому положению (нахождению на левом берегу Савы), обусловившему пребывание под властью Венгерского королевства со времён Константина Багрянородного, монастырь св. Димитрия возник именно там, а не на принадлежавшем до 1071-1072 г. Византии острове. Обстоятельства основания обители окутаны мраком, поскольку доказано, что грамота надора (палатина)18 Радо, датированная 4 июня 1057 г., в которой он называет монастырь св. Димитрия на реке Саве своим монастырём (monasterium meum Sancti Demetrii super Zuam fluvium), является фальсификатом XIII в.19 Тем не менее, вслед за Д. Дёрффи венгерские историки считают вероятным временем основания этого монастыря середину XI в.20
Что же касается островной части Срема, то там после утверждения власти венгерских королей обосновались клирики латинского обряда. Во время возвращения острова в состав Византии на несколько месяцев в 1128 г. и при Мануиле I Комнине в 1164-1180гг. религиозная ситуация в превратившемся в Митровицу Среме, скорее
15 Gyorffy G. A szavaszentdemeteri gorog monostor XII. szazadi birtokosszeirasa. A Magyar Tudomanyos Akademia Tarsadalmi-Torteneti Tanulmanyok, 1952, k. II, sz. 3-4, o. 332.
16 Popovic V. Sirmium. Archeological investigations in Syrmian Pannonia, vol. XI. Beograd, 1980, p. I-V.
17 Dummerth D. Az Arpadok nyomaban. Budapest, 1977, o. 224.
18 Палатин (венг. надор) был высшим должностным лицом средневекового Венгерского королевства.
19 Diplomata Hungariae antiquissima, vol. I: 1000-1131. Ed. G. Gyorffy. Budapest, 1992, p. 162, 160.
20 Gyorffy G. A szavaszentdemeteri gorog monostor..., o. 339; Takacs M. Mitrovica, o. 460.
всего, сохранялась неизменной. Судьба православной епархии после смены власти неясна; более ранние исследователи, особенно слависты, считали её существование непрерывным, однако, скорее всего, оно было прервано, или же, согласно интерпретации Д. Дёрффи, епископская кафедра была перенесена в Бач (Сербия)21.
Общеизвестно, каким почитанием у южных и восточных славян в первые века их христианской истории пользовался св. Димитрий Солунский. Достаточно вспомнить Повесть временных лет, где в рассказе о походе киевского князя Олега на Константинополь, датируемого летописцами 907 г., этого закоренелого язычника греки якобы назвали св. Димитрием, считавшимся небесным покровителем славянства22. Это во многом способствовало тому, что появление на северном, левом берегу Савы монастыря названного святого вскоре сделало его одним из наиболее посещаемых паломниками и богатейшим православным монастырём Венгерского королевства. Одним из следствий этого стало постепенное исчезновение топонима Сирмий/Срем, поскольку заселившие к тому времени его округу славяне стали называть поселение рядом с монастырём сначала Димитровицей, а позднее Митровицей. Венгры же называли и называют его и в наши дни Савасентдеметер («св. Димитрий на Саве»).
Для средневековой Венгрии, значительную долю населения которой составляли славяне, была характерна веротерпимость к исповедовавшим христианство восточного обряда, за что короли из династии Арпадов подвергались суровой критике со стороны Римской папской курии23. В монастыре св. Димитрия на Саве мирно сосуществовали, живя в отделённых друг от друга кельях, греческие, славянские и венгерские монахи, а их общего игумена назначал константинопольский патриарх. По мнению венгерских исследователей, все греческие монахи, проживавшие в Венгрии эпохи Арпадов, были василианами24. О подробностях внутренней жизни обители практически ничего неизвестно.
Между 1193—1196 гг. Бела III (1172-1196) подарил монастырь лавре св. Феодосия, не зная, однако, в какой степени василиане в Иерусалиме смогли реализовать свое право владения. В связи с этим дарением по указанию короля была проведена перепись имущества обители св. Димитрия на Саве. Текст этой описи до нас не дошёл, но он (или его копия) был в распоряжении Римской папской курии. На его основе была составлена булла Гонория III (1216-1227), подписанная папой 29 января 1218 г. После первого издания текста этой буллы в середине XIX в. А. Тайнером И. Шаране-вич и М. С. Грушевский пытались идентифицировать личности упомянутых в булле русских князей, но результаты этих попыток были неубедительными25. Подвергший тщательному анализу текст буллы Д. Дёрффи доказал, что Рюриковичами, ежегодно поставлявшими в обитель св. Димитрия на Саве воск в размере 13 кантаров (между 656,5 и 731,9 кг), были правители юго-западной Руси.
21 Gyorffy G. A szavaszentdemeteri gorog monostor..., o. 343.
22 ПСРЛ.Т. I: Лаврентьевская летопись. М., 1997. Стб. 30; Т. II: Ипатьевская летопись. М., 1998. Стб. 21.
23 Папа Евгений III (1145-1153) в конце своего понтификата направил через Венгрию на Русь посольство во главе с настоятелем Райхерсбергского монастыря Герхохом (ум. в 1169). Перед вступлением в пределы Венгерского королевства Герхох подверг суровой критике его правителя Гезу II (1141-1162) за недостаточную христианизацию страны (на самом деле — за толерантность по отношению к православным подданным). В ответ король не пустил миссию Герхоха в свои владения, чем отрезал ему путь на Русь. Подробнее об этом см.: Юрасов М.К. Венгрия и русские княжества в XII в. СПб., 2019. С. 342-345.
24 Font M. A kereszteny nagyhatalmak vonzasaban. Kozep- es Kelet-Europa a 10-12. szazadban. Budapest, 2005, o. 116.
25 Подробнее об этом см.: Юрасов М.К. Венгрия и русские княжества в XII в. С. 245-248.
Первым из них, упомянутых в булле Гонория III, по мнению Д. Дёрффи, был княживший в Теребовле Василько Ростиславич (1084-1124), предательски ослеплённый в 1097 г. Давыдом Игоревичем, что стало причиной двухлетней междоусобицы в юго-западной Руси, в которой приняло участие и венгерское войско во главе с королём Калманом Книжником (1095-1116). После смерти Василька в 1124 г. воск в монастырь св. Димитрия на Саве продолжил поставлять его сын — первый галичский князь Иван Василькович (1124-1141). Последним из Рюриковичей, снабжавшим обитель воском, стал племянник Василька Теребовльского — объединитель юго-западной Руси под властью Галича Владимир Володаревич (1141-1153)26. Судя по всему, сын и преемник последнего Ярослав Осмомысл (1153-1187) не стал продолжать эту традицию.
Принадлежность Венгерского королевства к католическому миру осложнила положения монастыря св. Димитрия на Саве после 1204 г., когда разорение крестоносцами Константинополя побудило Римскую папскую курию в оправдание этой акции объявить православных христиан врагами, не способными избавиться от своих «заблуждений». В начале XIII в. печское епископство вело долгую и безуспешную тяжбу за право юрисдикции над монастырём27.
После татарского нашествия (1241/2 г.) сюда из Банмоноштора (совр. Баноштор, Сербия) перенесли сремскую епископскую кафедру латинского обряда, и тогда же перестроили храм св. Иринея (венг. св. Эрньё). Район острова на Саве был назван Сентерньё в честь святого покровителя церкви, а в 1264 г. герцогиня подвластной Ар-падам Мачвы Анна получила его во владение от отца, короля Белы IV. Окончательно православная монашеская жизнь прервалась здесь в начале XIV в., а после 1344 г. в Митровице обосновались монахи-бенедиктинцы28.
Источники и литература
Источники
1. Константин Багрянородный. Об управлении империей. Текст, перевод, комментарий. 2-е изд. М., 1991.
2. ПСРЛ. Т. I: Лаврентьевская летопись. М., 1997.
3. ПСРЛ. Т. II: Ипатьевская летопись. М., 1998.
4. Сказания о начале славянской письменности / Вступ. статья, пер. и комм. Б. Н. Флори. М., 1981.
5. Чудеса св. Димитрия Солунского / Пер. и комм. О. В. Ивановой // Свод древнейших письменных известий о славянах. Т. II (VII-IX вв.). М., 1995. С. 91-211.
6. Diplomata Hungariae antiquissima, vol. I: 1000-1131. Ed. G. Gyorffy. Budapest, 1992.
Литература
7. Алексеев С. В. Славянская Европа V-VIII веков. М., 2009.
8. Королев А.А. Ириней // Православная энциклопедия. Т. 26. М., 2011. С. 421.
9. Юрасов М.К. Венгрия и русские княжества в XII в. СПб., 2019.
10. Boba I. Moravia's History Reconsidered. A Reinterpretation of Medieval Sources. Hague, 1971.
26 Gyorffy Gyorgy. A szávaszentdemeteri gorog monostor..., k. III, sz. 1-2, o. 76-80.
27 Takács M. Mitrovica, o. 461.
28 Ibid.
11. Dummerth D. Az Arpâdok nyomâban. Budapest, 1977.
12. Font M. A keresztény nagyhatalmak vonzâsâban. Kozép- és Kelet-Eurôpa a 10-12. szâzadban. Budapest, 2005.
13. Gyôrffy G. A szâvaszentdemeteri gôrôg monostor XII. szâzadi birtokôsszeirâsa. A Magyar Tudomânyos Akadémia Târsadalmi-Torténeti Tanulmânyok, k. II (1952), sz. 3-4, o. 325-362; k. III (1953), sz. 1-2, o. 69-104.
14. Melich J. A honfoglalâskori Magyarorszâg. Budapest, 1915.
15. Popovic V. Sirmium. Archeological investigations in Syrmian Pannonia, vol. XI. Beograd, 1980.
16. Takâcs M. Mitrovica. Korai magyar torténeti lexikon (9-14. szâzad), sz. Gyula. Budapest, 1994, o. 460.
Sources and References
Sources
1. Constantine VII Porphyrogenitus. De Administrando Imperio. Text, translation, commentary. 2-nd ed. Moscow, 1991. (In Russian)
2. Polnoe sobranie russkih letopisej [Complete Collection of Russian Chronicles], vol. 1: The Lavrentiev Chronicle. Moscow, 1997. (In Old-Russian)
3. Polnoe sobranie russkih letopisej [Complete Collection of Russian Chronicles], vol.2: Ipatiev Chronicle. Moscow, 1998. (In Old-Russian)
4. Skazanija o nachale slavjanskoj pis'mennosti [Stories about the beginning of Slavic writing]. Ed. by B. N. Florya. Moscow, 1981. (In Russian)
5. Chudesa sv. Dimitrija Solunskogo [Wonders of St. Demetrius of Thessalonica]. Ed. by O.V. Ivanova. In: Svod drevnejshih pis'mennyh izvestij o slavjanah [Collection of ancient written news about the Slavs], vol. 2 (7-9 centuries). Moscow, 1995, p. 91-211. (In Old-Russian)
6. Diplomata Hungariae antiquissima, vol. I: 1000-1131. Ed. G. Gyorffy. Budapest, 1992. (In Latin)
References
7. Alekseev S.V. Slavjanskaja Evropa V-VIII vekov [Slavic Europe in 5-8 centuries]. Moscow, 2009. (In Russian)
8. Korolev A.A. Irinej. Orthodox Encyclopedia, vol. 26. Moscow, 2011, p. 421. (In Russian)
9. Jurasov M. K. Vengrija i russkie knjazhestva v XII v. [Hungary and Russian principalities in 12 centuries]. St. Petersburg, 2019. (In Russian)
10. Boba I. Moravia's History Reconsidered. A Reinterpretation of Medieval Sources. Hague, 1971. (In English).
11. Dummerth D. Az Arpadok nyomaban [In the footsteps of the Arpads]. Budapest, 1977. (In Hungarian)
12. Font M. A kereszteny nagyhatalmak vonzasaban. Kozep- es Kelet-Europa a 10-12. szazadban [In the attraction of Christian great powers. Central and Eastern Europe in the 10th-12th century]. Budapest, 2005. (In Hungarian)
13. Gyorffy G. A szavaszentdemeteri gorog monostor XII. szazadi birtokosszeirasa [The Greek monastery of Szavaszentdemeter XII. century estate census]. A Magyar Tudomanyos Akademia Tarsadalmi-Torteneti Tanulmanyok [Social-Historical Studies of the Hungarian Academy of Sciences], vol. II (1952), no. 3-4, p. 325-362; vol. III (1953), no. 1-2, p. 69-104. (In Hungarian)
14. Melich J. A honfoglalaskori Magyarorszag [Hungary at the time of the conquest]. Budapest, 1915. (In Hungarian)
15. Popovic V. Sirmium. Archeological investigations in Syrmian Pannonia, vol. XI. Beograd, 1980. (In English)
16. Takacs M. Mitrovica. Korai magyar torteneti lexikon (9-14. szazad) [Early Hungarian historical lexicon (9th-14th century)], ed. by Gyula. Budapest, 1994, p. 460. (In Hungarian)